Главные вкладки

    Обобщение передового педагогического опыта по теме: "Народное декоративно -прикладное искусство"
    методическая разработка на тему

    Родичева Галина Владимировна

    Формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно - прикладное искусство. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл narodnoe_deokrativno_-_prikladnoe_iskusstvo.docx18.38 КБ

    Предварительный просмотр:

    ГБОУ Детский сад №2683

    Юго-западное окружное управление образования Департамента образования города Москвы

    Обобщение передового педагогического опыта

    по теме: "Народное декоративно -прикладное искусство"

    Воспитатель

    высшей квалификационной категории

    Родичева Г.В

    2013 - 2014 год г. Москва

    План обобщения передового педагогического опыта по теме: Народное декоративно- прикладное искусство".

    1. Вступительное слово.

    2. Теоретический материал по теме.

    3. Демонстрация наглядного материала, дидактических игр и пособий по разным видам народных промыслов.

    4. Практическая часть.

    5. Подведение итогов.

    План создания работы.

    I  этап " Сбор и анализ информационных и диагностических данных" (формулирование цели, задач, сбор и анализ информации).

    Итог I этапа - формирование совокупности теоретических знаний.

    II этап "Внедрение в практику" ( овладение практическими умениями и навыками, технологиями).

    Итог II этапа - самоанализ степени решения работы.

    III этап - "Обобщение педагогического опыта работы".

    Итог III этапа - творческий отчет для педагогического коллектива ГБОУ.

    Реализация работы

    Цель:  Формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно - прикладное искусство.

    Поставила перед собой задачи:

    - Вовлечение детей в художественно - творческую деятельность;

    - Приобщение к эстетической культуре;

    - Формирование духовных качеств, эстетического вкуса у детей;

    - Развитие художественно - творческих способностей у детей, привычки вносить элементы прекрасного в жизнь;

    - Пробуждать фантазию детей,  настроить их на создание новых необычных композиций  росписи;

    - Развитие мелкой моторики рук детей;

    Обогащать словарный запас детей;

    Выбрала следующие направления в работе:

    - Расширенное знакомство детей с изделиями народных художественных промыслов.

    - Знакомство с символикой русского декоративного искусства и ее значением.

    - Самостоятельное создание детьми декоративных изделий.

    Тщательно изучила материалы, касающиеся истории развития различных народных промыслов; уточнила методы и приемы, используемые при росписи. Начала с организации развивающей среды. Изготовила практический материал: разработала дидактические и развивающие игры, алгоритмы с элементами народных росписей, создала условия для самостоятельной деятельности детей (доступный материал для творчества, наличие его разных видов, краски, карандаши, бумага разных цветов, силуэты изделий из бумаги), различный иллюстрированный материал, были приобретены подлинные изделия декоративно-прикладного искусства.

    В данной работе использовались различные методы и приемы: метод обследования, наглядности, словесный, практический, сотворчество, жест руки.

    Всю свою работу я пыталась строить так, чтобы развитие ребенка было действительно гармоничным. Формы проведения занятий выбирала разные: путешествия по старинным русским городам, знаменитым на весь мир своими художественными промыслами, экскурсии в сказку, превращение в мастеров-художников. На занятиях решала познавательные, обучающие и творческие задачи. Использовала различную технику рисования.

    Знакомя детей с изделиями народных промыслов, старалась приобщать детей к родной культуре, помочь им войти в мир прекрасного, учить видеть и чувствовать неповторимые сочетания красок природы, пробуждать потребность любить и радоваться жизни. Учила  детей видеть эстетические свойства предметов, разнообразие и красоту формы, сочетание цветов и оттенков, ведь вглядываясь, присматриваясь, размышляя, дети учатся понимать, чувствовать, любить. Творческие способности детей при применении декоративно-прикладного искусства развиваются в разных направлениях: в предварительном создании эскизов на бумаге; в продумывании элементов узора; в расположении их на объемах; в создании предметов декоративного характера; умения найти способ изображения и оформления предмета; в перенесении задуманного декоративного узора на изделие.

    В целях эмоционального воспитания рассматривание предметов так же сопровождала художественным словом, прибаутками, потешками, звучанием народной музыки.

    Показывала геометрические элементы, которые входят в изображение растительных элементов – ягод, цветов, листьев (Городецкая, хохломская росписи).  Показывала, что сложный узор состоит из простейших, знакомых частей - точки, кружка, кольца, прямых и волнистых линий. Объясняла как нарисовать несложный узор, а затем предлагала посмотреть таблицы с элементами и компоновку их в узоре. Приодобряла их пословицами, поговорками: "Терпение и труд - все перетрут", "Умелец, да рукоделец и себе и людям славу приносит".

    На занятиях  у детей пробуждалась вера в свои творческие способности, индивидуальность, неповторимость, вера в то, что они пришли в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость. Разная организация занятий, использование наглядного материала, художественного слова, музыки - все это помогло детям  попасть в необычный мир искусства, приобщения к художественной культуре. Это сделало занятия живыми и интересными.

    Большое внимание уделяла работе с родителями. Информацию, о развитии  творческих способностей детей на занятиях по народному декоративно - прикладному искусству, родители получают на собраниях, в индивидуальных беседах и консультациях.

    Итогом детской деятельности могут служить выставки творчества в детском саду, участие в развлечениях, досугах, праздниках по народным промыслам.

    Народное творчество – источник чистый и вечный. Он благотворно влияет на детей, развивает их творчество, вооружает знаниями, «несет детям красоту». Это идет от души, а душа народная  - добра и красива. Знакомя детей с изделиями народных промыслов, я приобщала детей к родной культуре, помогала им войти в мир прекрасного, учила видеть и чувствовать неповторимые сочетания красок природы, пробуждала потребность любить и радоваться жизни.

    Хохлома

    Посуда не простая,

    А точно – золотая!

    С яркими узорчиками

    Ягодками и листочками.

    Называется она-

    Золотая Хохлома.

    Дымково

    Есть в России уголок,

    Где из труб идет дымок,

    Знаменита деревушка

    Яркой глиняной игрушкой:

    Свистульками звонкими

    С голосами тонкими,

    Пестрыми фигурками.

    Кошечками Мурками,

    Расписными петухами,

    Курицами, индюками,

    Змейки, ленточки и точки.

    Клетки, кольца, завиточки,

    Веселит, ласкает взор

    Пестрый Дымковый узор.

    Гжель

    На белом фарфоре,

    Как на заснеженном поле

    Из-под белого снежочка,

    Растут синие цветочки…? (Гжель)

    Чашка эта голубая

    О зиме напомнит вдруг:

    На снегу холодном тает

    Не расстает синий луг.

    Рассветают на морозе

    Хризантемы и ромашки.

    Колокольчики и розы.

    Украшают чашки, вазы

    Сколько блеска, сколько глянца

    В сине-белом том фасьянсе!

    Неужели, неужели

    В Вашем доме нету Гжели?

    Городец

    Была доска некрашеной,

    Простою, неприглядной,

    А стала разукрашенной,

    И празднично нарядной.

    В руках умельца досочка

    Узором заиграет,

    Гирляндою из розочек.

    Украшена по краю

    Вот барыня-красавица

    Понравилась лихому молодцу,

    Идут они гуляют по Городцу.

    Матрешка.

    Веселушки, хохотушки,

    Деревянные подружки,

    Любят в прятки поиграть,

    И попеть, и поплясать.

    Не нарадуется взгляд,

    Если выстроиться в ряд,

    А попрячутся друг в дружку -

    Видишь старую подружку.

    Нарумяненные щечки,

    Разноцветные платочки

    Сарафанчики в горошек,

    У семеновских матрешек.

    Жостово

    Вот черный изящный поднос

    С букетом из лилий, пионов и роз.

    На нем бликами летними солнце играет,

    Каймой золотой по краю сверкает

    Как же, как же называется поднос?

    Филимоново

    Нас слепели мастера

    Нас раскрашивать пора.

    Кони, барышни, барашки –

    Все высоки и стройны.

    Сине – красные полоски

    На боках у нас видны.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Описание передового педагогического опыта по теме "Народные праздники как средство нравственного и познавательного развития дошкольников"

    Литературный обзор состояния вопроса.   2. История темы педагогического опыта в педагогике.  3. История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении. 4. Основны...

    Обобщение передового педагогического опыта по теме: «Экология – как средство воспитания осознанного отношения дошкольников к окружающему миру».

           Главная цель экологического воспитания – формирование правильного отношения ребёнка к окружающей его природе, к себе как части природы.  Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересован...

    Обобщение передового педагогического опыта

    Обобщение педагогического опыта...

    Обобщение передового педагогического опыта: Статья " Формирование фундамента физического и психического здоровья детей дошкольного возраста"

    Всё начинается с детства.Самое главное , что заботит родителей, воспитателей ( а мы тоже родители)-это здоровье наших детей. Когда ребёнок , да и взрослый здоров , то у него всё получается,  у не...

    Обобщение передового педагогического опыта

    конспекты  занятии, дидактические игры, консультации для воспитателей, для родителей...

    Обобщение передового педагогического опыта работы.

    Обобщение передового педагогического опыта работы по теме:«Инновационный подход обучения дошкольников к школе.»...

    Доклад на тему «Использование игровой технологии «Игровизор» В.В. Воскобовича для обобщения и закрепления знаний элементов русского народного декоративно-прикладного искусства.»

    Художественно - эстетическое воспитание детей дошкольного возраста характеризуется как процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность дошкольника, благодаря которому у воспитуе...