Рекомендации "Правила взаимодействия родителей с агрессивными детьми" , "Стили родительского воспитания"
консультация по теме

Тюнева Екатерина Ивановна

Рекомендации "Правила взаимодействия с агрессивными детьми" адресованы родителям детей дошкольного возраста. Целью данных рекомендаций является  информирование  родителей воспитанников ДОУ  о эффективных  способах взаимодействия с детьми часто демонстрирующими агрессивное поведение.  Знакомство со   способами выражения гнева у детей и  рецептами избавления от гнева для родителей.

Рекомендации "Стили  родительского воспитания" так же адресована родителям детей дошкольников. Целью ее является знакомство родителей с результатами использований той или иной стратегии воспитания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Шпаргалка для взрослых

или Правила взаимодействия с агрессивными детьми.

  1. Будьте внимательны к нуждам и потребностям ребенка.
  2. Демонстрируйте модель неагрессивного поведения ребенка.
  3. Обучайте приемлемым способам выражения гнева.
  4.  Давайте ребенку возможность выражать гнев   непосредственно после фрустрирующего события.
  5. Обучайте распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей.
  6. Развивайте способность к эмпатии.
  7. Расширяйте поведенческий репертуар ребенка.
  8. Отрабатывайте навыки реагирования в конфликтных ситуациях.
  9. Учите брать ответственность на себя.

Установление границ дозволенного

В семье происходит первичная социализация ребенка, уяснение им правил взаимодействия с другими людьми: что можно, а что нельзя; установление социальных норм поведения как в семье, так и вне ее.

Правила и требования являются своеобразной опорой воспитательного процесса, и в семьях, где правила четко не очерчены, не согласованы между родителями, воспитание ребенка имеет весьма проблемный характер.

Для родителей важно иметь четкую, согласованную воспитательную позицию.

При установлении требований и ограничений родителям необходимо знать и соблюдать определенные правила.

Правило 1. «Установление границ дозволенного процесс недемократичный».

Существует 4 стиля воспитания:

  • жестко авторитарный, при котором родитель утверждает свою власть, не обращая внимания на потребности, чувства, состояние ребенка, нередко при этом прибегая к телесным наказаниям;
  • благожелательно-авторитетный, когда родитель заботится о ребенке с добротой и пониманием, но при этом достаточно тверд в установлении правил поведения, предоставляет немного возможностей выбора и ожидает .приверженности стилю жизни семьи (чтут семейные традиции, для них весьма важна сама семья);
  • демократичный, при котором родители стараются быть справедливыми-в любой ситуации, предоставляют достаточную возможность выбора и принимают решения на основе правила большинства;
  • все позволяющие родители разрешают детям вести себя как угодно, не регламентируя при этом никаких правил и ограничений по типу «ребенок сам знает, что ему нужно».

Исследование детей из этих 4 групп семей, продолИИное, когда они уже стали взрослыми, дало поразительные результаты.

Дети, воспитанные во вседозволенности, став взрослыми, испытывали большие затруднения при необходимости работать вместе с другими людьми и ладить с ними.

Демократичный стиль сформировал взрослых, которым трудно принимать решения.

При жестко авторитарном стиле наблюдались психически нездоровые взрослые.

Наиболее продуктивным стилем воспитания оказался благожелательно-авторитетный. Дети, чьи родители придерживались такого стиля воспитания, выросли наиболее приспособленными взрослыми: они умели принимать решения, нести ответственность, следовать нормам и сотрудничать с другими людьми.

Детям необходимо многократно напоминать об одних и тех же правилах доброжелательно и авторитетно. Правила могут обсуждаться в зависимости от возраста ребенка, но никогда не должны приниматься путем голосования!

Правило 2. Четкие рамки допустимого поведения ребенка должны базироваться на фундаменте сердечной близости.

Недостаточно просто установить нормы и правила желаемого поведения. В этом случае ребенок будет сопротивляться установленным правилам и прибегать к мстительному поведению. Только взаимопонимание между детьми и родителями дает возможность установить эффективные границы дозволенного.

Эмоциональная связь между родителями и ребенком образует ту основу, на которой базируются родительские правила и ограничения.

Если проблемы нежелательного поведения детей возникают из-за того, что дали трещину добрые отношения между

родителями и детьми или таковые отношения вовсе отсутствуют, то лучше временно отодвинуть проблемы поведения и заняться восстановлением доверительных взаимоотношений.

Правило 3. Установленные границы должны соответствовать возрасту и не должны вступать в противоречие с потребностями ребенка.

Маленьких детей не следует нагружать чрезмерными объяснениями и обсуждениями, почему чего-либо нельзя делать. «Маленькие дети не умеют мыслить рационально, и разумные доводы или чрезмерные объяснения мало эффективны в управлении их поведением» (Д. и Дж. Элиум, 1996)..

Ограничения, входящие в противоречие с возрастными потребностями ребенка, вызывают его открытый протест и сопротивление установленному правилу.

Границы дозволенного не являются жестко закрепленными «раз и навсегда». Они меняются в зависимости от возраста ребенка и показывают, насколько чутко родитель реагирует на все перемены, происходящие с его ребенком.

Правило 4. Устанавливайте границы, которые дают возможность маленьких побед.

Часто родители, желая, чтобы ребенок добился результатов в чем-либо (учебе, спорте, музыке и т.п.), устанавливают для него слишком высокую «планку», делая тем самым результат труднодостижимым («а чтоб старался») либо вовсе недосягаемым. У ребенка теряется вера в свои силы и появляется устойчивое желание избегать ситуации, в которой он может быть несостоятелен. Ребенок может замкнуться и уйти в себя, поскольку подобная ситуация вызывает у него эмоциональную подавленность, либо открыто сопротивляться требованию.

Правило 5. Все правила, требования, ограничения и запреты должны быть согласованы между родителями и теми, кто принимает участие в воспитаИИ ребенка.

Приемлемые способы выражения гнева для детей

1. Громко спеть любимую песню.

2. Пометать дротики и мишень.

3. Попрыгать на скакалке.

4. Используя «мешочек для криков», высказать все свои отрицательные эмоции.

6. Налить в ванну воды, запустить в нее несколько пластмассовых игрушек и бомбить их каучуковым мячом.

7. Пускать мыльные пузыри.

8. Устроить «бой» с боксерской грушей.

10. Полить цветы.

11. Быстрыми движениями руки стереть с доски.

12. Забить несколько гвоздей в мягкое бревно.

14. Пробежать несколько кругов вокруг дома.

15. Посчитать до 10.

16. Поиграть в «настольный футбол».

17. Отжаться от пола максимальное количество раз.

18. Устроит соревнование «Кто громче крикнет», «Кто выше прыгнет», «Кто быстрее пробежит».

19. Скомкать несколько листов бумаги, а затем их выбросить.

20. Быстрыми движениями руки нарисовать свой гнев, а затем зачирикать его.

21. Слепить из пластилина то, на что похож гнев и сломать ее.

«РЕЦЕПТЫ» ИЗБАВЛЕНИЯ ОТ ГНЕВА

(для родителей)

 «В минуты стресса сохраняйте спокойствие и помните: то, к чему вы стремитесь, - это более счастливая ситуация для вас самих»

  1. Наладьте взаимоотношения со своим ребенком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно:
  • слушайте своего ребенка - «активное слушание»;
  • проводите вместе с ним как можно больше времени. Установите семейные традиции, совместные дела: игры (подвижные, настольные, компьютерные); совместное чтение интересных книг, походы в кино, театр, музеи, совестные прогулки; совместные покупки, совместные развлечения и отдых; совместное приготовление пищи;
  • делитесь с ребенком своим опытом: рассказывайте ему о своем детстве, о трудностях, радостях, ошибках и переживаниях;
  • если в семье несколько детей, постарайтесь уделять свое «безраздельное» внимание каждому из них в отдельности, а не только всем вместе одновременно.

2. Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под действием стресса, раздражены:

  • скажите себе «ST0P» и посчитайте до 10 (добавление автора);
  • не прикасайтесь к ребенку;
  • лучше уйдите в другую комнату;
  • отложите совместные дела с ребенком (если это возможно);
  • в эти моменты избегайте резких движений, двигайтесь намеренно медленнее;
  • дышите глубже и медленнее, намеренно сбавьте громкость и тон голоса, не хлопайте дверью.

3. Если вы расстроены, то дети должны знать о вашем состоянии. Говорите детям прямо о своих чувствах, желаниях и потребностях, используя «Я-сообщение» вместо того, чтобы срывать свое недовольство на детях:

  • «Извини, я очень устала на работе. У меня не все ладится. Был очень трудный день. Сейчас я попью чаю, немного отдохну, а потом мы с тобой поговорим»;
  • «Я очень расстроена, у меня ужасное настроение. Я хочу побыть одна. Пожалуйста, поиграй в соседней комнате»;
  • «Извини, я сейчас очень раздражена. Ты абсолютно ни причем и ни в чем не виноват. Сейчас я приведу себя в порядок и приду к тебе».

4. В те минуты, когда вы расстроены или разгневаны:

  • сделайте для себя что-нибудь приятное, что могло бы вас успокоить;
  • примите теплую ванну, душ;
  • выпейте чаю;
  • послушайте любимую музыку;
  • просто расслабьтесь, лежа на диване;
  • используйте глубокое дыхание, выдыхайте свой гнев в виде облачка (добавление автора).

5. Старайтесь предвидеть и предотвратить возможные неприятности (ситуации), которые могут вызвать ваш гнев и эмоциональный срыв:

  • если ребенок маленький, то не давайте ребенку играть с теми вещами и предметами, которыми вы очень дорожите или которые могут быть опасны для него. Уберите их подальше или спрячьте так, чтобы ребенок не смог с ними провзаимодействовать (например: бьющиеся предметы, ножи, ножницы, вилки, книги);
  • если вам предстоит сделать визит (к врачу, в детский сад и т.п.) или предстоит длительная поездка, продумайте и отрепетируйте заранее возможные трудности; подумайте, как накормить и напоить ребенка, какие игрушки вы возьмете с собой в поездку;
  • не позволяйте выводить себя из равновесия. Умейте предчувствовать собственный эмоциональный срыв и не допускайте этого – управляйте собой:
  • скажите себе «ST0P» и посчитайте до 10 (добавление автора);
  • напрягайте и расслабляйте кисти рук;
  • дышите медленнее и глубже;
  • переключите мысль, подумав о чем-то хорошем, удерживайте это в сознании некоторое время.

Список используемой литературы

1. Лютова, Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. -М. : Генезис, 2000г.

2. Смирнова, Т. П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. Серия «Психологический практикум».- Ростов н /Д: «Феникс», 2004г.



Предварительный просмотр:

Стили родительского воспитания  

(в ответ на агрессивные действия ребенка)

Стратегия воспитания

Конкретные примеры стратегии

Стиль поведения ребенка

Почему ребенок так поступает

Резкое подавление агрессивного поведения ребенка

«Прекрати!»

«Не смей так говорит!»

Родители наказывают ребенка.

Агрессивный (Ребенок может прекратить сейчас, но выплеснет свои отрицательные эмоции в другое время и в другом месте)

Ребенок копирует родителей и учится у них агрессивным формам поведения.

Игнорирование агрессивных вспышек ребенка

Родители делают вид, что не замечают агрессии ребенка, или считают, что ребенок еще мал

Ребенок продолжает действовать агрессивно.

Ребенок думает, что делает все правильно, и агрессивные формы поведения закрепляются в черту характера

Родители дают возможность ребенку выплеснуть агрессию приемлемым способом

Если родители видят, что ребенок разгневан, они могут вовлечь его в игру, которая снимает его гнев. Родители объясняют ребенку, как надо вести себя в определенных ситуациях.

Скорее всего, ребенок научиться управлять своим гневом

Ребенок учится анализировать различные ситуации и берет пример со своих тактичных родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие родителей с агрессивным ребёнко

Определение детской агрессивности, её причины и роль семьи по преодолению агрессивного поведения ребёнка....

Консультация «Взаимодействие родителей и воспитателей по нравственно-патриотическому воспитанию в детском саду»

Консультация «Взаимодействие родителей и воспитателей по нравственно-патриотическому воспитанию в детском саду»...

Выступление из опыта работы по теме:«Центр ПДД, как средство взаимодействия родителей (законных представителей) и педагогов по воспитанию самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий дошкольников при соблюдении безопасного по

Тема предупреждения дорожно-транспортного травматизма  актуальна и важна. Инновация моего опыта состоит в апробации технологий проектной деятельности при изучении данной темы....

Консультация на тему: «Взаимодействие родителей и воспитателя в вопросах патриотического воспитания старших дошкольников»

   В настоящее время задачи патриотического воспитания ориентированы на семью. Семья — это главное звено передачи ребенку социально-исторического опыта. В семье ребенок получает...