Умственное воспитание дошкольника
статья по теме

Верхотурова Людмила Александровна

О воспитании детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umstvennoe_vospitanie_doshkolnika.docx13.71 КБ

Предварительный просмотр:

Умственное воспитание дошкольника

Умственное воспитание дошкольника - это совокупность качественных и количественных изменений, которые происходят в мыслительной деятельности вместе с возрастными изменениями, а также обогащением его опыта, которое происходит под влиянием воспитательного процесса. В дошкольном возрасте дети достаточно быстрыми темпами накапливают багаж знаний, формируют речь, совершенствуют свои познавательные процессы, овладевают самыми простыми способами умственной деятельности, в чем помогает умственное воспитание дошкольника. В этом возрасте обеспечение умственного развития играет очень важную роль, причем и для дальнейшей его жизни также.

Развитие ребенка и умственное воспитание дошкольника происходит под непосредственным влиянием социальной среды, именно в процессе общения он усваивает какие-то понятия и язык. Это приводит к тому, что еще в дошкольном возрасте ребенок свободно владеет языком и пользуется им как полноценным средством для общения с другими людьми.

Умственное воспитание дошкольника происходит в процессе определенной деятельности – в общении, в игре, в определенной предметной деятельности, а уже чуть на более поздних этапах – в учебной или трудовой деятельности, в творческой продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование и т.п.).

Наибольший эффект дает умственное воспитание дошкольника, если оно происходит под влиянием воспитания и обучения.

Как считает современная педагогика, основной показатель, который имеет умственное воспитание дошкольника, является степень усвоения системы знаний, а также развитие творческого мышления, овладение новыми способами познавания, которые необходимы ребенку для того, чтобы получать новые знания.

Чтобы правильно организовать умственное воспитание дошкольника необходимо знать возможности и закономерности умственного развития в дошкольном возрасте. Определять конкретные задачи и содержание, а также методику умственного воспитания необходимо с учетом этих особенностей. Такие науки как педагогика и психология изучают возможности и закономерности, которые имеет умственное воспитание дошкольника, так как стремятся найти пути для оптимизации решения задач умственного развития при максимальном использовании возможностей ребенка. При этом очень важно не переусердствовать, иначе чрезмерные нагрузки могут стать причиной общего угнетенного состояния ребенка.

Ученые исследуют вопросы, связанные с таким вопросом как умственное воспитание дошкольника и его развитием, с многих точек зрения. Изучаются такие аспекты, как закономерности развития восприятия, ощущений, а также сфера необходимого для разработки содержательного и методик сенсорного воспитания, исследуются основы формирования наглядно-образного, наглядно-действенного, логического и понятийного мышления у детей, проводятся опыты, позволяющие выяснить особенности формирования у детей способностей к познаванию, разрабатываются новые методики умственного воспитания.

Умственное воспитание дошкольника приводит к тому, что к концу дошкольного периода дети обладают достаточно большим запасом знаний об окружающем их мире, кроме того, они умеют мыслить, овладев элементарными операциями (сравнение, обобщение и т.п.), могут выделять определенные признаки предметов, устанавливать не очень сложные причинно-следственные связи. В таком возрасте у детей формируется так называемая база для дальнейшей учебной деятельности. Полноценно умственное воспитание дошкольника может происходить только тогда, когда умственная деятельность четко организована, именно поэтому основная задача педагогов – создать соответствующие условия для умственного развития и осуществлять целенаправленное воздействие воспитательного характера на каждого ребенка.

Также Умственное воспитание дошкольника подразумевает целенаправленное воздействие взрослых на развитие мыслительной деятельности у детей. Включает такие этапы: сообщение ребенку доступных для него знаний об окружающем мире, систематизация полученных ребенком знаний, формирование интересов, навыков и умений у ребенка, развитие способностей познавать.

Особенно важна роль умственного воспитания на этапе подготовки ребенка к школе. Для успешного обучения в школе ребенку необходимо овладеть нужным запасом знаний, развить самостоятельность и умственную активность, приобрести определенные интеллектуальные навыки и умения. Это в значительной степени поможет подготовить его к обучению и трудовой деятельности, которая теперь предстоит ему.

Особо важно, проводя умственное воспитание дошкольника, уделить внимание развитию речи ребенка. Ведь человек пользуется речью и родным для себя языком, чтобы выразить свои мысли и понимать то, что высказывают другие. Если ребенок владеет речью, то он может получать новые знания опосредованным путем – через рассказы и другие произведения, посредством объяснений и другими способами), а не только непосредственным восприятием предметов или определенных явлений, как это было в самом начале. В детском саду воспитатели ставят и решают такие задачи, как развитие речи у детей, обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя, а также навыки разговаривать связной речью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Ознакомление с закономерными явлениями природы как средства умственного воспитания дошкольников"

КОУ «НШДС № 292,Vвида» СП № 2 д\с «Улыбка» г. Омск            Доклад к пед. совету Тема: "Ознакомлениес закономерными явлениями природы как ...

Творческий отчет Тема: "Ознакомление с закономерными явлениями природы как средства умственного воспитания дошкольников".

Обострение глобальных проблем современной цивилизации, ухудшением экологической ситуации во многих местах земного шара обусловлено сегодня всевозрастающее внимание общества к вопросам экологического в...

родительское собрание "Развитие правильной речи-важное условие умственного воспитания дошкольника"

Критерии готовности к школьному обучению, формы и методы для развития правильной речи....

"Умственное воспитание дошкольников" (информация на конкурсе воспитатель года 2015)

УМСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ - целенаправленная деятельность воспитателей по развитию умственных сил и мышления ребенка, по формированию у него системы умственных действий и познавательных способностей.Задач...

Обобщение передового продуктивного опыта по умственному воспитанию дошкольников:

«Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста»...

Консультация для родителей «Влияние развития речи на умственное воспитание дошкольников»

Приобщая ребенка к совместному труду по дому, на огороде, в саду, вы разговариваете с ним: «Здесь мы посадим огурчики…», «На этом кустике вызреет малина». Общаясь, вы помогаете, чтобы слова «обрели пл...

Теоретические основы умственного воспитания дошкольников. Задачи и средства умственного воспитания дошкольников

Умственное развитие ребенка происходит как в процессе его повседневной жизни, общения со взрослым, игр со сверстниками, так и в процессе систематического обучения на занятиях в детском саду. Важнейшую...