Социальная работа с семьями социального риска в условиях дошкольного образовательного учреждения
статья

Гамзатова Фаина Алиметовна

Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации детей. Гармоничное развитие дошкольников без активного участия его родителей в процессе социализации практически невозможно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.83 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 22 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей Кировского района Санкт-Петербурга

Статья

Тема: «Социальная работа с семьями социального риска

в условиях дошкольного образовательного учреждения»

                         Составила и провела: воспитатель

высшей квалификационной категории

Гамзатова Фаина Алиметовна

г. Санкт-Петербург

2024 год

Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации детей. Гармоничное развитие дошкольников без активного участия его родителей в процессе социализации практически невозможно.

Распространёнными методами изучения семейной микросреды являются тестирование родителей и посещение неблагополучных семей на дому. Последняя форма социальной работы позволяет столкнуться с определёнными трудностями и редко используется в практике дошкольных учреждений. Однако именно она наиболее эффективна в работе с родителями. Специалисту необходимо обратить внимание на форму обращения к ребёнку, употребление уменьшительно-ласкательных имён или грубых слов, реакцию родителя на просьбы, рассказы детей, их шалости, капризы, а также на социально-психологическую окраску общения (тон, громкость, мимику), телесные контакты (ласковые поглаживания или грубые жесты).

В основе системы взаимодействия дошкольного учреждения ГБДОУ №22 Кировского района с семьями социального риска воспитанников лежит принцип, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные институты призваны поддержать и дополнить их воспитательную деятельность (Закон «Об образовании», ст. 18 ). И здесь важен принцип не параллельности, а принцип сотрудничества и взаимодействия при решении задач, таких как повышение социально-педагогического образования родителей; приобщение родителей к участию в жизни дошкольного образовательного учреждения; изучение семьи социального риска и установление контактов с ее членами и т.д.

Вариативность работы с семьями социального риска обусловила необходимость проведения исследования, целью которого стало выявление семей социального риска и рассмотрение конкретных проблем этих семей в старшей возрастной группе ГБДОУ № 22 Кировского района г. Санкт-Петербурга. Результаты исследования социального статуса семей воспитанников показали, что полных семьей с одним ребенком - 40%; полных семей с двумя детьми - 15%; многодетных полных семей – 25%; неполных семей с одним ребенком – 10% (матери одиночки); неполных семей с двумя детьми - 10%; (родители разведены). Возраст родителей разный, в том числе: до 30 лет – 40%; от 31 - 35 – 30%; от 35 - 30%. Образование родителей: высшее – 30%; среднее специальное – 50% и общее среднее – 20%.

В основном родители работают 70%, одновременно временно не работаю – 10% и не работают или занимаются домашним хозяйством –20% .

Родители по-разному оценивают семейный доход. Считают себя малообеспеченными 70%, в том числе живут ниже прожиточного минимума – 20% и выше прожиточного минимума, но не намного- 50%. И только 30% считают свое материальное положение хорошим - намного выше прожиточного минимума.

Жилищные условия у большинства семей неплохие, в том числе имеют отдельное жилье – 50%; живут с родителями мужа (жены) – 20%; и только 30% семей снимают жилье.

Большинство родителей находят время для организации досуга вне детского сада, а именно дети: 30% занимаются в спортивном или танцевальном кружке, 10% посещают художественный кружок и 20% ходят на подготовку к школе. Однако 40% детей нигде не занимается по причине материальных затруднений в семье.

Проведенное исследование показало, что 60% рассмотренных выше семей на данный момент находятся в категории социального риска - это:

- молодые семьи с одним ребенком и не имеющие отдельного жилья-20%

- неполные семьи (матери одиночки) с одним ребенком-10%;

- неполные семьи (родители разведены) с двумя детьми-10%, (одна из семей не имеют собственного жилья;

- малоимущие, доход которых ниже прожиточного минимума – 20%. Многодетные семьи данной группы к категории социального риска не относим, так-как на данный момент они являются благополучными.

Изучив результаты исследования данной работы специалистом по социальной работе, была проведена работа по предоставлению необходимой помощи и поддержки в улучшении жилищных условий, в данном случае – молодым семьям, в оказании разовой материальной помощи остронуждающимся - малоимущим семьям, через отдел опеки и попечительства, а также в центрах срочной социальной помощи.

Далее социальным работником, была оказана помощь матерям одиночкам и малоимущим семьям в оформлении документов, которые освобождают их от родительской платы за детский сад на период до - 6 месяцев. К Новогоднему празднику все дети из семей социального риска в дошкольном учреждении получили бесплатные подарки от депутатов муниципального округа, а к Всемирному дню защиты детей будут предоставлены билеты всем детям из семей социального риска на культурно-досуговые мероприятия, через центр срочной социальной помощи, попечительский совет и спонсоров.

С безработными родителями данной группы были проведены беседы и консультации о необходимости становления на учет в Центры занятости населения.

Проблема социализации детей дошкольного возраста, одна из важнейших в настоящее время. Особую актуальность она приобретает по отношению к детям из семей социального риска. От её решения зависит как построение оптимальной программы воспитания и обучения, так и формирование полноценной системы социализации воспитанников, проживающих в семьях социального риска.

Задача социальной работы в дошкольном учреждении выработать четкое положение о прямой зависимости отклонений в личностном развитии ребенка от особенностей воспитания в семье социального риска, изучив социальные особенности различных типов семей социального риска выработать стратегию и тактику социальной работы с нею.

В условиях низкой мотивации обращения семей социального риска за помощью по социализации детей, становится эффективной применение такой долгосрочной формы социальной работы как социальный патронаж. Долгосрочные формы требуют продолжительного общения с семьёй (от 4 месяцев и более) и обычно основаны на комплексном подходе.

Так же специалистом, работающим с семьями социального риска, активно используются такие методы социальной работы как консультирование и тренинги.

Необходимо обратить внимание на необходимость принятия мер государственными органами по обеспечению реальных мер по защите прав, законов и интересов семей социального риска, по обеспечению условий для  экономической самостоятельности семей, стабилизации материального положения семей, преодоления бедности, по обеспечению работников, имеющих детей, благоприятными условиями для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей, по формированию социальной инфраструктуры для семей и системы социального обслуживания семей.

Подводя итог, можно сделать вывод, что наиболее существенными симптомами кризиса, которому подвержены большинство современных семей социального риска, являются и затруднения материального порядка, и проблемы, приводящие к ослаблению роли позитивного воспитания ребёнка. Среди них особое место занимают социально-психологические проблемы, в том числе: невротизация детей, одиночество, разобщенность, отсутствие понимания между детьми и родителями, смещение детей на одно из последних мест в системе ценностей взрослых. Всё это приводит к ослаблению и утрате в семьях социального риска правильного воспитания детей и рост потенциала негативного влияния на социальное развитие дошкольника.

 

Список литературы

1.Федеральный закон " Об образовании в Российской Федерации" от 29декабря 2012года № 273-ФЗ.

2.Григорьева Е. Дети после развода // Семья и школа. 1995.13.Макеев Г. А. Семейная жизнь и дети. / Г.А.Макеев.- Волгоград: Просвещение, 1987- 253с.

3.Методика и опыт работы социального педагога / Под. ред. Л.В. Кузнецовой. - М., 2005.-243с.

4.Мид М. Культура и мир детства. М.: Наука, 1988. -429с.

5.Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. 1997. №4 - с.36.

6.Основы социальной работы: учебное пособие для студентов ВУЗов / Под ред. Басова Н.Ф. - М.: Издательский центр Академия, 2004. -288с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по организации инклюзивного образования в условиях дошкольного образовательного учреждения

  Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования разработан на основе Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации и с учётом Конве...

«Опыт работы по организации инклюзивного образования в условиях дошкольного образовательного учреждения»

Самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий,  значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период...

«Опыт работы по организации инклюзивного образования в условиях дошкольного образовательного учреждения»

Самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий,  значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период...

Социальная адаптация ребенка дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения

Цель исследования: рассмотреть специфику социально-педагогической деятельности по адаптации ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения....

Программа педагога-психолога по психолого-педагогическому сопровождению детей среднего и старшего дошкольного возраста с проблемами социально-личностной сферы в условиях дошкольного образовательного учреждения «Я и другие»

Программа педагога-психолога по психолого-педагогическому сопровождению детей среднего и старшего дошкольного возраста с проблемами социально-личностной сферы в условиях дошкольного образовательного у...