Психолого-педагогическое сопровождение детей 5 - 6 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения
методическая разработка на тему

Фирсова Лариса Егоровна

 

          Психолого-педагогическое сопровождение детей 5 - 6 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения: Методические рекомендации для специалистов системы образования /Под ред. А.В. Можейко; Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции г. Тамбова. - Тамбов, 2007. – 52 с.

 

В методических рекомендациях освещены вопросы диагностики познавательной сферы  детей 5 - 6 лет; предложены программы по развитию познавательной и эмоциональной сфер дошкольника Методические рекомендации предназначены для специалистов системы образования, а также студентов психологических и педагогических колледжей и вузов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 им. Г.Р.ДЕРЖАВИНА,

ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ И КОРРЕКЦИИ

 

        

Психолого-педагогическое сопровождение

детей 5 - 6 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения

Методические рекомендации

для специалистов системы образования

Тамбов  2007

Рецензенты:

доктор психологических наук, профессор Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина  Н.А. Коваль

кандидат педагогических наук, старший преподаватель Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина Е.А. Калинина

Авторы: Войтова И.Д., Гуськова М.А., Лифанова С.Ю.,

                                              к. п. н. Можейко А.В., Фирсова Л.Е.

          Психолого-педагогическое сопровождение детей 5 - 6 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения: Методические рекомендации для специалистов системы образования /Под ред. А.В. Можейко; Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции г. Тамбова. - Тамбов, 2007. – 52 с.

В методических рекомендациях освещены вопросы диагностики познавательной сферы  детей 5 - 6 лет; предложены программы по развитию познавательной и эмоциональной сфер дошкольника Методические рекомендации предназначены для специалистов системы образования, а также студентов психологических и педагогических колледжей и вузов.

ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ 5 - 6 ЛЕТ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Умственное развитие дошкольника - важнейшая составная часть его общего развития, подготовки к школе и ко всей будущей жизни. Но и само умственное развитие -сложный процесс: это формирование познавательных интересов, накопление разнообразных знаний и умений, овладение речью. «Ядром» умственного развития, его основным содержанием является развитие умственных способностей. Умственные способности - это те психологические качества, которые определяют легкость и быстроту усвоения новых знаний и умений, возможности их использования для решения разнообразных задач.

Развитие умственных способностей имеет особое значение для подготовки детей к школьному обучению. Ведь важно не только, какими знаниями владеет ребенок ко времени поступления в школу, а готов ли он к получению новых знаний, умеет ли рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить  замыслы рисунков, конструкций.

В результате многолетней работы по изучению и развитию познавательных процессов возникла необходимость разработки системы коррекционно-развивающих занятий с детьми  старшего дошкольного возраста по данному направлению.

В компетенцию и обязанности педагога-психолога ДОУ входит проведение психодиагностики, направленной на выявление особенностей психического развития ребенка. Опираясь на результаты психодиагностики, педагог-психолог разрабатывает индивидуальную систему коррекционных мероприятий для детей группы «риска», нуждающихся в специальной работе по развитию определенных психических процессов.

Предлагаемая программа представляет собой цикл занятий по развитию познавательных процессов у детей 5 - 6 лет. В основу данного цикла занятий положена программа, разработанная В.Л. Шарохиной (выпущена в «Серии психологическая служба», как методические рекомендации для практических психологов детских садов, разработанные МПГУ).

Для соблюдения принципа единства обучения и воспитания в детском саду, опираясь на взаимосвязь специалистов ДОУ, цикл занятий построен авторским коллективом (педагогами-психологами М.А. Гуськовой, А.В. Можейко, Л.Е. Фирсовой) с учетом лексических тем, изучаемых по «Программе обучения и воспитания в ДОУ». Также занятия в данной программе построены с учетом принципа индивидуализации, т. е. проведение предложенных в программе упражнений может варьироваться с учетом индивидуального уровня развития каждого ребенка. Апробация вышеуказанной программы проходила на базе Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции и муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида №2 «Аленушка» г. Тамбова в 2004-06 годах педагогом-психологом, к. пед. наук А.В. Можейко. Программа доказала свою надежность и валидность и была утверждена на методическом совете Института психологии г. Тамбова.

Цель программы - повышение уровня развития познавательных и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Основные задачи:

  • совершенствовать восприятие цвета, формы, величины, пространства и времени;
  • развивать концентрацию, переключение и распределение внимания;
  • тренировать зрительную, слуховую, двигательно-моторную память;
  • учить овладевать элементарными навыками анализа и синтеза, устанавливать тождества и различия, обобщать, классифицировать, делать выводы;
  • формировать умение устанавливать причинно- следственные, причинно- временные и логические связи между предметами и явлениями; развивать умение работать по образцу, правилу, схеме /плану/;
  • побуждать к созданию новых образов, развивать воссоздающее и творческое воображение;
  • стимулировать речевое развитие путем тренировки движений пальцев рук, развивать художественно- графические навыки;
  • воспитывать доброжелательность, взаимоподдержку, взаимопомощь, чувство коллективизма.

Материалом занятий служат игры и упражнения, направленные на развитие познавательных функций, воспитание нравственно- волевых качеств.

Программа состоит из 30 занятий /1 раз в неделю, см. календарное планирование/, продолжительностью 25 - 30 минут, которые могут проводиться как индивидуально, так и с подгруппой /6 - 8 детей/. Количество игр в занятии можно варьировать.

Структура занятий. В начале занятия необходимо настроить детей на предстоящую деятельность. Для этого педагог-психолог может использовать следующие игровые упражнения: «Волшебный клубочек», «Доброе животное», «Дружба начинается с улыбки», «Комплименты» и т. д. Заканчиваются занятия подведением итогов: это могут быть высказывания детей об успехах и неудачах, чувствах, пережитых от совместной деятельности; также можно использовать упражнения, типа «Круг друзей», «Эстафета дружбы», «Речевка» и т. д.

Данная программа может послужить основой для создания каждым педагогом-психологом своей системы коррекционной работы с детьми 5 - 6 лет по развитию познавательных и творческих способностей.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 НЕДЕЛЯ

2 НЕДЕЛЯ

3 НЕДЕЛЯ

4 НЕДЕЛЯ

СЕНТЯБРЬ

Диагностика

Занятие № 1 «Ранняя осень. Труд людей в огороде»

Занятие № 2 «Труд людей в саду»

ОКТЯБРЬ

Занятие № 3 «Золотая осень»

Занятие № 4 «Лес. Деревья»

Занятие № 5 «Лес. Грибы»

Занятие № 6 «Одежда, обувь, головные уборы»

НОЯБРЬ

Занятие № 7 «Посуда»

Занятие № 8 «Продуты питания»

Занятие № 9 «Поздняя осень»

Занятие № 10 «Дикие птицы»

ДЕКАБРЬ

Занятие № 11 «Домашние птицы»      

Занятие №1 2 «Дом. Животные»

Занятие № 13 «Сказки. Сказочные герои»

Новогодний праздник

ЯНВАРЬ

  Новогодние каникулы

Занятие № 14 «Звери зимой»

Занятие № 15 «Животные жарких, холодных стран»

ФЕВРАЛЬ

Занятие № 16 «Транспорт. Правила дорожного движения»

Занятие № 17 «Машины- помощники»

Занятие № 18 «День Защитника Отечества»

Занятие  № 19 «Профессии. Почта»

МАРТ

Занятие № 20 «Я и моя семья»

Занятие № 21 «Я и мой организм»

Занятие № 22 «Инструменты. Бытовая техника»

Занятие  № 23 «Дом. Мебель»

АПРЕЛЬ

Занятие № 24 «Весна. Весенние воды»

Занятие № 25 «Весна. Изменения в природе. Перелетные птицы»

Занятие № 26 «Наш город. Моя улица»

Занятие  № 27 «Страна Россия. Столица – Москва»

МАЙ

Занятие № 28 «День Победы»

Занятие № 29 «Насекомые. Цветы»

Занятие № 30 «Земноводные. Рыбы»

Итоговая диагностика

ИТОГО

30 занятий

Занятие № 1

Тема «Ранняя осень. Труд людей в огороде»

Задачи: учить детей определять предмет по словесному описанию, работать по образцу; развивать умение концентрировать и распределять внимание; воображение; мелкую моторику, включать части в целое; закреплять навыки счета; воспитывать аккуратность, доброжелательность.

1. «Кто ушел?»

Цель: развитие зрительной памяти.

Оборудование: 5 игрушек.

На столе перед детьми стоят разные игрушки. По сигналу взрослого дети отворачиваются, а в это время одну из игрушек убирают. Повернувшись, дети должны узнать, какой игрушки не хватает.

2. «Найди, что спрятано на картинке»

Цель: развитие внимания.

Оборудование:  картинка с замаскированными инструментами для работы в огороде.

Задача детей как можно быстрее найти замаскированные инструменты.

3. «Загадки и отгадки /по теме «Овощи»/»

Цель: развитие наглядно-образного мышления.

Взрослый читает детям загадки, они их отгадывают.

4. «Нарисуй картинку из геометрических фигур»

Цель: развитие воображения и мелкой моторики.

Оборудование: плоскостные геометрические фигуры, образец.

Взрослый раздает детям комплекты геометрических фигур и образцы картинок. Задача ребенка выложить такую же картинку.

Занятие № 2

Тема «Труд людей в саду»

Задачи: учить детей ориентироваться в пространстве с помощью элементарного плана; понимать символику и ее специфику; развивать произвольность внимания, умение обобщать; тренировать двигательную память, творческое воображение; воспитывать интерес к занятиям, чувство коллективизма.

1. «Собери все фрукты, ягоды»

Цель: развитие произвольного внимания.

Оборудование: бланки с изображением фруктов, кружочков и ягодок, нарисованных строчками /10 строчек по 10 предметов в каждой/ в различном порядке.

Дети должны вычеркнуть все фрукты в полученных бланках.

2. «Повтори за мной»

Цель: развитие моторно-слуховой памяти.

Под любую считалку ведущий ритмично выполняет простые движения, например, хлопает в ладони, по коленям, топает ногой. Дети повторяют его движения. Неожиданно для них ведущий меняет движение, и тот, кто вовремя не заметил этого и не сменил движение, выбывает из игры.

3. «Вывески»

Цель: развитие схематического мышления.

Оборудование: несколько листов картона, в центре которых изображены помещения каких-либо учреждений, магазинов; набор картинок с изображениями отдельных предметов, которые могли бы служить вывесками этих учреждений.

Дети усаживаются вокруг стола. Взрослый показывает им картинку, изображающую магазин «Овощи - фрукты» и объясняет, что достаточно посмотреть на вывеску, и станет ясно, что в этом магазине продают /в данном случае могут быть нарисованы отдельно фрукты и овощи или несколько предметов сразу/. Далее взрослый показывает картинки и спрашивает детей, вывесками каких магазинов они могли бы быть. При правильном ведении игры дети самостоятельно придумывают по 10 - 15 различных вывесок к каждому учреждению.

4. «Кукла Маша купила мебель»

Цель: развитие наглядно-схематического мышления.

Оборудование: макет кукольной комнаты, кукольная мебель, плоскостные геометрические фигуры, соответствующие по форме и величине предметам кукольной мебели, лист бумаги, изображающий кукольную комнату, на котором в соответствующих местах черточками отмечены окна и двери.

  Перед детьми располагается макет комнаты. Взрослый сообщает о том, что кукла Маша купила новую мебель и расставила ее в своей комнате. Посередине она поставила стол, рядом стул и т.д. Рассказ сопровождается размещением соответствующих предметов в нужных местах комнаты. Затем педагог рассказывает о том, что медвежонок Миша пришел к Маше в гости и, увидев, как расставлена мебель у Маши, решил поставить свою мебель так же. Взрослый показывает Мишину комнату: лист бумаги, и разъясняет, что вместо стульев, стола, дивана будут похожие на них фигуры - круги, квадраты, прямоугольники. Каждый ребенок получает набор геометрических фигур (8 - 10 штук). Затем дети размещают свои фигуры в соответствующие места листа бумаги /каждый себе/. Полезно использовать в игре одинаковые предметы, например, 2 кресла, или разные предметы, которые на плане обозначаются одинаково.

Занятие № 3

Тема «Золотая осень»

Задачи: учить детей овладевать элементарными навыками анализа и синтеза отличительных особенностей объектов; устанавливать их тождества и различия; составлять целое из частей; развивать восприятие цвета, формы,

образную память; концентрацию внимания, связную речь; продолжать воспитывать аккуратность, взаимоподдержку.

1. «Художник»

Цель: развитие зрительной памяти.

Дети внимательно рассматривают друг друга: кто, в чем одет, какого цвета глаза, волосы и др. Затем одного из детей поворачивают спиной к другим детям и задают вопросы типа: Какого цвета туфельки у Тани? Сколько кружочков на джемпере Саши? Во что мы одеваемся осенью? и т.п. Выигрывает тот, кто ответил на все вопросы.

2. «Найди в ряду предметов два одинаковых»

Цель: развитие избирательности внимания.

Оборудование: картинка «Золотая осень» с пятью одинаковыми предметами, отличающимися деталями.

Детям показывают картинку и просят найти на ней два одинаковых предмета.

3. «Разрезная картинка»

Цель: развитие наглядно-образного мышления, восприятия.

Оборудование: образец «Золотая осень» (целая картинка) и такая же картинка, разрезанная на 5 частей.

Каждый ребенок по образцу должен собрать целую картинку.

4. «Помоги вышить коврик»

Цель: развитие логического мышления.

Оборудование: образец схематического изображения коврика, плоскостные геометрические фигуры.

Детям раздают образцы ковриков, геометрические фигурки. Они должны подобрать недостающие фигурки для узора.

5. «Домашние животные»

Цель: развитие воображения.

Оборудование: картинки с изображением очень похожих друг на друга домашних и диких животных, например: свинья - кабан, кошка - тигр, индюк - павлин и др.

Детям показывают картинки животных. Они должны сказать, к какому виду принадлежит животное: домашнее или дикое.

Занятие № 4

Тема «Лес. Деревья»

Задачи: учить видеть неточности окружающей действительности; развивать зрительную память, концентрацию внимания, представления о цвете, речь, мелкую мускулатуру, целостность восприятия и воссоздающее воображения, умение находить общее; воспитывать творческий подход к делу.

1. «Запомни и нарисуй»

Цель: развитие зрительной памяти.

Оборудование: картинка с листьями от разных деревьев, листы белой бумаги, карандаши.

Детям раздают листы бумаги, карандаши. Они внимательно в течение 10 секунд смотрят на демонстрируемую картинку. Затем картинку убирают, и дети по памяти должны нарисовать как можно больше листочков.

2. «Найди одинаковые листочки»

Цель: развитие произвольного внимания.

Оборудование: бланки с изображением кружочков, листочков и грибочков,  нарисованных строчками в различном порядке (см. занятие № 2).

Дети должны вычеркнуть все листочки в полученных бланках.

3. «Нелепицы»

Цель: развитие критичности мышления.

Оборудование: картинка с нелепым сюжетом: рыбка среди веток дерева, гусь на цепи, коза на крыше.

Задача детей увидеть все несоответствия действительности.

4. «Кто назовет больше предметов заданного цвета»

Цель:  развитие восприятия цвета.

Дети называют предметы заданного цвета, специально поставленные в комнате.

5. «Неоконченный рисунок»

Цель: развитие воссоздающего воображения.

Оборудование: блок последовательных рисунков, подводящих в конце к полному изображению, например, ели.

Все рисунки, кроме первого, закрыты бумагой. Детям, последовательно открывая изображения от 1  до 4,  предлагается узнать, что же здесь нарисовано.

Занятие № 5

Тема «Лес. Грибы»

Задачи: учить переключать внимание, самоконтроль, связную речь, работать со схемой; развивать зрительную память, воображение, координацию движений, мелкую моторику; продолжать формировать умение распознавать предмет по образному описанию; воспитывать интерес к процессу получения знаний.

1. «Что спрятано?»

Цель: развитие зрительной памяти.

Оборудование: 5 картинок с различными грибами.

Детям показывают картинки, которые нужно запомнить. Затем, чтобы дети не видели, одну из них убирают. Задача детей – вспомнить, какой картинки не хватает.

2. «Быстрее соедини»

Цель: развитие произвольного внимания, графических навыков

Оборудование: бланки с изображением деревьев и грибов, цветные карандаши.

Дети должны соединить деревья и грибы, которые под ними растут.

3. «Загадки и отгадки /по теме «Лес, грибы»/»

Цель: развитие наглядно-образного и логического мышления.

Взрослый читает детям загадки, они их отгадывают.

4. «Выложи фигурку из палочек»

Цель: развитие мелкой моторики, внимания.

Оборудование: схема, счетные палочки.

Глядя на образец, дети должны выложить фигурки.

5. «Использование предметов»

Цель:  развитие воображения, творческого мышления.

Оборудование: картинки с изображением часов, компаса, ножа.

Детям последовательно предъявляют картинки. Они должны перечислить все случаи употребления данного предмета, которые они знают или могут вообразить.

Занятие № 6

Тема «Одежда, обувь, головные уборы»

Задачи: учить создавать в воображении образы на основе характерных признаков предметов; создавать целостные сюжеты; составлять плоскостную фигуру по образцу; развивать концентрацию внимания, творческое воображение, память, восприятие цвета, формы, величины, пространственного расположения предметов, их деталей; воспитывать взаимоподдержку, умение слушать.

1. «Нарисуй человечка»

Цель: развитие зрительной памяти.

Оборудование: плоскостные геометрические фигуры.

Взрослый показывает детям образец, который они должны запомнить и потом «нарисовать» по памяти из геометрических фигур, далее дети должны назвать детали одежды, обуви, головных уборов, в которые они одели человечка.

2. «Кто что потерял?»

Цель: развитие концентрации внимания.

Оборудование: картинки - лабиринты.

Каждый ребенок получает картинку - лабиринт с нарисованными детьми и предметами одежды и обуви. Задача ребенка следить за линиями лабиринта, чтобы правильно определить, кто что потерял.

3. «Вывески»

См. занятие № 2 (только магазин называется «Одежда, обувь, головные уборы»).

4. «Составь картинку»

Цель: развитие целостного восприятия.

Оборудование: две картинки с изображением одежды, обуви или головных уборов: одна целая, другая разрезанная на несколько частей.

Каждый ребенок получает свой комплект (в зависимости от индивидуального уровня развития), необходимо составить предмет из частей.

5. «Дорисуй картинку»

Цель:  развитие творческого воображения.

Оборудование: карандаши, листы с недорисованным предметом из гардероба человека.

Дети должны дорисовать незаконченный образец, чтобы получилась интересная картинка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: «Осуществление психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в дошкольных образовательных учреждениях »

Индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение – это движение вместе с изменяющейся личностью, рядом с ней, своевременное указание возможных путей, при необходимости – помощь и поддержка....

Психолого-педагогическая консультация для родителей и воспитателей. "Оптимизация процесса адаптации детей в детском саду, к условиям дошкольного образовательного учреждения".

Для оптимизации процесса адаптации к условиям дошкольного учреждения необходима четкая и последовательная работа всех сотрудников образовательного учреждения с привлечением родителей своих воспитанник...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ) В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

В настоящее время  в России, в силу целого ряда причин, намечается тенденция к увеличению числа детей–инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Категория таких детей крайне не...

Психолого-педагогическая коррекция проблем адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению

Предлагаемая программа носит преимущественно практический характер и включает разнообразные психологические упражнения, игры, экскурсии, тренинг с воспитателями адаптационной группы. Так же работа нап...

Организация психолого-педагогического сопровождения детей с синдромом Дауна в условиях дошкольного образовательного учреждения

Материалы V Студенческой научно-практической конференции «Специальное образование: профессиональный дебют», гор. Минск : БГПУ, 13.03.2014г....

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯ ДОШКОЛОНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.

Проведен практический анализ психолого-педагогического развития детской одаренности в дошкольном образовательном учреждении. Показана стратегия и работа по созданию социально-психологических условий д...

Программа педагога-психолога по психолого-педагогическому сопровождению детей среднего и старшего дошкольного возраста с проблемами социально-личностной сферы в условиях дошкольного образовательного учреждения «Я и другие»

Программа педагога-психолога по психолого-педагогическому сопровождению детей среднего и старшего дошкольного возраста с проблемами социально-личностной сферы в условиях дошкольного образовательного у...