Актуальные проблемы организации пропедевтического периода в контексте построения целостного воспитательно-образовательного процесса с детьми с синдромом Дауна в условиях дошкольного образовательного учреждения
статья на тему

Ефремова Наталья Анатольевна
Материалы VI Республиканской студенческой научно-практической конференции «Специальное образование: профессиональный дебют», гор. Минск : БГПУ, 20.03.2015г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon minsk_-_2015.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Н.А. Ефремова, учитель-дефектолог,

г. Курск

Актуальные проблемы организации пропедевтического периода в контексте построения целостного воспитательно-образовательного процесса с детьми с синдромом Дауна в условиях дошкольного образовательного учреждения

Сложившаяся практика обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), равно как и её методологическое обоснование в современных педагогических пособиях, подчеркивает, что должны быть найдены и обоснованы более гармоничные, сбалансированные подходы к процессам воспитания и обучения детей обозначенной категории, которые бы учитывали их психологические особенности и индивидуальные возможности. Однако методика практического обучения, адекватная этим установкам, до настоящего времени не отработана. Сохраняется противоречие между актуальными требованиями построения воспитательно-образовательного процесса с детьми дошкольного возраста с одной стороны, и с другой стороны, содержанием и организацией занятий с детьми с ОВЗ, в частности с детьми с синдромом Дауна.

Этап дошкольного детства — время врастания ребенка с ОВЗ в первую общественную образовательную систему — дошкольное обучение и воспитание. Для оптимального осуществления этого процесса необходимо организовывать безбарьерную среду жизнедеятельности детей, соблюдать специальные условия их воспитания и обучения.

Главными условиями включения «особого ребенка» в образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения (далее – ДОУ) являются:

• наличие в учреждении учителя-дефектолога, который является координатором образовательного процесса;

• наличие оборудованного кабинета для организации подгрупповой и индивидуальной работы;

• программно-методическое обеспечение целостного процесса образования детей с ОВЗ;

• построение развивающей среды в соответствии с особенностями детей обозначенной категории;

• готовность всего педагогического и детского коллектива к принятию «особого ребенка».

Реализуя комплексную образовательную программу с детьми с ОВЗ, учитель-дефектолог должен в первую очередь ориентироваться на их   индивидуальные психофизические особенности. Дети с синдромом Дауна – это особая категория лиц с ОВЗ, поскольку объединяют в своем развитии несколько психофизических ограничений и, относятся тем самым к группе детей со сложным дефектом. Они поступают в ДОУ в возрасте 3-4 лет, не смотря на то, что имеют ряд хронических заболеваний различных органов и систем и отстают как психическом, так и в физическом развитии. Опыт работы показывает, что в этом возрасте, они не способны к усвоению программы, реализуемой в ДОУ. Следовательно, у учителя-дефектолога возникает необходимость разработки особой модели воспитательно-образовательной работы для «особой» категории детей.

Мы систематизировали имеющиеся в общей и специальной психолого-педагогической литературе методические рекомендации к организации образовательного процесса, дополнили их, обобщив собственный опыт работы в качестве учителя-дефектолога ДОУ и пришли к выводу, что кроме увеличения сроков адаптации к условиям ДОУ детей обозначенной категории, важной особенностью построения воспитательно-образовательного процесса является организация пропедевтического периода, не имеющегося в программе для нормально развивающихся сверстников, но являющегося целесообразным для детей с ОВЗ. Пропедевтический период дает возможность в элементарной форме восполнить недостающие представления об окружающем мире для дальнейшего адекватного усвоения знаний, умений и навыков. Его длительность может составить от 6 месяцев до одного года.

Задачами пропедевтического периода с «особенными» детьми являются:

- обучение сосредотачиваться на предложенных заданиях;

- развитие способностей к познавательной, игровой, общественно-полезной, трудовой деятельности;

- формирование умений работать с помощью педагога, а затем и самостоятельно;

- осуществление работы по формированию навыков самообслуживания и гигиены;

- активизация познавательной мотивации.

Учитывая психофизические особенности детей с синдромом Дауна  и их проблемы в интеллектуальном развитии, мы пришли к выводам о том, что, во-первых, непосредственная образовательная деятельность в пропедевтический период в первом полугодии должна длиться не более 10 минут, а во втором – не более 15 минут. Во-вторых, в связи с замедленным темпом усвоения, необходима четкая регламентация объема программного материала по всем разделам программы и более рациональный расчет времени для изучения определенных тем. И, наконец, в-третьих, обучение детей с синдромом Дауна всегда должно строиться на тактильном, наглядном  и словесном методах. Вопрос о рациональном выборе системы методов и отдельных методических приемов решается педагогом в каждом конкретном случае. Это диктует необходимость усиления сенсорной основы обобщения за счет демонстрации различных наглядных средств, способствующих раскрытию сущности понятий. Для отдельных детей, имеющих глубокое интеллектуальное нарушение, при сопутствующей задержке речи, нарушении слуха и (или) зрения, следует использовать специальные методы, приемы, формы и средства, например, пиктограммы, систему жестов и др.

Стоит отметить, что в комплексе пропедевтической работы особое место принадлежит индивидуальным занятиям. Эффективность такой деятельности достигается вследствие того, что специалист видит присущие специфические отклонения в психическом развитии каждого ребенка и при этом подбирает действенные методические приемы для работы с группой детей с синдромом Дауна. В одно индивидуальное занятие целесообразно включаются различная видовая деятельность: выполнение крупных движений совместно с педагогом; задание на выполнение предметно-сюжетных игровых операций (покатать куклу или мишку в коляске, напоить куклу из чашки); задание на выполнение предметных действий (дидактическая игра на раскладывание однородных предметов разного цвета на две, три группы) и другие.

На данном этапе большую помощь оказывает программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии «Маленькие ступеньки» разработанная Майром Петерси и Робертом Трилором. Согласно этой программе нами было составлено перспективно-тематическое планирование по основным направлениям работы: «Восприятие речи» и «Навыки общения», «Мастеришки» и др. Основная цель планирования - накопить определенный пассивный словарь, научить ребенка понимать обращения к ним других людей, выполнять посильные поручения.

Степень сформированности деятельности в целом — ее организованность, произвольность, способность к планированию действий можно получить с помощью таких методов, как непосредственная беседа с родителями, анализ работ ребенка (рисунков, поделок и др.), педагогическое наблюдение. Полученные таким образом сведения позволяют целенаправленно вносить коррективы в дальнейшую работу по организации процесса воспитания и обучения детей дошкольного возраста с синдромом Дауна, что в свою очередь дает возможность оказывать раннюю комплексную помощь детям с особенностями психофизического развития.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическая консультация для родителей и воспитателей. "Оптимизация процесса адаптации детей в детском саду, к условиям дошкольного образовательного учреждения".

Для оптимизации процесса адаптации к условиям дошкольного учреждения необходима четкая и последовательная работа всех сотрудников образовательного учреждения с привлечением родителей своих воспитанник...

«Организация игрового сеанса с детьми в процессе социальной адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения»

Мастер-класс для повышения мастерства педагогов-психологов через педагогическое общение с применением нетрадиционных арт-терапевтических техник в процессе игрового сеанса для успешной адаптации к усло...

Использование методических рекомендаций воспитателями и родителями по организации процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения

Использование методических рекомендаций воспитателями и родителями по организации процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учрежденияФормирование адаптационных...

Организация психолого-педагогического сопровождения детей с синдромом Дауна в условиях дошкольного образовательного учреждения

Материалы V Студенческой научно-практической конференции «Специальное образование: профессиональный дебют», гор. Минск : БГПУ, 13.03.2014г....

Организация пропедевтического периода в контекте построения целостного воспитательно-образовательного процесса с детьми с синдромом Дауна в условиях ДОУ

Материалы участия в VIII Межрегиональной научно-практической конференции, посвященной памяти Р.Е. Левиной, КГУ, гор. Курск, 2015 г....

«Комплексный подход в работе с детьми с синдромом Дауна в условиях группы комбинированной направленности в ДОУ »

В коррекционной работе  используются элементы различных методик:    Ю.А Разенковой.,  О.Б. Закревской, О.В. Боровика, Е.Ф. Архиповой, Е.А. Стребелевой, Т.Н. Новиковой-Иванцово...