Обобщение передового педагогического опыта по теме: «Экология – как средство воспитания осознанного отношения дошкольников к окружающему миру»
материал по теме

Рогозова Татьяна Алексеевна

Обобщение передового педагогического опыта по теме: «Экология – как средство воспитания  осознанного отношения дошкольников к  окружающему миру»

         Природа удивительна и прекрасна. Она встречает ребёнка морем звуков, запахов, сотней загадок и тайн, заставляет смотреть, слушать, думать.В дошкольном возрасте происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывается основа черт характера и моральных качеств личности. У детей накапливаются яркие, образные, эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления.Именно в этот период необходимо заложить основы экологической культуры.

        Главная цель экологического воспитания – формирование правильного отношения ребёнка к окружающей его природе, к себе как части природы.Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности, и от нас зависит, будет ли существовать гармония в отношениях человека и природы. В соответствии с этим важно особое внимание уделять пониманию детьми своего неразрывного единства с окружающим миром. Причем, это единство должно быть не только понятно ребенком, но и прочувствовано, должно стать основой гуманного отношения к природе. Поэтому, полагаю, что успех в воспитании гуманных чувств возможен, если ребенок будет, относиться к каждому живому организму как самоценной, уникальной сущности, имеющей право на жизнь.

          Природа – великий учитель! Экологическое воспитание очень тесно связано с нравственным воспитанием – это воспитание человечности, доброты, милосердия, ответственного отношения к окружающему миру, людям, которые живут рядом.

«Любовь к природе – это эстетическое чувство, формирующее взгляды, вкусы, - писал Ч. Дарвин, - утрата этих вкусов равносильна утрате счастья и может вредно отразится на умственных способностях, а еще вероятнее на нравственных качествах».

Необходимо включать детей в посильную для их возраста практическую деятельность, создать условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой. Например, труд в уголке природы, на участке,огороде, имеет большое воспитательное значение. В процессе труда у детей формируют бережное, заботливое отношение к природе, он способствует воспитанию ответственного отношения к своим обязанностям. Ухаживая за растениями и животными, дети убеждаются в его необходимости.

        Окружающий мир – это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать. Продуманное, системное знакомство с миром природы позволяет развить у детей важнейшие мыслительные операции: анализ (наблюдая за объектами природы, дети рассматривают и изучают их строение), сравнение (находят сходство и различия разных природных объектов), умение устанавливать взаимосвязи (определяют приспособления растений и животных к сезону и среде обитания), обобщении(учатся объединять животных и растения в группы на основе выделения существенных признаков).Мой опыт показывает, что в дошкольном возрасте дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, если знания преподносятся в доступной увлекательной форме и  учитывается интерес ребенка к природным явлениям. Нужно обладать терпением, важно иметь внимательный глаз и чуткую душу, чтобы увидеть тихую прелесть крохотного полевого цветка или игру красок во время заката, буйное цветение сирени, заслушаться звонким пением птиц. Моя задача удивляться вместе с детьми, учить, не только смотреть, но и видеть, тогда дети захотят узнать еще больше.

     Мною определены следующие задачи:

- Формировать у дошкольников осознанное отношение к природе, ее явлениям и объектам;

- Совершенствовать умения и навыки наблюдений за живыми и неживыми объектами природы;

-Развивать экологическое мышления и творческое воображение в процессе опытнической и исследовательской деятельности детей;

-Воспитывать элементарные нормы поведения по отношению к миру природы и окружающему миру в целом.

- Укреплять здоровье, расширять двигательный опыт.

       Для успешной реализации поставленных задач, мною разработано:

Комплекс интегрированных занятий, включающий проблемные ситуации, проведение опытов и экспериментов, поисковую деятельность дошкольников.

Разработаны конспекты наблюдений за объектами и явлениями природы возраста.

Оформлен уголок игр и экспериментирования (опыты, эксперименты, наблюдения)

Создана картотека, включающая подборку экологических игр, проблемных ситуаций и упражнений, физкультминуток, загадок и стихотворений о природе.

    В своей работе по экологическому воспитанию использую различные традиционные и нетрадиционные формы, методы и приемы, учитывая возрастные  и индивидуальные особенности детей.

    Важным источником знаний о природе является наблюдение. В процессе наблюдения дети учатся всматриваться, любоваться, радоваться и восхищаться красотой природы,  у них возникает  наблюдательность и любознательность, доброе, бережное отношение к объектам природы. Наблюдение даёт возможность познакомить детей с природными явлениями, взаимосвязью живой и неживой природы.

     Основой чувственного познания природы служит совместная деятельность  зрительного, слухового, кожного, обонятельного восприятия. Отсюда следует, что в основе ознакомления детей с природой должна быть наглядность, непосредственное воздействие предметов и явлений природы на органы чувств детей т.е. дети должны иметь возможность посмотреть объект, потрогать, понюхать. Но для ознакомления детей с природой, мало показать предмет или явление, необходимо руководить познавательным процессом: задавать вопросы, учить детей смотреть и видеть, обобщать и сравнивать.

      Одной из целей моей работы является, совершенствование умений и навыков детей наблюдений за живыми и неживыми объектами природы. Для  реализации этой цели разработала  перспективный план  наблюдений за объектами и явлениями природы. Наблюдения с детьми организую при ознакомлении с растениями и животными, погодой, трудом взрослых в природе, на занятиях и экскурсиях, на прогулках, в уголке природы и т. д. Например, на прогулке дети воспринимают состояние погоды (холодно, тепло, жарко, сыро). Во время мытья рук,  в играх подмечают свойства воды (холодная, теплая, разливается, в ней тонут камешки, плавают кусочки дерева).   Общаясь с природой, ребенок  далеко не всегда  получает  конкретные представления о ней. Он часто не замечает предмета или обращает внимание на несущественные его детали, неправильно называет воспринимаемое. Отсюда следует, что для ознакомления детей с природой мало показать предмет или явление, необходимо руководить познавательным процессом: задавать вопросы, учить смотреть и видеть, обобщать и сравнивать.

     Во время наблюдений  стараюсь обращать внимание детей на главное в предмете, связать с обозначающими их словами, продумываю и использую специальные приемы, организующие активное восприятие детей: задаю вопросы, загадки, (во время наблюдения за небом, загадываю загадку:

Выше леса, выше гор расстилается ковер.

Он всегда – всегда  раскинут над тобой и надо мной,

То он серый, то он синий, то он нежно – голубой. (Небо)

использую художественную литературу,  (во время наблюдения за листопадом читаю  стихотворение «Листопад»  В. Мировича)  пословицы, поговорки,  (во врем наблюдения за погодой зимой говорю поговорку: «чем крепче зима, тем скорее весна»), потешки:  

Дождик, дождик, веселей!

Капай, капай, не жалей!

Только нас не замочи!

Зря в окошко не стучи -

Брызни в поле пуще:

Станет травка гуще!

Предлагаю обследовать, сравнивать объекты между собой (наблюдение за деревьями и кустарниками),  устанавливать связи между отдельными объектами и явлениями природы.  Так же использую дидактические игры с естественными предметами (листьями, овощами, фруктами, плодами, семенами), где дети имеют возможность упражняться в разнообразных  обследовательских действиях,  «Детки на ветки», «Вершки и корешки», «С какого дерева лист», «Чудесный мешочек», «Угадай, что съел», «Найди в букете такое же растение».

        Наблюдения необходимо использовать систематически, чтобы приучить детей внимательно приглядываться и подмечать все особенности, развивая тем самым у них наблюдательность и, следовательно, решая задачи интеллектуального воспитания.

         Как показал опыт работы, прогулки позволяют более эффективно строить наблюдения, формировать осознанное отношение к природе. У детей накапливается чувственный опыт, они видят объекты и природные явления в естественных условиях, во всех связях и отношениях. Например,  для того чтобы дети научились обращать внимание на температуру воздуха, предлагаю им одеть куклу на прогулку. По мере похолодания обращаю внимание на то, как одеты сами дети. Обращаю внимание детей на ветер, как раскачиваются деревья, шумят и трепещут на ветру листья, выношу на прогулку вертушки, бумажные ленточки, вместе с детьми надуваю воздушные шарики. Организую наблюдение за дождем: дети слушают, как он стучит по крыше, в стекла окон; смотрят, как на улице появляются лужи. Листопад - яркое, незабываемое зрелище. Дети с удовольствием собирают опавшие листья, составляя из опавшей листвы букеты. Собранные листья можно слегка подсушить, разложить на темном фоне красивым узором, сделать гербарий, а еще листья пригодятся зимой для поделок. Можно предложить детям сравнить форму, величину, окраску листьев с одного дерева, с разных деревьев (отыскать хотя бы два совершенно одинаковых и по цвету, и по величине, и по форме, найти самый маленький и самый большой лист от одного дерева, отыскать самый красивый, с самым длинным черенком).

       Зимой использую различные способы, чтобы помочь детям осознать изменения температуры воздуха: например, на прогулке предлагаю детям на короткое время снять варежки и ощутить холод. Обращаю внимание на то, как тепло одеты дети и взрослые.  После снегопада провожу целевую прогулку по участку и показываю детям, как много вокруг снега, который лежит на земле, на деревьях, на скамейках, на заборе, на крышах домов ( «Наблюдение за красотой зимнего пейзажа»).

Обращаю внимание детей: в зависимости от погоды меняются свойства снега. При температуре чуть выше нуля снег липкий. И снежки получаются гладкие, тяжелые. При сильном морозе снег рыхлый, сыпучий.

Много радости и удивительных открытий дарят детям зимние наблюдения за жизнью птиц, которые прилетают к кормушке, весящей на участке. Дети знают, как важно помочь птицам благополучно перезимовать и с удовольствием носят корм для птиц.

      В начале весны обращаю внимание детей на то, что солнце стало ослепительно ярким,  наблюдаю за солнечным лучом (солнечным зайчиком). Большой интерес вызывает них игра-календарь «Какая сегодня погода?». Каждый день, вращаясь с прогулки, ребята ставят картинку, соответствующую данной погоде. Организую наблюдения за появлением травы и цветов на земле, листочков на дереве («Наблюдение за одуванчиками», «Наблюдение за распусканием почек» и т. п.

      Летом продолжается наблюдение за состоянием погоды. По некоторым признакам дети начинают определять теплое и жаркое время, предлагаю потрогать предметы: скамейку, стену дома, камешки и т.д. Много радости детям приносят наблюдения за насекомыми. Детей интересуют ответы на вопросы: На какие цветы чаще всего садятся бабочки? Как охотятся кузнечики? Куда ползут муравьи? Что несут?

Провожу наблюдения  в цветнике или огороде, где дети могут принимать участие в посадке и сборе урожая, посеве цветов, в промежуточных работах – поливают, рыхлят землю, собирают семена, сухие ветки и листья. Детям очень нравятся различные игры с использованием песка, воды, где они могут наблюдать за свойствами  и качеством предметов.

      Познакомить детей с природой, воспитать любовь к ней помогает уголок природы, где содержатся комнатные растения. Растения уголка природы дети видят ежедневно, под моим руководством дети систематически наблюдают и ухаживают за ними (в процессе наблюдения дети определяют, нуждается ли растение в поливке, определяя состояние почвы – ее влажность, плотность; учитывают состояние растения – упругость, плотность листа и стебля или его вялость, мягкость). В процессе ухода  дети получают представления о многообразии растительного мира на земле, о том, как растут и развиваются растения, какие условия для них нужно создавать: растениям нужны питательная почва (земля), вода, свет, тепло, воздух. При рассматривании комнатных растений обращаю внимание детей на красоту цветов и листьев,  учу их сравнивать общее и различное у растений, замечать интересные особенности внешнего вида, как растения украшают группу. Все это способствует формированию у детей чувства прекрасного.

     На территории детского сада создана экологическая тропа, которая выполняет познавательную, развивающую и оздоровительную функции. Она позволяет понять, в процессе  наблюдения, общую связь растений и животных с сезонными изменениями в природе. При прохождении экологической тропы у детей развиваются наблюдательность, познавательные интересы, культура поведения и чувство красоты.

      В своей работе использую различные виды наблюдения: кратковременное и длительное наблюдение.

      Кратковременное наблюдение организуется для формирования знаний у детей о свойствах и качествах предмета и явления т.е. дети учатся различать форму, цвет, величину, структуру объекта («Наблюдение за поведением воробьев, купающихся в весенней луже», «Наблюдение за дождем»)

     При длительном наблюдении дети получают знание о росте и развитии растений и животных, о сезонных изменениях в природе. Например, «Наблюдение за ростом лука». Задача этого наблюдения состояла в том, чтобы показать детям влияние света, тепла влаги и питательных веществ на рост лука. Сначала дети посадили луковицы в землю. В процессе дальнейшего наблюдения дети заметили, что у луковиц появились маленькие зелёные перышки, затем  перышки лука подросли, стали длиннее. На этом этапе подвела детей к тому, что для роста растений необходимы все условия: влага, свет, тепло. Учитывая, объект наблюдения  в представлении детей может оказаться нечетким, необходимо фиксировать наблюдения – фотографировать или рисовать. Это могут быть луковица в банке, посаженная в воду для проращивания зелени; ветки дерева, поставленные в конце зимы в вазу для наблюдения за распусканием почек, развертыванием молодых листочков; проращивание семян, рост и развитие какой-либо огородной или цветочной культуры. Во всех случаях рисунки (фотографии), сделанные через одинаковый интервал времени, отражают последовательность роста и развития растения, его зависимость от внешних условий жизни.

     Наблюдения должны способствовать активному интеллектуальному и речевому развитию детей. Результаты наблюдения нужно уточнять,  обобщать, систематизировать, закреплять, чтобы у ребенка сформировалось определенное представление об объекте наблюдения. После проведенных наблюдений у детей накапливается много впечатлений, которые они выражают в  рисовании, лепки, аппликации. Знания, полученные детьми на занятиях, помогают им во время наблюдений самостоятельно понять происходящие в природе процессы, явления, провести собственные исследования, обобщить материал; способствуют формированию экологически грамотного, безопасного для природы и здоровья человека поведения.

    Мне кажется, что необходимо развивать в детях наблюдательность, сочувствие, сопереживание. Каждый  воспитатель  должен  давать возможность ребенку  познавать, запоминать.  Природные события сменяют  друг друга ежедневно. Нужно только не пропустить эти маленькие, но не похожие один на другой праздники природы.

    Чтобы помочь детям в занимательной форме выявить особенности природных явлений, сезонных изменений в природе, определить качества предмета, повадки животных, использую загадки, стихи, пословицы, поговорки.

Например во время наблюдения за деревьями  загадываю загадку:

«Много рук, а нога одна», во времянаблюдения за снегопадом, читаю стихотворение

«Белый снег пушистый в воздухе кружится

И на землю тихо падает, ложится».

С помощью потешек ребенок легче и лучше запоминает животных, их повадки, внешний вид. Одно дело – просто показать ребенку улитку, другое – попросить ее: «Улитка, улитка, покажи рога! Дам кусочек пирога».

      Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средств экологического воспитания являются игры. «Игра имеет важное  значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. По - этому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре».

       Игра развивает и радует ребёнка, делает его счастливым. В ней ребёнок совершает первые открытия, переживает минуты вдохновения, развивается его воображение, фантазия, а, следовательно, создаётся почва для формирования инициативной, пытливой личности. Дети с удовольствием по многу раз обращаются к знакомым играм, игровым сюжетам. Наверное, поэтому они с радостью откликаются на мое предложение  поиграть, предвкушая радость развлечения и не догадываясь, что на самом деле они будут учиться. Большие возможности в воспитании экологических чувств по отношению к окружающему миру заложены прежде всего в дидактических играх.

     Дидактическая игра – явление многоплановое, сложное. Это  метод и форма обучения,  самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания личности. Дидактические игры использую, прежде всего, с целью уточнения, закрепления, обобщения, систематизации знаний. Играя, дети лучше усваивают знания об объектах и явлениях природы, учатся устанавливать взаимосвязи между ними и средой, узнают о способах приспособления живых существ к условиям мест обитания, о последовательной смене сезонов и об изменениях в живой и неживой природе.

      При проведении дидактических игр опираюсь на следующие принципы: системность, развивающее обучение, доступность. Предъявляю следующие требования: яркость, эстетичность, многофункциональность. Разработала и изготовила ряд дидактических игр: «Зимующие птицы», «Кто живет в воде?», «Запомни и назови», «Собери урожай», «Дикие и домашние животные», «Поможем Незнайке собрать грибы» и др.

    Дидактические игры использую не только в свободной деятельности детей, но и включаю в занятия:

- по развитию речи (составления описательных и сравнительных рассказов и экологических сказок, придумывание загадок, рассказов из личного опыта детей),

«В гости к бабушке Марусе», «Лесные жители»

- по математике (счет предметов, лабиринты, задачи экологического воспитания),

«По грибы, по ягоды»,  «Птички – невелички»

- по ознакомлению с окружающим,

«К нам пришел Буратино», «Цветик – семицветик».

     Игры, применяемые мною на занятиях, помогают детям усвоить качества предметов и уточнить представления, полученные в процессе наблюдения в природе.  В процессе общения с природой в игровой форме у детей воспитывается эмоциональная отзывчивость, формируются умение и желание активно беречь и защищать природу, видеть живые объекты во всем многообразии их свойств и качеств, особенностей и проявлений.

     Непременным условием реализации поставленной задачи в игре выступают игровые правила, которые направляют игру в нужное русло, устанавливают последовательность действий, делают игру занимательной, позволяют воздействовать на детей, формируют межличностные отношения. В младших группах на первом этапе  проигрывала игру вместе с детьми. По ходу игры  сообщала одно правило и тут же его реализовала. На втором этапе руководила игрой со стороны, направляла. На третьем этапе дети играли самостоятельно. Начиная со средней группы путь обучения игре иной. Вначале  рассказывала содержание игры, предварительно вычленяет одно-два важных правила, по ходу игры еще раз подчеркивала эти правила, показывала игровые действия.  На следующем этапе дети играли самостоятельно.

      Для создания у детей игрового настроения можно включать  в  ход игры куклу, сказочного персонажа, которые объяснят правила игры, следят за их соблюдением, поощряют детей.

     По характеру используемого материала, игры условно можно разделить на игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные игры.

     Предметные игры - это игры с народной дидактической игрушкой, различными природными материалами (овощи, фрукты, цветы, камни, семена, сухие плоды), они максимально приближают детей к природе, и всегда вызывают у детей живой интерес и активное желание играть. Например: «Детки на ветки», «Вершки и корешки», «С какого дерева лист», «Чудесный мешочек», «Угадай, что съел», «Найди в букете такое же растение», и т. д. В этих играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления о свойствах и качествах предметов, формируются умения обследовать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков,  дети овладевают сенсорными эталонами

     Настольно-печатные игры направлены на уточнение представлений о растениях и животных, систематизацию знаний, развитие памяти, мыслительных процессов. Например: «Четыре картинки», «Волшебный поезд», «Когда это бывает?», «Зоологическое лото», «Ягоды и фрукты».

    Словесные игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь. Например: «Опиши, я отгадаю»,  «Найди, о чем расскажу», «Где спряталась матрешка?»,  «Загадай, мы отгадаем», «Кто летает, бегает, прыгает?» и т.д.

     В своей работе с детьми  использую  игры экологического содержания, обеспечивающие  усвоение детьми представлений о правилах поведения в природе,  воспитанию у детей осознанного и бережного отношения к  окружающему миру. Например: «Береги природу»,  « С чем нельзя ходить в лес», «Помоги лесным обитателям»,  «Защитники природы», «Что было бы, если исчезли бы …».

    Чтобы показать детям взаимосвязь здоровья человека с природой, использую такие игры, как «Как вырасти здоровым», «Полезные и вредные продукты», «Путешествие в страну здоровья»,  «Наши помощники – растения».

    Наряду с перечисленными играми в работе с детьми используют большое количество игровых упражнений: «Найди по листу дерево», «Узнай на вкус», «Найди к цветочку такой же», «Принеси желтый листик», «Найди, что назову». Игровые упражнения помогают различать предметы по качествам и свойствам, развивают наблюдательность.

    Особую радость и интерес вызывают у детей подвижные игры природоведческого характера, которые связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни:

«Лягушата и цапля», «Волк и овцы», «Мыши и кот».

в некоторых играх отражаются явления неживой природы:

«Капельки», «Солнышко и дождик», « Веселый ветерок».

Так же на занятиях по физической культуре, обучение детей разнообразным видам движений и игровым упражнениям, провожу в виде имитационно-подражательных движений и игр, в которых ребенок должен воспроизвести знакомые ему образы зверей, птиц, насекомых, деревьев и т.д. Образно-подражательные движения развивают у дошкольников творческую двигательную деятельность, творческое мышление, ориентировку в движениях и пространстве, внимание, фантазию и т.д.

    Особое значение для экологического развития детей имеют творческие игры.  В игре дети отражают впечатления, полученные в процессе занятий, экскурсий, повседневной жизни, усваивают знания о труде взрослых в природе (работа на птицеферме, в свинарнике, теплице), при этом у них формируется положительное отношение к труду, они осознают значение труда взрослых в природе. А с помощью сказочного героя и музыкального сопровождения, игру можно сделать более интересной и увлекательной: например "В гости в деревню", "Угости друзей", "Построй домик животному", "Приготовь лекарство"  и т. д. Такие игры вызывают у детей приятные чувства и эмоции, которые снижают напряженность в учебном процессе. Одним из видов творческих игр являются строительные игры с природным материалом: песком, снегом, глиной, мелкими камешками, шишками.  В них дети, созидая, познают свойства и качества материалов. Чтобы поддержать стремление детей отражать полученные в  играх экологические представления и игровые навыки в самостоятельной игровой деятельности, в группе в уголке природы и опытов, разместила природный материал, наглядные пособия, дидактические игры. Таким образом, сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности.  Поскольку игра – наиболее естественный и радостный вид деятельности, формирующий характер детей,  придумала, а также подобрала из уже известных игр такие, в которых по возможности присутствовала бы активная, экологически правильная или развивающая, в соответствии с поставленными воспитательными задачами, игровая деятельность.

        В своей работе использую опытно-исследовательскую деятельность.  Непосредственный контакт ребенка с объектами живой и неживой природы, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытно экспериментальной деятельности дети учатся наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности. Кроме того, опытно-экспериментальная деятельность развивает у них внимание, мышление, речь, пробуждает интерес к окружающему миру, формирует умение делать открытия и удивляться им.

    Несложные опыты использую в играх детей, на занятиях, они могут быть связаны с их трудом в уголке природы и на огороде.

  Свою работу с детьми  веду по двум  направлениям:

- живая природа (многообразие растительного мира, влияние различных факторов на их рост и развитие).

- неживая природа (свойства и качества воды, воздуха, песка, снега).

  Создала уголок экспериментирования и разработала картотеку опытов «Живая и неживая природа».

Живая природа.

Интерес у детей вызывают простейшие опыты, убеждающие в том, что растения — живые существа. Они питаются, двигаются, размножаются, растут и даже приспосабливаются к окружающей среде.

Опыты с растениями: Знакомство детей с условиями, необходимыми для жизни растений

1. Цель опыта:   

Подвести детей к выводу о необходимости влаги для роста растений.           

Содержание опыта:

а). Проращивать одинаковые семена в двух блюдцах (в пустом и с влажной ватой).

б). Проращивать луковицы в сухой банке и банке с водой

2. Цель опыта:   

Подвести детей к выводу о необходимости света для роста растений

Содержание опыта:

Два одинаковых растения поместить в темное и светлое место. Наблюдать за движением растений, тянущихся к свету

3. Цель опыта:         

Подвести детей к выводу о необходимости тепла для роста растений           

Содержание опыта:

Поместить два одинаковых растения в разные условия: одно — в теплое место, другое — в холодное

Во время опыта поддерживаю интерес к нему фиксацией наиболее характерных этапов в дневнике наблюдений (в виде рисунков, фотографий).

Неживая природа: свойства и качества воды, воздуха, песка, снега.

      Детям даю знания о том, что одни и те же предметы имеют разные признаки, т.е. это то, чем предметы отличаются один от другого, а чтобы об этом узнать, их нужно сравнить. Например: в играх с водой и песком, на основе чувственных восприятий, дети узнают, что вода – тёплая или холодная; песок – сухой или сырой. В процессе опытов учу детей находить и выделять одинаковые признаки предметов. Рассматривая песок и камни, обращаю внимание на то, что они разные по форме и цвету, но вместе с тем, песок и камни имеют одинаковые признаки (твёрдые, колются), если сравнивать их с водой (течёт, льётся, её нельзя взять в руки или положить на стол). Песок и камни, глину и землю можно взять в руки, положить на стол. Итак можно подвести детей к простому умозаключению: вода жидкая, её нужно наливать в посуду, а глина, песок, земля – твёрдые. Знания о твёрдых и жидких предметах уточняются в повседневной жизни.

    Знакомлю детей с такими свойствами воды, как замерзание и явлениями, которые происходят при этом: снег, лёд.  Подвожу к пониманию того, что вода замерзает не только зимой, снег и лёд можно получить и летом. Подтвердить этот факт можно несложным опытом. Налить в блюдечко воды и поставить в холодильник. Дети узнают о том, что вода замерзает от холода, превращаясь в лёд, а от тепла снова в воду. Подобные явления природы можно наблюдать с детьми во время прогулок. Необходимо закреплять с детьми внешние признаки явлений: снег – белый, каждая снежинка – это маленькая, ледяная звёздочка. Лёд прозрачный, твёрдый, ломкий. Особое внимание обращаю на зависимость состояния одного предмета под действием другого: снег и лёд от тепла превращаются в воду. Дождь, снег, лёд – это вода в разных состояниях.

   Продолжаю знакомить детей с признаками воздуха. Он есть везде. Воздух бывает тёплый, холодный. Для закрепления этих признаков так же провожу опыты, от простого к сложному.

     Раскрывая признаки неживого  (не растёт, не живёт, не дышит),  сравниваю объекты неживой и живой природы: все животные, растения требуют ухода – они растут, живут. Во время прогулок обращаю внимание детей на внешний вид цветов, деревьев или других растений, на изменения, которые происходят с ними. Вместе с детьми устанавливаю связи - вода, земля, воздух, свет – вот необходимые условия для существования (растений и животных) растительного и животного мира. На прогулках,  занятиях закрепляю знания о взаимосвязях между объектами неживой и живой природы,  приучаю детей видеть красоту природных явлений: воздух чистый, тёплый; солнце светит ярко, от снега земля стала белой, деревья стоят пушистые. Стараюсь, чтобы в проведении опытов дети были активными участниками, при обсуждении результата делали самостоятельные выводы и суждения.

     Для более эффективного построения процесса изучения новых  для детей понятий, обобщения и систематизаций знаний, при выполнении игровых занятий, творческих заданий, использую ИКТ, которые  облачают в современную, увлекательную форму изучаемый материал, становятся активным стимулятором познавательного процесса, развивают у детей психические процессы, мышление, восприятие, память.

   Познакомить детей с природой, воспитать любовь к ней в первую очередь поможет уголок природы, где содержатся комнатные растения. Растения уголка природы дети видят ежедневно, под моим руководством дети систематически наблюдают и ухаживают за ними. В процессе ухода  дети получают представления о многообразии растительного мира на земле, о том, как растут и развиваются растения, какие условия для них нужно создавать. При рассматривании комнатных растений обращаю внимание детей на красоту цветов и листьев,  учу их сравнивать общее и различное у растений, замечать интересные особенности внешнего вида, как растения украшают группу.Все это способствует формированию у детей чувства прекрасного. Так же создалаэкспериментальный уголок для игр и опытов, где находится природный материал, наглядные пособия, дидактические игры, картотеки загадок о животных и растениях, наблюдений в природе, опытов и экспериментов, художественного слова, физкультминуток, пальчиковых игр, календарь природы( дети регулярно фиксируют погоду и состояние живой природы, вставляя  картинки с явлениями природы, которые наблюдали на улице), «огород на подоконнике».

     В экологическом воспитании детей интегрированные занятия выполняют совершенно определенную и очень важную функцию. Чувственные представления детей, получаемые во время наблюдений, игр, труда, расширяются, углубляются, систематизируются во время занятий. Они оказывают положительное воздействие на детей, способствуют их интенсивному интеллектуальному и личностному развитию.

      Занятия строю с учетом возрастных особенностей детей и поставленных задач. Обучение на занятиях осуществляю разными методами, которые зависят от вида занятия и его основной задачи. Знакомя детей с домашними и дикими животными, растениями, их внешним видом, среде обитания, с сезонными изменениями в природе, использую наблюдение, рассматривание картин, чтение художественных произведений, компьютерные презентации, составленные мною («Мир природы», «Домашние животные», «Дикие животные», «Эти удивительные насекомые», «Цветы»,   «Путешествие капельки», «Грибы», «Как растут овощи» и др.), которые позволяют формировать у детей отчетливые и правильные представления. Наглядность в сочетании с эмоциональными пояснениями, рассуждениями, уточнениями (словесными методами) обеспечивают успешный результат работы по экологическому воспитанию.

      По данному направлению разработала и апробировала ряд занятий по экологии: «Путешествие кленового листочка», «Зимовье  зверей», «Путешествие в весенний лес»,  «Поможем ежику собрать грибы», «Соберем урожай овощей», «Приключение Незнайки», «Домашние животные», «Кто в теремочке  живет? «Какой бывает вода» и др. Интегрированные занятия в рамках одной темы решают разные задачи развития детей и включают в себя несколько видов деятельности. Например, в занятии «Путешествие кленового листочка», где уточняются и обобщаются представления детей об осени (изменения в неживой природе: день укорачивается, становится холоднее, чаще идут дожди, дуют холодные ветры; изменения в растительном мире: листва на деревьях меняет окраску и опадает, травы желтеют и вянут; изменения в живом мире: насекомые исчезают, перелетные птицы улетают на юг, звери готовятся к зиме), включает в себя просмотр презентации «Осенний лес», аппликацию «Укрась кленовый листок» нетрадиционным способом (используя разноцветные опилки). Интегрированное занятие «Зимовье зверей», решает познавательные задачи (дать представление о жизни диких животных зимой, закрепить знания о сезонных изменениях в природе), развивает интеллектуальные и творческие способности детей. На занятии «Мы в лесок пойдем» решались задачи познавательного и математического характера, так же дети выполняли коллективную лепку «Грибная полянка». В интегрированные занятия включаю музыкальные записи, которые придают им эмоциональную окраску. Например, на занятии «Путешествие в весенний лес» использовала запись Чайковского «Времена года», знакомя детей с характерными признаками весны: увеличение светового дня, таяние снега, набухание почек, появление цветов, возвращение перелетных птиц, изменениями в жизни диких животных с приходом весны. Так же под музыкальное сопровождение, дети украшали цветок нетрадиционным способом (с помощью салфеток). Неотъемлемой частью занятий являются физкультминутки, пальчиковая гимнастика. Смена деятельности на занятии очень активизирует детей. Очень результативны интегрированные занятия, включающие в себя разнообразные виды опытнических работ: «Волшебница вода», «Воздух невидимка», «Волшебный сундучок», где дети обучаются умению устанавливать причинно-следственные связи, логично рассуждать, делать выводы. Частью таких занятий является художественное творчество детей, ручная деятельность, в которой они сами становятся художниками и выполняют работу по своему усмотрению и желанию. Это может быть и рисование («Веселый ручей»), аппликация («Снегопад»), ручной труд («Самолеты»), поделки из природного материала («Смешные человечки»). Все это обеспечивает интенсивное развитие мышления дошкольника.

     В области экологического образования интегрированные занятия играют важную роль: развивают эстетическое восприятие природы у детей, способность чувствовать и перешивать ее красоту; формируют экологические представления об окружающем. Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования - это организация  проектной деятельности. Мною разработаны экологические  проекты:   «Защитники природы », «Волшебница вода», «Осень золотая».  Обоснованием необходимости разработки проектов стало недостаточное экологическое самосознание детей; у ребят в большей степени превалирует потребительское отношение к природе; они с трудом выделяют себя из окружающей среды, преодолевая в своём мироощущении расстояние от "Я - природа" до "Я и природа

   Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включённость детей и родителей. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту включённость. Работа с проектами - уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе.

    Большое внимание в своей работе уделяю взаимодействию с родителями. Провожу анкетирования, индивидуальные беседы, по результатам которых определяю темы консультаций, родительских собраний, оформляю ширмы-передвижки. Сотрудничество с родителями (совместная выставка детей и родителей «Дары лета», «День воспитателя», «Мамино творчество») помогает обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, вносит необходимую ребёнку особую положительную эмоциональную окраску.

      Опыт моей работы показал, что целенаправленная, систематическая работа по экологическому воспитанию дошкольников, в интересной, занимательной форме, поможет детям увидеть всю красоту природы, раскрыть все ее тайны и законы, воспитает в детях доброту, ответственное отношение к окружающему миру, людям, которые живут рядом.

Используемая литература:

- С.Н. Николаева. Экологическая культура в дошкольном детстве. – М.: Просвещение, 2002.

-С.Н. Николаева. Методика экологического воспитания в детском саду.- М.: Просвещение, 2002.

-Т.А. Серебрякова. Экологическое образование в дошкольном возрасте. – М.: Издательский центр Академия, 2008.

 -Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. – М.: Изд. Дом  «Карапуз», 2001.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_peredovogo_pedagogicheskogo_opyta_po_teme.docx41.19 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение передового педагогического опыта по теме: «Экология – как средство воспитания  осознанного отношения дошкольников к  окружающему миру».

         Природа удивительна и прекрасна. Она встречает ребёнка морем звуков, запахов, сотней загадок и тайн, заставляет смотреть, слушать, думать.В дошкольном возрасте происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывается основа черт характера и моральных качеств личности. У детей накапливаются яркие, образные, эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления.Именно в этот период необходимо заложить основы экологической культуры.

        Главная цель экологического воспитания – формирование правильного отношения ребёнка к окружающей его природе, к себе как части природы.Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности, и от нас зависит, будет ли существовать гармония в отношениях человека и природы. В соответствии с этим важно особое внимание уделять пониманию детьми своего неразрывного единства с окружающим миром. Причем, это единство должно быть не только понятно ребенком, но и прочувствовано, должно стать основой гуманного отношения к природе. Поэтому, полагаю, что успех в воспитании гуманных чувств возможен, если ребенок будет, относиться к каждому живому организму как самоценной, уникальной сущности, имеющей право на жизнь.

          Природа – великий учитель! Экологическое воспитание очень тесно связано с нравственным воспитанием – это воспитание человечности, доброты, милосердия, ответственного отношения к окружающему миру, людям, которые живут рядом.

«Любовь к природе – это эстетическое чувство, формирующее взгляды, вкусы, - писал Ч. Дарвин, - утрата этих вкусов равносильна утрате счастья и может вредно отразится на умственных способностях, а еще вероятнее на нравственных качествах».

Необходимо включать детей в посильную для их возраста практическую деятельность, создать условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой. Например, труд в уголке природы, на участке,огороде, имеет большое воспитательное значение. В процессе труда у детей формируют бережное, заботливое отношение к природе, он способствует воспитанию ответственного отношения к своим обязанностям. Ухаживая за растениями и животными, дети убеждаются в его необходимости.

        Окружающий мир – это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать. Продуманное, системное знакомство с миром природы позволяет развить у детей важнейшие мыслительные операции: анализ (наблюдая за объектами природы, дети рассматривают и изучают их строение), сравнение (находят сходство и различия разных природных объектов), умение устанавливать взаимосвязи (определяют приспособления растений и животных к сезону и среде обитания), обобщении(учатся объединять животных и растения в группы на основе выделения существенных признаков).Мой опыт показывает, что в дошкольном возрасте дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, если знания преподносятся в доступной увлекательной форме и  учитывается интерес ребенка к природным явлениям. Нужно обладать терпением, важно иметь внимательный глаз и чуткую душу, чтобы увидеть тихую прелесть крохотного полевого цветка или игру красок во время заката, буйное цветение сирени, заслушаться звонким пением птиц. Моя задача удивляться вместе с детьми, учить, не только смотреть, но и видеть, тогда дети захотят узнать еще больше.

     Мною определены следующие задачи:

- Формировать у дошкольников осознанное отношение к природе, ее явлениям и объектам;

- Совершенствовать умения и навыки наблюдений за живыми и неживыми объектами природы;

-Развивать экологическое мышления и творческое воображение в процессе опытнической и исследовательской деятельности детей;

-Воспитывать элементарные нормы поведения по отношению к миру природы и окружающему миру в целом.

- Укреплять здоровье, расширять двигательный опыт.

       Для успешной реализации поставленных задач, мною разработано:

Комплекс интегрированных занятий, включающий проблемные ситуации, проведение опытов и экспериментов, поисковую деятельность дошкольников.

Разработаны конспекты наблюдений за объектами и явлениями природы возраста.

Оформлен уголок игр и экспериментирования (опыты, эксперименты, наблюдения)

Создана картотека, включающая подборку экологических игр, проблемных ситуаций и упражнений, физкультминуток, загадок и стихотворений о природе.

    В своей работе по экологическому воспитанию использую различные традиционные и нетрадиционные формы, методы и приемы, учитывая возрастные  и индивидуальные особенности детей.

    Важным источником знаний о природе является наблюдение. В процессе наблюдения дети учатся всматриваться, любоваться, радоваться и восхищаться красотой природы,  у них возникает  наблюдательность и любознательность, доброе, бережное отношение к объектам природы. Наблюдение даёт возможность познакомить детей с природными явлениями, взаимосвязью живой и неживой природы.

     Основой чувственного познания природы служит совместная деятельность  зрительного, слухового, кожного, обонятельного восприятия. Отсюда следует, что в основе ознакомления детей с природой должна быть наглядность, непосредственное воздействие предметов и явлений природы на органы чувств детей т.е. дети должны иметь возможность посмотреть объект, потрогать, понюхать. Но для ознакомления детей с природой, мало показать предмет или явление, необходимо руководить познавательным процессом: задавать вопросы, учить детей смотреть и видеть, обобщать и сравнивать.

      Одной из целей моей работы является, совершенствование умений и навыков детей наблюдений за живыми и неживыми объектами природы. Для  реализации этой цели разработала  перспективный план  наблюдений за объектами и явлениями природы. Наблюдения с детьми организую при ознакомлении с растениями и животными, погодой, трудом взрослых в природе, на занятиях и экскурсиях, на прогулках, в уголке природы и т. д. Например, на прогулке дети воспринимают состояние погоды (холодно, тепло, жарко, сыро). Во время мытья рук,  в играх подмечают свойства воды (холодная, теплая, разливается, в ней тонут камешки, плавают кусочки дерева).   Общаясь с природой, ребенок  далеко не всегда  получает  конкретные представления о ней. Он часто не замечает предмета или обращает внимание на несущественные его детали, неправильно называет воспринимаемое. Отсюда следует, что для ознакомления детей с природой мало показать предмет или явление, необходимо руководить познавательным процессом: задавать вопросы, учить смотреть и видеть, обобщать и сравнивать.

     Во время наблюдений  стараюсь обращать внимание детей на главное в предмете, связать с обозначающими их словами, продумываю и использую специальные приемы, организующие активное восприятие детей: задаю вопросы, загадки, (во время наблюдения за небом, загадываю загадку:

Выше леса, выше гор расстилается ковер.

Он всегда – всегда  раскинут над тобой и надо мной,

То он серый, то он синий, то он нежно – голубой. (Небо)

использую художественную литературу,  (во время наблюдения за листопадом читаю  стихотворение «Листопад»  В. Мировича)  пословицы, поговорки,  (во врем наблюдения за погодой зимой говорю поговорку: «чем крепче зима, тем скорее весна»), потешки:  

Дождик, дождик, веселей!

Капай, капай, не жалей!

Только нас не замочи!

Зря в окошко не стучи -

Брызни в поле пуще:

Станет травка гуще!

Предлагаю обследовать, сравнивать объекты между собой (наблюдение за деревьями и кустарниками),  устанавливать связи между отдельными объектами и явлениями природы.  Так же использую дидактические игры с естественными предметами (листьями, овощами, фруктами, плодами, семенами), где дети имеют возможность упражняться в разнообразных  обследовательских действиях,  «Детки на ветки», «Вершки и корешки», «С какого дерева лист», «Чудесный мешочек», «Угадай, что съел», «Найди в букете такое же растение».

        Наблюдения необходимо использовать систематически, чтобы приучить детей внимательно приглядываться и подмечать все особенности, развивая тем самым у них наблюдательность и, следовательно, решая задачи интеллектуального воспитания.

         Как показал опыт работы, прогулки позволяют более эффективно строить наблюдения, формировать осознанное отношение к природе. У детей накапливается чувственный опыт, они видят объекты и природные явления в естественных условиях, во всех связях и отношениях. Например,  для того чтобы дети научились обращать внимание на температуру воздуха, предлагаю им одеть куклу на прогулку. По мере похолодания обращаю внимание на то, как одеты сами дети. Обращаю внимание детей на ветер, как раскачиваются деревья, шумят и трепещут на ветру листья, выношу на прогулку вертушки, бумажные ленточки, вместе с детьми надуваю воздушные шарики. Организую наблюдение за дождем: дети слушают, как он стучит по крыше, в стекла окон; смотрят, как на улице появляются лужи. Листопад - яркое, незабываемое зрелище. Дети с удовольствием собирают опавшие листья, составляя из опавшей листвы букеты. Собранные листья можно слегка подсушить, разложить на темном фоне красивым узором, сделать гербарий, а еще листья пригодятся зимой для поделок. Можно предложить детям сравнить форму, величину, окраску листьев с одного дерева, с разных деревьев (отыскать хотя бы два совершенно одинаковых и по цвету, и по величине, и по форме, найти самый маленький и самый большой лист от одного дерева, отыскать самый красивый, с самым длинным черенком).

       Зимой использую различные способы, чтобы помочь детям осознать изменения температуры воздуха: например, на прогулке предлагаю детям на короткое время снять варежки и ощутить холод. Обращаю внимание на то, как тепло одеты дети и взрослые.  После снегопада провожу целевую прогулку по участку и показываю детям, как много вокруг снега, который лежит на земле, на деревьях, на скамейках, на заборе, на крышах домов ( «Наблюдение за красотой зимнего пейзажа»).

Обращаю внимание детей: в зависимости от погоды меняются свойства снега. При температуре чуть выше нуля снег липкий. И снежки получаются гладкие, тяжелые. При сильном морозе снег рыхлый, сыпучий.

Много радости и удивительных открытий дарят детям зимние наблюдения за жизнью птиц, которые прилетают к кормушке, весящей на участке. Дети знают, как важно помочь птицам благополучно перезимовать и с удовольствием носят корм для птиц.

      В начале весны обращаю внимание детей на то, что солнце стало ослепительно ярким,  наблюдаю за солнечным лучом (солнечным зайчиком). Большой интерес вызывает них игра-календарь «Какая сегодня погода?». Каждый день, вращаясь с прогулки, ребята ставят картинку, соответствующую данной погоде. Организую наблюдения за появлением травы и цветов на земле, листочков на дереве («Наблюдение за одуванчиками», «Наблюдение за распусканием почек» и т. п.

      Летом продолжается наблюдение за состоянием погоды. По некоторым признакам дети начинают определять теплое и жаркое время, предлагаю потрогать предметы: скамейку, стену дома, камешки и т.д. Много радости детям приносят наблюдения за насекомыми. Детей интересуют ответы на вопросы: На какие цветы чаще всего садятся бабочки? Как охотятся кузнечики? Куда ползут муравьи? Что несут?

Провожу наблюдения  в цветнике или огороде, где дети могут принимать участие в посадке и сборе урожая, посеве цветов, в промежуточных работах – поливают, рыхлят землю, собирают семена, сухие ветки и листья. Детям очень нравятся различные игры с использованием песка, воды, где они могут наблюдать за свойствами  и качеством предметов.

      Познакомить детей с природой, воспитать любовь к ней помогает уголок природы, где содержатся комнатные растения. Растения уголка природы дети видят ежедневно, под моим руководством дети систематически наблюдают и ухаживают за ними (в процессе наблюдения дети определяют, нуждается ли растение в поливке, определяя состояние почвы – ее влажность, плотность; учитывают состояние растения – упругость, плотность листа и стебля или его вялость, мягкость). В процессе ухода  дети получают представления о многообразии растительного мира на земле, о том, как растут и развиваются растения, какие условия для них нужно создавать: растениям нужны питательная почва (земля), вода, свет, тепло, воздух. При рассматривании комнатных растений обращаю внимание детей на красоту цветов и листьев,  учу их сравнивать общее и различное у растений, замечать интересные особенности внешнего вида, как растения украшают группу. Все это способствует формированию у детей чувства прекрасного.

     На территории детского сада создана экологическая тропа, которая выполняет познавательную, развивающую и оздоровительную функции. Она позволяет понять, в процессе  наблюдения, общую связь растений и животных с сезонными изменениями в природе. При прохождении экологической тропы у детей развиваются наблюдательность, познавательные интересы, культура поведения и чувство красоты.

      В своей работе использую различные виды наблюдения: кратковременное и длительное наблюдение.

      Кратковременное наблюдение организуется для формирования знаний у детей о свойствах и качествах предмета и явления т.е. дети учатся различать форму, цвет, величину, структуру объекта («Наблюдение за поведением воробьев, купающихся в весенней луже», «Наблюдение за дождем»)

     При длительном наблюдении дети получают знание о росте и развитии растений и животных, о сезонных изменениях в природе. Например, «Наблюдение за ростом лука». Задача этого наблюдения состояла в том, чтобы показать детям влияние света, тепла влаги и питательных веществ на рост лука. Сначала дети посадили луковицы в землю. В процессе дальнейшего наблюдения дети заметили, что у луковиц появились маленькие зелёные перышки, затем  перышки лука подросли, стали длиннее. На этом этапе подвела детей к тому, что для роста растений необходимы все условия: влага, свет, тепло. Учитывая, объект наблюдения  в представлении детей может оказаться нечетким, необходимо фиксировать наблюдения – фотографировать или рисовать. Это могут быть луковица в банке, посаженная в воду для проращивания зелени; ветки дерева, поставленные в конце зимы в вазу для наблюдения за распусканием почек, развертыванием молодых листочков; проращивание семян, рост и развитие какой-либо огородной или цветочной культуры. Во всех случаях рисунки (фотографии), сделанные через одинаковый интервал времени, отражают последовательность роста и развития растения, его зависимость от внешних условий жизни.

     Наблюдения должны способствовать активному интеллектуальному и речевому развитию детей. Результаты наблюдения нужно уточнять,  обобщать, систематизировать, закреплять, чтобы у ребенка сформировалось определенное представление об объекте наблюдения. После проведенных наблюдений у детей накапливается много впечатлений, которые они выражают в  рисовании, лепки, аппликации. Знания, полученные детьми на занятиях, помогают им во время наблюдений самостоятельно понять происходящие в природе процессы, явления, провести собственные исследования, обобщить материал; способствуют формированию экологически грамотного, безопасного для природы и здоровья человека поведения.

    Мне кажется, что необходимо развивать в детях наблюдательность, сочувствие, сопереживание. Каждый  воспитатель  должен  давать возможность ребенку  познавать, запоминать.  Природные события сменяют  друг друга ежедневно. Нужно только не пропустить эти маленькие, но не похожие один на другой праздники природы.

    Чтобы помочь детям в занимательной форме выявить особенности природных явлений, сезонных изменений в природе, определить качества предмета, повадки животных, использую загадки, стихи, пословицы, поговорки.

Например во время наблюдения за деревьями  загадываю загадку:

«Много рук, а нога одна», во времянаблюдения за снегопадом, читаю стихотворение

«Белый снег пушистый в воздухе кружится

И на землю тихо падает, ложится».

С помощью потешек ребенок легче и лучше запоминает животных, их повадки, внешний вид. Одно дело – просто показать ребенку улитку, другое – попросить ее: «Улитка, улитка, покажи рога! Дам кусочек пирога».

      Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средств экологического воспитания являются игры. «Игра имеет важное  значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. По - этому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре».

       Игра развивает и радует ребёнка, делает его счастливым. В ней ребёнок совершает первые открытия, переживает минуты вдохновения, развивается его воображение, фантазия, а, следовательно, создаётся почва для формирования инициативной, пытливой личности. Дети с удовольствием по многу раз обращаются к знакомым играм, игровым сюжетам. Наверное, поэтому они с радостью откликаются на мое предложение  поиграть, предвкушая радость развлечения и не догадываясь, что на самом деле они будут учиться. Большие возможности в воспитании экологических чувств по отношению к окружающему миру заложены прежде всего в дидактических играх.

     Дидактическая игра – явление многоплановое, сложное. Это  метод и форма обучения,  самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания личности. Дидактические игры использую, прежде всего, с целью уточнения, закрепления, обобщения, систематизации знаний. Играя, дети лучше усваивают знания об объектах и явлениях природы, учатся устанавливать взаимосвязи между ними и средой, узнают о способах приспособления живых существ к условиям мест обитания, о последовательной смене сезонов и об изменениях в живой и неживой природе.

      При проведении дидактических игр опираюсь на следующие принципы: системность, развивающее обучение, доступность. Предъявляю следующие требования: яркость, эстетичность, многофункциональность. Разработала и изготовила ряд дидактических игр: «Зимующие птицы», «Кто живет в воде?», «Запомни и назови», «Собери урожай», «Дикие и домашние животные», «Поможем Незнайке собрать грибы» и др.

    Дидактические игры использую не только в свободной деятельности детей, но и включаю в занятия:

- по развитию речи (составления описательных и сравнительных рассказов и экологических сказок, придумывание загадок, рассказов из личного опыта детей),

«В гости к бабушке Марусе», «Лесные жители»

- по математике (счет предметов, лабиринты, задачи экологического воспитания),

«По грибы, по ягоды»,  «Птички – невелички»

- по ознакомлению с окружающим,

«К нам пришел Буратино», «Цветик – семицветик».

     Игры, применяемые мною на занятиях, помогают детям усвоить качества предметов и уточнить представления, полученные в процессе наблюдения в природе.  В процессе общения с природой в игровой форме у детей воспитывается эмоциональная отзывчивость, формируются умение и желание активно беречь и защищать природу, видеть живые объекты во всем многообразии их свойств и качеств, особенностей и проявлений.

     Непременным условием реализации поставленной задачи в игре выступают игровые правила, которые направляют игру в нужное русло, устанавливают последовательность действий, делают игру занимательной, позволяют воздействовать на детей, формируют межличностные отношения. В младших группах на первом этапе  проигрывала игру вместе с детьми. По ходу игры  сообщала одно правило и тут же его реализовала. На втором этапе руководила игрой со стороны, направляла. На третьем этапе дети играли самостоятельно. Начиная со средней группы путь обучения игре иной. Вначале  рассказывала содержание игры, предварительно вычленяет одно-два важных правила, по ходу игры еще раз подчеркивала эти правила, показывала игровые действия.  На следующем этапе дети играли самостоятельно.

      Для создания у детей игрового настроения можно включать  в  ход игры куклу, сказочного персонажа, которые объяснят правила игры, следят за их соблюдением, поощряют детей.

     По характеру используемого материала, игры условно можно разделить на игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные игры.

     Предметные игры - это игры с народной дидактической игрушкой, различными природными материалами (овощи, фрукты, цветы, камни, семена, сухие плоды), они максимально приближают детей к природе, и всегда вызывают у детей живой интерес и активное желание играть. Например: «Детки на ветки», «Вершки и корешки», «С какого дерева лист», «Чудесный мешочек», «Угадай, что съел», «Найди в букете такое же растение», и т. д. В этих играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления о свойствах и качествах предметов, формируются умения обследовать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков,  дети овладевают сенсорными эталонами

     Настольно-печатные игры направлены на уточнение представлений о растениях и животных, систематизацию знаний, развитие памяти, мыслительных процессов. Например: «Четыре картинки», «Волшебный поезд», «Когда это бывает?», «Зоологическое лото», «Ягоды и фрукты».

    Словесные игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь. Например: «Опиши, я отгадаю»,  «Найди, о чем расскажу», «Где спряталась матрешка?»,  «Загадай, мы отгадаем», «Кто летает, бегает, прыгает?» и т.д.

     В своей работе с детьми  использую  игры экологического содержания, обеспечивающие  усвоение детьми представлений о правилах поведения в природе,  воспитанию у детей осознанного и бережного отношения к  окружающему миру. Например: «Береги природу»,  « С чем нельзя ходить в лес», «Помоги лесным обитателям»,  «Защитники природы», «Что было бы, если исчезли бы …».

    Чтобы показать детям взаимосвязь здоровья человека с природой, использую такие игры, как «Как вырасти здоровым», «Полезные и вредные продукты», «Путешествие в страну здоровья»,  «Наши помощники – растения».

    Наряду с перечисленными играми в работе с детьми используют большое количество игровых упражнений: «Найди по листу дерево», «Узнай на вкус», «Найди к цветочку такой же», «Принеси желтый листик», «Найди, что назову». Игровые упражнения помогают различать предметы по качествам и свойствам, развивают наблюдательность.

    Особую радость и интерес вызывают у детей подвижные игры природоведческого характера, которые связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни:

«Лягушата и цапля», «Волк и овцы», «Мыши и кот».

в некоторых играх отражаются явления неживой природы:

«Капельки», «Солнышко и дождик», « Веселый ветерок».

Так же на занятиях по физической культуре, обучение детей разнообразным видам движений и игровым упражнениям, провожу в виде имитационно-подражательных движений и игр, в которых ребенок должен воспроизвести знакомые ему образы зверей, птиц, насекомых, деревьев и т.д. Образно-подражательные движения развивают у дошкольников творческую двигательную деятельность, творческое мышление, ориентировку в движениях и пространстве, внимание, фантазию и т.д.

    Особое значение для экологического развития детей имеют творческие игры.  В игре дети отражают впечатления, полученные в процессе занятий, экскурсий, повседневной жизни, усваивают знания о труде взрослых в природе (работа на птицеферме, в свинарнике, теплице), при этом у них формируется положительное отношение к труду, они осознают значение труда взрослых в природе. А с помощью сказочного героя и музыкального сопровождения, игру можно сделать более интересной и увлекательной: например "В гости в деревню", "Угости друзей", "Построй домик животному", "Приготовь лекарство"  и т. д. Такие игры вызывают у детей приятные чувства и эмоции, которые снижают напряженность в учебном процессе. Одним из видов творческих игр являются строительные игры с природным материалом: песком, снегом, глиной, мелкими камешками, шишками.  В них дети, созидая, познают свойства и качества материалов. Чтобы поддержать стремление детей отражать полученные в  играх экологические представления и игровые навыки в самостоятельной игровой деятельности, в группе в уголке природы и опытов, разместила природный материал, наглядные пособия, дидактические игры. Таким образом, сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности.  Поскольку игра – наиболее естественный и радостный вид деятельности, формирующий характер детей,  придумала, а также подобрала из уже известных игр такие, в которых по возможности присутствовала бы активная, экологически правильная или развивающая, в соответствии с поставленными воспитательными задачами, игровая деятельность.

        В своей работе использую опытно-исследовательскую деятельность.  Непосредственный контакт ребенка с объектами живой и неживой природы, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытно экспериментальной деятельности дети учатся наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности. Кроме того, опытно-экспериментальная деятельность развивает у них внимание, мышление, речь, пробуждает интерес к окружающему миру, формирует умение делать открытия и удивляться им.

    Несложные опыты использую в играх детей, на занятиях, они могут быть связаны с их трудом в уголке природы и на огороде.

  Свою работу с детьми  веду по двум  направлениям:

- живая природа (многообразие растительного мира, влияние различных факторов на их рост и развитие).

- неживая природа (свойства и качества воды, воздуха, песка, снега).

  Создала уголок экспериментирования и разработала картотеку опытов «Живая и неживая природа».

Живая природа.

Интерес у детей вызывают простейшие опыты, убеждающие в том, что растения — живые существа. Они питаются, двигаются, размножаются, растут и даже приспосабливаются к окружающей среде.

Опыты с растениями: Знакомство детей с условиями, необходимыми для жизни растений

1. Цель опыта:    

Подвести детей к выводу о необходимости влаги для роста растений.            

Содержание опыта:

а). Проращивать одинаковые семена в двух блюдцах (в пустом и с влажной ватой).

б). Проращивать луковицы в сухой банке и банке с водой

2. Цель опыта:    

Подвести детей к выводу о необходимости света для роста растений

Содержание опыта:

Два одинаковых растения поместить в темное и светлое место. Наблюдать за движением растений, тянущихся к свету

3. Цель опыта:          

Подвести детей к выводу о необходимости тепла для роста растений            

Содержание опыта:

Поместить два одинаковых растения в разные условия: одно — в теплое место, другое — в холодное

Во время опыта поддерживаю интерес к нему фиксацией наиболее характерных этапов в дневнике наблюдений (в виде рисунков, фотографий).

Неживая природа: свойства и качества воды, воздуха, песка, снега.

      Детям даю знания о том, что одни и те же предметы имеют разные признаки, т.е. это то, чем предметы отличаются один от другого, а чтобы об этом узнать, их нужно сравнить. Например: в играх с водой и песком, на основе чувственных восприятий, дети узнают, что вода – тёплая или холодная; песок – сухой или сырой. В процессе опытов учу детей находить и выделять одинаковые признаки предметов. Рассматривая песок и камни, обращаю внимание на то, что они разные по форме и цвету, но вместе с тем, песок и камни имеют одинаковые признаки (твёрдые, колются), если сравнивать их с водой (течёт, льётся, её нельзя взять в руки или положить на стол). Песок и камни, глину и землю можно взять в руки, положить на стол. Итак можно подвести детей к простому умозаключению: вода жидкая, её нужно наливать в посуду, а глина, песок, земля – твёрдые. Знания о твёрдых и жидких предметах уточняются в повседневной жизни.

    Знакомлю детей с такими свойствами воды, как замерзание и явлениями, которые происходят при этом: снег, лёд.  Подвожу к пониманию того, что вода замерзает не только зимой, снег и лёд можно получить и летом. Подтвердить этот факт можно несложным опытом. Налить в блюдечко воды и поставить в холодильник. Дети узнают о том, что вода замерзает от холода, превращаясь в лёд, а от тепла снова в воду. Подобные явления природы можно наблюдать с детьми во время прогулок. Необходимо закреплять с детьми внешние признаки явлений: снег – белый, каждая снежинка – это маленькая, ледяная звёздочка. Лёд прозрачный, твёрдый, ломкий. Особое внимание обращаю на зависимость состояния одного предмета под действием другого: снег и лёд от тепла превращаются в воду. Дождь, снег, лёд – это вода в разных состояниях.

   Продолжаю знакомить детей с признаками воздуха. Он есть везде. Воздух бывает тёплый, холодный. Для закрепления этих признаков так же провожу опыты, от простого к сложному.

     Раскрывая признаки неживого  (не растёт, не живёт, не дышит),  сравниваю объекты неживой и живой природы: все животные, растения требуют ухода – они растут, живут. Во время прогулок обращаю внимание детей на внешний вид цветов, деревьев или других растений, на изменения, которые происходят с ними. Вместе с детьми устанавливаю связи - вода, земля, воздух, свет – вот необходимые условия для существования (растений и животных) растительного и животного мира. На прогулках,  занятиях закрепляю знания о взаимосвязях между объектами неживой и живой природы,  приучаю детей видеть красоту природных явлений: воздух чистый, тёплый; солнце светит ярко, от снега земля стала белой, деревья стоят пушистые. Стараюсь, чтобы в проведении опытов дети были активными участниками, при обсуждении результата делали самостоятельные выводы и суждения.

     Для более эффективного построения процесса изучения новых  для детей понятий, обобщения и систематизаций знаний, при выполнении игровых занятий, творческих заданий, использую ИКТ, которые  облачают в современную, увлекательную форму изучаемый материал, становятся активным стимулятором познавательного процесса, развивают у детей психические процессы, мышление, восприятие, память.

   Познакомить детей с природой, воспитать любовь к ней в первую очередь поможет уголок природы, где содержатся комнатные растения. Растения уголка природы дети видят ежедневно, под моим руководством дети систематически наблюдают и ухаживают за ними. В процессе ухода  дети получают представления о многообразии растительного мира на земле, о том, как растут и развиваются растения, какие условия для них нужно создавать. При рассматривании комнатных растений обращаю внимание детей на красоту цветов и листьев,  учу их сравнивать общее и различное у растений, замечать интересные особенности внешнего вида, как растения украшают группу.Все это способствует формированию у детей чувства прекрасного. Так же создалаэкспериментальный уголок для игр и опытов, где находится природный материал, наглядные пособия, дидактические игры, картотеки загадок о животных и растениях, наблюдений в природе, опытов и экспериментов, художественного слова, физкультминуток, пальчиковых игр, календарь природы( дети регулярно фиксируют погоду и состояние живой природы, вставляя  картинки с явлениями природы, которые наблюдали на улице), «огород на подоконнике».

     В экологическом воспитании детей интегрированные занятия выполняют совершенно определенную и очень важную функцию. Чувственные представления детей, получаемые во время наблюдений, игр, труда, расширяются, углубляются, систематизируются во время занятий. Они оказывают положительное воздействие на детей, способствуют их интенсивному интеллектуальному и личностному развитию.

      Занятия строю с учетом возрастных особенностей детей и поставленных задач. Обучение на занятиях осуществляю разными методами, которые зависят от вида занятия и его основной задачи. Знакомя детей с домашними и дикими животными, растениями, их внешним видом, среде обитания, с сезонными изменениями в природе, использую наблюдение, рассматривание картин, чтение художественных произведений, компьютерные презентации, составленные мною («Мир природы», «Домашние животные», «Дикие животные», «Эти удивительные насекомые», «Цветы»,   «Путешествие капельки», «Грибы», «Как растут овощи» и др.), которые позволяют формировать у детей отчетливые и правильные представления. Наглядность в сочетании с эмоциональными пояснениями, рассуждениями, уточнениями (словесными методами) обеспечивают успешный результат работы по экологическому воспитанию.

      По данному направлению разработала и апробировала ряд занятий по экологии: «Путешествие кленового листочка», «Зимовье  зверей», «Путешествие в весенний лес»,  «Поможем ежику собрать грибы», «Соберем урожай овощей», «Приключение Незнайки», «Домашние животные», «Кто в теремочке  живет? «Какой бывает вода» и др. Интегрированные занятия в рамках одной темы решают разные задачи развития детей и включают в себя несколько видов деятельности. Например, в занятии «Путешествие кленового листочка», где уточняются и обобщаются представления детей об осени (изменения в неживой природе: день укорачивается, становится холоднее, чаще идут дожди, дуют холодные ветры; изменения в растительном мире: листва на деревьях меняет окраску и опадает, травы желтеют и вянут; изменения в живом мире: насекомые исчезают, перелетные птицы улетают на юг, звери готовятся к зиме), включает в себя просмотр презентации «Осенний лес», аппликацию «Укрась кленовый листок» нетрадиционным способом (используя разноцветные опилки). Интегрированное занятие «Зимовье зверей», решает познавательные задачи (дать представление о жизни диких животных зимой, закрепить знания о сезонных изменениях в природе), развивает интеллектуальные и творческие способности детей. На занятии «Мы в лесок пойдем» решались задачи познавательного и математического характера, так же дети выполняли коллективную лепку «Грибная полянка». В интегрированные занятия включаю музыкальные записи, которые придают им эмоциональную окраску. Например, на занятии «Путешествие в весенний лес» использовала запись Чайковского «Времена года», знакомя детей с характерными признаками весны: увеличение светового дня, таяние снега, набухание почек, появление цветов, возвращение перелетных птиц, изменениями в жизни диких животных с приходом весны. Так же под музыкальное сопровождение, дети украшали цветок нетрадиционным способом (с помощью салфеток). Неотъемлемой частью занятий являются физкультминутки, пальчиковая гимнастика. Смена деятельности на занятии очень активизирует детей. Очень результативны интегрированные занятия, включающие в себя разнообразные виды опытнических работ: «Волшебница вода», «Воздух невидимка», «Волшебный сундучок», где дети обучаются умению устанавливать причинно-следственные связи, логично рассуждать, делать выводы. Частью таких занятий является художественное творчество детей, ручная деятельность, в которой они сами становятся художниками и выполняют работу по своему усмотрению и желанию. Это может быть и рисование («Веселый ручей»), аппликация («Снегопад»), ручной труд («Самолеты»), поделки из природного материала («Смешные человечки»). Все это обеспечивает интенсивное развитие мышления дошкольника.

     В области экологического образования интегрированные занятия играют важную роль: развивают эстетическое восприятие природы у детей, способность чувствовать и перешивать ее красоту; формируют экологические представления об окружающем. Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования - это организация  проектной деятельности. Мною разработаны экологические  проекты:   «Защитники природы », «Волшебница вода», «Осень золотая».  Обоснованием необходимости разработки проектов стало недостаточное экологическое самосознание детей; у ребят в большей степени превалирует потребительское отношение к природе; они с трудом выделяют себя из окружающей среды, преодолевая в своём мироощущении расстояние от "Я - природа" до "Я и природа

   Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включённость детей и родителей. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту включённость. Работа с проектами - уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе.

    Большое внимание в своей работе уделяю взаимодействию с родителями. Провожу анкетирования, индивидуальные беседы, по результатам которых определяю темы консультаций, родительских собраний, оформляю ширмы-передвижки. Сотрудничество с родителями (совместная выставка детей и родителей «Дары лета», «День воспитателя», «Мамино творчество») помогает обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, вносит необходимую ребёнку особую положительную эмоциональную окраску.

      Опыт моей работы показал, что целенаправленная, систематическая работа по экологическому воспитанию дошкольников, в интересной, занимательной форме, поможет детям увидеть всю красоту природы, раскрыть все ее тайны и законы, воспитает в детях доброту, ответственное отношение к окружающему миру, людям, которые живут рядом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение передового педагогического опыта по теме: «Экология – как средство воспитания осознанного отношения дошкольников к окружающему миру».

       Главная цель экологического воспитания – формирование правильного отношения ребёнка к окружающей его природе, к себе как части природы.  Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересован...

Обобщение передового педагогического опыта по теме: "Народное декоративно -прикладное искусство"

Формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно - прикладное искусство....

Обобщение передового педагогического опыта на тему"Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с основами безопасности "

Всем нам хочется видеть своих детей здоровыми, счастливыми.А для этого необходимо дать детям необходимую сумму знаний об общепринятых нормах поведения , научить адекватно.осознанно действовать в той и...

Обобщение передового педагогического опыта по теме «Формирование коммуникативных качеств у детей 2-3 лет с использованием приемов мнемотехники».2020 год

Обобщение передового педагогического опыта по теме «Формирование коммуникативных качеств у детей 2-3 лет с использованием приемов мнемотехники»...

Обобщение передового педагогического опыта по теме: "Кукольная мастерская, как средство мотивации к деятельности дошкольников"

Опыт работы по теме: "Кукольная мастерская, как средство мотивации к деятельности дошкольников"...

Обобщение передового педагогического опыта. Воспитание патриотизма у дошкольников средствами музейной педагогики

Обобщение передового педагогического опыта. Воспитание патриотизма у дошкольников средствами музейной педагогики...