Программа адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения «ДОМ, В КОТОРОМ ХОРОШО МАЛЫШАМ И ВЗРОСЛЫМ»
рабочая программа (младшая группа) по теме

Гоняева Елена Ивановна

Проблема социальной адаптации ребенка не нова, однако до сих пор остается одной из актуальных. Социальная адаптация ребенка перестает рассматриваться в биологическом аспекте приспособления индивида к новым условиям окружающей среды. Перерастая рамки проблемы приспособления ребенка к новой социальной ситуации в ДОУ, она выходит в совершенно иную плоскость изучения.Программа разработана в силу особой актуальности проблемы адаптации детей младшего возраста к детскому саду. Отражая эффективные подходы к комплексному решению вопросов адаптации, определяет основные направления, задачи, а также план действий. Программа способна изменить лицо образовательного учреждения и создать новые условия для воспитания здоровой личности.

    В данном пособии представлен опыт работы МДОУ ЦРР «Кристаллик» - детский сад № 30. Инновационное содержание программы, апробированное через эксперимент, позволит обеспечить качество образовательного процесса и адаптации детей раннего возраста к детскому саду в условиях введения ФГТ.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_adaptatsii_2012_g.docx221.3 КБ

Предварительный просмотр:

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

КИНПО(ПКиПП)СОО

                                                Адаптация

                       детей  раннего дошкольного возраста

к условиям дошкольного

 образовательного учреждения

 «ДОМ, В КОТОРОМ ХОРОШО МАЛЫШАМ И ВЗРОСЛЫМ»

МДОУ ЦРР «Кристаллик» - детский сад № 30 г.Железногорск Курской области

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

КУРСК, 2012

Печатается по решению РИС

КИНПО(ПКиПП)СОО

Составители:

Носаченко Т. М., заведующая МДОУ ЦРР «Кристаллик» - детский сад № 30 г. Железногорска

Артеменко О. Н., Аносова Н.Б., заместители заведующей по воспитательно образовательной деятельности МДОУ ЦРР «Кристаллик» - детский сад № 30 г. Железногорска

Руководители опытно-экспериментальной площадки:

Перминова Л.Я., преподаватель кафедры ДиНО КИНПО(ПКиПП)СОО

Творческая группа:

сотрудники МДОУ ЦРР «Кристаллик» - детский сад № 30 г. Железногорска:

педагог-психолог - Муханова Е. И.

 учитель-логопед - Дружко Л. В.

музыкальные руководители – Гоняева Е. И., Зуева Т. В.,

воспитатели -  Кащеева Л. П., Катогарова О. С., Бирюкова Т. Д., Медведева О. В.

В данном пособии представлен опыт работы МДОУ ЦРР «Кристаллик» - детский сад № 30 г. Железногорска Курской области по адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждени

Носаченко Т. М., Артеменко О. Н., Аносова Н. Б.,2012г.

КИНПО(ПКиПП)СОО, 2012 г.

Содержание:

  • Пояснительная записка 2                                                                                                      
  •  Основные положения      3                                                                              
  • План работы клуба «Мамина школа»     5                                                   
  • План работы клуба «Дружная семейка» 6                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            
  • План работы клуба «Здоровый малыш»  10                                                                                                                                                            
  • Центр психолого-медико-педагогической поддержки 14                                                                                                        
  • Модель комфортной адаптации детей   17                                                                                                                                                                                                                                                      
  • Приложения     17                                                                                            

- Планирование различных видов деятельности  педагога-психолога «Солнечный зайчик».  

-Тематическое планирование непосредственно образовательной деятельности воспитателей в период адаптации детей к детскому саду.

- Адаптированные диагностики и методики.

  • Список литературы:           18                                                                        

1

Пояснительная записка

Проблема социальной адаптации ребенка не нова, однако до сих пор остается одной из актуальных. Социальная адаптация ребенка перестает рассматриваться в биологическом аспекте приспособления индивида к новым условиям окружающей среды. Перерастая рамки проблемы приспособления ребенка к новой социальной ситуации в ДОУ, она выходит в совершенно иную плоскость изучения.

-Как максимально адаптировать дошкольное образовательное учреждение к потребностям и интересам конкретного ребенка?

-Как организовать педагогический процесс в ДОУ в ходе адаптации ребенка к новым условиям?

-Как включать детей не посещающих дошкольные образовательные учреждения, в общий контекст возрастного развития?

Программа разработана в силу особой актуальности проблемы адаптации детей младшего возраста к детскому саду. Отражая эффективные подходы к комплексному решению вопросов адаптации, определяет основные направления, задачи, а также план действий. Программа способна изменить лицо образовательного учреждения и создать новые условия для воспитания здоровой личности. В результате работы на базе детского сада в течение нескольких лет региональной опытно-экспериментальной площадки по проблеме «Взаимодействие ДОУ с семьей в период адаптации ребенка к детскому саду» была создана и апробирована  эффективная система работы в ДОУ по организации жизни детей дошкольного возраста в период адаптации к детскому саду. В данном пособии представлен опыт работы МДОУ ЦРР «Кристаллик» - детский сад № 30. Инновационное содержание программы, апробированное через эксперимент, позволит обеспечить качество образовательного процесса и адаптации детей раннего возраста к детскому саду в условиях введения ФГТ.  

2

2. Основные положения:

Цели и задачи программы  «Дом, в котором хорошо малышам и взрослым»:

  • Обеспечить реализацию приоритетов государственной политики в сфере образования в ДОУ на основе внедрения современных методов взаимодействия с семьей  в период адаптации ребенка к детскому саду, научно-обоснованной организации функционирования медико-психолого-педагогической службы и методического обеспечения.  
  • создать условия для охраны и укрепления здоровья детей, облегчения периода адаптации к условиям дошкольного учреждения;
  • организация интегрированного взаимодействия всех заинтересованных в развитии ребенка сторон (педагоги, медицинский персонал, родители);
  • организация в группах ДОУ функциональной предметно-развивающей среды;
  • разработка критериев оценки процесса адаптации;
  • обеспечение социального благополучия ребенка в условиях семьи и детского сада;
  • обеспечение психического здоровья и всестороннего развития ребенка в условиях семьи и детского сада;

          Законодательно-нормативное обеспечение программы:

  • Закон РФ «Об образовании»;
  • Санитарные нормы и правила, утвержденные совместным постановлением Министерства образования РФ и Госсанэпиднадзором;
  • Городская долгосрочная инновационная межведомственная целевая программа «Здоровый ребенок на 2012-2015г.г.»;
  • Устав образовательного учреждения и основная общеобразовательная программа дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка «Кристаллик»-детский сад №30»;

                                  Ожидаемые результаты:

  • предотвращение дезадаптации детей к детскому саду;
  • снижение уровня заболеваемости;
  • высокий процент детей с легкой и средней степенью адаптации и уровнем эмоционального благополучия;

                     

 

 3

 

  • осуществление комплексного подхода специалистов ДОУ к организации адаптационного периода;
  • понимание педагогами, родителями, что проводимая работа по вхождению ребенка в жизнь детского сада - залог успешной, безболезненной и легкой адаптации детей.

   

           Объекты программы:

  • дети дошкольного  образовательного учреждения;
  • семьи детей, посещающих образовательное учреждение;
  • педагогический коллектив образовательного учреждения.

Основные принципы программы:

  • Принцип научности - подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на адаптацию детей, научно обоснованными и практически апробированными методиками;
  • принцип активности и сознательности — участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по адаптации детей раннего дошкольного возраста;
  • принцип комплексности и интегративности - решение задач по адаптации детей раннего дошкольного возраста в системе всего воспитательно-образовательного процесса и всех видов деятельности;
  • принцип адресованности и преемственности — учет разноуровневого развития и состояния здоровья детей;
  • принцип результативности и гарантированности — реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки в период адаптации к детскому саду, гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня физического развития детей.

 

Структура программы:

Центр психолого-медико-педагогической поддержки

  • Клуб

«Мамина школа»

  • Клуб

 «Дружная семейка»

  • Клуб

«Здоровый малыш»

4

3. План работы клуба «Мамина школа»

(с момента постановки на учёт в женской консультации и  до предоставления места в детском саду)

Цели и задачи:    

  • Установление раннего сотрудничества детского сада и семьи в вопросах воспитания детей раннего возраста и их адаптации к детскому саду.
  •  Организовывать и осуществлять взаимодействие с родителями детей, не посещающих ДОУ, будущих воспитанников детского сада.
  • Оказывать квалифицированную консультативную помощь родителям по проблемам воспитания детей, их развития и адаптации через взаимодействие с женской консультацией и детской больницей.
  • Профилактика дезадаптации детей при поступлении в детский сад.
  • Обмен опытом и мнениями настоящих и будущих родителей детского сада.
  •  Пропаганда положительного опыта семейного воспитания.
  • Популяризация деятельности ДОУ среди населения микрорайона.
  • Повышение педагогических знаний родителей о детях раннего возраста.

Основные направления деятельности:

  • организационная работа
  • работа с родителями

  •   Организационная работа:

  • Красочный рекламный проспект о детском саде;
  • Информация для родителей в холле детской поликлиники;
  • Информация для родителей в холле женской консультации;
  • Информация для жителей микрорайона на информационных стендах с планом работы клуба «Мамина школа» и контактными телефонами;
  • Персональные приглашения в семьи, где подрастают малыши;
  • Изготовление письменных консультаций, рекомендаций, памяток по проблемам воспитания детей, их развития, адаптации;

  • Работа с родителями:

  • Встречи со специалистами (по запросу);
  • Встречи с родителями по запросу;

5

  • Распространение письменных консультаций, рекомендаций, памяток по проблемам воспитания детей, их развития, адаптации   через взаимодействие с участковыми педиатрами и участковыми гинекологами;
  • Индивидуальные консультации (по уходу за ребенком, проблемам воспитания, развития и адаптации ребенка к ДОУ, практическая помощь в организации занятий с детьми дома) (по запросу);
  • Теоретические семинары — 2 раза в год с привлечением родителей детей уже посещающих детский сад по следующим темам:

- «Растим малыша- здоровым! »

- «Правила жизни моего малыша»

- «Как подготовиться к детскому саду» и др.

4. План работы клуба «Дружная семейка»

(с момента предоставления ребенку места в детском саду до поступления ребенка в детский сад)

Цели и задачи:

- Создать условия для охраны и укрепления здоровья детей, облегчения периода адаптации к условиям дошкольного учреждения.

- Проводить целенаправленную работу по подготовке детей к детскому саду

- Обеспечить комплексный подход специалистов ДОУ к организации адаптационного периода.

- Повышать психолого-педагогическую культуру родителей с целью создания благополучных условий для адаптации  ребенка к детскому саду, оказывать медико-психолого-педагогической помощь родителям детей раннего возраста.

- Ориентировать родителей на активное взаимодействие со специалистами ДОУ, направленное на профилактику дезадаптации.

 

Основные направления деятельности:

  • организационная работа
  • родительские собрания
  • совместные мероприятия для родителей и детей
  • психологическое обеспечение
  • социально-педагогическая деятельность
  • медико-оздоровительная работа

 

6

  • Организационная работа:

- Беседа с родителями. Знакомство с документами, регламентирующими деятельность ДОУ. Заключение родительского договора. (Зав. д/с)

- Комплектование групп и составление подвижного графика поступления детей в ДОУ. (Зав. д/с)

-  Изготовление фотоальбомом «Как мы весело живем и танцуем и поем!»,

-информационных стендов «Для вас, родители!»,

- фотовыставки «Мой детский сад»,

-подготовка видеофильма «Жизнь детского сада»,

-экспозиции «Наши дети - наша радость». (Старш.восп., воспит.)

  • Приглашение  родителей на  первое родительское собрание. (Старш.восп.)
  • Изготовление поделок в подарок малышам  детьми подготовительных групп.

 

  • Родительские собрания:

- Первое родительское собрание:

(Знакомство с программой работы клуба «Дружная семейка» для родителей и детей , впервые поступающих в детский сад. Демонстрация видеофильма «Жизнь детского сада».

Экскурсия по детскому саду: знакомство с медико-социальными условиями ДОУ, функциональными помещениями.

Информационное сопровождение: выдача памяток, рекомендаций по подготовке детей к детскому саду, раздача на дом фотоальбомов «Как мы весело живем и танцуем и поем!», для желающих - дисков «Жизнь детского сада», заполнение анкет.

- Второе родительское собрание:

Теоретический семинар «Подготовка ребенка к детскому саду.

(Особенности развития детей младшего возраста», знакомство с режимом работы группы, знакомство с задачами взрослых на этом этапе адаптационного периода, рекомендации старшей медицинской сестры по профилактическим мероприятиям с детьми, заполнение анкет, выдача памяток, рекомендаций)

  • Совместные мероприятия для родителей и детей:

- Развлечения и игры:

  • «Давайте познакомимся» - игры с детьми.
  • «Вместе весело шагать!» - игры с детьми.
  • «Давайте поиграем» - игры с детьми.
  • Встреча с педагогом-психологом  «Маски».
  • Развлечение «На бабушкином подворье».

  • Развлечение  «Сильные, смелые, здоровые, умелые!».

7

  • Развлечение «Мы танцуем и поем – вместе весело живем».

  • Кукольный театр, игры с детьми «Волшебный сундучок».

  • Развлечение «Много красок у меня – выбирай любую!».
  • Игра-путешествие «Они живут у нас в группе».
  • Рисунки на асфальте.
  • Карнавал «В гостях у сказки».

  • Организация прогулочных групп «Гуляй вместе с нами!» (совместный приход родителей с ребенком на прогулку группы, в которую придет малыш).

  • Организация адаптационных групп.

  • «Веселитесь вместе с нами!» (приглашения на открытые мероприятия, досуги, развлечения).

      - Дни открытых дверей.

  • Индивидуальные консультации для родителей:

 «Как привести домашний режим в соответствие с режимом группы», «Как подготовить малыша к меню дошкольного учреждения», «Привитие навыков самостоятельности при самообслуживании», «Как расширить ориентировку ребенка в ближайшем окружении», «Возрастные особенности детей и причины, вызывающие стрессовое состояние», «Как малышу спокойно войти в новые условия жизни» и др.

  •  Психологическое обеспечение  

- Работа с родителями:

  • Индивидуальные консультации для родителей вновь поступающих детей. Цель: знакомство педагога-психолога с семьей, ребенком;  знакомство родителей со спецификой адаптационного периода.
  • Анкетирование родителей «Готов ли ребенок к поступлению в детский сад»  Цель: прогнозирование течения адаптации.
  • Выдача рекомендаций для родителей по подготовке ребенка к детскому саду и взаимодействию с ребенком в течение адаптационного периода ( памятки для каждого родителя), для родителей тяжело адаптирующихся детей.
  • Участие в  работе клуба «Дружная семейка».
  • Работа с кадрами:

Психологическое просвещение:

8

-проведение консультаций по организации взаимодействия с детьми в период адаптации (об особенностях семейного воспитания, о воспитательном потенциале семьи, о специфике взаимодействия общественного и семейного воспитания, о создании условий развития у ребенка навыков безболезненного вхождения в детскую общность и т. д.).

- Круглый стол.

- Обучение воспитателей приемам психопрофилактики.

  • Помощь в организации благоприятной развивающей среды, создании положительного психологического климата в группе.
  • Разработка рекомендаций по работе с тяжело адаптирующимися детьми.

Работа с детьми

  • Составление индивидуального режима адаптационного периода  для каждого ребенка на основе изучения документации, прогноза адаптации.
  • Организация наблюдения за вновь поступившими детьми с целью определения степени адаптации .
  • Занятия, игры для профилактики дезадаптации.
  • Коммуникативный тренинг. Цель формирование навыков общения.
  • Индивидуальная коррекционная работа с тяжело адаптирующимися детьми.
  • Психолого-педагогическое обследование нервно-психического развития детей.

 

  •        Социально-педагогическая деятельность

- Изучение семей, установление контакта с её членами в целях согласования воспитательных воздействий на ребенка.

  • Диагностика микросоциума, сбор данных о составе семьи (ФИО родителей, место работы, родные, сведения о социальном статусе семьи, социально-бытовых условиях).
  • Направленные беседы.
  • Анкетирование.
  • Индивидуальное консультирование.
  • Посещение семей воспитанников. Цель: познакомиться с микросредой и условиями быта.
  • Проведение «Дней открытых дверей».
  • Организация благоприятной предметно-развивающей среды:
  •        Создание условий для предметной деятельности, для общения со знакомыми вещами и игрушками, свободной самостоятельной деятельности.
  • Построение педагогического процесса:

9

  • Реализация личностно-ориентированной модели взаимоотношений взрослых и детей, максимальное проявление заботы и внимания со стороны сотрудников.
  • Реализация индивидуального подхода к ребенку, учет его актуальных потребностей, уровня психофизического развития.
  • Учет и использование  в период адаптации привычек и стереотипов поведения ребенка.

-  Работа с детьми

  • Анализ сведений о детях: социальный анамнез.
  • Сбор и регистрация наблюдений за детьми адаптационных групп.
  • Расширение социальных контактов детей со взрослыми и сверстниками (проведение адаптационных игр).

  •  Медико-оздоровительная работа

- Знакомство с ребенком на основе документов (анамнез, диспансерный лист).

- Беседа с родителями по уточнению анамнеза и недостающих данных.

  • Индивидуальные консультации для родителей.
  • Тематические консультации.
  • Изготовление письменных консультаций.
  • Оформление стенда для родителей, детсадовской газеты «Дружная семейка».

5. План работы клуба «Здоровый         малыш»

(с момента поступления ребенка в детский сад до декабря текущего года)

Цели и задачи:

- Обеспечение психического здоровья, социального благополучия и всестороннего развития ребенка в условиях семьи и детского сада;

         - Создание условий психолого-педагогического комфорта в ДОУ,   способствующих установлению доверительного контакта с родителями и обеспечивающих успешную адаптацию воспитанников;

      -  Обеспечение системы организации жизни детей, направленной на предотвращение у них психического стресса и облегчение периода адаптации, предусматривающей:

  • рациональный режим жизнедеятельности;
  • свободу движений;
  • достаточное время пребывания на свежем воздухе;
  • рациональное питание;
  • правильную организацию сна и  отдыха;

10

  • личностно-ориентированную модель взаимоотношений взрослых и детей, максимальное проявление заботы и внимания со стороны сотрудников;
  • оказание помощи детям в налаживании контакта со сверстниками

Основные направления деятельности:

  -   организационная работа

  • психологическое обеспечение
  • социально-педагогическая деятельность
  • медико-оздоровительная работа

  • Организационная работа:
  • Оформление в группах уголков для родителей с визитками специалистов;

    -     Составление плана работы центра психоло-медико-педагогической поддержки

  • Психологическое обеспечение

- Работа с родителями:

«Молодая семья»

  • Индивидуальные консультации для родителей вновь поступающих детей.  
  • Анкетирование родителей.  
  • Коррекция родительских установок (тренинги, беседы).
  • Выдача рекомендаций для родителей по подготовке ребенка к детскому саду и взаимодействию с ребенком в течение адаптационного периода ( памятки для каждого родителя), для родителей тяжелоадаптирующихся детей.
  • Выпуск газеты «Я уже детсадовец»  
  • Участие в  работе клуба «Дружная семейка».

- Работа с кадрами:

  • Психологическое просвещение

- Консультации.

- Круглый стол «Детский сад глазами маленьких детей» Цель: Анализ готовности детей к детскому саду, выдача рекомендаций по профилактике дезадаптации.

  • Помощь в организации благоприятной развивающей среды, создании положительного психологического климата в группе.
  • Разработка рекомендаций.  

- Работа с детьми:

  • Составление индивидуального режима адаптационного периода  для каждого ребенка на основе изучения документации, прогноза адаптации.
  • Организация наблюдения за вновь поступившими детьми с целью определения степени адаптации .

11

  • Занятия, игры для профилактики дезадаптации.
  • Коммуникативный тренинг. Цель формирование навыков общения.
  • Индивидуальная коррекционная работа с тяжелоадаптирующимися детьми.
  • Психолого-педагогическое обследование нервно-психического развития детей.

     - Планирование различных видов деятельности  педагога-психолога «Солнечный зайчик!»

Приложение № 1

  • Социально-педагогическая деятельность

 - Работа с родителями:

         «Молодая семья»

  •   Изучение семей, установление контакта с её членами в целях согласования воспитательных воздействий на ребенка.
  • «Приглашения к чаю» - посещение семей воспитанников.  
  • Диагностика микросоциума, сбор информации (собеседование, анкетирование, наблюдение, выделение группы риска).
  • Индивидуальное консультирование (по запросам).
  • Выявление проблем (беседы, наблюдения, тесты, опросы).
  • Дополнительное обсуждение отдельных вопросов (с привлечением специалистов).
  • Наглядная агитация (стенды, памятки, печать).
  • Родительские собрания.  Цель: ознакомление родителей с  системой работы с детьми, деятельностью специалистов ДОУ, знакомство с результатами адаптации.    
  • Круглый стол (совместное обсуждение проблем).
  • Педагогическая гостиная (совместное обсуждение планов на будущее).
  • Организация благоприятной предметно-развивающей среды:
  • Организация психолого-педагогической и физиолого-гигиенической комфортной среды для максимально безболезненного вхождения домашнего ребенка в коллектив сверстников. (в игровой комнате, в спальне, на прогулке, в функциональных помещениях д/сада):
  • Уголок «Я пришел».
  • Уголок «Позвони маме».

-Модель-проект «Где кто живет».

  • Построение педагогического процесса:

12

  • еализация личностно-ориентированной модели взаимоотношений взрослых и детей, максимальное проявление заботы и внимания со стороны сотрудников.
  • Реализация индивидуального подхода к ребенку, учет его актуальных потребностей, уровня психофизического развития.
  • Организация благоприятного психологического климата в группе.
  • Гибкий режим дня, правильная организация сна и  отдыха.
  • Организация рационального режима жизнедеятельности.
  • Обеспечение свободы движений.
  • Тематическое планирование непосредственно образовательной деятельности воспитателей в период адаптации детей к детскому саду  

Приложение № 2

 

  •  Медико-оздоровительная работа  

- Знакомство с ребенком на основе документов (анамнез, диспансерный лист).

- Беседа с родителями по уточнению анамнеза и недостающих данных.

- Составление индивидуальных назначений, укрепляющих  нервную и иммунную системы:

  • новопассит
  • настойка пустырника, валерианы
  • аскорутин
  • иммунал
  • мультитабс
  • экс. эхинацеи

-  Осуществление систематического контроля за ребенком в группе. Наблюдение за состоянием его здоровья (сон, аппетит, самочувствие, физическое здоровье).

-  Организация утреннего фильтра.

-  Реализация общеукрепляющих мероприятий для детей всей ясельной группы:

  • настойка элеутерококка
  • витаминизация
  • успокоительные сборы
  • оксолиновая мазь

-  Контроль за динамикой физического развития.

  • Контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм:
  • соблюдение режима дня
  • организация режима проветривания
  • кварцевание
  • режим прогулок

13

  • санитарное состояние групп

- Организация полноценного питания с включением в рацион свежих овощей и фруктов.

  • Оздоровление часто и длительно болеющих детей.

       «Молодая семья»

  • Индивидуальные консультации для родителей.
  • Тематические консультации
  • Изготовление письменных консультаций
  • Оформление стенда для родителей, детсадовской газеты «Дружная семейка»

 

6. Центр психолого-медико-педагогической поддержки

 (заведующая, педагог-психолог, старший воспитатель, старшая медсестра, врач-педиатр, учитель-логопед)

Организация работы в адаптационный период с детьми раннего возраста предполагает комплекс мер: мероприятия по подготовке детского сада к приёму новых детей; организационная работа администрации, воспитателей, педагога-психолога, помощников воспитателей; работа медперсонала; работа с семьёй. Работа должна проводиться планово, организованно, при полном взаимодействии всех вышеперечисленных людей. Центр психолого-медико-педагогической поддержки координирует всю работу по этому направлению и оказывает консультативную и практическую помощь.

Задачи:

Организационно-методическое и психолого-педагогическое обеспечение основных направлений программы.

Основные направления:

  •  Реализация программы адаптации детей раннего дошкольного возраста

к условиям дошкольного учреждения.

  • Осуществление контроля за выполнением мероприятий по адаптации детей.
  • Поиск, изучение и внедрение эффективных технологий и методик адаптации детей.
  • Определение структуры, выработка критериев, уровней и методик диагностики детей.
  • Ведение работы по совершенствованию предметно-развивающей среды в ДОУ, внедрение новых эффективных моделей.
  • Налаживание тесного контакта с медико-психологическими службами города.

14

  • Участие в научно-практических конференциях, семинарах, совещаниях различного уровня по вопросам адаптации, воспитания и развития детей.
  • Работа с кадрами:

- Семинары:

  • Семинар-практикум «Психологические особенности детей 2 — 4 лет».
  • Теоретический семинар «Работа ДОУ с семьями воспитанников».
  • Семинар-практикум «Учет свойств темперамента в построении модели взаимодействия с детьми в период адаптации».
  • Семинар «Психологическое здоровье детей как благоприятная среда для адаптации».
  • Семинар-практикум «Роль пальчиковых игр в ключевом развитии дошкольников».
  • Психологический лекторий «Методы психологического сопровождения детей в период адаптации».
  • Изучение передового педагогического опыта и литературы по вопросам адаптации детей к детскому саду.
  • Консультации:

«Взаимодействие служб детского сада в период работы адаптационных служб».

«Развитие эмоционально-волевой сферы ребенка».

«Возможные трудности при работе с детьми адаптационных групп».

«Признаки психоэмоционального напряжения у детей».

«Особенности воспитания детей раннего возраста».

«Что нужно делать для решения проблемы адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению».

«Как знакомить с детским садом и правилами жизни в нем».

«Что делать, когда новенькие капризничают».

«Если ребенок не хочет ничего делать».

«Взрослые добреют вместе с детьми».

- Тренинги:

Тренинг коммуникативного взаимодействия «Снятие психи-эмоционального напряжения».

Тренинг эффективного взаимодействия с детьми в период адаптации детей к ДОУ.

  • Круглый стол «Детский сад глазами маленьких детей"
  • Круглый стол «Все плачут. Что делать?»

  •           Работа с родителями:
  • Семинар-практикум:

«Адаптация ребенка к детскому саду или скоро, скоро, скоро в детский сад».

«Мы учимся играть».

15

«Кризис трех лет. Как быть?».

«Трехлетний ребенок — личность».

  • Круглый стол:

«Как облегчить  адаптацию».

«Результаты адаптации детей к ДОУ».

  • Консультации:

«Первые дни ребенка в детском саду».

«Роль родителей в подготовке родителей к детскому саду».

«Как помочь самым маленьким».

«Кризис трех лет».

«Адаптация к ДОУ. Факторы риска и факторы благополучия».

«Основные психологические особенности детей 3 лет».

«Список умений и навыков ребенка при поступлении в детский сад».

«Переступаем заветный порог... Шаг за шагом — первая дорога в детский сад».

«Упрямство и капризы у ребенка».

«Процесс адаптации детей раннего возраста».

«Если ребенок не хочет ходить в детский сад».

  • Анкетирование:

«Вы и Ваш ребенок перед поступлением в детский сад».

«Оценка направлений адаптации ребенка».

«Стиль воспитания ребенка в семье».

«Анкета-знакомство».

«Готовность ребенка к поступлению в детский сад».

«Оценка поведения ребенка в период кризиса трех лет».

«Проблемы адаптации ребенка к условиям ДОУ».

«Оценка динамики процесса  адаптации».

  • Рекомендации и памятки:

«Как помочь ребенку в период адаптации».

«Как подготовить ребенка к поступлению в ДОУ».

«Как вести себя родителям в период адаптации».

«Одежда и обувь по сезонам».

«Как помочь детям преодолеть кризис трех лет».

«Ошибки,  которые делают родители».

  •           Подведение итогов:
  • Педагогический совет «Результаты адаптации дошкольников к ДОУ — как показатель взаимодействия детского сада и семьи».
  • Медико-педагогические совещания по вопросам адаптации детей.
  • Совещания при заведующей по вопросам здорового ритма жизни, адаптации, профилактике дизадаптации.
  • Заседания психоло-медико-педагогического консилиума ДОУ.

16

7. Модель комфортной адаптации детей

младшего дошкольного возраста состоит из нескольких этапов:

  • Прогнозирование адаптации, знакомство с родителями и ребенком. Выясняются навыки, которые помогут ребенку адаптироваться, а также его индивидуальные особенности.
  • Консультация родителей с педагогом-психологом сада. Педагог-психолог разъясняет необходимость сотрудничества специалистов сада и родителей, мотивирует родителей на активное сотрудничество. Это достигается проведением тренингов.
  • Посещение, в случае необходимости, центра  психолого-медико-педагогической поддержки.  Педагоги пробуют через родителя установить контакт с ребенком. Ребенок привыкает к новому помещению и незнакомым взрослым.
  • Ребенок с родителем начинает постепенно входить в группу детского сада. Адаптация на этом этапе включает в себя 7 шагов:
  • приход ребенка вместе с родителями только на прогулку;
  • приход ребенка вместе с родителями в группу во время свободной игровой деятельности и на мероприятия клуба «Дружная семейка»;
  • ребенок остается без родителей на 1-2 часа во время прогулки, либо во время свободной игровой деятельности;
  • ребенок завтракает в присутствии родителей и остается на 2-3 часа ( без родителей);
  • ребенок остается без родителей с завтрака до обеда;
  • ребенок остается на сон, но сразу после сна его забирают родители;
  • ребенок остается на целый день;

На данном этапе ребенка постепенно приучают к режимным моментам детского сада.  Этот этап  - самый важный, для облегчения адаптации необходимо, чтобы родители и дома поддерживали  такой же режим, как и в детском саду.

  • Начало образовательной деятельности в группе. Ребенок включается в непосредственно образовательную деятельность.

8.Приложения:

Приложение № 1:

 Планирование различных видов деятельности  педагога-психолога «Солнечный зайчик».  

      Приложение № 2:

 Тематическое планирование непосредственно образовательной деятельности воспитателей в период адаптации детей к детскому саду.

  Приложение № 3:

 Адаптированные диагностики и методики.

17

9.Список литературы:

1. Организация  и  содержание  работы  по  адаптации  детей  в  ДОУ.
Н.В.Кирюхина, Москва, 2005г.

2. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. ТЦ «Учитель»
Л.В.Белкина, Воронеж, 2004г.

3. Лапина И.В. «Адаптация детей при поступлении в детский сад». Волгоград -2012 г.

4. Русаков А.С. «Адаптация ребенка к детскому саду». Санкт- Петербург- 2010 г.

5. Рогалева Н.А. «Психологический клуб для родителей». Москва – 2010 г.

6. Макарычева Н.В. «Проблемы раннего детства». Москва – 2010 г.

7. Роньжина А.С. «Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению». Москва – 2004 г.

8. Севостьянова Е.О. «Дружная семейка: Программа адаптации детей к  ДОУ». Москва – 2005 г.

9. Мирилова Т. Л. «Эмоциональное развитие ребенка».Волгоград — 2010 г.

10. Айрих О.А.  «Эмоциональное развитие детей». Волгоград — 2008 г.

 11.Галанова Т.В. «Развивающие игры  с малышами до трех лет».Ярославль — 2005 г.

12. Павлов И.В. «Общение с ребенком «.Санкт- Петербург — 2008 г.

13. «Игры с детьми  3-4 лет» под редакцией Араловой М.А.

14. Микляева Н.В., Толстикова С,Н., Целикина Н.П. «Сказкотерапия в ДОУ и семье».Москва — 2010 г.

15. Алексеева Е.Е. «Психологические проблемы детей дошкольного возраста». Санкт- Петербург — 2009 г.

16. Луговская А., Кравцова М.М., Шевнина О.В. «Ребенок без проблем! Решебник для родителей». Москва — 2008 г.

  • Лютова Е.К., Монина Г.Б, «Тренинг общения с ребенком». Санкт- Петербург — 2001 г.

Приложение № 2

Тематический план непосредственно образовательной деятельности воспитателя в период адаптации детей к детскому саду

СОДЕРЖАНИЕ

ФОРМЫ РАБОТЫ

СЕНТЯБРЬ

  • Знакомство детей                     с детским садом,

друг с другом

  • Развитие культурно нормированных, специфических и орудийных действий

  • Снятие психоэмоционального напряжения в течение дня

Игры с воспитателем «Давайте познакомимся», «Назови себя ласково» и др.

Игры на развитие коммуникации «Давайте познакомимся», «Клубочек», «Доброе животное»

Общение: ситуации «Игрушки, которые живут в нашей группе», «Покажем мишке уголок природы», «В какие игры можно играть в группе», «Как дети полюбили ходить в детский сад»  

Художественная литература:

 потешка для новичков «Кто из нас хороший?»,

стихи А. Барто, С.Я. Маршака и Е. Благининой

Элементы театрализованной деятельности «Давайте познакомимся»

Приучение детей к самообслуживанию: показывать, как правильно одеваться, причесываться, держать ложку или чашку, ходить на горшок – путем создания предметной развивающей среды. Соответствующие игры и занятия с разнообразными предметами и игрушками (вкладыши различной формы, кубики, пирамидки, матрешки, совочки и пр.).

Игры-занятия «Уложим куклу Катю спать», «Оденем куклу на прогулку», «Научим куклу раздеваться»

Разминка: «Где же наши ручки?», «Шаловливые ножки»

Игры «Медвежонок в берлоге» (развитие дыхания); «Собери мячики» (развитие правильного речевого дыхания) -  дети стоят на полу, наклоняясь, делают шумный вдох носом, на выдохе поднимают разбросанные мячики и складывают их в корзинку.

Зарядка в стихах «Шел козел по лесу»

Подвижные игры «Карусели», «Раздувайся, пузырь», «С кочки на кочку», «Мы топаем ногами», «Курочка и цыплята», «Птички летают»

Пальчиковые игры «Где же наши ручки?», «Сорока-ворона», «Утята»

ОКТЯБРЬ

  • Развитие эмоциональной сферы, коммуникации

  • Развитие культурно нормированных, специфических и орудийных действий

  • Снятие психоэмоционального напряжения в течение дня

  • Дидактические игры

Игры:

 «Давайте познакомимся»,  «Змейка»,  «Изобрази героя» (игра-имитация), «Наши герои», «Дождик и солнышко», «Мартышки», «Ладонь в ладонь», «Дотронься».

Беседа «Что такое хорошо и что такое плохо», ситуации «Попроси игрушку» и «Собачке грустно, у нее нет друзей»

Художественная литература:

рассказывание сказки «Колобок»,

потешка «Водичка серебристая», «Петушок и его семья», рассказывание сказки «Рукавичка»,

 инсценировка «Курочка Ряба»,

рассказывание сказки «Три медведя», песенка «Все игрушки хороши»

Игры-занятия «Как мы гуляем», «Катя умывается», «Оденем Катю на прогулку», «Как мы помогаем маме», «Как правильно мыть ручки», «Научим Катю раздеваться», «Сделаем Кате комнату», «В гостях у мишки: наводим порядок»

Зарядка в стихах «Гномики»

Разминка: «Где же наши ручки?», «Шаловливые ножки»

Игры «Страшный сон зайчонка» (развитие дыхания) – частое поверхностное дыхание ртом.

«Велосипед» (укрепление мышц ног и брюшного пресса, ритмизация движений в соответствии со стихотворным текстом) – дети сидят на полу, опираясь спиной о стену, и делают движения под стихотворные строчки;

«Солнышко и туча»

Подвижные игры:

«Мы топаем ногами»,

«Солнышко и дождик»,

«Карусель»,

«Гуси»,

 «Поезд»,

 «Пузырь»,

«Журавли – лягушки»,

 «Догонялки»,

имитация движений животных

Пальчиковые игры: «Наша семья», «На руках у нас 5 пальцев», «Зайчик», «Пальчики здороваются», «Мы считаем»

«Узнай и назови зверей», «Поручения», «Разложи по цвету», «Что делаем сначала, что потом», «Где чей домик», «Что изменилось?», «Узнай по голосу», «Найди предмет по описанию», «Назови животное и как оно кричит», «Найди свою маму», «Кто чем питается»

НОЯБРЬ

  • Развитие эмоциональной сферы, коммуникации

  • Развитие культурно нормированных, специфических и орудийных действий

  • Снятие психоэмоционального напряжения в течение дня

  • Дидактические игры

Игры:

 «Зоопарк»,   «Назови друга ласково», «Добрая нежная рука», «Если «да» - похлопай, если «нет» - потопай», «Что подарить другу»,  «Я и моя мама», «Как мы веселимся», «Найди отличие», «Кто как ходит», «Играть нужно дружно»

Художественная литература:

 рассказывание сказки К. Чуковского «Федорино горе», чтение стих-я Е. Благининой «Научу обуваться и братца», С. Маршака «Мой веселый, звонкий мяч»

Игры-занятия:

«Накормим кукол обедом»,  «Расскажи, что видишь на картинке», «Накроем стол для гостей»,

ситуации «Маша хочет кушать, тарелка есть, а ложки нет» (предметы-заместители), игра-имитация «Медведь», инсценировка «День рождения Чебурашки»

Зарядки в стихах

Игры 

«Покачай игрушку на животике» (развитие дыхания, активизация процесса вдох-выдох)

– дети лежат на спине, игрушки помещают на живот, на шумном вдохе поднимают игрушку животом, на произвольном выдохе опускают ее.

«Вот как мы умеем!» (массаж всего тела, развитие общей подвижности)

– дети лежат на животе ,  затем крадутся на четвереньках, как «разведчики», «плывут» в воде, «ныряют» в шарики и т.д.

Подвижные игры:

«Куры и петух», «Солнышко и дождик», «Птички летают» и др.

 Игры на развитие памяти, внимания, мышления:

 «Что изменилось?»,

«Чудесный мешочек»,

 «Найди предмет по описанию»,

«Сложи картинку»,

 «Кто скорее соберет»,

 «Узнай и назови»,

«Угадай, что звучит», «Чьи дети», «Кто позвал».

ДЕКАБРЬ

Родительское собрание с целью подведения итогов адаптационной работы.

Анкетирование родителей.

Приложение № 3:

Адаптированные  диагностики и методики:

  • вопросник  для выявления способности ребенка  адаптироваться к жизни (А.Фромм);
  • опросник «Психолого — педагогические параметры готовности ребенка к ДОУ» (Печора К.Л.);
  • адаптационные листы для наблюдения за детьми в период адаптации;
  • первичная диагностика (в период поступления ребенка в ДОУ):
  • стиль воспитания ребенка в семье (Рогалева Н.А.);
  • опросник для родителей  - «Проблемы раннего детства»;
  •  тест для родителей  «Оценка поведения ребенка в  период кризиса трех лет» (Макарычева Н.В.);
  • листы  адаптации;
  • карты наблюдения  за ребенком в адаптационный период;
  • адаптационные упражнения, направленные на уменьшение воздействия стрессовых факторов (программа Богуславской З.М., Смирновой Е.О.);
  • занятия, направленные на профилактику  дезадаптации у детей;
  • контрольная диагностика детей (через месяц после поступления ребенка в ДОУ) :
  • анкета для определения динамики протекания процесса адаптации;
  • карта наблюдения за ребенком до поступления в ДОУ;
  • карта наблюдения за ребенком при поступлении в детский сад

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения «ДОМ, В КОТОРОМ ХОРОШО МАЛЫШАМ И ВЗРОСЛЫМ» МДОУ «ЦРР «Кристаллик» - детский сад № 30» г.Железногорск Курской области МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

-Как максимально адаптировать дошкольное образовательное учреждение к потребностям и интересам конкретного ребенка.-Как организовать педагогический процесс в ДОУ в ходе адаптации ребенка к новым услов...

Программа по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения «ДОМ, В КОТОРОМ ХОРОШО МАЛЫШАМ И ВЗРОСЛЫМ» МДОУ «ЦРР «Кристаллик» - детский сад № 30» г.Железногорск Курской области

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИКИНПО(ПКиПП)СОО Программа по адаптации детейраннего дошкольного возрастак условиям дошкольногообразовательного учреждения«ДОМ, В КОТОРОМ ХОРОШО МАЛЫШАМ ...

Программа по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям дошкольного учреждения "Дом, в котором хорошо малышам и взрослым".

Программа по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям дошкольного учреждения....

Программа по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ "Дом, в котором хорошо малышам и взрослым"

Программа по адаптации детей раннего дошкольного возраста к детскому саду....

Программа по адаптации детей к ДОУ "Дом, в котором хорошо малышам и взрослым"

Рабочая программа по взаимодействию ДОУ и семьи в период адаптации ребенка к детскому саду...

Консультация для воспитателей.тема: «Адаптация детей дошкольного возраста к условиям образовательного учреждения».

Консультация для педагогов и родителей раскрывает понятие адаптации, виды адаптации......

Программа по адаптации к ДОУ детей дошкольного возраста "Дом, в котором хорошо малышам и взрослым"

Пояснительная запискаПроблема социальной адаптации ребенка не нова, однако до сих пор остается одной из актуальных. Социальная адаптация ребенка перестает рассматриваться в биологическом аспекте...