Консультация для родителе по половому воспитанию дошкольников: «Мама, откуда я взялся?»
статья по теме

Яковлева Полина Васильевна

Одно из главных воспитаний в дошкольном возрасте это половое, но часто родителям очень трудно разговаривать со своим ребенком на "интересные " темы. В данной статье автор помогает родителям ответить правильно на такие вопросы ребенка как: "Откуда я взялся? как появился братик?" и т.д. Приводятся много примеров по правильному половому воспитанию детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл polovoe_vospitanie.docx17.92 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителе по половому воспитанию дошкольников подготовила Яковлева Полина Васильевна, воспитатель старшей (разновозрастной) группы МБДОУ д/с №3 г.Белгорода

«Мама, откуда я взялся?»

Дети дошкольного возраста очень любознательны и приходит время, когда подросшие ребята спрашивают и настойчиво ищут ответа на вопросы: «Откуда появился маленький братик? Откуда берутся дети?» Эти вопросы нередко приводят родителей в смятение: им кажется, что ребенок слишком быстро развивается и интересуется тем, что ему еще рано знать.

Но задача каждых родителей не отвернуться от вопроса ребенка, а простым, доступным образом дать ответ.

Да, к такому ответу на такой щекотливый вопрос следует основательно подготовиться.  Со временем к этому процессу  присоединятся детские дошкольные образовательные учереждения, друзья, телевизор, интернет, но первым в списке полового воспитания ребёнка стоят мама и папа.

Начать беседу со своим ребёнком "по половому вопросу" не так уж легко. Многие родители беспокоятся о том, что могут сказать  очень много или мало, рано или поздно, не могут решить какие слова можно и нужно сказать в таком «вопросе».

Прежде чем отвечать на такие вопросы, нужно спросить ребенка, зачем ему захотелось это узнать. Иногда оказывается, что ребенка волнует вовсе не то, как он появился на свет, а  откуда он приехал на эту улицу или в дом, где живет. Например, в одном дошкольном учреждении воспитатель читал  рассказ Чеслава Яншарского «Мишка Ушастик в детском саду» .После воспитанник Толя придя вечером домой  поинтересовался у отца: «Откуда я взялся?» Отец объяснял очень долго и путанно, а мальчик закончил этот разговор сам, сказав: «А вот обезьянка взяла и приехала из Африки».

Вопросы, которые задают дети, чаще всего - проявление любознательности и связаны с впечатлениями их от внешнего мира, наблюдениями. Малыш слышит, что у соседки родился ребенок, видит, как и его собственная мать шьет распашонки или пеленки для будущего братика или сестрички, упоминание о которых он улавливает в беседе взрослых между собой. Детей интересует сам факт рождения человека, и не более. У нормально развивающегося ребенка никакого сверхособого интереса к половым вопросам нет.

Ребята замечают изменение фигуры матери. Так, пятилетний Миша заявляет: «Мамочка, какая ты стала толстая!» Мать спокойно и правильно ответила: «Скоро у тебя будет маленький братик или сестричка. Сейчас он растет у меня в животике, а как вырастет, родится». Ответ удовлетворил мальчика, и он с нетерпением стал ждать появления маленького ребенка.

Детям необходимо говорить только то, что они хотят знать. Отвечать на вопросы нужно серьезно, спокойно, коротко. Ответ должен быть ясным: дети появляются и растут в животе у мамы. Вначале они очень маленькие, постепенно растут и, когда становятся большими, их отделяют от мамы. Для того чтобы отделить ребеночка от мамы, ей придется лечь в больницу.

Интересный пример приводится в книге Л. Писаревой «Практика воспитания детей»: «...Папа с семилетним Мишей шли по улице. Была ранняя весна, и на улицах такая гололедица, что идти было очень трудно, некоторые прохожие падали. На середине горки, на самом крутом месте, стало совсем трудно идти. И тут они увидели чужую, незнакомую папе и Мише тетю, которая спускалась вниз, попала на скользкое место и никак не могла выбраться ни вперед, ни назад. У тети был большой живот, такой большой, что Миша никогда такого не видел, оттого тете было еще труднее идти. Папа быстро подошел к тете и со словами «Мы вам поможем» взял ее под руку. «Миша, помоги»,- сказал папа. Миша подал тете руку, и все стали спускаться вниз. Спустились благополучно. Тетя очень обрадовалась и горячо поблагодарила папу и Мишу за то, что они ей помогли. «Папа, отчего у нее такой большой живот?» - спросил Миша, когда они снова пошли своей дорогой. «А оттого, Миша, что она скоро будет мамой, у нее родится маленький ребеночек, такой же маленький, какого ты видел у дяди Кости и тети Маши, таким же маленьким был и ты, когда родился, и я, и твоя мама. Ребенок вначале так мал, что не может еще сам дышать и есть и, пока он не станет крепче, спит, свернувшись в клубочек в животе у своей мамы, там ему тепло и мягко, и мама кормит его своей кровью, а когда он подрастет, тогда ребенок выйдет наружу, и его уже можно носить на руках и баюкать, и тогда уже сам дышит и сам пьет молоко. Когда ребенок родится, мама его хворает, но потом все проходит, и папа и мама очень радуются, что у них появился маленький человечек. Но пока маленький спит в животе у мамы, он очень слабый, и его надо беречь, значит, нужно беречь и маму. Вот если бы мы той тете не помогли, она могла бы упасть и ушибить свой живот и маленького ребеночка, который находится у нее внутри».

При объяснении нужно идти от известного к неизвестному. Например, легче объяснить рождение ребенка сельскому мальчику или девочке: ведь они бывают свидетелями, как вылупливаются цыплята, как кошка «окотилась» и т. д. Городскому ребенку труднее объяснить это.

Немецкий ученый Гунтер Фейстель привел такой пример разумного ответа на вопросы пятилетнего мальчика. Вначале отец показал сынишке размножение бабочек, затем во время прогулки в лесу - высиживание птенцов птицами, потом - семейство кроликов. Сын спросил: «А кролики тоже из яиц вылупливаются?» Отец объяснил: «Крольчата такте маленькие, что живут сперва в теле матери». Тогда сам ребенок догадался, почему у его приятеля была такая толстая кошка, а после появилось пять котят. Но малыша мучит вопрос: сам-то он не помнит, как появился на свет. «Конечно не помнишь! Ты был совсем маленький, несмышленыш. Но мы ждали тебя и были очень рады, что ты родился». Малыш был полностью удовлетворен и больше не задавал никаких вопросов.

Часто боясь серьезного разговора, родители придумывают сказки  про капусту, аистов и т.д. Ребенок безоговорочно верит своим родителям, что его нашли в капусте, затем и сам продолжает долго искать кого-либо в капусте.

На вопрос дочери «Откуда я появилась?» мать ответила: «Аист в клюве принес и бросил через дымоход в дом». С тех пор девочка постоянно заглядывала в дымоход, а вечером, прежде чем лечь спать, обязательно открывала дымоход. Так было до 10 лет, а потом... Девочка долго переживала родительский обман.

Ответы взрослых должны быть простыми и естественными. При этом родителям надо реагировать на вопросы детей так, чтобы прежде всего исключить всякое собственное удивление и смущение, а также строгость и возмущение. Ответы и пояснения, которых ждут дети, должны исходить из естественных законов природы и ни в коем случае им не противоречить. Эти ответы должны быть краткими, четкими, не касающимися деталей, а только существа вопроса.

У дошкольников может возникнуть вопрос о роли отца в появлении ребенка. Можно дать такой ответ: «Ребенок в животе у мамы появляется тогда, когда родители живут дружно, заботятся друг о друге и по-настоящему любят друг друга». Интересный ответ дает Л. Н. Гудкович в журвале «Семья и школа»: «В животе у мамы есть железки, которые вырабатывают крохотные яички, и если такое яичко встретится с семенами папы, то оно начинает расти - пока не вырастет. На возможный вопрос «А откуда в мамином животике берется папино семя?» ответить можно спокойно, что оно попадает к маме тогда, когда родители спят ночью вместе и очень любят друг друга».

Беседуя на подобные темы с ребенком, можно добавить, что об этом следует говорить только в своей семье. Эта общая тайна еще больше сблизит детей и родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для родителей по музыкальному воспитанию дошкольников

Консультации по музыкальному воспитанию дошкольников. Оформление ширм для детского сада....

Консультация для родителей по гендерному воспитанию дошкольников

       Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, кото...

Консультация для родителей по трудовому воспитанию дошкольников «Не принуждать, а приучать»

Главными качествами, которые мы должны воспитывать у детей, должны быть любовь к труду, уважение к труженикам, готовность выполнять любую нужную для общества работу. Труд должен стать жизненной ...

Консультация для родителей: духовно-нравственное воспитание дошкольников

Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой  частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры; качественно новой ступе...

Консультация для родителей по экологическому воспитанию дошкольников на тему: «Воспитание любви к природе»

Консультация для родителей о том, как приобщить детей к миру природы, воспитать гуманное отношение...

Консультация для родителей «Духовно-нравственное воспитание дошкольников. Воспитание доброты»

Духовность – это нравственно-эстетическое состояние человека, выражающееся в приверженности таким ценностям, как свобода, гуманизм, социальная справедливость, истина, добро, красота, в беск...

Рекомендации родителям по половому воспитанию дошкольников

Рекомендации родителям по половому воспитанию дошкольников...