Из опыта работы "Содержание экономического воспитания в семье".
материал по теме

Тимофеева Наталья Георгиевна

Экономика в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekonomika.doc29 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание экономического воспитания в семье.

Восточная мудрость гласит: «Сколь бы ни был длинен путь, он всегда начинается с первого шага»? А первые шаги в мир экономики ребёнок делает в семье.

Много внимания вопросу экономического воспитания в семье уделяется в развитых странах. Например, в Германии детей уже с четырёх лет целенаправленно знакомят с назначением денег и их разумной тратой. Родители дают детям (в зависимости от возраста ребёнка и возможности семьи) некоторую сумму – карманные деньги на определённый срок. Родители приучают детей использовать деньги разумно, не тратя зря, объясняют, что нужно осторожно относится к рекламе, не доверять ей безоговорочно. Истоки детской бережливости и расчётливости возникают в немецкой семье не сами по себе. Немцы генетически знают, что способность распоряжаться деньгами – необходимый жизненный навык, такой же, как умение переходить улицу, и его надо приобрести до школы.

Ребёнок, прежде всего, познаёт азы семейной экономики, поскольку именно в семье он делает свои первые шаги в мир экономической деятельности, получает о ней первые представления. Дошкольник узнаёт о труде, профессиях родных и близких, о финансовом положении семьи. Старшие   дошкольники учатся оперировать деньгами, соотносить доход с ценой на товар, узнают, что деньги служат средством обмена товарами между людьми.

Хорошо, если ребёнок имеет в семье определенные и постоянные обязанности (ухаживает за комнатными растениями, убирает за собой игрушки и так далее).

В семье всегда найдётся поле для совместной работы ребёнка и родителей. Содержание её многообразно:

  1. бытовой труд (участие в приготовлении пищи, мытьё посуды, стирка белья);
  2. ручной труд (плетение, вышивание);
  3. технический труд (ремонт различных приборов, мебели);
  4. труд в природе (уход за растениями, животными).

Совместный труд в семье позволяет удовлетворить потребность детей в общении, приучать ребёнка к аккуратности, бережливости. Именно в семье при включении в совместную хозяйственную деятельность они приучаются к бережливости, экономичности. Бережливость и экономичность – показатель общей культуры человека, его зрелости. Они свидетельствуют об умении заботиться о членах своей семьи, о вещах, их окружающих, о себе.

Знакомство детей с профессиями родных и близких раскрывает роль этих профессий в обеспечении нужд и потребностей семьи. Родители рассказывают о своей профессии, где они работают и что производят. Постепенно у детей формируются представления о многообразии профессий, о ценности труда родителей и близких родственников, о взаимосвязи понятий труд и деньги.

Привлечение детей к обеспечению семейного бюджета с целью воспитания правильного отношения к деньгам развивает умение считаться с потребностями и желаниями всех членов семьи.

В жизни семьи постоянно возникают ситуации, которые становятся предметом разговора: о планировании доходов и расходов – бюджете семьи,

о добрых делах родителей и детей, и ребёнок может принимать посильное участие в их обсуждении. В процессе её обсуждения ребёнок может совместно со взрослыми решать важные вопросы. Например:

  1. как накопить деньги на желаемую покупку?
  2. можно ли купить игрушку, не оплатив основные расходы семьи?
  3. хочется купить билеты в театр, но деньги нужны на лекарство бабушке. Как быть?

Сделать «занятия» экономикой понятными и интересными помогут родителям игры. Многие настольно-печатные игры можно сделать самостоятельно («Семейный бюджет», «Кому что нужно?», «Разложи правильно» и др.). Ребёнок с особым удовольствием играет со взрослыми и вместе с тем непреднамеренно, легко и быстро усваивает материал.

Каждая семья, особенно в современных условиях, ищет проблемные для себя способы самообеспечения, что имеет не только экономическое, но и большое воспитательное значение: дети убеждаются, что очень многое в быту можно сделать своими руками, если руки умелые. Из домашних занятий по хозяйству они извлекают ещё один важный урок: общий труд объединяет, позволяет дарить радость друг другу.

Ознакомление с экономической стороной жизнедеятельности семьи «вводит детей в правила разумного ведения домашнего хозяйства».

Однако в воспитании всё хорошо в меру. Перегнув палку в разговорах о деньгах, сделав установку на экономическую выгоду, расчётливость, легко вырастить маленького Плюшкина.

Ребёнка необходимо воспитывать добрым, отзывчивым, щедрым и одновременно экономичным, бережным.

 Экономическое образование маленьких детей возможно только в русле нравственно- трудового воспитания. Воспитание у ребёнка трудолюбия, бережливости, предприимчивости, доброты, отзывчивости – необходимые ступеньки его к будущей жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы экономического воспитания в семье

Совместный труд в семье позволяет удовлетворять потребность детей в общении, приучать ребёнка к аккуратности, бережливости. Именно в семье при включении в совместную хозяйственную деятельность о...

консультация для родителей "Экономическое воспитание в семье"

Создание в семье благоприятных условий для формирования экономического воспитания и  развитие качеств, имеющих экономическую основу....

Консультация для родителей "Экономическое воспитание в семье"

Консультация для родителей "Экономическое воспитание в семье"...

Статья "Экономическое воспитание в семье"

Цель данной статьи - привлечь внимание родителей к необходимости экономического воспитания дошкольников....

«Экономическое воспитание в семье».

В современных условиях рыночной экономики одной из актуальных проблем является становление ценностных ориентаций подрастающего поколения, поиск путей, методов воспитания у детей нравственно-ценностног...

"Экономическое воспитание в семье"

quot;Экономическое воспитание в семье"...