Роль семьи и игровой деятельности в становлении личности ребенка.
материал по теме
В данной статье рассматриваются основы семейного воспитания, расскрываются типы родительской позиции, также представлена возрастная периодизация Д.Б.Эльконина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_v_zhurnal_2013.odt | 28.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль семьи и игоровой деятельности в становлении личности ребенка.
Современные исследования подчеркивают, что именно семья удовлетворяет потребности ребенка в любви, семье, заботе. Обеспечивает чувство защищенности, формирует позитивную самооценку. Атмосфера общения в семье определяет основы контактности ребенка (как он будет общаться со сверстниками, со взрослыми и т.д). Семья является для ребенка первой школой нравственных чувств и навыков социального поведения. Основная воспитательная система, где закладываются личностные качества человека, нравственные, интеллектуальные, волевые, при этом семья является важным институтом социализации ребенка, помогающим устанавливать связь с окружающим миром.
Семейное воспитание должно строиться на основе любви, возможности для индивидуального подхода к ребенку. Высокая сила и стойкость воспитательных влияний со стороны отца и матери продолжаются на протяжении всего детства. Но возникает в семейном воспитании и ряд проблем: дефицит общения родителей с детьми, недостаток внимания, душевного тепла, недостаток совместной деятельности родителей и детей, реальное взаимодействие старших и младших, повышенная требовательность родителей к исполнению указаний, полное отсутствие требовательности, незнание закономерностей психческого развития ребенка, незнание методов воспитания.
Поэтому родители должны интересоваться и учиться быть родителями, т.к. семья является не социальной группой, а социальным институтом, который готовит детей к выполнению различных социальных ролей в их настоящей и будущей жизни.
Содержание этих ролей зависит от культуры общества и прав и обязанностей, которые человек в нем выполняет. Роли присваиваются в процессе социализации под влиянием ближайшего окружения, семьи. Дети, первоначально в качестве образца, получают модель отношения супругов в родительской среде, затем они проигрывают эти роли с младшими братьями. Подрастая, на основе модели родительской семьи дети создают систему отношений в своей семье. Трудности начинаются, когда модель родительской семьи носит противоречивый и конфликтный характер, когда каждый из супругов ориентирован на разную модель семейных отношений.
В психологии выделяют 4 типа родительской позиции:
1.С установкой на авторитарность- родитель демонстрирует свою значимость, стремиться настоять на своих требованиях.Ребенок вырастая в такой семье,ждет что его в дальнейшей жизни всегда должен кто-то напрвлять.
2.Установка на симбиотичность- стемление родителей жить интересами ребенка( чаще это делает мама). Такие мамы в дальнейшем не отделяют свою жизнь от жизни даже уже взрослого ребенка.
3. Невмешательство, избегание общения с ребенком. Такие родители предоставляют ребенку полную свободу, не вмешиваются в его дела и проблемы.
4. С установкой на сотрудничество, демократичность в общении с ребенком. Эта позиция наиболее оптимальна. Родители стремятся учесть позицию ребенка, рассматривают его как личность.
Быть родителями очень непросто, многие молодые люди, прежде чем задуматься о рождениии ребенка, должны подготовиться к воспитанию .
В этой статье я хочу дать краткий курс молодых родителей, чтобы они поняли, какими знаниями должны обладать при воспитании своих детей, мне бы хотелось, чтобы родители ознакомились с возрастной периодизацией отечественного психолога Д.Б.Эльконина.
Возрастная периодизация. Д.Б.Эльконин
Периоды | Возраст | Подпе-риоды | Возраст | Ведущий тип деятель-ности | На что направлена ведущая деятель-ность | Какая сфера преиму-щественно разви-вается | Кризисы возраста | Новооб-разования возраста |
Раннее детство | От 0 до 3 | младенчество | От 0 до 1г | Эмоцио-нально, непосредственное общение со взрослы-ми или эмоцио-нально-личност-ное | Позна-ние отно-шений | мотивационно-потребностная | Кризис новорожденности | К концу первого года формируется потреб-ность в общении.эмоциональные отноше-ния,способность к передви-жению |
Преддошкольный возраст | От 1г до 3 лет | предметно-манипуля-тивная | Позна-ние вещей | апперационально-техническая | Кризис 1 года жизни | речь | ||
Детство | От3 до 11 лет | дошкольный | От 3до 7 лет | Сюжетно-ролевая игра | Позна-ние отношений | мотивационно-потребностная | Кризис 3 лет | Потреб-ность в общественно-оценивающей деятельности |
Млад-ший школь-ный | От7 до 11 лет | Учебная деятель-ность | Позна-ние основ наук | операционально-техническая | Кризис 7 лет | Самоконтроль, развитие позновательной рефлек-сии |
Из данной периодизации мы видим, что ведущей деятельностью ребенка от 3 до 7 лет является сюжетно-ролевая игра. К сожалению, в современном мире данный вид игры заменяется многими родителями на компьютерные игры, просмотр телевизора и т.д, и это очень большая, я бы сказала, серьезная ошибка многих родителей.
Игра ребенка носит социальный характер. Ребенок овладевает игрой, включившись в мир играющих людей, и задачей взрослого становится своевременное «оснащение» детей соответствующими умениями. Исходя из вышесказанного, мы можем выделить принципы формирования сюжетно-ролевой игры у дошкольника:
1.Взрослому следует играть вместе с детьми.
2.На протяжении всего дошкольного возраста взрослый, играя с детьми, должен строить игру таким образом, чтобы дети открывали и усваивали новые способы игры. Взрослому необходимо встать в позицию игрового партнера.
3.В процессе формирования игровой деятельности необходимо ориентировать ребенка на взаимодействие с партнером, сверстником, для этого надо его научить способам согласованных действий с партнером.
Взрослый сам должен демонстрировать заинтересованность в игре - эмоционально пояснять и объяснять игровые действия, стиммулировать к этому ребенка. Каждый освоенный способ ребенок будет переносить в самостоятельную игру, и так постоянно игра влючает в себя все способы построения сюжета. Руководство игрой должно включать в себя следующие компоненты:
1.Ознакомление с окружающим в активной деятельности детей.
2. Обучающие игры
3. Организация предметно-игровой среды
4.Общение взрослого сдетьми в процессе игры
Ребенку присуща потребность в новых впечатлениях, знаниях; он черпает их из повседневной жизни, из семьи, художественной литературы, экскурсий и т. д. Без участия взрослого окружающая среда не всегда может быть источником положительного опыта. Взрослый должен принимать активную роль в этом процессе, одних знаний недостаточно, необходимо вызвать у детей интерес, эмоциональное отношение к окружающему и тогда у ребенка возрастает потребность воспроизвести практическую деятельность взрослого в игре. Врослым необходимо организовывать повседневную жизнь детей так, чтобы у них возникла потребность в общении с другими людьми, дети на собственном опыте будут учиться как важно налаживать контакты с окружающим миром.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние музыкально-игровой деятельности на развитие личности ребенка.
Выступление на РМО г.Павлово Нижегородской обл.на тему «Развитие творческой личности дошкольника через музыкальные игры»...
Роль театрализованной деятельности в становлении личности ребенка
В статье описывается роль театрализованной деяятельности в становлении личности на разных этапах дошкольного детства...
Консультация для педагогов "Влияние игровой деятельности на развитие личности ребенка"
В дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра является ве¬дущей деятельностью, а общение становится частью и условием ее. В этом возрасте приобретается тот сравнительно устойчивый внутренний мир, кот...
«Проблемы игровой деятельности в формировании личности ребенка»
КОНСУЛЬТАЦИЯ «Проблемы игровой деятельности в формировании личности ребенка»...
«Проблемы игровой деятельности в формировании личности ребенка»
КОНСУЛЬТАЦИИ "ПРОБЛЕМЫ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА"...
Консультация «Проблемы игровой деятельности в формировании личности ребенка»
Консультация на тему: «Проблемы игровой деятельности в формировании личности ребенка»...
Консультация для родителей ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КЛИМАТ СЕМЬИ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА"
Этот год объявлен годом семьи. Мною была разработана консультация для родителей " Воспитательный климат семьи и его влияние на становление личности ребенка"...