Главные вкладки

    Семинар - практикум для педагогов ДОУ "Эффективное общение"
    план-конспект урока по теме

    Маркова Светлана Юрьевна

    Данный семинар - практикум предназначен для психологов и методистов ДОУ. Он раскрывает вопросы эффективного общения педагогов с родителями, детьми и колегами. Сам семинар выстроен в виде тренинга, что позволяет за короткое время решить много вопросов. педагоги с удовольствием выполняют задания.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Семинар-практикум

    для педагогов дошкольных групп «Эффективное общение»

    (в форме психологического тренинга)

    Цель семинара: формирование у педагогов умений, являющихся базовым в реализации коммуникативной компетентности.

    Задачи:

    1. Обобщить методический и практический материал  по проблеме для осуществления развития умений эффективного общения.

    2. Предоставить возможность педагогам провести самооценку коммуникативных

    способностей

    3. Мотивировать педагогов на развитие и совершенствование своих коммуникативных

    умений

    4. Способствовать повышению у педагогов уровня развития коммуникативных умений посредством практических упражнений.

    5. Создать психологически комфортную атмосферу, активизировать потенциал группы.

    6. Применить различные виды работы группы для достижения задач семинара

    Предварительная работа:

    Всем участникам предлагается подойти к стенду и «оценить свое умение общаться». Для этого к листочкам с обозначением коммуникативных способностей каждый участник прикрепляет 1-2  флажка. Это будет означать, что данные способности в педагоге хорошо развиты.

    Ход мероприятия:

    Перед началом занятия каждому участнику раздаются бейджики с вкладышами, на них они пишут свои имена маркерами. Участники рассаживаются в полукруг.

    Знакомство-приветствие

    Педагог-психолог: добрый день, уважаемые педагоги! Нашу встречу мне хотелось бы начать со знакомства. Перед началом занятия каждый из вас на бейджике написал свое имя. Это значит, что участнику будет удобнее, если его будут называть именно так.

    1. Игра «Имя +»

    Педагог – психолог:  тот, у кого в руках мяч, называет свое имя и прилагательное на первую букву своего имени, которое бы его характеризовало во взаимодействии с другими людьми. Например, Наталья – настойчивая; Светлана – сострадающая, стеснительная, самостоятельная; Галина – главная, героическая и т.д.

    2. Упражнение « Пожелание друг другу»

    Педагог – психолог:  а сейчас мы продолжим работу с высказывания друг другу пожелания на сегодняшний день. Оно должно быть коротким, желательно, в одно- два слова. Вы бросаете мяч тому, кому хотите что-то пожелать и одновременно говорите это пожелание. Тот, кому бросили мяч, в свою очередь бросает его следующему, высказывая ему пожелание на сегодняшний день. Будем внимательно следить за тем, чтобы мяч побывал у всех, и постараемся никого не пропустить.

    А сейчас я предлагаю разбиться на команды по цвету бейджиков и занять свои места за столами.

    ( педагоги рассаживаются за столы)

    Педагог-психолог:  Каждому из вас перед началом семинара – практикума было предложено оценить свои способности в общении. Предлагаю подвести результаты.

    (участники отметили специальным знаком только те способности  (не больше

    2-х), которые у них  очень хорошо развиты. Подсчитывается количество флажков, выбирается наиболее развитая «способность»  по мнению группы.)

    Педагог-психолог: Данные экспресс – диагностики показывают, что наиболее развита « способность … (продолжить фразу)». А также наибольшую трудность вызывает « способность … (продолжить фразу)», только … (количество фишек) отметили ее высокий уровень развития. Таким образом, можно обозначить актуальность данного семинара- практикума в связи с тем, что какой бы общительный человек не был, всегда есть чему еще поучиться. Не случайно выбрана тема нашего семинара – практикума «Эффективность общения». Что же такое «Общение»?

    3. Раскрытие понятия «эффективное общение»

    Педагог – психолог:  Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

    Проблемный вопрос: что такое « Эффективное общение?» Что вкладывается в это понятие?

    Предлагаю вам самостоятельно выполнить задание.

    4. Самостоятельная работа.

    На обдумывание дается 1-2 минуты. Участники записывают мысли на листочках.

    На доске вывешивается ватман со словами ЭФФЕКТИВНОЕ ОБЩЕНИЕ. Участники делятся своим восприятием данного понятия, высказывая свое мнение, листочки наклеиваются на ватман, получается СБОРНОЕ понятие.

    Педагог-психолог: действительно, ЭФФЕКТИВНОСТЬ общения зависти от всего, перечисленного вами: психологического комфорта на рабочем месте, интереса к работе и позитивного настроя, творчества в труде.

    Готовясь к семинару, я нашла несколько цитат об общении. Предлагаю вам в небольших группах обсудить их и прокомментировать свое восприятие этих слов для всех присутствующих. Делиться на группы предлагаю по цвету ваших бейджиков.

    5. Упражнение «Цитаты» (работа в команде)

    Для каждой группы предлагается лист с цитатой. За 5 минут необходимо прочитать цитату и подготовить краткий комментарий к ней.

    1. «Когда задето чувство собственного достоинства одного из собеседников, непременно страдает само общение».

    2. «Важно не то, что говорят, а важно то, что окружающие слышат в словах говорящего».

    3. «Нет никаких гарантий, что ваш собеседник слышит то, что вы хотели бы ему сказать».

    4. «Настраивайтесь на человека, а не на сообщение».

    5. «Научись слушать, и ты сможешь извлечь пользу даже из тех, кто говорит плохо.

    (После подготовки каждая группа педагогов представляет свои комментарии.)

    Педагог – психолог:  а сейчас я предлагаю немного отдохнуть и поиграть. Выходите и вставайте в круг.

    6. Игра «Цвета»

    Педагог – психолог:  сейчас я раздам вам карточки с названиями цветов, которые повторяются несколько раз, т.е. если вам, например, досталась карточка, на которой написано «красный», то вы знайте, что еще у кого-то есть такая же карточка. Я буду перечислять названия овощей и фруктов, и  каждый раз должны вставать те цвета, которые соответствуют названным фруктам и овощам. По ходу упражнения внимательно следите за действиями остальных участников группы. Постарайтесь понять, у кого какой цвет.

            - название фруктов, овощей (задание повторяется несколько раз, пока педагоги не поймут, где их пара)

    А теперь нужно объединиться в группы тем, кому достались одинаковые цвета. Делать это нужно молча, не показывая цвета. Теперь каждая группа называет свой цвет.

    Молодцы! А теперь я предлагаю вам снова занять свои места.

    7.  Методы эффективного общения.

    Педагог-психолог: предлагаю далее рассмотреть методы, которые помогают налаживать эффективное общение при взаимодействии.

    1. Умение слушать и слышать.

    Для человека очень важно, чтобы его слушали, слышали и понимали, и если мы научимся быть хорошими слушателями, успех в общении нам обеспечен. Во время слушания решаются задачи: воспринимается содержание сообщения и улавливается эмоциональное состояние собеседника.

    Эффективность общения зависит от правильной постановки вопроса.

    Вопросы: Открытые (призваны помочь ребенку прояснить его проблемы)

                  - Закрытые (лишь подразумевают ответы « да» или « нет»)

    (Далее участникам предлагается потренироваться в правильной постановке вопроса, предполагающего мотивацию ребенка к продолжению своего рассказа. Далее зачитывается закрытый вопрос, участники «делают» его открытым.)

    Варианты вопросов:

    1. У тебя сегодня был  хороший день?
    2. Ты сегодня плохо вел себя в детском саду?
    3. Ты не хочешь поесть?

    1. Умение быть наблюдательны и внимательным ко всем членам группы

    Вопрос: Каким образом эта способность помогает нам устанавливать эффективное  общение?

    ( Ответы участников)

    8. Упражнение «Деление группы на подгруппы по определенному  признаку»

    Педагог – психолог:  сейчас один из участников выходит за дверь, находится там какое-то время. Мы тем временем разделимся на группы по какому-то выбранному нами признаку. Признак должен визуально фиксироваться и однозначно делить группу на две части. Группы располагаются в разных местах так, чтобы они  были отделены пространственно. Вернувшийся участник должен определить, по какому признаку группа разделилась на две части.

    (выбирается признак, выстраиваются команды. Игра повторяется вновь с другим участником, но группа делится по другому признаку. Можно делиться, например, по цвету волос; по фигуре; по наличию брюк или юбки; по возрасту.

    В ходе развития коллектива возникают и закрепляются определенные групповые нормы, которые в той или иной степени должны разделять все его участники. Если человек не принимает их, то он рискует оказаться отвергнутым группой. Чтобы не оказаться отвергнутым, необходимо уметь быть наблюдательным и внимательным ко всем членам группы, к их взаимоотношениям.)

    9. Самопрезентация

    Педагог – психолог:  умение формировать у других благоприятное впечатление о себе, то есть « подать себя» в выгодном свете очень важно в жизни. В разной степени мы постоянно управляем впечатлениями, которые создаем. Мы всегда играем перед аудиторией: если хотим произвести благоприятное впечатление, или запугать собеседника, или показаться беспомощным. В знакомых ситуациях это происходит без сознательных усилий. В незнакомых – мы точно осознаем, какое впечатление производим. Самопрезентация относится к нашему стремлению представить желаемый образ, как для других людей, так и для себя.

    1. Упражнение « Визитная карточка» (деление по цвету бейджиков)

    Группа участников оформляет свою визитную карточку на тему: « Речь педагога». В ней отражено общее мнение о речи педагога, как факторе развития речи детей. (на визитной карточке должна быть нарисована эмблема, характеризующая данную тему, которую можно дополнить высказываниями, словами, за исключением своих имен)

    Время на выполнение – 10 минут

    Затем группы представляют свои визитки. Для облегчения процесса самопрезенцации участникам предлагается план-схема рассказа.

    1. Что изображено на вашей визитной карточке?

    1. Сложно ли было придти к единому решению?
    2. Каким образом определился человек для представления итога групповой работы?

    10. Подведение итогов.

    Педагог-психолог: процесс общения – очень сложный процесс. Мы каждый день взаимодействуем друг   с другом, обмениваемся информацией, общаемся, порой не задумываясь о том, где и как применять определенные приемы, повышающие эффективность этих процессов. Сегодня на семинаре-практикуме вы познакомились с основными методами эффективного общения. Но совершенствовать свои коммуникативные навыки надо постоянно. А значит тема коммуникативной компетентности остается актуальной на всех этапах, поэтому наша встреча по данной теме не последняя.

    11. Заключительная игра « Солнышко»

    Цель: вызвать у участников положительные эмоции.

    Педагог – психолог: сейчас на листах бумага вам нужно будет нарисовать солнышко с лучиками. Лучиков должно быть равно количеству участников за исключением вас самого. В центре солнышка вы пишете свое имя. Сейчас мы будем передавать солнышко по кругу и на лучиках будем записывать пожелания, комплименты своим коллегам, пока ваш листочек с солнышком не вернется к вам обратно.

    (участникам раздаются чистые листы. Они рисуют во весь лист солнышко с количеством лучиков, равных количеству участников, исключая себя. В центре солнышка пишут свое имя. Затем по кругу передают друг другу листы, вписывают пожелания, комплименты своим коллегам на лучиках. Лист, пройдя круг, возвращается к  своему хозяину.)



    Предварительный просмотр:

    Семинар-практикум

    для педагогов дошкольных групп «Эффективное общение»

    (в форме психологического тренинга)

    Цель семинара: формирование у педагогов умений, являющихся базовым в реализации коммуникативной компетентности.

    Задачи:

    1. Обобщить методический и практический материал  по проблеме для осуществления развития умений эффективного общения.

    2. Предоставить возможность педагогам провести самооценку коммуникативных

    способностей

    3. Мотивировать педагогов на развитие и совершенствование своих коммуникативных

    умений

    4. Способствовать повышению у педагогов уровня развития коммуникативных умений посредством практических упражнений.

    5. Создать психологически комфортную атмосферу, активизировать потенциал группы.

    6. Применить различные виды работы группы для достижения задач семинара

    Предварительная работа:

    Всем участникам предлагается подойти к стенду и «оценить свое умение общаться». Для этого к листочкам с обозначением коммуникативных способностей каждый участник прикрепляет 1-2  флажка. Это будет означать, что данные способности в педагоге хорошо развиты.

    Ход мероприятия:

    Перед началом занятия каждому участнику раздаются бейджики с вкладышами, на них они пишут свои имена маркерами. Участники рассаживаются в полукруг.

    Знакомство-приветствие

    Педагог-психолог: добрый день, уважаемые педагоги! Нашу встречу мне хотелось бы начать со знакомства. Перед началом занятия каждый из вас на бейджике написал свое имя. Это значит, что участнику будет удобнее, если его будут называть именно так.

    1. Игра «Имя +»

    Педагог – психолог:  тот, у кого в руках мяч, называет свое имя и прилагательное на первую букву своего имени, которое бы его характеризовало во взаимодействии с другими людьми. Например, Наталья – настойчивая; Светлана – сострадающая, стеснительная, самостоятельная; Галина – главная, героическая и т.д.

    2. Упражнение « Пожелание друг другу»

    Педагог – психолог:  а сейчас мы продолжим работу с высказывания друг другу пожелания на сегодняшний день. Оно должно быть коротким, желательно, в одно- два слова. Вы бросаете мяч тому, кому хотите что-то пожелать и одновременно говорите это пожелание. Тот, кому бросили мяч, в свою очередь бросает его следующему, высказывая ему пожелание на сегодняшний день. Будем внимательно следить за тем, чтобы мяч побывал у всех, и постараемся никого не пропустить.

    А сейчас я предлагаю разбиться на команды по цвету бейджиков и занять свои места за столами.

    ( педагоги рассаживаются за столы)

    Педагог-психолог:  Каждому из вас перед началом семинара – практикума было предложено оценить свои способности в общении. Предлагаю подвести результаты.

    (участники отметили специальным знаком только те способности  (не больше

    2-х), которые у них  очень хорошо развиты. Подсчитывается количество флажков, выбирается наиболее развитая «способность»  по мнению группы.)

    Педагог-психолог: Данные экспресс – диагностики показывают, что наиболее развита « способность … (продолжить фразу)». А также наибольшую трудность вызывает « способность … (продолжить фразу)», только … (количество фишек) отметили ее высокий уровень развития. Таким образом, можно обозначить актуальность данного семинара- практикума в связи с тем, что какой бы общительный человек не был, всегда есть чему еще поучиться. Не случайно выбрана тема нашего семинара – практикума «Эффективность общения». Что же такое «Общение»?

    3. Раскрытие понятия «эффективное общение»

    Педагог – психолог:  Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

    Проблемный вопрос: что такое « Эффективное общение?» Что вкладывается в это понятие?

    Предлагаю вам самостоятельно выполнить задание.

    4. Самостоятельная работа.

    На обдумывание дается 1-2 минуты. Участники записывают мысли на листочках.

    На доске вывешивается ватман со словами ЭФФЕКТИВНОЕ ОБЩЕНИЕ. Участники делятся своим восприятием данного понятия, высказывая свое мнение, листочки наклеиваются на ватман, получается СБОРНОЕ понятие.

    Педагог-психолог: действительно, ЭФФЕКТИВНОСТЬ общения зависти от всего, перечисленного вами: психологического комфорта на рабочем месте, интереса к работе и позитивного настроя, творчества в труде.

    Готовясь к семинару, я нашла несколько цитат об общении. Предлагаю вам в небольших группах обсудить их и прокомментировать свое восприятие этих слов для всех присутствующих. Делиться на группы предлагаю по цвету ваших бейджиков.

    5. Упражнение «Цитаты» (работа в команде)

    Для каждой группы предлагается лист с цитатой. За 5 минут необходимо прочитать цитату и подготовить краткий комментарий к ней.

    1. «Когда задето чувство собственного достоинства одного из собеседников, непременно страдает само общение».

    2. «Важно не то, что говорят, а важно то, что окружающие слышат в словах говорящего».

    3. «Нет никаких гарантий, что ваш собеседник слышит то, что вы хотели бы ему сказать».

    4. «Настраивайтесь на человека, а не на сообщение».

    5. «Научись слушать, и ты сможешь извлечь пользу даже из тех, кто говорит плохо.

    (После подготовки каждая группа педагогов представляет свои комментарии.)

    Педагог – психолог:  а сейчас я предлагаю немного отдохнуть и поиграть. Выходите и вставайте в круг.

    6. Игра «Цвета»

    Педагог – психолог:  сейчас я раздам вам карточки с названиями цветов, которые повторяются несколько раз, т.е. если вам, например, досталась карточка, на которой написано «красный», то вы знайте, что еще у кого-то есть такая же карточка. Я буду перечислять названия овощей и фруктов, и  каждый раз должны вставать те цвета, которые соответствуют названным фруктам и овощам. По ходу упражнения внимательно следите за действиями остальных участников группы. Постарайтесь понять, у кого какой цвет.

            - название фруктов, овощей (задание повторяется несколько раз, пока педагоги не поймут, где их пара)

    А теперь нужно объединиться в группы тем, кому достались одинаковые цвета. Делать это нужно молча, не показывая цвета. Теперь каждая группа называет свой цвет.

    Молодцы! А теперь я предлагаю вам снова занять свои места.

    7.  Методы эффективного общения.

    Педагог-психолог: предлагаю далее рассмотреть методы, которые помогают налаживать эффективное общение при взаимодействии.

    1. Умение слушать и слышать.

    Для человека очень важно, чтобы его слушали, слышали и понимали, и если мы научимся быть хорошими слушателями, успех в общении нам обеспечен. Во время слушания решаются задачи: воспринимается содержание сообщения и улавливается эмоциональное состояние собеседника.

    Эффективность общения зависит от правильной постановки вопроса.

    Вопросы: Открытые (призваны помочь ребенку прояснить его проблемы)

                  - Закрытые (лишь подразумевают ответы « да» или « нет»)

    (Далее участникам предлагается потренироваться в правильной постановке вопроса, предполагающего мотивацию ребенка к продолжению своего рассказа. Далее зачитывается закрытый вопрос, участники «делают» его открытым.)

    Варианты вопросов:

    1. У тебя сегодня был  хороший день?
    2. Ты сегодня плохо вел себя в детском саду?
    3. Ты не хочешь поесть?

    1. Умение быть наблюдательны и внимательным ко всем членам группы

    Вопрос: Каким образом эта способность помогает нам устанавливать эффективное  общение?

    ( Ответы участников)

    8. Упражнение «Деление группы на подгруппы по определенному  признаку»

    Педагог – психолог:  сейчас один из участников выходит за дверь, находится там какое-то время. Мы тем временем разделимся на группы по какому-то выбранному нами признаку. Признак должен визуально фиксироваться и однозначно делить группу на две части. Группы располагаются в разных местах так, чтобы они  были отделены пространственно. Вернувшийся участник должен определить, по какому признаку группа разделилась на две части.

    (выбирается признак, выстраиваются команды. Игра повторяется вновь с другим участником, но группа делится по другому признаку. Можно делиться, например, по цвету волос; по фигуре; по наличию брюк или юбки; по возрасту.

    В ходе развития коллектива возникают и закрепляются определенные групповые нормы, которые в той или иной степени должны разделять все его участники. Если человек не принимает их, то он рискует оказаться отвергнутым группой. Чтобы не оказаться отвергнутым, необходимо уметь быть наблюдательным и внимательным ко всем членам группы, к их взаимоотношениям.)

    9. Самопрезентация

    Педагог – психолог:  умение формировать у других благоприятное впечатление о себе, то есть « подать себя» в выгодном свете очень важно в жизни. В разной степени мы постоянно управляем впечатлениями, которые создаем. Мы всегда играем перед аудиторией: если хотим произвести благоприятное впечатление, или запугать собеседника, или показаться беспомощным. В знакомых ситуациях это происходит без сознательных усилий. В незнакомых – мы точно осознаем, какое впечатление производим. Самопрезентация относится к нашему стремлению представить желаемый образ, как для других людей, так и для себя.

    1. Упражнение « Визитная карточка» (деление по цвету бейджиков)

    Группа участников оформляет свою визитную карточку на тему: « Речь педагога». В ней отражено общее мнение о речи педагога, как факторе развития речи детей. (на визитной карточке должна быть нарисована эмблема, характеризующая данную тему, которую можно дополнить высказываниями, словами, за исключением своих имен)

    Время на выполнение – 10 минут

    Затем группы представляют свои визитки. Для облегчения процесса самопрезенцации участникам предлагается план-схема рассказа.

    1. Что изображено на вашей визитной карточке?

    1. Сложно ли было придти к единому решению?
    2. Каким образом определился человек для представления итога групповой работы?

    10. Подведение итогов.

    Педагог-психолог: процесс общения – очень сложный процесс. Мы каждый день взаимодействуем друг   с другом, обмениваемся информацией, общаемся, порой не задумываясь о том, где и как применять определенные приемы, повышающие эффективность этих процессов. Сегодня на семинаре-практикуме вы познакомились с основными методами эффективного общения. Но совершенствовать свои коммуникативные навыки надо постоянно. А значит тема коммуникативной компетентности остается актуальной на всех этапах, поэтому наша встреча по данной теме не последняя.

    11. Заключительная игра « Солнышко»

    Цель: вызвать у участников положительные эмоции.

    Педагог – психолог: сейчас на листах бумага вам нужно будет нарисовать солнышко с лучиками. Лучиков должно быть равно количеству участников за исключением вас самого. В центре солнышка вы пишете свое имя. Сейчас мы будем передавать солнышко по кругу и на лучиках будем записывать пожелания, комплименты своим коллегам, пока ваш листочек с солнышком не вернется к вам обратно.

    (участникам раздаются чистые листы. Они рисуют во весь лист солнышко с количеством лучиков, равных количеству участников, исключая себя. В центре солнышка пишут свое имя. Затем по кругу передают друг другу листы, вписывают пожелания, комплименты своим коллегам на лучиках. Лист, пройдя круг, возвращается к  своему хозяину.)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Общение педагогов ДОУ с родителями. Семинар-практикум для педагогов ДОУ.

    В теоретическом разделе  семинара - практикума подробно  рассказывается о традиционных и нетрадиционных формах общения педагогов ДОУ с родителями, о правилах конструктивного взаимодействия с...

    Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Общение педагога с родителями"

    Цель:1. Повышение психолого-педагогической компетентности родителей.2. Оптимизация взаимодействия родителей и педагогов....

    ЦОР семинар - практикум для педагогов "Профессиональное общение"

    знакомство педагогов с речевым этикетом, критериями профессионального общения, способствующему, успешному ведению диалога не только с детьми, но и с коллегами, родителями....

    Семинар-практикум с педагогами.Эффективное общение с родителями.

    Цель семинара-практикума: повышение уровня профессионального мастерства педагогов МДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников. Активная форма проведения семира позволяет наиболее полно...

    Семинар-практикум для педагогов ДОУ: "Общение воспитателя с родителями воспитанников"

    Повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников....

    Семинар – практикум для педагогов «Эргономика общения»

    Семинар – практикум для педагогов  «Эргономика общения»Автор педагог-психолог ГБДОУ  № 18 СПб  Корнильева Марина Григорьевна...

    Семинар-практикум для педагогов «Эффективное общение и взаимодействие педагогов ДОУ с родителями дошкольников»

    1. Знакомство участников друг с другом, создание в группе позитивной атмосферы. Я очень рада всех вас приветствовать и надеюсь, что мы отлично пообщаемся, потому что сегодня мы будем тренировать ...