Использование методов коучинга при проведении родительского собрания на тему «Детская тревожность в системе детско-родительских отношений».
статья по теме

Салеева Светлана Валерьевна

 

На примере родительского собрания «Детская тревожность в системе детско-родительских отношений», хочу поделиться опытом использования методов коучинга в работе с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_sayta.docx23.58 КБ

Предварительный просмотр:

Ежегодно в ходе психодиагностики средних и старших дошкольников, выявляются дети с высоким уровнем тревожности. По результатам диагностики для родителей детей, показавших высокий уровень тревожности, мы проводим родительские собрания, основной целью которых является познакомить родителей с проблемой тревожности и влиянием на развитие ребёнка. Но получив всё информацию о проблеме и даже имея советы и рекомендации по её решению, родители так и не приступают к выполнению рекомендаций, не понимая, как и когда, с чего начать и для чего им это нужно. Поэтому, чтобы сделать нашу работу эффективной, а родительские собрания нужными, в структуру собраний мы добавили методы коучинга.

Коучинг (англ. coaching — обучение, тренировки) — метод консультирования и тренинга, отличается от классического тренинга и классического консультирования тем, что коуч не даёт советов и жёстких рекомендаций, а ищет решения совместно с клиентом. От психологического консультирования коучинг отличается направленностью мотивации. Так, если психологическое консультирование и психотерапия направлены на избавление от какого-то симптома, работа с коучем предполагает достижение определенной цели, новых позитивно сформулированных результатов в жизни и работе.

 Чтобы родители сами могли понять, что им надо делать, определили способы, с помощью которых они могут достичь желаемого и сами наметили этапы достижения цели.

На примере родительского собрания «Детская тревожность в системе детско-родительских отношений», хочу поделиться опытом использования методов коучинга в работе с родителями.

Конспект родительского собрания в детском саду.

Тема собрания:  «Детская тревожность в системе детско-родительских отношений»

Цели: обсудить с родителями проблему тревожности у детей; обобщить знания родителей о влиянии тревожности на психическое развитие ребенка; познакомить родителей со способами коррекции и профилактики тревожного состояния.

Ход мероприятия

Звучит мелодия, родители располагаются по кругу.

Вступление. Знакомство.  Создание благоприятной атмосферы, объяснение темы собрания и плана работы.

- Добрый вечер, уважаемые родители!

Мы рады приветствовать вас на сегодняшнем родительском собрании. Итак, тема нашего собрания: «Детская тревожность в системе детско-родительских отношений». И сегодня мы попытаемся ответить на следующие вопросы:

  1. Что такое детская тревожность?
  2. По каким причинам она возникает, и какой вред несет психическому развитию ребенка?
  3. Как помочь ребёнку справиться с тревожностью?

Основная часть. Теоретические аспекты. Знакомство родителей с понятием тревожности, её признаками и влиянием на ребёнка.

В Концепции дошкольного воспитания подчеркивается - “дошкольное воспитание сверху донизу должно быть пронизано заботой о физическом здоровье ребёнка и его психическом благополучии”. Дошкольный возраст – это важнейший период, когда закладываются основы здоровья будущего взрослого человека. Именно в этот период происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма, приобретаются привычки, представления, черты характера.

В последнее время отмечается рост пограничных нервно-психических расстройств у детей и подростков. Доказано, что между душевным равновесием и физическим здоровьем существует тесная взаимосвязь, а положительное состояние относится к числу важнейших условий развития личности.

У детей младшего дошкольного возраста тревожность – явление редкое и, как правило, носит невыраженный характер. Чем старше ребенок, тем конкретнее, реалистичнее его тревоги. Если маленьких детей беспокоят сверхъестественные чудовища, прорывающиеся к ним через порог подсознания, то старших дошкольников уже будет беспокоить ситуация, связанная с насилием, ожиданием, насмешками.

Тревожность следует отличать от тревоги: тревога - это эпизодические проявления беспокойства и волнения, а тревожность является устойчивым состоянием. Например, ребенок волнуется перед выступлением на празднике или пересказыванием сказки на занятии. Но так случается не всегда, иногда в тех же ситуациях он остается спокойным. Это проявления тревоги. Если же состояние тревоги повторяется часто и в самых разных ситуациях (при ответах на занятиях, общении с незнакомыми взрослыми и т.д.), то следует говорить о тревожности.

Тревожность не связана с какой-либо определенной ситуацией и проявляется почти  всегда. Это состояние сопутствует человеку в любом виде деятельности. Когда же он боится чего-то конкретного, мы говорим о проявлении страха, например страха темноты, высоты, замкнутого пространства. Психологи объясняют различие между терминами «страх» и «тревога» таким образом: тревога - это комбинация некоторых эмоций, а страх - лишь одна из них. Таким образом, страх – составляющее тревоги.

Так, что же такое тревожность?

Анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить несколько определений тревожности:

«тревожность – это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности». (А.М. Прихожан)

«тревожность – постоянно или  ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в  специфических социальных ситуациях». (Р.С. Немов)

Что же является причинами возникновения и закрепления тревожности у детей?

  1. отсутствие у детей ощущения физической безопасности;
  2. отвержение и враждебность, демонстрируемые взрослыми;
  3. ребенок, как зеркало, отражает родительские тревоги;
  4. к ребенку предъявляются завышенные требования;
  5. неблагоприятные микросоциальные и бытовые условия;
  6. потеря любви (любви матери, расположения сверстников);
  7. чувство вины,  которое обычно проявляется не ранее 4-х лет. У старших дошкольников чувство вины характеризуется чувствами самоунижения, досады на себя, переживание себя как недостойного;
  8. неспособность овладеть средой.  Происходит это, когда ребенок чувствует, что не может справиться с проблемами, которые выдвигает среда.
  9. возникновение тревоги в состоянии переживания, возникающее при наличии препятствия к достижению желаемой цели или сильной потребности.

Специалисты считают, что в дошкольном возрасте более тревожны мальчики, а после 7 лет - девочки. При этом девочки волнуются в основном из-за взаимоотношений с другими людьми, а мальчиков в большей степени беспокоят насилие и наказание. Совершив какой-либо «неблаговидный» поступок, девочки переживают из-за того, что мама или педагог плохо о них подумает, а подружки откажутся играть с ними. В этой же ситуации мальчики, скорее всего,   будут бояться,  что их накажут взрослые или побьют сверстники.

Существует мнение, что учебная тревожность начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Этому могут способствовать как стиль работы воспитателя, так и завышенные требования к ребенку со стороны родителей, постоянные сравнения его с другими детьми. В некоторых семьях на протяжении всего года, предшествующего поступлению в школу, в присутствии ребенка ведутся разговоры о выборе «достойной» школы, «перспективного» учителя.

Озабоченность родителей передается детям. Кроме того, родители нанимают ребенку многочисленных учителей (репетиторов), часами выполняют с ним задания. Неокрепший и еще неготовый к такому интенсивному обучению организм иногда не выдерживает - малыш начинает болеть, желание учиться пропадает, а тревожность по поводу грядущего обучения стремительно возрастает.

Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружение, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание и др. Во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение.

Психологи выделяют стороны негативного влияния тревожности на личность ребенка:

  1. Ребенок с высоким уровнем тревожности склонен воспринимать окружающий мир как заключающий в себе угрозу и опасность.
  2. Высокий    уровень    тревожности    создает    угрозу    психическому здоровью  ребенка  и  способствует развитию неврозов.
  3. Высокий уровень тревожности отрицательно влияет на результат
    детской деятельности.
  4. Тревожность оказывает    существенное    влияние    на социальную адаптацию ребенка, его общение с окружающими.
  5. Тревожность по - разному сказывается на устойчивости поведения и проявлении навыков его самоконтроля.

Таким образом, тревожность отражается на всех сферах жизнедеятельности ребенка, заметно ухудшая его самочувствие и осложняя отношения с окружающим миром. При этом причины формирования высокого уровня тревожности как в природных, генетических факторах развития психики ребенка, так и – причем в большей степени – в социальных. Если первые факторы формирования тревожности трудно поддаются коррекции, то для коррекции социальных факторов вполне возможно создать соответствующие условия, чтобы преодолеть развитие высокого уровня тревожности в детском возрасте.

Практическая часть. Проводятся упражнения, помогающие родителям определить желаемую цель и пути её достижения.

Уважаемые родители, Вы прослушали теоретическую часть собрания, если у Вас остались вопросы, пожалуйста задайте их (ответы на вопросы родителей). Спасибо. Конечно самый главный вопрос, это как же справиться с детской тревожностью? Я не буду Вам давать рекомендации и  советы, я предлагаю Вам это сделать самим, так как никто кроме вас не знает вашего ребёнка, и никто как вы не желает ему самого лучшего!  Сейчас я предлагаю каждому из вас поставить перед собой цель, конкретную и позитивную (например: моя цель активный ребёнок, или моя цель спокойный ребёнок, или моя цель уверенный в себе ребёнок…). (Психолог раздает родителям приготовленные бланки и отвечает на возникшие вопросы). Впишите её пожалуйста в бланк и ответьте на остальные вопросы

Чего вы хотите? (вместо чего вы  не хотите?)

Как вы можете это получить?

Как вы можете контролировать всё, что вам нужно сделать?

Какой первый шаг Вы можете сделать сейчас?

Как вы узнаете о том, что достигли цели?

Какое влияние это окажет на Вашу жизнь?

Стоит ли тратить на это усилия (время, деньги)?

Шаг в будущее. Шагните в будущее, как если бы Вы уже достигли своей цели, и теперь обернитесь назад. Каков был первый шаг к цели?

Выводы: Обсуждение. Что вы почувствовали сделав шаг в бедующее?

Дорогие родители, мне бы очень хотелось, что бы с сегодняшнего собрания вы унесли конкретный план действий « Как помочь ребёнку преодолеть тревожность».  Для этого давайте выполним ещё одну методику, которая вам в этом поможет «Быть-Делать-Иметь». (Психолог раздает родителям приготовленные бланки и отвечает на возникшие вопросы). В предыдущем задание Вы уже сформулировали цель, теперь давайте пропишем шаги к цели.

БЫТЬ

ДЕЛАТЬ

ИМЕТЬ

  1. Организованной…
  1. Соблюдать режим дня…

Пример: спокойный, активный ребёнок

Обсуждение результатов. Вывод.

Заключительная часть.  Подведение итогов собрания, рефлексия.

В заключение мне хотелось бы пожелать всем родителям: обязательно поддерживайте и помогайте своим детям, одобряйте даже за небольшие успехи и достижения. Не бойтесь лишний раз показать свою любовь к ним. Это только укрепит их уверенность в своих силах и возможностях и поможет в различных трудных жизненных ситуациях.

Литература:

  1. Грант Э. Коучинг принятия решений/ Э. Грант.ю Дж. Грин. СПб., 2005.

  1. Дилтс Роберт - Коучинг с помощью НЛП с англ. С. Комарова, М., 2004.

  1. Макшанцева Л. В. Тревожность и  возможности  ее  снижения  у  детей, начинающих посещать  детский  сад.  //Ж.  «Психологическая  наука  и образование», 1998 г., № 2.

  1. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика.-М.,2000.
  2. Синягина Н. Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. — М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект проведения родительского собрания на тему: «Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными».

Подробно, поэтапно разработанный проект проведения родительского собрания на тему "Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными"...

Идея проведения родительского собрания на тему: «Социальная успешность ребенка раннего и дошкольного возраста».

     В настоящем докладе мы хотим поделиться идеей проведения родительского собрания на тему: «Социальная успешность ребенка». Целью проведения данного собрания стало желание выз...

Статья: Сценарий проведения родительского собрания по теме: «Сенсорное воспитание детей с нарушением зрения»

Вступительное слово педагога: “Дорогие родители! Поздравляю Вас с началом учебного года. Желаю Вам и вашим детям крепкого здоровья и успехов  в   освоении дошкольной программы. Cе...

Фотоотчет о проведении родительского собрания по теме: «Развитие детского творчества» Мастер-класс «Ваза с цветами» (с использованием техник Погодиной С.В.)

Фотоотчёт об опубликованном родительском собраннии по теме: «Развитие детского творчества» Мастер-класс «Ваза с цветами»  (с использованием техник Погодиной С.В.). Материал будет полезен как роди...

Справка о проведении родительского собрания по теме «Жизнь ребенка в детском саду»

С целью заинтересовать родителей в совместной работе, привлечь их к участию в воспитательном процессе, а также перехода к открытым доверительным отношениям 1 ноября 2018 года провели родительское собр...

Анкета для родителей"для проведения родительского собрания на тему "Семь шагов к здоровью" на тему:"Здоровый образ жизни"

перед проведением за неделю до родительского собрания родителям была предложена Анкета на тему "Здоровый образ жизни"...

Методические рекомендации по подготовке и проведению родительских собраний и педагогических советов по проблемам профилактики преступлений в отношении несовершеннолетних, жестокого обращения с детьми Разработчики: Крылова Т.А.

Методические рекомендации по подготовке и проведению родительских собраний и педагогических советов по проблемам профилактики преступлений в отношении несовершеннолетних, жестокого обращения с детьми ...