«СТИЛИ РОДИТЕЛЬСКОГО ВОСПИТАНИЯ»
методическая разработка по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stili_roditelskogo_vospitaniya.doc | 95.13 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
НА ТЕМУ:
«СТИЛИ РОДИТЕЛЬСКОГО ВОСПИТАНИЯ»
Подготовила
К.А.Анисимова
Стиль воспитания, по определению А.Л.Венгера, - это стиль взаимоотношений с ребенком в семье, характеризуемый степенью контроля, заботы и опеки, теснотой эмоциональных контактов между родителями и ребенком, характером руководства поведением ребенка со стороны взрослых, количеством запретов.
А.Е.Личко, Э.Г.Эйдмиллер выделяют ряд стилей родитеского воспитания.
Демократический - родители проявляют справедливую требовательность к ребенку, осуществляют контроль на основе разумной заботы. Чувствуется эмоциональное тепло, привязанность; общение родителей с детьми личностно ориентировано, дети проявляют самостоятельность со знанием дела. Таким образом, это самый оптимальный тип развития личности, но, как показывает опыт, подобный стиль общения в современных семьях встречается редко.
Авторитарный - чрезмерная требовательность, жестокость в отношениях, запреты без объяснения причин, жесткий контроль, отсутствие эмоционального тепла, дисциплинарная модель общения. Такой стиль общения чаще всего вызывает неадекватные реакции ребенка - замкнутость, приспособление, безынициативность, пассивность, неуверенность в себе, агрессивность.
Гиперпротекция («самостоятельный ребенок») - требовательность со стороны взрослых отсутствует, у ребенка нет взрослого как образца. Контроль за ним слабый, осуществляется нерегулярно, периодически. Ребенку не достает теплых чувств, общения, внимания, участия родителей в его жизни. Модель родительского общения - “невмешательство”. В результате у ребенка появляются неадекватные реакции, непредсказуемость поведения. В общеобразовательном учреждении такой ребенок сильно отличается своим поведением, неустойчивым типом личности, асоциальностью. Подобный стиль общения проявляется в семьях, где роители занимаются бизнесом, часто отсутствуют дома.
Потворствующий стиль общения с оправданием поведения ребенка - в таких семьях требовательность и контроль за ним отсутствуют. Ребенок предоставлен самому себе. Проявляется некритичное отношение к его поведению, однако из-за нарушений поведения ребенка лишают теплых чувств. Модель общения в таких семьях - «заискивающая». При таком воспитании поведение ребенка непредсказуемо. Отмечается неустойчивый, эпилептический тип личности. Развивается задержка психического развития и стойкая неуспеваемость в школе. Такой стиль общения чаще проявляется в семьях группы риска.
Доминирующая гиперопека («жизнь за ребенка») - требовательность отсутствует, ребенка считают гением и навязывают ему эту мысль, но при этом лишают самостоятельности, чрезмерно контролируя каждый его шаг. Модель общения с ребенком - запреты или мелочная опека. В результате реакция детей неадекватна, эгоцентрична. И как следствие - вседозволенность, несамостоятельность. Такой стиль общения проявляется чаще всего в неполных семьях.
Потворствующая гаперопека («кумир семьи») - требовательность по отношению к ребенку отсутствует, контроль за ним слабый, а забота большая. Ребенком восторгаются, любуются, его обожают; все вращается вокруг его прихотей. В результате у ребенка формируются неадекватные реакции, завышенные притязания, стремление получить желаемое без труда. Такой ребенок не способен постоять за себя в школе, среди сверстников он отвергаемый и принебрегаемый. Данный стиль общения характерен прежде всего для семей с большим достатком, в которых все решается с помощью денег.
Эмоциональное отвержение («Золушка»)- данный стиль общения может проявляться в результате развода родителей. Ребенок становиться камнем преткновения, к нему предъявляют повышенные требования, его жестко контролируют, лишают эмоционального тепла. Ребенок замыкается в себе, теряет контакт с родителями в результате развивается задержка психического развития, появляются трудности адаптации. Реакция ребенка в этом случае равнодушно-жесткая, он становиться мечтателем, проявляет жестокость по отношению к сверстникам, испытывает трудности в общении.
Жесткие отношения между родителями - родители проявляют повышенную требовательность к ребенку, выражают открытую агрессию к нему. Эмоциональное тепло отсутствует, каждый сам за себя. Модель общения только по поводу поведения ребенка. Реакция детей неадекватна - страх наказания, ложь, жестокость, задержка психического развития, стойкая неуспеваемость. А в результате эпилептический тип личности, индивидуализм, жестокость.
Родительская позиция зависит от осознаваемых и неосознаваемых мотивов воспитания, адекватности - неадекватности воспитательных действий (степень ориентировки родителей в восприятии индивидуальных особенностей ребенка), динамичности - ригидности позиции (степень вариативности родительских воздействий на ребенка, гибкость в общении с ним), прогностичности (способность родителей к предвидению своих способов взаимодействия с ребенком с учетом особенностей его развития).
Рекомендуемая литература:
1. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия: Краткий лекционный курс. Спб, 2001.
2. Дружинин В.Н. Психология семьи. М.,1996.
3. Корельская Н.Г. «Особенная» семья - «особенный» ребенок: Кн. для родителей детей с отклонениями в развитии. М.,2003.
4. Пятковская Т.А. Семья как естественный фактор воспитания // Родительское собрание. 2003. №3.
5. Слепкова В.И. Психология семьи. Минск: Харвест, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Групповая консультация для родителей на родительском собрании "Отношения в семье. Стили родительского воспитания"
Результаты и последствия разных стилей родительского воспитания...
Консультация для родителей "Стили родительского воспитания"
Консультация для родителей "Стили родительского воспитания"...
Влияние стиля родительского воспитания на дошкольника
Основное влияние на формирование полноценной личности ребенка оказывает семья, и очень многое зависит от правильного родительского поведения. В семье ребенок приобретает свой первый опыт социаль...
Рекомендации "Правила взаимодействия родителей с агрессивными детьми" , "Стили родительского воспитания"
Рекомендации "Правила взаимодействия с агрессивными детьми" адресованы родителям детей дошкольного возраста. Целью данных рекомендаций является информирование родителей воспитанников ДОУ ...
Стиль родительского воспитания – показатель психического здоровья или нездоровья ребенка
консультация для родителей...
Консультация для родителей «Можно» и «нельзя» или как найти золотую середину между попустительским и авторитарными стилями родительского воспитания?
Стендовая консультация для родителей о том, что и как можно разрешать и запрещать ребенку, используя методику, предложенную Ю.Б.Гиппенрейтер....
Влияние стиля родительского воспитания на развитие способностей ребёнка
В материале описаны основные стили родительского воспитания, прослежена взаимосвязь их с развитием способностей детей....