Семинар - практикум для педагогов «Педагогические ситуации» (в рамках работы творческой группы по использованию личностно-ориентированного подхода)
методическая разработка по теме

Пугачева Лариса Викторовна

     Цель семинара – практикума: повышение уровня педагогической культуры педагогов, формирование педагогических установок и рефлексии развивающего взаимодействия с детьми и родителями.  В теоретической части подробно рассматриваются основные принципы решения педагогических ситуаций. Практическая часть разработки содержит большое количество ситуационных задач.  Ход всего семинара поддерживается компьютерной презентацией.  Архив содержит все необходимые материалы (анкеты, раздаточный материал, презентацию, дипломы) для проведения мероприятия «под ключ», за исключением музыкального сопровождения, оперативно подобрать которое помогут соответствующие слайды презентации (рекомендуется включить в нее музыкальные фрагменты через гиперссылки). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskie_situatsii_seminar-praktikum.rar2.9 МБ

Предварительный просмотр:

Семинар - практикум для педагогов «Педагогические ситуации»

(в рамках работы творческой группы по использованию  

личностно-ориентированного подхода)

Автор-составитель: Пугачева Лариса Викторовна,

педагог-психолог

НДОУ «Детский сад № 210

ОАО «Российские железные дороги»

Цель: повышение уровня педагогической культуры педагогов, формирование педагогических установок и рефлексии развивающего взаимодействия с детьми и родителями.

План - конспект семинара-практикума:

  1. Теоретическая часть «Основные принципы решения педагогических ситуаций»  (педагог-психолог). Ход всего семинара поддерживается компьютерной презентацией (Приложение).

Области решения педагогических  ситуации. 

Дидактическая  – согласование  целей, принципов, содержания, методов, видов и форм обучения;
Гносеологическая  – учет  факторов эффективности воспитания и обучения, последовательности формирования умственных действий, планирования уровней усвоения учебного материала ( на уровне знания, понимания, применения, обобщения и систематизации, оценки значения данного знания для людей, контроля ), отражения в педагогическом процессе работы над качеством знаний: системностью,  действенностью ( мобильностью ), прочностью;
Психологическая  - преобладания индивидуального, типологического или топологического подходов к формированию мотивации обучения у детей; учета базовой и развивающейся психической функции; учета ведущего вида деятельности и формы общения; соотношения воспроизводящей и творческой деятельности детей );
Кибернетическая  – учета закономерностей управления усвоением информации: например, того, что эффективность обучения пропорциональна частоте и объему обратной связи с детьми и родителями; качество знаний зависит от эффективности контроля и качества управления педагогическим процессом; соблюдение принципов формирования межпредметных связей ( равнозначности понятий, последовательности и системности, компенсаторности их формирования и т. д. );
Социологическая – применения коммуникативно – деятельностного и предметно – практического принципов организации совместной деятельности детей; соотношения индивидуальных, подгрупповых и коллективных форм работы с детьми; использования << эмоциональных потенциалов >> коллектива сверстников при организации педагогического процесса; учета эмоционально – импровизационного, эмоционально – методичного, рассуждающе – импровизационного, рассуждающе-методичного стилей педагогической деятельности; вовлечения семьи в педагогический процесс;
Организационная – анализа гигиенических условий, обеспеченности материально – техническим оснащением, соотношения методов стимулирования и принуждения к обучению, учета разных типов работоспособности детей ( следовательно , разного уровня проблемности учебного материала, мер обучающей помощи, оценки результатов учебных действий и т.д. ), планирования времени, полагающегося на достижение поставленных целей обучения.

Условия, необходимые для  решения педагогических задач:

  • умение оперативно сориентироваться в ситуации и причинах  возникновения сложной ситуации;
  • умение выбрать обоснованный ориентир для выстраивания собственного поведения;
  • умение поставить и реализовать педагогические цели и задачи в различных, даже неожиданных ситуациях;
  • умение учитывать особенности детей (индивидуальные и возрастные);
  • умение выработать и реализовать способ педагогического воздействия для разрешения сложившейся ситуации;
  • умение предвидеть результаты воздействия.

  1. Организационная часть

Командам предстоит выбрать название команды из предложенных.

После чего психолог интерпретирует выбранное название команды (Приложение).

  1. Практическая часть

Педагогам было заранее предложено разделиться на 4 группы. Обсуждение ситуаций происходит в группах.

  1. Гейм. «Блиц-турнир»  (соведущий №1)

Каждой команде предстоит дать как можно больше правильных ответов на вопросы. После краткого обсуждения команда должна поднять табличку с вариантом ответа. Вопросы и варианты ответов представлены в формате компьютерной презентации.

  1. Десятимесячному малышу купили игрушку и положили ее в манеж – пусть играет! Но ребенок подержал ее в руке, а затем… забыл о ней.

« Не понравилась», - считают родители и покупают малышу еще и еще игрушки.

А – родители поступают совершенно правильно, нужно предложить другую игрушку

Б – родителям не нужно покупать новые игрушки, пока не научится играть этой

В – родителям нужно показывать, как играть игрушками и играть некоторое время вместе с малышом.

Г – ваш вариант ответа

  1. Если в группе проходит какая-либо групповая работа, то лидерство всегда захватывает один и тот же ребенок. Другие воспитанники тоже готовы проявить лидерские способности, но он не позволяет им это делать, ведет себя агрессивно, перебивает их, высмеивает.

А – Воспитатель должен систематически наказывать ребенка за агрессивное поведение

Б – Воспитатель должен распределить обязанности в группе и назначить ответственными всех лидеров, в том числе данного ребенка – желательно на физически-активное  направление

В – Нужно поговорить с родителями и порекомендовать вести с ребенком беседы по данному вопросу

Г – ваш вариант ответа


3. В группе вы видите, что двое детей ссорятся (дерутся). Их не останавливает даже то, что Вы заметили данную ситуацию. На Ваш призыв остановиться они продолжают.

А – Вы сначала резко прекращаете ссору, разняв детей, а затем выясняете причину ссоры

Б – Вы продолжаете делать замечания, после чего разнимаете детей, разведя их в разные части комнаты

В – Вы прекращаете ссору, наказав обоих детей, не выясняя кто прав
Г – ваш вариант ответа

4.Два мальчика старшего возраста шумно ведут себя в группе. Один «оседлал» другого и катается на нем.

А – Вы предлагаете всем детям поиграть в такую игру, самим активно включившись в игру

Б – Вы резко прекращаете игру, отругав детей за непозволительное поведение

В – Вы предлагаете продолжить играть в лошадок, посадив на каждого из мальчиков по игрушке и рассказавая о том, как ведут себя лошадки, постепенно переключая детей на более спокойную игру

Г – ваш вариант ответа

  1. В группе к Вам достаточно регулярно подходит один из детей и «ябедничает» на своих товарищей.

А – Вы не обращаете внимание на поведение ребенка

Б – Вы спокойно относитесь к такому поведению, пытаясь включить ребенка в игры других детей

В – Вы пытаетесь бороться с поведением ребенка, «отчитываете», объясняете, что так делать плохо

Г – ваш вариант ответа

  1. В группе два лидера - положительный и отрицательный. Большинство детей являются ведомыми в группе отрицательного лидера.

А -  Вы постоянно говорите о плохих поступках отрицательного лидера, надеясь «отвадить»  от него других детей

Б – Вы постоянно устраиваете соревновательные игры, подыгрывая положительному лидеру

В – Вы не акцентируете внимание на поступках отрицательного лидера, всеми способами повышаете популярность положительного лидера, пытаетесь подружить двух лидеров.

Г – ваш вариант ответа

  1. В группу пришла новая девочка, которую дети не принимают, из-за того, что она очень отличается от других ребят.

А – Вы попытаетесь её сблизить прежде всего с «популярными» и активными детьми

Б – Вы будете проявлять к ней особое внимание, постоянно демонстрируя это детям.

В – Вы считаете, что нужно немного времени, чтобы дети привыкли к новой девочке

Г – ваш вариант ответа

  1. В одном группе собраны дети из семей с разным материальным положением. Вы заметили, что дети состоятельных родителей дискриминируют воспитанников из малообеспеченных семей.

А – Вы рассказываете детям о великих людях, которые сначала были бедные, а потом много чего добились

Б – Вы часто предлагаете детям  инсценировать сказки или истории, где распределяете роли без учета материального достатка, а даже «напротив», предлагая незначительные роли и бедные «атрибуты» детям из «богатых» семей

В – Вы активно боритесь с таким положением вещей, постоянно отчитывая родителей

Г – ваш вариант ответа

  1. Один из воспитанников приходит в ДОУ в синяках. По мнению воспитателя, это следствие жестокого обращения с ребенком в семье, Однако, на все расспросы ребенок утверждает, что он сам себя травмировал (упал, ударился и т.п.)

А – Вы незамедлительно «бьёте тревогу», сообщая медику, администрации, психологу и т.д.

Б – Вы стараетесь сблизиться с ребенком, больше играть, общаться с ним, наблюдая  его поведение и реакции, советуетесь с администрацией и психологом

В – Вы присматриваетесь какое-то время за поведением ребенка и его родителей.

Г – ваш вариант ответа

  1.  Один из воспитанников, в присутствии других детей, задает каверзный вопрос, на который Вы не знаете ответа. Все дети вопросительно смотрят на Вас.

А – Вы предлагаете детям высказаться по данной теме и предлагаете всем задать этот вопрос родителям, а завтра обсудить, кто и что узнал, а также подготовиться самому, найдя нужный материал.

Б – Вы отчитываете ребенка за вопросы не по теме и говорите, что об этом вы будете говорить через месяц

В – Вы начинаете говорить все, что приходит в голову, «уводя ребенка» от интересующей темы

Г – ваш вариант ответа

  1. Гейм  Брейн-сторминг (соведущий №2)

Командам предстоит разобраться в сложной педагогической ситуации, проанализировать поведение воспитателя, сказать о его ошибках и предложить свою линию поведения.

Время на обсуждение 3 минуты.

Каждая команда представляет свою ситуацию и варианты её решения остальным командам. Ситуации также представлены на экране в формате презентации.

Ситуация во время прогулки

Во время дневной прогулки Настя заигралась в песочнице и когда воспитательница позвала детей собирать игрушки, она не слышала. Построив детей, воспитательница повела их в детский сад. Настя увидела, что дети уходят, и побежала вслед за строем и упала. Раздался громкий плач (у ребенка серьезная травма). Назовите ошибки воспитателя.

 

Ситуация использования предметов развивающей среды

Детям для игр дали старые, потертые кубики, а из нового строительного материала воспитатель построила высотное задание. «Это для оформления игрой новой комнаты, дети еще маленькие, плохо строят — пусть учатся!» — объясняет воспитатель. ...На полке красуется великолепный сервиз для кукол, но дети его не берут. «Эти игрушки брать нельзя! Они для занятий!» — объясняют дети. И поэтому достают старенькую посуду и сервируют для кукол стол. Объясните поведение воспитателя.

Ситуация организации сюжетно-ролевой игры

Воспитатель видела в соседнем детском саду, что дети интересно играли в рыбаков. Для того чтобы перенести эту игру в свою группу, она сама сделала рыболовные снасти и предложила детям тему игры.

Игры не получилось, воспитателю все время приходилось подсказывать детям, что делать дальше. Дети слушали её, пытались понять и повторить все за ней, но постепенно дети начали выходить из игры, полностью утратив к ней интерес. В чем была ошибка воспитателя.

Ситуация во время режимного момента

Во время умывания дети расшалились, стали играть в «фонтанчики», пускать мыльные пузыри, а уже подходило время завтрака. Пол был весь в воде, одна девочка подскользнулась и ударила коленку. Воспитатель очень строго отчитала детей, поставила двух зачинщиков в угол и сказала, что они будут обедать после всех детей. Как мог поступить воспитатель и какое наказание здесь было уместно.

  1. Музыкальная пауза «Угадай мелодию» (соведущий №1)

Каждая команда выбирает несколько вариантов названий детских песен, которые нужно показать с помощью мимики и жестов, без слов.

Задача других команд угадать песню. Если возникают затруднения, включаются первые аккорды песни и иллюстрации, сопровождающие песню.

Музыкальная пауза поддерживается иллюстрациями на экране в формате компьютерной презентации с присоединенными музыкальными файлами.

Музыкальные композиции:

  1. Антошка
  2. Белые кораблики
  3. Два веселых гуся
  4. Голубой вагон
  5. Песня чебурашки
  6. Песня львенка
  7. Рыжий, рыжий
  8. Спят усталые игрушки
  9. Танец маленьких утят
  10. В каждом маленьком ребенке
  11. В лесу родилась ёлочка
  12. В траве сидел кузнечик
  1. Гейм «Инсценировка» (педагог-психолог)

Воспитателям  предлагается педагогическая ситуация, которую им нужно разыграть по ролям (домашнее задание). Окончание ситуации - и есть её решение они также должны продумать, чтобы показать его после вариантов решения данной ситуации другими командами (приветствуется использование реквизита).

Педагогические ситуации для инсценирования

1. Однажды Слава предложил ребятам, игравшим в семью:

- Можно я буду играть с вами? Я буду папой, приходить поздно и пить вино. А потом буду скандалить.

Ира возражает:

- Не надо скандалить, мой папа никогда не бранится.

- И пить вино - это плохо,- добавляет Женя.

- Это почему же плохо? Мой папа всегда так делает...- говорит убежденно мальчик. Набрав удлиненные детали строителя,  произносит:

- Вот сколько бутылок вина я вам принесу!

Продумайте поведение воспитателя в данной ситуации, каким образом можно продолжить игру, исключив отрицательную модель поведения мальчика и использовать его фразы для нравственного воспитания.

2. Воспитатель предложила детям сюжетно-ролевую игру «Полет на космическом корабле». Дети оживились и сразу принялись «разбирать» роли.

* Я буду врачом, - кричала Наташа.

* А я- бортмехаником! - сказала Саша.

* Чур, я командир! - сказали одновременно Коля и Вова.

* Нет, я! - чуть не со слезами повторял Вова.

* А я первый сказал!

* Ну и что, ты уже был капитаном на корабле!

Но тут подошла воспитатель и разрешила все споры. Продумайте поведение воспитателя в данной ситуации, каким образом можно продолжить игру,  учитывая знание индивидуальных особенностей детей, а также способствовать развитию коммуникативных навыков детей.

3. Во время занятий по математике воспитатель предложила детям задачу:

«Мама съела 3 конфеты, а сын - 2. Сколько они съели конфет?»
Сережа  отказался решать задачу, мотивируя тем, что так не бывает. Другие дети поддержали мальчика и начали говорить, что так нечестно. Разгорелся спор между детьми, в котором Маша вспомнила, что Ксюша вчера угостила её конфеткой, а сама при этом съела две конфетки и ей было очень обидно. Что должен сделать и сказать воспитатель, чтобы вернуть детей к занятию, используя спор для развития и обучения?

4. Две девочки никак не могут договориться, кто будет мамой куклы Наташи.

Я хочу!

И я хочу! — спорят они.

Двух мам не бывает,— говорит одна из них.

Хочешь, ты будешь соседкой? — предлагает первая.

Нет, я буду только мамой! — настаивает вторая. Одна из девочек наклоняется над коляской, быстро берет на руки куклу и начинает ее укачивать.

Ну, а я тогда не буду играть! — обиделась другая.

Игра, казалось, не состоится. Но взрослый, наблюдавший за конфликтом между девочками помог разрешить конфликт, вступив в игру.

3.Подведение итогов семинара-практикума

(педагог-психолог)

  1. Итоги семинара-практикума

 (ключевые моменты в формате презентации)

  1. Демонстрация  видеороликов, на которых представлено мнение детей о том, каким должен быть хороший воспитатель.

(в это же время происходит распределение дипломов участникам по номинациям: «Самая мудрая команда»;

                       «Самая находчивая команда»;

                       «Самая творческая команда»;

                       «Самая веселая команда».)

  1. Анкетирование педагогов – заполнение рефлексивных анкет участниками семинара.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов "Театральный ринг" в рамках проекта "Неделя театра"

Представленная методическая разработка рекомендуется в помощь методистам, воспитателям ДОУ, музыкальным руководителям. В ней раскрыта форма методического сопровождения педагогов – семинар-практи...

Семинар – практикум для педагогов раннего возраста, в рамках школы молодого воспитателя: «Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями. Нескучное родительское собрание»

Описаны:- приемы и правила установления хорошего контакта с собеседником;- правила организации родительского собрания;- игры и упражнения для проведения родительского собрания....

Семинар - практикум для педагогов «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА В РАБОТЕ ПЕДАГОГА ДОУ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»

Цель семинара: познакомить педагогов с темой «Профессиональная этика и педагогическое общение»Задачи семинара:1. Поднять уровень морально-педагогической подготовки воспитателей и воо...

Мастер- класс «Развитие логического мышления и творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста посредством игр с конструкторам Artec Blocks».Практикум для педагогов города Лабытнанги в рамках работы СОК "Кванториум"

Цель: способствование повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по формированию логического мышления  и творческого воображения дошкольников.За...

"Развитие логического мышления и творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста посредством игр с конструкторам Artec Blocks".Практикум для педагогов города Лабытнанги в рамках работы сетевой образовательной команды «Кванториум ДОО»

Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем ...

Семинар – практикум для педагогов на тему: «Развитие коммуникативных и творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством работы с книгой»

В наш век новых информационных технологий роль книги изменилась. По данным многочисленных исследований уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге другие источники информации: телевидение, видео...