Семинар-практикум с педагогами.Эффективное общение с родителями.
учебно-методический материал по коррекционной педагогике на тему

Разумова Юлия Николаевна

Цель семинара-практикума: повышение уровня профессионального мастерства педагогов МДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников. Активная форма проведения семира позволяет наиболее полно и продуктивно  раскрыть тему "Как выстроить эффективное общение с родителями воспитанников"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для педагогов «Как эффективно выстроить общение с родителями?»

Подготовила

Педагог-психолог

Разумова Ю.Н

Цель: повышение уровня профессионального мастерства педагогов МДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.

Задачи:

  1. актуализировать существующие проблемы во взаимодействии педагогов с родителями;
  2. познакомить с приемами бесконфликтного общения;
  3. содействовать повышению уверенности в себе;
  4. упражнять педагогов в построении эффективного общения с родителями.

Предварительная работа: распечатать памятки на каждого педагога: «Приемы установления хорошего контакта с собеседником», анкеты «обратная связь», памятка «5 способов выхода из конфликтных ситуаций», 2 экземпляра ситуаций для разыгрывания, бумага, ручки.

Ход семинара-практикума:

1. Психологическая разминка «Очень я собой горжусь! » (3 мин)

Упражнение направлено на овладение приемами релаксации и концентрации, способствующими повышению энергетического потенциала. Их регулярное выполнение способствует выработке умения контролировать свои эмоции без ущерба для здоровья. Кроме того, при возникновении конфликта благодаря этим упражнениям педагог сохранит спокойствие, обретет способность быстро справляться с негативными эмоциями.

Инструкция. Проговаривая аффирмации, педагоги выполняют следующие действия:

1. «Очень я собой горжусь, я на многое гожусь! » - стоя, свести лопатки и улыбнуться;

2. «Я решаю любые задачи, со мной всегда любовь и удача! » - положить обе ладони на лоб, затем на грудь;

3. «Я приманиваю удачу, с каждым днем становлюсь все богаче! » - потирая ладонь о ладонь;

4. «Я согрета солнечным лучиком, я достойна самого лучшего! » - встав на цыпочки, руки поднять над головой и сомкнуть в кольцо;

5. «Покой и улыбку всегда берегу, и мне все помогут, и я помогу» - погладить себя по голове;

6. «Ситуация любая мне подвластна, мир прекрасен - и я прекрасна! » - руки широко развести в стороны.

2. Притча «Страшный сон» (5 мин)

Инструкция: Педагогам предлагается прослушать и обсудить притчу.

Один восточный властелин увидел страшный сон, будто у него выпали все зубы. В сильном волнении он позвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его и озабоченно сказал: «Повелитель. Я должен сообщить тебе печальную новость. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких». Эти слова вызвали гнев у властелина. Он велел бросить в тюрьму несчастного и позвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал: «Повелитель, я счастлив сообщить тебе радостную весть - ты переживешь всех своих родных». Властелин был обрадован и щедро наградил толкователя за предсказание. Придворные очень удивились. «Ведь ты же сказал ему то же самое, что и твой бедный предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознагражден? » - спрашивали они. На что последовал ответ: «Мы оба одинаково истолковали сон. Но все зависит не только от того, что сказать, но и от того, как сказать».

Вопросы для обсуждения:

1.Какое отношение, на ваш взгляд, эта притча имеет к теме нашего семинара-практикума?

2.В чем, на ваш взгляд, разница в толковании первого и второго мудрецов?

3.Исходя из собственного опыта, скажите, как чаще всего вы представляете родителям информацию о проблемном поведении их ребенка - как первый или как второй толкователь?

3. Вводная часть. (5 мин)

Мы часто сетуем на то, что родителям безразличны наши усилия, что они не хотят идти на контакт, что не интересуются жизнью своих детей. А задумывались ли вы когда-нибудь о том, что, возможно, это мы не можем расположить людей к общению, заинтересовать, сделать так, чтобы в нашем саду было тепло и уютно не только детям, но и их родителям?

Почему одним педагогам удается наладить с родителями контакт так, что те по первому зову готовы, что называется, «горы свернуть», а другие, как ни бьются, не могут дозваться родителей ни на одно мероприятие?

Одной из причин, по нашему мнению, является непонимание педагогами своей роли в отношениях с родителями, неуверенность и неспособность вести диалог, а порой и нехватка навыков общения

Работа с семьей- это кропотливый труд. И воспитатель, и родитель –взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем.

 Воспитателю принадлежит ведущая роль в организации общения. Чтобы выстроить его, важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах  семьи. Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников.

Из всего сказанного следует вывод: над профессиональной компетентностью в общении с родителями нужно постоянно работать. Сегодняшний семинар-практикум как раз мы и посвятим этому вопросу.

Упражнение «Яблоко и червячок» (5 мин) : сядьте  поудобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы – яблоко. Спелое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг откуда не возьмись, подползает к вам червяк и говорит: «сейчас я тебя буду есть! Что бы вы ответили червяку? Откройте глаза и запишите свой ответ.

   Психологи предлагают 5 способов выхода из конфликтных ситуаций

Конкуренция (соревнование)  предлагает сосредоточение внимания только на своих интересах. Полное игнорирование интересов партнера.

Избегание (уклонение) характеризуется отсутствием внимания, как к своим интересам, так и к интересам партнера

Компромисс – достижение «половинчатой» выгоды каждой стороны.

Приспособление предполагает повышенное внимание к интересам другого человека в ущерб собственным.

Сотрудничество является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон.

А теперь вспомним ваши ответы из упражнения «Яблоко и червячок» и соотнесите к способам выхода из различных ситуаций.

 ( «Сейчас как упаду на тебя и раздавлю» - соревнование, «Вон посмотри, какая там красивая груша» - избегание, «Ну, хорошо, откуси половинку, остальное оставь моим любимым хозяевам» - компромисс, «Такая, видно, у меня доля тяжкая» - приспособление, «Посмотри, на земле уже есть упавшие яблоки, ты их ешь, они тоже вкусные» - сотрудничество).

6. Теоретическая часть (7 мин)

Сейчас я предлагаю Вам познакомиться с правилами эффективного общения. Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того, чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса).

Самые универсальные – это: улыбка,имя собеседника, комплимент.

Для того, чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!

Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрась-те! », а «Здравствуйте, Анна Ивановна! ».

Во время конфликтов, желая снять их остроту, люди подсознательно начинают чаще использовать имя своего собеседника (прийти к согласию можно значительно быстрее). Зачастую имя бывает решающей каплей, чтобы дело обернулось в нашу пользу.

В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: охотнику – ружье, родителю его ребенка.

Загруженные, усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому не стоит акцентировать внимание на плохом. Сначала нужно рассказать об успехах и только в конце тактично можно поведать о проблемных сторонах ребенка.

Золотое правило: хвалить при всех, ругать наедине!

Кроме этих приемов существуют и другие приемы установления хорошего контакта с собеседником:

• Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз). Но не следует «сверлить» собеседника взглядом.

• Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1, 5 м). Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь – благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе». Но не переступать «границы» личного пространства собеседника!

• Необходимо убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках).

• Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги.

• Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).

• Использовать прием присоединения, т. е. найти общее «Я»: «Я сам такой же, у меня то же самое! ». Как можно реже употреблять местоимение «Вы… » (Вы сделайте то-то! », «Вы должны это! ») Чаще говорить; «Мы»: «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели, знали! », «Нас всех беспокоит, что дети… », «Наши дети… », «Нас объединяет общее дело – это воспитание наших с вами детей! »

Вот самые основные правила установления хорошего личностного контакта и построения эффективного общения и взаимодействия с родителями.

7. Упражнение «Конструктивное и неконструктивное общение» (10мин)

Психолог: Давайте, разделимся на 2 команды, предлагаю вам разыграть небольшую проблемную ситуацию в детском садике, между родителем и воспитателем.

1-ая команда разыгрывает ситуацию с конструктивным, эффективным исходом, используя те правила эффективного общения, о которых мы сегодня говорили.

2-ая команда   разыгрывает ситуацию с неконструктивным, неэффективным исходом, пренебрегая теми правила эффективного общения, о которых мы сегодня говорили.

Воспитатель заметила в шкафчике у ребенка маленькие игрушки детского сада. С ребенком она поговорила, но через некоторое время эта ситуация повторилась. Воспитатель решил поговорить об этой ситуации с мамой.

Мама (Марья Петровна) как обычно пришла за ребенком в детский сад.

Воспитатель вышла к маме в раздевалку.

Проиграть ситуацию (действия, жесты, высказывания, интонацию воспитателя и мамы при разговоре)

Воспитатель заметила в шкафчике у ребенка маленькие игрушки детского сада. С ребенком она поговорила, но через некоторое время эта ситуация повторилась. Воспитатель решил поговорить об этой ситуации с мамой.

Мама (Марья Петровна) как обычно пришла за ребенком в детский сад.

Воспитатель вышла к маме в раздевалку.

Проиграть ситуацию (действия, жесты, высказывания, интонацию воспитателя и мамы при разговоре)

Обсуждение участниками данного упражнения.

8. Упражнение «Волшебная шляпа» (7 мин)

Цель: развитие умения доброжелательного общения с родителями. (5 мин) (Участники остаются в кругу)

Инструкция: Я предлагаю вам поиграть в игру «Волшебная палочка». Сейчас каждый из вас, у кого в руках палочка, будет  говорить комплимент сидящему от себя справа, как одному из родителей своей группы. Это может быть и поверхностный комплимент, касающийся одежды, украшений, внешности, а так же можно сказать что-либо положительное о «ребёнке». Тот «родитель», которому адресован «комплимент», должен принять его сказав: «Спасибо, мне очень приятно! ». (Когда у участников начнут возникать трудности с подбором комплиментов, каждому раздается «Памятка комплиментов», игра продолжается.)

Ведущий подводит итог: самым лучшим комплиментом для родителей служат добрые слова об их ребенке. Кроме того, умение педагога вычленить хорошее качество в каждом ребенке свидетельствует о его компетентности в глазах родителей.

8. Подведение итогов семинара-практикума. (2 мин) Педагог-психолог раздает памятки.

Я надеюсь, что сегодня вы почерпнули что-то интересное для себя, и это что-то поможет вам достичь взаимопонимания с родителями, детьми и коллегами. (Заполняется анкета «обратная связь»)

10. Обратная связь

Каждый участник по очереди высказывает свое мнение о семинаре-практикуме по схеме:

- Что я узнал нового/интересного?

- Что из этого я буду применять в своей работе?

- Какие эмоции я испытал в процессе?

Памятка «Приемы установления хорошего контакта с собеседником»

Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз). Но не следует «сверлить» собеседника взглядом.

• Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1, 5 м). Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь – благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе». Но не переступать «границы» личного пространства собеседника!

• Необходимо убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках).

• Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги.

• Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).

• Использовать прием присоединения, т. е. найти общее «Я»: «Я сам такой же, у меня то же самое! ». Как можно реже употреблять местоимение «Вы… » (Вы сделайте то-то! », «Вы должны это! ») Чаще говорить; «Мы»: «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели, знали! », «Нас всех беспокоит, что дети… », «Наши дети… », «Нас объединяет общее дело – это воспитание наших с вами детей! »


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум для педагогов ДОУ "Эффективное общение"

Данный семинар - практикум предназначен для психологов и методистов ДОУ. Он раскрывает вопросы эффективного общения педагогов с родителями, детьми и колегами. Сам семинар выстроен в виде тренинга, что...

Семинар-практикум для педагогов «Эффективное взаимодействие педагогов с родителями»

Семинар-практикум для педагогов «Эффективное взаимодействие педагогов с родителями» Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников...

Семинар-практикум "Развитие речи и речевого общения дошкольников"

Построение эмоционально-доверительных взаимоотношений с родителями дошкольников, способствующих гармоничному развитию личности ребенка. Повышение уровня педагогической культуры родителей....

Семинар-практикум с элементами тренинга "Эффективное общение и взаимодействие педагогов ДОУ с родителями дошкольников "

Данный семинар-практикум будет полезен воспитателям в работе с родителями своих воспитанников.  Материал содержит информацию о том, что такое активное слушание, о важный средствах  обще...

Семинар – практикум «Коммуникативная компетентность педагога. Эффективное общение»

Цель семинара-практикума: формирование у педагогов умений, являющихся базовыми в реализации коммуникативной компетентности....

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Эффективное общение и взаимодействие педагогов ДОУ с родителями дошкольников»

Данный семинар проходил для педагогов ДОУ, для улучшения взаимодействия с родителями. Здесь вы можете узнать какие методы и правила можно употребить в практической деятельности педагогов по вышеуказан...

Семинар - практикум для педагогов ДОУ "Совершенствование общения педагогов и родителей"

Гармоничное развитие ребенка происходит при условии наличия двух составляющих его жизни – полноценной семьи и детского сада. Семья обеспечивает необходимые ребенку личностные взаимоотношения, фо...