Главные вкладки

    Статья по теме:
    Организация психолого-педагогического сопровождения детей с синдромом Дауна в условиях дошкольного образовательного учреждения

    Ефремова Наталья Анатольевна
    Материалы V Студенческой научно-практической конференции «Специальное образование: профессиональный дебют», гор. Минск : БГПУ, 13.03.2014г.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon minsk_-_2014.doc31 КБ

    Предварительный просмотр:

    Н.А. Ефремова, учитель-дефектолог,

    г. Курск

    Организация психолого-педагогического сопровождения детей с синдромом Дауна в условиях дошкольного образовательного учреждения

    Проблема оказания своевременной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья является в последние годы предметом пристального внимания ученых и практических работников системы специального образования. Процесс сопровождения детей с ОВЗ в условиях дошкольных образовательных учреждений также недостаточно разработан, но при этом численность детей с особыми образовательными потребностями, которые испытывают трудности в усвоении программы дошкольного образования, постоянно увеличивается.

    Эффективность решения обозначенной проблемы определяется многими условиями, в том числе и дальнейшим изучением специфики процесса воспитания и обучения детей с различными категориями психофизических нарушений, среди которых особый интерес вызывают дети с синдромом Дауна.

    Теории психолого-педагогического сопровождения, методы и технологии формирования жизнедеятельности детей с ограниченными возможностями представлены в работах H.A. Амосова, H.H. Волосковой, Г.М. Соловьева, В.А. Шаповалова и др. Е.И. Казакова обозначает сопровождение как «особый способ помощи ребенку в преодолении актуальных для него проблем развития», особенность которого в том, «чтобы научить ребенка решать свои проблемы самостоятельно» [1]. Смысл сопровождающей деятельности, по словам Битяновой М.Р., «заключается в создании таких условий, в которых ребенок смог бы увидеть, пережить, примерить на себя различные варианты поведения, решения своих проблем, различные пути самореализации и утверждения себя в мире» [2].

    Анализ накопленных теоретических и эмпирических материалов, по проблеме психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, и в частности степени изученности процесса воспитания и обучения дошкольников с синдромом Дауна позволили выявить следующие противоречия:

    - между общественной потребностью в создании условий социальной адаптации детей с синдромом Дауна и несовершенством систем их сопровождения и реабилитации в общеобразовательных учреждениях;

    - между потребностью детей с синдромом Дауна в коррекционно-развивающей помощи и некомпетентностью значительной части педагогов и родителей в ее организации и реализации;

    - между высоким уровнем потребности семей, воспитывающих детей с синдромом Дауна в психолого-педагогическом сопровождении и локальным педагогическим опытом в оказании подобной помощи.

    Законодательно дети с синдромом Дауна имеют право на воспитание и обучение в дошкольных образовательных учреждениях любого вида. В г. Курске (Курская область, Центральный федеральный округ) созданы специальные условия для психолого-педагогического сопровождения детей указанной категории. На базе одного из дошкольных образовательных учреждений комбинированного вида функционирует экспериментальная группа компенсирующей направленности. Списочный состав данной группы – 6 детей, особенностью которых является наличие синдрома Дауна в анамнезе развития.

    В понимании педагогов дошкольного учреждения  «сопровождение» - оказание квалифицированной психолого-педагогической помощи в социализации и социальной адаптации детей с особыми образовательными потребностями при специально организованной для психофизического развития среде. Такая интерпретация раскрывает принцип комплексного подхода в обучении и воспитании детей с синдромом Дауна. В связи с этим в центре сопровождения находится личность ребенка, а «сопровождающими» выступают его ближайшее окружение: семья,  а также педагогические и медицинские работники детского сада. Главным координатором взаимодействия всех участников процесса сопровождения ребенка с синдромом Дауна является учитель-дефектолог. Его деятельность включает в себя психолого-педагогическое обследование ребенка, выявление индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей, разработку и реализацию индивидуальных программ развития.

    При тесном взаимодействии субъектов воспитательно-образовательного процесса (воспитатели, учитель-дефектолог, педагог-психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре) разрабатывается перспективно-тематическое планирование работы. Общая для всех планов дидактическая тема, выстраивает систему деятельности воспитателей и специалистов ДОУ, учитывая при этом особенности детей и уровень их развития.

    Комплексное психолого-педагогическое сопровождение невозможно без участия родителей.  Наиболее продуктивной является непосредственная работа с группой родителей, воспитывающих детей с синдромом Дауна: обмен опытом семей; показ видеоматериалов по проведению разного рода деятельности с детьми с объяснением цели, смысла определенных методов и приемов работы; организация совместных мероприятий и др. Педагогическое просвещение родителей синхронизируется с целостной системой воспитательно-образовательного процесса в рамках структуры психолого-педагогического сопровождения детей с синдромом Дауна в условиях дошкольного образовательного учреждения.

    Литература

    1. Казакова Е.И., Тряпицына А.П. Диалог на лестнице успеха. - СПб., 1997.

    2. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. — М.: Совершенство, 1998.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Актуальные проблемы организации пропедевтического периода в контексте построения целостного воспитательно-образовательного процесса с детьми с синдромом Дауна в условиях дошкольного образовательного учреждения

    Материалы VI Республиканской студенческой научно-практической конференции «Специальное образование: профессиональный дебют», гор. Минск : БГПУ, 20.03.2015г. ...

    Психолого-педагогическое сопровождение детей 4 - 5 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения

    Психолого-педагогическое сопровождение детей 4 - 5 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения: Методические рекомендации для специалистов системы образования /Под ред. А.В. Можейко; Тамбов...

    Психолого-педагогическое сопровождение детей 5 - 6 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения

        Психолого-педагогическое сопровождение детей 5 - 6 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения: Методические рекомендации для сп...

    Проект «Система сохранения и укрепления психологического здоровья старших дошкольников через развитие эмоционально - личностной сферы детей с бронхолегочной патологией в условиях дошкольного образовательного учреждения»; рецензия на проект

    Проект ориентирован на решение проблемы сохранения и укрепления здоровья воспитанников через активное использование в образовательном процессе современных психолого-педагогических здоровьесберегающих ...