Опыт работы с детьми, имеющими ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения
статья

Изикеева Анастасия Александровна

тезисы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tezisy_.docx17.39 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы с детьми, имеющими ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения

Одна из задач в ФГОС ДО является обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья.

В основе практики инклюзивного обучения лежит идея принятия индивидуальности каждого ребенка, и, следовательно, обучение должно быть организованно таким образом, чтобы удовлетворить потребности каждого из них.

В нашем детском саду имеется группа компенсирующей направленности с задержкой психического развития. Данную группу уже второй год посещает ребенок с диагнозом -  умственная отсталость.

Работа с данным ребенком построена в соответствии с его физическими и психическими возможностями.

На данной группе ведущим специалистом является учитель – дефектолог. Работу учитель – дефектолог  выстраивает при тесном сотрудничестве со всеми специалистами: педагогом-психологом, логопедом, музыкальным руководителем, инструктором по физкультуре и воспитателями, которые выделили следующие направления работы с данным ребенком.

• Социализация в ДОУ

В ходе педагогической деятельности одна из главных задач, которую я, как воспитатель ставлю перед собой, это включение данного ребенка в систему социальных отношений по средствам детских видов деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения).

Эта же задача решается мною и в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности ребенка.

По моим наблюдениям, ребенок, придя в новую группу   испытывал трудности, связанные с привыканием к режиму, новым системам требований, новым социальным контактам, стилю общения. Обучение давалось ребёнку за счёт высоких психологических затрат (повышенная тревожность, низкая самооценка, психосоматические заболевания и невротические симптомы и др.).

Поэтому, нам воспитателям, необходимо предусмотреть увеличение времени, отводимого на режимные моменты, прием пищи, различные упражнения на релаксацию (дыхательная и артикуляционная гимнастика, гимнастика для глаз, динамические паузы, логоритмические упражнения, игры с водой и песком, самомассаж, сенсорные тропы, ребристые дорожки, тактильные панно и коврики, звуковые эффекты и музыка).

• Сенсорное развитие.

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их цвете, форме, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т. п. и напрямую связано с развитием органов чувств и их взаимодействием.

Для устранения дефицита сенсорного развития, предлагаю использовать больше сенсорного материала, сенсорных игр («Собери пирамидку»«Оденем куклу»«Чудесный мешочек» и др., расширять практическую деятельность.

• Моторное развитие.

По моим наблюдениям, у ребенка с УО возникали трудности с арсеналом (запасом) двигательных возможностей, связанными с бытовыми навыками и предметными действиями, а также качеством движений.

Мы можем наблюдать нарушение развитие крупной моторики, координации движений, затруднено сохранение занятой позы.

Нарушение мелкой моторики отражается на бытовых навыках, рисовании, письме, лепке, ручном труде и др.

Соответственно при планировании работы с ребёнком УО уделяю внимание моторному развитию.

Считаю, что полезными будут различные упражнения, игры на развитие способности чувствовать положение тела. Например, игры – подражания, имитации (имитационные упражнения «Бабочка летает»«Рыбка плавает»«Мячик подпрыгивает» и др.)

• Развитие познавательной деятельности.

 У ребенка с УО внимание неустойчивое, рассеянное, ребенок с трудом переключаются с одной деятельности на другую, поэтому при  планировании работы включаю игры и задания на формирование непроизвольного внимания с помощью наглядных средств обучения («Найди отличия»«Найди два одинаковых» и др., произвольного внимания и памяти («Летает - не летает, «Съедобное – не съедобное») способности распределять и переключать внимание «Запоминай порядок» «Запрещенные движения» и др., ориентироваться в пространстве («Вверху –внизу»«Где игрушка?» и др.).

• Развитие игровой деятельности.

Игра для ребенка – это способ познания мира. В игре у ребенка развивается общая, мелкая и артикуляционная моторика, фонематический слух, правильное звукопроизношение обогащается словарь, формируется грамматический строй и связная речь, развивается мышление. Интерес к игре возникает в процессе обучения. Развивающие игры предшествуют освоению деятельности с предметами.

• Формирование бытовых навыков.

Нарушения двигательного, эмоционального, познавательного развития часто приводят  к возникновению трудностей в овладении навыков самообслуживания и социально-бытовых навыков, что и было заметно у ребенка с УО.

У ребенка с УО частично были развиты навыки одевания, общегигиеническими навыками, культуры поведения. Данные навыки мы тренировали как как в повседневной жизни, так и играх, и упражнениях. Но и не обошлось без помощи родителей, ведь родители каждый день повторяли данные навыки дома.

• Взаимодействие с родителями.

Работа с семьей - важнейшее направление в системе сопровождения детей с отклонениями в развитии, так как семья – это первое звено в процессе социализации такого ребенка. Родители могут помочь ребенку включиться в жизнь.

При работе с семьей необходимо формировать положительную мотивацию к сотрудничеству с педагогами, поскольку не всегда родитель адекватно оценивает состояние своего малыша, либо стиль воспитания и взаимодействия с обществом в силу сложившихся в семье традиций отвергает необходимость прислушиваться к мнению педагогов.

Формы работы с родителями могут быть самыми разными: это беседы, консультации, обучение родителей совместным с детьми играм и упражнениям, участие в досуговых мероприятиях и групповых праздниках. Подобные формы работы позволяют привлечь особенно плохо мотивированных к сотрудничеству, или пассивных родителей к более близкому знакомству с педагогическим процессом в ДОУ, а также обратить внимание на успехи в социализации их «особого» ребенка в детском коллективе.

ВЫВОД. Работа с ребенком УО - кропотливая, не всегда заметная, не такая быстрая, как нам хочется, но она должна быть, постоянной и, в итоге, принесет свои плоды.

Доступным для детей с ограниченными возможностями здоровья любое образовательное учреждение делают, прежде всего, педагоги, способные реализовать особые образовательные потребности детей данной категории.

Это создание психологической, нравственной атмосферы, в которой особый ребенок перестанет ощущать себя не таким как все.

И поэтому, своевременная, квалифицированная помощь детям с ограниченными возможностями на уровне ДОУ является важным неотъемлемым звеном в системе интеграции в социум, важным фактором в их развитии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по организации инклюзивного образования в условиях дошкольного образовательного учреждения

  Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования разработан на основе Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации и с учётом Конве...

«Опыт работы по организации инклюзивного образования в условиях дошкольного образовательного учреждения»

Самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий,  значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период...

«Опыт работы по организации инклюзивного образования в условиях дошкольного образовательного учреждения»

Самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий,  значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период...

Социальная работа с семьями социального риска в условиях дошкольного образовательного учреждения

Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации детей. Гармоничное развитие дошкольников без активного участия его родителей в процессе социализации практически невозможно....

Программа профилактики жестокого обращения с детьми в семье в условиях дошкольного образовательного учреждения «Мы рядом»

Жестокое обращение с ребенком – это все формы или эмоционального плохого обращения, сексуальное насилие, заботы, пренебрежение, торговля или другие формы способные привести или приводящие к факт...

ОСВОЕНИЕ ПЛАВАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Умение плавать относится к числу жизненно-необходимых навыков. Плавание представляет собой и одно из важнейших средств физического воспитания, благодаря чему оно входит в содержание программ физическо...

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ 6-7 ЛЕТ МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ДЕТСКИЙ САД «АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК» Г. НАДЫМА» НА 2022-2023 УЧЕБНЫЙ ГОД

Календарный план воспитательной работы строится на основе базовых ценностей и тематического плана ООП ДО МДОУ «Детский сад «Аленький цветочек» г. Надыма».Мероприятия проводятся...