Тренинг для воспитателей "Нравственно- патриотическое воспитание старших дошкольников: воспитать патриота России, воспитать патриота Новомосковска "
материал (подготовительная группа) на тему

Семова Надежда Викторовна

Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже не уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, а живя в городе, селе, он постоянно с гордостью рассказывает гостю о красоте и богатстве своего родного края? Думается, это – выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое.

Чтобы найти верный путь воспитания  чувства любви к Родине, сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться и без какой эмоционально-познавательной основы она не сможет появиться. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное  учреждение

 «Детский сад комбинированного вида №7»»

Тренинг для педагогов:

"Нравственно- патриотическое воспитание старших дошкольников: воспитать патриота России, воспитать патриота Новомосковска "

Составила и провела

 педагог – психолог

 Семова Н.В.

Новомосковск 2018

Цель:

-формирование у педагогов понимания актуальности работы по воспитанию нравственно- патриотических начал к  родному краю  у подрастающего поколения в современном обществе.

Задачи:

- формирование у педагогов понимания актуальности  работы по воспитанию нравственно-патриотических начал у подрастающего поколения в современном обществе через развитие психических функций и коммуникативных качеств

Тренинг

Доброе утро мне,

Доброе утро тебе,

Доброе утро вам,

Доброе утро всем нам.

Слайд2

 

«Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина - он ещё не сирота. Всё проходит: любовь, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда - никогда не проходит и не гаснет тоска по Родине... Родина - это всё: и, прежде всего язык, природа, древняя история своей страны, её праздники, народные песни и сказания, память о предках и уважение к родителям, а главное - труд, творческий созидательный труд своего народа» .

Виктора Петровича Астафьева.

Слайд 3    

 «Воспитать патриота России,

воспитать патриота Новомосковска "

Вопросы к участникам:

Инструкция: Предлагаю Вам  ответить  на следующие вопросы:

1.Особый политический институт, который обеспечивает социальную защищенность населения, оборону и безопасность страны? (государство)

2. Символ государства, его суверенитета: прикрепленное к древу или шнуру полотнище установленных размеров и цветов, иногда с изображением герба, эмблемы  (флаг)

3. Официальная эмблема государства (герб)

4. Совокупность близких родственников, живущих вместе и ведущих общее хозяйство? (семья)

5. Крупная территория, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом (страна)

6. Что такое патриотизм? (преданность и любовь к Родине, к ее природе, культуре, народу)  

«Пословицы о Родине»

Обращаю внимание участников на пословицы на столах (конверты №1)

Инструкция: Назовите пословицы о родном городе.

- Золоту – старости нет, Родине – цены нет.

- Всякому мила своя сторона.

- Нет ничего на свете краше, чем Родина наша.

- Родина – мать, умей за нее постоять.

- Родная сторона – мать, а чужая – мачеха.

- Человек без Родины – что соловей без песни.

Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже не уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, а живя в городе, селе, он постоянно с гордостью рассказывает гостю о красоте и богатстве своего родного края? Думается, это – выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое.

Чтобы найти верный путь воспитания  чувства любви к Родине, сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться и без какой эмоционально-познавательной основы она не сможет появиться. Если патриотизм рассматривать как привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребёнка ещё в дошкольном возрасте учим быть привязанным к чему-то, кому-то.

Прежде, чем человек будет сопереживать бедам и проблемам Родины, он должен приобрести опыт сопереживания как человеческого чувства. Восхищение просторами страны, ее красотами и богатствами возникает, если научить ребёнка видеть красоту вокруг себя.

Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание. В процессе  такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств.

Дети дошкольного возраста очень любят фантазировать. Вместе с педагогами они часто отправляются в воображаемые путешествия. Вот и мы с вами сегодня отправимся  от старины лет к будущему через современность.

Слайд 4

Инсценировка.

Педагог: Большое значение в нравственно - патриотическом  воспитании детей имеет художественная литература. И одним из ведущих методов является инсценировка литературных произведений. Я предлагаю Вам принять участие в инсценировке рассказа А. Глебова «Бабушкина сказочка».

(методом жеребьевки выбираются участники).

Итак, побываем во время русской старины…

Бабушкина сказочка

Педагог. Тихим летним вечером сидели на крылечке бабушка Настя и внучка Катя. И вот какую сказку рассказала Бабушка…

Бабушка. Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику.

Любовь. Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней во всю отпущенную мне Богом жизнь.

Бабушка. Подумал волшебник и сказал…

Волшебник. Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют и роса ещё не просохнет…

Бабушка. Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в установленное место к трем соснам, что стояли на краю леса… Пришла и видит: стоят у сосен пять прекрасных девушек, одна другой краше. Слайд 4

Волшебник: Вот, выбирай. Одну зовут Радость,  другую – Удача, третью – Красота, четвертую – Печаль, пятую – Доброта.

Любовь. Они все прекрасны. Не знаю, кого выбрать…

Волшебник. Твоя правда. Они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю жизнь.

Бабушка. Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой: у одной, как небо – синие, у другой -, как изумруд, - зеленые, у третей, как яхонт, - серые, у четвертой, как темный бархат, - черные, у пятой, как незабудки, - голубые.  

     -Задумалась Любовь. Потом подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку…

Вот и вся сказка. Ну, а ты, внучка, кого бы выбрала себе в подружки?

Ведущий. И Катя задумалась…

Катя. Да, пожалуй, доброты нам часто не хватает.

Бабушка. Людям нужно стать добрее! Стать добрее – значит любить семью и дорожить ею, своим домом, улицей, городом, делать жизнь краше добротой своей.

Слайд 5

Итак - базовым  этапом  формирования  у  детей  любви  к  Родине  является накопление  ими  социального  опыта  жизни  в  своем  городе,  усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.  Любовь  к  отчизне  начинается  с  любви  к  своей  малой  родине  – месту, где родился человек, где его учили доброте.

Слайд 6

Мудрые мысли.

Инструкция: На каждом столе лежат карточки с  афоризмами, высказываниями великих людей, разделенные пополам. Надо собрать каждое высказывание (играет музыка).

«Любовь к родителям - основа всех добродетелей» (Цицерон).

«Воспитание - лучший припас к старости» (Аристотель).

«Нет места милее родного дома» (Цицерон).

«Ребенок учится тому, что видит у себя в дому. Родители - пример тому» (Себастьян Брант).

 «Очень важно с малых лет учить ребенка соразмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином» (В. А. Сухомлинский).

Патриот - это человек, служащий родине, а родина – это, прежде всего, народ. (Николай Чернышевский)

А вот и настоящее города Новомосковск …

В современных условиях патриотическое воспитание особенно актуально. В Конституции РФ  и в проекте «Национальной доктрины образования  РФ» провозглашены ценностные установки - это права и свобода человека, любовь к Отечеству, равноправие народов, незыблемость демократической основы России, бережное отношение к историко-культурному наследию народов, разностороннее развитие детей.

Эти базовые установки служат для определения целей и задач при организации работы по патриотическому  воспитанию подрастающего поколения.

Стратегия развития образования на период до 2025 года предусматривает государственный заказ на (цитата) «высоко нравственного патриота своей Родины».

Звучит песня

Слайды 6 –12

Достопримечательности г. Новомосковск

«С чего начинается Родина»  (Слова Матусовский М., композитор Баснер В.

Слайд 13

Все мы - жители одного большого дома под названием планета Земля. Посмотрите вокруг: какой прекрасный мир нас окружает. Леса, поля, реки, моря, горы, небо, солнце, животные, птицы. У каждого человека есть своя малая Родина, т. е. то место, где человек родился и вырос. Наша с вами малая Родина – город Новомосковск  и  Новомосковский район. В этом году нашему городу исполнится 88 лет.

 

 «Загадки о родном городе» Слайды с 14-18

Цель: в ходе отгадывания загадок закрепить знания  о родном городе, развивать воображение, память.

Ход игры:  загадки о каком-либо месте в городе, а участники отгадывают.

Инструкция: Отгадайте загадки о городе, проверьте себя…

Например:

  • В этом здании красота

Много деток там всегда

В нем играет и поем

Очень весело живем (детский сад)

  • Есть на Мира школа одна

В ней  музыка всегда слышна

И Фея звуков там летает и всем в ученье  помогает. (музык. школа)

     3)  Голубой  красавец, всем добрым людям нравится,

 когда красавиц запоёт, к нему весь крещеный люд идёт (Свято-Успенский монастырь  )

  • Дворец Добра на Комсомольской неспроста.

Здесь много молодых сердец    

Находят счастья пир

И входят в необычный мир!  (ЗАГС)

  • На улице Березовой он   стоит. Кирпичный, стеклянный, с зеленью вид. В серебристой туче брызг слышен смех и детский визг.(бассей)

.

Релаксация "Храм тишины". Слайд 19

Инструкция.

Вообразите себя гуляющим на одной из улиц нашего  города: Ощутите как ваши ноги ступают по мостовой; Обратите внимание на других прохожих, выражения их лиц, фигуры.

Возможно, некоторые из них выглядят встревоженными, другие спокойны или радостны.

Обратите внимание на звуки, которые вы слышите.

Обратите внимание на витрины магазинов: Что вы в них видите?...

Вокруг очень много спешащих куда-то прохожих.  Может быть, вы увидите в толпе знакомое лицо. Вы можете подойти и поприветствовать. А может быть, пройдете мимо: Остановитесь и подумайте, что вы чувствуете на этой шумной улице?..

Теперь поверните за угол и прогуляйтесь по другой улице. Это более спокойная улица. Чем дальше вы идете, тем меньше вам встречается людей…

Пройдя еще немного, вы заметите большое здание, отличающееся по архитектуре от других. Вы видите на нем большую вывеску "Храм тишины". Вы понимаете, что этот храм - место, где не слышны никакие звуки, где никогда не было произнесено ни единого слова. Вы подходите и трогаете тяжелые резные деревянные двери. Вы открываете их, входите и сразу же оказываетесь окруженными полной и глубокой тишиной:

Побудьте в этом храме: в тишине. Потратьте на это столько времени, сколько вам нужно.

Когда вы захотите покинуть храм, толкните двери и выйдите на улицу.

Заключительный этап нашей встречи: Город Новомосковск, город будущего

 (звучит музыка)

Создание коллажа «Город будущего»

 Цель: Сплочение, активизация творческих возможностей , создание положительного эмоционального фона.

Работа педагогов в совместной деятельности над созданием коллажа – «Город будущего» из подручных материалов(картинки, собственные рисунки, фигурки 3D).

Инструкция: Содержимое конвертов № 3 поможет создать вам при помощи карандашей, клея «город Новомосковск - город будущего»

Заключительное слово 

Для воспитания нравственных и патриотических чувств чрезвычайно важно, чтобы взрослые передали детям свою любовь к родным местам, свое представление о том, чем знамениты и неповторимы. И активную позицию в этом вопросе, я  считаю, должны занять педагоги.

В. А. Сухомлинский утверждал, что «детство» -   каждодневное открытие мира и  поэтому, надо делать так, чтобы оно настало, прежде всего , познанием человека и Отечества, их красоты и величия.

Заключительная часть. Рефлексия.

1.Поделитесь  своими мыслями и чувствами, связанными с ходом занятия.

2.Чем была познавательна для Вас наша встреча?

3.Чему вы сегодня научились?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по патриотическому воспитанию старших дошкольников. Тема: «Наша Родина - Россия»

Используя данный материал, мы воспитываем патриотические чувства к своей Родине, развиваем у детей диологическую речь, память, мышление, а также систематизируем знания детей о России....

Программа по патриотическому воспитанию старших дошкольников "Маленькие патриоты Югры"

В программе раскрываются организационные и содержательные подходы к организации работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию. Содержательными компонентами программы является создание современн...

Патриотическое воспитание старших дошкольников через знакомство с государственной символикой России.

В этой презентации содержится материал по ознакомлению детей с символами России и символами г.Нижнего Новгорода....

Статья по патриотическому воспитанию старших дошкольников "ВОСПИТЫВАЕМ ПАТРИОТОВ, ИГРАЯ"

В данной статье рассуждение об эффективности использования игр в процессе патриотического воспитания дошкольников 6-7 лет. На примере личного педагогического опыта в статье отражается вывод о том, что...

Детско-родительский проект по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников «Матрёшка – символ России»

Методическая разработка детско-родительского,  исследовательско-творческого  долгосрочного проекта в старшей группе содержит паспорт проекта  и конспект занятия-презентации по защите...