Главные вкладки

    "Научим любить природу"
    презентация по окружающему миру на тему

    Шаповалова Валентина Петровна

    Материал для работы с детьми в летний период (экологическая тропа)

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Office presentation icon ekologicheskaya_tropa.ppt804.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физкультурно- оздоровительного развития воспитанников №24 «Искорки» Г. Зеленогорск "Научим любить природу" Материал для работы с детьми в летний период Подготовила воспитатель высшей категории Шаповалова Валентина Петровна

    Слайд 2

    «Природа - это первый эстетический воспитатель ребенка. Наблюдая природу, ребенок научится видеть, понимать и ценить ее красоту» Чтоб цветы в лесу цвели, Всю весну и лето Мы не будем собирать Их больших букетов. Если птенчик из гнезда Выпорхнул до срока, Мы поможем, не беда, Не трещи, сорока. Хоть и вредный мухомор, Мы его не тронем. Вдруг понадобиться он Жителю лесному. Хрупкий домик муравья Надо тоже охранять. Обязательно он должен За заборчиком стоять. Зайчика и ежика - Жителей лесных Лучше вы не трогайте! Охраняйте их! Давайте, дошколята, природу охранять! О ней ни на минуту не надо забывать. Ведь цветы, леса, поля и речки, Это все для нас навечно!

    Слайд 3

    Технологии, формы, методы: Наблюдения: цикличные наблюдения , кратковременные наблюдения; Сбор коллекций: Это коллекции «летающих семян» : первая группа, имеющая «крылышки» (клен, ясень, береза, липа, тополь, сосна, ель), вторая группа – семена с «парашютиками» ( одуванчик, осот, мать-и-мачеха, козлобородник и др) Коллекции соцветий : «сережки» – береза, осина, тополь, орешник, ива, ольха. Коллекции других семян и плодов: коллекции «орехов» (каштан, желудь, грецкий, лесной), ягод – засушенные ягоды или косточки, бобовые и др. Коллекции камней по цвету, размеру, тяжести и т.д. Коллекции коры деревьев (только с упавших или спиленных деревьев) Коллекции песка, глины, почвы Беседы на экологические темы: «Ветерок», «Крылатки», «Грустный дождик», и др. Игры с естественными материалами Забавляясь такими игрушками как вертушки, стрелы, мельницы, дети знакомятся с действием ветра, воды и усваивают ряд факторов, которые в дальнейшем помогут им понять простейшие физические законы (плавание предметов в воде, движение воздуха) Труд в природе – это прежде всего, гуманное отношение ко всему живому, что окружает ребенка, это понимание благополучного и неблагополучного состояния обитателей уголка природы, это – сочувствие и жалость, это – желание, чтобы им было хорошо. И только во вторую очередь труд в природе – это правильные действия и операции с предметами ухода и оборудованием. Выставки с детскими работами на экологическую тематику Выставки, конкурсы «Чудеса с грядки », Прогулки

    Слайд 4

    ВОДА: Какой формы вода? На столе лежит кубик и шарик. Воспитатель спрашивает, какой формы эти предметы (ответы детей). А имеет ли форму вода? Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется. Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы. Воспитатель показывает детям алгоритм, который символизирует, что у воды нет формы, и вывешивает на магнитную доску. Какого цвета вода? Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком. Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой. Нам видно картинку? (ответы детей) А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. Что мы обнаружили? Вывод: через воду рисунок виден, а через молоко – не виден. Значит вода прозрачная жидкость. Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через нее на картинку. Рисунок не виден. И так, делаем вывод, что вода прозрачная жидкость, используя при этом алгоритм, символизирующий это свойство воды. И вывешиваем его на доску. Вода – растворитель. А есть ли у воды вкус? Дети пробуют воду и высказывают свое мнение. Затем предложить одному ребенку размешать в воде сахар, другому – соль, третьему – аскорбиновую кислоту. После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая, кислая. Вывод: своего вкуса у воды нет. А что случилось с веществами, которые мы положили в воду? (ответы детей) А теперь давайте попробуем растворить в воде муку и подсолнечное масло. Двое детей выполняют это задание. Опыты:

    Слайд 5

    Фильтрование воды. Ребята, давайте вспомним сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Что случилось с Иванушкой? (Ответы детей) Почему нельзя было пить эту воду? Правильно потому, что она грязная. Но бывает такая ситуация, что воды чистой рядом нет, но жизненно важно нужно глотнуть хотя бы глоточек воды. Существуют разные способы очистки воды. С самыми простыми способами, которые вам в жизни могут пригодиться, мы сейчас познакомимся. Для этого возьмем: воронку, носовой платок, вату и емкости для воды. Вместе с детьми выясняем, как сделать очистительные устройства – фильтры. И так, если бы Алёнушка с Иванушкой знали, что воду можно очистить, пропустив ее через платок, то беды можно было избежать. Фокусы с водой: 1.В стакан с водой опускаем иголку. Как можно достать иголку не замочив при этом руки? (С помощью магнита.) 2.В стакане с водой плавает небольшой предмет. Как его можно достать, не замочив руки? Опускать в стакан с водой мелкие камешки до тех пор, пока вода не польется через край, и предмет сам упадет на стол. Тогда его просто можно взять со стола. Куда делись чернила? Превращения В пузырек с водой капните чернил или туши, чтобы раствор был бледно-голубым. Туда же положите таблетку растолченного активированного угля. Закройте горлышко пальцем и взболтайте смесь. Она посветлеет на глазах. Дело в том, что уголь впитывает своей поверхностью молекулы красителя и его уже и не видно.

    Слайд 6

    Делаем облако Налейте в трехлитровую банку горячей воды (примерно 2,5 см.). Положите на противень несколько кубиков льда и поставьте его на банку. Воздух внутри банки, поднимаясь вверх, станет охлаждаться. Содержащийся в нем водяной пар будет конденсироваться, образуя облако. Этот эксперимент моделирует процесс формирования облаков при охлаждении теплого воздуха. А откуда же берется дождь? Оказывается, капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу, образуя облака. Встречаясь вместе, они увеличиваются, становятся тяжелыми и падают на землю в виде дождя. Рукам своим не верю Приготовьте три миски с водой: одну - с холодной, другую - с комнатной, третью - с горячей. Попросите ребенка опустить одну руку в миску с холодной водой, вторую - с горячей водой. Через несколько минут пусть он погрузит обе руки в воду комнатной температуры. Спросите, горячей или холодной она ему кажется. Почему есть разница в ощущениях рук? Всегда ли можно доверять своим рукам? Всасывание воды Поставьте цветок в воду, подкрашенную любой краской. Понаблюдайте, как изменится окраска цветка. Объясните, что стебель имеет проводящие трубочки, по которым вода поднимается к цветку и окрашивает его. Такое явление всасывания воды называется осмосом.

    Слайд 7

    Необычное рисование Дайте ребенку кусочек чистой светлой однотонной ткани (белой, голубой, розовой, светло-зеленой). Нарвите лепестков от разных цветов: желтых, оранжевых, красных, синих, голубых, а также зеленых листьев разного оттенка. Только помните, что некоторые растения ядовиты, например аконит. Набросайте эту смесь на ткань, положенную на разделочную доску. Вы можете как непроизвольно насыпать лепестки и листья, так и выстраивать задуманную композицию. Накройте ее полиэтиленовой пленкой, закрепите по бокам кнопками и раскатайте все это скалкой либо постучите по ткани молотком. Стряхните использованные "краски", натяните ткань на тонкую фанерку и вставьте в рамку. Шедевр юного дарования готов! Экспериментальные задания Опыт 1 . Опускаем гайку в воду. Что с ней случилось? Она тонет, значит, тяжелая, тяжелее воды. Опыт 2 . Кладем гайку в теплое место или на солнышко (нагревается). Она быстро нагревается, потому что металлическая. Опыт 3. Перед его проведением рассказываем о том, что железо обладает одним необычным, можно сказать, "волшебным" свойством, каким именно, дети узнают благодаря экспериментированию. Перед каждым ребенком на столике стоит одноразовая пластмассовая тарелка, на которой лежит скрепка. Как можно двигать скрепку, не дотрагиваясь до нее? (Водим небольшим магнитом по внешней стороне ее дна). Опыт 4. Притягиваем скрепку магнитом обычным способом. Затем поочередно кладем на нее лоскут ткани, бумагу и каждый раз пробуем взять скрепку при помощи магнита. Опыт 5. Опускаем скрепку на дно емкости с водой и выясняем, мешает ли вода магниту "работать". Опыт 6. На подносе у педагога лежат разнообразные предметы. Каждый ребенок при помощи магнита определяет, какие из них железные. Опыт 7 . У педагога есть "волшебная" варежка (внутри прикреплен магнит, о чем дети не знают). Детям предлагают повторить опыт 6, но уже при помощи варежки, и объяснить, в чем ее волшебство? В заключение сообща делаем выводы, что железо обладает особым свойством - притягивается магнитами.

    Слайд 8

    Почему воздух становится грязным? (Исследовательская деятельность на экологической тропинке детского сада) Цель: Дать детям элементарные представления об источниках загрязнения воздуха (автомобили), о значении чистого воздуха для всего живого и для здоровья человека в частности; показать значение растений в городе (растения - "легкие" города, они очищают воздух); напомнить детям правила экологической безопасности. Ход занятия Часть первая. Наблюдения и опыты: Исследуем листья растений на экологической тропинке детского сада: Со стороны дороги. В глубине двора. Выясняем, есть ли на листьях деревьев пыль. Предлагаем дошкольникам потереть листочек: а) пальцами, ладошкой. (Пальчики стали грязными) б) чистой ваткой или тряпочкой.( Ватка стала серой - грязной.) Прикладываем кусочек скотча к листочку липкой стороной, другой лист прижимаем к белой бумаге. На чем осталась пыль? Сравниваем результаты исследования листьев, с растущих у дороги деревьев, с листьями растений из глубины двора. Обсуждаем, на каких из них больше пыли (где листья наиболее загрязнены)? Почему? Пыль всегда есть в воздухе, но у дороги ее больше. Почему? Пусть дошкольники обратят внимание на то, что вдоль забора, который отгораживает детский сад от дороги, посажено много деревьев. Для чего? Как они думают, помогают ли эти растения задерживать грязный воздух? Да, деревья очищают воздух, так как растения "дышат" с помощью очень маленьких дырочек на листочках. Как же деревья будут дышать, если их листочки покроются пылью? Что в природе может смыть с растений пыль? (дождь) Конечно, растения в городе очищают воздух, но где им самим лучше живется: в лесу или в городе? (Дети высказывают свои мнения.) Представим, что на нашей улице деревья исчезли? Что произойдет? Хорошо ли для здоровья людей гулять, заниматься спортом у дорог, где ездят машины? Почему?

    Слайд 9

    Часть вторая. По дороге из детского сада в парк, возле светофора, обращаем внимание детей на шум автомобилей и на то, как из работающих двигателей выходят выхлопные газы (как правило, они хорошо заметны). Обсуждаем, хороший ли на перекрестке воздух, легко ли дышится около дороги (делаем это уже вдали от автотрассы). Объясняем детям, что выхлопные газы очень вредны для здоровья людей, растений и животных. Вместе с воздухом они попадают в наш организм, поэтому гулять около дороги вредно для здоровья. Возле дороги и растения растут плохо. Их листья загрязняются, им тоже трудно дышать. Делаем с детьми вывод: гулять у дороги, у гаражей, возле работающих автомобилей вредно для здоровья.

    Слайд 10

    Стихи Вы слыхали о воде? Говорят, она везде! В луже, в море, в океане И в водопроводном кране, Как сосулька, замерзает, В лес туманом заползает, На плите у нас кипит, Паром чайника шипит. Без нее нам не умыться, Не наесться, не напиться! Смею вам я доложить: Без нее нам не прожить. Н. Рыжова Как появились одуванчики Шла по городу Весна, Кошелёк несла она. Краски яркие и кисти Нужно было ей купить. Приоткрыла кошелёк, А монетки Скок, скок, скок!- Раскатились, убежали, Одуванчиками стали. Ромашка Нарядные платьица, Желтые брошки, Ни пятнышка нет На красивой одежке. Такие веселые Эти ромашки - Вот-вот заиграют Как дети, в пятнашки. Е. Серова Крапива Красиво выглядит крапива, А поступает некрасиво: Чем к ней нежнее прикасаются, Тем, хитрая, больше кусается. Б. Заходер Одуванчик Был я Солнышком Лучистым. Стал я Облачком пушистым. С.Пшеничных Одуванчик Уронило солнце Лучик золотой. Вырос одуванчик, Первый, молодой. У него чудесный Золотистый цвет. Он большого солнца Маленький портрет. О. Высоцкая

    Слайд 11

    Одуванчик Одуванчик придорожный Был, как солнце золотым, Но отцвёл и стал похожим На пушистый белый дым. Ты лети над тёплым лугом И над тихою рекой. Буду я тебе, как другу, Долго вслед махать рукой. Ты неси на крыльях ветра Золотые семена, Чтобы солнечным рассветом Возвратилась к нам весна. Зелёное платье планеты Весенние свежие травы Покрыли луга и поля. Оделись листвою дубравы, Зелёною стала Земля. В лесу теперь тень и прохлада, И воздух – целебный настой. Вновь слышатся птичьи рулады В глуши потаённой лесной. Растенья – нам добрые братья, Былинка и дуб-исполин. Планеты зелёное платье Давайте, друзья, сохраним! «Дождик» Е. Трутнева Дождик, дождик, пуще По лугам цветущим. Дождик, дождик, лей весь день На овёс и на ячмень. Пусть зелёная пшеница Поскорей заколосится. Дождик, дождик, поливай – Будет хлеба каравай, Будут булки, будут сушки, Будут вкусные ватрушки. Парашютисты Из шариков пушистых Над пестрым летним лугом Летят парашютисты Вдогонку друг за другом. Едва земли коснутся — Уснут, как на диванчике. А по весне проснутся... и будут - одуванчики! И.Токмакова Васильки Возле дачи, на раздолье, у излучины реки разбрелись в колхозном поле Голубые васильки. Я из них плела веночек, как стихи из синих строчек, танцевала в нём балет. Мама нарвала букет. Долгим взглядом провожали нас в деревне старики. Рассуждали: "горожане собирают... сорняки" — Царевна-морошка, Подари лукошко. — Поклонись с почтеньем, Награжу вареньем, Награжу ватрушкой, Только будь послушной

    Слайд 12

    Как лиса крапиву в огороде вывела (Р. Саляхетдинов) Вышла лиса на свой огород. - Бат-тюшки-лисы! Крапивы-то, крапивы… Взялась было лиса её выдёргивать, да обожглась. Что делать? Вдруг волк идёт. Заглянул через плетень. - Что, лисонька, делаешь? - Да вот, серый, на крапивку любуюсь. Уродилась. Весной сеяла, завтра собирать. - Крапиву? А зачем? - Кто крапиву жуёт, того собачий клык не берёт. - Ну да-а-а? - Ты, серый, вот что – крапиву у меня не рви! С тем и спать пошла. Утром лиса в окошко выглянула – нет крапивы в огороде. Дедушка Дерево У дедушки Дерева Добрые руки - Большие зелёные добрые руки... Какая-то птица В руках суетится. Какая-то птица На плечи садится. Дедушка Дерево - славный такой - Белку качает большущей рукой... Жучище примчался, И сел, И качался, И всё восхищался, и всё восхищался. Стрекозы примчались И тоже качались. И мошки примчались, И мошки качались. И все свиристели В пуховой постели Смеялись, качались, Качались, свистели! Дедушка Дерево пчёл подхватил И на ладони свои усадил.... У дедушки Дерева добрые руки - Большие зелёные добрые руки... Наверно, их сто... Или сто двадцать пять... Чтоб всех покачать! Чтоб всех покачать! Э.Мошковская Лето Если дует ветер Теплый, хоть и с севера, Если луг — в ромашках И комочках клевера, Бабочки и пчелы Над цветами кружатся, И осколком неба Голубеет лужица, И ребячья кожица Словно шоколадка... Если от клубники Заалела грядка — Верная примета: Наступило лето Л.Корчагина

    Слайд 13

    Летняя песенка Опять смеется лето В открытое окно, И солнышка, и света Полным, полным-полно! Опять трусы и майки Лежат на берегу, И нежатся лужайки В ромашковом снегу! Т Белозёров На траве-травинке— Бусинки-росинки, Солнцем озарённые: Красные, Зелёные, Жёлтые, И синие— До чего ж красивые!.. Сколько здесь их у калитки! Ими весь усыпан луг. Нанизать бы их на нитки— Хватит их для всех подруг! И пока я так мечтала, Солнце бусинки собрало. Даже в травах под сосной Не осталось ни одной! Иван Емельянов Жара Среди двора стоит Жара, Стоит и жарится с утра. Залезешь в глубину двора - И в глубине стоит Жара. Жаре давно уйти пора, Но всем назло стоит Жара. Сегодня, завтра и вчера Везде Жара, Жара, Жара... Ну неужели ей не лень Стоять на солнце целый день? Эмма Бицоева

    Слайд 14

    Есть один такой цветок, не вплетешь его в венок. На него подуй слегка: Был цветок - и нет цветка. Золотой и молодой за неделю стал седой, А денечка через два облысела голова, Спрячу я в карманчик бывший ... Рос шар бел, ветер дунул - шар улетел. Я шарик пушистый, белею в поле чистом, А дунул ветерок, остался стебелек. В летний солнечный денек золотой расцвел цветок. На высокой тонкой ножке все дремал он у дорожки, А проснулся - улыбнулся: - вот пушистый я какой! Ах, боюсь, что разлечусь, тише, ветер луговой! На зеленой хрупкой ножке вырос шарик у дорожки. Ветерочек прошуршал и развеял этот шар. Загадки Одуванчик Стоит он у стёжки На тоненькой ножке, Гордится обновой - Шапкой пуховой. Померить ту шапку Жуку захотелось, Едва прикоснулся, Она разлетелась. И.Винокуров Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает. (Дерево) Пословицы и поговорки о растениях Много леса — не руби, мало леса — береги, нет леса — посади. Кто не сажал дерева, тому не лежать в тени. Один человек оставляет в лесу след, сотня — тропу, тысяча — пустыню. Стоят столбы белы, На них шапки зелены. На полянках девчонки В белых рубашонках. На плечах платочки зеленые, В ушах сережки посеребренные. Летом девица, зимой молодица, Настанет весна, потечет слеза.

    Слайд 15

    Загадка Вырос Ивашка: Красная рубашка, Зеленые ладошки, Зеленые сапожки. В гости приглашает, Чаем угощает. К.Манохина, Е.Войтенко КИПРЕЙ (ИВАН-ЧАЙ) Загадки о крапиве Не огонь, а жжется. Не шмель, не пчела, а жалит. Без костра обжигает. Растет зеленый кустик. Дотронешься — укусит. МАТЬ-И-МАЧЕХА Загадки И матушка родная, и мачеха злая Бок о бок живут — через стеночку. На откосе, на лугу, Босиком на снегу, Первые цветочки — Желтые глазочки. Лег пластом у дороги, разметал руки-ноги. Его бьют сапогами, его мнут колесом, Ему все нипочем. У дороги вырос лекарь, Вдоль тропинки луговой; Он для нас с тобой аптекарь. Догадайся, кто такой? ПОДОРОЖНИК Загадки об одуванчике Я шариком пушистым Белею в поле чистом. А дунет ветерок — Остался стебелек. Над лугом парашютики Качаются на прутике. Загадки о ромашке Белый лепесток, посередине — желток. Какой это цветок? На верхушке стебелька — Солнышко и облака. Стоит в поле кудряшка — Белая рубашка, Сердечко золотое, Что это такое? Белая корзинка, золотое донце, В ней лежит росинка И сверкает солнце. Шел я лугом, по тропинке, Видел солнце на травинке. Но совсем не горячи Солнца жгучие лучи. Стоят в поле сестрички: желтый глазок, белые реснички.

    Слайд 16

    БЕРЕЗА Кто не видел на березе черточки? Их называют чечевичками. Через эти чечевички-отдушины вовнутрь ствола проникает воздух, так дерево дышит. На зиму чечевички закрываются, и дерево почти не дышит. В лесах, рощах, парках часто встречаются не только березы-одиночки, но и живописные семейки из 3—4 берез и более. Это дети одной матери, выросшие из поросли пня. Растут они быстро, так как получают питание от могучей корневой системы материнского растения. И.Н. Балбышев Материал для чтения и рассказывания Не капризна наша лесная красавица, любит березка только свет и простор, растет даже на вечной мерзлоте. Не боится суровых морозов и коварных весенних заморозков. Начинает солнышко припекать весной, просыпаются от зимней спячки древесные соки. Вот когда появляется опасность погибнуть от заморозков, ведь водные растворы, которыми являются древесные соки, быстро замерзают и губят дерево. Пока растение спит, морозы не страшны. У березки есть свое приспособление, чтобы справиться с весенними заморозками, — белая кора. Не доверяет березка весеннему солнышку. Кора отражает солнечный свет, не дает быстро нагреваться внутренним слоям дерева, т.е. не дает быстро проснуться от зимней спячки и древесному соку. Березовый сок вкусен и полезен. Его с удовольствием пьют не только люди, но разные лесные птицы и звери. Дятел пробивает острым клювом тонкую белую кору и лакомится соком: улетит дятел — слетятся к березе другие птицы. Любят сладкие березовые слезы и медведь, и глухарь, и муравьи, и бабочки лимонница и крапивница, и вся прочая лесная мошкара. Березовый сок издавна применяют в народной медицине при фурункулезе, ангине, трудно заживающих ранах, язвах. За этот целебный дар люди часто губят березку. При добыче березового сока дерево теряет питательные вещества и воду, и это сказывается на его общем состоянии. Деревья, от которых берут сок, растут медленнее, ветви у них короче и листья мельче.

    Слайд 17

    Семена деревьев, ослабленных подсочкой, имеют меньшую всхожесть. В конце концов регулярное взятие сока приводит к полному истощению и гибели березы. Поэтому при сборе сока надо соблюдать специальные правила. Как быть, если перед вами истекающее соком дерево: если рана свежая, нужно наложить пластырь или повязку из чистой тряпочки и влажной глины, а если процесс гниения начался и разрубленное место потемнело, его надо расчистить ножом до здоровой светлой древесины и тогда только наложить повязку. С.Леонидов БРУСНИКА * * * Как соблазнительно выглядывают из-под снега вечнозеленые листочки брусники. Наклонишься к ним, а оттуда взглянет на тебя притаившаяся темно-рубиновая ягода. Она совсем еще свежая и сочная, как будто не зимовала под снегом, сама так в рот и просится: «Отведай-ка, какая я сладкая да вкусная!» Отведаешь — и за новой потянешься… от листочка к листочку, от кустика к кустику, будешь бродить по лесным проталинам — бруснику-ягодку искать. Е.Двинин ЗЕЛЕНЫЕ УШКИ Из кочки на снежной опушке Торчат любопытные ушки. Не мышки и не лисички — Зеленые листья бруснички. Укрыла я снегом кочку, Не видно теперь ни листочка. Брусничка, спи под подушкой, А то отморозишь ушко. В.Линькова ДОЖДЬ В ЛЕСУ Каждый грибник знает — в дождь лучше в лес не ходить. Мало того, что дождь мочит, так деревья еще помогают — стоит лишь задеть ветви, на тебя обрушиваются целые потоки. Но что делать, если все-таки дождь вас застал в лесу? Кинемся под первую попавшуюся березу. Нет, под березой от дождя не укроешься. Слишком прозрачная крона. Под сосну, что ли? Но под сосной еще хуже. Ага, вон стоит елка. Несмотря на дождь, под елкой сухо, как под крышей. Конечно, и под елкой промочило бы, если был сильный и затяжной ливень. В.Тимофеев, А.Кончинц

    Слайд 18

    ЕЛЬ-НЕЖЕНКА Кто мог подумать, что ель — неженка? В молодости она боится заморозков и засухи. Боится ель и ветра. Если вдруг ее выставить на открытое место, она может быть повалена. Причин тут несколько. Во-первых, корни у нее расположены неглубоко, а во-вторых, густая крона сильно задерживает ветер. Вообразите себе мачту с парусом — это ель. Разница лишь в том, что парусник скользит по воде, а ель упирается. В.Тимофеев, А.Кончинц ЛЕСНАЯ СТОЛОВАЯ Ко времени созревания еловых семян в лесу собирается много лесных обитателей. Белка — большая лакомка этих семян. Любят еловые семена и клесты. С шумом, с песнями, нарушая покой зимнего леса, налетают они на вершины елок с гирляндами шишек. Клесты используют шишку частично, так как в мороз у них мерзнут лапки и они не в состоянии вылущить холодную шишку до конца. Весной, когда снег растает, белки и мыши находят и доедают то, что не доели клесты. Любят посещать еловую столовую дятлы, синицы, глухари, рябчики, тетерева и куропатки. И.Н. Балбышев ТРАВА, КОТОРАЯ ОБЖИГАЕТ Как только не ругают крапиву, которая виновата лишь в том, что умеет себя защитить! Обжигает, конечно, крапива. Неосторожно дотронешься до нее — долго потом рука будет «гореть». Обжигает крапива потому, что на ее стебле и листьях сидят жесткие волоски. Внутри волосков — едкая жидкость. Если прикоснуться к растению, иголочки вопьются в кожу, обломятся, и едкая жидкость выльется. Она-то и вызывает на коже жжение. Как же удивительно, что из крапивы, к которой страшно прикоснуться, можно варить очень вкусные и полезные супы! А.А. Плешаков Цветы мать-и-мачехи очень похожи на одуванчики — они такие же желтые. Но с одуванчиком не спутаешь. У одуванчика сначала листья вырастают, а уж потом цветы появляются. А у мать-и-мачехи наоборот. Она и весну порой под снегом встретить может. Раскопаешь сугроб, а под ним желтый глазок выглядывает. Спал и ждал, пока солнышко его на волю не позовет.

    Слайд 19

    СПАСИБО ПОДОРОЖНИКУ Ты пошел в лес и — вот неприятность! — порезался или натер ногу. Не беда. Сорви лист подорожника, промой его водой, чтобы смыть пыль, и приложи к ране. И вскоре кровь остановится, боль утихнет… Ты скажешь: «Спасибо, подорожник!» — и пожалеешь, что ничем не можешь его отблагодарить… А ведь ты этой травке уже много раз помогал и будешь помогать. Только сам этого не замечал и не заметишь! Дело в том, что крошечные семена подорожника от дождя или росы становятся клейкими. Ты прошел по дороге, к твоей обуви приклеилось множество семян… Ты идешь, а семена постепенно опадают с твоих ног. И там, где упадет семя, со временем появится молодой подорожник. А.А. Плешаков ТРАВА-ПУТЕШЕСТВЕННИЦА Подорожник называют травой-путешественницей. Это неприхотливое растение смогло объехать весь белый свет. «След белого человека» — так индейцы назвали подорожник, семена которого вместе с переселенцами из Европы пересекли океан и попали в Америку. Всюду, где появлялись пришельцы, вырастала эта травка. Поселился подорожник и в Африке, и в Австралии. В.Н. Андреева Одуванчик — очень любопытный цветок. Пробудившись весной, он внимательно посмотрел вокруг себя и увидел солнышко, которое заметило одуванчик и осветило его желтым лучиком. Пожелтел одуванчик и так полюбил светило, что не отводит от него восторженного взгляда. Взойдет солнце на востоке — одуванчик на восток смотрит, поднимется в зенит — одуванчик поднимет головку кверху, приблизится к закату — одуванчик не спускает с заката взгляда. И так всю жизнь, пока не поседеет. А станет седым, распушится — и полетят по ветру пушинки-парашютики с семенами, увидят хорошую полянку, опустятся, зернышко спрячется в какую-нибудь впадинку и пролежит до весны. С.П. Красиков Упрятав мордашки в широких панамах, Ромашки выходят гулять на полянах. У каждой ромашки расшита рубашка С зеленым листочком-платочком в кармашке.

    Слайд 20

    СЕСТРА МИЛОСЕРДИЯ Цветок этот в народе зовут сестрой милосердия. О целебных свойствах ромашки известно с давних времен. Утешит в беде, поднимет больного, порадует ароматным букетом — вот она какая, ромашка. Стоит посреди поляны в белом чепчике, словно предлагает в фаянсовой чашечке спасительную настойку. Аптечную ромашку можно узнать по запаху, он напоминает аромат яблок. Если в лесу, у костра вас начнут одолевать комары — бросьте пучок ромашки в огонь, вмиг исчезнут. И.Г. Белавина, Н.Г. Найденская СОСНА Сосна — удивительное дерево. Растет она и на болотах, и на песках. Влаги потребляет немного, и самое главное — умеет ею пользоваться, т.е. испаряет экономно. Растет она быстро, не боится ни заморозков, ни ветра, живет долго. Густая, длинная хвоя задерживает мириады снежинок. В снежной шубе веткам не холодно. Но иногда эта шуба приносит гибель соснам. Под тяжестью снега ствол дерева может сломаться, а иногда деревья выворачиваются с корнем. И.Н. Балбышев CОСНА-АПТЕКАРЬ Хвоя сосны используется как источник витаминов. В годы войны солдат лечили настоем хвои. Используют этот настой и по сей день. БЕССТРАШНАЯ ТРАВКА В лесу еще сыро, серые глыбы снега слезятся ручейками, а на опушке, среди прошлогодней травы, сверкают крохотные фонарики мать-и-мачехи. Она первой накрыла сладкий стол для насекомых. Спешат к ранним цветкам шмели и пчелы. Ранний мед, как известно, самый целебный. С приближением весны просыпается мать-и-мачеха, растение включает механизм развития — и стебелек двинулся вверх. От дыхания мать-и-мачехи снег растаял, образовался ледяной купол. Чем не парничок? А как только солнце разрушило ледяной домик, мать-и-мачеха раскрыла свои душистые цветы. Случаются и весенние заморозки, но травка не боится их — она вся покрыта густым войлочным опушением. С.П. Мацюцкий

    Слайд 21

    Посади сосну — Вместе встретите весну, Вместе зиму зимовать, Вместе лето обживать. А как осень — День рожденья Вместе будете справлять. Посади сосну. Лучше не одну — Вместе с кленом, Елкой, вязом, Посади их вместе Разом. М.Садовский Давайте, люди. Дружить друг с другом, Как птицы с небом, Как ветер с лугом. Как парус с морем Трава с дождями Как дружит солнце Со всеми нами. Давайте, люди, Любить планету Во всей вселенной Похожей нету! И. Мазин Все-все На свете, На свете нужны! И мошки не меньше нужны, чем слоны. Нельзя обойтись без чудищ нелепых, И даже без хищников, Злых и свирепых! Нужны все на свете! Нужны все подряд – Кто делает мед, и кто делает яд. Плохие дела У кошки без мышки У мышки без кошки Не лучшие делишки. Да! Если мы с кем-то не очень дружны, Мы все-таки очень друг другу нужны! Б. Заходер Всем известно, что жуки Жужжат с досады и тоски, Но в кругу друзей жуки Чудаки и добряки. Я дружу с одним жуком, Я с ним третий год знаком. Это счастье, если жук И тебе не враг, а друг! К. Забойский Сидит на ромашке смешная букашка, Сидит и вздыхает она от тоски. Никак, ну, никак она не сосчитает Ромашкины беленькие лепестки. Весь день сосчитать их бедняга не может, Но кто же, ну кто же букашке поможет? К. Забойский

    Слайд 22

    Дерево, трава, цветок и птица Не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они, На планете мы останемся одни! Нор звериных, Птичьего гнезда Разорять не будем Никогда! Пусть птенцам И маленьким зверятам Хорошо живется С нами рядом! Прекрасна, прекрасна Родная земля. Прекраснее мне не найти Никогда! Зеленые долы, леса и поля, И синяя в море вода. В. Берестов Хочу, чтоб в мире было много света, Хочу, чтоб в мире было много лета, В котором – солнце, птичьи голоса, И на траве – зеленая роса. Хочу, чтоб в мире было меньше плача, А больше смеха, радости, удачи.

    Слайд 23

    К речке быстрой К речке быстрой мы спустились, ( шагаем на месте ) Наклонились и умылись. ( наклоны вперед, руки на поясе) Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши) Вот как славно освежились. ( встряхиваем руками ) Делать так руками нужно: Вместе – раз, это брасс. ( круги двумя руками вперед) Одной, другой – это кроль. ( круги руками вперед поочередно) Все, как один, плывем как дельфин. ( прыжки на месте) Вышли на берег крутой ( шагаем на месте ) И отправились домой. Физминутки «Волшебный цветок» под тихую медленную музыку. Спал цветок волшебным сном (кулачок крепко сжат) Был закрытым, но потом Показался лепесток (распрямить большой палец) А за ним его дружок (указательный палец) Вот и третий не проспал (средний палец) И четвертый не отстал (безымянный палец) Вот и пятый лепесток (мизинец) И раскрылся весь цветок! (кисть руки изображает тюльпан)

    Слайд 24

    Правила поведения в природе: 1. Не ломай ветви деревьев и кустарников. 2. Не повреждай кору деревьев! 3. Не собирай березовый сок. 4. Не рви в лесу, на лугу цветов. 5.Съедобные ягоды, орехи собирай так, чтобы не повреждать веточек. 6.Не сбивай грибов, даже ядовитых. 7. Не обрывай в лесу паутину и не убивай пауков. 8.Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых. 9.Не разоряй муравейники. 10.Не разоряй птичьи гнезда. 11.Не шуми в лесу, в парке. 12. Не оставляй в лесу, парке, на лугу, у реки мусора. Источники заимствования – www.ecosystema.ru , http://dsad18.ucoz.ru/blog/opytnicheskaja_dejatelnost_s_detmi_doshkolnogo_vozrasta/


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для воспитателей "Помогите ребенку научиться любить природу"

    Эта статья поможет воспитателям в работе по экологическому воспитанию....

    Консультация для родителей: «Как научить ребенка любить природу».

    В 21 веке будут жить, планировать и вести народное хозяйство страны, строить счастливую жизнь дети, которых мы сегодня воспитываем. И мы должны воспитывать у них уважительное отношение ко всему живому...

    Как научить детей любить природу. О птицах.

    Природа оказывает огромное влияние на формирование личности ребенка, ее умственное, нравственное, эстетическое, физическое развитие и воспитание. Мы должны научить детей не только брать от природы, но...

    КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ЛЮБИТЬ ПРИРОДУ?

    Дошкольники не в силах решать какие-то крупные задачи по охране природы, но и то немногое, что они делают – заботливое, бережное отношение к живому – вселяет надежду на то, что еще многие поколения бу...

    Рекомендации родителям «Научим детей любить природу»

    Рекомендации родителям:        Научите ребёнка любоваться природой, обратите внимание на красивый закат или восход. Поговорите или сначала поиграйте с ребёнком...

    Консультация для родителей "Как научить ребенка любить природу"

    Беседа с родителями о экологическом воспитании детей. на примере своих поступков. О красоте природы , кто в в ней живет...

    Консультация для родителей "Мы часть природы, научить ребенка любить природу"

    Научить ребенка любить природу, сохранить ее чистой для будущего поколения....