Главные вкладки

    Ваш ребенок самостоятелен?
    материал (младшая группа) по теме

    Консультация для родителей

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

                            Консультация на тему: «Ваш ребёнок самостоятелен?»

                                                    2  младшая группа.

                                     Уважаемые папы и мамы, бабушки и дедушки!

           Благодарим вас, что вы нашли время и пришли на встречу. Тема нашей дискуссионной встречи «Ваш ребёнок самостоятелен?»

           Уже на третьем году жизни у детей формируются навыки самообслуживания, самостоятельность в действиях. Ребёнок говорит: «Я сам!» Эта фраза становится любимым и наиболее часто повторяющимся изречением ребёнка. Родители часто спрашивают, что случилось с ребёнком, почему он вдруг стал упрям, строптив, капризен, почему даже спокойного до 3 лет малыша стало трудно накормить, уложить спать, одеть. Это объясняется тем, что возрастающие самосознание, самостоятельность, активность ведут к изменению места ребёнка в системе отношений ребёнок- взрослый, ребёнок- сверстник. Отсюда его нежелание подчиняться  требованиям взрослых. Данное явление получило название» кризиса трёх лет», которое выражается в перестройке привычных отношений между ребёнком и  взрослыми. Он начинает стремиться к самостоятельному достижению цели, которой не всегда может достичь в силу недостаточной физической социальной зрелости. В этом возрасте отношения родителей с детьми должны строиться на деловой основе( деловое общение), то есть нам и вам .родителям, необходимо перестраивать отношения с ребёнком, давая ему простор для пробы своих возможностей, не жалея для  этого ни времени, ни сил, тогда трудности в воспитании детей 4-го года жизни частично снимаются. Позвольте детям проявить самостоятельность во всём: в действиях, в играх, в процессе умывания, одевания, приёма пищи. Давайте детям элементарные трудовые задания, при выполнении которых дети чувствуют себя равноправными членами семейного коллектива, они начинают осознавать свои обязанности  по отношению к ним ,приобретают умение действенно  заботиться о своих близких. В процессе самообслуживания дети узнают много нового о вещах, об их качествах и назначении. Последовательность процессов одевания, умывания, раздевания требует работы памяти. Для точности выполнения действия необходимо внимание, сосредоточенность. Труд  по самообслуживанию развивает у ребёнка ловкость, координацию движений, приучает к порядку, формирует самостоятельность, меньшую зависимость от взрослого, уверенность в своих силах, желание и умение преодолевать препятствия.

            Самостоятельность детей 3-4 лет проявляется в режимных процессах, где совершенствуются навыки самообслуживания; в игре, когда самостоятельно , без подсказки взрослого воспроизводит  2-3 эпизода из жизни, сам выбирает игру, сюжет игры. Даже на занятиях дети самостоятельно придумывают и осуществляют постройку; при выполнении трудовых поручений проявляют самостоятельность. Самостоятельность проявляется и во взаимоотношениях между детьми. Ребёнок по своей инициативе выражает внимание к сверстникам: жалеет, оказывает помощь.

              Программой воспитания и обучения  в детском саду у детей 4-го года жизни предусматривается воспитание следующих навыков самообслуживания: самостоятельно и аккуратно есть, хорошо пережёвывая пищу с закрытым ртом; пользоваться ложкой, вилкой; без напоминания пользоваться салфеткой; самостоятельно мыть руки, засучивая рукава, мыть лицо, не разбрызгивая воду, пользоваться мылом, сухо вытираться полотенцем, без напоминания вешать его на отведённое место, пользоваться личным полотенцем, носовым платком; самостоятельно одеваться и раздеваться в определённой последовательности, аккуратно складывать и вешать одежду, замечать неполадки в костюме и исправлять их либо самостоятельно, либо обратившись за помощью к взрослому или товарищу; убирать игрушки, книжки, строительный материал на определённое место. Эти навыки могут быть сформированы и стать достаточно устойчивыми лишь тогда, когда в семье будут созданы условия приспособлена по росту ребёнка вешалка для одежды; выделены индивидуальная полка или место на полке для хранения предметов туалета ( носовых платков, лент, носков), постоянное и удобное  место для полотенца, зубной щётки, мыла; сделана устойчивая подставка под ноги для умывания; даётся зубная для одевания одежда ( легко застёгивающиеся пуговицы, шнурки для обуви с наконечниками и пр.).Только лишь условия, созданные взрослыми, правильное руководство действиями  со стороны взрослых позволяют формированию навыков самообслуживания, самостоятельности.

             Дети 3-4 лет ещё недостаточно умелы , ловки, и многие матери стремятся избавить ребёнка от трудного, с их точки зрения, дела, потому что им или некогда ждать. Или не хватает терпения. Поэтому они сами быстро натягивают ребёнку колготки, зашнуровывают ботинки. Кажется, всё хорошо ребёнок одет  и играет. Но родители даже не осознают, что тем самым они отнимают у сына( или дочери) его дело, его работу.

            Уважаемые родители, попробуйте понаблюдать за своими детьми. Дети охотно делают всё, что их интересует: ведь они только познают мир, и каждая вещь, её качества и изменения для него новы. Вот колготки собраны «гармошкой» и вдруг распрямились на ноге. Где же гармошка? Резинка маленькая, а потянешь - она вытягивается, становится длинной и вырывается из рук, как живая. Хочет застегнуть пуговицу, она не слушается – и вдруг пролезла в петлю. Ребёнок чувствует себя победителем. Надо положить начало навыку самостоятельного одевания раздевания.

             Постепенно у ребёнка приобретается навык. Он осваивает целый ряд движений, и ему уже не нужно затрачивать столько усилий, интерес его переключается на другое, остаётся привычка делать всё самому. Если не воспитывать навык самообслуживания, самостоятельность сейчас, то позднее, когда ребёнок подрастёт, его уже придётся с трудом приучать к самообслуживанию. Родители же  будут удивляться: откуда взялись эта неумелость и нежелание трудиться. Но виноваты-то они сами. При проявлении самостоятельности в действиях, в игре необходимо поощрять действия ребёнка, одобрять его намерения. Надо внимательно относятся ко всему, что делает ребёнка, вместе с ним разобраться, что тут хорошо, а что плохо и почему это поможет ребёнку быстрее понять

    свои ошибки, утвердится в достигнутом и в следующий раз постараться сделать лучше.

    Надо учить детей доводить начатое до конца, а любовь ребёнка к игре можно использовать с целью повышения его интереса к самообслуживанию, если этот интерес угас или ребёнок по какой это причине не хочет выполнять или иное дело.  Например, ребёнок отказывается вечером убирать игрушки. Можно напомнить ему, что завтра к мишке придут гости, поэтому всё нужно очень хорошо убрать . чтобы ему не было стыдно или сказать, что завтра вы вместе будете ремонтировать машины, а для этого их надо сегодня аккуратно поставить в гараж и т.п. Также навыки самообслуживания самостоятельность формируются в дидактических играх: «Уложим куклу спать», «Накормим куклу», «Оденем куклу на прогулку» и др.

                Таким образом, во всех видах  деятельности и в разных жизненных ситуациях проявляется и формируется детская самостоятельность – важное и сложное качество личности. Обучать детей самостоятельности можно, показывая им реальные действия (мытьё рук, пользование полотенцем), а также инсценировки с игрушками (одевание и кормление куклы и т.п.)

                 Формирование самостоятельности – сложный процесс. Недостаточно добиваться, чтобы дети усвоили некоторые необходимые сведения и умения, научились совместно играть, оказывать помощь друг другу. Необходимо ещё сформировать у них стремление активно действовать в соответствии с накопленными сведениями и умениями. Запомните, уважаемые родители, что предъявляя требования к ребёнку, надо в то же время предъявлять требования и к себе, так как  деятельность младшего дошкольника имеет подражательный характер, он берёт  пример прежде всего с родителей. Вот я вам рассказала в чём же ребёнок 3-4 лет проявляет самостоятельность, как она проявляется, что необходимо  нам сделать для этого. А теперь вы можете высказать своё мнение. Благодарю вас за внимание!



    Предварительный просмотр:

                                                 

                                                 Уважаемые родители!

            Надеемся, что вас заинтересует тема предстоящей дискуссионной встречи «Ваш ребёнок самостоятелен?»

             Просим вас дать письменно ответы на вопросы:

    1.Самостоятельно ли ваш ребёнок моет лицо, руки, не разбрызгивая воду, не мочит ли одежду, чистит зубы, пользуется мылом? (да, нет)

    2. Самостоятельно ли вытирается полотенцем, вешает его в определённое место без напоминания  ? (да, нет)

    3. Самостоятельно ли ваш ребёнок пользуется личным полотенцем, салфеткой, носовым платком? (да, нет)

    4.Самостоятельно ли ваш ребёнок одевается и раздевается в определённой последовательности, аккуратно ли складывает одежду в определённое место? ( да, нет)

    5.Самостоятельно ли ваш ребёнок исправляет заметив неполадки в костюме? ( да, нет)

    6. Сам ли ваш ребёнок, без напоминания взрослых, здоровается и прощается с знакомыми людьми? (да, нет)

    7.Самостоятельно ли ваш ребёнок в выборе игры, осуществлении задуманного, в строительстве сюжета игры? (да, нет)

    8. Может ли ваш ребёнок считать до пяти, различает ли геометрические фигуры: квадрат, круг, треугольник, овал? (да, нет)

    9. Сам ли ваш ребёнок убирается в игровом уголке своей комнаты? ( да, нет)

    10.Самостоятельно  ли или с небольшой помощью взрослого заправляет свою постель?( да, нет)

          Кто отвечал на вопросы: отец, мать, дедушка, бабушка.( подчеркните)

          Благодарим вас, что вы найдёте возможность принять участие во встрече


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия "Права ребенка", Сборник загадок о правах ребенка, Викторина для детей на тему: "Права ребенка"

    Данный конспект занятия помогает:упорядочить, систематизировать знания детей о гражданских правах и обязанностях;развивать правовое мировоззрение и представления о нравственности;учить анализировать, ...

    Консультации для родителей: "Как научить ребенка общаться с людьми?", "Как помочь тревожному ребенку, агрессивному ребенку?"

    В группу детского сада входит ребенок. Он напряженно вгляды­вается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоро­вается и неловко садится на краешек ближайшего стула. Кажется, что...

    « Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»

    Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с требов...

    Брошуры: "Развитие ребенка 3-4 лет", "Развитие ребенка 4-5 лет", "Развитие ребенка 5-6 лет", "Развитие ребенка 6-7 лет"

    В  брошурах описанны особенности развития детей в разные возрастные периоды- 3-4,4-5,5-6,6-7 лет....

    Ребенок дома, ребенок на улице ,ребенок в природе

    Основы безопасной жизнидеятельности ребенка...