Главные вкладки

    Семинар — практикум для педагогов «Педагогическая этика в дошкольном учреждении»
    методическая разработка на тему

    Кирьянова Наталия Валентиновна
    Цель: Нахождение быстрого решения в сложившейся ситуации, развитие остроты ума, творчества, уверенности в себе, речевого общения.
    Задачи:
    1. Создание доброжелательной атмосферы.
    2. Овладение навыками общения друг с другом.
    3. Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на выявление позитивных средств общения друг с другом.
     

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Семинар — практикум  для педагогов

    «Педагогическая этика в дошкольном учреждении»

    Подготовил и провел: педагог-психолог Кирьянова Н.В.

    Цель: Нахождение быстрого решения в сложившейся ситуации, развитие остроты ума, творчества, уверенности в себе, речевого общения.

    Задачи:

    1. Создание доброжелательной атмосферы.

    2. Овладение навыками общения друг с другом.

    3. Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на выявление позитивных средств общения друг с другом.

     

    Свое выступление мне хотелось бы начать словами Вольтера:

    «Только тот, кто владеет собой  может повелевать миром».

    Говоря иными словами, только человек с высокими моральными качествами может добиться многого. Мы должны быть более совершенными ради себя и наших детей и к этому нас обязывает выбранная нами профессия – Педагог.

    Сегодняшняя наша встреча посвящена педагогической этике. Давайте в начале нашей беседы вспомним, что же такое «этика». (Ответы педагогов)

     Слово это образовано от древнегреческого einos – «нрав, обычай, хороший образ мысли».

    Требования, предъявляемые в настоящее время современным обществом к педагогу, весьма велики. О его профессиональных качествах судят не только по тому, насколько он владеет различными методиками и технологиями, но и по тому, насколько хорошо он воспитан. Культурный человек,  должен владеть достижениями поведенческой  культуры, уметь использовать ее в профессиональной  деятельности и личной жизни.

             В нашем дошкольном учреждении принят в 2014году кодекс профессиональной этики и служебного поведения работников. Этот документ вы наверное уже изучили на сайте ДОУ и сегодня мы будем разговаривать на равных.

    Давайте определимся в назначении этического кодекса педагогов ДОУ:

    Нормами Этического кодекса педагогов руководствуются педагоги и все сотрудники дошкольного образовательного учреждения - детский сад работающие с детьми.

     Этический кодекс педагогов определяет основные нормы профессиональной этики:

    - регулирующие отношения между педагогами и их воспитанниками, а также другими членами общественности образовательного учреждения;

    - защищающие их человеческую ценность и достоинство;

    - поддерживающие качество профессиональной деятельности педагогов и честь их профессии;

    - создающие культуру образовательного учреждения, основанную на доверии, ответственности и справедливости.

    Нормы педагогической этики устанавливаются на основании общечеловеческих моральных норм, конституционных положений и законодательных актов Российской Федерации, а также на основании положений прав человека и прав ребенка.

    Основу норм Этического кодекса педагогов составляют следующие основные принципы:

    • человечность,
    • справедливость,
    • профессиональность,
    • ответственность,
    • терпимость,
    • демократичность,
    • партнерство,
    • солидарность.

    Как полагал Руссопедагог должен быть лишен человеческих пороков, и в нравственном отношении стоять выше обществаПесталоцци считал, что истинный педагог должен уметь в любом ребенке обнаружить и развить положительные личностные качества, пропагандировал идеи трудового и нравственного воспитания.

    Педагогическая этика  рассматривает сущность основных категорий педагогической морали и моральных ценностей. Моральными ценностями можно назвать систему  представлений о добре и зле, справедливости и чести, которые выступают своеобразной оценкой характера жизненных явлений, нравственных достоинств и поступков людей. Среди этих категорий – профессиональный педагогический долг, педагогическая справедливость, педагогическая честь и педагогический авторитет.

    Как вы думаете, что такое воспитатель для дошкольника? (Ответы педагогов)

    Воспитатель для дошкольника – первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий  его кругозор, формирующий его взаимодействие в человеческом социуме. На нем лежит огромная ответственность за сегодняшнюю и будущую жизнь воспитанника, которая требует от нас  с вами высокого профессионализма и педагогического такта.

    Что в Вашем понимании «ТАКТ».? (Ответы педагогов).

    «Такт» в переводе с греческого – это « легкое прикосновение».

    « Легкое прикосновение» к человеку, его мыслям, чувствам, умение понять, посочувствовать, пожалеть. Говоря словами Г. Гуцкова  «Такт – высшее развитие способности общения. Чтобы быть тактичным, мало одной сердечной доброты или природной скромности. Такт – рассудок сердца». Педагогический такт – это всегда творчество и поиск.

            Постоянное общение воспитателя с детьми требует от него «большого такта, сочетающего в себе высокую требовательность, чуткость, справедливость, гуманность, настойчивость, выдержку и самообладание». Все это – важнейшие показатели его профессиональных способностей и возможностей.

            Обладая педагогическим тактом, воспитатель умеет разговаривать с детьми, выслушивать их. 

    Игра «Молекулы»

    Все участники – атомы, которые беспорядочно движутся по залу, а по сигналу ведущего быстро объединяются в молекулы определенной ведущим величины. Упражнение проводится несколько раз. В последнем круге ведущий называет цифру «3». В соответствии с этим участники разбиваются на пары и садятся рядом друг с другом.

    У нас образовались микрогруппы из трех человек и я хочу познакомить вас с   основными принципами работы в группе.

      Ведущий объясняет участникам основные принципы социально-психологического тренинга и особенности этой формы работы.

    1. Мы – одна команда.

    2. Можно говорить все, что ты думаешь.

    3. Каждый имеет право на свое мнение (никто никого не перебивает, не смеется, не оценивает других).

    4. При обсуждении происходящего в группе следует оценивать не участников, а только их действия. Нельзя использовать высказывания типа: «Ты мне не нравишься». Следует говорить: «Мне не нравится твоя манера общения» и т.п.

    5. На все возникающие вопросы даются исчерпывающие ответы, обсуждаются поступающие предложения об изменении правил или добавлении новых. Окончательно согласованные и принятые правила являются основанием для работы группы.

    Общение между людьми существует не ради общения как такового. В общении мы лучше узнаем друг друга, и самих себя, через общение мы получаем какую-то информацию об окружающих, об окружающем нас мире, усваиваем социальные, духовные, нравственные нормы.     

    Важнейшим элементом стиля учреждения является культура речи сотрудников.

    Предположите какие требования можно предъявить к речи педагога (Ответы педагогов)

    Раздать  листы названием требований и педагоги обсуждают  и раскрывают понятия в микрогруппах (Приложение №1)

    Требования к речи педагога:

     1. Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.

    2. Точность – соответствие смыслового содержания речи и информация, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.

    3. Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связанного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи. 

    4. Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.

    5. Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию  произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.

    6. Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируется основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образованности речи.

    7. Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладанием чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).

    Наша работа   подошла к концу. Я надеюсь, что сегодняшняя наша встреча посвящена педагогической этике  заставит вас задуматься о  высоком предназначении педагога.   И еще раз прочитав этический кодекс переосмыслить свое отношение к профессии и окружающим вас людям.

    Рефлексия. Анкета «Обратная связь» Приложение №2

    Литература:

    1. http://nsportal.ru/
    2. 5psy.ru
    3. http://festival.1september.ru/

    Приложение №1

    Правильность 

    Точность 

    Логичность 

    Чистота 

    Выразительность 

    Богатство

    Уместность 

    Приложение №2

    Анкета «Обратная связь»

    Что вам понравилось, было интересно?

    ________________________________________________________

    ________________________________________________________

    Что вам не понравилось, не вызвало интереса?

    ________________________________________________________

    ________________________________________________________

    Ваши пожелания

    ________________________________________________________

    ________________________________________________________

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Педсовет в ДОУ «Педагогическая этика в дошкольном учреждении»

    Решением IX Съезда работников образования Алтайского края, который состоялся 20 августа 2014 года, был принят Кодекс профессиональной этики педагогического работника образовательных организаций Алтайс...

    Педагогический совет: «Педагогическая этика в дошкольном учреждении»

    Известный педагог-новатор Ш. Амоношвили говорил: «Воспитатель – это человек, профессионально принимающий на себя ответственность за развитие другого человека»....

    Семинар-практикум для педагогов «Адаптационный период в дошкольном учреждении»

    Материал предназначен, чтобы способствовать повышению благоприятных условий социальной адаптации детей...

    Семинар - практикум для педагогов «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА В РАБОТЕ ПЕДАГОГА ДОУ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»

    Цель семинара: познакомить педагогов с темой «Профессиональная этика и педагогическое общение»Задачи семинара:1. Поднять уровень морально-педагогической подготовки воспитателей и воо...

    Семинар-практикум для педагогов «Педагогическая этика в дошкольном учреждении»

    Семенар-практикум для педагогов "Педагогическая этика в дошкольном учреждении" разработан в целях:- Познакомить педагогов с темой «Профессиональная этика»;- Сформи...