Главные вкладки

    Семинар-практикум для педагогов по теме: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста».
    материал по коррекционной педагогике

    Шмелева Ирина Васильевна

    Агрессивные проявления в детской (особенно в подростковой, что еще и обусловлено возрастными особенностями) среде вызывают серьезную обеспокоенность не только у родителей, педагогов, психологов, но и в обществе в целом. Рост эмоционально-психического напряжения среди взрослых приводит к распространению невротических явлений среди детей. Очень часто у дошкольников наблюдаются устойчивые формы агрессии: вербальная, экспрессивная, физическая.

    Проявление агрессивности часто наблюдается в детском коллективе среди дошкольников. Это объясняется тем, что дети еще не научились контролировать свое поведение, поступки. С целью развития коммуникативных навыков, снижения агрессивности, воспитания нравственных чувств, повышения уровня эмпатии, обучения способам конструктивного взаимодействия с детьми дошкольного возраста необходимо использовать игры, упражнения направленные на коррекцию поведения.
    С этой целью и проводится семинар-практикум для педагогов, на котором педагоги получают теоретические и практические знания в вопросе коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Семинар-практикум для педагогов по теме: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста».

    Агрессивные проявления в детской (особенно в подростковой, что еще и обусловлено возрастными особенностями) среде вызывают серьезную обеспокоенность не только у родителей, педагогов, психологов, но и в обществе в целом. Рост эмоционально-психического напряжения среди взрослых приводит к распространению невротических явлений среди детей. Очень часто у дошкольников наблюдаются устойчивые формы агрессии: вербальная, экспрессивная, физическая.

    Проявление агрессивности часто наблюдается в детском коллективе среди дошкольников. Это объясняется тем, что дети еще не научились контролировать свое поведение, поступки. Как закономерная форма поведения у определенной категории детей, агрессия не только сохраняется, но и развивается, формируясь в устойчивое качество личности. В этой связи снижается личностный потенциал, возможности полноценного общения, трансформируется развитие детей.

    Сталкиваясь со случаями агрессии, многие педагоги дошкольных образовательных учреждений, затрудняются в выборе адекватных средств реагирования. Для этой цели необходима профилактическая и коррекционная работа, которая должна быть направлена на устранение причин агрессивного поведения, и не ограничиваться только снятием внешних проявлений нарушенного развития.

    Профилактика и коррекция агрессивности - это совокупность педагогических действий, направленных на обучение ребенка способам конструктивного взаимодействия, а не на подавление агрессивного поведения у детей как деструктивной формы.

    В дошкольном возрасте детская агрессивность зачастую носит временный, ситуативный характер, и поддается коррекции при правильно организованной жизни в детском саду, в семье. Агрессия, как черта личности не закрепляется, а постепенно сглаживается и исчезает. Такой результат происходит только при терпеливой и согласованной работе педагога, психолога, родителей.

    С целью развития коммуникативных навыков, снижения агрессивности, воспитания нравственных чувств, повышения уровня эмпатии, обучения способам конструктивного взаимодействия с детьми дошкольного возраста необходимо использовать игры, упражнения направленные на коррекцию поведения.

    С этой целью и проводится семинар-практикум для педагогов, на котором педагоги получают теоретические и практические знания в вопросе коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста. При проведении коррекционного процесса используются игротерапевтические и психогимнастические упражнения.

    Прежде чем педагоги будут использовать данные упражнения с детьми, необходимо проведение такого семинара-практикума непосредственно с самими педагогами. Это позволит им прочувствовать эффективность упражнений на себе и затем применить их на практике с детьми.

    Цель данного занятия: обучение методам коррекции агрессивного поведения у детей дошкольного возраста.

    Задачи:1. Познакомиться с формами и методами работы по профилактике и коррекции агрессивного поведения у детей (теоретическая часть)

    2. Применение форм коррекционной работы в практической деятельности в ходе семинара у педагогов. (практическая часть)

    Ведущий: педагог-психолог ДОУ

    Участники: педагоги ДОУ

    Продолжительность 50-60 минут.

    Теоретическая часть:

    Игровая терапия – метод воздействия на детей с использованием игр;

    -Психогимнастика - это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы).

    -Релаксация: сознательное уменьшение тонуса мышц

    -Арт-терапия-это психотерапевтический метод, основанный на использовании художественного творчества.

    В ходе семинара мы познакомимся с методами игровой терапии и психогимнастики.

    Практическая часть:

    Упражнение «Такие разные кошки»

    Цель: снятие агрессии, развитие эмпатии, группового взаимодействия.

    Техника проведения: ведущий (педагог, психолог) предлагает педагогам (детям) образовать большой круг, в центре которого, на полу лежит физкультурный обруч. Ведущий говорит, что это «волшебный круг», в котором будут совершаться «волшебные превращения».

    Для этого нужно войти внутрь обруча и по сигналу ведущего (хлопок в ладоши, звук колокольчика, кивок головой) превратиться в злую-презлую кошку, которая «шипит» и «царапается», при этом выходить из «волшебного круга» нельзя.

    Педагоги (Дети), стоящие вокруг обруча, хором повторяют вслед за ведущим: «Сильнее, сильнее, сильнее…», педагог (ребенок), изображающий кошку, делает все более и более «злые» движения. По повторному сигналу ведущего действие заканчивается, педагоги (дети) разбиваются по парам и опять по сигналу взрослого превращаются в злых кошек. В игре может участвовать и сам ведущий.

    Главное правило: не дотрагиваться друг до друга! Если оно нарушается, игра мгновенно останавливается, ведущий показывает пример возможных действий, после чего продолжает игру. По повторному сигналу «кошки» останавливаются и могут поменяться парами.

    В заключение игры ведущий предлагает «злым кошкам» стать добрыми и ласковыми. По сигналу педагоги (дети) «превращаются» в добрых кошек, которые ласкаются друг к другу (гладят друг друга по спине, голове, берутся за руки).

    Рефлексия: расскажите о своих ощущениях после проделанного упражнения

    Игра «Маленькие привидения»

    Цель: обучение методу снятия гнева.

    Техника проведения: ведущий (педагог, психолог) обращается к педагогам (детям) со словами: «Уважаемые коллеги! (Ребята!) Сейчас мы с вами будем играть роль маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение (педагог приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом звук «У-у-у-у». Если я буду тихо хлопать, вы будете тихо произносить звук «У-у-у-у», если я буду громко хлопать, вы будете громко произносить звук «У-у-у-у». При этом надо не забывать, что мы добрые привидения и хотим только слегка пошутить».

    Затем педагог хлопает в ладоши. «Молодцы! Пошутили и достаточно. Давайте снова станем людьми (девочками и мальчиками)».

    Рефлексия: расскажите о своих ощущениях после проделанной игры.

    Упражнение «Я злюсь, когда...»

    Цель: обучение детей способам снятия агрессии.

    Техника проведения: педагогам (детям) предлагается 3 раза закончить фразу: «Я злюсь, когда…». Затем, стоя в кругу каждому ребенку нужно взять в руки по одному листу цветной бумаги на выбор (красный, желтый, зеленый, синий, оранжевый, голубой, черный) скомкать ее, проговаривая фразу: «Я злюсь, когда…» и бросить в центр круга.

    Упражнение "Рисунок на спине"

    Цель: развитие эмпатии, группового взаимодействия.

    Техника проведения: ведущий (педагог, психолог) прикрепляет педагогам (детям) к спине лист бумаги и говорит о том, что сейчас они будут рисовать на спине друг друга, что захотят. Для этого нужно взять в руки любой понравившийся фломастер и начать передвигаться по (группе), подходить друг к другу и рисовать на спинах то, что им нравится. Нужно проявлять активность и не проходить мимо друг друга.

    В завершении за активную работу педагоги (дети) вместе с педагогом - психологом аплодируют друг другу.

    Игра «Колючий ежик»

    Цель: снятие агрессии, мышечных зажимов.

    Техника проведения: ведущий (педагог, психолог) предлагает педагогам (детям) мысленно представить себя ежиками, которые приготовились встретить опасность. Для этого им необходимо «защищаться иголками» и сильно «сжиматься в клубочек». А, когда опасность минует, «неприятели» разбегутся, ежики соберутся в круг (дети собираются в круг, берутся за руки). Вместе с ведущим по его команде они медленно тянутся к воображаемому солнышку, взявшись за руки, чтобы «согреться». Игру следует сопровождать добрыми детскими песенками о дружбе.

    Игра повторяется 3 раза.

    Игра «Воздушный шарик»

    Цель: расслабление мышц, регуляция эмоционального состояния.

    Техника проведения: ведущий (педагог, психолог) предлагает педагогам (ребятам) сесть на коврик, и скрестить ноги, затем показывает и объясняет: «Представьте, что каждый из вас надувает воздушный шар. Положите руку на живот так, будто это воздушный шар. Мышцы живота напрягаются. Плечи не поднимаются. Выдохнули воздух – будто шарик лопнул. Живот расслабился. Слушайте и делайте, как я:

    Шарик дружно надуваем и руками проверяем…
    Шарик лопнул, выдыхаем, мышцы наши расслабляем…
    Дышится легко, свободно, глубоко.

    После каждой игры и упражнения проводится рефлексия.

    С понятием методов релаксации и арт-терапии, а также практическим их применением, познакомимся во 2 части обучающего занятия.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста

    Злой, агрессивный ребёнок, драчун и забияка – большое родительское огорчение, угроза благополучию детского коллектива, "гроза" дворов, но и несчастное существо, которое никто не понимает, не хочет при...

    Методы и приемы (стратегии и тактики) коррекции агрессивного поведения у детей дошкольного возраста.

    Рекомендации по работе с агрессивными детьми дошкольного возраста....

    Профилактика и коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста

    Статья "ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"...

    Игровые технологии в коррекции агрессивного поведения у детей дошкольного возраста (из опыта работы)

    Дошкольное детство - уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется  развитие личности ребенка. В этом возрасте ребенок находится в полной...

    Коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста

    Как много негативного в современном мире! И все это зачастую находит прямое – отражение в детях. Несговорчивые, нетерпеливые, агрессивные, они становятся заложниками тех условий, в которых растут и ра...

    «Причины и коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста»

    Состав семьи, социальное положение: Семья полная, благополучная, материально обеспеченная, два ребенка, младшему два года. Воспитанием ребенка в большей мере занимается мать. Мать имеет высшее об...

    Программа по коррекции агрессивного поведения у детей дошкольного возраста

    Слово “агрессия” произошло от латинского “agressio”, что означает “нападение”. В психологическом словаре приведено следующее определение данного термина: агрессия -...