Кризис трех лет
статья по теме
В процессе роста и развития ребенок в дошкольном возрасте проходит несколько кризисных периодов. Это кризис первого года жизни, кризис трех лет и кризис семи лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
krizis_treh_let.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Кризис трех лет.
В процессе роста и развития ребенок в дошкольном возрасте проходит несколько кризисных периодов. Это кризис первого года жизни, кризис трех лет и кризис семи лет.
Кризис трех лет характеризуется следующими симптомами:
- негативизм – это не просто непослушание или нежелание выполнять указания взрослого, а стремление все делать наоборот, вопреки просьбам или требованиям старших. Ребенок может не сделать что - то только потому, что его об этом попросили. Часто такое стремление наносит ущерб и собственным интересам ребенка. При яркой форме негативизма ребенок отрицает все, что говорит ему взрослый. Как только взрослый соглашается с ним, он тут же меняет свое мнение на противоположное. Ребенок как бы опробует в общении слово «нет», осваивает более богатый спектр человеческих отношений.
- упрямство – ребенок настаивает на своем не потому, что ему этого очень хочется в данный момент, а потому, что он это потребовал. Ребенок как бы проверяет, может ли он что – то потребовать и выполнят ли его требование.
Упрямство следует отличать от настойчивости. Раньше ребенок был под властью эмоций, сиюминутных желаний настойчиво этого добивался, он был как бы очарован предметом и его к нему «тянуло», а степень настойчивости выражалась в силе, с которой ребенок стремился к предмету, в концентрации внимания на этом предмете. Мотивом же упрямства является то, что ребенок связан только со своим первоначальным решением и ни за что не хочет от него отступать.
- строптивость – это центральный симптом «кризиса трех лет». От негативизма строптивость отличается тем, что она безлична. Негативизм всегда направлен против взрослого, который в данный момент побуждает ребенка к тому или иному действию, а строптивость направлена против норм поведения, установленных для ребенка. Здесь сказывается «строптивая установка» по отношению ко всему образу жизни, который сложился до трех лет, к нормам, которые предлагаются, к интересовавшим прежде игрушкам.
От обычной недостаточной податливости ребенка строптивость отличается тенденциозностью. Ребенок бунтует, его недовольное, вызывающее «Да ну!» выражает тенденцию в том смысле, что оно действительно проникнуто скрытым бунтом против того, с чем ребенок имел дело раньше.
- своеволие – ребенок все хочет делать сам, отказывается от помощи взрослых и добивается самостоятельности там, Геде ему еще не хватает умений.
Три последующих симптома имеют второстепенное значение.
- протест – бунт – все поведение ребенка приобретает черты протеста, как будто ребенок находиться в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними. Частые ссоры с родителями становятся обычным явлением.
- обесценивание ребенком личности близких. Малыш может начать обзывать мать или отца бранными словами, которые раньше никогда не употреблял. Он вдруг резко меняет отношение к своим игрушкам, замахивается на них, как будто они живые, отказывается играть с ними. В его лексиконе появляются слова и термины, обозначающие только негативное, и все это относится к вещам, которые сами по себе ни каких неприятностей не доставляют.
- деспотизм или ревность. Этот двойственный симптом проявляется в различных семьях по – разному. В семье с единственным ребенком встречается стремление встречается стремление ребенка к деспотизму. У ребенка появляется желание проявить деспотическую власть по отношению к окружающим. Так, мать не должна выходить из дому, она должна сидеть в комнате, как он этого требует. Ему должны достать все, что он требует. Ребенок старается вернуть то состояние, которое было в раннем детстве, когда фактически исполнялись все его желания.
В семье же с несколькими детьми этот симптом называется симптомом ревности: по отношению к старшим или младшим детям. В этом случае проявляется та же тенденция к господству, деспотизму, к власти, - как следствие ревнивого отношения к другим детям.
Хочется еще раз отметить, что «кризис трех лет» является сложным, но нормальным периодом в жизни любого ребенка. Ребенок овладевает новыми, более взрослыми формами поведения, и мы должны с пониманием и заботой относится к маленькому человеку, который познает самого себя.
Ребенок должен быть уверен, что, как бы он себя не вел, его всегда будут любить и никогда не бросят.
Как с этим жить:
- Можно дать ребенку «обратную инструкцию»: «Тебе абсолютно запрещается при любых обстоятельствах чистить зубы, и тебе нельзя ложиться спать до полуночи!». Если это говориться с доброй усмешкой , такой прием воспитания только укрепляет родительский авторитет и приводит к положительным результатам. Параллельно ребенок овладевает пониманием условности запретов, того, что к запретам надо подходить осознано.
- Необходимо осознать, что пришло время для более самостоятельного выбора ребенка, для предоставления ему больших возможностей, чтобы определить, кто есть маленький человек и что ему нужно.
- Можно использовать следующие фразы:
- Ты еще не настолько взрослый, чтобы переходить через дорогу самостоятельно, но ты уже достаточно взрослый, чтобы самому выбирать, что будешь есть на завтрак: овсяные хлопья или яичницу с колбасой.
- Ты еще не настолько взрослый, чтобы решать, когда тебе ложиться спать, но ты уже достаточно взрослый, чтобы выбирать, где ты будешь играть днем: во дворе или дома. И т.д.
Осваивая негативные формы поведения, ребенок в будущем сможет сказать «нет» и торговцу наркотиками и участию в драке и т.д.
При благоприятном выходе из кризиса трех лет ребенок вступает в качественно новые отношения с родителями. У него появляется гордость за свои достижения
При внимательном, мудром и заботливом отношении к ребенку он может не проявлять столь острые формы негативного поведения или быстро их преодолевает.
Вот каким станет ваш малыш, если вы будете терпимее, внимательней к нему, и поймете, что то, что происходит с вашим малышом это нормально, и этот жизненный момент необходимо просто пережить:
- стремление к достижению результата своей деятельности: дети не просто манипулируют с предметами, но настойчиво ищут способ решения задачи. Неудача, как правило, не приводит к отказу от задуманного – дети не меняют своих намерений и конечной цели.
- достигнув желаемого, дети стремятся тут же продемонстрировать свои усилия взрослому, без одобрения которого эти усилия в значительной степени теряют свою ценность (отрицательное или безразличное отношение взрослого к их результату может обидеть и даже ранить психику ребенка).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Маленький тиран" или кризис трех лет. Презентация для родителей.
Данная презентация помогает родителям понять, что происходит с их ребенком в возрасте трех лет. С какими трудностями в поведении ребенка они могут столкнуться и как с ними справиться....
"Кризис трех лет"
Консультация для родителей...
Статья для родителей " Кризис трех лет. Кризис - это важный этап в психологическом развитии ребенка
Кризис трех лет. Кризис — это важный этап в психологическом развитии ребенкаКризис - это важный этап в психологическом развитии ребенка.Возраст с 2, 5 до 3 лет в психологии называют кризисом 3 ле...
Кризис 3-х лет у детей. Как помочь ребенку преодолеть кризис трех лет?
Под кризисом 3 лет у детей понимается - резкая, кардинальная перестройка сложившихся механизмов личности и становление новых черт личности и сознания ребёнка, а также новый переход к новому ...
Консультация для родителей. Тема: «Кризис 3х лет». Основные проявления кризиса трех лет
Консультация для родителей. Тема: «Кризис 3х лет».Основные проявления кризиса трех лет...
Консультация для родителей. Тема: «Кризис 3х лет». Основные проявления кризиса трех лет
Консультация для родителей. Тема: «Кризис 3х лет».Основные проявления кризиса трех лет...
Кризис трех лет. Рекомендации родителям как взаимодействовать с ребенком в период кризиса.
Кризис трех лет. Рекомендации родителям как взаимодействовать с ребенком в период кризиса....