Семинар – практикум для педагогов на тему: «Развитие коммуникативных и творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством работы с книгой»
методическая разработка

Пестова Ольга Сергеевна

В наш век новых информационных технологий роль книги изменилась. По данным многочисленных исследований уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге другие источники информации: телевидение, видеопродукцию, компьютер, - поэтому наша роль, как воспитателя состоит в том, чтобы заинтересовать дошкольников, побудить в них интерес к литературным произведениям, привить любовь к художественному слову, уважение к книге. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum.docx26.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 9 «Петушок» комбинированного вида г. Благовещенск РБ

Семинар – практикум для педагогов

на тему:

«Развитие коммуникативных и творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством работы с книгой»

Подготовили и провели:

Воспитатели старшей группы

Пестова Ольга Сергеевна

Благовещенск 2021

«Книга – сосуд, который нас наполняет,
но сам не пустеет»

Декурсель

«Книги – это корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению».

 Френсис Бекон.

Цель: повышать профессиональную компетентность педагогов в вопросах ознакомления дошкольников с художественной литературой

Задачи:

  • обобщать знания педагогов по художественной литературе;
  • способствовать внедрению инновационных методик, технологий в образовательный процесс, современных форм организации совместной деятельности, направленных на повышение качества образовательного процесса.

В наш век новых информационных технологий роль книги изменилась. По данным многочисленных исследований уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге другие источники информации: телевидение, видеопродукцию, компьютер, - поэтому наша роль, как воспитателя состоит в том, чтобы заинтересовать дошкольников, побудить в них интерес к литературным произведениям, привить любовь к художественному слову, уважение к книге. Книга дает возможность домыслить, «пофантазировать». Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно.                                                                                                                                  

Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Велика роль художественной литературы в развитии речи ребенка, без чего невозможно успешное обучение в школе. В дошкольный период происходит становление речи и ее формирование. В эти годы ребенок усваивает звуки родного языка, учится отчетливо и грамматически правильно произносить слова и фразы, быстро накапливает словарный запас. С развитием речи у дошкольников усиливается потребность в общении. Постепенно уточняются правила общения, дети осваивают новые формулы речевого этикета. Но в некоторых ситуациях дети отказываются использовать общепринятые речевые формы. Причин для этого может быть несколько. Самая главная - это недостаток общения, чтения и слушания художественной литературы и, как следствие, бедный словарь дошкольника. Важнейший путь решения данной проблемы - обучение речевому этикету детей, в особенности старшего дошкольного возраста посредством чтения художественной литературы, так как именно в этот период закладывается фундамент моральных принципов, нравственной культуры, развивается эмоционально-волевая сфера личности, формируется продуктивный опыт повседневной коммуникации.

Функции, которые выполняет художественная литература в развитии коммуникативных способностей детей:                                                                                            - обогащает, уточняет и активизирует словарный запас ребенка на основе формирования конкретных представлений и понятий; развивает навыки связной речи;  - дает образцы правильной литературной речи, богатой эпитетами, сравнениями, метафорами, эмоционально-оценочной и сказочной лексикой;                                                   - влияет на эмоциональное развитие детей, на понимание эмоционального состояния других людей, на умение выразить свое эмоциональное состояние словами, развивает культуру речи;                                                                                                                                                                                                        - развивает творческие способности (побуждает к придумыванию новых слов, рифм, сочинению собственных сказок, рассказов, историй).                                                                

 В детском саду развитие коммуникативных способностей детей средствами художественной литературы ведется по следующим направлениям:                                               1. Совместная деятельность воспитателя и детей                                                                            2. Самостоятельная деятельность                                                                                                        3. Работа с родителями                                                                                                                           4. Создания развивающей пространственной среды в группе                                              

Совместная деятельность воспитателя и детей осуществляется при:                                           1. Чтение и обсуждение художественных произведений.                                                                  2. Рассказывание сказок.                                                                                                                    3. Заучивание стихотворений.                                                                                                               4. Пересказ литературных произведений.                                                                                             5. Сочинение стихов, небылиц, рассказов.                                                                                           6. Литературные викторины, конкурсы.                                                                                              

В процессе образовательной деятельности в режимных моментах наиболее эффективными являются следующие формы работы:                                                      1.Знакомство с новыми книгами в уголке «Читаем сами»                                           2.Рассматривание иллюстраций к сказкам и книгам познавательного содержания 3.Беседа по прочитанным произведениям                                                                       4.Загадывание загадок.                                                                                                     5.Разыгрывание диалогов из произведений                                                                                 6.Показ сказок                                                                                                                                       7. Час скороговорок, считалок, потешек и др.                                                                                    

Где же дети могут применять свои коммуникативные способности в самостоятельной деятельности?                                                                                                               1. В сюжетно-ролевых играх.

2. В дидактических играх по развитию речи, дидактических играх познавательного характера.                                                                                                                                                 3. В играх – драматизациях.                                                                                                                4. В разыгрывании сюжетов сказок в кукольном, настольном театре.                                                    5.В играх – соревнованиях «Кто знает больше загадок», «Кто больше вспомнит сказок с добрыми героями», «Русские и зарубежные сказки».                                                              

Крайне важным звеном в деле приобщения ребёнка к книге мы считаем сотрудничество его с родителями. Ясное понимание того, что чтение способствует духовной связи ребёнка со взрослым, преодолению дефицита общения детей и родителей, потому что процесс осознания художественной литературы не может быть механическим: это совместная работа души и ума. К сожалению, очень многие родители относятся к детскому чтению не так, как этого хотелось бы. Поэтому нами были подобраны и проведены консультации по организации домашнего чтения: «Какие сказки читать ребенку на ночь?», «Учим детей рифмовать», «Роль книги в развитии ребенка», «Читаем книги каждый день», выставка рисунков «Мои любимые сказочные герои».                                                                                                                        

Дети проводят много времени в детском саду и для их развития создана развивающая пространственная среда:                                                                                                              

- Детская художественная литература по разным темам.                                                                  - Энциклопедии, книги о природе, о технике в познавательном уголке                                     - Дидактические игры по развитию речи, по ознакомлению с окружающим миром, с миром природы.                                                                                                                                   - Кукольные и настольные театры по литературным произведениям.                                 - Иллюстрации, альбомы по сказкам.                                                                                                        

Нужно помнить, что ознакомление с художественной литературой – это не просто чтение, это целостный анализ произведения, обязательно включающий выполнение игровых и творческих заданий. Лишь в этом случае можно ожидать, что знакомство с произведением окажет благоприятное влияние на развитие речи и интеллекта ребёнка.

Поскольку детям дошкольного возраста для лучшего запоминания необходимо использовать игровую форму, то в процессе мероприятия я предлагаю вам, вжиться в роль детей и самим поиграть, выполняя предложенные задания.
И так! Все готовы! Мы приглашаем вас принять участие в Конкурсе Внимательных и Находчивых.

За ходом соревнований будет следить жюри (представление жюри)
За каждый правильный ответ участники будут получать баллы, побеждает та команда, которая соберет наибольшее количество. В течение всего соревнования жюри будет подсчитывать баллы, а в конце подведёт итоги.

И так, мы желаем командам успеха. Пусть победит сильнейший!

Переходим к конкурсной программе.

Первый конкурс «Название команды»

Вам нужно за 3 минуты придумать название своим командам, и нарисовать эмблему команды!

Максимальная оценка – 3 балла.

Второй конкурс «Шуточная реклама»

Послушайте и назовите, кто из литературных и сказочных героев мог бы дать такие объявления. Назовите автора и название произведения.

За каждый правильный ответ – 1 балл.

1. Предлагаю новое корыто, избу, столбовое дворянство в обмен на стиральную машину.

(А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)

2. Несу золотые яйца. Дорого.

(Курочка Ряба, р. н. с. «Курочка Ряба»)

3. Нашедшему ключ из драгоценного металла гарантирую вознаграждение.

(Буратино, А. Толстой «Золотой ключик или приключение Буратино»)

4. Отмою всё!

(Мойдодыр, К. Чуковский «Мойдодыр»)

5. Доставка пирожков бабушке.

(Красная Шапочка, Ш. Перро «Красная Шапорчка»)

6. Ветеринарные услуги с выездом в любую часть света.

(Доктор Айболит, К. Чуковский «Доктор Айболит»)

7. Туристическая фирма организует путешествия по молочной реке с кисельными берегами.

(Р. н. с. «Гуси-лебеди»)

8. Организую зимнюю рыбалку. Недорого.

(Лиса, р. н. с. «Лиса и волк»)

9. Предлагаю услуги по выпечке хлебобулочных изделий любой сложности.

(Бабушка, р. н. с. «Колобок»)

10. Меняю избушку на курьих ножках в лесном массиве, без удобств на отдельную квартиру в городе с доплатой. (Баба Яга)

                                                     Третий конкурс «Блиц-опрос».

 Команда, ответившая первой получает 1 балл.

1. Кто говорил такие волшебные слова: «Спи, глазок, спи, другой!» (Хаврошечка)

2. Назовите автора сказки «Цветик - семицветик». (В.Катаев)

3. Кто в сказке вместо удочки использовал свой хвост? (Волк)

4. Кто закопал 5 золотых монет? (Буратино)

5. После каких слов Али-Бабы волшебные ворота пещеры открывались? (Сим-Сим)

6. На какой птице летала Дюймовочка? (Ласточка)

7. Кто говорил такие волшебные слова: «Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе, красная! »(Морозко)

8. Назовите автора сказки «Алиса в стране чудес» (Льюис Кэрролл)

9. Из какого инструмента солдат сварил суп? Топор

10. Что потерял ослик Иа? (Хвост)

11. Встреча, с какой рыбой очень сильно повлияла на жизнь Емели? (Щука)

12. Подруга семи гномов. (Белоснежка)

Четвертый конкурс «Разложи и расскажи».

Каждой команде раздаются конверт с карточками. Задача команд разложить карточки по порядку, сказать название сказки и рассказать её.

Максимальная оценка – 5 баллов.

1 команда – «Репка», «Крошечка-Хаврошечка»

2 команда – «Курочка Ряба», «Морозко».

Пятый конкурс «Большая и маленькая сказка».

Задача команд – рассказать знакомую русскую народную сказку, используя уменьшительно-ласкательные суффиксы одной команде и другой команде увеличить всех сказочных героев с помощью суффикса –ище, а сказка «Теремок».

Максимальная оценка – 3 балла.

Шестой конкурс «Мастера перевоплощения».

Каждой команде нужно посредством пантомимы показать сюжет сказки. Соперники должны догадаться, какую сказку показывает команда. Сказку выбирает команда самостоятельно. На подготовку 2 минуты. («Колобок», «Заюшкина избушка»).

Максимальная оценка – 5 баллов.

Седьмой конкурс «Придумай стихотворение»

Вам предложена рифма. Задача: Придумать стихотворение по теме «Детский сад». Объём не ограничивается. Время выполнения-2минуты.

1 команда: Детишки-малышки; Карман-барабан

2 команда: Ладушки-оладушки; Шутка-мишутка

Максимальная оценка – 5 баллов.

Восьмой конкурс «Измени концовку сказки».

Изменить концовку сказки «Колобок»

Как можно помочь колобку, чтобы его не съела лиса?

Придумать за 30секунд

Максимальная оценка – 3 балла.

Девятый конкурс «Разыграй сказку».

Ваша задача разыграть сказку с помощью предметов-заместителей (например: фломастер-дед, ручка-баба, карандаш-внучка, ластик-Жучка), («Репка», «Колобок»).

Максимальная оценка – 3 балла.

Десятый конкурс «Шкатулка со сказками».

У вас на столах лежат коробочки с кружочками разных цветов – это шкатулка со сказками. Сейчас мы предлагаем сочинить сказку. Вы будите по очереди доставать кружочки из коробочки, надо придумать, кто это или что это будет в сказке. Например, если вы вытащили зелёный кружок, то можно рассказать сказку про кузнечика, про зелёный лист, про огурчик и т. п.

После того как первый играющий сказал 2 – 3 предложения, следующий вытаскивает другой кружок, готовит, кто это ли что это такое, и продолжает сказку. Затем кружок вытаскивает следующий играющий и т. д.

Важно, чтобы получилась законченная история.

Максимальная оценка – 5 баллов.

Итак, наш семинар-практикум заканчивается, слово предоставляется жюри для подведения итогов.

Наше время достижений науки и техники, врем я замечательных открытий. Но, говоря словами М. Горького, одним из всех чудес, созданным человеком, наиболее сложным и великим является книга. Книгу называют единственной машиной времени, с помощью которой можно совершать путешествия в прошлое, настоящее, будущее. А закончить нашу встречу хочется словами К. Г. Паустовского:

«Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной новой страницы из книги!»




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативных и творческих способностей у детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности.

Развитие коммуникативных способностей могут осуществляться по многим направлениям. Одним из них и является коллективная театрализованная деятельность. Это значит, что всем детям должны быть предоставл...

«Развитие познавательных и творческих способностей у детей дошкольного возраста». Наши работы.

Как  лучше у  ребенка развивать творческое  воображение?  Лучший  способ – оставить  его  в  покое.    Творчество – это не соревнование и не конт...

Семинар-практикум для педагогов по теме: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста».

Агрессивные проявления в детской (особенно в подростковой, что еще и обусловлено возрастными особенностями) среде вызывают серьезную обеспокоенность не только у родителей, педагогов, психологов, но и ...

Семинар-практикум для педагогов: «Развитие коммуникативных и творческих способностей у детей дошкольного возраста с ОНР»

laquo;Развитие коммуникативных и творческих способностейу детей дошкольного возраста с ОНР»  Цель: Повышение психолого-педагогической компетентности в вопросах развития коммуникативно...

План по самообразованию педагога на тему: "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством пластилинографии"

laquo;Пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осущ...

Семинар-практикум для педагогов на тему «Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

Основной целью семинара является повышение психолого-педагогической компетентности участников семинара в области развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста через театрализо...