Главные вкладки

    Семинар – практикум «Коммуникативная компетентность педагога. Эффективное общение»
    материал на тему

    Тюрбит Любовь Леонидовна

    Цель семинара-практикума: формирование у педагогов умений, являющихся базовыми в реализации коммуникативной компетентности.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Семинар – практикум

    «Коммуникативная компетентность педагога. Эффективное общение»

    Цель: формирование у педагогов умений, являющихся базовыми в реализации коммуникативной компетентности.

    Задачи:

    1. Обобщить методический и практический материал по проблеме для осуществления развития умений эффективного общения.
    2. Предоставить возможность педагогам провести самооценку коммуникативных способностей.
    3. Мотивировать педагогов на развитие и совершенствование своих коммуникативных умений.
    4. Способствовать повышению у педагогов уровня развития коммуникативных умений посредством практических упражнений.
    5. Создать психологически комфортную атмосферу, активизировать потенциал группы.
    6. Применить различные виды работы группы для достижения задач семинара.

    Средства: опрос, практические упражнения, игровые ситуации, беседа.

    Форма работы: групповая, подгрупповая.

    Оборудование: доска, магниты, цветокс обозначенными коммуникативными способностями на лепестках, мяч.

    Раздаточный материал:

    Цветные карандаши (жёлтого цвета), ручки, доска с магнитами, стулья по количеству участников, бумага, пейджики разного цвета (6 цветов).

    Ведущий:

    Добрый день, уважаемые педагоги! Тема нашего сегодняшнего семинара: «Коммуникативная компетентность педагога. Эффективное общение»

    Вводная часть:

    Всем участникам предлагается подойти к стенду и “оценить свое умение общаться”. Для этого к листочкам с обозначенными коммуникативными способностями: “способность управлять своим поведением в разных, в том числе конфликтных ситуациях”, “способность преподнести свои положительные качества”, “способность принять другого человека таким, какой он есть”, “способность публично выступать” каждый участник прикрепляет 1–2 фишки или рисует смайлик. Это будет означать, что данные способности в педагоге хорошо развиты.

    Далее  каждому участнику раздаются бейджики с вкладышами разного цвета, на них педагоги пишут свои имена. Участники рассаживаются в полукруг.

    Ход семинара:

    Ведущий: 

    Нашу встречу мне хотелось бы начать с приветствия. Перед началом семинара каждый из вас на пейджике написал свое имя. Это значит, что участнику будет удобнее, если его будут называть именно так. Сейчас мы поиграем в игру: «Имя +»

    Игра “Имя +”

    Ход: Тот, у кого в руках мяч, называет свое имя и прилагательное на первую букву своего имени, которое бы его характеризовало во взаимодействии с другими людьми. Например, НАДЕЖДА – НАСТОЙЧИВАЯ И Т.Д

    Ведущий: 

    Каждому из вас перед началом семинара-практикума было предложено оценить свои способности в общении. Предлагаю подвести результаты.

    (Участники отметили специальным знаком только те способности (не больше 2-х), которые на их взгляд очень хорошо развиты. Подсчитывается количество фишек, выбирается наиболее развитая способность).

    Ведущий:  

    Данные экспресс - диагностики показывают, что наиболее развита “способность…(продолжить фразу)”. А также наибольшую трудность вызывает “способность…(продолжить фразу)”, только … (количество фишек) отметили ее высокий уровень развития. Таким образом, можно обозначить актуальность данного семинара-практикума в связи с тем, что какой бы общительный человек не был, всегда есть - чему еще поучиться.

    Ведущий:  

    Итак, что же такое ОБЩЕНИЕ? Формулировок понятия ОБЩЕНИЕ много.

    Общение – взаимодействие людей друг с другом в обмене информацией познавательного или аффективно-оценочного характера.

    Общение характеризуется, прежде всего, включенностью в практическое взаимодействие людей по поводу трудовой, учебной или игровой деятельности.

    Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

    Под педагогическим общением понимают систему взаимодействия педагога с воспитуемыми с целью познания их, оказания воспитательных воздействий, организации педагогически целесообразных взаимоотношений, формирование благоприятного для психического развития ребенка микроклимата в группе дошкольного учреждения.

    Педагогическое общение – это особенное общение, специфика которого обусловлена различными социально-ролевыми и функциональными позициями субъектов этого общения.

    Проблемный вопрос: что такое ЭФФЕКТИВНОЕ ОБЩЕНИЕ? Что вкладывается в это понятие?

    Предлагаю вам самостоятельно выполнить подгрупповое задание. Делиться на группы предлагаю по цвету ваших бейджиков. (Предложить педагогам разделиться на группы по цвету бейджиков).

    Самостоятельная работа

    (На доске вывешивается фраза ЭФФЕКТИВНОЕ ОБЩЕНИЕ. Участники делятся своим восприятием данного понятиявысказывая свое мнение, записывая на листочках, в течение 2 минут, листочки прикрепляются на доску, получается СБОРНОЕ понятие).

    Ведущий: 

    Действительно, ЭФФЕКТИВНОСТЬ общения зависит от всего, перечисленного вами: психологического комфорта на рабочем месте, интереса к работе и позитивного настроя, творчества в труде.

    Эффективное педагогическое общение всегда направлено на формирование позитивной Я-концепции личности, на развитие у учащегося, воспитанника уверенности в себе, в своих силах, в своём потенциале.

    • Я-концепция зависит, от социального окружения ребёнка
    • От особенностей отношения к нему в процессе педагогического общения

    Ведущий: 

    Готовясь к семинару, я нашла несколько цитат об общении. Предлагаю вам в  группах обсудить их и прокомментировать свое восприятие этих слов для всех присутствующих.

    Упражнение “Цитаты” (деление на подгруппы по цвету пейджиков)

    Ход: 

    (Для каждой группы предлагается лист с цитатой. За 5 минут необходимо прочитать цитату и подготовить краткий комментарий к ней).

    1. “Когда задето чувство собственного достоинства одного из собеседников, непременно страдает само общение”.
    2. “Важно не то, что говорят, а важно то, что окружающие слышат в словах говорящего”.
    3. “Нет никаких гарантий, что ваш собеседник слышит то, что вы хотели бы ему сказать”.
    4. “Настраивайтесь на человека, а не на сообщение”.
    5. “Если увидишь лицо без улыбки, улыбнись сам”.
    6. “Научись слушать, и ты сможешь извлечь пользу даже из тех, кто говорит плохо”.

    (После подготовки каждая группа педагогов представляет свои комментарии).

    Ведущий:

    Поэты Древнего Востока говорили, что ученики подобны фруктовому саду, а учитель – садовнику. Поначалу деревца слабые и их жизнь полностью зависит от хлопот садовника, но потом, окрепнув, они растут сами и приносят сладкие плоды.

    Кем вырастет ребёнок, во многом зависит от нас – педагогов. В частности от эффективности общения.

    Ведущий: 

    Предлагаю далее рассмотреть методы, которые помогают налаживать эффективное общение при взаимодействии.

    Методы эффективного общения

    Ведущий: 

    • Умение слушать и слышать

    Для человека очень важно, чтобы его слушали, слышали и понимали, и если мы научимся быть хорошими слушателями, успех в общении нам обеспечен. Во время слушания решаются задачи: воспринимается содержание сообщения и улавливается эмоциональное состояние собеседника.

    Эффективность общения зависит от правильной постановки вопроса.

    Вопросы:

    Открытые: призваны помочь ребенку, прояснить его проблемы

    Закрытые: лишь подразумевают ответы «да» или «нет»

    (Далее участникам предлагается потренироваться в правильной постановке вопроса, предполагающего мотивацию ребенка к продолжению своего рассказа. Ведущий зачитывает закрытый вопрос, участники “делают” его открытым).

    Упражнение: «Закрытые и открытые вопросы»

    Варианты вопросов:

    1. У тебя сегодня был хороший день?
    2. Ты сегодня плохо вел себя в детском саду?
    3. Ты не хочешь поесть?

    Ведущий: следующий метод эффективного общения

    • Умение быть наблюдательным и внимательным ко всем членам группы

    Ведущий: 

    Каким образом эта способность помогает нам устанавливать эффективное общение? 

    (Ответы участников).

    Ведущий: 

    Существуют функции, средства и формы общения. О них нам расскажут специалисты учителя-логопеды.

    Учитель-логопед:

    Функции общения.

    Выделяют несколько функций общения:

    • Установление общности между людьми, которому способствует знакообмен, который позволяет выделять «своих» среди всех прочих. Человек, который отмалчивается и отворачивается от людей, тем самым подает им (хочет или не хочет) знак, который читается следующим образом: «Я вам не свой, вы мне не свои».
    • Регуляция совместной деятельности. Участие в совместной деятельности требует от каждого из нас определенных знаний. Дети получают их с самого рождения за счет общения со старшими.
    • Изначальный инструмент познания всего на свете.
    • Осознание своего «Я». Ребенок в процессе общения постоянно переходит к «опредмечиванию» самого себя, к выделению «Я» среди других людей, среди разнообразных «не Я».
    • Самоопределение личности в ее мыслях и поступках. Происходит во время удовлетворения потребностей физиологических и психологичеких (потребность в положительных эмоциях).

    Учитель-логопед:

    Средства и формы общения воспитателя с детьми.

    На протяжении первых семи лет жизни последовательно возникают и сменяют друг друга несколько уровней форм общения детей и взрослых.

    1. Непосредственно-эмоциональное общение с близкими взрослыми. В его основе лежит потребность ребенка во внимании и доброжелательном отношении к себе со стороны окружающих. Общение младенца со взрослыми протекает вне какой-либо другой деятельности и составляет ведущую деятельность ребенка данного возраста. Эта форма общения имеет большое значение в психическом развитии ребенка. Основными средствами общения на этом этапе являются мимические движения.
    2. Ситуативно-деловая форма общения детей со взрослыми (6 месяцев – 3 года). Главной особенностью этого вида общения детей со взрослыми следует считать практическое взаимодействие ребенка и взрослого. Помимо внимания и доброжелательности ребенок раннего возраста начинает испытывать нужду еще и в сотрудничестве взрослого (просьба о помощи, приглашение к совместным действиям, обращение за разрешением). Это помогает детям узнавать предметы, осваивать способы действия с ними. В этот период очень важна положительная оценка, поскольку она оказывает влияние на усвоение действий с предметами.
    3. Внеситуативно-познавательная форма общения (3-6 лет). Признаками появления третьей формы общения может служить возникновение у ребенка вопросов о предметах, их разнообразных взаимосвязях. Важнейшим средством общения на данном этапе является речь, потому что она одна открывает возможности выйти за пределы одной частной ситуации и осуществить то «теоретическое» сотрудничество, которое составляет суть описываемой формы общения. При этом виде общения ребенок обсуждает со взрослыми предметы и явления мира вещей. Сюда относятся и сообщения новостей, познавательные вопросы, просьбы почитать, рассказы о прочитанном, виденном, фантазии.
    4. Внеситуативно-личностная форма общения (6-7 лет). Это общение служит целям познания социального, а не предметного мира. Мира людей, а не вещей. Этот вид общения существует самостоятельно и представляет собой коммуникативную деятельность в «чистом виде». Ведущими мотивами на этом уровне общения являются личностные мотивы. Взрослый человек как особая человеческая личность – вот то основное, что побуждает ребенка искать с ним контакты. При внеситуативно-личностном общении предметом обсуждения является человек. В основе его лежит потребность ребенка в эмоциональной поддержке, его стремление к взаимопониманию и сопереживанию.

    Ведущий:

    Рассмотрим возрастные особенности общения детей.

    Вопросы для обсуждения:

    1. Общение ребенка в раннем возрасте.

    • Каковы особенности общения ребенка раннего возраста со взрослыми?
    • Какова специфика развития предметной деятельности в раннем возрасте и как эта деятельность строит общение взрослого с ребенком?
    • Что должен знать воспитатель о возрастном кризисе трех лет?
    • Как можно смягчить трудновоспитуемость ребенка?
    • Почему игрушки считаются полезными для развития общения ребенка?
    • В чем достижения раннего возраста?
    • Как относится ребенок ксвоим маме и папе?

    2. Общение в младшем и среднем дошкольном возрасте.

    • Каковы особенности общения детей младшего и среднего дошкольного возраста со взрослыми?
    • Каковы особенности общения детей младшего и среднего возраста в группе сверстников?
    • Каковы особенности реальных и игровых отношений детей младшего и среднего дошкольного возраста?
    • Как влияет расширение круга общения детей на развитие речи?
    • Каково значение игрушки для развития общения?
    • Как общаются между собой мальчики и девочки?

    3. Общение в старшем дошкольном возрасте?

    • Каковы особенности общения детей старшего дошкольного возраста?
    • Каковы достижения в общении ребенка старшего дошкольного возраста?
    • Как общается старший дошкольник со взрослыми?
    • Как общается старший дошкольник со сверстниками?
    • Как общаются дети старшего дошкольного возраста по поводу игры?
    • Как общаются друг с другом мальчики и девочки старшего дошкольного возраста?

    Ведущий:

    Необходимы условия оптимизации педагогического общения.

    Условия оптимизации педагогического общения.

    1. Искренний интерес к человеку, умение преодолеть свой эгоцентризм в общении с ним. Особо талантливых в общении людей отличает повышенное внимание и тонкая наблюдательность, превосходная память на все, касающееся другого человека.
    2. Умение слушать других как конкретное проявление интереса к людям. Признаком интересного собеседника является умение не столько говорить, сколько умение слушать. Простые житейские наблюдения показывают, что многие люди больше испытывают потребность говорить, нежели слушать. К сожалению, имеется явный дефицит благодарных слушателей, и если вам удастся стать хорошим слушателем, симпатии людей потянутся к вам, поскольку им нравятся те, с кем они могут удовлетворить свои потребности, а сильная потребность выговориться есть у многих.
    3. Обращение к человеку (ребенку, коллеге, родителям своих воспитанников) по имени. Помните, что имя человека – самый важный для него звук на любом языке. Человека больше интересует его имя, чем любые другие имена во всем мире, вместе взятые. Запомнив это имя, и непринужденно употребляя его, вы делаете такому человеку тонкий комплимент.
    4. Доброжелательность в отношении к людям. Если хотите, чтобы люди к вам хорошо относились, старайтесь доброжелательно относиться к ним, поскольку в сфере общения неумолимо работает закон взаимного отклика.
    5. Улыбайтесь в общении с людьми. Очень много для взаимных симпатий дает улыбка. Она греет и создает аванс положительного отношения.
    6. Удовлетворение потребности человека в общении. Для завоевания симпатии людей полезно уметь удовлетворять их потребности. Потребностей у любого человека много, и их надо изучать, проявлять интерес к интересам другого человека. Самый верный путь к сердцу человека – это беседа с ним о том, что он ценит превыше всего. Поэтому надо говорить о том, что интересует вашего собеседника. Умение дать почувствовать людям их значительность, уважение к их мнению исключительно важно для завоевания авторитета в педагогическом общении.

    Ведущий:

    Важным фактором в развитии общения является коммуникативная компетентность педагога. Данную характеристику предлагаю вам в виде памяток.

    Характеристика речи педагога

    дошкольного образовательного учреждения

    • имеет обучающую и воспитывающую направленность;
    • главным является качество её языкового содержания, обеспечивающее высокие результаты труда;
    • речь педагога – отражение внутреннего мира, особенностей интеллектуального и духовного развития его личности;
    • речь педагога – важная часть профессиональной культуры, которая является культурой общечеловеческой.

    В современных исследованиях представлены качества речи педагога дошкольного учреждения, достаточно подробно характеризующие её культуру:

    • правильность (соответствие речи языковым нормам);
    • точность (соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе);
    • логичность (выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли);
    • чистота (отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку);
    • выразительность (особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания);
    • богатство (умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации;
    • уместность (употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения).

    Важнейшую роль играет звуковая сторона речи (интонация, которая создает впечатление разговорности) + резкие повышения и понижения тона, удлинение, растягивание гласных, скандирование слогов, паузы, изменения темпа речи. Лексика разговорного стиля преимущественно бытового содержания, конкретная.

    Ошибочно полагать, что разговорная речь всегда вступает в противоречие с литературными языковыми правилами, разговорная речь интеллигентных, образованных людей вполне литературна, и в то же время она резко отличается от книжной, связанной строгими нормами других функциональных стилей.

    Заключительная игра “Солнышко”

    Цель: Вызвать у участников положительные эмоции.

    Ход: Всем участникам раздаются чистые листы. Они рисуют во весь лист солнышко с количеством лучиков, равных количеству участников, исключая себя. В центре солнышка пишут свое имя. Затем по кругу передают друг другу листы, вписывают пожелания, комплименты над лучиками. Листы, пройдя круг, возвращаются к своему хозяину.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Практикум "Профессиональная компетентность педагога в общении с детьми"

    Цель: развить навыки, а так же способствовать пониманию и принятию педагогами партнерского стиля общения с детьми. В практикуме затрагиваются заповеди для воспитателей. Проводится ролевая игра. Говор...

    Семинар-практикум для педагогов "Повышение коммуникативной компетентности педагога, в условиях внедрения ФГОС. Профилактика и позитивное урегулирование конфликтов"

    Повышение коммуникативной компетентности педагога, в условиях  внедрения ФГОС. Профилактика и позитивное урегулирование конфликтов....

    Семинар - практикум «Правовая компетентность педагогов ДОУ в вопросах воспитания и обучения дошкольников и взаимодействия с родителями»

    Семинар-практикум направлен на повышение правовой культуры педагогов ДОУ. Меропритяие состоит из двух частей - теоретической и практической. В теоретической части педагоги знакомятся с терминами "прав...

    Семинар-практикум с элементами тренинга "Эффективное общение и взаимодействие педагогов ДОУ с родителями дошкольников "

    Данный семинар-практикум будет полезен воспитателям в работе с родителями своих воспитанников.  Материал содержит информацию о том, что такое активное слушание, о важный средствах  обще...

    Педагогический практикум «Возможности игровых приемов эффективного общения для формирования коммуникативной компетентности дошкольников»

    Материал раскрывает систему игровых приемов, способствующих помочь ребенку освоить секреты эффективного общения и стать успешным среди сверстников....

    Конспект коммуникативного тренинга «Развитие коммуникативной компетентности педагога как основа эффективного общения и взаимодействия с родителями ДОУ»

    Формированиепредставления о коммуникативной компетентности как важнейшем условии эффективности образовательного процесса....