Комплекс упражнений на развитие дыхания у детей
учебно-методический материал (старшая группа) на тему

Система дыхательных упражнений для дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_nad_dyhaniem.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

АКТУАЛЬНОСТЬ

          Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.

           Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Можно использовать упражнения, при которых дыхательные мышцы работают с особым напряжением, и даже некоторые из упражнений буддийской гимнастики, способствующие развитию не только органов дыхания, но и работе сердечно-сосудистой системы.

            Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков.

           Перед проведением дыхательной гимнастики необходимо вытереть пыль в помещении, проветрить его, если в группе имеется увлажнитель воздуха, воспользоваться им.

           Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного ужина или обеда. Лучше, чтобы между занятиями и последним приемом пищи прошел хотя бы час, еще лучше, если занятия проводятся натощак.

            Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения.

             Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи и груди.

             Данные игровые дыхательные упражнения применяем на занятиях, как физминутки, вначале занятия, как коррекционная часть, после сна, дома по индивидуальному заданию дефектолога и во время прогулки.

Упражнение для дыхания № 1

«Задуй упрямую свечу»

Дети держат в правой руке цветные полоски бумаги в форме свечи. Левая ладонь лежит на животе для контроля правильного речевого дыхания. Спокойно неслышно вдохнуть ртом. Почувствовать, как при этом надулся живот. Затем сразу начинать выдыхать медленно, постепенно гасить свечу, произнося «ф».

Упражнение для дыхания № 2

«Мишка учит буквы»

Встаньте прямо, спокойно, разведите плечи, не поднимая и не опуская и. Положите руки на верхнюю часть живота, другую сбоку выше талии,  чтобы контролировать движение диаграммы и ребер. Сделайте небольшой вдох на счет 1, 2, 3  и выдох. Сделайте вдох на счет 1, 2, 3, 4, 5 и выдох.

Упражнение для дыхания № 3

«Поймай комара»

Руки раздвигаются в стороны – вдох. Сдвигаются постепенно ладонями вперед – выдох. На расстоянии вытянутой руки находится комар, его надо поймать, но так, чтобы не спугнуть. Педагог говорит: «Медленно, медленно сводите руки, произносите звук «з-з-з»; прихлопните комара, быстро разведите руки в стороны, произойдет автоматический вдох».

Упражнение для дыхания № 4

«Цветочный магазин».

Предложите ребенку глубоко медленно вдохнуть через нос, нюхая воображаемый цветочек, чтобы выбрать самый ароматный цветочек для бабушки или мамы. Вы можете использовать для этой игры различные ароматические саше, однако они не должны иметь резких запахов, не должны быть пыльными и нельзя подносить их слишком близко к носу.

Упражнение для дыхания № 5

«Насос»

Тренировка продолжительного сильного выдоха при длительном произношении звука «С-с-с».

Упражнение для дыхания № 6

Сделать вдох, на выдохе пропеть гласные (а, о, у, и, ы).

Упражнение для дыхания № 7

Произнесение слогов и слов на выдохе с постепенным увеличением их количества: па – по, па – по – пу, па – по – пу – пы.

Упражнение для дыхания № 8

Сделать вдох, произнести фразу из двух слов: _ _, затем вдох – фразу из трех слов: _ _ _. Снова вдох – фразу из 4-х слов: _ _ _ _.

Упражнение для дыхания № 9

Сделайте вдох и задержите воздух на счет 1, 2, 3. Затем выдыхайте плавно, без толчков 1 – 2 – 3 – 4 – 5.

Это упражнение можно выполнять еще с листиками бумаги. Струя плавно выдыхаемого воздуха отклоняет равномерно конец листика.

Упражнение для дыхания № 10

Во время занятия дышать только через нос.

Встать, рот закрыть. Одну половину носа плотно зажать пальцем, дыхание производить поочередно (4-5 раз) через каждую половину носа.

Встать, поставить ноги на ширине плеч. Руки медленно поднять вперед и вверх ладонями внутрь - вдох, опустить руки вниз - выдох (до 5 раз).

Встать, вдыхать через одну половину носа, выдыхать через другую (5-6 раз через каждую половину носа).

Встать, ноги поставить вместе, нос зажать пальцами. Не спеша, громко считать до 10, закрыть рот, сделать глубокий вдох и полный выдох (5-6 раз).

Закрыть рот, вдохнуть. На удлиненном выдохе медленно произносить звук [м] (до 8 раз).

Встать, подняться на носках - вдох, присесть - полный выдох.

Встать, поднять руки вверх и отставить одну ногу назад - вдох, вернуться в исходное положение - полный выдох.

Упражнение для дыхания № 11

Во время занятия дышать только через нос.

Стоя, глубоко вдыхать носом (ноздри раздуты и напряжены), живот выпятить, выдыхать медленно через рот, живот втянуть.

Стоя, глубоко вдыхать носом (ноздри раздуть и напрячь), живот выпятить. Задержать дыхание. Затем наклониться вперед, руки опустить - выдох.

Сидя, глубоко вдыхать носом (ноздри раздуть и напрячь), выдох через нос.

Упражнение для дыхания № 12

«Паровоз»

Ходить по комнате, имитируя согнутыми руками движения колес паровоза, произнося при этом «чух-чух» и изменяя скорость движения, громкость и частоту произношения.

Во время занятия дышать только через нос.

Широко раскрыть рот - зевание. Затем “глотнуть”, т.е. сомкнуть верхнее нёбо с задней частью языка.

Широко раскрыть рот, глубоко вздохнуть, закрыть рот, проглотить.

Втягивать щеки.

Надувать и втягивать щеки, не открывая рта.

Как можно шире открывать рот.

Набрать воздух, “задуть” его в уши (самопродувание).

Упражнение для дыхания № 13

«Паровоз»

Ходить по комнате, имитируя согнутыми руками движения колес паровоза, произнося при этом «чух-чух» и изменяя скорость движения, громкость и частоту произношения.

Упражнение для дыхания № 14

«Пастушок»

Подуть носом в небольшую дудочку как можно громче, чтобы созвать разбежавшихся в разные стороны коров; показать ребенку, что необходимо вдохнуть через нос и резко выдохнуть в дудочку.

 Упражнение для дыхания № 15

«Гуси летят»

Медленно и плавно ходить по комнате, взмахивая руками, как гуси; руки-крылья на вдохе поднимать, на выдохе опускать, произнося «гу-у-у» (8 – 10 раз).

Упражнение для дыхания № 16

«Снег».

Ребенку предлагается подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки и тем самым превратить обычную комнату в заснеженный лес. Губы ребёнка должны быть округлены и слегка вытянуты вперёд. Желательно не надувать щеки, при выполнении этого упражнения.

Упражнение для дыхания № 17

«Кораблики».

Наполните таз водой и научите ребёнка дуть на лёгкие предметы, находящиеся в тазу, например, кораблики. Вы можете устроить соревнование: чей кораблик дальше уплыл. Очень хорошо для этих целей использовать пластмассовые яйца от «киндер-сюрпризов» или упаковки от бахил, выдаваемых автоматами.

Упражнение для дыхания № 18

«Футбол».

Соорудите из конструктора или другого материала ворота, возьмите шарик от пинг-понга или любой другой легкий шарик. И поиграйте с ребенком в футбол. Ребенок должен дуть на шарик, стараясь загнать его в ворота. Можно взять два шарика и поиграть в игру: «Кто быстрее».

Упражнение для дыхания № 19

 «Бульбульки».

Возьмите два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один налейте много воды, почти до краев, а в другой налейте чуть-чуть. Предложите ребенку поиграть в «бульбульки» с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды – можно дуть сильно. Задача ребенка так играть в «бульбульки», чтобы не пролить воду. Обязательно обратите внимание ребенка на слова: слабо, сильно, много, мало. Эту игру можно также использовать для закрепления знания цветов. Для этого возьмите разноцветные стаканчики и трубочки и предложите ребенку подуть в зеленый стаканчик через зеленую трубочку и т.д.

Упражнение для дыхания № 20

«Волшебные пузырьки».

Предложите ребенку поиграть с мыльными пузырями. Он может сам выдувать мыльные пузыри, если же у него не получается дуть или он не хочет заниматься, то выдувайте пузыри Вы, направляя их в ребенка. Это стимулирует ребенка дуть на пузыри, чтобы они не попали в него.

Упражнение для дыхания № 21

«Дудочка».

Предложите ребенку высунуть узкий язык вперед, слегка касаясь кончиком языка стеклянного пузырька. Выдувать воздух на кончик языка так, чтобы пузырек засвистел, как дудочка.

Упражнение для дыхания № 22

«Губная гармошка».

Предложите ребенку стать музыкантом, пусть он поиграет на губной гармошке. При этом ваша задача не в том, чтобы научить его играть, потому не обращайте внимание на мелодию. Важно, чтобы ребенок вдыхал воздух через губную гармошку и выдыхал в нее же.

Упражнение для дыхания № 23

 «Свеча».

Купите большие разноцветные свечи и поиграйте с ними. Вы зажигаете свечи и просите ребенка подуть на синюю свечу, затем на желтую и т.д. Дуть нужно медленно, вдох не должен быть шумным, нельзя надувать щеки. Сначала свечу можно поднести поближе к ребенку, затем постепенно удалять ее.

Упражнение для дыхания № 24

«Аист»

Стоять прямо, поднять руки в стороны, одну ногу, согнув в колене, вынести вперед и зафиксировать положение на несколько минут, удерживая равновесие; на выдохе разогнуть ногу и руки, тихо произнося «Ш-ш-ш» (6-7 раз).

Упражнение для дыхания № 25

«Маятник»

Сесть по-турецки, руки на затылке; спокойно вдохнуть (пауза 3 сек), наклониться вперед – выдох, возвратиться в исходное положение – вдох, Повторить 3 – 4 раза.

Упражнение для дыхания № 26

«Охота»

Закрыть глаза, по запаху определить, что за предмет перед вами (апельсин, духи, варенье и т.д.).

Упражнение для дыхания № 27

«Шарик»

Представить себя воздушным шариком; на счет 1, 2, 3, 4 сделать четыре глубоких вдоха и задержать дыхание. Затем на счет 1 – 5 медленно выдохнуть.

Упражнение для дыхания № 28

«Каша»

Вдыхать через нос, на выдохе произнести слово «пых». Повторить не менее 6 раз.

Упражнение для дыхания № 29

«Ворона»

Сесть прямо, быстро поднять руки через стороны вверх – вдох, медленно опустить руки – выдох. Произнести: Кар!

Упражнение для дыхания № 30

«Покатай карандаш»

Вдохнуть через нос, и выдыхая через рот, прокатить по столу круглый карандаш.

Упражнение для дыхания № 31

«Греем руки»

Вдыхать через нос и дуть на озябшие руки, плавно выдыхая через рот, как бы согревая руки.

Упражнение для дыхания № 32

«Пилка дров»

Встать друг против друга парами, взяться за руки и имитировать распиливание дров: руки на себя – вдох, руки от себя – выдох.

Упражнение для дыхания № 33

«Дровосек»

Встать прямо, ноги чуть уже плеч; на выдохе сложить руки топориком и поднять вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустить вниз, корпус наклонить, позволяя рукам «прорубить» пространство между ногами. Произнести «ух». Повторить 6 – 8 раз.

Упражнение для дыхания № 34

«Сбор урожая»

Встать прямо, поднять руки вверх, чтобы достать яблоки, - вдох (пауза 3 сек.). Опустить руки, наклонить корпус вперед и вниз – выдох. Повторить 3 – 4 раза.

Упражнение для дыхания № 35

«Комарик»

Сесть, ногами обхватив ножки стула, руки поставить на пояс. Вдохнуть, медленно повернуть туловище в сторону; на выдохе показать, как звенит комарик – «з-з-з»; быстро вернуться в исходное положение. Новый вдох – и поворот в другую сторону.

Упражнение для дыхания № 36

«Сыграем на гармошке»

Встать прямо, ноги слегка расставить, руки на поясе. Вдохнуть (пауза 3 сек.). Наклон в левую сторону – медленно выдохнуть, растянув правый бок. Исходное положение – вдох (пауза 3 сек.). Наклон в правую сторону – медленно выдохнуть. Повторить 3- 4 раза.

Упражнение для дыхания № 37

«Трубач»

Поднести к губам воображаемую трубу. Имитируя движения трубача, нажимать пальцами на воображаемые клавиши, на выдохе произнося «ту-ту-ту» (10 – 15 сек.).

Упражнение для дыхания № 38

«Шину прокололи»

Сделать легкий вдох, выдыхая, показать, как медленно выходит воздух через прокол в шине – «ш-ш-ш».

Упражнение для дыхания № 39

«Жук»

Сесть, руки развести в стороны, немного отведя их назад, - вдох. Выдыхая, показать, как долго жужжит большой жук – «ж-ж-ж», одновременно опуская руки вниз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Веселый ветерок. Комплекс упражнения для развития дыхания.

Современное овладение правильной речью имеет важное значение для формирования личности ребенка. Для того, чтобы правильно научиться произносить звуки, нужно подготовить артикуляционный аппарат, тренир...

мастер-класс на педагогическом совете "Упражнения для развития дыхания у детей с нарушением речи"

мастер-класс на  педагогическом  совете  для  воспитателейМастер -  класс  на  педагогическом  советеТема: « Упражнения для развития дыхания у детей с нарушение...

Комплекс упражнений для развития актерских умений детей старшей группы, постановки голоса и дыхания.

При помощи комплексов упражнений Дети знакомятся с возможностями своего тела и голоса.Развивается воображение‚ мышление‚ разговорная речь ‚память‚ что не маловажно для развити...

Применение упражнений для развития дыхания у детей с нарушениями речи

Применение упражнений для развития дыхания у детей с нарушениями речи...

Игровые упражнения для развития дыхания у детей с ОНР

Как известно, произношение звуков тесно связано с дыха­нием. Правильное речевое ды­хание обеспечивает нормаль­ное звукообразование, созда­ет условия для поддержания громкости речи, чет...

"Веселый ветерок" комплекс упражнений для развития дыхания

Своевременное овладение правильной речью имеет важное значение для формирования личности ребенка. Для того чтобы правильно научиться произносить звуки, нужно подготовить артикуляционный аппарат, трени...

Мастер-класс для педагогов «Формирования правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста с нарушениями речи: «Занимательные игры и упражнения для развития дыхания у детей»

Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах развития речевого дыхания дошкольников.Задачи:1. Продемонстрировать игры для развития речевого дыхания.2. Рассказать воспитателям о необходимо...