Как мы дышим
материал на тему

Гуляева Галина Эдуардовна

Рассказывается о разных видах дыхания

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dyhanie.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

ГБДОУ детский сад № 85 Красногвардейского района

Консультация для родителей

КАК  МЫ  ДЫШИМ

     Человек может некоторое время обойтись без пищи, без воды, но без воздуха не проживет и десяти минут. Однако мы совсем не думаем о своем дыхании, а специальным дыхательным упражнениям учимся, лишь попав в больницу. Но и здесь считаем такое лечение не эффективным, лекарствам доверяем больше.

     Особое внимание уделяется дыханию в системе йоги. Так считают, что правильное дыхание избавляет человека от многих болезней и не допускает их появление. Оно улучшает пищеварение, так как прежде чем пища будет переварена и усвоена, она должна поглотить кислород из крови и окислиться. Правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы.

     Умение управлять дыханием позволяет управлять собой. Медленный выдох позволяет расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью.

ОБЩИЕ  ПРАВИЛА  ВЫПОЛНЕНИЯ  

ДЫХАТЕЛЬНЫХ  УПРАЖНЕНИЙ

  1. Упражнения выполняются в проветренном помещении или на свежем воздухе.
  2. Перед упражнениями очистите носоглотку, высморкайтесь, если у вас насморк; освободите кишечник и мочевой пузырь.
  3. Любое дыхательное упражнение начинайте с энергичного выдоха.
  4. Перед упражнениями разогрейтесь несколькими плавными движениями.
  5. Выполняя дыхательные упражнения, не напрягайте мышцы лица, ноздрей и всего тела.
  6. Позвоночник должен быть ровным, держите голову, шею и позвоночник на одной прямой линии.
  7. Дыхание животом, грудной клеткой («гармошка») можно выполнять лежа, сидя или стоя. Остальные дыхательные упражнения можно выполнять сидя за столом или стоя на полу  в удобной позе (по-турецки).
  8. Дышите только через нос, кроме тех упражнений, которые требуют выдоха или вдоха через рот.
  9. Следите, чтобы выдох был хотя бы в два раза длиннее вдоха.

ДЫХАНИЕ,  С  КОТОРЫМ  Я  РОДИЛСЯ

     Дыхание животом, или диафрагмальное, - это дыхание, с которым рождается ребенок. Почему оно так называется? Между грудной и брюшной полостью находится мышечная перегородка – диафрагма. Когда мы делаем вдох, диафрагма опускается и надавливает на внутренность живота, поэтому он немного выпячивается. При выдохе живот втягивается, происходит сокращение мышц брюшного пресса, а диафрагма принимает куполообразное положение, поднимаясь вверх, к грудной полости.

     Многие взрослые и дети приобрели привычку дышать наоборот: при вдохе живот втягивается, а при выдохе – выпячивается. Учите детей дышать правильно, чтобы сохранить врожденную способность.

     Для начала лучше выполнять упражнения в положении лежа, а потом появится привычка так дышать в любом положении. Итак, лежа на спине, ноги согните в коленях, ладони положите на живот (это поможет проследить за движениями живота). После полного выдоха сделайте вдох через нос, медленно выпячивая живот. Грудь при этом остается в том же положении, не поднимается и не расширяется. Затем медленно сделайте длинный выдох через нос, с легким втягиванием живота.

     Избегайте напряжения, стремитесь к плавным вдохам и выдохам. Повторите упражнение 5-6 раз.

     Диафрагмальное дыхание полезно при любых недомоганиях. Оно регулирует деятельность кишечника, улучшает пищеварение, способствует понижению кровяного давления, хорошо вентилирует нижние доли легких. Подышите так перед сном, утром после сна, перед обедом. Обратите внимание на процесс диафрагмального дыхания в неприятных ситуациях, это поможет успокоиться, восстановить внутреннее равновесие.

     Внимание: Работая с детьми, предложите им выполнять это упражнение лежа. При этом на живот ребенка положите книжку или тетрадь, и пусть он поднимает и опускает ее за счет мышц живота. Когда ребенок научится правильно двигать мышцами живота, предложите сочетать движения книги вверх со вдохом, а вниз – с выдохом. Это еще поможет укрепить мышцы живота.

ДЫХАНИЕ  «ГАРМОШКА»

     Так дети любят называть грудное дыхание. Оно осуществляется за счет движения ребер и расширения грудной клетки.

     Для начала выполните его лежа, затем можно перейти к положению сидя и стоя. Руки для контроля положите так: чтобы большой палец был снизу, а четыре остальных сверху на ребрах. После выдоха сделайте медленный вдох, расширяя грудную клетку в стороны и немного назад. В это время ребра раздвигаются в стороны – словно гармошка растягивается, чтобы набрать силу звука. Хорошо работают межреберные мышцы. Затем делаете выдох, во время которого ребра сжимаются, и грудная клетка слегка сужается.

     Движение межреберных мышц положительно сказывается на работе сердца, оно получает своего рода массаж. Средняя доля легких хорошо насыщается кислородом. Такое дыхание помогает расширить грудную клетку, увеличить объем легких, снять напряжение в груди, успокоить сердце и улучшить его работу.

     Внимание! При вдохе руками зажимайте ребра, создавая сопротивление, чтобы усилить работу межреберных мышц.

     Школьникам перед контрольными работами давайте возможность в течение 1-2 минут выполнять дыхание животом или «гармошку». Эти минуты восполнятся хорошим результатом в контрольных работах. Не стращайте детей плохой оценкой, а помогите снять волнение и страх.

     Если ребенок с детского сада закрепит дыхание, данное природой, сколько пользы это принесет здоровью! Дыхание и дух рядом идут. Если ребенок дышит правильно, он приобретает душевное спокойствие, если умеет сосредоточить внимание на дыхании, он умеет и владеть собой, своими поступками. Там, где есть сосредоточенность, есть и внимание, и хорошая успеваемость. И главное, сложного ничего нет, было бы желание самому о себе позаботиться и детей этому научить.

КАК  ДЫШАТЬ – ЧЕРЕЗ  РОТ

ИЛИ  ЧЕРЕЗ НОС

     Наблюдения показали, что многие люди дышат через рот. Причиной этого является чаще всего привычка, выработанная с ранних лет. Бывает, что дышать через нос мешают аденоиды, частый насморк. Йоги отмечают, что дышать ртом так же не естественно, как принимать пищу через нос. Они утверждают, что дети, которые дышат через рот, отстают в умственном развитии. Безусловно, процесс дыхания сказывается на работе мозга.

     Кроме того, дыхание через рот способствует простудным, инфекционным заболеваниям. Воздух, проходящий через нос, очищается от пыли, прогревается до температуры тела.

     Дыхательные упражнения, с которыми вы познакомитесь, помогут вам выработать привычку дышать носом.

КАК  УДЛИНИТЬ ВЫДОХ

     Во-первых, всегда старайтесь принять правильное положение тела. В положении сидя, лежа или стоя голову, шею и позвоночник удерживайте на одной прямой линии. Голову не опускайте, не сутультесь, ели есть возможность, прислонитесь спиной к ровной поверхности (спинке стула, стене, шкафу) или сядьте спиной друг к другу.

     Сделайте интенсивный выдох и начните следить за процессом вдоха и выдоха. Рот при этом слегка приоткрыт. Вдох делайте носом, а выдох пропускайте через мягко сомкнутые губы так, словно дуете на горячую воду в чайной ложке, чтобы она не разлилась. Вы заметите, как удлиняется струя выдоха. Такое упражнение можно выполнять незаметно для других. И даже в транспорте.

     Постепенно привычка удлинять вдох закрепится, и вы сможете контролировать процесс выдоха, пропуская воздух через нос.

     Помогают удлинить выдох звукодвигательные упражнения с выдохом звуков «Ж», «З», «С».

Звукодвигательные

дыхательные упражнения

     Примите любую удобную позу. Спина должна быть прямой. После полного выдоха вдохните воздух носом, затем медленно, плавно сделайте выдох ртом, выпуская воздух маленькими порциями. Повторите упражнение несколько раз, не перенапрягаясь.

     При звуке «И» вибрирует глотка и гортань, хорошо тренируется мышца мягкого неба.

     Звук «Ы» как бы вызывает вибрацию головного мозга. Произнося этот звук, старайтесь не раздвигать уголки рта, губы слегка вытянуты вперед.

     Звуки «З», «Ж», «А», «О» вызывают вибрацию в области груди, дыхательных органов. Положите руку на грудную клетку, и вы почувствуете вибрацию.

     Звук «С» способствует восстановлению функции щитовидной железы (при пониженной функции).

     Это упражнение оказывает благоприятное воздействие на все органы, особенно на сердечно-сосудистую систему. Чем больше растянуть звук, тем сильнее его воздействие. Сам звук помогает удлинить струю выдоха.

     Внимание! Тем, у кого наблюдается склонность к высокому кровяному давлению или повышенная функция щитовидной железы, упражнения со звуком «С» делать не следует.

     В работе с детьми, особенно малышами, это упражнение можно выполнять в виде игры.

     

Консультацию подготовила инструктор физического воспитания

Высшая квалификационная категория Гуляева Г.Э.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учись, малыш, дышать правильно!

В материале представлены комплексы дыхательной гимнастики по всем возрастным группам....

Огонь и вода. Огонь дышит.

Ознакомление детей с правилами пожарной безопасности и свойствами огня....

Конспект занятия по программе "Азбука здоровья" "Зачем я дышу и как я дышу"

Задачи:- приобщать детей к здоровому образу жизни через знакомство со строением системы дыхания человека;-показать влияние кислорода на жизнедеятельность всего организма в целом;- дать понятие о вреде...

Консультация для родителей "Дышите - не дышите!"

В дошкольном детстве дыхательным упражнениям необходимо уделять особое внимание. Правильное речевое дыхание - основа для нормального звукопроизношения, речи в целом....

"Дышите - не дышите"

В дошкольном детстве дыхательным упражнениям необходимо уделять особое внимание. Правильное речевое дыхание - основа для нормального звукопроизношения, речи в целом....

Буклет для педагогов "Дышим правильно—дышим для здоровья"

Александра Николаевна Стрельникова – оперная певица, театральный педагог. Совместно со своей матерью она разработала принципы дыхательной гимнастики для расширения диапазона голоса, улучшения те...

Конспект дыхательной гимнастики "Чем дышу, и как дышу"

Цель:  укрепление дыхательной системы....