ЦОР семинар - практикум для педагогов "Профессиональное общение"
презентация для интерактивной доски по теме

Касьянова Наталья Николаевна

знакомство педагогов с речевым этикетом, критериями профессионального общения, способствующему, успешному ведению диалога не только с детьми, но и с коллегами, родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_-_praktikum_-obshchenie.pptx1.09 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 г. Курганинска СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ « ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ » (для воспитателей) Старший воспитатель: Н.Н.Касьянова

Слайд 2

В настоящее время известна поговорка "Слово - визитная карточка человека". От того, насколько грамотно человек выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста . Русский язык за последние два десятилетия перетерпел множество не самых лучших изменений. Актуальная для наших дней проблема - низкий уровень общей речевой культуры, бедность словаря, неумение выразить мысль .

Слайд 3

Профессиональный стандарт педагога (Утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013г №544н), «Рекомендации по аттестации руководящих и педагогических работников дошкольных образовательных учреждений» отражают требования, предъявляемые к профессиональным знаниям и умениям, среди которых выделяются: Информационные умения (отбирать и творчески перерабатывать необходимую информацию; выразительно демонстрировать свое отношение к тому, о чем идет речь; давать материал логично, доступно, образно, выразительно с тем, чтобы вызвать интерес слушателей к предлагаемой информации; выделять главное и излагать материал проблемно, побуждая слушателей к дискуссии; в ходе изложения учитывать особенности восприятия слушателей, понимания ими информации и в соответствии с этим корректировать процесс изложения; сочетать подачу нового материала с руководством познавательной деятельностью слушающих по ее усвоению); Организаторские умения (организовывать свою работу и работу с родителями, координировать собственную деятельность с деятельностью коллег); Коммуникативные умения (конструировать предстоящее общение, сотрудничать, вступать в деловой контакт, управлять инициативой в общении, выявлять свой индивидуальный стиль в общении); Умения морально – волевой саморегуляции (владеть собой в любой ситуации и управлять своими эмоциями, быть деликатным в общении с людьми, правильно воспринимать и учитывать критику; быть корректным во взаимоотношениях с коллегами, администрацией).

Слайд 4

Компоненты профессиональной речи педагога - качество языкового оформления речи; - ценностно-личностные установки педагога; - коммуникативная компетентность; - четкий отбор информации для создания высказывания; - ориентация на процесс непосредственной коммуникации Требования к речи педагога Правильность - соответствие речи языковым нормам. В общении с детьми воспитатель использует основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов. Точность - соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Воспитатель должен обращать особое внимание на семантическую (смысловую) сторону речи, т.к. это способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления. Логичность - выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Воспитатель в общении с детьми учитывает, что в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи. Чистота - отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), воспитатель заботится о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.

Слайд 5

Выразительность - особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи воспитателя является мощным орудием воздействия на ребенка. Владеющий различными средствами выразительности речи воспитатель (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.), способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора. Богатство - умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Богатый лексикон воспитателя способствует расширению словарного запаса ребенка, помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи, так как в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка. Уместность - употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи воспитателя предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.). К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное использование педагогом невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребенком, но и слышать его.

Слайд 6

ОЦЕНКА ФОРМ РЕЧИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ Словарь - богатство и точность. Частота употребления слов, которые медленно усваиваются детьми, точность обозначения оттенков цвета, материал, форму, величину предметов и др. Использование художественного слова, фразеологических оборотов. Грамматическое оформление - содержание разнообразных синтаксических конструкций. Звуковая сторона речи - чистое звукопроизношение, четкая дикция, орфоэпическая правильность. Речь воспитателя должна быть яркой, выразительной: необходимы богатая мимика, приветливый, доброжелательный тон по отношению ко всем окружающим. Связная речь - умение вести диалог, рассказывать, слушать рассказы и ответы других. Речь воспитателя должна быть немногословной, но очень понятной и логичной. Навыки публичной речи - умение рассказывать и свободно держаться в детской аудитории, а так же выступить с сообщением перед товарищами, организовать коллективную беседу с родителями воспитанников и т. п. 0бразцом для окружающих должна быть вся манера поведения воспитателя в процессе речевого общения (поза, жест, отношение к собеседникам). Возрастная направленность - доступность содержания, использование соответствующего возрасту детей словаря и синтаксиса. Особенно это важно при работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста. В этом случае для педагога характерны некоторое замедление темпа, особо подчеркнутые артикуляция и дикция, эмоциональностъ речи.

Слайд 7

1. Анкетирование, тестирование «Микроскоп» - определение личностных особенностей и самоанализа речевого поведения . Педагоги должны посмотреть на себя со стороны и выявить в своей речи слова – паразиты, от которых стоит избавиться. Написать их на одной половине листа, а на другой – способы борьбы с ними (например: в микроскопе я вижу слова паразиты: также, ну, итак; способы борьбы: контролировать речь самому и просить коллег, когда они слышат эти слова хлопать в ладоши, чтобы напомнить мне о них). Задача каждого педагога проанализировать свои речевые особенности, затрудняющие общение. Подведение итогов. Индивидуальный самоанализ речевых особенностей каждым участником.

Слайд 8

«Имя как аббревиатура» Задание. Записать на листе бумаги тот вариант своего имени, который вы считаете наиболее приемлемым для общения в данной группе. Задача. «Расшифровать» свое имя, представив его как аббревиатуру, называя свои характеристики. Подведение итогов . Участники называют свое имя, а также его «расшифровку».

Слайд 9

2.Анализ реальных ситуаций педагогического общения в коллективе. Ситуации: Вы входите в помещение, где Ваши коллеги готовятся к педсовету (оно еще не началось) задача: Надо ли обратить внимание на себя всех присутствующих, если Вы «воспитатель», «руководитель»? Каким образом Вы поприветствуете присутствующих в роли «руководителя», «воспитателя»? возможные варианты ответов: Руководитель. Здравствуйте! Очень рада вас видеть! Воспитатель. Добрый день! Разрешите к Вам присоединиться

Слайд 10

Вы совершили проступок ( например, опоздали, не выполнили задание и т.д.) Задача. Вам надо избежать конфликта, убедить собеседника в непреднамеренности Вашего проступка. возможные варианты ответов: Руководитель . Прошу извинить меня за то, что заставила Вас ждать. Надеюсь, это обстоятельство не повлияет на ход нашей беседы! Воспитатель. Понимаю. Что поступила некрасиво, поэтому прошу прощения. Давайте подумаем вместе, как исправить положение

Слайд 11

3.Речевой этикет. Слово "этикет " означает установленный порядок поведения в определенной социальной сфере. Корпоративная этика позволит объединить сотрудников в семью, где каждый будет стараться помочь и поддержать другого, работая таким образом на одно общее дело. Этикет представляет собой систему детально разработанных правил учтивости, включающих формы знакомства, приветствия и прощания, выражения благодарности и сочувствия, культуру речи и умение вести беседу, правила поведения за столом, поздравления, подарки и т.д.

Слайд 12

Шесть основных заповедей делового этикета , сформулированных американской исследовательницей, социологом, пропагандистом правил вежливости в деловом общении Джен Ягер . 1. Делайте все вовремя ! Опоздания не только мешают работе, но и являются первым признаком того, что на человека нельзя положиться. Прийти вовремя иногда значит прийти не слишком рано, не раньше своего начальства. Главное в вашем дневном расписании — прийти вовремя утром. Если вдруг случится так, что вам необходимо задержаться и вы знаете об этом заранее, позвоните заведующей или старшему воспитателю, чтобы кто-нибудь из начальства обязательно был в курсе дела. Специалисты, изучающие организацию и распределение рабочего времени, советуют добавлять лишних 25% на тот срок, который, на ваш взгляд, требуется для выполнения данной работы. Вспомните закон Мерфи : все дела занимают больше времени, чем вам кажется, а все помехи, какие могут возникнуть, обязательно возникают. Так что выделяйте время с запасом на те трудности, что поддаются прогнозированию.

Слайд 13

2. Не болтайте лишнего! Смысл этого принципа в том, что вы обязаны хранить секреты организации, учреждения так же бережно, как и тайны личного характера. Никогда никому не пересказывайте того, что вам приходит­ся услышать от сослуживца, руководителя или подчиненного об их личной жизни.

Слайд 14

3. Будьте любезны, доброжелательны и приветливы! Ваши родители, сослуживцы или подчиненные могут сколько угодно придираться к вам, это неважно: все равно вы обязаны вести себя с ними вежливо, приветливо и доброжелательно. Кому нравится работать с людьми брюзгливыми, подозрительными и капризными? Достичь вершины вам позволит только дружелюбное отношение к окружающим (что вовсе не означает дружить с каждым, с кем приходится общаться по долгу службы). Если все вокруг твердят, что вы умеете понравиться, значит, вы на верном, пути. Один из важных элементов воспитанности и доброжелательности — искусство сказать то, что нужно. Вам надо придерживаться того же принципа в своих поступках, а они отражаются в ваших речах.

Слайд 15

4. Думайте о других, а не только о себе! Какое бы дело вы ни делали, потребность выяснить точку зрения родителя или сослуживца или руководителя позволит вам выдвинуться практически в любой области. Внимание к окружающим должно проявляться не только в отношении родителей или детей, оно распространяется и на сослуживцев, начальство и подчиненных. Уважайте мнение других, старайтесь понять, почему у них сложилась та или иная точка зрения. Всегда прислушивайтесь к критике и советам коллег, начальства и подчиненных. Не начинайте сразу огрызаться, когда кто-то ставит под сомнение качество вашей работы; покажите, что цените соображения и опыт других людей. Уверенность в себе не должна мешать вам быть скромным

Слайд 16

5. Одевайтесь как положено! Самый главный принцип, о котором ни в коем случае не следует забывать, — прежде всего вы должны стремиться вписаться в ваше окружение на работе, а внутри этого окружения — в контингент работников вашего уровня. Некоторые специалисты советуют одеваться на работу так, как вам хочется, а не "как положено", но этому совету лучше не следовать. На каких бы ролях ни находились вы в организации сейчас, вам надо "вписаться", но при этом вы должны выглядеть самым лучшим образом, т. е. одеваться со вкусом, подбирать цветовую гамму к лицу, тщательно подбирать аксессуары: от туфель до галстуков.

Слайд 17

6. Говорите и пишите правильно! Что значит правильно пользоваться устным и письменным словом? Это значит, что все произносимое, а равно написанное вами: будь то внутренние записки или любые письма, отправляемые за пределы организации кому бы то ни было, должны быть изложены хорошим языком, а все имена собственные должны быть переданы без ошибок. Следите за тем, чтобы никогда не употреблять бранных слов: может случиться, что разговор, на ваш взгляд, совершенно приватный, на горе вам невольно услышит человек, от мнения которого зависит вся ваша карьера.

Слайд 18

4.Упражнения на умение интонировать. Педагогам предлагается произнести фразы «Мне небезразличны ваши профессиональные успехи» «Мне бы хотелось большей откровенности в нашем разговоре» С оттенками иронии, упрека, вызова, безразличия, требовательности, доброжелательности. По ходу выполнения задания воспитатели могут сообщить, какой тон, на их взгляд, поможет достичь цели в общении с коллегами и родителями.

Слайд 19

Тест "Приятно ли с вами общаться?" 1. Вы любите больше слушать, чем говорить? 2. Вы всегда можете найти тему для разговора даже с незнакомым человеком? 3. Вы всегда внимательно слушаете собеседника? 4. Любите ли вы давать советы? 5. Если тема разговора вам неинтересна, станете ли показывать это собеседнику? 6. Раздражаетесь, когда вас не слушают? 7. У вас есть собственное мнение по каждому вопросу? 8. Если тема разговора вам незнакома, станете ли ее развивать? 9. Вы любите быть центром внимания? 10. Есть ли хотя бы три предмета, по которым вы обладаете достаточно прочными знаниями? 11. Вы хороший оратор? Если вы ответили положительно на вопросы 1, 2, 3, 6, 7, 8, 9, 10, 11, можете засчитать себе по одному баллу за каждый совпавший ответ. А теперь посчитаем.

Слайд 20

1—3 балла . Трудно сказать, то ли вы молчун, из которого не вытянешь ни слова, то ли настолько общительны, что вас стараются избегать, но факт остается фактом: общаться с вами далеко не всегда приятно, но всегда крайне тяжело. Вам следовало бы над этим задуматься. 4—9 баллов . Вы, может быть, и не слишком общительный человек, но почти всегда внимательный и приятный собеседник, хотя можете быть и весьма рассеянным, когда не в духе, но вы не требуете в такие минуты особого внимания к вашей персоне от окружающих . 9—11 баллов . Вы, наверное, один из самых приятных в общении людей. Вряд ли друзья могут без вас обойтись. Это прекрасно. Возникает только один вопрос: вам действительно приятна все время ваша роль или иногда вам приходится играть, как на сцене?..

Слайд 21

тест «Разноцветные картинки» Этот психологический тест в картинках определит ваше текущее психологическое состояние по тому, какую вы предпочтете форму и цвет . Посмотрите на картинки и выберите одну, которая в этот момент вам нравится больше всего. А затем, как обычно, находите описание, читаете, и сравниваете с тем, что у вас.

Слайд 22

Итак, судя по всему вы... 1. Беззаботный, игривый, неунывающий . Жизнь для вас – свобода и спонтанность, стараетесь насладиться каждым моментом. Ваш девиз: «Мы живем всего лишь раз!». Открыты новым впечатлениям, любознательны и любите перемены. Нет ничего хуже, чем ощущать себя связанным, ограниченным обстоятельствами. Вы исследуете все грани вашего окружения и всегда рады сюрпризам. 2. Независимый, чуждый условностям, непосредственный . Вы всегда идете своей дорогой, не признаете сдерживающих факторов, которые мешают выбрать свой курс. У вас есть артистические способности, которые вы проявляете в работе или в свободное время. Вы жаждете свободы на столько, что поступаете совершенно другим образом, чем от вас ожидали. Вы никогда не будете бездумно перенимать то, что сейчас «в моде». Вы живете в соответствии со своими представлениями и убеждениями о жизни, даже если это значит плыть против течения. 3. Склонный к самоанализу и размышлениям, чувствительный , чаще чем большинство людей погружены в мысли о себе и мире вокруг вас. Вы не переносите поверхностность. Предпочтете побыть наедине с самим собой, нежели терпеть пустую болтовню. Но ваши отношения с друзьями очень насыщенные, что и дает вам внутренние спокойствие и чувство гармонии, так необходимые для хорошего самочувствия. Вас не тяготит длительное уединение: вы редко скучаете. 4. Жизненный, уравновешенный, гармоничный. Цените естественность и простоту. Людям с вами комфортно, потому что вы крепко стоите на земле и на вас можно положиться. Тем, кто вам дорог вы даете чувство защищенности, но в то же время не давите на них. Вас видят как человека мягкого и сердечного. Вы не по душе ни кич, ни банальность. Скептично относитесь к прихотям моды. Одежду вы предпочитаете практичную и ненавязчиво элегантную.

Слайд 23

5. Прагматичный профессионал, уверенный в своих силах . Вы держите жизнь под контролем и не полагаетесь на удачу – только на свои действия. Вы решаете проблемы простыми способами, без лишних сложностей. Вы реалистично смотрите на жизнь и повседневные заботы, принимаетесь за них решительно. Вам доверяют на работе, возлагая ответственную часть, так как вы надежны. Ваша сила духа ощущается окружающими. Вы не чувствуете удовлетворение, пока не доведете до конца начатое 6. Миролюбивый, рассудительный, не агрессивный . Вы легки в общении, но в то же время очень осторожны. Вы без труда заводите друзей, но в то же время любите уединение и независимость. Время от времени вам необходимо отдохнуть от всего на свете и побыть наедине с самим собой, чтобы поразмыслить над смыслом жизни и насладиться уединением. Вам необходимо пространство, поэтому вы порой скрываетесь в милых вам местах. Но все же, вы не одиночка. Вы в гармонии с самим собой и окружающим вас миром, цените то, что предлагает вам жизнь. 7. Уверенный в своих силах аналитик, на которого можно положиться. Молниеносная чувствительность помогает распознать то, что представляет собой настоящую ценность. Вы постепенно окружаете себя настоящими жемчужинами, которые были выпущены из поля зрения тех, кто не так проницателен. Культура играет особую роль в вашей жизни. У вас есть свой собственный стиль – эксклюзивный и элегантный, свободный от ширпотребной моды. Идеал, на основе которого вы строите свою жизнь, во многом обусловлен удовольствием, которое она приносит. 8. Романтичный, мечтательный, эмоциональный. Вы очень чувствительная натура. Вы отказываетесь смотреть на вещи с рациональной точки зрения. Вам важно то, что говорят чувства. Для вас важно иметь мечты. Вам не интересны люди, которые отрицают романтизм и основываются только на разуме. Вы не принимаете ничего, что может ограничить разнообразие ваших эмоций и чувств. 9. Динамичный, активный, экстраверт. Склонны принимать риски и связывать себя некоторыми сильными обязательствами в обмен на интересную и разнообразную работу. Рутина вас парализует.

Слайд 24

Тест «Твой характер в твоих руках» 1. Сплетите пальцы рук в замок... Если верхним окажется большой палец левой руки, напишите на листе бумаги букву «Л», если большой палец правой руки - букву «П».

Слайд 25

2. Прицельтесь в невидимую мишень... Если для этого Вы пользуетесь левым глазом, закрывая правый, напишите букву «Л», если наоборот - «П».

Слайд 26

3. Скрестите руки на груди, приняв позу Наполеона... Если кисть левой руки окажется лежащей сверху, пометьте это буквой «Л», если правой - буквой «П».

Слайд 27

4. Поаплодируйте... Если Вы бьёте левой ладонью по правой, то это буква «Л», если правая ладонь активнее - буква «П».

Слайд 28

Оцените результат по сочетанию букв: «ПППП» - (100-процентный правша) - консерватизм, ориентация на стереотипы, бесконфликтность, нежелание спорить и ссориться. «ПППЛ» - наиболее яркая черта характера - нерешительность. «ППЛП» - очень контактный тип характера. Кокетство, решительность, чувство юмора, артистизм. (Чаще у женщин...) «ППЛЛ» - редкое сочетание. Характер близок к предыдущему, но более мягкий. «ПЛПП» - аналитический склад ума и мягкость. Медленное привыкание, осторожность в отношениях, терпимость и некоторая холодность. (Чаще у женщин...) «ПЛПЛ» - самое редкое сочетание. Беззащитность, подвеженность различному влиянию. (Чаще у женщин...) «ЛППП» - частое сочетание. Эмоциональность, нехватка упорства и настойчивости в решении важных вопросов, подверженность чужому влиянию хорошая приспособляемость, дружелюбие и лёгкое вхождение в контакт. «ЛППЛ» - большая, чем в предыдущем случае, мягкость характера, наивность. «ЛЛПП» - дружелюбие и простота, некоторая разбросанность интересов и склонность к самоанализу. «ЛЛПЛ» - простодушие, мягкость, доверчивость. «ЛЛЛП» - эмоциональность, энергичность и решительность. «ЛЛЛЛ» - (100-процентный левша) - « антиконсервативный тип характера». Способность взглянуть на старое по-новому. Сильные эмоции, выраженный индивидуализм, эгоизм, упрямство, иногда доходящее до замкнутости. «ЛПЛП» - самый сильный тип характера. Неспособность менять свою точку зрения, энергичность, упорство в достижении поставленных целей. «ЛПЛЛ»- схож с предыдущим типом характера, но более неустойчив, склонен к самоанализу. Испытывает трудности в приобретении друзей. «ПЛЛП»- лёгкий характер, умение избегать конфликты, лёгкость в общении и заведении знакомств, частая смена увлечений. «ПЛЛЛ» - непостоянство и независимость, желание всё сделать самому.

Слайд 29

Список используемой литературы: Григорович Л.А. Педагогика и психология: Учебное пособие для студентов вузов / Л.А. Григорович, Т.Д. Марцинковская. М.: Гардарики , 2003. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб.для студентов вузов, обуч-ся по пед.спец ./ И.Ф. Харламов. 4-е изд., перераб.и доп. М.: Гардарики , 2002. ЦОР: http ://doctor.pp.ua/post/629181/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ « ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА ОБЩЕНИЯ »

Педагогическая этика рассматривает сущность основных категорий педагогической морали и моральных ценностей. Моральными ценностями можно назвать систему  представлений о добре и зле, справедливост...

Семинар-практикум "Практическая психология общения"

Семинар-практикум для педагогов "Практическая психология общения"...

Семинар-практикум для педагогов: " Общение воспитателя с родителями воспитанников"

Современные дошкольные учреждения много делают для того, чтобы общение с родителями было насыщенным и интересным.У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, ...

Семинар-практикум «Технология педагогического общения с родителями»

Современный детский сад помогает благополучной семье и в чем-то заменяет ребенку семью проблематичную. Он обучает и консультирует родителей, передает традиции и воспитывает человека будущего. С этой т...

семинар-практикум для педагогов "Общение воспитателей с родителями воспитанников"

Целью данного семинара-практикума является повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников....

Семинар-практикум «Мозаика педагогического общения»

Оказание психологической помощи педагогам в правильной организации процесса общения с родителями и коллегами....