Педсовет в ДОУ «Педагогическая этика в дошкольном учреждении»
методическая разработка по теме

Вишневская Татьяна Дмитриевна
Решением IX Съезда работников образования Алтайского края, который состоялся 20 августа 2014 года, был принят Кодекс профессиональной этики педагогического работника образовательных организаций Алтайского края. Главным управлением образования и молодежной политики Алтайского края совместно с Алтайской краевой организацией профсоюзов работников народного образования и науки РФ подготовлены Рекомендации по внедрению Кодекса профессиональной этики педагогического работника образовательных организаций Алтайского края.
Кодекс является инструментом повышения качества и эффективности профессиональной деятельности педагога, его принятие в равной степени актуально внедрению профессионального стандарта «Педагог».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet.docx25.55 КБ

Предварительный просмотр:

«Педагогическая этика в дошкольном учреждении»

Форма проведения: Круглый стол

Повестка:

  1. Вступительное слово заведующей ДОУ

  1. Дискуссия «Педагогическая этика»

  1. Обсуждение «Кодекса профессиональной этики педагога Алтайского края»

  1. Сообщение «Значение этикета в жизни ребёнка-дошкольника»

  1. Деловая игра «Этика и дошколята»

  1. Аналитическая справка по тематическому контролю «Создание условий в группе общеразвивающей направленности для детей 4-5 лет для усвоения этических норм и правил».

  1. Принятие решений

  1. Вступительное слово заведующего:

«Здесь мало увидеть

Здесь нужно всмотреться,

Чтоб ясной любовью

Наполнилось сердце.

Здесь мало услышать

Здесь вслушаться нужно

Чтобы в душу созвучья.

Нахлынули дружно».

        Дошкольное учреждение имеет свою определенную атмосферу поэтому приглашаю всех педагогов принять участие в дискуссии.

        На столе карточки с вопросами, каждый педагог берет карточку и отвечает на вопрос и строит заново макет:

  1. Что такое этика? Что означает «педагогическая этика»?
  2. Согласны ли вы с мнением, что особенности труда педагога влияют на его нравственный облик? Каково это влияние?
  3. Что такое культура человека?
  4. Какие недостатки личности педагога по вашему мнению мешают работе?
  5. Что значит стремление к совершенству?
  6. Почему человек, не усвоивший элементарного речевого этикета, может испытывать трудность в общении?

Из ответов педагогов «сложен» большой уютный дом – детский сад, с доброжелательной атмосферой в нем.

  1. Обсуждение «Кодекса профессиональной этики педагога Алтайского края»

- ознакомление с письмом Главного управления по образованию и молодежной политики Алтайского края от 16.09.2014г. № 02-06/06/633

- «Кодекс профессиональной этики педагога Алтайского края»

- «Кодекс профессиональной этики педагогов МБДОУ «Детский сад № 27»

  1. Сообщение «Значение этикета в жизни ребёнка-дошкольника»

Что такое этикет?

Этикет — это порядок поведения, способствующий созданию наилучших условий для общения людей разного происхождения, национальной принадлежности, социального положения, образования, различных взглядов, убеждений, интересов.

В настоящее время основными правилами можно назвать следующие: проявление уважения к окружающим людям, стремление не ставить их в неудобное положение и поступать с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.

Мы не всегда можем руководствоваться правилами этикета, но зная его, яснее осознаем пути развития культуры своего поведения.

Самые первые представления о нормах поведения ребенок получает в семье. Организация питания как в детском саду так и в семье напрямую связана со столовым этикетом и решением воспитательных задач – формированием у детей культуры поведения за столом. Знакомство и овладение навыками столового этикета позволяет ребенку быть уверенным в себе.

Научить ребенка правильно вести себя за столом, умело пользоваться столовыми приборами, быть обходительными в застольном общении – задача, как воспитателя, так и родителей.

Воспитатель формирует представления о нормах и правилах поведения, тем самым влияя на отношения дошкольника со сверстниками, родителями, другими взрослыми людьми, знакомыми и незнакомыми, помогая ориентироваться в общественной жизни и формируя навыки позитивного общения.

И наша с вами обязанность помочь маленькому человеку в познании норм человеческих взаимоотношений, в приобретении поведенческих ориентиров, без которых нельзя чувствовать себя в обществе достаточно уверенно.

Чтобы проследить последовательность и постепенность задач по формированию культурно-гигиенических навыков, я предлагаю их с учетом возрастных особенностей ребенка.

Дети раннего возраста (от 1 года до 2 лет)

- Закрепить умение садиться на стул, пить из чашки (с 1 года 2месяцев).

- Сформировать умение пользоваться ложкой, приучить самостоятельно есть разнообразную пищу, пользоваться салфеткой после еды (вначале с помощью взрослого, а затем по словесному указанию), выходя из-за стола, задвигать свой стул.

- Научить самостоятельно есть густую пищу ложкой (с 1 года 2 месяцев).

- Научить есть из тарелки, пользоваться чашкой, есть с хлебом (с 1 года 5 месяцев).

- Приучать мыть руки перед едой с помощью взрослого, правильно пользоваться полотенцем (с 1 года 6 месяцев).

Дети первой младшей группы (от 2 до 3 лет).

- Закрепить умения самостоятельно мыть руки перед едой, насухо вытирать лицо и руки полотенцем, опрятно есть, держать ложку в правой руке, пользоваться салфеткой, полоскать рот по напоминанию взрослого.

- Сформировать умения выполнять элементарные правила культурного поведения: не выходить из-за стола, не закончив еду, говорить спасибо.

Дети второй младшей группы (от 3 до 4 лет).

- Научить самостоятельно и аккуратно мыть руки, лицо, правильно пользоваться мылом, расческой, насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на свое место.

- Сформировать навыки приема пищи: не крошить хлеб, правильно пользоваться столовыми приборами, салфеткой, пережевывать пище с закрытым ртом.

Дети средней группы (от 4 до 5 лет)

- Совершенствовать приобретенные умения: пищу брать понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом), салфеткой, полоскать рот после еды.

Дети старшей группы (от 5 до 6 лет)

- Закрепить умения правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом); есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом.

- Продолжать прививать навыки культуры поведения: выходя из-за стола, тихо задвигать стул, благодарить взрослых.

Дети подготовительной к школе группы (от 6 до 7 лет)

- Закрепить навыки культуры поведения за столом: прямо сидеть, не класть локти на стол, бесшумно пить и пережевывать пищу, правильно пользоваться ножом, вилкой, салфеткой.

Для формирования этикетного поведения необходимы следующие условия:

1. Позитивный настрой.

Нельзя обижать; чаще использовать похвалу, уделять больше внимания.

     2. Пример взрослых.

Оценивать свое поведение с позиций разумности и необходимости

соблюдения этикета и соответствия собственным словам.

3. Единство требований родителей к детям.

Воспитание детей осуществляется в процессе их деятельности при сочетании педагогического руководства с развитием детской инициативы и самостоятельности, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, при единстве требований родителей. Дошкольники в результате проводимой работы должны понимать разумность и необходимость поведенческих правил. Их нравственную основу (уважение и доброжелательность к другим людям), должны стремиться выработке хороших манер, к уважению национальных традиций.

Способы педагогического воздействия на детей при обучении правилам этикета:

1. Приучение.

Детям задают образец поведения и затем контролируют точность

выполнения того или иного правила, например, за столом, во время

игры, в разговоре со старшими или ровесниками.

2. Упражнения.

То или иное действие многократно повторяется. При этом следует

добиваться осознания ребенком необходимости и разумности такого действия.

3. Организация воспитывающих ситуаций.

Приближает детей к реальным жизненным условиям, ибо они оказываются перед выбором, например, есть вилкой и ножом или одной вилкой.

4. Поощрение.

Широко используемый метод, реализуемый различными способами.

Он побуждает детей к выбору правильного поведенческого шага в

результате его нравственного потенциала.

5. Наказание.

Должно применяться только при условии невозможности использования других мер воздействия. Цель наказания – пробудить желание поступать хорошо, на основе норм этикета.

6. Пример для подражания.

Является своеобразным наглядным образцом. Примером могут быть родители, дети, литературные и сказочные герои.

7. Словесные методы.

Помогают более осознанному пониманию поведенческих правил.

Жизненная или сказочная история создает необходимый эмоциональный фон для восприятия правил поведения. Надо не только показать и рассказать, но и разъяснить, как и почему следует поступать в той или иной ситуации.

Обучение правильному поведению способствует речевому развитию детей, актуализации этико-поведенческих понятий, что достигается с помощью систематического проведения словесной работы.

Сегодня мы с вами коснемся одного из разделов дошкольного этикета – обучение правилам столового этикета.

Знание правил столового этикета позволяет человеку быть уверенным в себе, красиво и правильно вести себя за столом. А значит, быть приятным в застольном общении.

Красивое и правильное поведение за столом (прямая осанка, пользование столовыми приборами и салфетками, умение есть любое блюдо, соблюдение чистоты и аккуратности) показывает наше уважение к другим участникам застолья. Что берут с общего блюда приборами для раскладывания и что руками? Что едят без ножа? Что и как едят: холодные закуски, мясо, гарнир, овощи, каши?

Красивая и правильная сервировка стола улучшает аппетит и настроение, налаживает приятное застольное общение. Готовя праздничный стол, попросите ребенка помочь вам расставить тарелки, положить столовые приборы и салфетки. Дети радуются вместе с нами, видя, как с их участием преображается стол.

В другой раз предложите ребенку самому сервировать стол. В случае затруднения, подскажите, что надо сделать. Но важно отметить его самостоятельность, умение и желание порадовать близких людей.

Важно довести до понимания ребенка, что люди придумали эти правила, чтобы во время застолья было удобно и под рукой находилось все необходимое для красивой еды.

Предлагаю вашему вниманию рекомендации, которые необходимы для соблюдения ребенком правил поведения за столом:

1. Поощрять успехи в выполнении этих правил.

2. Наделить волшебными свойствами ложку, нож, вилку, а так же конфеты, фрукты, которые помогут вам интереснее изложить какое-то правило.

3. Составлять сказки, стихи, песни на тему сервировки и правил поведения.

4. Использовать кукол, сказочных героев, которые забыли правила поведения за столом и радостно учатся у детей.

Практическая часть:

Предлагаю Вам закончить фразы:

Есть и пить надо…(беззвучно и аккуратно), не оставляя на скатерти следов пищи;

  • Не склоняться низко …(над тарелкой), лишь слегка наклонить…(голову);
  • На столе лежат только кисти рук, локти на стол….(не ставим);
  • Обе руки либо свободны, либо…(заняты): нож в правой руке, вилка …(в левой);
  • Если вилка или ложка в правой руке, то левая…(придерживает тарелку);
  • За столом нельзя говорить…(громко или с полным ртом);
  • Если во тру пища, воду…(не пьют);
  • Если ложка или вилка упала на пол, не спешим ее поднимать, попросим другую, но при выходе из-за стола…(поднимем ее);
  • Упавшую на пол полотняную салфетку…(поднимаем сами) и не меняем на другую;
  • Бумажные салфетки меняем…(по мере надобности и при новом блюде);
  • Не спешим в еде, но и не сидим…(долго) за одним блюдом;
  • Всегда благодарим за угощение хозяйку добрыми словами …(«Спасибо, очень вкусно!» или «Спасибо, такая вкусная солянка»).

  1. Деловая игра «Этика и дошколята»

  • С какого возраста дети начинают понимать обращение на Вы? Как вы учите этому детей?
  • Почему дети на слова одного педагог реагируют сразу, а другого даже не спешат?
  • Значение жеста, мимики, интонации в работе в детьми.
  • Чем отличается обращение воспитателя ко всей группе и к одному ребенку?
  • Как завоевать авторитет  у детей?
  • Какой образ воспитателя складывается у детей разного возраста?

Старший воспитатель:

… Если возникает сомнение, как вести себя с другим человеком, постарайтесь поставить себя на место этого человека.

… Будьте тактичны – никогда не подчеркивайте своего превосходства.

… Не ставьте другого человека в неловкое положение, сделайте вид что не заметили его оплошности.

… В любой жизненной ситуации помните: вы – педагог, с вас строже спрос за поведение, образ лежит.

  • Анализ высказывания:

«Воспитатель сам должен быть воспитан».

«В человеке все должно быть прекрасно, и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

  1. Аналитическая справка по тематическому контролю «Создание условий в группе общеразвивающей направленности для детей 4-5 лет для усвоения этических норм и правил».

  1. Решение педсовета:

  1. Утвердить «Кодекс профессиональной этики педагогов МБДОУ «Детский сад № 27».
  2. Старшему воспитателю Вишневской Т.Д. разместить принятый локальный акт «Кодекс профессиональной этики педагогов МБДОУ «Детский сад № 27» на сайте ДОУ в течение 10 дней.
  3. Педагогам всех возрастных групп оформить тематический уголок для работы с детьми по усвоению этических норм и правил до 01.01.2015г.
  4. Утвердить краткосрочные проекты всех возрастных групп.