Коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Как много негативного в современном мире! И все это зачастую находит прямое – отражение в детях. Несговорчивые, нетерпеливые, агрессивные, они становятся заложниками тех условий, в которых растут и развиваются. Все чаще и чаще можно услышать сегодня фразы: «Какой агрессивный ребенок! Откуда в нем столько агрессии?» Чтобы разобраться в этом, для начала важно знать, что агрессивность является нарушением поведения ребенка, а не симптомом психического заболевания. Необходимо помнить, что некоторые трудности в поведении детей носят возрастной характер и связаны с переживанием одного из кризисов развития (1 года, 3 и 7 лет). И эти периоды в жизни ребенка, несмотря на всю сложность, свидетельствуют о нормальном ходе процесса психического развития дошкольника. Итак, что же такое агрессия?

Агрессия– мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленные и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности).

Виды агрессии:

·        физическая агрессия (нападение) – использование физической силы против другого лица или объекта;

·        вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание вербальных реакций (угроза, проклятья, ругань);

·        прямая агрессия – непосредственно направленная против какого-либо объекта или субъекта;

·        косвенная агрессия – действия, которые опосредованно направлены на другое лицо (злобные сплетни, шутки), и действия, характеризующиеся ненаправленностью и неупорядоченностью (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топотании ногами, битье кулаками по столу);

·        инструментальная агрессия – является средством достижения какой-либо цели;

·        враждебная агрессия – выражается в действиях, целью которых является причинение вреда объекту агрессии.

Причины появления агрессии у детей могут быть самыми разными.

·        стремление занять лидерские позиции;

·        желание владеть предметом, которым владеют другие дети;

·        ревность;

·        замечание или наказание;

·        чувство голода;

·        повышенная утомляемость;

·        скука, желание привлечь к себе внимание;

·        давление родителей;

·        впечатлительность, эмоциональная нестабильность;

·        чувство неполноценности.

Укреплению агрессивных форм поведения у ребенка способствуют:

·        скандалы в семье

·        применение физической силы во время семейных ссор (драки)

·        грубое, жестокое обращение с ребенком

·        привлечение его к посещению (просмотру) жестоких спортивных состязаний: бокса, боев без правил и т. п.

·        просмотр боевиков, сцен насилия как в художественных, так и в мультипликационных фильмах

·        одобрение агрессивного поведения как способа решения конфликта, проблемы: «А ты тоже его ударь», «И ты сломай», «А ты что, отнять не можешь?!»

Характерные особенности агрессивного поведения ребенка.

·        Отказывается от коллективной игры.

·        Слишком говорлив.

·        Чрезмерно подвижен.

·        Не понимает чувств и переживаний других детей.

·        Часто ругается со взрослыми.

·        Создает конфликтные ситуации.

·        Перекладывает вину на других.

·        Суетлив.

·        Импульсивен.

·        Часто дерется.

·        Не может адекватно оценить свое поведение.

·        Имеет мускульное напряжение.

·        Часто специально раздражает взрослых.

·        Мало и беспокойно спит

 

Методические средства в профилактике и преодолении агрессивного поведения детей.

·        В первую очередь игровая терапия – метод воздействия на детей и использованием игр.

·        Психогимнастика

·        Релаксация

·        Проектное рисование.

 

Система педагогической работы по данному вопросу направлена на снижение проявления агрессивности в поведении детей на основе выстраивания конструктивного отношения к миру в противовес деструктивному.

Задачи:

·        Снять эмоциональное напряжение, возбуждение и аффективные реакции детей;

·        Формировать эмоциональное осознание своего поведения ;

·        Обучить детей навыкам самоорганизации и саморегуляции  действий , поступков , эмоциональных состояний ;

·        Формировать социально приемлемые , адекватные способы выражения гнева и агрессивности ;

·        Развивать умение распознавать эмоциональное состояние другого человека;

·        Развивать коммуникативные стороны общения , обогатить опыт общения навыками конструктивного , адекватного поведения;

·        Воспитывать доброжелательное отношение к окружающему миру.

 Реализация системы педагогической работы по профилактике и преодолению агрессивного поведения дошкольников проводится по трём направлениям:

·        работа с детьми (сюжетно- ролевые игры; игровые упражнения, этюды, инсценировки, психогимнастика, танцевальные упражнения, индивидуальные занятия)

·        работа с родителями (беседы, консультации, родительские собрания, тренинги, рекомендации, индивидуальная работа)

·        работа с педагогами (беседы, консультации; тренинги, рекомендации, индивидуальная работа, педсоветы, круглые столы, анкетирование)

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста

Как много негативного в современном мире! И все это зачастую находит прямое – отражение в детях. Несговорчивые, нетерпеливые, агрессивные, они становятся заложниками тех условий, в которых растут и развиваются. Все чаще и чаще можно услышать сегодня фразы: «Какой агрессивный ребенок! Откуда в нем столько агрессии?» Чтобы разобраться в этом, для начала важно знать, что агрессивность является нарушением поведения ребенка, а не симптомом психического заболевания. Необходимо помнить, что некоторые трудности в поведении детей носят возрастной характер и связаны с переживанием одного из кризисов развития (1 года, 3 и 7 лет). И эти периоды в жизни ребенка, несмотря на всю сложность, свидетельствуют о нормальном ходе процесса психического развития дошкольника. Итак, что же такое агрессия?

Агрессия– мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленные и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности).

Виды агрессии:

  • физическая агрессия (нападение) – использование физической силы против другого лица или объекта;
  • вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание вербальных реакций (угроза, проклятья, ругань);
  • прямая агрессия – непосредственно направленная против какого-либо объекта или субъекта;
  • косвенная агрессия – действия, которые опосредованно направлены на другое лицо (злобные сплетни, шутки), и действия, характеризующиеся ненаправленностью и неупорядоченностью (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топотании ногами, битье кулаками по столу);
  • инструментальная агрессия – является средством достижения какой-либо цели;
  • враждебная агрессия – выражается в действиях, целью которых является причинение вреда объекту агрессии.

Причины появления агрессии у детей могут быть самыми разными.

  • стремление занять лидерские позиции;
  • желание владеть предметом, которым владеют другие дети;
  • ревность;
  • замечание или наказание;
  • чувство голода;
  • повышенная утомляемость;
  • скука, желание привлечь к себе внимание;
  • давление родителей;
  • впечатлительность, эмоциональная нестабильность;
  • чувство неполноценности.

Укреплению агрессивных форм поведения у ребенка способствуют:

  • скандалы в семье
  • применение физической силы во время семейных ссор (драки)
  • грубое, жестокое обращение с ребенком
  • привлечение его к посещению (просмотру) жестоких спортивных состязаний: бокса, боев без правил и т. п.
  • просмотр боевиков, сцен насилия как в художественных, так и в мультипликационных фильмах
  • одобрение агрессивного поведения как способа решения конфликта, проблемы: «А ты тоже его ударь», «И ты сломай», «А ты что, отнять не можешь?!»

Характерные особенности агрессивного поведения ребенка.

  • Отказывается от коллективной игры.
  • Слишком говорлив.
  • Чрезмерно подвижен.
  • Не понимает чувств и переживаний других детей.
  • Часто ругается со взрослыми.
  • Создает конфликтные ситуации.
  • Перекладывает вину на других.
  • Суетлив.
  • Импульсивен.
  • Часто дерется.
  • Не может адекватно оценить свое поведение.
  • Имеет мускульное напряжение.
  • Часто специально раздражает взрослых.
  • Мало и беспокойно спит

 

Методические средства в профилактике и преодолении агрессивного поведения детей.

  • В первую очередь игровая терапия – метод воздействия на детей и использованием игр.
  • Психогимнастика
  • Релаксация
  • Проектное рисование.

 

Система педагогической работы по данному вопросу направлена на снижение проявления агрессивности в поведении детей на основе выстраивания конструктивного отношения к миру в противовес деструктивному.

Задачи:

  • Снять эмоциональное напряжение, возбуждение и аффективные реакции детей;
  • Формировать эмоциональное осознание своего поведения ;
  • Обучить детей навыкам самоорганизации и саморегуляции  действий , поступков , эмоциональных состояний ;
  • Формировать социально приемлемые , адекватные способы выражения гнева и агрессивности ;
  • Развивать умение распознавать эмоциональное состояние другого человека;
  • Развивать коммуникативные стороны общения , обогатить опыт общения навыками конструктивного , адекватного поведения;
  • Воспитывать доброжелательное отношение к окружающему миру.

 Реализация системы педагогической работы по профилактике и преодолению агрессивного поведения дошкольников проводится по трём направлениям:

  • работа с детьми (сюжетно- ролевые игры; игровые упражнения, этюды, инсценировки, психогимнастика, танцевальные упражнения, индивидуальные занятия)
  • работа с родителями (беседы, консультации, родительские собрания, тренинги, рекомендации, индивидуальная работа)
  • работа с педагогами (беседы, консультации; тренинги, рекомендации, индивидуальная работа, педсоветы, круглые столы, анкетирование)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста

Злой, агрессивный ребёнок, драчун и забияка – большое родительское огорчение, угроза благополучию детского коллектива, "гроза" дворов, но и несчастное существо, которое никто не понимает, не хочет при...

Методы и приемы (стратегии и тактики) коррекции агрессивного поведения у детей дошкольного возраста.

Рекомендации по работе с агрессивными детьми дошкольного возраста....

Профилактика и коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста

Статья "ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"...

Игровые технологии в коррекции агрессивного поведения у детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Дошкольное детство - уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется  развитие личности ребенка. В этом возрасте ребенок находится в полной...

Семинар-практикум для педагогов по теме: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста».

Агрессивные проявления в детской (особенно в подростковой, что еще и обусловлено возрастными особенностями) среде вызывают серьезную обеспокоенность не только у родителей, педагогов, психологов, но и ...

«Причины и коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста»

Состав семьи, социальное положение: Семья полная, благополучная, материально обеспеченная, два ребенка, младшему два года. Воспитанием ребенка в большей мере занимается мать. Мать имеет высшее об...

Программа по коррекции агрессивного поведения у детей дошкольного возраста

Слово “агрессия” произошло от латинского “agressio”, что означает “нападение”. В психологическом словаре приведено следующее определение данного термина: агрессия -...