Технология социально психологического благополучия ребенка с синдромом Дауна в ДОУ. Педагогическое сопровождение детей с синдромом Дауна в условиях ДОУ.
статья по теме

Фирсова Светлана Филипповна

В статье  содержится опыт работы в детском саду с ребёнком с синдромом Дауна.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №32 «Сказка» с. Хороль

Технология социально психологического благополучия ребенка с синдромом Дауна в ДОУ. Педагогическое сопровождение детей с синдромом Дауна в условиях ДОУ

Фирсова Светлана Филипповна.

Воспитатель первой квалификационной категории.

Под технологией обеспечения социально-психологического благополучия ребенка понимается совокупность мероприятий, обеспечивающих комфортное и позитивное пребывание ребенка в детском саду.

Большинство людей незнакомы с понятием синдром Дауна, но для всех очевидно: ребёнок с синдромом Дауна – не такой, как другие дети.

Если раньше считалось и утверждалось о безнадежности этого диагноза, то в последние годы данная точка зрения коренным образом изменилась. В целях изменить сложившееся мнение о безнадежности обучения детей с синдромом Дауна, правительство РФ приняли ряд законов и нормативных актов с целью оказать помощь в лечении, образовании, социальной адаптации, а самое главное, интеграции их в дошкольные образовательные учреждения общего типа, в среду здоровых детей, о чём раньше родители таких детей и не мечтали.

Детский сад - это идеальная возможность для ребенка быть вовлеченными в группу сверстников и воспитываться в языковой среде с детьми с нормой речи.

В сентябре 2016 года в  группу была принята девочка с синдромом Дауна, Саша. На момент поступления ребенку было 5 лет, уровень интеллектуального развития был очень низким.  Речь у ребенка отсутствовала, имелись зачатки лепета. Физическое развитие находилось на низком уровне, что обусловлено основным заболеванием и комплексом сопутствующих. Ребенок не посещал логопеда- дефектолога, психолога.

Я несколько лет назад получила квалификацию воспитателя, имеющего право работать в коррекционных группах, но опыта работы с детьми с синдромом Дауна у меня не было.

Быть педагогом, “особого ” ребёнка поставило  передо мной  особые вопросы. Как воспитывать ребёнка? Что в первую очередь нужно сделать для него? Корригировать развитие, нарушенное аномалией, лечить, обучать? Или ухаживать, заботится, защищать, общаться, ласкать, играть, гулять?

Главную цель работы я определила так: обеспечение оптимального вхождения ребенка в общественную жизнь, подготовка к самостоятельной жизнедеятельности.

Я наметила несколько направлений предстоящей работы:

  1. Развитие эмоциональной сферы и сферы общения со взрослыми, сверстниками.
  2. Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия по развитию мелкой и крупной моторики, по сенсорному развитию ребенка.
  3. Речевое развитие
  4. Воспитание культурно-гигиенических навыков (-самостоятельность в процессе самообслуживания, приема пищи);

Все направления коррекционно-образовательной работы являются взаимосвязанными, а задачи обучения решаются комплексно.

В своей  работе использую:

  • Творческую деятельность - работа с различными материалами и сюжетами даёт возможность развиваться не только мелкой моторике и точности движений, но и планированию действий, воображению, творческому мышлению, самостоятельности.
  • Сказкотерапию - потенциальная возможность найти решение психологических, поведенческих проблем. Акцент делается на чувства других людей, и это позволяет ребенку развиваться в социуме как личности.
  • Пескотерапию- помогает инвалидам раскрепоститься, отпустить негативные эмоции и содействует их социальной адаптации. Постоянная практика песочной терапии приводит к формированию межличностных навыков общения инвалидов с другими людьми, раскрепощению, снятию внутреннего напряжения и освобождению от хронического стресса.
  • Музыкотерапия- гармонизация личности ребёнка посредством самопознания, самовыражения
  • Взаимодействие (дружный круг) - хороводы и другие игры с движением и обращением друг к другу, психологические игры позволяют поставить акцент на общении, развивать уважение и внимание друг к другу, социально адаптировать детей в ситуации коллектива.
  • Речевое развитие - сочетание сказки, продуктивной деятельности с речевыми играми и заданиями и направленно на развитие лексики, грамматического строя, связной речи детей.

Работа по этим направлениям значима для развития ребенка с синдромом Дауна.

Несмотря на это основной задачей интеграции остается включение детей в социум.

Результаты работы.

В процессе  реализации  индивидуального маршрута социально-психолого-педагогической  адаптации ребенка с синдромом Дауна к условиям  ДОУ общеразвивающего вида была выявлена положительная динамика в развитии культурно-гигиенических навыков(научилась закатывать рукава, под наблюдением взрослого самостоятельно моет руки).Улучшился  эмоциональный фон взаимодействия с ребенком, ребёнок приходит  в детский сад без слез, с улыбкой проходил в группу, берет за руку взрослого, ведет  к столу, приносит (предлагает) стул, чтобы сесть рядом.

Ребенок проявляет интерес к разным видам детской деятельности (игровой, музыкальной, двигательной, чтения художественной литературы, конструктивной) в разных помещениях детского сада (в группе, музыкально – физкультурном зале, но не всегда является активным участникам деятельности, а лишь наблюдателем за деятельностью детей и взрослых.

Пребывание в детском саду среди нормально развивающихся детей положительно повлияло не только на саму Сашу, но и на детей группы: они стали более внимательны к нуждам друг друга, научились заботиться о младших, стали больше стремиться совершать добрые поступки.

Мои неудачи.

К сожалению, не все проходило гладко, и не все старания принесли хорошие результаты. По моим наблюдениям, эффективность воспитательной работы с девочкой в массовой группе достаточно низка без взаимодействия со специалистами. Насколько бы выше был бы результат, если бы с девочкой занимался не только воспитатель, но и логопед, психолог и учитель -дефектолог. 

Итог.

Конечно, инклюзивное образование детей с ОВЗ - новое и перспективное направление. Но успех его зависит, в первую очередь, от готовности образовательного учреждения к такой работе. Это и наличие необходимой материальной базы, и введение в штат специалистов, их работа во взаимодействии и по единому плану, и наличие тьюторов. Только соблюдение всех необходимых условий сделает инклюзивное образование не только элементарно возможным, но и успешным.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ РЕБЁНКА С СИНДРОМОМ ДАУНА В ДОУ. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА В УСЛОВИЯХ ДОУ. ФИРСОВА СВЕТЛАНА ФИЛИППОВНА Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №32 « Сказка » с. Хороль

Слайд 2

О ратификации Конвенции о правах ребенка ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ СССР ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 13 июня 1990 года N 1559-1 О ратификации Конвенции о правах ребенка Верховный Совет СССР постановляет: Представленную Советом Министров СССР на ратификацию Конвенцию о правах ребенка , принятую 44-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН 20 ноября 1989 года и подписанную от имени СССР 26 января 1990 года, ратифицировать. «Дети-инвалиды с отклонениями в умственном развитии, в том числе дети с синдромом Дауна, дети с множественными психофизическими нарушениями, имеют право на получение образования и реабилитацию в условиях наибольшей социальной интеграции в системе общего или специального (коррекционного) образования»

Слайд 8

Социальная адаптация «СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» «ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ » ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ. РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ. ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ СО ВЗРОСЛЫМИ И СВЕРСТНИКАМИ

Слайд 9

КОМПОНЕНТЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА. САМООБСЛУЖИВАНИЕ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НАВЫКИ ОБЩЕНИЕ СО ВЗРОСЛЫМИ И СВЕРСТНИКАМИ

Слайд 10

Индивидуальный подход к каждому ребёнку. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность обучающихся, развивающих их активный и пассивный словарь и формирующих необходимые учебные навыки. Проявление педагогического такта. Принципы и правила коррекционной работы:

Слайд 11

Цель работы: обеспечение оптимального вхождения ребенка в общественную жизнь, подготовка к самостоятельной жизнедеятельности Направления работы: Развитие эмоциональной сферы и сферы общения со взрослыми, сверстниками. Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия по развитию мелкой и крупной моторики, по сенсорному развитию ребенка . Воспитание культурно-гигиенических навыков (самостоятельность в процессе самообслуживания, приема пищи);

Слайд 12

ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Слайд 13

ИГРА.

Слайд 18

СКАЗКОТЕРАПИЯ.

Слайд 19

ПЕСКОТЕРАПИЯ.

Слайд 20

МУЗЫКОТЕРАПИЯ.

Слайд 21

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ.(ДРУЖНЫЙ КРУГ).

Слайд 25

https://downsideup.org/ru СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно - педагогическое сопровождение детей с синдромом Дауна.

Еще несколько лет назад  дети с синдромом Дауна считались «необучаемыми», их даже не принимали в специализированные детские сады и школы. Родителям этих детей представлялась единственная возможно...

Методическое пособие «Социально-психологическая адаптации ребенка с синдромом Дауна к условиям ДОО общеразвивающего вида»

В методическом пособии представлена система социально-психологического сопровождения ребенка с синдромом Дауна в ДОО общеразвивающего вида.Предназначено для педагого-психологов и воспитателей ДОО....

Психолого-педагогическое направление в системе комплексного сопровождения детей с синдромом Дауна

Материал доклада, представленного на заседании секции Всероссийской научно-практической конференции "Социальное партнерство при реализации моделей развития системы психолого-педагогического и медико-с...

Организация психолого-педагогического сопровождения детей с синдромом Дауна в условиях дошкольного образовательного учреждения

Материалы V Студенческой научно-практической конференции «Специальное образование: профессиональный дебют», гор. Минск : БГПУ, 13.03.2014г....

«Тьюторское сопровождение семей имеющих детей с синдромом Дауна в условиях инклюзивного образования»

Данная статья предназначена для специалистов, а также для родителей имеющих детей с синдромом Дауна....

Индивидуальная программа психолого - педагогического сопровождения ребёнка с синдромом Дауна

Индивидуальная программа сопровождения ребенка с синдромом Дауна  составлена с учетом примерной основной образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы и ...

Психолого-педагогическое сопровождение детей с синдромом Дауна в условиях ДОУ.

В статье описан опыт работы педагога-психолога ДОУ с воспитанниками с синдромом Дауна    В нашем ДОУ более двухсот воспитанников. Среди них есть дети с ограниченными возможностями здоро...