Семинар для родителей «Школа эффективного родителя»
план-конспект урока по теме

Тренинг как форма работы с родителями, разработка тренинга

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tematika_besed_i_konsultaciy_dlya_roditeley.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий коллективного мероприятия с родителями

Семинар для родителей

«Школа эффективного родителя»

Цель: Развитие рефлексивности, самосознания, повышение психолого-педагогических знаний о роли семьи в развитии ребенка.

1. Вводная беседа. В течение 5 минут в произвольной форме следует объяснить цель встречи, рассказать о структуре работы.

2. Упражнение-знакомство «Мячик». 

Цель: Выявление ожиданий участников и представлений о себе.

Материал: Мячик.

Содержание: Все участники сидят в кругу. Ведущий берет мяч, называет свое имя, семейное положение, свои черты характера и биофизические данные, которые он хотел бы озвучить, свои ожидания от встречи. Затем мяч передается по кругу.

3. Упражнения «Ассоциации». 

Цель: Включение в процесс саморазвития и совершенствования семейных отношений.

Материал: Лист бумаги, ручка на каждого участника.

Содержание: Участникам раздаются листы бумаги и ручки. Они пишут и читают свои ассоциации:

- Если семья – это постройка, то она…

- Если семья – это музыка, то она…

- Если семья – это цвет, то она…

- Если семья – это геометрическая фигура, то она…

- Если семья – это настроение, то оно…

Проводится обсуждение ассоциаций.

4. Упражнение «Парад стереотипов».

Цель: Осознание опасности стереотипного мышления.

Материал: Доска и маркеры.

Содержание: На доске записываются представления участников о ролях, которые должны исполнять в семье муж и жена. Проводится обсуждение каждого пункта. Участников подводят к выводу, что стереотипное мышление и поведение часто приводит к конфликтам в семье.

Тематика бесед и консультаций для родителей 

средней группы

  1. Адаптация ребенка в детском саду (Проблема общения и вхождения ребенка в детский состоявшийся коллектив).
  2. Причины детской агрессивности.
  3. Как относиться к капризам детей.
  4. Гиперактивный ребенок. Как его воспринимать и правильно наладить общение.
  5. Играйте в развивающие игры (Практикум по играм, развивающим память, мышление, внимание).
  6. Научим ребенка говорить правильно.
  7. Показатели познавательного развития ребенка.
  8. Во что поиграть с ребенком (Проблемы детской игры).
  9. Кризисы возрастного развития ребенка.
  10. Математика глазами родителей (Участие родителей в формировании элементарных математических представлений у детей).
  11. Развиваем мелкую моторику руки (Методы и приемы).
  12. Развиваем познавательный интерес.

Психология

Проблемы современного общества,

связанные  с подготовкой ребенка к школе:

1) Проблема преемственности дошкольного и начального образования:

На данный момент существует некоторое несоответствие способностей, формируемых дошкольным образованием, требованиям современной школы.

2) Проблема физической готовности ребенка к обучению в школе: Проблема физического здоровья является очень актуальной для современного общества, так как увеличивается количество часто болеющих детей, детей с различными заболеваниями.

3) Отсутствие мотивационной готовности ребенка к школе – нежелание ребенка идти в школу, учиться. Данная проблема очень распространена, так как формирование мотивации вопрос весьма сложный и требует долгой и кропотливой работы.

4) Слабое развитие интеллектуально-познавательной сферы: данная проблема чаще всего связана с задержкой психического развития у ребенка, с неблагоприятной семейной обстановкой, которая ведет к педагогической запущенности, с психофизическим здоровьем.

5) Слабое развитие произвольной сферы: в современном обществе растет количество гиперактивных детей с дефицитом внимания. Эта проблема так же тесно связано с физическим, психическим и психологическим здоровьем дошкольников.

6) Недостаточное развитие коммуникативной сферы. Это проблема детей необщительных, замкнутых в себе, не умеющих общаться.

Картотека

«Психологическая готовность к школе»

  1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. – М.: Ось-89, 2001. – 48 с.
  2. Вербовская Е.В., Шуваева Н.Ю. Успех. Готовимся к школе. – М.: Просвещение, 2012. – 48 с.
  3. Гризик Т.И., Карабанова О.А., Соловьева Е.В. Как подготовить ребенка к школе. Методическое пособие для воспитателей. – М.: Просвещение, 2012. – 198 с.
  4. Демчук О.В. Программа курса для дошкольников «Адаптация к школе»//Образовательный процесс. – 2000. – №6. – С. 33-36  
  5. Денякина Л.М., Песняева Н.А. Проблема предшкольного образования//Справочник старшего воспитателя. – 2008. – №5. – С. 30-41
  6. Ильина С.К. Семинар для родителей «Мамина школа»//Воспитатель ДОУ. – 2008. – №1. – С. 86-93
  7. Концепция организации, содержания и методов обеспечения подготовки детей к школе//Справочник старшего воспитателя. – 2007. – №1. – С. 4-16
  8. Малыхина М.В. Готовим ребенка к школе. Пособие для родителей. – М.: Просвещение, 2012. – 64 с.
  9. Полынова В.К., Нифонтова С.Н., Дмитриенко З.С. Осуществление преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием//Справочник старшего воспитателя. – 2008. – №2. – С. 61-75
  10. Прохорова Г.А. Готовимся к школе. Проверяю себя. – М.: Просвещение, 2012. – 48 с.
  11. Рунова М.А., Петрунина С.В. Физическая готовность детей к школьному обучению//Справочник старшего воспитателя. – 2008. – №1. – С. 30-36
  12. Федосова Н.А., Коваленко Е.В., Дадонова И.А. Преемственность. Программа по подготовке к школе детей 5-7 лет. – М.: Просвещение, 2012. – 160 с.

Аннотация по статье

С.К. Ильиной «Семинар для родителей «Мамина школа»

//Воспитатель ДОУ. – 2008. – №1. – С. 86-93

    Статья Светланы Константиновны Ильиной, почетного работника общего образования Российской Федерации, посвящена  проблеме готовности ребенка к обучению в школе. Она адресована родителям дошкольников и представлена как семинар для родителей, но в ней освящены такие аспекты   проблемы, которые могут быть интересны и педагогам, работающим с детьми.

    Автор представляет следующие аспекты проблемы: отсутствие преемственности между дошкольными учреждениями, родителями и школами, риск дезадаптации ребенка в школе, слабое развитие речи и памяти дошкольников, физическую готовность ребенка к школе.

    Интересным является то, что Светлана Константиновна выделяет готовность к школе родителей: способность к самопожертвованию и оказанию помощи, способность обходиться без наказаний, криков, не сердиться, не унижать, не обижать ребенка, не сравнивать его с другими детьми.

     Наиболее информативным в статье является то, что автор выделяет сензитивные периоды в развитии способностей детей:

3 года – речевые способности

4 года – пространственные представления

5 лет – математические и музыкальные способности

6-7 лет – спортивные и двигательные способности

8-9 лет  –  второй период развития языковых (лингвистических) способностей

10-11 лет – широкие познавательные способности.

     Практическая ценность статьи заключается в практических рекомендациях для родителей: а) по способствованию лучшей адаптации ребенка в школе; б) по построению правильного обучения ребенка, в) по его физическому развитию; г) по его подготовке к школе.

     Таким образом, данная статья имеет теоретическую и практическую ценность, и может обогатить знания не только родителей, но и педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста. Может быть использована воспитателями в консультативной работе с родителями.

Методика развития детской речи

Речевые игры

  1. Словесная подвижная игра «Зайцы и лиса»

Цель: Автоматизация звуков «с» и «з» в тексте.

Материал: Стихотворение

Возрастная группа: Средняя группа

Ход игры: По числу играющих по краям площадки чертятся норки или ставятся стулья. Дети (зайчики) стоят у своих норок. Один из играющих – лиса. Зайчики произносят текст:

                               Серый зайка прыгает

                               Возле мокрых сосен

                               Страшно в лапы лисоньки,

                               Лисоньки попасть…

   Зайки выбегают из норок и скачут на обеих ногах. Затем они образуют хоровод и прыгают по кругу. Раздаются слова воспитателя:

                               Зайки, ушки навострите,

                               Влево, вправо поглядите,

                               Не идет ли кто?

   Зайцы оглядываются по сторонам, увидев лису, которая потихоньку пробирается к ним, кричат: «Лиса!» - и разбегаются по норкам. Лиса ловит зайцев. Игра повторяется.

Рефлексия: Игра прошла эмоционально, весело, динамично. Детям очень понравилась. В ходе игры практически все дети выучили стихотворение на автоматизацию звуков «с» и «з».

  1. Настольно-печатная игра «Признаки»

Цель: Расширение словарного запаса признаков предметов.

Материал: 50 карточек-пазлов, объединенных в 10 блоков. Карточки представляю собой яркие динамичные изображения предметов, растений и животных, совместимые по 5 штук.

Возрастная группа: Средняя группа

Ход игры: Каждому ребенку раздаются сначала большие карточки с изображением животных. Получив карточку, дети должны по очереди назвать животное и описать его словами-признаками (большой, хитрый, злой, страшный и т.д.). Далее раздаются маленькие карточки (логически связанные с большими карточками). Дети должны самостоятельно присоединить их к большим пазлам и назвать их общий признак (колючий, полосатый, черный, длинный и т.д.).

Рефлексия: Детям было интересно присоединять маленький пазл к большому, хотя они не сразу понимали логическую связь между ними, иногда не могли назвать общий признак и им требовалась помощь. В процессе игры многие дети вели себя несдержанно, выкрикивали признаки предметов хаотично.

  1. Игра с игрушками «Чай Танечке»

Цель: Развитие звуковой культуры речи.

Материал: Кукольный чайный сервиз, четыре куклы, печенье, булочки, калачи из пластилина или соленого теста.

Возрастная группа: Средняя группа

Ход игры: Дети сидят перед столом воспитателя. На нем стоит кукольный стол с чайным сервизом, вокруг которого на стульчиках сидят четыре куклы. Воспитатель говорит: «Дети, давайте дадим куклам ласковые имена». Дети их называют: «Танечка, Олечка, Анечка, Ирочка». Затем воспитатель вызывает одного ребенка и предлагает ему налить чай из чайника в чашку Танечки. Ребенок свои действия сопровождает словами: «Я беру чайник и наливаю чай в чашку Танечке. Даю Танечке печенье». Посадив ребенка на место, воспитатель спрашивает других детей: «Что делал Ваня?» Дети отвечают. Затем вызывается другой ребенок, и ему предлагается выполнить задание.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов «Эффективное взаимодействие педагогов с родителями»

Семинар-практикум для педагогов «Эффективное взаимодействие педагогов с родителями» Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников...

Семинар-практикум с педагогами.Эффективное общение с родителями.

Цель семинара-практикума: повышение уровня профессионального мастерства педагогов МДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников. Активная форма проведения семира позволяет наиболее полно...

городской семинар!!! « Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями дошкольников: атмосфера понимания и эффективного общения».

городской семинар!!!    « Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями дошкольников: атмосфера понимания и эффективного общения»....

Семинар на тему:«Организация эффективной работы с родителями по экологическому воспитанию дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО»

laquo;Организация эффективной работы с родителями по экологическому воспитанию дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО»...

Семинар-практикум для педагогов «Эффективное общение и взаимодействие педагогов ДОУ с родителями дошкольников»

1. Знакомство участников друг с другом, создание в группе позитивной атмосферы. Я очень рада всех вас приветствовать и надеюсь, что мы отлично пообщаемся, потому что сегодня мы будем тренировать ...

Семинар для педагогов «Принципы эффективного взаимодействия педагогов с родителями»

Искусство общаться - один из важнейших факторов успеха в педагогической практике. В процессе общения педагога и родителей важно все: что мы говорим, как мы говорим, каким образом воспринимаем информац...