Главные вкладки

    Мастер-класс по созданию развивающей среды в домашних условиях «Детское зеркало: создаем, развиваем, получаем»
    консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

    Образовательное учреждение

    МАУДО «Детский сад №10» (структурное подразделение), г. Ялуторовск, Тюменская область

    Автор

    Прокопьева Анна Алексеевна

    Должность,

    Воспитатель

    Квалификационная категория

    Высшая

    Название работы

    Мастер-класс по созданию развивающей среды в домашних условиях  «Детское зеркало: создаем, развиваем, получаем»

    Возрастная группа

    Ясельная группа

    Цель

    Познакомить  родителей с созданием развивающих зон.

    Задачи

    Познакомить с созданием и наполнением развивающих образовательных зон.

    Создание совместного с родителями контакта и творчества.

    Дополнительный материал

     

    Литература

    1."ФГОС ДО"от  17 октября 2013 года № 1155( зарегистрирован в Минюсте России 14.11.2013 № 30384);

    2.СаНПиН 2.4.1.3049-13;

    3. Письмо МО РФ от 17.05.95г. «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях»;

    4.Нищева Н.В Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации/Сост. Н.В. Нищева. - Спб., “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2006.-128 с., ил.;

    5.Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений (Из опыта работы). М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2003.-192 с.;

    6.Жукова О.Г. Предметная среда. М.:Аркти,2007. ;

    7.Петровский В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. М.: Новая школа, 1993.;

    8. Павлова Л.Н. Раннее детство: предметно-развивающая среда и воспитание. Методическое пособие для педагогов групп раннего возраста.;Серия: Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве // Отв. редактор Курнешова Л.Е. – М.: Центр «Школьная книга», 2004

    9.http://pravpotrebitel.ru/uslugi/sanpin-dlya-detskix-sadov.html

        

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл prokopeva_aa_mahorina_ml.docx32.02 КБ

    Предварительный просмотр:

    Образовательное учреждение

    МАУДО «Детский сад №10» (структурное подразделение), г. Ялуторовск, Тюменская область

    Автор

    Прокопьева Анна Алексеевна

    Должность,

    Воспитатель

    Квалификационная категория

    Высшая

    Название работы

    Мастер-класс по созданию развивающей среды в домашних условиях  «Детское зеркало: создаем, развиваем, получаем»

    Возрастная группа

    Ясельная группа

    Цель

    Познакомить  родителей с созданием развивающих зон.

    Задачи

    Познакомить с созданием и наполнением развивающих образовательных зон.

    Создание совместного с родителями контакта и творчества.

    Дополнительный материал

    Литература

    1."ФГОС ДО"от  17 октября 2013 года № 1155( зарегистрирован в Минюсте России 14.11.2013 № 30384);

    2.СаНПиН 2.4.1.3049-13;

    3. Письмо МО РФ от 17.05.95г. «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях»;

    4.Нищева Н.В Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации/Сост. Н.В. Нищева. - Спб., “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2006.-128 с., ил.;

    5.Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений (Из опыта работы). М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2003.-192 с.;

    6.Жукова О.Г. Предметная среда. М.:Аркти,2007. ;

    7.Петровский В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. М.: Новая школа, 1993.;

    8. Павлова Л.Н. Раннее детство: предметно-развивающая среда и воспитание. Методическое пособие для педагогов групп раннего возраста.;Серия: Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве // Отв. редактор Курнешова Л.Е. – М.: Центр «Школьная книга», 2004

    9.http://pravpotrebitel.ru/uslugi/sanpin-dlya-detskix-sadov.html

            

    Мастер-класс по созданию развивающей среды в домашних условиях  «Детское зеркало: создаем, развиваем, получаем»

    Цель:

    Познакомить  родителей с созданием развивающих зон.

    Задачи:

    Познакомить с созданием и наполнением развивающих образовательных зон.

    Создание совместного с родителями контакта и творчества.

    Ход:

    Здравствуйте, дорогие наши родители!

    Мы рады, что вы нашли время и пришли к нам в детский сад. Что вам не безразлична жизнь ваших детей.

    В настоящее время изменилась среда развития ребёнка: появилось множество новых каналов получения информации. Мы живём в век стремительного развития информационных технологий, которые вносят свои коррективы даже в такие традиционные сферы, как детская игра и  игрушка, а значит и соответственно в предметно развивающую среду.

    Предметно – пространственная развивающая образовательная среда ДОУ является одним из средств, формирующих личность ребёнка, источником получений знаний, информации и социального опыта. Так как именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент начальных знаний об окружающем мире, культуре взаимоотношений ребёнка с взрослыми и детьми.

    Сейчас мы  организуем воспитательный процесс по ФГОС ДО, который выделяет 5 образовательных областей:

    1. Социально- коммуникативное

    2. Познавательное развитие

    3. Речевое развитие

    4. Художественно- эстетическое развитие

    5. Физическое развитие

    Итак, что же такое «развивающая среда»? (ответы родителей)

    Развивающая среда– это комплекс всех факторов окружения ребёнка, которые влияют на его жизнь и развитие. А социальная культура общества, собственно это тот мир, в который ребёнок приходит, рождается на свет.

    Главное условие для полноценного развития детей – это окружающая их среда. Созданная нами предметно – развивающая среда позволяет обеспечить максимальный психологический комфорт для каждого ребёнка, даёт право на свободный выбор деятельности, способов её осуществления и взаимодействия с окружающими.

    Мы убеждены: необходимо окружить ребёнка красотой, чтобы он проникся мыслью – важно не только сохранять красоту, но и творить её вокруг себя.

    Мы, воспитатели, создаём развивающую среду здесь в детском саду. Но не маловажно создавать развивающую среду и в домашних условиях. Ведь ребёнок большую часть времени находиться дома. И поэтому, какого ребёнка мы хотим увидеть в дальнейшем, такую среду мы и создаём дома.

    Детский сад – система всестороннего развития ребёнка, в организации которой принимают участие и взрослые и дети. Создавая развивающую среду, мы стараемся сделать её информативно богатой, что обеспечивается разнообразием тематики, многообразием дидактического и информационного материала.

    Сейчас мы хотим вам показать и рассказать, какая образовательная среда создана у нас в детском саду.

    Хотелось бы подробнее остановиться на таком моменте, что воспитание и развитие ребёнка не должно заканчиваться в детском саду.

    Прошу вас честно ответить на несколько моих вопросов. Вы просто поднимаете руку, если у вас это есть.

    - Скажите, у кого дома есть зона или уголок « Творчества»? Где есть: краски, кисти, карандаши, фломастеры, разукрашки, рисовальные дощечки, пластилин и тесто для лепки и тому подобное.

    - У кого есть «Книжный уголок»? С набором сказок, стихов и рассказов, картинок.

    - У кого есть «Конструктивный уголок»? Где есть несколько видов и размеров конструктора.

    - У кого есть «Уголок игрушек»?

    - У кого в доме есть «Спортивный уголок»? Или хотя бы необходимый в развитии набор спортивного инвентаря: мячи, обруч, скакалка, гантели, кольцебросс.

    - У кого есть зоны для сюжетных игр и ряженья?

    - Зона образовательной деятельности? Где есть прописи, линейка,  детские энциклопедии, карты или глобус, азбука и цифры, доска и так далее.

    - А сейчас скажите: «У кого есть все эти зоны?»

    - А у всех ли детей  есть своя отдельная комната? (Не у всех)

    - А у всех ли есть, хотя бы полочка или не большой уголок для ребёнка? Где ребёнок является  хозяином своей территории.

    Семьи живут в разных квартирных условиях, имеют разный материальный достаток. И поэтому  имеют различные возможности для организации детского уголка дома. И, тем не менее, желательно, чтобы в каждой семье была создана развивающая среда, то есть такая обстановка, в которой бы ребёнок более активно и быстрее познавал окружающий мир во всём его взаимодействии и лишь при небольшом косвенном руководстве взрослых.

    Естественно, что ребёнок должен осваивать всё пространство квартиры: действовать, играть и на кухне, и в ванной комнате, и в прихожей. Но у него должно быть своё пространство, оборудованное с учётом его психофизических особенностей и возможностей.

    Идеальным условием является наличие детской комнаты, но это не всегда возможно. Одной только детской комнаты, даже ультрасовременной, с точки зрения родителей, не решит основную задачу – развивать ребёнка.

    Что же является важным для ребёнка, для того чтобы он полноценно развивался и стал гармоничной личностью?

    Давай те посмотрим, какую развивающую среду, смогли создать родители нашего сада.

    Давайте, посмотрим, совершаете ли вы такие ошибки: (картинки «правильно – не правильно»)

    - Детская комната напоминает склад игрушек, возможности использования их в игре ограничены, имеются большое количество однообразных игрушек.

    - Игры и пособия располагаются на верхних полках, подальше от вездесущих ручек малыша, чтобы он ни в коем случае, не мог достать всё это сам , испортить, порвать, изрисовать, сломать.

    - Ребёнок является пассивным потребителем маминых инициатив – только от взрослого исходят постоянные предложения игр, занятий и развлечений для ребёнка, на которые он соглашается или нет.

    - Состав игр и игрушек изменяется бессистемно, а то и вовсе остаётся статичным в течение длительного времени. Учитывать возрастные особенности детей.

    Как же использовать окружающее пространство на пользу развития ребёнка?

    Прежде всего, стоит избавиться от ненужных, однообразных, неактуальных возрасту ребёнка игрушек и игр. То, что останется после вашей беспристрастной ревизии, распределите по нескольким зонам развития (сделать это можно мысленно, а можно и в физическом пространстве, разложив по разным коробкам, ящикам, контейнерам и полкам). Это нужно для того, чтобы вы увидели, все ли ключевые зоны развития представлены в окружении вашего ребёнка, и насколько гармонично они представлены.

    Развивающая среда дошкольника обязательно должна включать игры, игрушки и пособия «Работающие» на следующие направления развития

    1.Развитие речи.

    Поместите сюда книги, тематические альбомы, плакаты и карточки, дидактические игры для развития речи, карточки с упражнениями артикуляционной гимнастики, материалы для обучения чтению и письму.

    2. Развитие мелкой моторики и сенсорное развитие.

    Здесь займут достойное место шнуровки, бусы, мозаика, конструкторы, игрушки с застёжками, кнопками, рычагами и переключателями. Игрушки из разных на ощупь материалов, крупы и другие сыпучие материалы и т.п.

    3. Развитие логики.

    К  этой зоне относятся кубики и пазлы, матрёшки, вкладыши, пирамидки, счётный материал и счётные палочки, лото.

    4.Развитие творческих способностей.

    Здесь разместите материалы для творчества ребёнка: краски (акварель, гуашь), кисти, карандаши, фломастеры, мелки, бумагу и картон (цветную и белую), ножницы, клей, пластилин или тесто для лепки, природный материал для поделок и так далее. А так же открытки, календари с репродукциями картин, выставку творческих работ малыша.

    5.Музыкальное развитие.

    Здесь расположите аудио и видео записи и музыкальные инструменты.

    6. Физическое развитие.

    Домашний спорткомплекс дополнят или заменят, комплект мячей разного размера, гимнастическая палка и обруч, массажная дорожка и гантели, скакалка.

    7. Зона упражнений в практической жизни ( по М.Монтессори).

    Здесь разместите игрушечные инструменты, которые ребёнок будет использовать, участвуя в домашних делах: метёлку, ведро и тряпочку, фартук, щётки для одежды.

    8. Зона естественнонаучного (космического) воспитания (по М.Монтессори).

    Сюда включите материалы для знакомства ребёнка с окружающим миром – географией, биологией, астрономией и т.д.

    Здесь найдётся место и для сделанного своими руками гербария, принадлежности для наблюдений и экспериментов.

    9.Эмоционально – личностное развитие.

    Сюда мы отнесём игрушки и реквизиты для сюжетно – ролевых игр, инсценировок, кукольного театра и т.п.

    Основные принципы, которые помогут вам  управлять развивающей средой и получить максимум её преимуществ:

    1. Развивающая среда должна изменяться по мере роста и развития ребёнка, отражать актуальные для него задачи и интересы.
    2. Все материалы и игрушки должны находиться в свободном доступе, т.е. ребёнок имеет возможность самостоятельно взять с полки или достать из ящика то пособие или игру, которая заинтересовала его в данный момент.
    3. Для поддержания порядка должны быть установлены определённые правила, например: бережное обращение с пособиями, возвращение их на место после игры и т.п.

    Требования к предметно- пространственной развивающей среде.

    1.Содержательно- насыщенная (разнообразие материалов, оборудования, инвентаря).

    2.Трансформируемая (измеряется в зависимости от образовательной ситуации, от меняющихся интересов и возможностей детей).

    3.Полифункциональная (возможность разнообразного материала).

     4.Вариативная (периодически меняется игровой материал, появляются новые игрушки).

    5.Доступная (свободный доступ к игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активности).

    6.Безопасная(соблюдается сохранность и исправность материалов и оборудования соответствуют надёжности и безопасности).

    Соблюдайте эти рекомендации, и вашему крохе всегда будет интересно играть, и развиваться без каких – либо дополнительных усилий с вашей стороны.

    Возможно, многие скажут: "Где найти место для всего?  На что можно ответить: " Было бы желание – место найдется и в маленькой квартире. Не верите? Проверьте!"

    Это не все зоны, какие есть в развитие ребёнка. Человеческий мозг способен на творчество. И поэтому придумали ещё несколько зон, которые можно легко и без затрат создать своему чаду. Давайте подойдём креативно к оборудованию детских зон. Я предлагаю вам разбиться сейчас на несколько групп и выбрать себе новую зону, которую вам нужно будет сделать или собрать из подручных средств и представить нам в  2-3 словах. А потом конечно можно  применить и в домашних условиях.

    "ДЕТСКОЕ ЗЕРКАЛО". Как  утверждают психологи, лучше всего подходит трельяж, люди любят свое отражение, а дети  дошкольного возраста особенно. Это своего рода адаптация внешнего вида к самому себе, что чрезвычайно важно - жить в ладу с самим собой. В идеале данное зеркало помещается в прихожей: уходя из квартиры, ребенок учиться приводить себя в порядок и  вернувшись, осматривает себя.

    При наличии таких условий у ребенка формируется культура своего внешнего вида и известные качества трудолюбия, самообслуживания.

    "МЕШОЧЕК ДОБРЫХ ДЕЛ" служит для того, чтобы заложить семена доброты. Следует отметить, что сейчас добрые чувства у дошкольника становятся все более дефицитными. "Мешочек добрых дел" идея замечательного выдающегося педагога современности Ш. А. Амонашвили. Обыкновенный, но симпатичный, яркий, с аппликацией или вышивкой. И рядом коробочка с мелкими предметами(камешки, ракушки). За каждое сделанное доброе дело в мешочек помещается мелкий предмет. Итоги подводятся в субботу или воскресенье, т.е. еженедельно. Добрых дел ребенок может совершить множество: поделиться конфетой, помочь бабушке, маме, пожалеть котенка и т.д. главное вовремя заметить, поддержать, похвалить, поцеловать ребенка, пожать ему руку, когда подсчитывают  количество камешков в  мешочке у ребенка.

    "ДЕТСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ – ЭТО СЕРЬЕЗНО"

    Ребенок сам по себе исследователь. Поэтому просто и полезно создать элементарную детскую лабораторию, т.е. собрать в ящичке нужные для детского исследования предметы: магниты, бинокли, увеличительные стекла, микрофоны, маленькие весы, компасы и т.д. постепенно вводить новые предметы и показывать способы действия, т.е. для чего нужно, где и как используется.

    "ШКАФ НАХОДОК"

    В него ребенок - дошкольник, а лучше все члены семьи, приносят все необычное, что находиться в окружающем мире и природе и может быть интересным для описания, сравнения, воспитания наблюдательности. Это может быть коряга. Красивый листочек, фантик, камешек. Важно только для поддержания интереса побеседовать о находке.

    "МОЯ РОДОСЛОВНАЯ ИЛИ ЛЕНТОЧКА МОЕЙ ЖИЗНИ"

    Очень важно найти скромное местечко, но достойное место семейным фотографиям, пусть в альбоме, но под рукой, а лучше в открытом видном виде. Для того, чтобы не зарастала тропа к нашим предкам, чтобы ребенок, пусть в самом элементарном, первоначальном варианте узнавал истоки своей ленточки жизни. Ведь главное  для него в этом вопросе – как родители относятся к своим родителям, к своим корням, к родословной.

    "УГОЛОК ПОТЕРЯННЫХ ВЕЩЕЙ"

    Именно в дошкольном возрасте формируется  привычка складывать аккуратно свою одежду. Этот уголок важен для воспитания собранности, он будет назиданием для всех членов семьи. Так называемый взаимоконтроль в действии.

    Приходите в садик к нам.

    Всё тут есть, что нужно вам.

    Здесь уютно и светло,

    По-домашнему тепло.

    Дети будут здесь активны,

    Любопытны, позитивны.

    Будут много узнавать,

    Веселиться  и играть!

    А чтоб вы не забыли, какие зоны должны быть и что в них можно разместить, мы предлагаем вам памятки «Развивающая среда дома».

    Используемая литература:

    1."ФГОС ДО"от  17 октября 2013 года № 1155( зарегистрирован в Минюсте России 14.11.2013 № 30384);

    2.СаНПиН 2.4.1.3049-13;

    3. Письмо МО РФ от 17.05.95г. «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях»;

    4.Нищева Н.В Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации/Сост. Н.В. Нищева. - Спб., “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2006.-128 с., ил.;

    5.Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений (Из опыта работы). М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2003.-192 с.;

    6.Жукова О.Г. Предметная среда. М.:Аркти,2007. ;

    7.Петровский В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. М.: Новая школа, 1993.;

    8. Павлова Л.Н. Раннее детство: предметно-развивающая среда и воспитание. Методическое пособие для педагогов групп раннего возраста.;Серия: Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве // Отв. редактор Курнешова Л.Е. – М.: Центр «Школьная книга», 2004

    9.http://pravpotrebitel.ru/uslugi/sanpin-dlya-detskix-sadov.html


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей Создание эффективной предметно-развивающей среды в домашних условиях

    Даны рекомендации по созданию развивающей среды в домашних условиях...

    Создание развивающей среды в домашних условиях

    Игру часто называют детской «работой» из-за её огромного значения для развития ребенка. Игра даёт возможность выплеснуть накопившуюся энергию и эмоции, удовлетворить его любопытство, развлечься,...

    МАСТЕР-КЛАСС для воспитателей "Создание предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО"

    Консультация для воспитателей ДОУ по орнизации развивающей предметно-пространственной среды по ФГОС ДО...

    Проект на тему: «Создание развивающей среды для образования детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада»

    В предлагаемом проекте говорится о создании развивающей среды для образования детей старшего дошкольного возраста в условия детского сада.  Окружающая детей  среда должна обеспечивать им физ...

    создание развивающей среды.Детская домашняя библиотека.

    консультация для родителей какие книги нужны детям...

    Родительское собрание на тему: "Развитие речи детей. Создание развивающей среды в семье" Игра-путешествие в страну "Играем - речь развиваем"

    Повестка дня:1.Возрастные нормы речевого развития детей дошкольников.2. Создание развивающей речевой среды в семье.Цель:Раскрыть значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка....