Главные вкладки

    Консультация для воспитателей "Помогите ребенку научиться любить природу"
    методическая разработка по теме


    Предварительный просмотр:

    Помогите  ребенку научиться любить и беречь природу.         Воспитатели МБДОУ детский сад общеразвивающего вида № 16                                                                                      «Ивушка»  Коровина И.И., Шапорова О.М., г.Старый Оскол, Белгород.обл.

     В мире природы ребенок начинает свое путешествие в познание. Этот мир волнует его, будит интересы, воображение, фантазию.

    Все мы – дети Природы. И с малых лет человек должен познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира. Все начинается с детства. И экологическое воспитание следует начинать как можно раньше, когда сердце ребенка наиболее открыто для добра. Это грамотная, длительная работа взрослых и постоянная работа ума, сердца и рук детей.

    Все, конечно знают, как важно сейчас охранять природу. Эту проблему часто обсуждают по телевидению и в прессе. Само собой разумеется, что дошкольники не в силах решать какие-то крупные задачи по охране природы, но и то немногое, что они делают – заботливое, бережное отношение к живому – вселяет надежду на то, что еще многие поколения будут любоваться и пользоваться дарами удивительной природы.

    Природа нашей Родины настолько разнообразна и уникальна, что открывает неограниченные возможности не только интересно познакомить с ней детей, но и научить их размышлять, сострадать, любоваться, трудиться. Тем более что, следуя основным дидактическим принципам и учитывая возрастные особенности дошкольников, ознакомление детей с природой целесообразно начинать с той местности, в которой они проживают.

    «Любовь к природе, впрочем, как и всякая человеческая любовь, несомненно, закладывается в нас с детства» (И. С. Соколов-Микитов). Для того, чтобы человек бережно относился к природе, необходимо, чтобы он любил ее. Но если человек почти ничего не знает о природе, не интересуется ею, не видит ее красоты, то и относится к ней безразлично. Таким образом, знания о природе являются обязательным компонентом процесса формирования экологической компетентности, который затем трансформируется в бережное отношение к природе – конечную цель экологического воспитания.

    Конкретные знания маленьких детей о природе можно образовать только на основе их чувственного опыта – восприятия ее всеми органами чувств. Природа с ее разнообразием форм, красок, звуков, запахов представляет большие возможности для накопления знаний о ней. Более глубокий след в памяти ребенка оставит то, что он увидел, потрогал, понюхал, послушал, попробовал на вкус.

    Сильные детские впечатления от встречи с удивительным миром природы навсегда оставят свой след, пробудят желание узнать еще и еще, сделать самому что-либо хорошее. А какой восторг испытывает ребенок от радости собственных открытий. Какой толчок к творчеству рождают знания и впечатления о природе.

    Только целенаправленная систематическая работа, перекликающаяся со всеми видами деятельности детей, а не только по разделу ознакомления с природой, принесет желаемые результаты.

    Для того , чтобы знания детей правильно отображали природу, необходимо правильно направлять процесс ознакомления с ней.

    Ставя перед ребенком различные познавательные задачи, взрослый должен стремиться сделать его наблюдения интересными и проследить, чтобы цель была достигнута. Самостоятельные наблюдения дошкольника могут быть неполными, поверхностными. В этом случае педагог должен помочь ребенку увидеть то, что он не заметил. Во всех случаях ребенка надо выслушать, помочь ему правильно сказать и назвать то, что он увидел. Особенно важно услышать его ответы на поставленные вопросы.

    Если нет возможности наблюдать какой-либо объект природы, картинка или фотография должна быть четкой, крупной, реалистичной. А рассказ педагога – интересным, образным, не затянутым. У детей еще слабо сформированы понятия о времени, величине. Используя в рассказе цифры (размеры, сроки, количество и т. п.), необходимо провести аналогию на понятном материале, показать наглядно (гнездо королька размером с теннисный мяч, а мидия за один час очищает столько морской воды, сколько вмещается в трехлитровой банке и т. п.). Все новое и непонятное требует обстоятельного объяснения, интересного рассказа, сравнения с чем-то знакомым. Самое главное заинтересовать ребенка.

    Маленькие дети любят действовать. Наблюдения, рассматривания необходимо сочетать с практической деятельностью ребенка. Это может быт не только труд, но и изобразительная деятельность, опыты и эксперименты. Результат, каким бы он не получился, обязательно удовлетворит малыша. Можно предложить детям сочинить историю о приключениях растения или животного, организовать экскурсию в природоведческий зал краеведческого музея.

    Природоведческие сказки, рассказы, легенды, загадки, пословицы и поговорки помогут доходчиво и интересно донести изучаемый материал, способствуют лучшему его усвоению и запоминанию.

    Пальчиковая гимнастика, физкультурные минутки и динамические паузы тоже могут быть подчинены теме природы и способствовать органичному закреплению полученных знаний.

    Обучающий характер может носить и оформление групповой комнаты. В уголок книги необходимо выставлять книги о природе  с красочными иллюстрациями.

    Детям особенно близко и дорого то, что они сами вырастили. Знакомясь с природой, дети проводят посильную работу на земельном участке. Движения на свежем воздухе во время прогулок, экскурсий, походов и наблюдений развивают детей физически и укрепляют их здоровье.

    Но ведущей формой деятельности детей дошкольного возраста является игра. В игре ребенок естественным образом усваивает различные сложные представления (обобщенные, динамические) о явлениях и закономерностях природы, закрепляет полученные представления. Здесь на помощь придут дидактические и настольные игры и даже подвижные, подчиненные природоведческой тематике.

    Прекрасно, если грамотно организована работа с родителями. И они всячески поддерживают и подпитывают интерес детей к родной природе (походы, экскурсии, приобретение печатного и кино- материала и т. д.).

    Жизненная позиция человека формируется с детства. Поэтому так важно заложить в детях основы экологической культуры тогда, когда развитие внутреннего мира человека происходит особенно быстро. Детские впечатления влияют на всю последующую жизнь человека: его поведение, поступки и экологическую этику.

    Умение наблюдать за природой, видеть ее своеобразие и красоту, замечать различные ее признаки и состояния – это задача не только этического, но и умственного и нравственного воспитания ребенка. Педагог должен не только знакомить ребенка с природой, но и учить относиться к ней бережно и внимательно. Пробуждать у детей с самого раннего возраста интерес и любовь к природе необходимо, во-первых, для правильного, рачительного отношения к ней, во-вторых, для развития высших нравственных чувств, какими являются гуманизм и справедливость, предполагающие активную, действенную позицию ребенка в отношении природных объектов (помочь, защитить, позаботиться и т. п.). Любовь к природе подразумевает не только пассивное созерцание (не портить, не уничтожать, бережно относиться), но и созидание (выращивать, защищать, охранять).

    Для того, чтобы дошкольники бережно, заботливо, гуманно относились к природе, были нетерпимы к случаям нарушения правил общения с природой, необходимо те знания, которые дети получают в непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с родной природой, подкреплять ежедневно в наблюдениях, опытах, играх, трудовой деятельности и т.д.  

    Без переживания ребенком чувства удовольствия, заинтересованности, любопытства в различных видах игровой, трудовой, учебной, творческой деятельности нельзя сформировать прочные знания и воспитать бережное, любовное отношение к природе. А эффективнее всего проводить эту работу на материале, очень близком ребенку – природе родного края.

    С ребенком можно пойти на прогулку. Сначала посетить двор, ближайший сквер или парк, затем побывать на берегу речки, в лесу, в поле. Понаблюдать за паутинкой – блестящей нежной ниточкой, за муравьями,  лягушкой, птицей с птенцами, за ежом, бабочками и т.д.

    Современные дети живут в сложное время кризисов, природных катаклизмов, переоценки моральных и культурных ценностей. В мире материальных ценностей, на которые нацелено общество, очень важно не допустить формирования у детей потребительского, повелительного отношения к природе. Ребенок, видящий красоту природы, познавший заботу о ней, так же гуманно будет относиться и к людям. Поэтому так важно посредством ознакомления с разнообразием удивительной родной природы сформировать в детях элементы экологического мировоззрения и воспитанности, развить позитивное эмоционально-ценностное отношение к природному окружению.

     Любовь к природе воспитывается в деятельности – можно посоветовать родителям завести дома кошку или собаку, чтобы  ребенок участвовал в уходе за животными. Несомненно, общение с живой природой играет важную роль в становлении личности ребенка.



    Предварительный просмотр:

    ТРАДИЦИИ: создай и передай  

    Рекомендуется папам

    Папа- строитель уклада жизни семьи. В том числе добрых семейных

    традиций. Именно от стараний папы зависит, как долго они проживут и останутся ли в памяти крохи.

     Все семьи счастливы одинаково… Но классик не уточнял, что каждая отдельная семья достигает этого ощущения разными путями. Одни совершают велопрогулки по выходным, другие увлечённо готовят суши, третьи с азартом смотрят « Доктора Хауса» и обсуждают персонажей  этого

    сериала. Казалось бы, такие пустяки.

      А ведь именно они делают нашу жизнь удивительной и создают в  памяти

    радостный узор воспоминаний. Так что традиции должны быть у каждой

    семьи. И папе выпала честь создать их для своих любимых.  

    Нескучные выходные

     Есть люди, тяжелые на подъем. Чтобы съездить на собственную дачу, им прежде нужно «подумать», «собраться», «воодушевиться». Вот ваши дети точно будут не из числа таких индивидуумов. И вы об этом позаботитесь.

     Как? Каждые выходные отправляйтесь в путешествие. Не обязательно в другой город. Для начала узнайте свой родной. Ведь главное – сделать первый шаг. А дальше перед вами - весь мир.

    1. Если у вас есть машина, выходные могут превратиться в калейдоскоп новых впечатлений. Отправляйтесь в ближайший пригород или соседний городок. Ребенок не заскучает в поездке – смена пейзажей за окном интересна даже маленькому.
    2. Каким бы занятым вы ни были, составить план на выходные не сложно. Придумайте, куда сходить: зоопарк, на карусели, площадь Победы… В вашем распоряжении Всемирная сеть. Прочитайте о достопримечательностях – и ваш малыш узнает, что папа еще и ас-экскурсовод. Естественно, каждую вылазку завершайте вкусным обедом. Ведь прогулки на свежем воздухе повышают аппетит.
    3. Субботнюю рыбалку с отцом никто не отменял. Этой традиции очень много лет, и она по-прежнему актуальна. Тихое утро, плеск воды, ожидание клева, ароматный чай из термоса с бутербродами – все это ребенок запомнит надолго. Это создает определенное состояние души, которое хочется переживать снова и снова.
    4. Плохая погода не должна задерживать дома. Кинотеатр, боулинг, каток, картинг – все, чтобы заставить выйти вас из дома, оторваться от экрана ноутбука или телевизора.

     В общем, в ваших силах основать традицию под названием: «Нескучные выходные». За стенами дома всегда можно найти что-то интересное, новое, приятное. Благодаря такому подходу малыш поймет, что отдых – в незабываемых ощущениях и эмоциях.  

    РАЗВИВАЕМ ТАЛАНТ ЖИТЬ

    Рекомендации для родителей

     Кризис трех лет – это не только капризы и непослушание. Это еще и шанс раскрыть потенциал ребенка.

     Еще вчера ребенок был похож на милого ангелочка, а сегодня он топает ногами по поводу и без, всем родительским  «да» противопоставляет свое веское «нет». Что же происходит? Малыш переходит на новый , личностный, этап развития. А любое изменение системы сопровождается кризисом. Понятие имеет не только негативный оттенок. Прежде всего кризис подразумевает глобальные перемены.

    ПУТЬ К ГАРМОНИИ

     В речи крохи появляется местоимение «Я». Он чувствует себя взрослым! И требует уважения к себе. Но его физические возможности не успевают за возросшей самостоятельностью. Отсюда взрыв эмоций и то, что психологи называют «семицветием кризиса»: негативизм, упрямство, обесценивание авторитетов и правил, строптивость, своеволие, протест и деспотизм. Такой вот впечатляющий набор. Но именно в этом диком напряжении и «выковывается» Личность.

      У родителей сейчас два пути. Первый – наказывать маленького, бороться с ним за власть и подавлять его самостоятельность силой. Второй – помогать малышу, холить и лелеять его как личность, раскрывать его потенциал. Другими словами, направлять кризисную энергию в мирное русло.

    ОСТАЁМСЯ В КОНТАКТЕ

     Основная ловушка, в которую попадают родители трехлеток, - мысли о том, что ребенок «испортился». Ярлыки мешают оставаться в контакте с ребенком, заботиться о нем. Но если держать в уме, что «кризис – преходящее явление», не вовлекаться в детские истерики, принимать своего малыша со всеми его особенностями становится легче. И тогда появляются ресурсы для любви и развития крохи. Ведь кризисный период у ребенка – благоприятное для этого время.

     Чувства карапуза обострены, активно формируются воображение, фантазийное мышление…

    Психологи насчитывают пять каналов восприятия человеком жизни. И сейчас ребенок, словно пазл , складывает из них свой внутренний мир. Чем больше развит каждый канал, тем больше у личности возможности получать удовольствие. В общем, кризис – прекрасный период для того, чтобы научить малыша ощущать жизнь во всей её красе. Ищите то, что кроха любит. Здесь кроются его таланты, его сильные стороны!

    ДВИЖЕНИЕ    Благодаря бегу и прыжкам малыш снимает свое «кризисное» нервное напряжение. Не запрещайте такую активность! Запишите ребенка в танцевальный кружок, спортивную секцию.

    ОБЩЕНИЕ      Кризисные проявления – сигнал о том, что общества родителей малышу уже недостаточно. Он желает проживать различные социальные роли, самоутверждаться не только в семье, но и среди сверстников. Следите за тем, чтобы его окружали другие дети.

    СЕНСОРИКА    Вкус, запах, визуальные образы, звуки … Карапузу важно получить как можно больше впечатлений, чтобы наполнить себя внутренне. Показывайте ему мультфильмы, включайте аудиосказки. Позволяйте крохе трогать всё, что есть в доме (с учетом безопасности)

    ТВОРЧЕСТВО    Кризис – время беспорядка. Малыш разбрасывает вещи, игрушки, крупу и кухонную утварь и формирует из этого хаоса своё собственное пространство. Он творит! Пришла пора обновить ассортимент красок, наборов для аппликаций, глины, пластилина… Только не критикуйте детские творения. Время рисовать «правильно» наступит к годам к четырем. Ну а пока пусть создает то, что нравиться! Ваше дело – заботливо хранить поделки малыша, демонстрировать ему: продукты его творчества важны для близких.

    ИНТУИЦИЯ    Трёхлетки безудержно фантазируют! Они представляют себя героями сказок, заводят вымышленных друзей … Не обесценивайте работу воображения, не твердите: «Не выдумывай!» Лучше просто наблюдайте, прислушивайтесь. Идет работа правого полушария мозга крохи. Оно отвечает за нестандартное решение задач, за интуитивное восприятие.

    СВЯЗЬ С ПРИРОДОЙ    Цветам и солнцу малыш порой радуется больше, чем игрушкам. И неспроста!

    Природа – это ресурс помогающий справиться со стрессом. Пусть у крохи будут прогулки у озера, кормление уток, гербарии… Обогащайте его жизнь, вместо того, чтобы перевоспитывать!

    ПАМЯТКА -  КАК РОДИТЕЛЯМ ТРЕХЛЕТНЕГО РЕБЕНКА

    НЕ СОЙТИ С УМА

    Важно не наказывать малыша за кризисные проявления, а искать подход. Дайте ребёнку понять: вы считаетесь с его эмоциями и мнением.

    Я  УЖЕ  БОЛЬШОЙ!

    Крохе хочется чувствовать себя взрослым, поэтому он во всем перечит маме. Найдите пространство, где он реализует свою потребность. Назначьте его ответственным за какое-то домашнее дело.

    *Играйте в великанов и лилипутов. Только малыш будет большим, а мама – маленькой. Потом поменяетесь ролями.

    РАБОТА С ЭМОЦИЯМИ

    Не думайте, будто слезы – это плохо. Они порой единственный доступный способ выразить эмоции. Потерпите, через 3-5 минут истерики обычно заканчиваются.

    *Учите карапуза называть чувства: «я обиделся», «мне грустно»,  «я злюсь»… Только понимая свои ощущения, малыш со временем научится управлять ими.

    ПЕРЕКЛЮЧАЕМ ВНИМАНИЕ

    Пусть у вас под рукой будут мыльные пузыри, пальчиковые куклы…У малыша начинается очередной бунт? Отвлекайте его!

    *Уговорить ребенка сделать что-нибудь поможет игра «все наоборот». К примеру: «Давай не будем уходить с площадки!» Из духа противоречия кроха сам побежит домой!

     



    Предварительный просмотр:

        Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение

                     детский сад общеразвивающего вида №16 «Ивушка»

                                                                   

    Мастер – класс  «Нетрадиционная техника рисования – монотипия пейзажная».

                                                                                   Воспитатель Коровина И.И.                                                            

    «… Это правда!

    Ну чего же тут скрывать?

    Дети любят, очень любят рисовать!

    На бумаге, на асфальте, на стене.

    И в трамвае на окне….»                        

                                                                            Э.Успенский

      Цель: расширить знания педагогов о нетрадиционной технике рисования, как средстве развития детского изобразительного творчества.

    Задачи:

    - познакомить педагогов с нетрадиционной техникой рисования «монотипия пейзажная»

    - формировать практические умениям в области изобразительной деятельности с использованием нетрадиционного способа изображения: монотипия пейзажная;

    - повысить уровень мастерства педагогов.

    Методы и приёмы: репродуктивный, практический.

    Оборудование: рисунки, выполненные в технике монотипия пейзажная; работы детей по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования; столы, стулья для педагогов; материал для практической деятельности – гуашевые краски разного цвета, баночки с водой,  кисти,  альбомные листы бумаги.

    .

    Предварительная работа: обработка специальной литературы по данной теме; подготовка оборудования; творческие работы детей.

    1. Вводная часть.

    Использование нетрадиционных техник рисования в работе с дошкольниками способствуют развитию их  творческих способностей.

    Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребенку будет не интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребенок любит быстро достигать результата в своей работе, а нетрадиционные техники рисования способствуют этому.

    Монотипия считается одной из простейших графических техник на сложенном пополам листе или на гладкой поверхности- стекле, пластмассовой доске, толстой глянцевой бумаге – делается рисунок масляной или гуашевой краской. Конечно, материал, на который наносится краска, не должен пропускать воду. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Получается оттиск в зеркальном изображении. Всегда только один.

    Отсюда и название – монотипия (от греческого monos – один, единый и tupos – отпечаток). Количество красок в монотипии – любое.

     Процесс в монотипии – наверное, самое захватывающее из всего действия рисования. В технике  «монотипия» очень красиво и образно получаются пейзажи на различные темы: «Море», «Пустыня», «Осень».

    Результат – неожиданный эффект, при котором оттиск живописного изображения приобретает специфическую фактуру, отличающуюся мягкостью и легкой расплывчатостью очертаний, что придает ему особую прелесть.

    Бывает два вида монотипии: предметная и пейзажная. Предметная монотипия - это когда складывается пополам лист с нарисованной половинкой предмета, вторая половина отпечатывается. Например, бабочка, (показ детских работ).

    2. Основная часть.

    - Уважаемые педагоги, сегодня я вам покажу, как выполняется рисунок в технике «монотипия пейзажная» по теме «Осень». Для  выполнения рисунка в этой технике нужно сложить пополам  альбомный лист. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отображение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка протирается влажной губкой (кистью). Исходный рисунок, после того как с него сделан  оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Можно тонкой кистью дорисовать детали (стволы деревьев, кораблик, чаек).

    3.Заключительная часть. Рефлексия.

     Мне бы хотелось узнать,  понравилась ли вам техника «монотипия» и будете ли вы применять ее в своей работе. Для этого у вас есть три цветных кружочка – красный –техника понравилась, буду применять;

                Синий – техника не понравилась, не буду применять;

                Желтый – уже применяю.

    Спасибо за внимание!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей «Учите детей любить природу»

    Природа оказывает огромное влияние на формирование личности ребенка. Какими вырастут наши дети, зависит от нас: мы должны научить детей не только брать от природы, но и заботиться о ней, охранять и пр...

    Консультация для родителей «Как ребенка научить любить литературу в средней группе»

    Книга - не учебник, она не даёт готовых рецептов, как научить ребёнка любить литературу, потому что научить сложному искусству чтения и понимания книги очень трудно. Ребенок должен ярко, эмоционально ...

    Консультация для родителей "Учите детей любить природу"

    Консультация для родителей " учите детей любить природу"...

    Консультация для родителей «УЧИТЕ ДЕТЕЙ ЛЮБИТЬ ПРИРОДУ».

    Информация для родителей о совместном отдыхе с детьми летом...

    Консультация для родителей "Учите детей любить природу"

    Какими вырастут наши дети, зависит от нас: мы должны научить детей не только брать от природы, но и заботиться о ней, охранять и приумножать ее богатства....

    Консультация для родителей «Как научить любить читать»

    Как научить ребенка любить читать? А можно ли вообще научить любить? Оказывается, можно и даже необходимо. Надо только захотеть - и хоть ненадолго вынуть из рук ребенка джойстик или пультик и вложить ...

    "Научим любить природу"

    Материал для работы с детьми в летний период (экологическая тропа)...