«Организация игрового сеанса с детьми в процессе социальной адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения»
методическая разработка (младшая группа)

Наталья Николаевна Берникова

Мастер-класс для повышения мастерства педагогов-психологов через педагогическое общение с применением нетрадиционных арт-терапевтических техник в процессе игрового сеанса для успешной адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Организация игрового сеанса с детьми

в процессе социальной адаптации

к условиям дошкольного образовательного учреждения»

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса через педагогическое общение с демонстрацией применения нетрадиционных арт-терапевтических техник в процессе игрового сеанса для успешной адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Задачи:

  • передача опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм психолого-педагогической деятельности;
  • оказание помощи участникам мастер-класса в определении задач саморазвития и формировании индивидуальной программы самообразования и самосовершенствования;
  • совместная отработка с участниками мастер-класса арт-терапевтических техник и их применением в игровом сеансе с детьми;
  • рефлексия собственного профессионального мастерства.

1. Теоретическая часть:

1.1. Презентация педагогического опыта.

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс к новым условиям детского сада. Как показывают результаты исследований Б. И. Кочубея и Е. И. Новиковой: 80-85% детей имеют повышенную степень ситуативной тревоги, так как совпадает с кризисом 3 лет.

Адаптивные возможности ребенка младшего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям, замедлению темпа психофизического развития и снижению познавательной активности.

Поэтому, чтобы помочь ребенку адаптироваться, необходима такая организация жизни ребенка в дошкольном образовательном учреждении, которая приводила бы его к безболезненному приспособлению к новым условиям и сохраняла бы его здоровье.

Опыт моей работы показал, что при поступлении в дошкольное образовательное учреждение в 2010-2011 и 2011-2012 учебных годах у детей наблюдалось чувство тревоги по следующим показателям (по методике А.Остроуховой «Изучение Уровня социальной адаптации»): самочувствие, активность, настроение, взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Год

Количество поступающих детей

Уровень адаптации детей к условиям ДОУ

Легкая степень

Средняя степень

Тяжелая степень

Количество

%

Количество

%

Количество

%

2010

51

19

37

31

61

1

2

2011

86

59

69

26

30

1

1

2012

66

38

58

28

42

0

0

2013

78

57

73

20

27

0

0

1.2. Представление системы организации игровых сеансов.

Поэтому назрела необходимость в поиске новых форм психолого-педагогической поддержки, направленных на стабилизацию эмоционального состояния детей. С 2012 ввела в свою работу такую форму, как игровые сеансы. Игровые сеансы – это игровое взаимодействие взрослого с ребенком, цель которых – помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Игровые сеансы с применением нетрадиционных арт-терапевтических техник разработаны на основе цикла занятий А.С.Роньжиной «Занятия психолога с детьми в период адаптации к дошкольному учреждению».

Продолжительность игровых сеансов имеют временные рамки - от 15 до 30 минут 1 раз в неделю, но может меняться в зависимости от потребностей и особенностей детей.

В структуру игрового сеанса входят:

1. Ритуал встречи – это приветствие детей в общем кругу, а также речевые настройки, которые создают позитивный настрой и доброжелательное отношение детей друг к другу и к педагогу.

2. Основная часть игрового сеанса состоит из игр и упражнений, которые дают детям возможность интенсивно двигаться, свободно выражать свои эмоции, активно взаимодействовать со сверстниками, что способствует поднятию настроения у детей, сближает их, помогает забыть тяжелые минуты расставания с родителями, способствует развитию внимания, воображения и творческих способностей.

3. Самостоятельная деятельность ребенка, цель которой - применение нетрадиционных арт-терапевтических техник для достижения положительных изменений в интеллектуальном, социальном, эмоциональном и личностном развитии детей.

При выборе арт-терапевтических техник для проведения игровых сеансов учитываются некоторые принципы:

- простота и эффективность (ребенок не должен испытывать затруднения при создании изображения с помощью предлагаемых техник);

- интересными и привлекательными должны быть и процесс создания изображения, и результат;

- техники и способы должны быть нетрадиционными.

Рассмотрим некоторые техники:

Марания

В буквальном понимании «марать» - значит «пачкать, грязнить». Марания эффективны для помощи ребенку выразить свои эмоции. У мараний нет категорий «правильно-неправильно», «хорошо-плохо», нет эталонов. Отсутствие критериев оценки мараний исключает и саму оценку.

Хотя есть дети, которые не могут обойтись без оценок, внешних или внутренних, а потому выдвигают для себя и других собственные критерии. В этих случаях навязывание оценки устраняется взрослым с помощью техники - паспарту, в результате уходят напряжение, неопределенность, страх, сомнения.

Новизна мараний, необычность, и в то же время, естественность, родство детской природе способствуют тому, что ребенок «забывает» о тревоге, что благотворно оказывает влияние на эмоциональную сферу ребенка.

Рисование пальчиками

Ради достижения изобразительных эффектов нанесением краски непосредственно пальчиками от ребенка не требуется развитой мелкой моторной координации. Движения могут быть размашистыми, крупными, экспрессивными или наоборот, точечными, локальными, отрывистыми.

У одного и того же ребенка каждый процесс и продукт рисования пальцами не похожи на предыдущие. Всякий раз происходит по-новому: выбирается другой цвет, соотношение линий, темп, ритм и т.д.

Рисование предметами окружающего пространства

Самый простой способ – это рисование мятой бумагой, пластилином, клубками. Привлечение окружающих предметов по инициативе ребенка служит знаком вовлеченности в творческую деятельность, успешности адаптационного процесса. И еще это просто весело! 

Таким образом, арт-терапевтические техники дополнительно способствует формированию положительной самооценки, позитивного отношения к окружающему миру, что важно для ребенка в адаптационный период.

4. Заканчивается игровой сеанс спокойными, малоподвижными играми и упражнениями для снятия психофизического напряжения у детей.

Все игровые сеансы проходят в комфортной, доброжелательной обстановке в сопровождении релаксационной музыки. Использование музыки помогает детям успокоиться, раскрепоститься и расслабиться, снять психологические зажимы, а так же настроиться на процесс творчества и углубиться в себя.

С применением игровых сеансов с 2012 года у детей отмечается устойчиво-спокойное эмоциональное состояние. Воспитанники активно контактируют с взрослыми, детьми, быстро становятся спокойными, не расстраиваются, не плачут, за счет чего расширяется ''территория познания''.

Однако без активного участия в этом процессе родителей сложно было бы добиться положительных результатов. Для создания благоприятных условий для первого положительного опыта социализации ребенка приглашали родителей для участия в совместных игровых сеансах, так как в присутствии родителей дети с большой готовностью идут на контакт с педагогом-психологом, воспитателем, взаимодействуют со сверстниками, участвуют в совместных и подвижных играх.

Система психолого-педагогического сопровождения по профилактике снижения ситуативной тревоги детей дошкольного возраста в период адаптации к условиям дошкольного учреждения позволяет регулярно получать положительные результаты.

2. Практическая часть:

2.1. Проведение имитационной игры «Разноцветные мячи».

Цель: установление доверительных отношений между детьми и взрослыми.
Задачи:

- познакомить взрослых с приемами снятия физического, психологического
напряжения;

- обучение установлению контакта друг с другом, сплочение группы;

- развить умение действовать в соответствии с правилами игры;

- снятие эмоционального напряжения и агрессии;

- снижение излишней двигательной активности, импульсивности;

- развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики;

- развитие внимания, речи и воображения.

Оборудование для занятий: мячи в волшебном мешочке; силуэты зеленого, красного и желтого мяча;

Ход игрового сеанса:

1. Ритуал приветствия:

-Здравствуйте, дорогие коллеги!  Сегодня мы ненадолго превратимся в маленьких воспитанников и будем играть и заниматься творчеством.

- На улице пасмурно, а в нашем классе тепло и уютно.  А тепло нам будет от наших улыбок, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которого становится весело и хорошо. Поэтому сегодня мы с вами будем чаще улыбаться друг другу.

-Здравствуй, правая рука,

Здравствуй, левая рука,

Здравствуй, друг, здравствуй, друг!

Здравствуй, весь наш дружный круг!

2. Основная часть:

  •  Не успели мы поздороваться, а нас уже ждет сюрприз: у меня волшебный мешочек, а в нем что-то лежит, но заглядывать в мешочек нельзя. Вам нужно потрогать предмет в мешочке и угадать, что лежит внутри (мяч).

- Какой формы мяч?

- Какого размера мяч, большой или маленький?

- А какого цвета мячи? (разноцветные)

  • Игра «Кричалки-шепталки-молчалки»

Если педагог-психолог показывает силуэт зеленого мяча («кричалку») – можно бегать, кричать; желтый мяч («шепталку») – можно тихо разговаривать, произносить «ш-ш-ш-ш»; красный мяч («молчалку») – надо остановиться и не шевелиться.

  • Игра «Девочки и мальчики прыгают, как мячики»

Дети вслед за педагогом-психологом повторяют слова и выполняют движения:

Девочки и мальчики прыгают, как мячики.

Ножками топают, руками хлопают,

Головой кивают, а после отдыхают.

  • Релаксация.

По предложению педагога-психолога педагоги прокатывают мячик по своим ногам и рукам, а также по спине соседа. При этом действия сопровождаются словами: 

Тише, мяч, не торопись
Ты по ручкам прокатись,
Ты по ножкам прокатись,
И обратно возвратись.

  • -A сейчас педагоги поиграйте в мячики, пока я буду рассказывать стихотворение:

Друг веселый, мячик мой
Всюду, всюду ты со мной
Раз, два, три, четыре, пять
Хорошо с тобой играть.
Мой веселый звонкий мяч
Ты куда помчался вскачь
Желтый, красный, голубой,
Выбирай себе любой.

  • Релаксация:

-Ох, какие озорные мячики, все разбежались, раскатились кто куда. Собирайтесь все сюда и повторяйте за мной.

Педагоги встают рядом. Педагог-психолог демонстрируют движения, а педагоги повторяют.

Мы, как мячики, скакали.

Очень сильно мы устали.

Мы немножко отдохнем.

И опять играть начнем.

  • Педагог-психолог раздает всем шаблон мяча для самостоятельной работы с применением техник арт-терапии по выбору.
  1. Ритуал прощания.

2.2. Моделирование.

2.3. Рефлексия.

-А теперь, педагоги, давайте нарядим «Дерево пожеланий». Завязывайте ленточку на дерево и выскажите свое мнение и пожелание о нашем игровом сеансе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация Организация мини-музея по нравственно-патриотическому воспитанию в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду....

Использование методических рекомендаций воспитателями и родителями по организации процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения

Использование методических рекомендаций воспитателями и родителями по организации процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учрежденияФормирование адаптационных...

Актуальные проблемы организации пропедевтического периода в контексте построения целостного воспитательно-образовательного процесса с детьми с синдромом Дауна в условиях дошкольного образовательного учреждения

Материалы VI Республиканской студенческой научно-практической конференции «Специальное образование: профессиональный дебют», гор. Минск : БГПУ, 20.03.2015г. ...

Особенности игровой деятельности детей с умственной отсталостью в условиях дошкольного образовательного учреждения

Игру недаром называют "ведущей" – именно  благодаря ей, ребенок познает окружающий его мир предметов и людей, входит в мир социальных отношений, в сообщество...

Программа профилактики жестокого обращения с детьми в семье в условиях дошкольного образовательного учреждения «Мы рядом»

Жестокое обращение с ребенком – это все формы или эмоционального плохого обращения, сексуальное насилие, заботы, пренебрежение, торговля или другие формы способные привести или приводящие к факт...

ОСВОЕНИЕ ПЛАВАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Умение плавать относится к числу жизненно-необходимых навыков. Плавание представляет собой и одно из важнейших средств физического воспитания, благодаря чему оно входит в содержание программ физическо...