Практикум на развитие коммуникативной компетентности педагога в общении с родителями
материал

Голубенко Светлана Васильевна

Практикум состоитиз 5 занятий, результатом которого является приобретение педагогами коммуникативного опыта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktikum_dlya_pedagogov_obshchenie_s_roditelyami.docx56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированной направленности № 1»

г. Сосновоборска

ПРАКТИКУМ

на развитие

коммуникативной компетентности педагога в общении с родителями

Педагог-психолог:

Голубенко С.В.

г. Сосновоборск 2021г.

Цель: развитие коммуникативной компетентности педагога в общении с родителями.

Задачи:

  • осознание педагогами собственных достижений и проблем в общении с родителями;
  • помощь в овладении диагностическими методиками для выявления уровня коммуникативных умений самого воспитателя;
  • развитие способности педагога адекватно, безоценочно, с позиции партнера воспринимать родителей воспитанников;
  • формирование умений моделировать стратегию общения с родителями с позиции диалога.

Результатом участия педагогов в практикуме является приобретение коммуникативного опыта: умения ориентироваться в информации, отбирать из нее необходимое для собственной работы с родителями; конструировать программу деятельности с родителями, выбирая содержание и методы ее осуществления, моделировать ход и характер предстоящего общения с родителями и т.д.; преодолевать психологические барьеры общения с родителями, осуществлять индивидуальный подход к родителям; осознавать собственные трудности в общении.

Практикум рассчитан на 5 занятий продолжительностью 60 минут. Занятия проводятся в группах по 10-16 человек. Важное условие их проведения - установление обстановки принятия, эмоциональной теплоты, сотрудничества, что способствует лучшему овладению материалом занятий и дальнейшему переносу такой атмосферы на общение с родителями.

План занятий:

1. Проведение участниками практикума диагностики того или иного коммуникативного умения, что способствует осознанности мотивов дальнейшей работы.

2. Упражнения на овладение практическими элементами педагогической компетентности в ситуации общения с родителями.

3. Рефлексия занятия в различной форме. Возможные трудности проведения практикума:

  • отсутствие у педагогов мотивации для активной работы на практикуме; доминанта предвзятого отношения к общению с родителями;
  • гомогенный состав группы и личностные взаимоотношения участников;
  • частичное отсутствие коммуникативных навыков, способны вызывать скованность, страх, нежелание выполнять упражнения.

Занятие 1

Цель занятия: развитие безоценочного восприятия партнера по общению.

Диагностика: оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями (на основе методики оценки уровня общительности педагога, по В.Ф. Ряховскому).

Инструкция

Вашему вниманию предлагаются несколько простых вопросов. Отвечайте быстро, однозначно «да», «нет», «иногда».

1. Вам предстоит ординарная беседа с одним из родителей. Выбивает ли Вас ее ожидание из колени?

2. Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, информацией перед родителями?

3. Не откладываете ли Вы неприятную беседу о сложном ребенке с его родителями до последнего момента?

4. Считаете ли Вы, что не следует лично беседовать с родителями об особенностях воспитания в семье, а лучше провести анкетирование, письменный опрос?

5. Вам предлагают подготовить общее родительское собрание для родителей дошкольного учреждения. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этого поручения?

6. Любите ли Вы делиться своими переживаниями от общения с родителями с коллегами, руководством?

7. Убеждены ли Вы, что общаться с родителями гораздо сложнее, чем с детьми?

8. Раздражаетесь ли Вы, если один из родителей Ваших воспитанников постоянно задает Вам вопросы?

9. Верите ли Вы, что существует проблема «воспитателей и родителей» и что они разговаривают на «разных языках»?

10. Постесняетесь ли Вы напомнить родителям об обещании, которое они забыли выполнить?

11. Вызывает ли у Вас досаду просьба кого-либо из родителей помочь разобраться в том или ином сложном воспитательном вопросе?

12. Услышав высказывание явно ошибочной точки зрения по вопросу воспитания, предпочтете ли Вы промолчать и не вступать в спор?

13. Боитесь ли Вы участвовать в разборе конфликтных ситуаций между педагогами и родителями?

14. У Вас есть собственные, сугубо индивидуальные критерии оценки семейного воспитания и других мнений на этот счет Вы не приемлете?

15. Считаете ли Вы, что воспитывать необходимо и родителей, а не только детей?

16. Проще ли Вам подготовить информацию для родителей в письменном виде, чем провести устную консультацию?

Оценка ответов: «да» — 2 очка, «иногда» — 1 очко, «нет» — 0 очков.

Полученные очки суммируются и определяется, к какой категории относится испытуемый.

30—32 очка. Вам явно сложно вступать в общение с родителями. Скорее всего Вы вообще не коммуникабельны. Это Ваша беда, так как страдаете от этого больше Вы сами. Но и окружающим Вас людям нелегко. На Вас трудно положиться в деле, которое требует коллективных усилий. Контакты с родителями Вы стараетесь свести к минимуму. В основном они формальны. Причины трудностей в общении Вы стремитесь переложить на родителей. Вы убеждены, что большинство родителей — это всегда недовольные, придирчивые люди, ищущие в Вашей работе только недостатки, не желающие прислушиваться к Вашему мнению. Ваше неумение построить общение с родителями приводит к тому, что и они стремятся избегать общения с Вами. Постарайтесь стать общительнее, контролируйте себя.

25—29 очков. Вы замкнуты, неразговорчивы. Новая работа и необходимость новых контактов надолго выводят Вас из равновесия. Общение с родителями воспитанников является для Вас сложным и не слишком приятным делом. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Однако в неудачных контактах с родителями стремитесь в большей степени обвинить их, а не собственную коммуникабельность. В Ваших силах изменить особенности своего характера. Вспомните, ведь участие в общем интересном деле позволяет Вам легко находить общий язык с родителями!

19—24 очка. Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Вам удается достаточно легко наладить контакты с большинством родителей своей группы, но с «трудными» родителями Вы не стремитесь активно общаться. В незнакомой ситуации Вы выбираете тактику «присматривания». Сложности общения с родителями не пугают Вас, однако порой Вы бываете излишне критичны по отношению к ним. Эти недостатки исправимы.

14—18 очков. У Вас нормальная коммуникабельность. Вы убеждены, что с любым родителем всегда можно найти «общий язык». Вы охотно выслушиваете родителей, достаточно терпеливы в общении с ними, умеете отстоять свою точку зрения, не навязывая ее при этом другому. И индивидуальное и коллективное общение с родителями не вызывает у Вас неприятных переживаний. Родители также стремятся поддерживать контакты с Вами, ищут Вашего совета, поддержки. В то же время Вы не любите многословия, излишней эмоциональности, стремитесь избегать ненужных конфликтов.

9—13 очков. Вы бываете весьма общительны. Постоянно стремитесь вступить в беседу с родителями, но часто эти беседы носят бессодержательный характер. Вы любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Стремитесь высказать родителям собственное мнение о том, как они воспитывают детей, в любой ситуации дать совет, что способно вызывать у них раздражение. Вы вспыльчивы, но отходчивы. Вам недостает терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, Вы умеете выстраивать содержательное общение.

4—8 очков. Вы чрезмерно общительны. Стремитесь стать «другом» каждому родителю, быть в курсе всех их проблем. Любите принимать участие во всех спорах и дискуссиях. Всегда охотно беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. Имеете собственное мнение по любому вопросу и всегда стремитесь его высказать. Возможно, по этой причине родители и коллеги относятся к Вам с опаской и сомнениями. Вам следует задуматься над этими фактами.

3 очка и менее. Ваша общительность носит болезненный характер. Вы многослойны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно не компетентны. Вольно или невольно Вы часто бываете причиной разного рода конфликтов, в том числе и среди родителей. Общаясь с родителями, бываете грубоваты, фамильярны. Вас отличают необъективность, обидчивость. Любую проблему Вы стремитесь вынести на всеобщее обсуждение. Серьезное общение с родителями не для Вас. Окружающим сложно с Вами. Постарайтесь задуматься, почему, несмотря на все Ваши усилия наладить общение с родителями, из этого ничего не выходит? Воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительно относитесь к людям.

Упражнение 1. «Самый трудный родитель, самый приятный родитель»

Цель упражнения: осознание эмоционального восприятия родителей воспитанников.

Процедура выполнения

Воспитателям предлагается в группах по 3—4 человека создать обобщенный портрет родителя, общение с которым вызывает у них отрицательные чувства. Портрет может быть выполнен разными техниками.

Затем создать портрет того родителя, общение с которым всегда вызывает положительные эмоции.

Анализ упражнения

1. Какие эмоции Вы испытывали, создавая портрет родителя, с которым Вам неприятно вступать в контакт? Какие качества Вы отразили в этом портрете? Были ли у Вас в практике такие родители?

2. Что Вы чувствовали при создании этого портрета? Есть ли в Вашей группе такие родители?

3. Как Вы считаете, нужно ли искать пути контактов с теми родителями, которые Вам неприятны?

Упражнение 2. «Осознание уровня удовлетворенности в общении с родителями».

Цель упражнения: выяснение удовлетворенности воспитателей общением с родителями воспитанников и ее причин.

Процедура выполнения

Педагоги представляют идеального родителя, с которым было бы приятно и легко общаться. Затем выделяют и пишут в столбик 5 наиболее важных качеств, которыми должен обладать такой родитель.

После этого в воображении необходимо воссоздать образ одного из реальных родителей, с которым общение выстраивается наиболее легко. Приняв условно выраженность каждого из пяти качеств за 100%, нужно оценить в процентах степень выраженности каждого свойства у этого родителя. Полученные условные проценты записываются слева, напротив каждого качества идеального родителя.

Затем педагог воссоздает в воображении образ того родителя, общение с которым наименее приятно, и проводит аналогичным образом оценку его качеств, записав их справа.

Далее воспитателям предлагается сложить все процентные данные по родителю, который нравится больше других, разделить их на 5, тем самым получив условный средний процент удовлетворенности родителем, общение с которым наиболее приятно.

То же самое следует сделать в отношении родителя, который нравится наименее.

Педагоги сравнивают средние проценты, находят разницу между ними.

Чаще бывает так, что средний процент удовлетворенности родителем, который нравится наиболее, значительно больше, чем средний процент удовлетворенности общением с родителем, который нравится менее других. Чем выше полученная разность, тем в большей степени педагогу свойственно создавать некоторую идеальную модель и «подгонять» под нее конкретный родителей. Эта установка выражена, если получаемая разница выше 40%.

Затем воспитателям предлагается выделить качество (или качества) личности, по которому расхождение индексов наибольшее.

Ведущий. Такое различие свидетельствует о том, что, вероятно, именно этому качеству придается особое значение в общении с родителями. Например, таким качеством является желание слушать ваши советы. Родителями, которые безоговорочно следуют вашим советам, вы удовлетворены, другими удовлетворены в меньшей степени. И в процессе общения пытаетесь «подогнать» родителей именно под это качество. Подумайте, не бывает ли так, что родитель, который не соответствует вашему идеалу, вызывает у вас раздражение, а отсюда к нему возникает отрицательное отношение. Попробуйте проанализировать, почему тому или иному свойству вы придаете такое значение. Не связано ли это с собственным эгоцентризмом. Например, с родителем, который во всем соглашается с Вами, общаться проще, такой родитель доставляет вам меньше отрицательных эмоций. Подумайте, не важнее ли для Вас собственное эмоциональное благополучие, чем переживания по поводу того, что Вам не нравится в родителе.

Желающие могут поделиться своими наблюдениями.

Анализ упражнения

1. Зависит ли Ваше общение с родителями от того, как Вы воспринимаете их?

2. Проще ли Вам общаться с родителями, обладающими качествами, которые Вы цените в людях?

3. Можно ли, по Вашему мнению, изменить ситуацию?

Упражнение 3. «Список претензий к родителям»

Цель упражнения: осознание воспитателями невозможности построения общения на взаимных претензиях.

Процедура выполнения

В ходе этого упражнения участники должны осознать, что общаться с родителями, постоянно обращая внимание на их недостатки, невозможно. А тем более постоянно высказывать свои претензии. Окружающие имеют право быть самими собой. Поэтому разрешите родителям ваших воспитанников быть такими, какие они есть.

Инструкция.

Ведущий. Наша работа предполагает постоянное ежедневное общение с родителями детей. В жизни бывает всякое, не всегда мы довольны друг другом, иногда даже самые близкие люди вызывают у нас отрицательные эмоции, временами нас чем-то не устраивает любой из родителей. Давайте проанализируем наше «недовольство» родителями воспитанников. И назовем это списком претензий, которые должны быть четкими и конкретными. Претензии нужно вносить в таблицу напротив фамилии родителя.

На работу отводится до 10 минут. Ведущий подчеркивает необходимость быть предельно откровенными, претензии могут быть самыми незначительными, но обязательно конкретными, а также отмечает: чтобы принять людей, нужно понять, чем они нас не устраивают.

На втором этапе участники объединяются в микрогруппы по 4-5 человек и обсуждают результаты анализа между собой. Участники группы помогают друг другу разобраться в том, чем же каждого не устраивают родители.

Анализ упражнения

1. Что Вы испытывали, выполняя упражнение?

2. По Вашему мнению, есть ли претензии у родителей к Вам?

3. Возможно ли построение общения с другим человеком без взаимных претензий? Что для этого необходимо?

Упражнение 4. «Спокойствие, только спокойствие!»

Цель упражнения: научить педагога принимать отличающуюся от их собственной точку зрения, общаться, не пытаясь изменить собеседника.

Процедура выполнения

«Спокойствие, только спокойствие!» — эти слова говорил Карлсон Малышу. Спокойствие и терпение являются одними из основных моментов в безоценочном, ненасильственном общении.

Педагогам предлагается подумать и определить, что общего и различного в таких понятиях, как «терпение», «выдержка», «терпеливость», «терпимость». Их просят привести примеры ситуаций общения с родителями, в которых они проявили бы терпение и терпимость.

Воспитателям необходимо вспомнить ситуации, когда им пришлось столкнуться с точкой зрения, воспитательной позицией, с которыми они были полностью не согласны: например, что физическое наказание применимо к детям. Свою позицию педагог должен проанализировать по следующему алгоритму:

  • принять чужое мнение как свое собственное, попытаться усвоить его логику и исходные основания, на которых оно строится;
  • вычленить положительные моменты чужого мнения, осознать несоответствие их собственным взглядам;
  • скорректировать свое мнение, утверждая его сильные стороны;
  • найти общее в своем и чужом мнении, признать невозможность своего соглашения с некоторыми позициями другого человека;
  • попытаться все высказать оппоненту, сделав акценты на том, в чем вы с ним согласны и в чем не согласны;
  • попросить оппонента более весомыми доводами переубедить вас;
  • попробовать, используя доказательства и факты, переубедить оппонента;
  • если ни то, ни другое не удается, признать право на существование некоторых положений чужого мнения, с которым вы не смогли согласиться, отказаться от внутреннего, а значит и внешнего сопротивления.

Затем педагоги определяют, что такое терпимость к другому человеку. Как правило, люди нетерпимы к человеку, который их чем-либо раздражает или совершает по отношению к ним действия, вызывающие обиду, ощущение несправедливости. К каким родителям наиболее нетерпимы педагоги? Воспитателям следует выделить тех родителей, к которым они нетерпимы, и попытаться отнестись к ним по-другому, используя следующий алгоритм:

  • нужно сдержать свои отрицательные эмоции, снять раздражение за счет осознания положительных качеств и черт родителя;
  • реагировать не на сами действия и поступки, которые раздражают, а на мотивы, побуждающие родителя так действовать: осознание мотивов помогает снять раздражение;
  • на этой основе нужно принять родителя таким, каковым он является;
  • попытаться изменить отношение к нему или попробовать воздействовать на мотивацию родителя с целью изменения ее.

Анализ упражнения

1. Что в этом упражнении было для Вас самым трудным?

2. Проще ли будет общаться, если не пытаться изменить другого, а принять возможность наличия у него взглядов, не совпадающих с Вашими?

Рефлексия занятия

Воспитателям предлагается выбрать из нескольких лежащих перед ними цветных карточек сначала ту, которая соответствовала моменту их»прихода на занятие, а затем — окончанию занятия.

Занятие 2

Цель занятия: осознание педагогом своей позиции в общении с родителями.

Диагностика: определение вашего стиля в общении с родителями (на основе опросника В.Г. Маралова, В.А. Ситарова)

Инструкция

Вниманию педагогов предлагаются утверждения, касающиеся взаимодействия с родителями воспитанников, которые необходимо оценить. Если педагог полностью согласен с тем или иным утверждением, он ставит 5 баллов напротив утверждения. Если согласен в большей степени, чем не согласен, — 4 балла. Если согласен и не согласен в равной степени — 3 балла. Если в большей степени не согласен, чем согласен, — 2 балла. И если полностью не согласен с приведенным утверждением — 1 балл. В конце баллы необходимо суммировать.

Утверждения

1. Деловое общение с родителями лучше, чем неформальное.

2. Воспитатель — главная фигура, от него зависит успех и эффективность воспитания ребенка.

3. Родителям следует выполнять все рекомендации и пожелания педагога.

4. Общение с родителями приносит только отрицательные эмоции: они не хотят ничего знать и слушать.

5. Основная цель общения с родителями — научить их правильно воспитывать детей.

6. Глубокие знания, умения и навыки ребенка — в большей степени заслуга педагога.

7. Главное в общении педагога с родителями — показать им значимость дошкольного учреждения в воспитании ребенка.

8. Общение с родителями прежде всего — это тяжелый и неблагодарный труд.

9. Конфликты — не лучшая форма общения с родителями, но если иначе нельзя убедить их изменить воспитательную позицию, то они необходимы.

10. Родителям постоянно нужны рекомендации воспитателей, чтобы не допустить ошибок в воспитании детей.

11. Деятельность родителей по воспитанию детей нуждается в постоянном контроле.

12. Родителей отличает бестактность и низкий уровень педагогической культуры.

13. Всегда проще объяснить что-то ребенку, чем родителю.

14. Следует поощрять стремление родителей выполнять рекомендации воспитателей.

Полученные результаты суммируются.

Примерные нормативы:

48 баллов и выше — выраженная ориентированность на авторитарное общение с родителями.

47—43 балла — умеренная ориентированность на авторитарное общение с родителями.

42—38 баллов — умеренная ориентированность на личностную модель взаимодействия с родителями.

37 баллов и ниже — выраженная ориентированность на личностную модель взаимодействия с родителями.

Упражнение 1. «Апчхи»

Цель упражнения: активизация внимания педагогов на предстоящее занятие.

Процедура выполнения. Участники тренинга делятся на группы по 4—5 человек. Каждой группе дается задание: громко крикнуть определенное слово («спички», «точки», «очки» или «алыча», «ящик», «хрящик» и т.д.). Проводится репетиция: каждая группа по отдельности четко произносит свое слово. Затем, по сигналу ведущего, все группы вместе кричат свои слова. При слитном звучании должно получиться «пчхи», на что ведущий может ответить: «Будьте здоровы!» Успех «чихания» зависит от того, насколько микрогруппы прислушиваются друг к другу, не стараясь перекричать других.

Упражнение может быть использовано педагогами при организации коллективного общения с родителями для объединения их.

Упражнение 2. «Я и родители моих воспитанников»

Цель упражнения: концентрация внимания воспитателей на анализе их взаимоотношений с родителями воспитанников.

Процедура выполнения

Предлагается в форме рисунка, аппликации, коллажа создать образ, отражающий взаимоотношения педагога с родителями воспитанников.

Анализ упражнения

1. Вам было сложно или легко выполнять это упражнение?

2. Насколько Вам удалось отразить в рисунке характер Вашего реального отношения с родителями?

3. Хотелось бы Вам что-то изменить в рисунке и общении с родителями?

Упражнение 3. «Слалом»

Цель упразднения: помощь педагогам в решении от имени своих героев жизненно важных вопросов, с использованием различных стилей общения.

Процедура выполнения

Воспитатель должен *пойти утром в поликлинику на прием к специалисту. Его замещает новый педагог, который недавно пришел в коллектив, не знает родителей и детей, а также особенностей группы. Педагог зашел утром в группу решить какой-то вопрос и уже уходит, так как приближается время визита к врачу. На пути его останавливают родители, коллеги, дети с различными вопросами и делами, которые надо решить на ходу.

Возможные примеры препятствий:

  • заместитель заведующего по АХЧ: «В 10 часов обязательно нужно получить «моющие»;
  • мама самого активного воспитанника: «Вы хотели побеседовать со мной о поведении сына. Сейчас у меня есть время. Вообще я считаю, что Вы к нему несправедливы»;
  • воспитанник: «Вы обещали сегодня провести на прогулке опыты со снегом» и т.д.

Задача воспитателя — решить все вопросы по существу за определенный, короткий срок (5 мин), используя стили:

авторитарный;

демократический. Анализ упражнения

1. Используя какой стиль, Вам было проще разрешить все ситуации?

2. Этот стиль общения характерен для Вас?

3. Возникают ли в процессе общения с родителями ситуации, в которых Вам приходится решать множество вопросов в короткий срок?

Упражнение 4. «Войди в круг»

Цель упражнения: демонстрация воспитателям необходимости гибкого отношения к общению с родителями.

Процедура выполнения

Участники тренинга встают в круг и крепко держатся за руки — это круг родителей. Один участник остается за кругом — воспитатель. Он должен так убедить играющих впустить его в круг, чтобы они захотели сделать это, т.е. подобрать верный тон обращения и необходимые слова.

Анализ упражнения

1. Что Вы испытывали выполняя упражнение?

2. Легко ли Вам было войти в замкнутый круг? Удалось ли это с первого раза? Почему?

3. Как Вы считаете, общаясь с родителями Вашей группы, находитесь ли Вы в кругу или за кругом?

Рефлексия занятия

Педагогам предлагается выбрать из лежащих перед ними схематических изображений эмоциональных состояний (грусть, радость, удивление, гнев) сначала то, которое они соотносят со своим состоянием в начале занятия, затем — в конце занятия.

Занятие 3. «Когда душа с душою говорит...»

Цель занятия: развитие навыков непроизвольного, непринужденного общения, эмпатии, более точного восприятия партнеров по общению.

Диагностика: оценка способности педагога к эмпатии (Т.Н. Оганесян)

Инструкция

Опросник содержит шесть диагностических шкал эмпатии, выражающих отношение к родителям, животным, старикам, детям, героям художественных произведений, незнакомым и малознакомым людям. В опроснике 36 утверждений, по каждому из которых испытуемый должен оценить, в какой мере он с ними согласен или не согласен, используя шесть вариантов ответов: «не знаю», «никогда» или «нет», «иногда», «часто», «почти всегда», «всегда» или «да». Каждому варианту ответа соответствует числовое значение.

Предлагаем Вам несколько утверждений. Ваши ответы не будут расцениваться как хорошие или плохие, поэтому просим проявить откровенность. Над утверждениями не стоит долго раздумывать. Достоверные ответы те, которые первыми пришли в голову. Прочитав в опроснике утверждение, в соответствии с его номером отметьте в ответном листе Ваше мнение по одной из шести градаций: «не знаю», «никогда» или «нет», «иногда», «часто», «почти всегда», «всегда» или «да». Ни одно из утверждений пропускать нельзя.

1. Мне больше нравятся книги о путешествиях, чем из серии «Жизнь замечательных людей».

2. Взрослых детей раздражает забота родителей.

3. Мне нравится размышлять о причинах успехов и неудач других людей.

4. Среди всех музыкальных телепередач предпочитаю «Современные ритмы».

5. Чрезмерную раздражительность и несправедливые упреки больного надо терпеть, даже если они продолжаются годами.

6. Больному человеку можно помочь даже словом.

7. Посторонним людям не следует вмешиваться в конфликт между двумя людьми.

8. Старые люди, как правило, обидчивы без причин.

9. Когда в детстве слушал(а) грустную историю, на глаза наворачивались слезы.

10. Раздраженное состояние родителей влияет на мое настроение.

11. Я равнодушен к критике в мой адрес.

12. Мне больше правится рассматривать портреты, чем картины с пейзажами.

13. Я всегда все прощал(а) родителям, даже если они были не правы.

14. Если лошадь плохо тянет, то ее нужно хлестать.

15. Когда я читаю о драматических событиях в жизни людей, то чувствую, словно это происходит со мной.

16. Родители относятся к своим детям справедливо.

17. Видя ссорящихся подростков или взрослых, я вмешиваюсь.

18. Я не обращаю внимания на плохое настроение своих родителей.

19. Я подолгу наблюдаю за поведением животных, откладывая

другие дела.

20. Фильмы и книги могут вызвать слезы только у несерьезных

людей.

21. Мне нравится наблюдать за выражением лиц и поведением

незнакомых людей.

22. В детстве я приводил домой бездомных кошек и собак.

23. Все люди необоснованно озлоблены.

24. Глядя на постороннего человека, мне хочется угадать, как сложится его жизнь.

25. В детстве младшие по возрасту ходили за мной по пятам.

26. Видя покалеченного животного, я стараюсь ему чем-то помочь.

27. Человеку станет легче, если внимательно выслушать его жалобы.

28. Увидев уличное происшествие, я стараюсь не попадать в число свидетелей.

29. Младшим нравится, когда я предлагаю им идею или развлечение.

30. Люди преувеличивают способность животных чувствовать настроение своего хозяина.

31. Из затруднительной конфликтной ситуации человек должен выходить самостоятельно.

32. Если ребенок плачет, на то есть свои причины.

33. Молодежь должна всегда удовлетворять любые просьбы и чудачества стариков.

34. Мне в школе хотелось разобраться, почему некоторые мои одноклассники задумчивы.

35. Беспризорных домашних животных следует отлавливать и уничтожать.

36. Если мои друзья начинают обсуждать со мной свои личные проблемы, я стараюсь перевести разговор на другую тему.

Определение достоверности данных: необходимо подсчитать, сколько ответов определенного типа дано на указанные номера утверждений опросника: «не знаю» — 2, 4, 16, 18, 33; «всегда» или «да» — 2, 7, 11, 13, 16, 18, 23. Кроме того, следует выявить, сколько раз ответ типа «всегда» или «да» получен на оба утверждения в следующих парах: 7 и 17, 10 и 18, 17 и 31, 22 и 35, 34 и 36; сколько раз ответ типа «всегда» или «да» получен для одного из утверждений, а типа «никогда» или «нет» для другого в парах 3 и 36, 1 и 3, 17 и 28.

После этого суммируются результаты отдельных подсчетов. Если общая сумма 5 или более, то результат исследования не достоверен; при сумме, равной 4, — результат сомнителен; если же сумма не более 3 — результат исследования может быть признан достоверным.

При недостоверных и сомнительных результатах целесообразно, если это возможно, выяснить причины отношения испытуемого к исследованию. Следует иметь в виду, что недостоверные результаты могут быть обусловлены, помимо нежелания обследоваться или стремления преднамеренно давать противоречивые неискренние ответы, например, нарушением развития некоторых психических функций, а также социальным инфантилизмом.

При достоверных результатах исследования дальнейшая обработка данных направлена на получение количественных показателей эмпатии и ее уровня.

Единая метрическая униполярная шкала интервалов позволяет, пользуясь ключом-дешифратором, получить характеристику эмпатии на основании данных, которые представляют все диагностические шкалы и дают характеристику отдельных составляющих эмпатии (см. табл. 1).

С помощью табл. 2 на основании полученных балльных оценок диагностируется уровень эмпатии по каждой из составных и в целом по всему тесту.

Таблица 1

Диагностические шкалы

Номер шкалы

Название шкалы эмпатии

Номер утверждения

1

С родителями

10, 13, 16

2

С животными

19, 22, 25

3

Со стариками

2, 5, 8

4

С детьми

26, 29, 35

5

С героями художественных произведений

9, 12, 15

6

С незнакомыми или малознакомыми людьми

21, 24, 27

Результат соотносится со шкалой развитости эмпатичных тенденций.

Таблица 2

Уровни эмпатии

Уровень

Количество баллов по шкалам

Количество баллов в целом

Очень высокий

15

82-90

Высокий

13-14

63-81

Средний

5-12

37-62

Низкий

2-4

12-36

Очень низкий

0-1

5-11

Упражнение 1. «Приглашение»

Цель упражнения: развитие способности восприятия партнера по общению.

Процедура выполнения

Участникам нужно разбиться на пары и внутри пары распределить роли «воспитатель» и «родитель», сесть напротив друг друга. Разговаривать и обмениваться знаками запрещено.

Родителю передают неполную информацию о том, что в группе готовится какое-то мероприятие. Форму мероприятия и время необходимо угадать ему самому, написав об этом в записке. «Воспитатель» должен написать свой вариант.

Отмечаются пары, которые написали приблизительно одинаковый текст.

Анализ упражнения

1. Что было для Вас сложнее: передать информацию или воспринять ее?

2. Насколько Вам удавалось прочувствовать передаваемую партнером информацию?

Упражнение 2. «Разведка»

Цель упражнения: развитие непроизвольности в общении.

Процедура выполнения

Игра проводится в форме диалога между двумя участниками. Допускается одновременное участие любого количества пар. Каждый участник получает записку с заданием выяснить что-либо у партнера (например, есть ли у ребенка любимая игрушка, почему ребенок пришел расстроенный, сдадут ли деньги на театр и т.д.). Он должен, не допуская, чтобы партнер узнал задание, получить ответ на интересующий его вопрос и, кроме того, узнать мнение о нем партнера. Игра проводится в течение 5 минут. Оценивается степень непринужденности беседы.

Анализ упражнения

1. Насколько легким или сложным показалось Вам это упражнение?

2. Удалось ли Вам получить необходимую информацию?

3. Смогли ли Вы прочувствовать, какую информацию пытается получить у Вас партнер?

Упражнение 3. «Кто эта маска?»

Цель упражнения: развитие умения производить впечатление в соответствии с выбранным образом и восприятие.

Процедура выполнения

Педагогам предлагается разыграть образы родителей. В качестве образов для инсценирования предлагается ряд вариантов: родитель «рубаха-парень», «вечно недовольный», «сомневающийся».

Группа педагогов делится на две равные подгруппы: одни выполняют роль зрителей (их задача — разгадать образ), другие — актеров (их задача: создать понятный образ). На подготовку группе «актеров» отводится 5 минут. Они покидают помещение, а затем по одному возвращаются и демонстрируют заданный образ. На демонстрацию образа отводится 1 минута. Зрители могут задавать вопросы при затруднении с раскрытием образа. В конце упражнения зрителями выставляется оценка актерам по 5-балльной шкале. Затем группы меняются ролями.

Анализ упражнения

1. Что было для Вас проще: создать образ или угадать его?

2. Появились ли у Вас какие-то ассоциации, воспоминания в связи с наблюдением того или иного образа?

3. Способны ли Вы с первого взгляда определить внутреннюю роль партнера по общению?

Рефлексия занятия

Педагогам предлагается образным выражением передать эмоции, испытываемые ими в начале и конце занятия. Возможно использование метафор, поэтических строк.

Занятие 4. «Ораторами не рождаются, ораторами становятся»

Цель занятия: развитие навыка публичного выступления.

Диагностика: «Мои родительские собрания» (на основе материалов В.Г. Маралова, НА. Моревой, В.А. Ситарова).

Инструкция

Воспитателям предлагается оценить свое состояние во время проведения родительских собраний. Для этого им нужно, ознакомившись с 10 противоположными характеристиками, по 10-балльной шкале отметить тот балл, который в большей степени соответствует состоянию педагога во время проведения коллективных форм общения с родителями.

Полученные баллы нужно суммировать. Чем выше балл, тем увереннее педагог чувствует себя в коллективном общении с родителями, а значит успешнее проходят все проводимые им мероприятия.

Упражнение 1. «Желаю Вам...»

Цель упражнения: развитие умения доброжелательного общения с родителями.

Процедура выполнения

Сидя в кругу, сделать комплимент сидящему рядом участнику тренинга как одному из родителей своей группы.

В конце ведущий может отметить, что самым лучшим комплиментом для родителей служат добрые слова об их ребенке. Кроме того, умение педагога вычленить хорошее качество в каждом ребенке свидетельствует о его компетентности в глазах родителей.

Анализ упражнения

1. Что Вы чувствовали, высказывая пожелания?

2. Удалось ли Вам высказать комплимент, обращаясь именно к родителю, а не к коллеге по работе?

3. Какие трудности возникли у Вас при выполнении задания?

Упражнение 2. «Рассказ по кругу»

Цель упражнения: развитие умения непринужденной передачи информации в рамках заданной темы.

Процедура выполнения

Ведущий предлагает группе незаконченную ситуацию, связанную с общением с родителями. Участники по кругу продолжают рассказ. Минимальный вклад — одно предложение, максимум — 1 минута рассказа. Ведущий отмечает, что в конце рассказ обязательно должен хорошо закончиться.

Анализ упражнения

1. Насколько сложно было Вам продолжать заданную ситуацию?

2. Нашли ли в рассказе отражение Ваши реальные взаимоотношения с родителями?

Упражнение 3. «Проигрывание сказки»

Цель упражнения: развитие образности публичного выступления.

Процедура выполнения

Участникам тренинга предлагается модифицировать одну из известных сказок так, чтобы ее содержание было перенесено на отношения воспитателей и родителей, и инсценировать ее. Каждый участник должен быть задействован. Следует напомнить участникам, что сказки обязательно имеют счастливый конец. Допускается импровизация и некоторое изменение сюжета сказки. Проигрывать сказку можно с помощью разных видов театра или игры-драматизации.

Анализ упражнения

1. Как в сказке отразилось Ваше умение общаться с родителями?

2. Удалось ли Вам передать характер изображаемого образа? Рефлексия занятия

Педагогам предлагается выразить отношение к занятию путем лозунга.

Занятие 5

Цель занятия: развитие невербальных форм общения.

Диагностика: тест «Что говорят Вам мимика и жесты?» (Т.Н. Оганесян).

Инструкция

Вашему вниманию предлагается выбрать один из вариантов ответов на вопросы данного теста.

1. Вы считаете, что мимика и жесты — это:

а) спонтанное выражение состояния человека в данный конкретный момент;

б) дополнение к речи;

в) предательское проявление нашего подсознания.

2. Считаете ли Вы, что у женщин язык мимики и жестов более выразителен, чем у мужчин:

а) да;

б) нет; ,

в) не знаю?

3. Как Вы здороваетесь с хорошими друзьями:

а) радостно кричите «Привет!»;

б) сердечным рукопожатием;

в) вы слегка обнимаете друг друга;

г) приветствуете их сдержанным движением руки;

д) целуете друг друга в щеку?

4. Какие мимика и жесты, по Вашему мнению, означают во всем мире одно и то же (дайте три ответа):

а) когда качают головой;

б) когда кивают головой;

в) когда морщат нос;

г) когда морщат лоб;

д) когда подмигивают;

е) когда улыбаются?

5. Какая часть тела «выразительнее» всего:

а) ступни;

б) ноги;

в) руки;

г) кисти рук;

д) плечи?

6. Какая часть Вашего лица наиболее выразительна, по Вашему мнению (дайте два ответа):

а) лоб;

б) брови;

в) глаза;

г) нос;

д) губы;

е) уголки рта?

7. Когда Вы проходите мимо витрины магазина, в которой видно Ваше отражение, на что Вы в себе обращаете внимание в первую очередь:

а) как на Вас сидит одежда;

б) на прическу;

в) на походку;

г) на осанку;

д) ни на что?

8. Если кто-то, разговаривая или смеясь, часто прикрывает рот рукой, в Вашем представлении это означает, что:

а) ему есть что скрывать;

б) у него некрасивые зубы;

в) он чего-то стыдится?

9. На что Вы прежде всего обращаете внимание у вашего собеседника:

а) на глаза;

б) на рот;

в) на руки;

г) на позу?

10. Если Ваш собеседник, разговаривая с Вами, отводит глаза, это для Вас признак:

а) нечестности;

б) неуверенности в себе;

в) собранности.

11. Можно ли по внешнему виду узнать типичного преступника:

а) да;

б) нет;

в) не знаю?

12. Мужчина заговаривает с женщиной. Он это делает потому, что:

а) первый шаг всегда делают именно мужчины;

б) женщина неосознанно дает понять, что хотела бы, чтобы с ней заговорили;

в) он достаточно мужествен, чтобы рискнуть получить «от ворот поворот»?

13. У Вас создалось впечатление, что слова человека не соответствуют тем «сигналам», которые можно уловить из его мимики и жестов. Чему Вы больше поверите:

а) словам;

б) «сигналам»;

в) он вообще вызовет у Вас подозрение?

14. Поп-звезды вроде Мадонны или Принца представляют публике «жесты», имеющие однозначно эротический характер. Что, по Вашему мнению, за этим кроется:

а) просто фиглярство;

б) они «заводят» публику;

в) это выражение их собственного настроения?

15. Вы смотрите в одиночестве страшную детективную киноленту. Что с Вами происходит:

а) смотрю совершенно спокойно;

б) реагирую на происходящее каждой клеточкой своего существа;

в) закрываю глаза при особо страшных сценах?

16. Можно ли контролировать свою мимику:

а) да;

б) нет;

в) только отдельные ее элементы?

17. При интенсивном флирте Вы «изъясняетесь» преимущественно:

а) глазами;

б) руками;

в) словами.

18. Считаете ли Вы, что большинство наших жестов:

а) «подсмотрены» у кого-то, заучены;

б) передаются из поколения в поколение;

в) заложены в нас от природы.

19. Если у человека борода, для Вас это признак:

а) мужественности^

б) человек хочет скрыть черты своего лица;

в) он слишком ленив, чтобы бриться.

20. Многие люди утверждают, что правая и левая стороны лица у них отличаются друг от друга. Вы согласны с этим:

а) да;

б) нет;

в) только у пожилых людей?

Оценка ответов

1. а- 2, 6-4, в- 3;

2. а- 1, б- 3, в-0;

3. а - 4, б - 4. в - 3, г - 1, д - 0;

4. а - 0, б - 0, в - 1, г - 1, д - 0, е - 1;

5. а — 1, б — 2, в — 3, г — 4, д — 2;

6. а — 2, б — 1, в — 3, г — 2, д — 3, е — 2;

7. а — 1, б — 3, в — 3, г — 2, д — 0;

8. а — 3, б— 1, в — 1;

9. а — 3, б — 2, в — 2, г — 1;

10. а — 3, б — 2, в — 1;

11. а -0,6- 3, в- 1;

12. а- 1, 6-4, в- 2;

13. а — 0, б — 4, в — 3;

14. а-4,6- 2, в-0;

15. а-4, б-0, в- 1;

16. а - 0, б — 2, в - 1;

17. а - 3, 6-4, в- 1;

18. а-2, 6-4, в-0;

19. а-3,6-2, в- 1;

20. а - 4, б - 0, в - 2.

77—56 баллов. У Вас отличная интуиция, Вы обладаете способностью понимать других людей, у Вас есть наблюдательность и чутье. Но Вы слишком сильно полагаетесь в своих суждениях на эти качества, слова имеют для Вас второстепенное значение. Ваши «приговоры» слишком поспешны, и в этом кроется опасность. Делайте на это поправку, и у Вас есть все шансы научиться прекрасно разбираться в людях. А это важно не только на работе, но и в жизни.

55—34 балла. Вам доставляет определенное удовольствие наблюдать за другими людьми, и Вы неплохо интерпретируете их мимику и жесты. Но Вы еще совсем не умеете использовать эту информацию в реальной жизни, например, для того, чтобы правильно строить свои взаимоотношения с окружающими. Вы склонны буквально воспринимать сказанные Вам слова и руководствоваться ими. Развивайте интуицию, больше полагайтесь на ощущения.

33—11 баллов. Язык мимики и жестов для Вас абсолютно непонятен. Вам трудно правильно оценивать людей, и дело не в том, что Вы на это не способны, просто не придаете этому значения, и очень напрасно. Постарайтесь намеренно фиксировать внимание на мелких жестах окружающих Вас людей, тренируйте наблюдательность, помните пословицу: «Тело — это перчатки для души».

Упражнение 1. «Улыбка»

Цель упражнения: показать педагогам возможности улыбки как средства общения.

Процедура выполнения

Педагогам предлагается поприветствовать партнера по общению улыбкой. Оговаривается, что партнер выступает в качестве родителя. Улыбка может быть разной: искренней, неискренней, доброжелательной, сочувствующей, злой, ироничной, надменной и т.д.

Анализ упражнения

1. Как Вам удалось прочувствовать характер улыбки?

2. Что Вы чувствовали, получая в качестве приветствия улыбку?

3. Часто ли такими улыбками встречают педагоги родителей?

Упражнение 2. «Мимика и жесты»

Цель упражнения: формирование умения осознанного использования мимики и жестов в общении.

Процедура выполнения

Педагогам предлагается передать какое-либо сообщение, используя только невербальные формы общения. Варианты игры:

только при помощи рук показать родителям, как вел себя сегодня их ребенок;

то же при помощи мимики (без жестов);

то же при помощи мимики, жестов и позы.

Анализ упражнения

1. Часто ли Вы используете мимику и жесты в общении с родителями?

2. Оказывают ли влияние Ваши мимика и жесты на установление доброжелательных отношений с родителями?

3. Можете ли Вы определить состояние родителей по их мимике и жестам?

Упражнение 3. «Запрет на жесты»

Цель упражнения: выделение значения жестикуляции как средства выразительности при передаче информации и регулировании психического состояния в процессе общения с родителями.

Процедура выполнения

Воспитателям предлагается разбиться на пары для обсуждения некоторой темы, ориентированной на общение с родителями. Один из партнеров выполняет роль педагога, другой — родителя. Необходимо занять фиксированную позу (например, сидя, руки на коленях) и не менять ее в течение 3 мин разговора. Затем следует продолжить беседу в обычном режиме. После этого нужно поменяться ролями. Ведущий при затруднении может предложить педагогам несколько тем для беседы.

Анализ занятия

1. Что Вы испытывали во время разговора в режиме запрета на жесты?

2. На чем Вы больше фиксировали внимание: на содержании разговора или удержании позы?

3. Помогают ли Вам жесты сделать общение с родителями более насыщенным и привлекательным?

Рефлексия занятия

Педагогам предлагается, используя только мимику и жесты, выразить отношение к занятию.

Анализ практикума

В процессе проведения практикума предполагается ведение дневниковых записей педагогами. Такие записи желательно делать по окончании каждого занятия: они предназначены для самоанализа педагогами материалов занятия.

В конце практикума все участники заполняют анкету «Мое отношение к практикуму». Цель итогового анкетирования — выявление мнения педагогов об эффективности практикума в повышении их профессиональной компетентности в области общения с родителями.

Анкета «Мое отношение к практикуму»

(на основе материалов НА. Моревой)

Уважаемый педагог!

На протяжении нескольких занятий Вы являлись участником коммуникативного практикума по овладению навыками общения с

родителями. Ваше мнение об эффективности практикума как формы повышения компетентности в области общения с родителями очень ценно для нас. Полученные данные будут использоваться в совершенствовании материалов практикума.

Инструкция

Пожалуйста, внимательно прочитайте каждый вопрос и поставьте любой знак напротив номеров тех ответов (от одного до трех), которые ближе всего Вашей точке зрения, или допишите свой вариант ответа.

Я считаю практикум удачной формой развития моей профессиональной компетентности

1. Практикум позволил Вам:

1) проявить активность и творчество;

2) свою индивидуальность;

3) поделиться опытом;

4) убедиться, что проблемы в общении с родителями есть у всех;

5) другое?

2. Практикум помог Вашему самообразованию, так как в процессе его прохождения:

6) Вы заинтересовались путями достижения взаимопонимания с родителями;

7) получили ответы на интересующие вопросы;

8) начали изучать литературу по вопросам организации общения с родителями;

9) выбрали проблему общения с родителями в качестве темы по самообразованию;

10) другое?

3. Руководитель практикума:

11) интересовался мнением других и уважал его;

12) создавал обстановку тепла и доверия;

13) поддерживал в Вас чувство собственного достоинства;

14) видел в каждом профессионала;

15) другое?

4. Вы считаете главным в практикуме:

16) формирование нового взгляда на процесс общения педагогов и родителей;

17) преодоление психологических барьеров общения с родителями;

18) формирование умений осуществлять индивидуальный подход к родителям в процессе общения;

19) осознание собственных трудностей в общении с родителями;

20) другое?

Благодарим Вас за искренние ответы/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа методического сопровождения по развитию коммуникативной компетентности педагогов, работающих в дошкольном образовательном учреждении «АЗБУКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ»

В современном цивилизованном обществе педагог является фигурой, которая требует особого внимания, и там, где его место занимают незрелые и недостаточно профессионально подготовленные люди, в пер...

Семинар – практикум «Коммуникативная компетентность педагога. Эффективное общение»

Цель семинара-практикума: формирование у педагогов умений, являющихся базовыми в реализации коммуникативной компетентности....

Конспект коммуникативного тренинга «Развитие коммуникативной компетентности педагога как основа эффективного общения и взаимодействия с родителями ДОУ»

Формированиепредставления о коммуникативной компетентности как важнейшем условии эффективности образовательного процесса....

Коммуникативная компетентность педагога в общении с родителями воспитанников (законными представителями)

Презентация опыта работы на фестиваль педагогических идей "Навстречу друг другу"...

Развитие коммуникативной компетентности педагога как основа эффективного общения и взаимодействия с родителями в ДОУ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 29 «У Лукоморья»      Развитие коммуникативной компетентности педагога как основа эффек...

«Развитие коммуникативной компетентности педагога как основа эффективного общения и взаимодействия с родителями в ДОУ»

Цель:Повышение коммуникативной компетентности педагогов, преодоление трудностей педагогов в общении и взаимодействии с родителями, выделение причин коммуникативных проблем; организация построения взаи...