Семинар – практикум для педагогов: «Педагогическое общение»
материал

Семинар - практикум "Педагогическое общение" направлен на  выявление  позитивных средств общения,  выработки умения выстраивать собственную тактику общения с ребенком с максимальной пользой для него.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_dlya_pedagogov.docx23.71 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар – практикум для педагогов

Тема:  «Педагогическое общение»

Цель: выявление позитивных средств общения. Выработка умения выстраивать собственную тактику общения с ребенком с максимальной пользой для него.

Ход.

Ведущий: общение воспитателя с ребенком, с группой детей это наша повседневная работа.
Чтобы снять барьер общения на данной  встрече,  снять психологическое напряжение между участниками,  предлагаю:

  1. Упражнение: «Мне нравится общаться с детьми, потому что…»

Закончите фразу (по кругу передавая мяч).


Общение в педагогической деятельности – инструмент воздействия на ребенка с целью познания и развития  его личности. В педагогическом общении выделяются стили: авторитарный, демократический, либеральный.
Авторитарный стиль общения  педагог единолично определяет направление деятельности детей, пресекает всякую инициативу учащихся. Основные формы взаимодействия – приказ, выговор, указание, инструкция. Преобладает начальственный тон.
Либеральный стиль  попустительский.  Педагог старается не вмешиваться в жизнь коллектива, устраняется от ответственности за происходящее, неавторитетен.
Демократический стиль  опирается на мнение коллектива. Педагог старается донести цель деятельности до сознания детей, распределяет нагрузку с учетом склонностей и способностей. Поощряет активность, развивает инициативу. Основные формы общения – просьба, совет, информация.

Практическое задание № 1: определить характер своего взаимодействия с детьми, отвечая на вопросы анкеты  «Стиль педагогического общения» (Леонтьев А.А.).

Вопрос для обсуждения: Возможно ли в педагогической деятельности применение в «чистом виде»  только одного стиля общения?

Практическое задание №2

 Оно натолкнет вас на размышление о том, как выбранный вами стиль взаимоотношений с детьми, может повлиять на развитие  личностных качеств  ребенка.

С правой стороны листа написаны утверждения, которые вам нужно закончить, выбрав правильное слово с левой стороны листа (соединить линией):

1.Если ребенка критикуют, он учиться

Терпению

2.Если к ребенку относятся враждебно, он учиться

Уверенности в себе

3.Если ребенка высмеивают, он учиться

Чувствовать себя виноватым

4.Если ребенка стыдят, он учиться

Благодарности

5.Если ребенок вынужден проявлять терпимость, он учиться

Драться

6.Если ребенка поощрять, он учиться

Доверять

7.Если ребенка хвалят, он учиться…

Обвинять

8.Если к ребенку относятся честно, он учится…

Быть застенчивым

9. Если ребенок растет в безопасности, он учиться

Любить себя

10.  Если к ребенку относятся с одобрением, он учиться…                      

Справедливости

Правильные ответы:

  1. Обвинять
    2. Драться
    3. Быть застенчивым
    4. Чувствовать себя виноватым
    5. Терпению
    6. Уверенности в себе
    7. Благодарности
    8. Справедливости
    9. Доверять
    10. Любить себя

Упражнение:  «Произнеси с разной интонацией»

Подозвать к себе ребенка, используя интонацию разных стилей общения.

Педагоги выбирают карточку с названием стиля и приглашают к себе воображаемого ребенка (можно использовать комнатное растение).

В дошкольном детстве взрослый для ребенка – самый главный человек. Ребенок безоглядно доверяет взрослому, наделяет его мыслимыми достоинствами: умом, добротой, красотой. В глазах ребенка именно ОН определяет, когда вместе со всеми детьми можно поиграть, пойти на прогулку, побегать, а когда нужно спокойно посидеть и послушать. Взрослый выступает в качестве последней инстанции в разрешении детских конфликтов. Воспитатель  – главный взрослый – все знает и может помочь, поддержать, похвалить,  а может и не заметить, отругать, оттолкнуть.

Практическое задание №3
Как вы понимаете слова - «видеть мир глазами ребенка»?

Упражнение «Встань на позицию ребенка».  Охарактеризуйте чувства ребенка.  Как ему можно помочь в данной ситуации?

  • Ребенку сделали укол, плачет: «Доктор плохой!»
  • Ребенок роняет чашку, та разбивается: «Ой! Чашка разбилась!»
  • Машу укладывают спать, она просит посидеть с ней.
  • К вам подбегает малыш: «Он отнял у меня мою машинку!»

Вся  наша педагогическая деятельность, наша работа, профессия направлена на развитие личности ребенка, таких его качеств, как самостоятельность, инициативность, ответственность, творчество, любознательность, а воспитать, развить эти качества можно только при условии, если педагог знает:

1.  Возрастные особенности   развития ребенка,

2. Его склонности, способности,

3. Темперамент

4. Если педагог  правильно строит  общение с ребенком, основанное на доверии, уважении, понимании.

Практическое задание №4: 

Разработайте  правила общения с ребенком, основанные на гуманном отношении к нему (дается 5 минут, каждый зачитывает свои правила).

Примерные правила:

  • Уважать права ребенка на свободу выбора (действий, настроения..)
  • Поддерживать  у ребенка  чувство собственного достоинства.
  • Проявлять терпимость, стремление понять, помочь
  • Учитывать  индивидуальные  особенности ребенка
  • Смотреть на проблемы ребенка его глазами, с его позиции
  • Признавать права ребенка быль личностью не похожей на других
  • Управлять своим  состоянием,  чувствами (вытеснять отрицательные мысли, настраиваться на положительное восприятие ребенка).

1.Если ребенка критикуют, он учиться

Терпению

2.Если к ребенку относятся враждебно, он учиться

Уверенности в себе

3.Если ребенка высмеивают, он учиться

Чувствовать себя виноватым

4.Если ребенка стыдят, он учиться

Благодарности

5.Если ребенок вынужден проявлять терпимость, он учиться

Драться

6.Если ребенка поощрять, он учиться

Доверять

7.Если ребенка хвалят, он учиться…

Обвинять

8.Если к ребенку относятся честно, он учится…

Быть застенчивым

9. Если ребенок растет в безопасности, он учиться

Любить себя

10.  Если к ребенку относятся с одобрением, он учиться…                      

Справедливости

1.Если ребенка критикуют, он учиться

Терпению

2.Если к ребенку относятся враждебно, он учиться

Уверенности в себе

3.Если ребенка высмеивают, он учиться

Чувствовать себя виноватым

4.Если ребенка стыдят, он учиться

Благодарности

5.Если ребенок вынужден проявлять терпимость, он учиться

Драться

6.Если ребенка поощрять, он учиться

Доверять

7.Если ребенка хвалят, он учиться…

Обвинять

8.Если к ребенку относятся честно, он учится…

Быть застенчивым

9. Если ребенок растет в безопасности, он учиться

Любить себя

10.  Если к ребенку относятся с одобрением, он учиться…                      

Справедливости


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум для педагогов «Педагогические ситуации» (в рамках работы творческой группы по использованию личностно-ориентированного подхода)

   Цель семинара – практикума: повышение уровня педагогической культуры педагогов, формирование педагогических установок и рефлексии развивающего взаимодействия с детьми и родителями....

Семинар — практикум для педагогов «Педагогическая этика в дошкольном учреждении»

Цель: Нахождение быстрого решения в сложившейся ситуации, развитие остроты ума, творчества, уверенности в себе, речевого общения.Задачи:1. Создание доброжелательной атмосферы.2. Овладение навыками общ...

Семинар - практикум для педагогов «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА В РАБОТЕ ПЕДАГОГА ДОУ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»

Цель семинара: познакомить педагогов с темой «Профессиональная этика и педагогическое общение»Задачи семинара:1. Поднять уровень морально-педагогической подготовки воспитателей и воо...

Семинар-практикум для педагогов «Педагогическая этика в дошкольном учреждении»

Семенар-практикум для педагогов "Педагогическая этика в дошкольном учреждении" разработан в целях:- Познакомить педагогов с темой «Профессиональная этика»;- Сформи...

Семинар-практикум для педагогов «Педагогические наблюдения как способ уточнения реальных достижений, способностей, интересов, образовательных потребностей и возможностей детей раннего и дошкольного возраста»

Уточнение представлений о задачах и методике ведения педагогических наблюдений; о способах и условиях интерпретации и использования полученных в ходе наблюдения фактов....

Семинар-практикум для педагогов: "ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО ВОСПИТАТЕЛЯ".

Семинары-практикумы такого рода целесообразно проводить в начале учебного года c целью корректировки работы дошкольного учреждения. Помимо этого методическая и психологическая служба увидят проблемы о...