Главные вкладки

    Социальная адаптация ребенка дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
    материал на тему

    Марина Жанна Александровна

    Цель исследования: рассмотреть специфику социально-педагогической деятельности по адаптации ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Социальная адаптация ребенка дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения

    Сегодня можно констатировать значительное снижение роли семьи в воспитании детей, что объясняет трудности в их последующей социализации. Это в значительной степени обусловлено тем, что в большинстве семей ребенок является единственным, много неполных семей, где нарушены полоролевые связи. В то же время в обществе возрастают требования к адаптивным возможностям личности, вызванные социальными процессами. Поэтому на современном этапе развития российского общества вопрос полноценного воспитания подрастающего поколения не теряет своей актуальности, а напротив, стоит как никогда остро.

    Особого внимания требуют дошкольники, так как именно в этом возрасте происходит первичная ориентация всей будущей жизни, закладываются духовно-нравственные основы личности, формируется первый неоценимый опыт взаимодействия с обществом. Именно этот возраст является сензитивным для формирования и развития большинства жизненно важных психических образований, которые приводят к успеху или неуспеху личности в дальнейшем. В дошкольном возрасте перестраивается вся мотивационно-потребностная сфера человека, именно в этот период качественно меняется и проявление потребности в признании. Нереализованность на данном этапе может повлиять на формирование неадекватной Я-концепции, как следствие – асоциальной поведенческой направленности. Ошибки и просчеты в воспитании, допущенные в этом возрасте, могут нанести непоправимый вред личности ребенка. В то же время правильное и всестороннее воспитание служит фундаментом успешной и насыщенной жизни в социуме, гарантирует социальную активность в будущем каждого ребенка, а значит, и развитие общества в целом.

    Но так как семья в подавляющем большинстве случаев не в состоянии в полной мере обеспечить полноценное развитие личности ребенка, сложная задача формирования и развития адаптивных возможностей детей, подготовки их к дальнейшей социализации ложится на дошкольное учреждение. Для решения этой глобальной задачи необходимо оптимизировать воспитательный процесс, грамотно используя все имеющиеся возможности, традиционные и инновационные подходы в работе с детьми.

    За последние годы возрос научный и практический интерес к развитию социальной адаптации в раннем детстве. Возникло много вопросов – каково нормальное течение периода адаптации, степень проявления трудностей этого периода, индивидуальные различия в реакциях детей и причины этого различия. Возникающие в периоде адаптации заболевания, нарушения поведения и снижение темпа развития у ряда детей определяли необходимость разработать практические мероприятия по предупреждению или быстрому преодолению таких нарушений в состоянии здоровья и развития детей.

    Цель исследования: рассмотреть специфику социально-педагогической деятельности по адаптации ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения.

    Объект исследования: процесс адаптации ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения.

    Предмет исследования: социально-педагогическая деятельность в период адаптации ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения.

    В соответствии с выдвинутой целью определены основные задачи исследования:

    1. Раскрыть феномен адаптации с точки зрения социальной педагогики и психологии.

    2. Рассмотреть историю развития проблемы социальной адаптации.

    3. Рассмотреть современные социально-педагогические подходы к решению проблемы адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения.

    4. Определить возрастные особенности дошкольников и систему трудностей для ребенка в адаптационный период.

    5. Обобщить опыт работы педагогов по социальной адаптации ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения.

    В современных условиях происходит все большее возрастание практического и теоретического значения проблемы социальной адаптации детей. Актуальность проблемы адаптации объясняется существующей еще высокой заболеваемостью детей, впервые поступающих в детские дошкольные учреждения и находящихся в периоде адаптации к новым условиям окружающей среды. Поэтому необходим системный анализ накопленного опыта самостоятельной организации общественного воспитания детей с целью разрешения наиболее актуальных вопросов и определения возможностей обеспечения оптимальных условий для развития, воспитания и здоровья подрастающего поколения.

     

    1. Историко-теоретические основы социальной адаптации

    1.1. Сущность адаптации как процесса и результата приспособления человека к условиям новой среды

     

    Все живое обладает механизмами, обеспечивающими приспособление к постоянно меняющимся условиям среды, что определяет адекватное реагирование на колебания различных физических или механических факторов. Эта способность лежит в основе поддержания гомеостаза. Однако способность предвидеть и заранее подготавливаться к таким изменениям внешней среды, дающая возможность быстро и без существенных нарушений приспособиться к новым условиям, так же как воздействовать на них соответственно своим потребностям, присуща только человеку. Эта высокая адаптивная способность человека не является врожденной, она развивается как следствие постоянно расширяющихся связей человека со средой. Способность человека к коммуникации и кооперации, а также способность усваивать общественный опыт в виде знания при помощи использования языка как средства общения, обеспечивает ему мысленное предвосхищение будущего.

    Рождение человека является первым значительным испытанием на выносливость в плане адаптации. У новорожденного уже имеются соответствующие механизмы адаптации. Однако уже в периоде раннего детства у человека в результате активных взаимоотношений со средой развиваются усложняющиеся функциональные сдвиги в системе высшей нервной деятельности. Накопление и переработка информации в мозге позволяют ребенку усваивать общественный опыт социальной среды через планомерные воспитательные воздействия и соответственно этому формировать свое поведение.

    Приобретенная специфически человеческая нервно-психическая регуляция всей деятельности позволяет ребенку во все большей мере приспосабливаться к комплексу общественных отношений в различных социальных микрогруппах и формировать способность к так называемой социальной адаптации, которая диалектически сливается и интегрируется с возможностями к биологической адаптации, осуществляясь через единую систему адаптационных механизмов.

    Термин «адаптация» происходит от лат. adaptatio– приспособление, прилаживание. Под ним понимают приспособление организма и его функций, органов и клеток к условиям среды. Адаптация направлена на сохранение сбалансированной деятельности систем, органов и психической организации индивида при изменившихся условиях жизни [9, 82].

    Социальная педагогика изучает проблему социальной адаптации – активного приспособления человека к условиям социальной среды (среде жизнедеятельности), благодаря которому создаются наиболее благоприятные условия для самопроявления и естественного усвоения, принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе. Особое значение имеет социальная адаптация ребенка – процесс и результат согласования индивидуальных возможностей и состояния ребенка с окружающим миром, приспособления его к изменившейся среде, новым условиям жизнедеятельности, структуре отношений в определенных социально-психологических общностях, установления соответствия поведения принятым в них нормам и правилам [9, 82].

    Л.В. Мардахаев рассматривает социальную адаптацию как необходимое условие для обеспечения оптимальной социализации человека. Она, с его точки зрения, позволяет человеку не просто проявлять себя, свое отношение к людям, деятельности, быть активным участником социальных процессов и явлений, но и благодаря этому обеспечивать свое естественное социальное самосовершенствование. Природа сформировала предрасположенность человека к социальной адаптации и адаптационным процессам в различной среде его жизнедеятельности. Такие возможности у каждого человека свои, и они значительны. Благодаря им люди успешно приспосабливаются к условиям обстановки, в том числе к исключительно сложным и неблагоприятным. Показателями успешной социальной адаптации человека являются его удовлетворенность этой средой, активность самопроявления и приобретение соответствующего опыта.

    П.Г. Белкин трактует термин «социальная адаптация» [лат. adapto – приспособляю и socialis – общественный] как постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды; результат этого процесса. Соотношение этих компонентов, определяющее характер поведения, зависит от целей и ценностных ориентации индивида, возможностей их достижения в социальной среде. Несмотря на непрерывный характер социальной адаптации, ее обычно связывают с периодами кардинальной смены деятельности индивида и его социального окружения. Основные типы адаптационного процесса – тип, характеризующийся преобладанием активного воздействия на социальную среду, и тип, определяющийся пассивным, конформным принятием целей и ценностных ориентации группы, - формируются в зависимости от структуры потребностей и мотивов индивида. Важным аспектом социальной адаптации является принятие индивидом социальной роли. Этим обусловлено отнесение социальной адаптации к одному из основных социально-психологических механизмов социализации личности. Эффективность социальной адаптации в значительной степени зависит от того, насколько адекватно индивид воспринимает себя и свои социальные связи. Искаженное или недостаточно развитое представление о себе ведет к нарушениям социальной адаптации, крайним выражением которых является аутизм. В западной психологии проблема социальной адаптации разрабатывается в рамках направления, возникшего на базе необихевиоризма и ответвлений психоаналитической психологии (психоанализ), связанных с культурной антропологией и психосоматической медициной. При этом главное внимание уделяется нарушениям адаптации (невротическим и психосоматическим расстройствам, алкоголизму, наркомании и т.п.) и способам их коррекции [14].

    А.В.Мудрик рассматривает адаптацию человека в обществе через воспитательный процесс, определяя воспитание какотносительно осмысленное и целенаправленное взращивание человека, более или менее последовательно способствующее адаптации человека в обществе и создающее условия для его обособления в соответствии со спецификой целей групп и организаций, в которых оно осуществляется [11, 16].

    Адаптация рассматривается как процесс, проявление и результат.

    Адаптация как процесс представляет естественное развитие адаптационных возможностей человека в различных условиях среды его жизнедеятельности или в определенных условиях (например, в детском саду, классе, группе, на производстве, на отдыхе и пр.). Она позволяет человеку обеспечивать свою естественную самореализацию, социализацию. Для ребенка, например, это социализация в обстановке либо в условиях, которые для него оказываются наиболее благоприятными. Это может быть семья, детский сад, школа.

    Адаптация как проявление характеризует типичное поведение, отношение и результативность деятельности человека в условиях среды, как отражение его приспособления (комфортного самочувствия) к (в) ней. По проявлениям человека можно судить о степени его адаптированности к определенным условиям среды в данный период времени. Практика свидетельствует, что воспитатель далеко не всегда может выявить нетипичное поведение ребенка в среде (семье, детском саду, школе, на улице, в сотрудничестве со сверстниками). Чтобы сделать это своевременно, необходимо хорошо знать ребенка, своеобразие его поведения в различных условиях. Умение видеть нетипичные проявления ребенка позволяет воспитателю реагировать на его дискомфортность. Подобный факт требует от воспитателя внимательного изучения причины подобного состояния воспитанника и оказания помощи ему в преодолении возникших противоречий, трудностей. Такая деятельность способствует быстрому адаптированию в среде и лучшей реализации своих возможностей в учебе, досуговой деятельности, во взаимодействии с другими людьми в процессе его социального развития.

    Адаптация как результат является свидетельством того, в какой степени ребенок приспособлен к среде жизнедеятельности, данным условиям и насколько его поведение, отношения и результативность деятельности соответствуют возрасту, социальным нормам и правилам, принятым в этом социуме. В отношении ребенка она – показатель его социального развития и воспитания, степени его соответствия или несоответствия основной массе сверстников. Другими словами – это оценка соответствия (несоответствия) социального развития ребенка его возрасту. В первом случае его поведение, взаимоотношения с детьми и взрослыми, результативность в учебе и играх естественны и не отличаются от других. Они являются результатом его социализации и воспитания. Такая оценка может иметь место в условиях детского сада, школы, дома [9, 83].

    Исследования и практика свидетельствуют, что предрасположенность человека к адаптации к той или иной ситуации во многом зависят от его индивидуального своеобразия, опыта приспособления к той или иной обстановке, временного перерыва в проявлении опыта, настроя (желания и устремленности), состояния и самоактивности.

    Индивидуальное своеобразие человека – это личные качества, присущие ему и позволяющие адаптироваться в той или иной ситуации. С возрастом человек меняется, его качества совершенствуются или утрачивают какие-либо возможности, что сказывается на его приспособляемости. На своеобразие человека оказывает влияние жизнедеятельность, приобретаемый опыт адаптации к различным условиям обстановки.

    Опыт адаптации способствует формированию качеств личности, которые помогают быстро вживаться в новые условия, приспосабливаться к ним. Проявляя себя в той или иной ситуации, человек усваивает опыт адаптации к ней и подобной ей (типичной) ситуации. Одновременно у него формируется способность к приспособлению, что играет жизненно важную роль в его социальной жизни и самореализации. Чем больше у человека опыт приспособления к новым условиям, тем быстрее происходит его, адаптация. Он способен достаточно активно привыкнуть к типичным (сходным) для него условиям, тем, в которых он уже бывал.

    Опыт позволяет человеку сокращать время адаптации к условиям среды. Данный факт имеет исключительно важное значение в понимании природы формирования адаптационных возможностей. Ребенку, который постоянно находится в одних и тех же условиях, сложно приспособиться к новым, например, «домашний ребенок» с трудом каптируется к группе детского сада, школе.

    Благоприятные условия жизнедеятельности в определенный период жизни человека, отсутствие необходимости в адаптации снижают; действенность его опыта. Возникновение такой потребности вызовет у него определенные трудности.

    Настрой – это внутренняя предрасположенность к адаптации в подобной ситуации. Он сказывается на состоянии человека. Даже при наличии опыта, если нет соответствующего настроя на самопроявление, самореализацию, адаптации может не получиться. В то же время; он может формироваться в процессе самопроявления человека, которое способно увлекать, стимулируя интерес, желания, устремленность.

    Состояние – определяет внутреннюю предрасположенность к самопроявлению. Оно влияет на настрой и бывает благоприятным и неблагоприятным. Состояние определяется внутренним фактором (например, состоянием здоровья, положительным или отрицательным настроем, страхом и др.) и внешним (новизна, приятие или неприятие средой и др.). Оно может меняться в процессе адаптации как в позитивную, так и в негативную сторону в зависимости от изменения обстановки и степени самореализации.

    Самоактивность – это фактор, определяемый самим человеком в процессе его адаптации. От нее зависит очень много. Она позволяет преодолевать значительные трудности и независимо от влияния многочисленных факторов адаптироваться в среде либо нет [9,84].

    Человек, приобретающий опыт адаптации к различным или типичным условиям обстановки, формирует у себя такое качество, как адаптивность (приспособительность). Она необходима человеку в различных ситуациях: в учебе, профессиональной деятельности, общении с другими людьми. В учебе, например, она означает способность обучаемого к гибкой переориентации относительно содержания, форм и методов обучения, которые используются в образовательном учреждении. В специальной литературе существует такое выражение, как адаптационный синдром. Оно используется по отношению к детям и характеризует процесс привыкания организма ребенка к новым микросоциальным условиям (дошкольного учреждения; школы, и др.), функциональные изменения со стороны нервной и сердечно-сосудистой систем.

    Неадаптивность характеризует то, что у человека имеется несоответствие между целями и достигаемыми результатами деятельности. Она свидетельствует о его неспособности адаптироваться в этих условиях к предлагаемой деятельности.

    Приспособляемость человека во многом зависит от среды. Существуют «адаптированные среды», наиболее подготовленные для адаптации определенной категории людей. Адаптированность среды характеризует ее приспособленность для естественного вхождения в нее человека (группы). Например, детский сад наиболее приспособлен для адаптации детей дошкольного возраста, школа для детей школьного возраста и пр.

    Ситуационные адаптационные возможности человека непостоянны. В зависимости от условий, его своеобразия, состояния они могут снижаться или усиливаться.

     

    1.2. История развития теорий социальной адаптации

     

    Адаптация, понимаемая как общебиологическое свойство формирования адекватных связей организма с внешней средой внутри определенной экосистемы, очень широкая проблема, привлекающая к себе внимание значительного круга исследователей. Особо выделился за последнее десятилетие аспект адаптации человека в быстро меняющихся или экстремальных условиях среды, в настоящее время являющийся разделом Международной биологической программы, курируемым специальной секцией (Human adaptability, НА) [16, 14]. Для этого были конкретные объективные предпосылки. Научно-техническая революция вносит в жизнь человека значительные социальные изменения, которые наряду с положительными проявлениями имеют и отрицательные. К последним относятся повышение требований к эмоциям, к умственной деятельности, ограничения физической активности человека и т. д., что обусловлено бурным ростом информации, активной миграцией населения, урбанизацией, внедрением техники во все сферы труда и быта и др.

    В 1972 г. президент Академии медицинских наук СССР В. Д. Тимаков обратил внимание на важность изучения всех факторов в системе адаптации человека. Он писал: «Проблема адаптации – общебиологическая проблема, она затрагивает интересы всего общества, работников всех отраслей труда и производства. Ее значение определяется прежде всего тем, что природа и физиологические свойства человека, формировавшиеся в течение многовековой истории, не могут изменяться с такой же быстротой и такими же темпами, как технологические условия производства, техника и природа. Несоответствие между этими процессами может приводить к возникновению «ножниц» между биологической природой человека и окружающей средой» [16, 15].

    В отличие от всех других живых существ, которые лишь биологически приспосабливаются к среде, путем фено- и генетических изменений в течение генеза адаптации под контролем естественного отбора, для человека, остающегося как вид в генетическом плане практически неизменным, характерна социальная адаптация к среде, которая осуществляется в первую очередь в продуктивной деятельности при изменении среды. «Работа, - писал К. Маркс, это в первую очередь процесс между человеком и природой, процесс, где человек осуществляет, регулирует и контролирует свои взаимоотношения с природой через свою собственную деятельность. Именно в этих взаимоотношениях проявляется единство человека и природы, переделки последней, ее приспособление к потребностям человека, создание „второй природы" – искусственной среды, которая обусловлена особенностями культуры и социальной организации» [16, 15].

    Современные проблемы адаптации человека наиболее подробно раскрываются в работах В. П. Казначеева, ведущихся в Институте клинической и экспериментальной медицины Сибирского филиала АМН СССР. В социально-гигиеническом плане показано, что «физиологические и биологические свойства человека, во-первых, отражают уровень здоровья данной популяции людей, во-вторых, то и другое – есть результат социальной организации жизни общества, его социально-экономического развития». Здесь достаточно отчетливо вступают в противоречие тенденции капиталистического и социалистического мира. Первому свойственны технократические, биологизирующие и, как правило, пессимистические концепции. В условиях социалистического строя научная организация общества, направленная на сохранение и развитие здоровья, осуществляется на базе глубоких исследований биологогенетических и физиологических механизмов, а также социальных возможностей процессов приспособления человека. Медико-биологический аспект представляется с позиций определения здоровья человека как процесс сохранения и развития его физиологических и психологических возможностей, оптимальной социальной активности при максимальной продолжительности жизни. Механизмы поддержания гомеостаза в адекватных условиях включают так называемые процессы физиологической адаптации. Неадекватные условия жизни стимулируют в организме человека качественно новое состояние – состояние социальной адаптации. Изучение механизмов адаптации на всех уровнях – это важнейшее условие правильного понимания, оценки и управления процессами здоровья. В целом изучение механизмов адаптации в норме и патологии относится к междисциплинарной проблеме и является ключевой в понимании многих вопросов патологии человека.

    Методологические и социальные аспекты проблемы адаптации подробно изложены в книге Т. Г. Дичева и К. Е. Тарасова «Проблемы адаптации и здоровье человека». Эта монография является совместным трудом болгарского ученого и советского философа. В ней на большом фактическом и теоретическом материале изложены наиболее актуальные методологические аспекты биологической адаптации, ее диалектическая сущность. Кроме того, раскрывается сложная общественная система адаптации человека, подвергаются критическому анализу концепции социальной дезадаптации человека. Вскрыты принципиальные различия в адаптации и состоянии здоровья трудящихся при социализме и капитализме. Особо подчеркивается возрастающее теоретическое и практическое значение проблемы адаптации человека для современной биологии и медицины. В частности, авторы отмечают, что сложность и многогранность проблемы адаптации человека требуют, чтобы ее разработка велась на основе марксистско-ленинской методологии.

    В историческом аспекте авторы рассматривают появление проблемы приспособления как биологического качества, начиная с Аристотеля, Ламарка, Дарвина и т. д. Раскрывается связь адаптации с другими свойствами жизни: «сущность жизни и источник ее развития определяются ее внутренними противоречиями, единством и борьбой таких противоположных процессов, как устойчивость и изменчивость, ассимиляция и диссимиляция. Адаптация выступает мерой единства этих противоположностей, результатом и средством разрешения внутренних и внешних противоречий жизни, а тем самым и одним из универсальных имманентных ее свойств» [16, 15].

    Большое значение социальная адаптация имеет для ребенка, находящегося в различных условиях: в семье, детском саду, школе. Адаптация в детском саду, позволяет ему чувствовать себя в группе естественно и наиболее полно проявлять себя. Для адаптированных детей воспитательная деятельность в группе наиболее плодотворна. В этом случае процесс и результат социального развития и воспитания ребенка во многом определяется программой и социально-педагогической деятельностью воспитателей.

    Стремление родителей, воспитателей детских садов, учителей школ создавать облегченные условия для воспитанников невольно сдерживает развитие их адаптационных возможностей. Такие дети в новых условиях испытывают большие трудности в адаптации, а следовательно, в самореализации и социальном развитии, например, не посещавшие детский сад значительно сложнее адаптируются к школе, школьному коллективу.

    Выдвинутые социальными педагогами теоретические положения социальной адаптации позволяют сделать вывод о том, что адаптация человека к постоянно меняющимся условиям окружающей среды начинается с самого раннего возраста. Включение ребенка в группу сверстников является также немаловажным этапом адаптации его к общественным нормам, его социализации.

    Различные страны социалистического содружеств разными путями шли к решению этой проблемы. В Coветском Союзе первой указала на ее важность Н.М. Аксарина, отметив определенные нарушения в поведении детей и разработав комплекс педагогических мероприятий для вновь поступающих детей. В ГДР научные и практические аспекты адаптации у младенцев и детей раннего возраста стали актуальными с середины 50-х годов. Этому способствовало увеличение числа детских дошкольных учреждений, дающих возможность женщине участвовать в общественной жизни. Наряду с этим в стране не было самостоятельного опыта по организации оздоровительной и воспитательной работы в детских дошкольных коллективах, поэтому в ГДР с 1956 г. начали проводиться наблюдения за детьми в периоде адаптации их к условиям пребывания в яслях, при переходе их из яслей в детский и при переходе детей из детского сада в школу. При этом адаптация определялась как достаточно кратковременный процесс взаимодействия с новыми условиями среды, который требует активных психологических форм приспособления [16, 10].

    Б НРБ особое внимание психологическим и педагогическим аспектам адаптации детей к условиям детских учреждений уделяется уже больше 15 лет (1959 - 1976). Лроф. В. Манова-Томова в совместной работе с С. Аврамовой и А. А. Атанасовой-Вуковой с 1969 г. впервые в НРБ на научной основе исследовала проблему преемственности воспитательной работы в яслях и детских садах. Эти исследования легли в основу разработки мероприятий по созданию благоприятных условий для облегчения периода адаптации при переходе детей из яслей в детский сад.

    С 1970 г. три социалистические страны – СССР, ГДР и НРБ – объединили свой научный поиск в области изучения особенностей феномена социальной адаптации у детей дошкольного возраста. При разработке проблемы общими задачами для всех трех стран были: 1) определение комплексной структуры ведущих биологических и социальных факторов, утяжеляющих течение адаптационного периода и повышающих заболеваемость детей в детских дошкольных учреждениях; 2) анализ проявлений адаптационного периода с использованием комплексных методов для определений параметров поведения, уровня физического и нервно-психического развитая, состояния здоровья и различных вегетативных функций; 3) поиск и разработка мероприятий, уменьшающих трудности адаптационного периода и способствующих сохранению оптимального состояния здоровья четей. Кроме того, каждая страна решала и ряд частных задач [16, 11].

    Так, в СССР проводились специальные исследования функциональных сдвигов в некоторых показателях вегетативных реакций и иммунологической реактивности (Гриднева Г.В.), а также катамнестическое обследование состояния здоровья и особенностей адаптационных реакций детей более старших возрастных периодов, перенесших тяжелую форму адаптации к яслям (Голубева Л. Г., Мышкис А. И.) [16, 11].

    До сих пор оставался неясным характер проявления адаптации в различных компонентах функциональных систем, в частности в вегетативной нервной системе, которая имеет существенное значение в деятельности приспособительных механизмов. Весьма важны так же сведения об изменении реактивности организма в этот период, о состоянии местного и общего иммунитета, поскольку очевидно, что от этих причин зависит исходадаптации: или постепенная нормализация всех показателей, или, что чаще наблюдается – заболевание ребенка в этот период.

    В ГДР специально изучали особенности перехода детей из яслей в детский сад, анализировали различные формы организации жизни 3-летних детей в яслях и детском саду и исследовали различия в адаптации детей с учетом медицинских; психологических и социальных параметров (Grosch, Schmidt, Neumann, Seidel). В НРБсконцентрировали внимание на изучении особенностейречевого поведения в периоде адаптации при переходе изяслей в детский сад и на разработке мероприятий, препятствующих задержке речевого развития (Манова-Томова В., Атанасова-Вукова А.).

    Для всех детей, воспитывающихся в детских дошкольных учреждениях, проблема социальной адаптации к условиям микросоциальной среды крайне актуальна. Проблема социальной адаптации при приеме детей в детские дошкольные учреждения приобретает значение для все большего числа детей. Повышение приспособительных возможностей ребенка, обогащение его социальны контактов очень существенны для формирования личности ребенка. Предотвращение тяжелых нарушений, особенно заболеваний в периоде адаптации, очень важная задача медико-педагогических исследований и практики.


    2. Теория и практика социальной адаптации ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения

    2.1. Современное социально-педагогическое обоснование проблемы адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения.

     

    Поступление ребенка в детский сад, как и любое другое изменение социальной среды, сказывается на его психическом и физическом состоянии. Переход из семьи в дошкольное учреждение часто протекает с большими трудностями. Этот возраст является особенно уязвимым для адаптации, поскольку именно в этот период ребенок менее всего приспособлен к отрыву от родных, более слаб и раним. В этот период происходит интенсивное физическое развитие, быстрыми темпами совершенствуются психические функции. Находясь на этапе становления, они в наибольшей степени подвержены колебаниям и даже срывам. Изменение условий среды и необходимость выработки новых форм поведения требуют от ребенка больших усилий.

    Естественные потребности детей, как отмечает А. Фрейд, довольно часто не совпадают с общепринятыми. Отсюда – конфликтное существование ребенка и общества и настоятельная необходимость ввести родителей в чуждый им эмоциональный мир ребенка.

    До того как ребенок достигнет определенной степени самостоятельности, он во всех своих потребностях зависим от окружающего мира, объясняет А.Фрейд. Там, где родители руководствуются в своих действиях не потребностями ребенка, а следуют безличным, жестким предписаниям, возникают сложности, которые обнаруживают себя в нарушениях сна, кормления, в возникновении процессов элиминации, страха одиночества. В четырех сферах этих отношений А. Фрейд фиксирует несовпадение естественных потребностей детей с общепринятыми в обществе требованиями: сон, кормление, воспитание опрятности, одиночество [17, 106].

    Изменение образа жизни приводит в первую очередь к нарушению эмоционального состояния, для которого характерны эмоциональная напряженность, беспокойство или заторможенность. Ребенок много плачет, стремится к физическому контакту со взрослыми или, наоборот, раздраженно отказывается от них, сторонится сверстников. Особенности поведения его в этот период во многом связаны с особенностями темперамента. Дети с флегматическим темпераментом будут вести себя скорее заторможено, с холерическим – наоборот, будут излишне возбуждаться. Разлука и встреча с родными протекают подчас очень бурно, экзальтированно: малыш не отпускает от себя родителей, долго плачет после их ухода, а приход вновь встречает слезами.

    Меняется активность ребенка по отношению к предметному миру. Игрушки оставляют его безучастным, интерес к окружающему снижается, падает уровень речевой активности, сокращается словарный запас.

    Общее подавленное состояние в совокупности с тем обстоятельством, что ребенок попадает в окружение сверстников и подвергается риску инфицирования вирусной флорой, нарушает реактивность организма, приводит к частым болезням.

    Различаются три степени адаптации: легкая, средняя и тяжелая. Основными показателями их являются сроки нормализации эмоционального самоощущения малыша, появление положительного отношения к воспитателям и сверстникам, интереса к предметному миру, частота и длительность острых заболеваний.

    Период легкой адаптации длится 1 – 2 недели. У ребенка довольно быстро нормализуются сон и аппетит, эмоциональное состояние, взаимоотношения с новыми людьми, восстанавливается активная деятельность. Отношения с близкими людьми не нарушаются. Острых заболеваний не возникает, снижение защитных сил организма выражено незначительно, к концу второй-третьей недели они приходят в норму.

    Во время адаптации средней тяжести нарушения в поведении и общем состоянии ребенка выражены ярче, привыкание к яслям длится дольше. Сон и аппетит восстанавливаются только через 15 – 40 дней; настроение неустойчиво в течение месяца, значительно снижается активность малыша. Он часто плачет, малоподвижен, не проявляет интереса к игрушкам, отказывается от занятий, не пользуется речью. Отчетливо выражены изменения в деятельности вегетативной нервной системы: это могут быть функциональное нарушение стула; бледность, потливость, тени под глазами, могут усилиться проявления экссудативного диатеза. Особенно ярко эти проявления отмечаются перед началом заболевания, которое протекает, как правило, в форме острой респираторной инфекции.

    Особую тревогу родителей и воспитателей вызывает состояние тяжелой адаптации. Ребенок начинает длительно и тяжело болеть, одно заболевание почти без перерыва сменяет другое. Защитные силы организма подорваны и уже не выполняют свою роль – не предохраняют его от инфекций. В некоторых случаях неадекватное поведение малыша настолько ярко выражено, что граничит с невротическим состоянием. Аппетит снижается сильно и надолго, может возникнуть стойкий отказ от еды или невротическая рвота при попытке накормить ребенка. Он плохо засыпает, вскрикивает и плачет во сне, просыпается со слезами; сон чуткий и короткий. Во время бодрствования ребенок подавлен, не интересуется окружающим, избегает других детей, ведет себя агрессивно.

    Тихо плачущий и безучастный, равнодушный к еде, к мокрым штанишкам, постоянно прижимающий к себе свою любимую игрушку, равнодушный к воспитателям и сверстникам или, наоборот, бурно выражающий протест против, новых условий криком, капризами, истериками, разбрасывающий предлагаемые ему игрушки, агрессивный – таким может быть ребенок в период тяжелой адаптации. Улучшение его состояния происходит очень медленно, в течение нескольких месяцев. Темпы развития замедляются по всем направлениям [5, 141].

    В результате анализа работы педагагов-практиков выделен ряд психофизических и социальных факторов, определяющих характер адаптации.

    Первая группа факторов связана с физическим состоянием ребенка. Здоровый, физически развитый малыш обладает лучшими возможностями системы адаптационных механизмов, он легче справляется с трудностями. Нервно и соматически ослабленные, быстро утомляющиеся, имеющие плохой аппетит и сон дети испытывают, как правило, значительно большие трудности в яслях. На состояние здоровья ребенка влияет течение беременности и родов матери, заболевания в период новорожденности и в первые месяцы жизни, частота заболеваний в период перед поступлением в детское учреждение. Токсикозы, болезни матери в период беременности могут вызвать неблагополучное созревание сложных систем организма, ведающих приспособлением к изменяющимся условиям внешней среды. Последующие заболевания неблагоприятно сказываются на иммунитете, могут затормозить психическое развитие. Отсутствие правильного режима, достаточного сна приводит к хроническому переутомлению, истощению нервной системы. Такой ребенок хуже справляется с трудностями адаптационного периода, у него возникает стрессовое состояние и как следствие – заболевание.

    Следующим фактором, влияющим на характер адаптации к новым условиям, является возраст, в котором малыш поступает в детское учреждение. Этот фактор имеет глубинную связь с привязанностью ребенка к близким и возникающими на этой основе невротическими формами поведения.

    Не менее важным фактором, влияющим на характер адаптации, является степень сформированности у ребенка общения с окружающими и предметной деятельности. Обычно процесс адаптации протекает более благополучно у малыша, владеющего навыками ситуативно-делового общения.

    Установлено, что дети, которые испытывают трудности в привыкании к детскому учреждению, чаще всего имеют в семье преимущественно эмоциональные контакты со взрослыми. Дома с ними мало играют, а если и играют, то не слишком активизируют инициативу, самостоятельность малышей. У таких детей чрезмерно развита потребность во внимании, ласке, физических контактах. Удовлетворить ее в общении с посторонними людьми трудно. В детском саду, где воспитатели не могут уделять ребенку столько же внимания, как в семье, он чувствует себя одиноко, неуютно; предпочитает играть один, не обращаясь к взрослому за помощью, не привлекая его к совместной игре. Таким образом, общение и предметная деятельность оказываются разобщенными. Общение протекает на эмоциональном уровне, а игра разворачивается в основном индивидуально. Необходимое для этого возраста сотрудничество не складывается, отсутствие навыков вступать в практическое взаимодействие со взрослым, сниженная игровая инициатива при повышенной потребности в общении приводят к сложностям во взаимоотношениях ребенка с окружающими.

    Таким образом, причиной трудного привыкания может стать рассогласование между слишком затянувшейся эмоциональной формой общения ребенка со взрослыми и становлением новой ведущей деятельности с предметами, предполагающей другую форму общения – сотрудничество.

    Легче всего адаптация протекает у малышей, которые умеют длительно, разнообразно и сосредоточенно действовать с игрушками. Впервые попав в ясли, они быстро откликаются на предложение воспитательницы поиграть, с интересом исследуют новые игрушки. В случае затруднения такие дети упорно ищут выход из ситуации, не стесняясь, обращаются за помощью к взрослому, любят вместе с ним решать предметные задачи: собрать пирамидку, матрешку, элементы конструктора. Для ребенка, умеющего хорошо играть, не составляет труда войти в контакт с любым взрослым, так как он владеет необходимыми для этого средствами.

    Характерной особенностью детей, которые с большим трудом привыкают к условиям дошкольного учреждения, является низкий уровень предметной деятельности, в том числе игровой. Их действия с предметами чаще имеют характер манипуляций, игры с сюжетными игрушками не увлекают их. Возникающие трудности либо оставляют их равнодушным, либо вызывают слезы и капризы.

    Большое влияние на течение адаптации оказывает отношение ребенка к ровесникам. Дети, которые с трудом привыкают к яслям, часто сторонятся сверстников, плачут при их приближении, иногда ведут себя агрессивно по отношению к ним. Неумение общаться с другими детьми в сочетании с трудностями в установлении контактов со взрослыми еще больше отягощает сложность адаптационного периода [5, 143].

    Таким образом, состояние здоровья, характер взаимоотношений с близкими, умение общаться со взрослыми и сверстниками, сформированность предметной и игровой деятельности ребенка – основные критерии, по которым можно судить о степени его готовности к поступлению в ДОУ.

    При таком подходе социальная адаптация дает дошкольнику возможность развиваться в соответствующем темпе в зависимости от своих возможностей и способностей. В рамках этой концепции существенно расширяется представление о развивающем пространстве дошкольного учреждения, изменяются его цели, которые состоят в следующем:

    • создание благоприятных условий для личностной самореализации, которая выводит ребенка на более высокий потенциально возможный уровень развития, приспосабливая (адаптируя) его к требованиям социума;
    • создание модели ценностно-ориентированной саморазвивающейся социально-педагогической системы, обеспечивающей разноуровневую, многопрофильную и обще культурную дифференциацию образовательного и воспитательного процессов.

    Следует принимать во внимание еще один немаловажный фактор, который может осложнить период адаптации ребенка. Он связан с психологическими особенностями родителей, особенно матери, и характером взаимоотношений в семье. Если мать тревожно-мнительна и слишком опекает ребенка, аффективно реагирует на все его состояния, к тому же обладает конфликтным характером, если сами родители испытывают трудности в общении с окружающими, если в семье часто происходят ссоры, - все это может стать причиной невротизации ребенка и его трудной адаптации к дошкольному учреждению.

    Важнейшее значение для благополучного протекания адаптационного периода имеет отношение педагогов к ребенку, эмоциональная атмосфера в группе и детском учреждении в целом.

     

    2.2. Общая характеристика развития ребенка дошкольного возраста

     

    Развитие дошкольников обусловлено противоречиями, которые возникают у них в связи с возникновением многих потребностей: в общении, игре, движениях, во внешних впечатлениях. От того, как будут развиваться потребности дошкольника, зависит психическое развитие и становление его личности.

    В дошкольном возрасте происходят усвоение эталонов и соответствие определенных предметов этим эталонам. Благодаря усвоению эталонов процесс восприятия действительности начинает приобретать опосредованный характер. Использование эталонов делает возможным переход от субъективной оценки воспринятого к его объективной характеристике.

    Усвоение общественно выработанных эталонов или мер меняет характер детского мышления. В развитии мышления к концу дошкольного возраста намечается переход от эгоцентризма (центрации) к децентрации. Это подводит ребенка к объективному, элементарному научному восприятию действительности.

    Д.Б. Эльконин представляет основную линию развития формы запоминания в дошкольном возрасте: в младшем дошкольном возрасте эффективность непроизвольного и произвольного запоминания одинакова, в среднем и старшем дошкольном возрасте эффективность непроизвольного запоминания выше, чем произвольного. И только в младшем школьном возрасте эффективность произвольного запоминания становится выше, чем непроизвольного.

    Становление произвольных форм запоминания исследует в своей работе А.Н. Леонтьев. Он ведет речь о становлении высших форм запоминания [18, 221].

    Расширение жизненных отношений ребенка-дошкольника, усложнение его деятельности и общения со взрослыми приводят к постепенному росту словарного состава его речи. Вместе с тем рост словаря, как и усвоение грамматического строя, находится, по мнению Д.Б. Эльконина, в зависимости от условий жизни и воспитания. Огромную роль здесь играют индивидуальные различия [18, 222].

    При правильных условиях воспитания к началу дошкольного возраста ребенок усваивает все основные звуки языка.

    Взаимодействие ребенка со средой и, в первую очередь, с социальным окружением, усвоение им опыта взрослых в различных видах деятельности (игровой, изобразительной, конструктивной, учебной, трудовой) играют первостепенную роль в его психическом личностном развитии.

    Игра в дошкольном возрасте становится возможной, поскольку ребенок уже овладел знаковой функцией сознания и использует предметы-заместители. В игре дети сознательно подражают взрослым, познают свойства предметов и учатся ими действовать, устанавливают определенные взаимоотношения.

    Исполнение ребенком какой-либо роли в игре дает ему возможность согласовывать свои действия со сверстниками, развивает способность к сопереживанию и формирует коллективистские качества. В игре у ребенка удовлетворяется потребность в признании и осуществляется самопознание. Игра – это школа социальных отношений, в которой моделируются формы поведения дошкольника.

    В этом возрасте ребенок выходит за пределы своего семейного мира и устанавливает отношения с миром взрослых людей.

    Благодаря возросшей самостоятельности ребенка условия его жизни существенно изменяются. Взрослый человек выводит ребенка в широкий мир человеческой деятельности. Рамки семьи расширяются до пределов улицы, поселка, города и жизни страны. По словам Д.Б. Эльконина, в этом открывающемся перед ребенком мире его прежде всего интересуют взрослые люди, действующие с целым рядом новых предметов, непосредственно недоступных ребенку, но чрезвычайно для него привлекательных. Ребенок открывает мнргообразнейшие общественные и трудовые функции взрослых людей и не менее многообразные отношения между людьми [18, 220].

    Открытие нового мира серьезной человеческой деятельности пробуждает у ребенка активное желание участвовать в этой жизни. Однако из-за неподготовленности ребенка не может быть реализации в форме непосредственного участия ребенка во всей жизни, деятельности и отношениях взрослых людей.

     

    2.3. Обобщение опыта работы по социальной адаптации ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения

     

    Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания ребенка. Именно этот период приобщения ребенка к познанию окружающего мира является начальным этапом его социализации. В дошкольном возрасте происходит развитие мышления, формируется познавательный интерес и любознательность. Приобретает большое значение развитие личности в системе образования, ее базисных черт: детской компетентности, креативности, инициативности, активности, самостоятельности, коммуникабельности.

    Поступление ребенка в дошкольное учреждение – процесс сложный и для самого малыша, и для взрослых. Для ребенка это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить. Малышу предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье. Четкий режим дня, отсутствие родителей, другой стиль общения, контакт со сверстниками, новое помещение – все эти изменения создают для ребенка стрессовую ситуацию. Все это может вызвать у малыша защитную реакцию в виде плача, отказа от еды, сна, общения с окружающими.

    И педагоги, и родители должны понимать, насколько ответствен момент выхода ребенка в детский сад, насколько серьезные, хотя и не сразу бросающиеся в глаза последствия он может иметь.

    Чтобы привыкание ребенка к детскому саду было максимально безболезненным, необходим комплексный социально-педагогический подход к решению проблемы адаптации.

    Необходимое условие успешной адаптации – согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и в детском саду. Изучение ребенка до поступления его в дошкольное учреждение, а также знакомство с образом жизни его семьи позволяют в значительной степени смягчить течение адаптационного периода.

    Все привычки и особенности ребенка сразу выяснить сложно, но в беседе и в процессе анкетирования можно узнать, каковы характерные черты его поведения, интересы, склонности, и сделать прогноз готовности ребенка к поступлению в дошкольное учреждение.

    Предварительное знакомство воспитателя с ребенком и родителями.

    Прежде всего воспитателю нужно хорошо осознать необходимость совместной работы с родителями, которая должна начинаться до прихода ребенка в дошкольное учреждение. Социально-педагогическая деятельность воспитателя заключается в знакомстве с родителями, налаживании контакта с малышом в привычных для него домашних условиях. Если по какой-то причине посещение семьи затруднено, можно организовать встречу с ним на территории детского учреждения. Мама может в течение нескольких недель приводить ребенка на детскую площадку в то время, когда на ней играют дети, познакомить его с воспитателем и детьми. То же самое можно сделать в групповой комнате, где ребенок познакомится с игрушками, обстановкой. Такое посещение должно быть достаточно регулярным, но не длительным. Главное – заинтересовать малыша новой для него ситуацией, вызвать у него желание еще раз придти, предупредить появление страха перед посторонними людьми и новой средой.

    Перед поступлением ребенка в дошкольное образовательное учреждение воспитателю следует обсудить с родителями ряд проблем: узнать его распорядок дня, поинтересоваться, как он пользуется туалетом, как засыпает и просыпается, в какое время лучше спит, умеет ли есть сам, какую пищу предпочитает, есть ли в семье ритуалы по поводу режимных моментов (например, укачивают его на руках, поют перед сном колыбельную песню, дают соску). Воспитатель должен познакомить родителей с распорядком дня в детском саду, обсудить проблему согласования его с распорядком дня, принятым в семье, полученную информацию учитывать в процессе последующей индивидуальной работы с ребенком.

    Воспитатель необходимо узнать, какой тип общения предпочитает малыш. Если превалирует эмоционально-личностное общение с близкими, нужно посоветовать родителям побольше играть с ребенком в игры с предметами и сюжетными игрушками.

    Воспитатель должен знать, в какой степени ребенок владеет навыками самообслуживания. Если он привык, что все за него делают взрослые, нужно обратить внимание родителей на то, чтобы они поощряли в нем стремление сделать что-то самостоятельно, поддерживали желание самому есть, одеваться и прочее.

    Необходимо выяснить, как ребенок относится к посторонним взрослым. Если он пугается их, плачет, прячется за маму, отказывается от общения с ними, можно посоветовать родителям расширить круг общения малыша: приглашать в гости знакомых, ненадолго водить ребенка к своим друзьям. Расширение круга общения в домашней обстановке будет воспитывать в нем доверчивость к людям, открытость, умение ладить с ними. Избавление от чрезмерной привязанности к родным поможет быстрее привыкнуть к новому окружению.

    Следует узнать, умеет ли ребенок общаться с другими детьми. Если он испытывает трудности в этой сфере, нужно посоветовать родителям почаще водить его на детские площадки, приглашать в гости сверстников, налаживать совместную игру с ними.

    Наиболее важной деятельностью педагога, психолога, медицинского работника в период адаптации ребенка к условиям ДОУ является социально-педагогическое консультирование родителей. В период адаптации малыша к условиям дошкольного учреждения многие родители испытывают трудности и нуждаются в индивидуальных консультациях.

    Адаптация – процесс развития приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия. Основы биологической адаптации закладываются еще во внутриутробном периоде, а социальная адаптация начинается с рождения ребенка. Благоприятные бытовые условия, соблюдение режима питания и сна, гигиенические навыки – чистота, свежий прохладный воздух в помещении, спокойные взаимоотношения членов семьи – все это и многое другое не только полезно для здоровья, но и является основой для нормальной адаптации ребенка при поступлении его в детский сад.

    У одних детей этот процесс протекает достаточно быстро и легко, у других длительно и трудно, что зависит от типа нервной системы, возраста, состояния здоровья, уровня развития, условий воспитания в семье.

    Педагогические приемы, способствующие адаптации ребенка к условиям ДОУ. Первая встреча ребенка с воспитателем чрезвычайно важна для развития последующих взаимоотношений между ними. Поэтому главное в социально-педагогической деятельности на начальном этапе адаптации – наладить контакт с ребенком. Легче всего установить его в группе, в присутствии матери, которое на первых порах необходимо для ребенка. Воспитатель должен приветливо встретить малыша, помочь маме раздеть его, вместе с нею провести его в группу, познакомить с детьми, поиграть. Если мама по каким-либо причинам не может надолго остаться с малышом, она предупреждает его, что уходит, но скоро обязательно вернется.

    Для маленького ребенка очень важно постоянство среды. Он чувствует себя спокойнее, когда его окружают знакомые ему вещи. Задача социального педагога – сделать первые дни пребывания его в группе максимально комфортными, благоприятными для его эмоционального благополучия. Облегчить переживание одиночества, уменьшить страх разлуки с родителями помогут любимая игрушка, бутылочка с соской, из которой ребенок пьет дома, какая-нибудь вещь, принадлежащая маме или папе, небольшой семейный альбом. Эти вещи ребенок может хранить в своем шкафчике или в кроватке, играть с ними, когда захочет, засыпать с ними. Можно посоветовать родителям принести из дома одеяльце ребенка, застелить им его кроватку. Можно также прикрепить к спинке кроватки фотографию мамы.

    Часто в первые дни посещения ДОУ ребенок стремится к постоянному физическому контакту с воспитателем, не отпускает его от себя, что серьезно затрудняет работу взрослого, который должен уделять внимание всем детям, организовывать режимные моменты и пр. Проблема становится еще более сложной, если в группу поступают сразу несколько новичков. Тогда прием их должен проходить постепенно, не более 2 – 3 малышей в неделю.

    Самое главное – завоевать доверие ребенка, его привязанность. Нужно дать ему почувствовать, что его понимают и принимают. Если же он не отпускает воспитателя от себя, постоянно зовет маму, педагог не должен игнорировать желание ребенка, а тем более поддразнивать его и ругать.

    Ободрив малыша, воспитатель старается переключить его внимание на игрушки, предлагает рассмотреть, что находится в помещении; некоторое время играет вместе с малышом, затем предлагает ему некоторое время поиграть самостоятельно одному, пообещав быстро вернуться. Свое обещание необходимо выполнить, тогда ребенок поймет, что взрослый всегда рядом. Если же он постоянно следует за взрослым, его можно подключить к своему делу, что позволит воспитателю выполнять свои обязанности, находиться рядом с малышом и в то же время постепенно увеличивать дистанцию между ним.

    Если ребенок равнодушен к окружающему, ему следует уделить побольше внимания, подобрать такое занятие, которое отвлекло бы его от переживаний. Если малыш не откликается на предложения взрослого поиграть, воспитатель использует косвенные способы вовлечения его в ту или иную деятельность; например, садится рядом с ним и начинает рисовать картинку, лепить фигурку, разговаривать с куклой и т.п. Для таких случаев желательно иметь в группе привлекательные «загадочные» игрушки, которые вызывают особый интерес у детей. Интерес ребенка может вызвать игра взрослого с другими детьми неподалеку от него.

    Включение ребенка в распорядок дня группы следует проводить с особым вниманием к его индивидуальным предпочтениям.

    Формирование адаптационных механизмов зависит в первую очередь от умения воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и любви в группе. Ребенок должен удостовериться в том, что педагог готов взять на себя заботу о его благополучии. Первые контакты с ребенком должны быть контактами помощи и заботы. Основная задача педагога – заслужить доверие ребенка.

    Педагогу, работающему с детьми дошкольного возраста, следует прежде всего любить малышей, и эта любовь должна проявляться в его облике, словах и действиях.

    Детям нравится в воспитателях: эмоциональность и искренность, доброта и отзывчивость, веселое настроение и умение создать его у других, способность увлеченно играть и придумывать истории, негромкая речь и мягкие, ласковые движения.

    Педагог-профессионал владеет арсеналом приемов, позволяющих затормаживать отрицательные эмоции малышей. Он может предложить:

    • игры с песком и водой (дать детям небьющиеся сосуды разного объема, ложки, воронки, сита, пусть малыш переливает воду из одной емкости в другую или вылавливает сачком шарики, рыбок);
    • монотонные движения руками (нанизывание колец пирамидки или шариков с отверстием на шнур);
    • сжимание кистей рук (дайте малышу резиновую игрушку-пищалку, пусть он сжимает и разжимает кисть руки и слушает, как пищит игрушка);
    • рисование фломастерами, маркерами, красками; слушание негромкой, спокойной;
    • заняться смехотерапией [6, 22].

    Социальной адаптации ребенок учиться на основании собственного опыта, в процессе воспитания и обучения. Тренировка способности к социальной адаптации расширяет возможности приспособления, то есть активной к новым требованиям и выработки соответствующих форм поведения. Большая податливость и пластичность нервной системы ребенка усиливает эти возможности.

     

    Заключение

     

    Для всех детей, воспитывающихся в детских дошкольных учреждениях, проблема социальной адаптации к условиям микросоциальной среды крайне актуальна. Проблема социальной адаптации при приеме детей в детские дошкольные учреждения приобретает значение для все большего числа детей. Повышение приспособительных возможностей ребенка, обогащение его социальны контактов очень существенны для формирования личности ребенка. Предотвращение тяжелых нарушений особенно заболеваний в периоде адаптации очень важная задача медико-педагогических исследований и практики.

    Поступление ребенка в детское учреждение часто сопровождается негативными проявлениями в его самочувствии и поведении: появляется эмоциональная напряженность, беспокойство или заторможенность; снижается активность по отношению к предметному окружению, инициативность в общении со взрослыми и сверстниками; нарушается аппетит, сон, возрастает восприимчивость к болезням. В зависимости от выраженности этих симптомов различаются три степени адаптации ребенка к детскому учреждению: легкая, средняя и тяжелая.

    В ходе комплексного исследования были выделены три фазы социально-адаптивного процесса:

    - острая фаза сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к физиологическим и психическим расстройствам;

    - подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребенка, то есть все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам, на фоне замедленного темпа развития, особенно психического;

    - фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, и дети наконец преодолевают трудности в общении и поведении.

    Важнейшими факторами, определяющими характер протекания адаптационного периода в раннем возрасте, являются физическое состояние ребенка, его возраст, сформированность общения со взрослыми и сверстниками, уровень развития предметной деятельности. Социальное окружение также должно адаптироваться к индивидуальным особенностям каждого ребенка. Таким образом, в основе технологий социализации дошкольника лежит психолого-педагогическая концепция гармонизации взаимоотношений личности, среды, сверстников, педагогического коллектива, родителей.

    В детских дошкольных учреждениях ведущая деятельность дошкольников – игра, которая из хаотичной и поверхностной под воздействием специалистов переходит в планомерную и углубленную. Это приводит к адаптации ребенка к собственным внутренним изменениям, связанным с взрослением, к изменившимся требованиям, предъявляемым к нему в семье и другими взрослыми, к требованиям и нормам детского коллектива

    Для облегчения адаптации его к детскому учреждению социальные педагоги должны создавать специальные условия: организуют предварительное знакомство с семьей, согласовывают режим и воспитательные воздействия педагогов и родителей, привлекают мать или близкого взрослого к участию в режимных моментах, прогулках, играх и занятиях группы, налаживают эмоциональные и деловые контакты с ребенком.

    Социальной адаптации ребенок учится на основании
    собственного опыта, в процессе воспитания и обучения.
    Тренировка способности к социальной адаптации расширяет возможности приспособления, т. е. активной перестройки к новым требованиям и выработки соответствующих форм поведения. Большая податливость и пластичность нервной системы ребенка увеличивает эти возможности. При этом проявляются возрастные особенности и критические периоды в приспособительных возможностях ребенка, которые взаимосвязаны с этапами развития коммуникативных отношений с другими людьми и переработкой информации в мозге ребенка, а следовательно, с его способностью субъективного отражения окружающей среды и существующих связей.

     

    Список литературы

    1. Андриенко Е.В. Социальная психология: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 264 с.

    2. Василькова Ю.В. Социальная педагогика: курс лекций: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова. – 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 448 с.

    3. Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей дет. сада / Под ред. Л.И. Каплан. – М.: Просвещение, 1983. – 80 с.

    4. Волков Б.С. Возрастная психология. В 2-х ч. Ч.1: От рождения до поступления в школу: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям / Б.С. Волков, Н.В. Волкова; под ред. Б.С. Волкова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 366 с.

    5. Галигузова Л.Н. Педагогика детей раннего возраста: учеб. пособие для студентов вузов / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2007. – 301 с.

    6. Жердева Е.В. Дети раннего возраста в детском саду (возрастные особенности, адаптация, сценарии дня) / Е.В. Жердева. – Изд. 3-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 186 с.

    7. Крысько В.Г. Социальная психология: учебник для вузов / Крысько В.Г. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Эксмо, 2009. – 688 с.

    8. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – Учебное пособие для студентов вузов – М.: ТЦ «Сфера». – 2001. – 464 с.

    9. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Учебник. – М.: Гардарики, 2005. – 269 с.

    10. Минияров В.М. Педагогическая психология: учебное пособие / В.М. Минияров – М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт, 2008. – 288 с.

    11. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. Для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. – 4-е изд., доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 200 с.

    12. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – 7-е изд., стереотип. – М.:Издательский центр «Академия», 2002. – 456 с.

    13. Немов Р.С. Социальная психология: Учебное пособие / Р.С. Немов, И.Р.Алтунина – Спб.: Питер, 2008. – 432 с.

    14. Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2005. – 175 с.

    15. Сертакова Н.М. Игра как средство социальной адаптации дошкольников: Методическое пособие для педагогов ДОУ. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009. – 64 с.

    16. Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях / Под ред. Р.В. Тонковой-Ямпольской (СССР), Е.Шмидт-Кольмер (ГДР), А. Атанасовой-Вуковой (НРБ), - М.: Медицина, 1980. – 235 с.

    17. Сухов А.Н. Социальная психология: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 240 с.

    18. Шаграева О.А. Детская психология: Теоретический и практический курс: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 368 с.

    19. Фролова А.Н. Дошкольная педагогика: конспект лекций / А.Н. Фролова. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 251 с.

     

     

     

    ПРИЛОЖЕНИЕ

    Словарь терминов

     

    Адаптация – процесс и результат становления индивида социальным существом.

    А.В.Мудрик

    Адаптационная подготовка [лат. adapto – приспособляю] (в социальной психологии) – процесс и результат целенаправленного накопления личностью или группой социального опыта жизнедеятельности в меняющихся ситуациях взаимодействия с различными индивидами, общностями и широким социумом, а также специально организованного тренинга, направленного на выработку и освоение способов и приемов приспособления к новым, незнакомым условиям функционирования и завоевания в их рамках активной позиции и собственно субъектной роли.

    Ю.М. Кондратьев

    Адаптационный потенциал [лат. potentia – сила, мощь] (в социальной психологии) – уровень приспособления латентных и явных возможностей группы или личности к новым или меняющимся условиям социального взаимодействия.

    Ю.М. Кондратьев

    Адаптация социальная [лат. adapto – приспособляю и socialis – общественный] – 1) постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды; 2) результат этого процесса. Соотношение этих компонентов, определяющее характер поведения, зависит от целей и ценностных ориентации индивида, возможностей их достижения в социальной среде. Несмотря на непрерывный характер А. с, ее обычно связывают с периодами кардинальной смены деятельности индивида и его социального окружения. Основные типы адаптационного процесса – тип, характеризующийся преобладанием активного воздействия на социальную среду, и тип, определяющийся пассивным, конформным принятием целей и ценностных ориентации группы, - формируются в зависимости от структуры потребностей и мотивов индивида. Важным аспектом А. с. является принятие индивидом социальной роли. Этим обусловлено отнесение А. с. к одному из основных социально-психологических механизмов социализации личности. Эффективность А. с. в значительной степени зависит от того, насколько адекватно индивид воспринимает себя и свои социальные связи. Искаженное или недостаточно развитое представление о себе ведет к нарушениям А. с, крайним выражением которых является аутизм. В западной психологии проблема А. с. разрабатывается в рамках направления, возникшего на базе необихевиоризма и ответвлений психоаналитической психологии (психоанализ), связанных с культурной антропологией и психосоматической медициной. При этом главное внимание уделяется нарушениям адаптации (невротическим и психосоматическим расстройствам, алкоголизму, наркомании и т.п.) и способам их коррекции.

    П. Г. Белкин

    Адаптивность - неадаптивность – тенденции функционирования целеустремленной системы, определяющиеся соответствием (несоответствием) между ее целями и достигаемыми в процессе деятельности результатами (В.А. Петровский). А. выражается в согласовании целей и результатов. Различия в трактовке целей функционирования системы обусловливают разные варианты возможной адаптивной направленности: гомеостатический вариант (адаптивный исход здесь состоит в достижении равновесия), гедонистический (адаптивный исход – наслаждение, избегание страдания), прагматический (адаптивный исход – практическая польза, успех) и т.п. В рамках анализа самодвижения деятельности преодолевается ограниченность представлений о человеке лишь как об адаптирующемся существе, вводится представление не только о негативном, но и, возможно, позитивном характере неадаптивности. Н. означает существование противоречивых отношений между целью и результатами функционирования целеустремленной системы: намерения человека не совпадают с деяниями, замыслы – с воплощением, побуждения к действию – с его итогами. Это противоречие неизбежно и неустранимо, но в нем – источник динамики деятельности, ее реализации и развития. Так, если цель не достигнута, оно побуждает продолжать деятельность в заданном направлении. Если же результат богаче исходных устремлений, то при участии механизмов рефлексии это противоречие стимулирует уже не продолжение, а развитие деятельности. Н. есть также и особый мотив, направляющий развитие личности и проявляющийся в надситуативной активности – в специфической привлекательности действий с заранее не предрешенным исходом. Предметом влечения становится граница между противоположными исходами действия, сама возможность взаимоисключающих исходов. Влечение к этой границе входит в состав сложных форм мотивации поведения: в сфере познания (здесь притягательна граница между известным и неизведанным), творчества (граница между возможным и невозможным), риска (граница между благополучием и угрозой существованию), игры (граница между воображаемым и реальным), доверительных контактов между людьми (граница между открытостью другим людям и защищенностью от них) и др. Н. может выступать и как дезадаптивность в случае постоянной неуспешности попыток индивида реализовать цель или в случае образования двух и более равнозначимых целей, что может свидетельствовать о незрелости личности, невротических отклонениях, дисгармониях в сфере принятия решений или являться прямым результатом экстремальности ситуации.

    В.А. Петровский

    Воспитание – относительно осмысленное и целенаправленное взращивание человека, более или менее последовательно способствующее адаптации человека в обществе и создающее условия для его обособления в соответствии со спецификой целей групп и организаций, в которых оно осуществляется.

    А.В.Мудрик

    Социализация – развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направленными и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах.

    А.В.Мудрик

    Социализация (от лат. socialis - общественный) – процесс становления личности, усвоение индивидом языка, социальных ценностей и опыта (норм, установок, образцов поведения), культуры, присущих данному обществу, социальной общности, группе, воспроизводство и обогащение м социальных связей и социального опыта.

    Л.В.Мардахаев

    Социальная адаптация ребенка – процесс и результат согласования индивидуальных возможностей и состояния ребенка с окружающим миром, приспособления его к изменившейся среде, новым условиям жизнедеятельности, структуре отношений в определенных социально-психологических

    Л.В.Мардахаев


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    социальная адаптация детей младшего возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения

    Детство – страна удивительная. В ней все возможно, все по­зволено. Слабый и беззащитный может стать сильным и всемо­гущим, скучное и неинтересное может оказаться веселым и за­нимательным. ...

    Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения

    Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.   Особенности поведения детей в период адаптации.   Формы работы по организации процесса адапта...

    Программа по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения «ДОМ, В КОТОРОМ ХОРОШО МАЛЫШАМ И ВЗРОСЛЫМ» МДОУ «ЦРР «Кристаллик» - детский сад № 30» г.Железногорск Курской области МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

    -Как максимально адаптировать дошкольное образовательное учреждение к потребностям и интересам конкретного ребенка.-Как организовать педагогический процесс в ДОУ в ходе адаптации ребенка к новым услов...

    Программа по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения «ДОМ, В КОТОРОМ ХОРОШО МАЛЫШАМ И ВЗРОСЛЫМ» МДОУ «ЦРР «Кристаллик» - детский сад № 30» г.Железногорск Курской области

    КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИКИНПО(ПКиПП)СОО Программа по адаптации детейраннего дошкольного возрастак условиям дошкольногообразовательного учреждения«ДОМ, В КОТОРОМ ХОРОШО МАЛЫШАМ ...

    Программа адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения «ДОМ, В КОТОРОМ ХОРОШО МАЛЫШАМ И ВЗРОСЛЫМ»

    Проблема социальной адаптации ребенка не нова, однако до сих пор остается одной из актуальных. Социальная адаптация ребенка перестает рассматриваться в биологическом аспекте приспособления индивида к ...

    «Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения»

      Актуальность проблемы адаптации детей к ДОУ занимает в дошкольной педагогике ведущее место. Это связано с тем, что детский сад – новый период в жизни ребенка и поступление в него сопряже...

    Авторская программа по адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения « ЗВЕЗДОЧКИ»

    Авторская программа адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения обеспечивает создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком периода адаптац...