ДЕТИ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ
материал по теме

Пономарева  Ольга  Геннадьевна

консультация  для  педагогов  и родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon deti_s_sindromom_deficita_vnimaniya.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕТИ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ  
И ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ

Ребёнку  специалисты  поставили  диагноз: синдром дефицита  внимания и гиперактивности (СДВГ).

        Российские  психиатры и психологи считают, что около 20 % детей в начальной  школе попадают под данный  диагноз, причём 90 % из них составляют мальчики (организм девочек генетически сильнее). Это состояние относится к так называемым ММД – минимальным  мозговым дисфункциям, причинами которых являются   незначительные нарушения в ЦНС из-за патологии беременности, микротравм во время родов, гипоксии плода (кислородного  голодания), черепно-мозговых травм, инфекции и интоксикации в первые годы жизни, генетическая  предрасположенность.

        Родители  видят эту проблему сами, о ней говорят воспитатели в детском саду, учителя в школе: ребёнок не сидит на месте, его внимание  рассеянно, он неуправляем, не умеет общаться со сверстниками и играть с  ними, истерики переходят в агрессивность в поведении, быстро утомляется, имеет неспокойный сон, плохой аппетит, импульсивен, гипертрофированно подвижен, но не ловок, часто падает и ушибается; развитие фразовой речи задерживается,  на занятиях отвлекается сам и отвлекает других; новую игрушку или любой  другой объект он не исследует, а бегло осматривает его и переключается на следующий, находится в постоянном лихорадочном движении, что не имеет ничего общего с нормальной исследовательской   активностью;  любая деятельность ему быстро надоедает, из-за невнимательности он  как бы отсутствует на занятиях и, следствие, отстаёт во многих видах деятельности от сверстников; быстрая истощаемость внимания, слабая  регуляция контроля своего поведения с низкой  способностью подавления импульсивного поведения в неподходящей обстановке; неспособность «оставаться одному» в присутствии  других; плохое запоминание отрицательного подкрепления при воспитании.

        Главный признак гиперактивности – неспособность  сосредотачивать внимание в течение  достаточно долгого  времени (в соответствии   с возрастом) и  чересчур импульсивное поведение. Пики  появления  синдрома совпадают с пиками психоречевого  развития: 1-2, 3 года, 6 – 7 лет.

        Эти дети  не «лентяи» и не «плохо воспитаны», просто они  другие. Им трудно учиться, у  них часто неправильная речь, в  школе плохой почерк, трудности со счётом, чтением. Интеллект у таких детей иногда бывает  выше, чем у сверстников, но они отстают в развитии от других детей, так как невнимательны, не могут на чём-то одном сосредоточиться. Они не умеют дружить с одногодками, а те, в свою  очередь, не хотят играть с ними, поэтому приходится дружить с малышами.

        Родители измучены такими  детьми, а для  воспитателя и учителя подобный ребёнок  в группе – «головная боль». Как помочь родителям и педагогам, а самое главное – маленькому человеку, которому на самом деле труднее всех?

        Помочь детям с СДВГ нужно и можно, но помощь обязательно должна быть комплексной: во-первых, конечно, правильное воспитание в семье, затем помощь в детском коллективе (в детском саду или в школе), во-вторых, помощь психолога, логопеда (он поможет исправить нарушения речи, чтения, письма). Но начинать надо с наблюдения у  врача  психоневролога и, если он настоятельно рекомендует, применять медикаментозное лечение.

        Сопутствующие поведенческие нарушения поддаются лечению, но процесс улучшения состояния ребёнка обычно занимает длительное  время. Каждый  ребёнок требует индивидуального подхода специалистов.  Родители должны обязательно поговорить с педагогом, рассказать о трудностях своего ребёнка, и в таком тесном содружестве помогать  ему учиться и развиваться. Необходима система, которая  поддержит  ребёнка и будет способствовать продвижению общих целей как родителей, так и педагогов. Эта система может состоять в выполнении следующих рекомендаций.

Рекомендации родителям

1.Необходимо  стремиться к тому, чтобы ваше отношение к ребёнку изменялось в сторону лучшего его понимания.

        2.В воспитании ребёнка  с гиперактивностью нужно избегать крайностей: проявлений чрезмерной жалости и вседозволенности, с одной стороны, и постановкой перед ним завышенных  требований, которые он не в состоянии выполнять, - с  другой, в сочетании с излишней обязательностью и жёсткостью наказания.

        3.Учитывать  недостатки своего ребёнка, а не  его злой умысел.

        4.Частое изменение указаний и колебания в настроении  родителей оказывает  на   ребёнка с  СДВГ глубокое негативное воздействие.

        5.Помнить, что психическое  развитие ребёнка происходит не только  в умственной (или интеллектуальной) сфере, но в  большей мере в эмоциональном отношении к явлениям  и деятельности.

        6.Совместно с ребёнком в позитивной форме создать «Правила» о том,  можно делать и нужно, а  чего нельзя. Ребёнок должен знать, какого поведения от него ожидают.

        7.У таких детей слабое  место – планирование своих действий, их последствия, реакции окружающих. Поэтому особенно важно поддерживать дома чёткий распорядок  дня: время приёма пищи,  выполнение домашних обязанностей и заданий и др. Нужно приучить ребёнка к последовательности, целеустремлённости, педантичности, пониманию необходимости.

        8.Вместе с ребёнком вести  календарь  погоды и просить его ежедневно  делать  в нём отметки.

        9.Научить  определять время и по часам планировать свои действия.

        10.В своих  отношениях  с ребёнком придерживаться «позитивной модели»: хвалить всегда, когда он этого заслуживает, поддерживать успехи.

        11.Каждое задание или деятельность должны заканчиваться на положительном подкреплении, что помогает повысить уверенность ребёнка в собственных силах.

        12.Избегать повторения слов «нельзя», «нет»,  достаточно  сказать один раз.

        13.Говорить всегда сдержанно, спокойно, мягко. При эмоциональном напряжении сдерживать ребёнка, молчать, прижимать его  к себе, отвлекать, переключать внимание.

        14.Давать только одно задание на определённый отрезок времени, чтобы ребёнок мог его завершить. Если малыш переутомился, переключить внимание на другую деятельность, затем вернуться к исходной.

        15.Для укрепления устных инструкций использовать зрительную стимуляцию. Помнить, что у ребёнка снижена функция активного внимания и его нужно постоянно подкреплять.

        16.Поощрять за все виды деятельности, которые требуют концентрации внимания (например, конструирование, лепка, раскрашивание, настольные игры, чтение).

        17.Избегать по возможности  скопления людей, пребывания в крупных магазинах и других шумных местах.

        18.Во время игр, общения  ограничивать ребёнка лишь одним или несколькими партнёрами, избегать шумных друзей.

        19.Не переутомлять малыша, поскольку переутомление  приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

        20.Для расходования избыточной  энергии полезна ежедневная физическая нагрузка на свежем воздухе – длительные прогулки, спортивные игры, бег.

        21.Детям с СДВГ присущи недостатки в поведении, но с помощью перечисленных мер можно удерживать их под разумным контролем.

Рекомендации педагогам

        1.Работа с детьми, страдающими СДВГ, должна строиться по возможности индивидуально вследствие медленного темпа психических  интеллектуальных процессов, низкой  продуктивности, сниженного осмысления материала. При этом основное внимание нужно уделять их отвлекаемости и  слабой саморегуляции.

        2.Игнорировать вызывающие выпады и поощрять хорошее поведение ребёнка. Постараться обойтись без негативных оценок, так как они только усиливают проблемное поведение.

        3.Посадить такого  ребёнка  лучше в центре перед педагогом и доской. Так он будет меньше отвлекаться на других детей. Во  время занятий целесообразно  ограничивать до минимума отвлекающие факторы (дверь должна быть закрыта, лишние пособия убраны).

        4.Предоставить возможность  быстро обращаться за помощью к преподавателю в случаях затруднения.

        5.Учебные занятия строить по чётко распланированном, стереотипному плану.

        6.Задания на занятиях лучше иллюстрировать яркой  наглядностью, писать на доске, расставлять акценты и меньше говорить слов. На определённый отрезок времени давать лишь одно задание. Если задание большое, то предлагать его в  виде последовательных частей с возможностью переключения: контролировать ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы.

        7.Если ребё        нок теряет внимание, быстро теряет внимание, быстро дать ему выполнить конкретное задание.

        8.Предусматривать возможность двигательной разрядки в течение дня (игры на свежем воздухе, занятия спортом и пр.)

        9.Если эти рекомендации невозможно выполнять в детском коллективе, нужно перевести ребёнка в группу, в которой не более 10 человек, крайнем случае на домашнее обучение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг «Коррекция синдрома профессионального выгорания среди педагогов – путь к гармонии»

Тренинг «Коррекция синдрома профессионального выгорания среди педагогов – путь к гармонии»...

Дети с синдромом Дауна - кто они?

Статья освещает проблемы развития детей с синдромом Дауна....

Подход в физическом воспитании детей с учетом синдрома СНВГ.

Система открытых занятий ,как показывает опыт, снижает степень гиперактивности в поведении детей. Тем не менее не следует перекармливать детей внешними стимулами. Направленные действия лучше вос...

Общие рекомендации родителям, воспитателям и учителям детей с синдромом СНВГ.

         Характерной чертой умственной деятельности гиперактивных детей является цикличность. Дети могут продуктивно работать 5-15 минут, затем 3-7 минут мозг отд...

МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ АДАПТАЦИОННОГО СИНДРОМА

В подобной ситуации оказываются дети, впервые пере­ступившие порог детского сада. Из привычного мира семьи они попадают в совершенно новые условия многоликой детской среды. Поэтому вполне понятно, поч...

Особенности развития ребенка с синдромом Дауна. Социально-психологическая адаптация детей с синдромом Дауна.

В материале рассмотрены различные программы ранней педагогической помощи детям с синдромом Дауна....