Консультация на тему: «Взаимодействие родителей и воспитателя в вопросах патриотического воспитания старших дошкольников»
консультация (старшая группа)

     В настоящее время задачи патриотического воспитания ориентированы на семью. Семья — это главное звено передачи ребенку социально-исторического опыта. В семье ребенок получает уроки нравственности, закладываются жизненные позиции. Семейное воспитание носит эмоциональный характер, оно основано на любви и привязанности.  Ведь главная задача патриотического воспитания — воспитание  любви к родителям, близким, дому, детскому саду, малой родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patriotich_vospitanie.docx22.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский

сад комбинированного вида №16 «Радуга»

Консультация на тему: «Взаимодействие родителей и воспитателя в  вопросах патриотического воспитания старших дошкольников»

   

Воспитатель: Лушникова Елена Николаевна

  В наше время проблема патриотического воспитания детей становится одной из самых главных. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к её решению.

     В настоящее время задачи патриотического воспитания ориентированы на семью. Семья — это главное звено передачи ребенку социально-исторического опыта. В семье ребенок получает уроки нравственности, закладываются жизненные позиции. Семейное воспитание носит эмоциональный характер, оно основано на любви и привязанности.  Ведь главная задача патриотического воспитания — воспитание  любви к родителям, близким, дому, детскому саду, малой родине.

     Проблема заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.

     В детском саду главную задачу воспитатель ставит перед собой следующие задачи по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников:

1.воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

2. формирование бережного отношения к природе и всему живому;

3. воспитание уважения к труду;

4. развитие интереса к русским традициям и промыслам;

5.формирование элементарных знаний о правах человека;

6.расширение представлений о городах России;

7. знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

8.развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

9.формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

     Решать задачи по  патриотическому воспитанию возможно только во взаимодействии с семьями воспитанников, под которым мы понимаем обмен мыслями, чувствами, переживаниями. К современным подходам взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников относятся отношение к родителям как партнерам и вовлечение их в жизнь детского сада и группы.

      Работа с родителями – это сложная и очень важная часть деятельности воспитателя, включающая повышение уровня педагогических знаний, умений, навыков родителей; помощь воспитателя родителям в семейном воспитании для создания необходимых условий правильного воспитания детей; взаимодействие воспитателей и родителей в процессе развития детей.

     Воспитатель в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников группы, а как на равноправных участников формирования детской личности.  Взаимодействия воспитателя и семьи по патриотическому воспитанию детей, можно заложить слова В. А. Сухомлинского «В дошкольные годы ребенок почти полностью идентифицирует себя с семьей, открывая и утверждая себя и других людей преимущественно через суждения, оценку и поступки родителей». Он подчеркивал, что задачи воспитания могут  успешно решаться в том случае, если воспитатель поддерживает связь с семьей, а между воспитателями и родителями установлены отношения доверия и сотрудничества. Единство в воспитании, осуществляемое детским садом и семьей, обеспечивает определенную системность воспитательной работы, более успешно формируются патриотические чувства и представления ребенка, более прочными становятся навыки и привычки поведения.

     Разные  формы работы по взаимодействию воспитателя с семьей позволяет выбрать наиболее эффективные из них для решения задач патриотического воспитания дошкольников, для повышения уровня знаний и умений родителей по патриотическому воспитанию дошкольника.

Формы взаимодействия :

1.совместные экскурсии по достопримечательностям родного города,

2.совместные праздники и викторины,

3.выставки оформленных родителями фотоальбомов и фотогазет о любимых занятиях и увлечениях всей семьи, ее традициях;

4.семейные встречи в музее «Русская изба»,

5.знакомство с двором, улицей, на которой живут дети, микрорайоном

Все это формирует у дошкольников  представлений о родном городе, его устройстве, истории, достопримечательностях. Ярким событием также могут стать совместные с родителями походы, во время которых дети не только имеют возможность познакомиться с местностью, в которой расположен микрорайон, но и вместе с родителями любоваться самыми красивыми 
местами своей малой Родины. Все это создаёт у детей мощную мотивацию познания, являясь тем эмоциональным фоном, на котором усвоение достаточно сложных сведений и представлений об истории родного города, его достопримечательностях идет легко и непринужденно.

     Также совместная деятельность детей-родителей-воспитателя  воспитывает комплекс нравственно-волевых качеств – любовь к родному краю, отзывчивость, взаимопомощь, доброжелательность, трудолюбие - развитие которых обеспечивает действенное отношение к окружающему, что является одним из факторов патриотического воспитания. Воспитательный эффект труда в совместной продуктивной деятельности повышается, если ребенок работает вместе с мамой, папой, дети чувствуют себя настоящими помощниками в полезном деле. Для формирования патриотических чувств ребенка большое значение имеет воспитание эмоционально-положительного отношения к окружающему, которое зависит от взаимоотношений в семье, свидетелями и участниками которых они являются. Главное, что может доставить ребенку радость - это общение его с родителями, совместные прогулки, путешествия  совместная деятельность. Поведение родителей служит для детей наглядным примером любви к родному краю.

     Для успешного воспитания патриотических чувств, необходимо, чтобы дети как можно раньше увидели «патриотическое лицо» своих родителей. Как уже упоминалось, в настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения. В  молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение. Таким образом, целесообразно патриотическое воспитание детей организовывать во взаимодействии дошкольного учреждения и семьи, одновременно с детьми и родителями. В тоже время, преобладающая часть родителей не имеют достаточных знаний об истории родного города, его традициях и культурных ценностях, испытывают трудности в их передаче детям. Необходимо создание такой системы работы педагогов и родителей, которая позволит планомерно, активно вовлекать родителей в патриотическое воспитание детей, и одновременно повышать уровень педагогических знаний и умений родителей.

    Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей тёплой, уютной атмосферы. Каждый день ребёнка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, весёлыми играми.  Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование той основы, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству. Необходимо формировать такие качества как:

1.чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким.

2.чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.

3.представление о России как о родной стране, о Москве как о столице России. 
4.воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания: музыка, изо. деятельность, художественное слово.

5.воспитание гражданско-патриотических чувств посредством изучения государственной символики России.

6. создание развивающей среды в группах.

7.воспитание гражданско-патриотических чувств через самостоятельную проектную деятельность детей.

Формирование патриотических качеств личности дошкольников через взаимодействие с семьей осуществляется через традиционные и нетрадиционные формы сотрудничества:

Анкета:  «Наши семейные традиции», «Патриотическое воспитание», «Юный патриот».

Консультации: «Люблю тебя моя малая родина», «Мы живем в России», «Природа вокруг нас», «Покормите птиц зимой».

Заседания родительских клубов: «Воспитание добротой», «Нравственные отношения в семье и в детском саду», «Народные промыслы».

Совместная деятельность детей и родителей: оформление рисунков «Моя любимая  семья»,  «Моя мама лучше всех», «Мой родной город», «Мой домашний любимец».

Оформление выставок: «Мамины руки не знают скуки», «Народные промыслы», «Мастерская Деда Мороза», «Моя родословная», «Герб семьи».

Тематические выставки поделок из природного материала: «Чудо овощи», «Картины из осенних листьев», «Зимние забавы»

Совместные экологические проекты: «Русская березка», «Природа родного края», «Трудно птицам зимовать-надо птицам помогать».

Поисковая деятельность: подбор познавательных статей из истории родного края, предметы быта, подбор художественной литературы.

Экскурсии к памятнику погибших воинов во время Великой Отечественной войны, в краеведческий музей, выставочный зал «Картинная галлерея»

Беседы: «Моя дружная семья», «Мой любимый детский сад»,  «Традиции», «В гостях у сказки».

Совместные занятия родителей и детей с презентацией: «Хлеб всему голова», «Моя семья», «Наш любимый город», «Москва-столица нашей Родины».

Совместные детско-родительские встречи в различных формах: конкурсы, викторины, спортивные мероприятия «Мы читающая семья», «Мама, папа, я- спортивная семья», «Мама, папа рядом, что еще для счастья надо».

Праздники с использованием ИКТ: «День знаний», «Осень в гости пришла», «День защитника отечества», «Мамин праздник», «День победы», «Выпускной», «Лето в гости пришло».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Основы патриотического воспитания старших дошкольников"

Консультация для воспитателей. «Основы патриотического воспитания старших дошкольников»Никто не учит маленького человека:«Будь равнодушным к людям, ломай деревья,попирай красоту, выше всего ставь...

Тренинг для воспитателей "Нравственно- патриотическое воспитание старших дошкольников: воспитать патриота России, воспитать патриота Новомосковска "

Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже не уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, а живя в городе, селе, он постоянно с горд...

презентация Взаимодействие родителей и воспитателей по экологическому воспитанию детей дошкольников

В презентации рассказывается  какие мероприятия совместно с родителями можно провести в детском саду по экологическому воспитанию детей. В фотоотчете наглядно видно наглядно видно какие мероприят...

План совместных с родителями мероприятий по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников.

План совместных с родителями мероприятий по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей и подготовительной группе детского сада....

Консультация для педагогов ДОУ "Народные традиции , как средство патриотического воспитания старших дошкольников"

Народное творчество это беценнное сокровище  народных знаний и опыта, которым мы можем поделиться с детьми в игровой форме. Обогатить их внутренний мир, развить потенциальные музыкальные, речевые...

Паспорт проекта «Нетрадиционные формы работы с родителями как средство нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников» (долгосрочный)

Цель педагогического проекта:Создать систему работы по нравственно - патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста через реализацию проектной деятельности и приобщение родителей к сов...

Доклад на тему: «Использование проектного метода в нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольников»

Доклад  на педагогический час на тему:  «Использование проектного метода в нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольников»...