Обобщение передового продуктивного опыта по умственному воспитанию дошкольников:
материал на тему

Белугина Елена Николаевна

«Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_raboty.docx51.21 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №13 комбинированного вида второй категории

Обобщение передового продуктивного опыта по умственному воспитанию дошкольников:

«Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста»

Воспитатель: Белугина Е.Н.

Куса, 2011г.

ВВЕДЕНИЕ.

Развитие интеллекта – это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности. Интеллектуальное развитие рассматривается в качестве главного условия сохранения индивидуального в детях, так как именно разум и воображение позволяют им строить осмысленную картину мира, и осознать свое место в нем.  В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Уже с младшего возраста главной задачей я ставлю  интеллектуальное развитие и сохранение индивидуальности в ребенке. Специфика содержания образования позволяет детям в образной форме воспринимать общие связи и отношения, объективно существующие в окружающем мире: качество – количество, пространство – время, целое – часть, последовательность. Решающее значение в этом процессе я отвожу моделированию скрытых связей и отношений в форме наглядных образов, отражающих общее в единичном. Образное отражение позволяет малышам воспринимать мир в целостности и осваивать жизненное пространство. Обучение детей организую в форме игры и связанных с ней деятельностей, обеспечивающих эмоциональное взаимодействие и общение со взрослым. Создаю условия для свободного выбора ребенком содержания деятельности и возникновения взаимообучения детей.

        Основное место занимает содержание взаимодействия и общение взрослого с детьми основанное на понимании того, что каждый ребенок обладает неповторимой индивидуальностью и ценностью, способен к непрерывному развитию.

Учитываю особенность периода от 3 – 5 лет, отличающую его от других, последующих этапов развития: он обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальный знаний и навыков усвоения различных видов деятельности.

        Формирую такие качества и свойства психики детей, которые определяют собой общий характер поведения ребенка, его отношение ко всему окружающему и представляют собой «заделы» на будущее, так как в дошкольном детстве складывается потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребенка.


1. Актуальность и значимость опыта.

 

«Научные понятия не усваиваются и     

не заучиваются ребенком, не берутся

памятью, а возникают и складываются

 с помощью напряжения всей активнос-

ти его собственной мысли.»

 

А.С. Выгодский.

 

          Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Не следует ждать, когда ребенку исполнится 14 лет, и он достигнет стадии формально – логических операций, когда его мышление приобретает черты, характерные для мыслительной деятельности взрослых. Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве.

         Но зачем логика маленькому ребенку, дошкольнику? Дело в том, что на каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода  следующему этапу. Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте – в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба – решение задач, выполнение упражнений потребуют больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет, а то и вовсе угаснет интерес к учению.

          Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.

          Лев Николаевич Толстой говорил о первых годах своей жизни, что именно тогда приобрел все то, чем теперь живет, и приобрел так много, так быстро, что за всю остальную жизнь не приобрел и сотой доли того: «От пятилетнего ребенка до меня только один шаг. А от новорожденного до пятилетнего огромное расстояние».

         Логические приемы – сравнение, синтез, анализ, классификация, доказательство и другие – применяются во всех видах деятельности. Их используют начиная с первого класса для решения задач, выработки правильных умозаключений. «Сейчас, в условиях коренного изменения характера человеческого труда, ценность такого знания возрастает. Свидетельство тому – растущее значение компьютерной грамотности, одной из теоретических основ которой является логика» (Ивин А.А. Логика)

         Знание логики способствует культурному и интеллектуальному развитию личности.

2.  Современный подход новых программ и методик.

В настоящее время многие современные программы дошкольного образования акцентируют свое внимание на ребенке, как на неповторимой, творчески развивающейся личности. Немаловажную роль уделяется и уровню мыслительной деятельности дошкольника.

         Очень сильной и серьезной программой, ориентирующейся на развитие логического мышления ребенка, является программа «Развитие». Она подразумевает активное использование в работе с детьми схем, опор, моделей, блоков.

         В программе «Детство» «развитие характерной для дошкольников любознательности и познавательной активности стимулируется, благодаря насыщенности программы познавательными задачами и расширению круга объектов познания. Итогом становится способность ребенка к самостоятельному решению доступных познавательных задач, умение осознанно использовать разные способы и приемы познания…, готовность к логическому познанию».

         Программа «Радуга» одной из главных задач ставит перед собой развитие психических процессов у ребенка, что подразумевает развитие определенного уровня мышления, памяти и др. процессов.

        

СИСТЕМА  РАБОТЫ.

 

1.  Классификация игр. 

Средством достижения поставленной цели и задач я выбрала игры на развитие логического мышления, творческого и пространственного воображения.

Разделила их следующим образом:

1. Предметные: - дидактические

                                      (настольно – печатные) – на нахождение размера,

                            цвета, формы, на классификацию предметов и др.

         Роль игры – научить ребенка выполнять поставленную перед ним задачу, действовать по правилам, стремиться к результату, играть самостоятельно или со сверстниками.

         Дети должны уметь объяснять правила игры, сразу замечать допущенные ошибки и исправлять их.

         Функции дидактических игр для детей старшего возраста разнообразны. Это – игры на сравнение предметов по разным признакам (размеру, форме, цвету, назначению и т.п.), группировку предметов на основе общих признаков (это – посуда, это – обувь и др.). Составление целого изображения из частей, «рядов» из одинаковых предметов по убыванию и возрастанию того или иного признака (по размеру, по ширине, высоте и др.)                         

                            -  развивающие    (т.е. имеющие несколько уровней сложности,  многообразные в применении): Блоки ДЬЕНЕША,   палочки Кюизенера и др.  Работа с данным материалом подробно описана в   книге «Логика и математика для дошкольников. Библиотека программы «Детство».

         Блоки ДЬЕНЕША. Дидактический материал «Логические блоки» состоит из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине. В процессе разнообразных действий с логическими блоками (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.) дети овладевают различными мыслительными умениями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К их числу относятся умения анализа, абстрагирования, сравнения,  классификации, обобщения, кодирования – декодирования, а также логические операции «не», «и», «или». В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у малышей развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие.
Палочки Кюизенера. Это универсальный дидактический материал. Основные его особенности – абстрактность, высокая эффективность. Велика их роль в реализации принципа наглядности, представлении сложных абстрактных математических понятий в доступной малышам форме. Работа с палочками позволяет перевести практические, внешние действия во внутренний план. Заниматься с ними дети могут индивидуально или подгруппами. Игры могут носить соревновательный характер. Достаточно эффективным оказывается использование палочек в индивидуально – коррекционной работе с детьми, отстающими в развитии. Палочки могут использоваться для выполнения диагностических заданий. Операции: сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация и сериация выступают не только как познавательные процессы, операции, умственные действия, но и как методические приемы, определяющие путь, по которому движется мысль ребенка при выполнении упражнений.

                           игры на развитие пространственного воображения:

                                      строительный материал;

         Игры со строительным материалом. Эти игры развивают пространственное воображение, учат детей анализировать образец постройки, чуть позже – действовать по простейшей схеме (чертежу). В творческий процесс,  включаются логические операции – сравнение, синтез (воссоздание объекта).

Примерные схемы:

                                      счетные палочки;

         Игры со счетными палочками развивают не только тонкие движения рук и пространственные представления, но и творческое воображение. Во время этих игр можно развивать представления ребенка о форме, количестве, цвете. Предлагаются следующие задания (для детей 4 – 5 лет):

·        выложить определенную фигуру;

·        сосчитать количество палочек в каждой фигуре;

·        назвать геометрические фигуры, из которых составлена фигура;

·        сосчитать геометрические фигуры, из которых составлена общая фигура (сколько треугольников?  квадратов?);

·        сосчитать углы, входящие в фигуру;

·        построить фигуру по образцу;

·        самому придумать и сложить фигуру.

Игры с палочками можно сопровождать чтением загадок, стихов, потешек, считалок, подходящих по тематике.

                                      конструкторы.

         2. Словесные: -  загадки,

                                     игры на развитие воображения:  (в том числе – и

                                     по ТРИЗ – технологии).

         В «Литературной энциклопедии»,  загадка,  характеризуется как: «замысловатое поэтическое описание,  какого – либо предмета или явления, испытывающее сообразительность отгадывающего».

         Детям пятого- шестого года жизни предлагается широкая тематика загадок: о домашних и диких животных, предметах домашнего обихода, одежде, питании, явлениях природы, о средствах передвижения. Характеристика предмета загадки может быть дана полно, подробно, загадка может выступать как рассказ о предмете:

На спине иголки

Длинные и колкие,

А свернется он в клубок

Нет ни головы, ни ног.    (Еж)

Признаки предметов в загадках должны быть определены конкретно и четко, выражены словами в их прямых значениях. Они должны отражать своеобразие внешнего вида и отличительные свойства предмета загадки. Например, в загадке

«Брови дугой, нос кочергой,

на голове колпак, а сам весельчак»

 охарактеризован внешний вид героя («брови дугой, нос кочергой»), названа такая часть костюма, как «колпак», а также главная черта его характера – «весельчак». Детям остается объединить все признаки в одно целое, и логическая задача решена – это Петрушка. Для детей средней группы рекомендуются загадки с простыми сравнениями и прозрачными метаморфозами, например: «С неба падают зимою и кружатся над землею легкие пушинки белые…»(снежинки). Сравнение «снежинки – пушинки» точное, ясное, знакомое и понятное детям по их наблюдениям в природе. Облегчает задачу и рифмующаяся отгадка. В загадках «Скатерть бела всю землю одела», «Пушистая вата плывет куда – то», «Чем вата ниже, тем дождик ближе», снег – это «скатерть бела», туча – это «вата». Подобные образные средства понятны детям, благодаря большому внешнему сходству предмета сопоставления – с предметом загадки и конкретному ясному языку, что и делает загадки доступными.

         Условия отгадывания. Обучение детей умению отгадывать загадки начинают не с их загадывания, а с воспитания умения наблюдать жизнь, воспринимать предметы и явления с разных сторон, видеть мир в многообразных связях и зависимостях. Развитие общей сенсорной культуры, развитие внимания, памяти, наблюдательности ребенка является основой для мыслительной работы, которую он совершает при отгадывании загадок. Главные условия, обеспечивающие правильное понимание загадок и правильное их отгадывание:

1.     предварительное ознакомление детей с теми предметами и явлениями, о которых пойдет речь в загадке (через наблюдение)

2.     дополнительные знания, специально подводящие ребят к отгадыванию

3.     знание языка, умение понимать переносное значение слов

4.     чтение художественной литературы.

Найти приемы отгадывания и воспользоваться ими – значит понять логический механизм загадки и овладеть им.

Чтобы отгадать загадку, нужно провести следующие операции в такой последовательности:

·        выделить указанные в загадке признаки неизвестного объекта, т.е. произвести анализ;

·        сопоставить и объединить эти признаки, чтобы  выявить возможные связи между ними, т.е. произвести синтез;

·        на основе соотнесенных признаков и выявленных связей сделать вывод (умозаключение), т.е. отгадать загадку.

Тематический подбор загадок дает возможность формировать у детей начальные логические понятия. Для этого, после отгадывания загадок, целесообразно предлагать детям задания на обобщение, например: «А как одним словом назвать лесных обитателей: зайца, ежа, лису? (звери) и т.д.

  3. Пальчиковые игры:

         Эти игры активизируют деятельность мозга, развивают мелкую моторику рук, способствуют развитию речи и творческой деятельности. «Пальчиковые игры» - это инсценировка,  каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «вверх», «вниз» и т.д. Если ребенок усвоит какую – нибудь одну «пальчиковую игру», он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку для других стишков и песенок.

Пример: «Мальчик – пальчик»

               - Мальчик – пальчик, где ты был?

               - С этим братцем в лес ходил,

                 С этим братцем щи варил,

                 С этим братцем кашу ел,

                 С этим братцем песни пел.

II. СТАНОВЛЕНИЕ ОПЫТА.

1. Проблемность. 

 Работая в средней группе детского сада и имея положительный опыт работы по развитию логического мышления у старших дошкольников, я сочла возможным начать процесс формирования логических  приемов мышления с более раннего возраста – с 4 – 5 лет.

Основывала я свой выбор по нескольким причинам.

1. Группа детей, с которыми я работала первый год, показала свою контрастность в плане общего развития. Некоторые дети значительно опережают своих сверстников. Они любопытны, пытливы, проявляют большой интерес к новому, неизвестному, при этом обладая неплохим запасом знаний. Это дети, которым дома уделяется большое внимание со стороны взрослых.

Такие ребята, придя в детский сад, должны подниматься на более высокую ступень, тренируя свой интеллект в игровой деятельности.

Для этого педагогу необходимо создать хорошую развивающую среду, максимально отвечающую потребностям ребенка.

2. Программа воспитания и обучения детей в детском саду под редакцией М. Васильевой являющаяся основой моей педагогической деятельности, подтверждает своим содержанием востребованность опыта. Однако, на мой взгляд,  недостаточность занятий по математическому развитию (1 раз в неделю), на которых в большой мере присутствуют элементы логики,  должна компенсироваться в повседневной игровой деятельности. Поэтому в своей работе с детьми среднего возраста я использовала книгу Е.А. Юзбековой «Ступеньки творчества» место игры в интеллектуальном развитии ребенка. – М.2006.

3. Учитывая психологические особенности детей среднего возраста (начало формирования детских взаимоотношений) я уделила игре большую роль – роль сближения детей в работе парами, группами. Итогом должно стать получение совместных результатов деятельности, ощущение радости за себя и своих сверстников.

В интеллектуальном развитии ребёнка, в обогащении его творческих способностей большую роль играет пользование в учебном процессе символической аналогии, позволяющей переводить освоение учебного материала в игру, в такие доступные для дошкольника виды деятельности, как рисование, конструирование, лепка. Занимаясь ими, ребёнок постепенно овладевает умением построения особого вида знаков – наглядно-пространственных моделей.

В деятельности взрослых людей наглядно-пространственные модели выступают в виде различного рода схем, чертежей, карт, графиков и т. д. У  детей такими моделями служат создаваемые ими конструкции, аппликации и рисунки.

Исследователи давно обратили внимание на то, что детский рисунок в большинстве случаев представляет схему, в которой передается, главным образом, связь основных частей изображаемого предмета, но отсутствуют его индивидуальные черты. Восприимчивость к наглядному пространственному моделированию проявляется в построении пространственных образов и их использовании. Ребята обычно легко и быстро понимают разного рода схематические изображения и с успехом пользуются ими.

Игра и рисование являются своего рода упражнением в символическом представлении заместителей реальных предметов. В игре ребенок открывает знаковый смысл предмета – заместителя, а в рисовании – знаковый смысл графических построений.

Дошкольный возраст характеризуется высокой работоспособностью к запоминанию и воспроизведению, память в основном носит непроизвольный характер.

У младших дошкольников непроизвольное запоминание и непроизвольное воспроизведение – единственная форма работы памяти. Малыш ещё не может поставить перед собой цель запомнить или припомнить что – нибудь. Произвольные формы запоминания  и воспроизведения начинают проявляться в среднем дошкольном возрасте и существенно прогрессируют  у старших дошкольников. Приемы запоминания ребенок не изобретает сам. Их в той или иной форме ему подсказывают взрослые.

Так, когда взрослый, например, дает ребенку поручение, то тут же предлагает его повторить. Спрашивая  о чем – нибудь, направляя припоминание вопросами: «А что было потом?» и т.д. ребенок постепенно учится повторять, осмысливать, связывать материал, чтобы запомнить его. В конце концов, дети осознают необходимость специальных действий запоминания, овладевают умением применять вспомогательные средства.

Например, мной был проведен такой эксперимент: в качестве опоры для запоминания словесного материала, детям предлагалось использовать картинки в качестве опоры, путем соотнесения каждого слова с рисунком, наиболее подходящим по смыслу.

Обучение детей мнемоническим приемам запоминания привело к тому, что они стали более отчетливо осознавать вспомогательную роль изображений для удержания в памяти словесного материала. При этом включались не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Запоминая материал по картинкам, дети 5 - 6 лет соотносят их со словом, как по признаку сходства, так и по контрасту. В то же время большинство старших дошкольников, уже стремится к припоминанию слов без называния опорных изображений.

Обучающий эксперимент показал, что дошкольники способны овладеть опосредованными способами запоминания. Но усвоенные действия произвольного запоминания не являются определяющими, в дошкольном возрасте все – таки доминирует непроизвольное запоминание. (По материалам З. М. Истоминой.)

Так, те дети, которые раскладывали по группам изображенных предметов для сада, для кухни и т. д. без цели запоминания, удерживали в памяти гораздо лучше, чем те, кто рассматривал эти картинки с задачей запомнить их.

Учитывая вышеуказанные возрастные особенности дошкольников, можно прийти к выводу, что использование символической аналогии при пересказе, заучивании наизусть облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления правил гласит: «Когда учишь, записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики».

Маленький ребенок очень пластичен и легко обучаем, но порой на занятиях бывает трудно удержать его внимание – карточки с символикой вызывают интерес и помогают решить проблему.

Что же такое символическая аналогия? Это обобщенный, абстрактный, своеобразный словесный или графический образ объекта. С символической аналогией мы постоянно сталкиваемся в жизни. Речь человека записывается буквами – символами звуков; количество – цифрами, символами числа и т. д.

Итак, символическая аналогия может быть словесной и графической.

Графическая аналогия – это обозначение, каким – либо символом реального образа или нескольких образцов по общим для них признакам.

Например:

Люди:                 женщина,              девочка.

Применяя графическую аналогию, я учила детей умению видеть самое главное (так называемый прием «свертывания»).

Описание применяемого новшества

Работа была направлена на решение следующих задач:

        - отбор и опробация  методического материала;

        - подбор диагностических методик по определению уровня развития пространственной  дезентрации;

        - оснащение игровой предметно – развивающей среды и центра математики;

        - обогащение опыта работы по данной теме.

Решение намеченных задач осуществлялось поэтапно на основе перспективного планирования.

На подготовительном этапе подбиралась  психолого – педагогическая литература, оформлялся методический материал, оснащалась развивающая среда. Изучив литературу по теме, я провела первичную педагогическую диагностику с детьми среднего возраста (см. таблицу №1)  с целью выявление уровня развития познавательных процессов на начало года. На основе результатов проведенного тестирования воспитанники группы были поделены на три подгруппы (по уровню подготовленности).

Решая задачи первого этапа, оборудован уголок математики, куда подбирался и изготавливался необходимый дидактический, демонстрационный, раздаточный материалы. Пособия по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП) размещались в доступном месте так, чтобы дети могли свободно их использовать в своей деятельности для закрепления полученных на занятии знаний.

Второй этап работы предусматривал апробацию методических рекомендаций Е. А. Юзбековой  «Ступеньки творчества» (Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника), корректировку методов и приемов работы, исходя из подготовленности детей группы.  Каждое занятие было организованно так, чтобы ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя, превратился в активного участника.

Что – то получалось с первого раза, но возникали и трудности: медлительные дети показали положительные сдвиги через некоторый промежуток времени. Для таких детей использовала методику сотрудничества, когда воспитатель рядом и готов оказать помощь, позволяющую ребенку не «застрять» в трудном месте, а пусть медленно, но двигаться дальше. В тех случаях, когда ребенок давал неправильный ответ, старалась помочь ему понять не только ошибочность решения, но и причины его появления.

        Заключительный этап состоял из итоговой диагностики уровня умственного развития детей (см. таблицу №3) и анализа результатов работы. Результаты позволяют говорить о положительной динамике интеллектуального развития детей.

Таблица №1. Выявление уровня развития познавательных процессов детей среднего возраста (24 ребенка)  «Диагностика в детском саду» Баландина Л.А.

Фамилия имя ребенка

Изучаемые процессы

Общий уровень развития познавательных процессов

восприятие

память

мышление

воображение

внимание

1

Баранов В.

С

В

С

С

С

С

2

Белугин Д

В

В

С

С

С

С

3

Варганова Д.

В

В

В

С

С

В

4

Генеатулина В

С

С

С

В

С

С

5

Губанов М

В

В

В

С

В

В

6

Ершов Н.

С

С

С

С

С

С

7

Ерюкова В

С

С

С

С

С

С

8

Жуков В.

С

С

С

С

С

С

9

Кускова Ж.

С

С

С

В

В

С

10

Кирина А.

С

С

С

С

С

С

11

Круглова К.

Н

Н

Н

С

Н

Н

12

Корнейчук Л

С

С

С

С

С

С

13

Любимцев Н

Н

С

Н

С

С

С

14

Макурин С

С

С

С

С

С

С

15

Мозговой М

С

Н

Н

С

Н

Н

16

Новиков И

С

С

С

С

С

С

17

Павлов В

В

В

В

В

В

В

18

Рамазанова Р

С

В

С

С

В

С

19

Третьякова К

С

В

В

С

В

В

20

Цепилов Н

Н

С

Н

С

С

С

21

Фаткулина Р

В

В

В

С

В

В

22

Флейшфарб В

В

В

С

В

В

В

23

Башкирцев В

С

С

С

С

С

С

24

Усов В

С

С

С

С

С

С

Итого:

В –6(25%)

С –15(63%)

Н- 3(12%)

В-9(38%)

С-13(54%)

Н-2(8%)

В-5(21%)

С-15(63%)

Н-4(16%)

В-4(16%)

С-20(84%)

В-7(29%)

С-15(63%)

Н-2(8%)

В-6(25%)

С-16(67%)

Н-2(8%)

Этапы формирования интеллектуального развития дошкольника

Этап

Возраст детей

Направление деятельности

Цель деятельности

1 этап (2008-2009)

Средний дошкольный возраст

Подбиралась  психолого – педагогическая литература, оформлялся методический материал, оснащалась развивающая среда, проведение первичной диагностики

Разработать модель пространственно-развивающей игровой среды, направленной на развитие интеллектуальных способностей детей.

2 этап (2009-2010)

Старший дошкольный возраст

Предусматривал апробацию методических рекомендаций, корректировку методов и приемов работы,

Создание системы развивающих игр, направленных на развитие интеллектуальных способностей.
- Расширить представление родителей о развивающих играх для детей старшего дошкольного возраста.

3 этап (2010-2011)

Старший дошкольный возраст (подготовительная группа)

 Проведение итоговой диагностики уровня умственного развития детей и анализа результатов работы.

Систематизировать диагностический материал  для выявления уровня интеллектуальных способностей детей.

4. Педагогические условия и особенности применения опыта

Реализация системы работы рассчитана на 3 учебных года.

  • При планировании и организации работы необходимо учитывать индивидуальные и возрастные особенности детей, на основании чего должен осуществляться индивидуальный и дифференцированный подход
  • Психическую нагрузку осуществлять с учетом здоровья, возраста   и познавательных возможностей ребенка.
  • Все занятия необходимо проводить с учетом специфики дошкольного возраста в занимательной игровой форме, с использованием нетрадиционных типов занятий (занятие-игра)
  • Обязательно включение в работу с дошкольниками мероприятий, эффективно обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья ребенка на разных этапах его возрастного развития.
  • Систематически использовать игры для интеллектуального развития детей.
  • Тесное взаимодействие с родителями, воспитателями.
  • Использование в работе элементов нескольких педагогических технологий: 

технологии личностно – ориентированного обучения, технологии индивидуального обучения, технологии индивидуально-дифференцированного подхода, педагогики сотрудничества, игровых технологий, технологии педагогических мастерских, технологии просвещения родителей.

К факторам, предопределяющим возможность успеха реализации системы работы, способным помочь, «подстегнуть» либо помешать относятся следующие:

  • насыщенная предметно- развивающая среда: для занятий используются игры на развитие памяти, мышления, воображения, внимания, восприятия. Пособия на занятиях с детьми дошкольного возраста вносит разнообразие и эффект новизны, позволяют шире использовать имеющиеся у детей знания и умения, варьировать  задания. Дидактические игры и пособия широко применяются  в свободной деятельности детей, что позволило заинтересовать дошкольника проявлять творческую активность, демонстрируя свои умения и знания.
  • Еще одним фактором успешности  можно  назвать личностный фактор, где от самого педагога зависит очень многое. Только ему, творцу, «играющему режиссеру», под силу заинтересовать ребенка в игре, обогатить знания детей, преобразовать обыденный опыт детей в проблемно-творческую деятельность, создать игровую атмосферу на занятиях.
  • Непременным условием успеха является обмен опытом: изучение передового педагогического опыта из различных источников (периодическая печать, использование  ресурсов Internet), обмен опытом внутри детского сада,  посещение  открытых мероприятий в других детских садах, а создание творческой группы единомышленников – просто жизненно важное для любой идеи условие.
  • Наличие индивидуального оздоровительного и образовательного маршрута, который позволит спланировать работу с каждым конкретным ребенком, спрогнозировать результаты, которых ребенок сможет достичь в процессе занятий
  • Обязательно использование диагностических методик, которые позволят не только выявить уровень познавательных процессов, но и подготовить ребенка к школе.

Литература:

  1. Тетрадь для диагностики готовности ребенка к школе: Пособие для педагогов дошкольных учреждений/ Под ред. Н.Е. Вераксы. – 2-е изд., испр. – М.; Мозаика – Синтез, 2009. – 96 с.
  2. Диагностика в детском саду. Содержание и организация диагностической работы в дошкольном образовательном учреждении. Методическое пособие. Изд. 2-е. – Ростов н/Д: «Феникс», 2004. – 288. («от детского сада к школе»).
  3. Внимание: тетрадь для детей 5-6лет/ Н.В.Бабкина. – М.; Айрис-пресс, 2006. -32с. – (Готовим ребенка к школе).
  4. Проверяем знания дошкольника.  Тесты для детей. 7 лет. Часть 1,2 Гаврина С.Е.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение передового педагогического опыта по теме: «Экология – как средство воспитания осознанного отношения дошкольников к окружающему миру».

       Главная цель экологического воспитания – формирование правильного отношения ребёнка к окружающей его природе, к себе как части природы.  Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересован...

Обобщение передового педагогического опыта

Обобщение педагогического опыта...

МОДУЛЬ ОБОБЩЕНИЯ ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Одним из главных направлений в работе воспитателя по социальному развитию дошкольников является привлечение родителей к сотрудничеству, а это можно сделать только через внимательное отношение к их нуж...

Обобщение передового педагогического опыта работы: "Тематический план нравственно-этического воспитания в средней группе"

МесяцБлокФормаработыТемаЗадачиЛитератураСентябрьВ е ж л и в о с т ьБеседа«Зачем говорят «здравствуй»?Формировать у детей основные правила этикета при встрече.В.И.Петрова,Т.Д.Стульник...

Обобщение передового педагогического опыта по теме: «Экология – как средство воспитания осознанного отношения дошкольников к окружающему миру»

Обобщение передового педагогического опыта по теме: «Экология – как средство воспитания  осознанного отношения дошкольников к  окружающему миру»   ...

Обобщение передового педагогического опыта по теме: "Кукольная мастерская, как средство мотивации к деятельности дошкольников"

Опыт работы по теме: "Кукольная мастерская, как средство мотивации к деятельности дошкольников"...

Обобщение передового педагогического опыта. Воспитание патриотизма у дошкольников средствами музейной педагогики

Обобщение передового педагогического опыта. Воспитание патриотизма у дошкольников средствами музейной педагогики...