Создание развивающей среды в домашних условиях
методическая разработка (младшая группа) по теме

Чекмарева Лариса Владимировна

 

Игру часто называют детской «работой» из-за её огромного значения для развития ребенка. Игра даёт возможность выплеснуть накопившуюся энергию и эмоции, удовлетворить его любопытство, развлечься, а также способствует физическому и интеллектуальному развитию. Игра – мощное психотерапевтическое средство для снятия страхов, эмоционального напряжения, снижения агрессивности и т.д.
Ребенок относится к игре очень серьёзно, и также серьёзно нужно отнестись к играм ребенка его родителям.
Различные педагогические системы придерживаются единой идеи: невозможно заставить ребенка развиваться, развитие может происходить только на основе его свободного выбора.
Исходя из этого, в детском саду педагоги стараются организовывать развивающее пространство таким образом, чтобы дети сами могли получать знания об окружающем мире. Идеи организации такого пространства полезно использовать и дома, продумывая, какие игрушки купить и как их расположить в детской. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как создать дома развивающее пространство.

Игру часто называют детской «работой» из-за её огромного значения для развития ребенка. Игра даёт возможность выплеснуть накопившуюся энергию и эмоции, удовлетворить его любопытство, развлечься, а также способствует физическому и интеллектуальному развитию. Игра – мощное психотерапевтическое средство для снятия страхов, эмоционального напряжения, снижения агрессивности и т.д.
Ребенок относится к игре очень серьёзно, и так же серьёзно нужно отнестись к играм ребенка его родителям.
Различные педагогические системы придерживаются единой идеи: невозможно заставить ребенка развиваться, развитие может происходить только на основе его свободного выбора.
Исходя из этого, в детском саду педагоги стараются организовывать развивающее пространство таким образом, чтобы дети сами могли получать знания об окружающем мире. Идеи организации такого пространства полезно использовать и дома, продумывая, какие игрушки купить и как их расположить в детской. Если у ребенка нет своей комнаты, организуйте для него уголок, где он будет
полноправным хозяином, ему это необходимо.
Первый принцип организации развивающего пространства: все предметы, которые могут понадобиться ребенку, должны храниться в доступных для него местах, чтобы он мог достать игрушку без вашей помощи. Удобнее хранить игрушки в коробках или ящиках среднего размера.
Какие игрушки покупать, зависит от возраста, пола и
индивидуальных предпочтений Вашего ребенка. Их не должно быть слишком много, т.к. это приводит к беспорядку и рассеянности внимания малыша. Что обязательно должно быть в детской комнате?

Игрушки для ролевых игр. Они дают возможность ребенку поиграть во взрослых. Это могут быть куклы, игрушечная посуда и мебель, набор для игры в доктора, игрушечные столярные инструменты. Куклы могут быть разных размеров, лучше спросить у ребенка, какие ему нравятся. Все остальные предметы должны соответствовать  размерам конкретных кукол.
То же самое по поводу машинок. Если есть гараж, лучше чтобы все машинки в него помещались. Учитывайте также, что мальчики тоже любят укладывать кукол спать, а девочки катать машинки.

Конструктивные и развивающие игрушки. Конструировать любят все малыши. Детям очень нравятся наборы, состоящие из крупных деталей. Чем младше ребенок, тем крупнее должны быть детали. Удобно выбрать конструктор одного производителя и постепенно докупать новые наборы. Ребёнок может придумывать свои конструкции, но он должен научиться работать и по образцу. Игровой материал должен соответствовать возрасту ребенка, иначе интерес к игрушке пропадёт. Развивающие игрушки лучше выкладывать по одной и убирать, если  малыш сам к ней не подходит и Вам не удалось его заинтересовать.
Материалы для рисования и лепки. Также должны храниться в доступном для ребенка месте. Если есть специальное место, где можно рисовать, и всегда доступны большие листы хорошей бумаги, ребенку не захочется рисовать на обоях. Двух и трехлетки могут рисовать пальчиковыми красками и восковыми мелками, дети постарше – гуашью, мелками, цветными карандашами, лучше трехгранными, их удобно держать. В уголок для рисования можно поместить книжки-раскраски с широкими контурами картинок для раскрашивания, сами картинки должны быть крупными и простыми, без мелких деталей. Также в уголке творчества должен быть пластилин (для малышей подойдет специальный мягкий  или тесто для лепки, которое можно сделать самостоятельно).
Книги. Книжные полки должны быть расположены так, чтобы ребенок мог сам выбрать книгу и полистать ее, когда захочет. Кроме книг, которые Вы будете читать ребенку, должны быть книги для самостоятельного изучения, где картинок больше, чем текста. Кроме художественной литературы можно покупать различные научно- популярные детские книги в зависимости от интересов ребенка. Полезно также на полку  поставить художественные альбомы с репродукциями, но надо быть готовыми к тому, что книги могут быть испорчены ребенком. Также можно покупать различные научно- популярные детские книги в зависимости от интересов ребенка.

Мягкие игрушки. Это игрушки для удовольствия! Их должно быть не слишком много, т.к. в них скапливается пыль. Поэтому лучше выбирать мягкие игрушки из легко стирающихся материалов.

Музыкальный центр. Хорошо, если есть центр, которым ребенок может пользоваться самостоятельно. Детям полезно слушать не только аудиосказки, но и музыку различных жанров – от детских песен до классики. Важно, чтобы качество звука было хорошим. Детские шумовые музыкальные инструменты ребенку наверняка понравятся! Главное, чтобы родителям хватило терпения!

Спортивный комплекс. Если размеры комнаты позволяют, установите в ней детский спортивный комплекс с лестницами, трапецией и канатом. На полу около комплекса обязательно должны лежать мягкие маты.

Маленькая оранжерея.  Лучше выбрать комнатные  растения, за которыми не трудно ухаживать и, которые могут находиться в детской комнате. Ребенок лучше запомнит, как развивается растение, если сам будет поливать и наблюдать за ростом. Детям очень нравятся опыты с выращиванием зеленого лука и проращиванием семян. К тому же, это очень полезно. Уход за растениями, как и за животными,  способствует формированию чувства ответственности, потому что ребенок понимает, что если растения не поливать, то они погибнут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей Создание эффективной предметно-развивающей среды в домашних условиях

Даны рекомендации по созданию развивающей среды в домашних условиях...

Создание обогащенной развивающей среды в домашних условиях.

Советы родителям как создать в домашних условиях благоприятную развивающую среду....

Консультация для родителей "Создание эффективной предметно-развивающей среды в домашних условиях"

Для всестороннего развития ребенка в домашних условиях организуются несколько предметно-развивающих «сред»: для речевого, математического, эстетического, физического развития или же одна, но многофунк...

Консультация для родителей «Создание предметно развивающей среды в домашних условиях»

Предметно- развивающая среда в дрмашних условиях выполняет ответственную функцию. Она побуждает к игре, формирует воображение, является материальной средой мыслей ребенка....

Буклет "Создание предметно – развивающей среды в домашних условиях"

Воспитание и развитие ребенка не должно заканчиваться в детском саду.Родители должны создавать развивающую предметную среду дома - обстановку, в которой бы ребенок более активно и быстрее познавал окр...

Мастер-класс по созданию развивающей среды в домашних условиях «Детское зеркало: создаем, развиваем, получаем»

Образовательное учреждениеМАУДО «Детский сад №10» (структурное подразделение), г. Ялуторовск, Тюменская областьАвторПрокопьева Анна АлексеевнаДолжность, ВоспитательКвалификационная категорияВысшаяНазв...