Родительское собрание "Зачем детям нужна мама"
методическая разработка (средняя группа) по теме

Бехлер Мария Николаевна

                                                 Ход собрания

 

Ведущий. (на фоне лирической музыки). Мама – самое прекрасное слово на земле. Это первое слово, которое произносит человек, и звучит оно на всех языках одинаково нежно. (Включается магнитофонная запись с ответами на вопросы) « Вы любите своих мам? Какая у тебя мама?».

   Дети любят вас, и это прекрасно, ибо всё воспитание строится на любви.

О чем мечтает каждая мать? О счастье своих детей. В мыслях матери – дети. В сердце - постоянная тревога не только об их здоровье, но и о том, как воспитывать, что делать для того, чтобы они стали гордостью, опорой, надеждой. Сегодня мы собрались, чтобы поговорить на тему « Зачем детям нужна мама?» ( Включается магнитофонная запись с ответами на этот вопрос) Вы нужны своему малышу. Кто ещё так умеет чувствовать боль ребёнка, радоваться каждому его успеху.

Ответы на вопросы анкеты показывают, что есть у вас успехи и радости, есть трудности и сомнения. ( Зачитывает ответы на вопросы анкеты в, г, ж)

  Цель нашей встречи – помочь друг другу в преодолении трудностей, обсудить книгу « мама и детский сад» Л.а. Никитиной. На ваших столах лежат карточки с выдержками из этой книги. Прочитав карточку, передайте её по кругу (Тихо звучит музыка.)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Более пяти лет я использую в своей образовательной деятельности нетрадиционную методику проведения родительских собраний, которая повысила интерес семьи к вопросам воспитания.

    Темы собраний разрабатываю с учётом интересов родителей и возрастных особенностей детей.

 

                                  План подготовки собрания

          1.Анкетирование родителей по теме собрания.

Анкеты заполняются дома, до собрания, их результаты используются в ходе его проведения.

      2. Изготовление приглашений каждой семье (в виде аппликации)

Важно, чтобы в  изготовлении приглашений принимали участие дети.

  Родители получают приглашение за неделю до собрания.

3.Изготовление памяток с советами на тему собрания.

Содержание памяток должно быть кратким, текст напечатан крупным шрифтом.

      4. Подготовка конкурсов, выставок.

В конкурсах участвуют дети и родители.

Все работы выставляются до начала собрания. Лучшую работу выбирают родители. Победителю вручается приз.

      5. Запись на магнитофон ответов детей по теме собрания.

     6. Приглашение на собрание сказочного героя.

     7. Подготовка плакатов по теме собрания.

     8. Проведения заседания родительского комитета.  

           Распределение обязанностей по подготовке собрания

                Назначаются ответственные за:

  1. музыкальное оформление;
  2. организацию конкурсов;
  3. оформление группы.

При оформлении группы необходимо заранее расставить на столах карточки с полными именами родителей; положить конверты с цветограммами, памятками, фишки красного, желтого, синего цветов, а также карандаши, работы детей по лепке, рисованию, аппликации.

  На столе педагога устанавливаются магнитофон, настольная лампа или подсвечник со свечами, размещаются методические материалы.

 Время проведения собрания – 1 час.(40 мин. с родителями и 20 мин. с участием детей)

                              План проведения собрания

1.Вступление. Короткое, эмоциональное, настраивающее на тему предстоящего разговора. Желательно использовать музыкальный фон (звуки гитары, фортепиано, магнитофонная запись).

2. Беседа. Важно, чтобы  не рассматривалось большое количество вопросов и ситуаций (достаточно 3-4 выступлений).

                            Основные требования к беседе

Не следует упрекать и поучать родителей. Чаще нужно использовать в качестве примеров моменты из жизни группы.

  Рассказывая о нежелательных поступках детей, не следует называть их фамилии.

 Лучше беседу вести при мягком освещении. Переходы от одной ситуации к другой можно разделять короткой музыкальной паузой. Разбираемые ситуации по возможности лучше инсценировать.

3.Магнитофонные записи. Включаются на разных этапах собрания.

4.Самоанализ. Педагог зачитывает основные правила воспитания. Если в семье данное правило выполняется всегда, то родители выставляют на столе фишку красного цвета, если не всегда – желтого, если не выполняется – синего. (Количество фишек не подсчитывается.) Подытоживая этот этап, педагогу следует подчеркнуть значимость правил воспитания и выразить надежду, что все родители будут ими руководствоваться

5. Практическая. Выполнение заданий всеми родителями ( изготовление гирлянд, игрушек, сервировка стола, разучивание точечного массажа, гимнастики для глаз и др.) в соответствии с темой собрания.

6.Вручение призов, грамот, медалей за активное участие родителей в жизни группы, за успехи в воспитании детей.

7. « Острое блюдо». Короткие вопросы по теме собрания, вложенные в перечницы, под музыку раздаются родителям. Время для ответа – 1-3 мин. Родители отвечают только по желанию.

8.Мудрые мысли. На каждом столе лежат карточки с пословицами, четверостишиями, высказываниями великих людей на тему собрания. Под музыку карточки передаются по кругу. Таким образом, родители знакомятся с содержанием каждой карточки.

9.Работа с памятками. Родителям предлагается прочитать тексты памяток и выделить из них те пункты и советы, которые, используются ими на практике и дают положительные результаты. После этого проводится осуждение предложенных советов, родители делятся своим опытом.

10.Иинсценирование ситуаций из практики воспитания детей, как положительных, так и отрицательных, старшими дошкольниками или школьниками.

11.Конкурс на лучшее название. Родителям  предлагается придумать название детского рисунка. Ведущий зачитывает ответы. За самый остроумный вручает приз.

12.Окно – очень короткие новости Педагог знакомит родителей с открытиями науки в области детской педагогики и психологии.

13.Слово – эстафета. Родители должны по очереди продолжить начатое ведущим предложение. Например: ( « Мой ребёнок будет успешно учиться, если я…»). Желательно, чтобы при этом они передавали друг другу какой-нибудь предмет.

14. Подведение итогов. На этом этапе следует определить тему следующего собрания, сроки его проведения и запланировать участие родителей в его подготовке.

15.Заключительный этап собрания. Совместное выполнение родителями и детьми практических заданий, конкурсы с участием сказочных героев, чаепитие, дегустация овощей, фруктов, целебных чаев, витаминных конфет, коктейлей.

Чтобы узнать, насколько темы и содержание родительских собраний отвечают требованием семьи, родителям можно предложить анкету.

                                Уважаемые родители!

Ваши искренние ответы на вопросы анкеты помогут нам увидеть положительные и отрицательные стороны проведённого собрания.

  1. Что побудило Вас прийти на родительское собрание? Подчеркните нужное.
  1. Дисциплинированность.
  2. Интерес к поднятой теме.
  3. Просьба ребёнка.
  4. Уважение к воспитателям.
  5. Текст приглашения.
  6. Возможное душевное успокоение после собрания.
  7. Любопытство.
  8. Личное участие в подготовке к собранию.
  9. Совместное с ребёнком участие в конкурсе.
  10. Настойчивое требование родственников.
  11. Неоднократные приглашения воспитателей.
  12. Не знаю.
  1. Как Вы считаете, есть ли необходимость посещения таких собраний всей семьёй? Почему?
  2. Как, по-вашему, был вызван интерес у детей к родительскому собранию в ходе его подготовки?
  3. Что Вам больше всего понравилось в процессе подготовки к родительскому собранию? Подчеркните нужное.
  1. Подготовка к конкурсу с участием детей и взрослых.
  2. Дни открытых дверей.
  3. Анкетирование по теме собрания.
  1. Пожалуйста, оцените, насколько Вам понравилась та или иная часть собрания в баллах: довольны – 3, частично довольны – 2, не довольны – 0.
  1. Вступительная часть-
  2. Дискуссия-
  3. Магнитофонные записи с выступлениями  детей-
  4. Музыкальное оформление-
  5. Работа с памяткой-
  6. Слово-эстафета-
  7. Конкурс на лучшее название-
  8. ОКНО - очень короткие новости-
  9. Работа с фишками-
  10. Участие детей в собрании-
  1. Было ли у Вас желание участвовать в дискуссии, разговоре? Почему?
  2. Ваши предложения, дополнения, пожелания по вопросам подготовки и проведения этого собрания.

                                      Благодарим Вас за помощь!

                                                                               

 

                                Собрание в средней группе.

                                           Подготовка

  1. Анкетирование родителей.

Вопросы:

  1. Какова, по-вашему, основная роль матери в воспитании ребёнка?
  2. Какие, на Ваш взгляд, самые главные заботы матери в семье?
  3. Считаете ли Вы, что у Вас есть взаимопонимание с ребёнком? Почему?
  4. Есть ли у Вас общие с ребёнком занятия и увлечения? Какие?
  5. Слушается ли Вас ребёнок? Почему?
  6. Участвует ли ребёнок вместе с Вами в хозяйственных делах?
  7. С какими трудностями в воспитании ребёнка Вы встретились?
  8. Как Вы считаете, какие чувства Вы вызываете у ребёнка: любовь, тревогу, страх, жалость, и т.д.?
  9. Как Вы считаете, хватает ли ребёнку Вашей любви, внимания?
  10. Какие вопросы Вы хотите задать и кому ( медсестре логопеду, заведующей , воспитателю)?
  11. Ваши предложения по организации, подготовке и проведению встречи матерей.
  1. Изготовление красочных приглашений на встречу матерей. На первой странице – слова русской народной пословицы: « Не та мать, что родит, а та, что сердцем наградит».
  2. Подборка записей с песнями о маме.
  3. Запись на магнитофон ответов детей на следующие вопросы6
  1. Какая твоя мама?
  2. Зачем тебе нужна мама?
  3. Какой ты хочешь видеть свою маму?
  4. Чем вы занимаетесь вечером? Чем занята мама? Если бы ты был (а) мамой, чем бы вы занимались вечером?
  1. Оформление фотостенда « Моя милая мамочка».
  2. Оформление красочной памятки « 10 заповедей родительства»
  3. Подготовка шаров с вопросами « Острого блюда»:
  1. Можно ли употреблять фразу « Ты плохой мальчик, плохая девочка»?
  2. Следует ли у ребёнка просить прощения. Если Вы виноваты?
  3. Каким должен быть ответ на просьбу ребёнка: можно или нельзя?
  4. Можно ли упоминать о проступке ребёнка несколько раз? А в присутствии посторонних или в кругу родственников?
  5. Какие приёмы Вам помогают избавиться от детских « а если»? Например:  «Если ты на меня не наденешь эту рубашку, то я с вами не пойду.»
  1. Оформление выдержек из книги Л.А.Никитиной.
  1.  « Каждый человек должен знать, что есть существо, любящее его и принимающее его таким, кокой он есть. Вот это принятие таким, какой он есть, - самое главное в матери».
  2. Мать, говорящая: « Я не хочу с тобой говорить», отталкивающая своё дитя, убивает в нём сына или дочь, а в себе - мать.
  3. Самая главная обязанность матери – понимать. Мать, не понимающая своего ребёнка, - это трагедия.
  4. В раннем возрасте мать для ребёнка – спасение, защитник. Мать – утешение. Должен быть человек, у которого на груди можно плакать и в5 лет и в 50.
  5. Заметьте: мать – не судья, определяющий , что хорошо, что плохо. Не пример для подражания. Не требует ребёнок от матери особого совершенства. Зато жаждет утешения, сочувствия, сострадания, соразмышления, содействия. Быть вместе – вот чего он хочет!
  6. Я училась советоваться с трёхлетним сыном. И выслушивала мнение семилетнего, не обрывая его на полуслове, и поступала так, как предлагал сын – подросток – потому и рос рядом друг.
  7. Самая распространенная ошибка – отстранить ребёнка от всех дел. Отказаться от его помощи. Потому что матери всегда проще и быстрее что-то сделать самой, чем научить этому малыша. каждый ребёнок обязательно пытается подражать работающему: берётся за веник или пылесос, за посуду. тряпку… Вот тут-то его бы не оттолкнуть. А подбодрить. Даже если мусор падает не туда, куда надо. А чистая чашка плюхается снова в мыльную воду. Это пока еще не желание помочь. « Спасибо, мой помощник. Как хорошо с тобой работается. Как быстро мы всё сделаем». Дайте ему…почувствовать себя умелым, нужным, незаменимым! Минуты, затраченные на переделку, на обучение, на разговоры с ним, обернутся потом часами сэкономленного времени и той драгоценной заботой – помощью, о которой мы все…так мечтаем.
  8. Здоровье детей заметно укрепляется, если прекратить насильственное кормление детей. Ребёнок должен есть с удовольствием и только то, что он хочет.
  9. Меняться ролями – одно из любимейших занятий всех ребят. В роли папы, или мамы. Или какого-то любимого героя они просто преображаются.
  10. Не кормление по часам, не стирка и глажение пелёнок, не суета с прогулками и купаниями – не это должно быть главным. С самого начала надо учиться наблюдать, приглядываться и стараться понять, что малышу нужно.
  1. Знакомство родителей до собрания с содержанием книги Л.А. Никитиной « Мама и детский сад» (М: Просвещение, 1990). Оформление выставки книг о маме.
  2. Подготовка плакатов:  « Любовь к детям воспитывается только любовью – как огонь зажигается только от огня». ( В.А.Сухомлинский.)  « Лучше матери друга не сыщешь. Не та мать, что родит, а та ,что сердцем наградит». (Русская народная пословица).
  3. Организация конкурса на лучшее кондитерское изделие, испеченное дома мамами вместе с детьми.

                                                 Ход собрания

Ведущий. (на фоне лирической музыки). Мама – самое прекрасное слово на земле. Это первое слово, которое произносит человек, и звучит оно на всех языках одинаково нежно. (Включается магнитофонная запись с ответами на вопросы) « Вы любите своих мам? Какая у тебя мама?».

   Дети любят вас, и это прекрасно, ибо всё воспитание строится на любви.

О чем мечтает каждая мать? О счастье своих детей. В мыслях матери – дети. В сердце - постоянная тревога не только об их здоровье, но и о том, как воспитывать, что делать для того, чтобы они стали гордостью, опорой, надеждой. Сегодня мы собрались, чтобы поговорить на тему « Зачем детям нужна мама?» ( Включается магнитофонная запись с ответами на этот вопрос) Вы нужны своему малышу. Кто ещё так умеет чувствовать боль ребёнка, радоваться каждому его успеху.

Ответы на вопросы анкеты показывают, что есть у вас успехи и радости, есть трудности и сомнения. ( Зачитывает ответы на вопросы анкеты в, г, ж)

  Цель нашей встречи – помочь друг другу в преодолении трудностей, обсудить книгу « мама и детский сад» Л.а. Никитиной. На ваших столах лежат карточки с выдержками из этой книги. Прочитав карточку, передайте её по кругу (Тихо звучит музыка.) 

                                        Вопросы для обсуждения

На какие вопросы вы нашли ответы? Над каким высказыванием вам хотелось бы поразмышлять?

С какими приёмами Вы не согласны? Что значит для Вас эти советы6 руководство к действию или повод к раздумью?

  Польский педагог Я. Корчак писал: « я хочу, чтобы поняли: никакая книга, никакой врач не заменят собственной зоркой мысли и внимательного наблюдения. Есть мысли, которые надо самому рожать в муках, и они-то самые ценные. Это они решают, дашь ли ты, мать. Грудь или вымя. Воспитываешь как человека или как самка. Станешь руководить или повлечешь на ремне принуждения».

    Пусть книга Л.Никитиной поможет вам творчески подходить к вопросам воспитания.

   Как достучаться до сердца ребёнка, как помочь ему познать окружающий мир? Согласитесь, легче это сделать в игре. В книге « мам и детский сад» есть глава « С игрой и без неё», где описана игра в космонавтов с участием и под  чутким руководством матери. Ваше мнение? Играете ли вы со своими детьми, обогащаете сюжет? Разрешаете ли детям использовать предметы кухонной утвари, есть ли у них соответствующие костюмы?

   Завершить разговор об игре я предлагаю выводом: « кажется, простая вещь: включись в игру или в то дело, которым заняты ребята, и тогда легко « достучаться» до них, добиться того, что тебе нужно. Почему же выходит это не так часто? Нужно понаблюдать, желание поиграть, умение вовремя и в лад войти в игру или всерьез отнестись к занятию малышей, без снисходительности и суеты».

 Каждого человека всю его жизнь спасает, хранит и бережет великое неповторимое чувство  - материнская любовь. Какой она должна быть? Над этим вы думали, отвечая на вопрос анкеты « как вы считаете, хватает ли ребёнку вашей любви и внимания?» Ответы были такими. ( Зачитывает.)

  Труден ответ на подобный вопрос. Всегда ли эта любовь в меру? К чему ведёт непомерная слепая любовь? Об этом думали люди всегда. Наверное, так родились родительские заповеди. Прочитайте их и подчеркните те, которые вы считаете важными, без которых не может быть правильного воспитания. Эти заповеди мы дарим вам. Пусть они помогут найти золотую середину в любви к детям.

      Я вновь возвращаюсь к анкетам. В них не случайно был поставлен вопрос:   «Слушается ли Вас ребёнок»? ( Зачитываются ответы), « Как заставить ребёнка слушаться?» - вопрос, который чаще всего задают родители.

   Сюжеты, которые сейчас вам будут представлены, помогут найти причины непослушания. ( Инсценируют дети старшего дошкольного и школьного возраста.)

  1.  Мама шлёпает сына за то, что он залезает под стол. Через две минуты он делает то же самое, но мать уже не реагирует на это, так как разговаривает с приятельницей, которой жалуется: « Видишь, я никак не могу с ним справиться». ( Ребёнок слышит эти слова.)
  2. Славик, весело подпрыгивая, шел с мамой в детский сад в первый раз. Дома ему рассказывали, что там много детей, игрушек, а значит, будет интересно. Они будут строить дом, возить мишек и зайчиков на машине. « Мама, скоро?» - спросил Славик. « Скоро», ответила мама, прошли ещё немного. У ворот детского сада мать заговорила: «Славик, веди себя хорошо, слушайся воспитательницу». « Я играть буду?» - спросил Славик. «Играть играй, но не забывай, что ты уже большой, из-за какой-нибудь игрушки драку не затевай, лучше уступи». « Ладно», - пообещал мальчик. « Помни, если затеешь драку, воспитатели тебя накажут, поставят в угол и вообще не разрешат играть. Беда мне с тобой, - вздохнула мать, - теперь целый день покоя не будет, уж лучше бы ты дома остался». Малыш остановился: « Не пойду в детский сад, не хочу».   «Что еще выдумал, а ну марш!» - возмутилась мама. Но мальчик не сдвинулся с места.
  3. мама ругает сына за грубость, которую он допустил по отношению к соседу. Однако шестилетний сын сам переходит в наступление и кричит на мать: « Мне надоело всех вас слушать!» Мать не была шокирована поведением ребёнка. Они оба продолжали повышать голос до тех пор, пока сыну это не надоело. Он с улыбкой выбежал из комнаты.
  4. Мама, оставляя ребёнка в детском саду первый раз, говорит воспитателю при малыше: « Он ужасный ребёнок. Будет ли в детском саду вести себя хорошо?»
  5. Ребёнок ходит по комнате. Мама говорит: « Не прикасайся к телевизору!» Он об этом и не думал, но теперь, когда мама подкинула интересную идею, немедленно направился к телевизору. Мама, сердито глядя на него, говорит соседке: «Видишь, всё делает наоборот, он меня совсем не слушается!»

От того, каким будет вечер в семье, зависит завтрашний день ребёнка. Создать в доме уют, тепло, покой – удел женщины, матери. За домашними хлопотами незаметно летит время и, бывает, не хватает даже нескольких  минут для беседы с ребёнком. Ждут ли. Любят ли дети эти задушевные разговоры, когда мы рассказываем о своём детстве, читаем или просто слушаем?

   Звучат магнитофонные записи – ответы детей на вопросы: «Дети, чем вы занимаетесь вечером? А если бы ты был мамой, чем бы ты занимался вечером со своим ребёнком?»

Ведущий. Позади день, полный важных дел и будничных забот, тревог и огорчений, неизбежных в любой работе. Однако почти в каждом из них есть прекрасные вечерние мгновения, когда мы разговариваем с детьми. Эти разговоры часто возникают неожиданно и подчас также неожиданно обрываются, но некоторые надолго остаются в памяти и после них возникает удивительное чувство родства, близости со своим ребёнком, взаимопонимания и доверия. В такие минуты интуитивно избегаешь грубого тона, поучений, раздражения от бесконечных вопросов, на которые зачастую и сам не знаешь ответа. Пусть такие вечера украсят детство ваших детей и будут ежедневными.

       А сейчас я предлагаю вам, дорогие мамы, необычное задание. Вспомните ваши семейные вечера и дайте им оценку. Цель этого самоанализа – помочь разобраться в отношениях с ребёнком, своевременно предотвратить ошибки, чтобы не допустить нервных срывов, агрессивности у детей.

     Итак, если вы поступаете так, как сказано, то выставляете на стол фишку красного цвета, если не всегда – желтого, никогда так не поступаете – зелёного.

  1. Каждый вечер уделяю ребёнку время для беседы, игры, рассказов о своём детстве.
  2. Рассказываю сказки на ночь, говорю о том, какой у меня добрый, умный. Вежливый, храбрый сын (дочь).
  3. Вместе с ребёнком смотрим детские передачи, мультфильмы, обсуждаем их.
  4. Ребёнок не смотрит с взрослыми телепередачи для взрослых.
  5. Перед сном совершаем прогулки с детьми.
  6. Не рассказываем на ночь страшных историй.
  7. Ребёнок не когда не ложится спать непрощённым.
  8. Никогда не решаем конфликты взрослых при детях.
  9. Укладываем ребёнка в одно и тоже время. Не позже 21 часа.

С каким из пунктов вы не согласны? Посмотрите на фишки: если первые три пункта говорят о вашей любви, взаимоотношениях с ребёнком, то последующие – о заботе по созданию комфортных условий для его здоровья и нервной системы.

Музыкальная пауза.

Ведущий. А сейчас «острое блюдо». В наших шарах – вопросы. Если вам достался шар с вопросом, который вам не нравится, можете передать его дальше по кругу. (После каждого ответа желающие дополняют выступающего, высказывают своё мнение.)

   Представим, что нам поручили составить свод правил для матерей, каждое слово из которых начиналось бы со слова «нельзя». ( Эту часть встречи проводят в виде эстафеты или передают по кругу альбом, в котором каждая мать записывает правило, после чего ведущий зачитывает их.)

         Дорогие мамы! Пусть ваши тревоги, заботы окупятся радостью удач, взаимопониманием, любовью детей. Материнского вам счастья.

          Звучит музыка, песни о маме. Входят дети, которые до этого были в групповой комнате со вторым воспитателем, читают стихи, дарят мамам рисунки, поделки. Проводятся игры, аттракционы. Совместное чаепитие.            

                                                                                   

                                                                                                                                                             

                 

                                                                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему: "Зачем детям нужна мама?"

Тема собрания разработана в рамках Федерального широкомасштабного эксперимента по социально-личностному развитию дошкольников с целью развития интегративного качества ребенка "имеюций первичное предст...

Родительское собрание на тему: "Зачем детям нужны мамы?"

Тема собрания разработана в рамках  Федерального широкомасштабного эксперимента по социально-личностному развитию дошкольников с целью формирования интегративного качества ребенка "имеющий первич...

Родительское собрание Тема: «Зачем детям нужна мама?»

Цель: помощь родителям в преодолении трудностей в процессе воспитания.        Через обучения типологиям действия определить роль матери в воспитании ребенка....

Родительское собрание в младшей группе на тему: «Зачем детям нужна мама».

Мама! Самое прекрасное слово на земле. Это первое слово, которое произносит человек, и звучит оно одинаково нежно на всех языках.О чём мечтает каждая мать? О счастье своих детей. В мыслях матери-дети,...

Родительское собрание в младшей группе" Зачем детям нужна мама"

" Какими бы прекрасными ни были наши дошкольные учреждения , самыми главными мастерами , формирующими разум и мысли малышей , являются мать и отец"В.А.СухомлинскийГлавными воспитателями своих детей яв...

Родительское собрание :"Зачем детям нужна мама?"

Интересный и познавательный материал для родителей и педагогов....