Роль семьи и игровой деятельности в становлении личности ребенка.
материал по теме

В данной статье рассматриваются основы семейного воспитания, расскрываются типы родительской позиции, также представлена возрастная периодизация Д.Б.Эльконина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_v_zhurnal_2013.odt28.69 КБ

Предварительный просмотр:

Роль семьи и игоровой деятельности в становлении личности ребенка.

   Современные исследования подчеркивают, что именно семья удовлетворяет потребности ребенка в любви, семье, заботе. Обеспечивает чувство защищенности, формирует позитивную самооценку. Атмосфера общения в семье определяет основы контактности ребенка (как он будет общаться со сверстниками, со взрослыми и т.д). Семья является для ребенка первой школой нравственных чувств и навыков социального поведения. Основная воспитательная система, где закладываются личностные качества человека, нравственные, интеллектуальные, волевые, при этом семья является важным институтом социализации ребенка, помогающим устанавливать связь с окружающим миром.

 Семейное воспитание должно строиться на основе любви, возможности для индивидуального подхода к ребенку. Высокая  сила и стойкость воспитательных влияний со стороны отца и матери продолжаются на протяжении всего детства. Но возникает в семейном воспитании и ряд проблем: дефицит общения родителей с детьми, недостаток внимания, душевного тепла, недостаток совместной деятельности родителей и детей, реальное взаимодействие старших и младших, повышенная требовательность родителей к исполнению указаний, полное отсутствие требовательности, незнание закономерностей психческого развития ребенка, незнание методов воспитания.

     Поэтому родители должны интересоваться и учиться быть родителями, т.к. семья является не социальной группой, а социальным институтом, который готовит детей к выполнению различных социальных ролей в их настоящей и будущей жизни.

  Содержание этих ролей зависит от культуры общества и прав и обязанностей, которые человек в нем выполняет. Роли присваиваются в процессе социализации под влиянием ближайшего окружения, семьи. Дети, первоначально в качестве образца, получают модель отношения супругов в родительской среде, затем они проигрывают эти роли с младшими братьями. Подрастая, на основе модели родительской семьи дети создают систему отношений в своей семье. Трудности начинаются, когда модель родительской семьи носит противоречивый и конфликтный характер, когда каждый из супругов ориентирован на разную модель семейных отношений.

   В психологии выделяют 4 типа родительской позиции:

       1.С установкой на авторитарность- родитель демонстрирует свою значимость, стремиться настоять на своих требованиях.Ребенок вырастая в такой семье,ждет что его в дальнейшей жизни всегда должен кто-то напрвлять.

            2.Установка на симбиотичность- стемление родителей жить интересами ребенка( чаще это делает мама). Такие мамы в дальнейшем не отделяют свою жизнь от жизни даже уже взрослого ребенка.

             3. Невмешательство, избегание общения с ребенком. Такие родители предоставляют ребенку полную свободу, не вмешиваются в его дела и проблемы.

          4. С установкой на сотрудничество, демократичность в общении с ребенком. Эта позиция наиболее оптимальна. Родители стремятся учесть позицию ребенка, рассматривают его как личность.

   Быть родителями очень непросто, многие молодые люди, прежде чем задуматься о рождениии ребенка, должны подготовиться к воспитанию .

   В этой статье я хочу дать краткий курс молодых родителей, чтобы они поняли, какими знаниями должны обладать при воспитании своих детей, мне бы хотелось, чтобы родители ознакомились с возрастной периодизацией отечественного психолога Д.Б.Эльконина.

Возрастная периодизация. Д.Б.Эльконин

Периоды

Возраст

Подпе-риоды

Возраст

Ведущий тип деятель-ности

На что направлена ведущая деятель-ность

Какая сфера преиму-щественно разви-вается

Кризисы возраста

Новооб-разования возраста

Раннее

детство

От

0 до 3

младенчество

От

0 до 1г

Эмоцио-нально, непосредственное общение со взрослы-ми или эмоцио-нально-личност-ное

Позна-ние отно-шений

мотивационно-потребностная

Кризис новорожденности

К концу первого года формируется потреб-ность в общении.эмоциональные отноше-ния,способность к передви-жению

Преддошкольный возраст

От 1г до 3 лет

предметно-манипуля-тивная

Позна-ние вещей

апперационально-техническая

Кризис 1 года жизни

речь

Детство

От3 до 11 лет

дошкольный

От 3до 7 лет

Сюжетно-ролевая игра

Позна-ние отношений

мотивационно-потребностная

Кризис 3 лет

Потреб-ность в общественно-оценивающей деятельности

Млад-ший школь-ный

От7 до 11 лет

Учебная деятель-ность

Позна-ние основ наук

операционально-техническая

Кризис 7 лет

Самоконтроль, развитие позновательной рефлек-сии

                         

   Из данной периодизации мы видим, что ведущей деятельностью ребенка от 3 до 7 лет является сюжетно-ролевая игра. К сожалению, в современном мире данный вид игры заменяется многими родителями на компьютерные игры, просмотр телевизора и т.д, и это очень большая, я бы сказала, серьезная ошибка многих родителей.

      Игра ребенка носит социальный характер. Ребенок овладевает игрой, включившись в мир играющих людей, и задачей взрослого становится своевременное «оснащение» детей  соответствующими умениями. Исходя из вышесказанного, мы можем выделить принципы формирования сюжетно-ролевой игры у дошкольника:

1.Взрослому следует играть вместе с детьми.

2.На протяжении всего дошкольного возраста взрослый, играя с детьми, должен строить игру таким образом, чтобы дети открывали и усваивали новые способы игры. Взрослому необходимо встать в позицию игрового партнера.

3.В процессе формирования игровой деятельности необходимо ориентировать ребенка на взаимодействие с партнером, сверстником, для этого надо его научить способам согласованных действий с партнером.

    Взрослый сам должен демонстрировать заинтересованность в игре - эмоционально пояснять и объяснять игровые действия, стиммулировать к этому ребенка. Каждый освоенный способ ребенок будет переносить в самостоятельную  игру, и так постоянно игра влючает в себя все способы построения сюжета. Руководство игрой должно включать в себя следующие компоненты:

                                                 1.Ознакомление с окружающим в активной деятельности детей.

                                                 2. Обучающие игры  

                                                 3. Организация предметно-игровой среды

                                                 4.Общение взрослого сдетьми в процессе игры

  Ребенку присуща потребность в новых впечатлениях, знаниях; он черпает их из повседневной жизни, из семьи, художественной литературы, экскурсий и т. д. Без участия взрослого окружающая среда не всегда может быть источником положительного опыта. Взрослый должен принимать активную роль в этом процессе, одних знаний недостаточно, необходимо вызвать у детей интерес, эмоциональное отношение к окружающему и тогда у ребенка возрастает потребность воспроизвести практическую деятельность взрослого в игре. Врослым необходимо организовывать повседневную жизнь детей так, чтобы у них возникла потребность в общении с другими людьми, дети на собственном опыте будут учиться как важно налаживать контакты с окружающим миром.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние музыкально-игровой деятельности на развитие личности ребенка.

Выступление на РМО г.Павлово Нижегородской обл.на тему «Развитие творческой личности дошкольника через          музыкальные игры»...

Роль театрализованной деятельности в становлении личности ребенка

В статье описывается роль театрализованной деяятельности в становлении личности на разных этапах дошкольного детства...

Консультация для педагогов "Влияние игровой деятельности на развитие личности ребенка"

В дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра является ве¬дущей деятельностью, а общение становится частью и условием ее. В этом возрасте приобретается тот сравнительно устойчивый внутренний мир, кот...

«Проблемы игровой деятельности в формировании личности ребенка»

КОНСУЛЬТАЦИЯ «Проблемы игровой деятельности в формировании личности ребенка»...

«Проблемы игровой деятельности в формировании личности ребенка»

КОНСУЛЬТАЦИИ "ПРОБЛЕМЫ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА"...

Консультация «Проблемы игровой деятельности в формировании личности ребенка»

Консультация на тему: «Проблемы игровой деятельности в формировании личности ребенка»...

Консультация для родителей ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КЛИМАТ СЕМЬИ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА"

Этот год объявлен годом семьи. Мною была разработана консультация для родителей " Воспитательный климат семьи и его влияние на становление личности ребенка"...