Воспитание базовых свойств личности дошкольников младшего возраста на основе дидактических игр
статья (младшая группа) по теме

Булычева Ирина Александровна

Этот материал для воспитателей детского сада и для родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

                         

Воспитание базовых свойств личности  дошкольников младшего возраста на основе дидактических игр

   Ранний возраст ребёнка – это чрезвычайно ответственный период в развитии человека, когда происходит закладка фундамента его личности.                                                                                                            

   Возникающие на ранних возрастных ступенях психологические новообразования имеют переходящее  «абсолютное»  значение для всестороннего развития индивида, вносят свой особый, неповторимый вклад в формирование личности.

Поэтому:                                                                                                                                                                                                            

*Помните о том, что ребёнок – уникальная личность. Мы должны ценить его индивидуальность,

поддерживать и развивать.                                                                                                                                                                        

* Дайте понять ребёнку. Что взрослые всегда готовы оказать ему личную поддержку и прийти на помощь.                                                                                                                                                                                                      

* Проявляете внимание, деликатность и терпимость и так при воспитании детей учитывайте его точку зрения и не игнорируйте его чувства и эмоции.                                                                                                                  

* Проникайтесь  чувством искреннего уважения к тому, что создаётся самим ребёнком; восхищайтесь его инициативой и мельчайшей самостоятельностью – это способствует формированию у ребёнка уверенности в себе и своих возможностях.                                                                                  

   Ведущий вид деятельности и основа становления личности ребёнка до 3-х лет- предметная игра.

   Поэтому я решила использовать дидактические игры в различных моментах непосредственно образовательной деятельности для формирования у детей личных качеств в соответствии с возрастом.                                                                                                                                                                                                      

   При руководстве дидактическими играми детей 2 -3 лет я учитывала стремление ребёнка к самостоятельности («Я сам»). Но внимание детей ещё не устойчиво, они быстро отвлекаются.

   Решение задачи а дидактической игре требует от малышей большей, чем в других играх устойчивости, внимания и мыслительной деятельности. Отсюда и трудности. Которые я преодолела, делая акцент на занимательности, использовании игровых приёмов игрушек, повышающих интерес к решению дидактических задач и воспитании личных качеств.                                                  

   Занимательность игры возрастает, если в неё включить элементы загадочности: что лежит в красивой коробке, кто-то постучал в дверь, кто-то играет на инструменте за ширмой и др.

   Знакомые детям игры становятся более интересными, если а их содержание вносится что-то новое, более сложное, требующее активной умственной работы. Поэтому игры я повторяла в разных вариантах с постепенным их усложнением.                                                                                                                      

   При объяснении правил игры я внимательно смотрела то на одного , то на другого ребёнка – чтобы каждому казалось что я обращаюсь именно к нему.                                                                                            

   Чтобы игра проходила успешно, я предварительно знакомила детей с предметами, которые будут использованы в игре, с  их свойствами, изображениями на картинках. Если в игре должно прозвучать стихотворение, я заучивала его наизусть.                                                                                                                

   При подведении итогов я отмечала только положительные стороны: игроки дружно научились делать (указывала конкретно что), убрали на место игрушки; детей настраивала на положительный лад.                                                                                                                                                                              

   Нравственное воспитание детей первой младшей группы позволяет в дидактических играх не только учить их действовать в соответствии с определёнными правилами и требованиями, но и объяснить им почему в одних случаях «так нужно», а в других – «нельзя».                                                      

   Одобрение со стороны взрослым добрых проявлений и неодобрение негативных позволяет им понять, как нужно поступать (это хорошо), а как нельзя (это плохо).                                                                                  

   Усвоение социальных ценностей, происходит в коллективной деятельности, умение играть вместе приходит не сразу. Эгоцентризм ребёнка, как особенность раннего возраста, мешает ему понять, что другой ребёнок тоже имеет право на то, на что он претендует.                                                                                        

   У ребёнка есть страсть к игре, и её надо удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но и пропитать этой игрой всю его жизнь.

Картотека дидактических игр

                                                       Хитрые Матрёшки.

Для занятия можно использовать четырёх матрёшек с одним вкладышем в каждой. Взрослый ставит матрёшек на стол, вместе с ребёнком рассматривает их. Предлагает взять матрёшку в руку и потрясти её. Обращая внимания на звук, открывая матрёшку, демонстрируя, что внутри её есть ещё одна. Обязательно следует сопровождать действия словами:  «Какая маленькая матрёшка внутри большой!»                                                                                                                                                                                                  Затем ребёнку предлагается показывать ту матрёшку. Которую называет взрослый: то большую, то маленькую. Далее взрослый показывает, как маленькая матрёшка выкладывается (прячется) внутри большой. Затем матрёшка закрывается. Взрослый говорит, что теперь они с ребёнком матрёшку собрали: маленькая и большая стали вместе одной матрёшкой. Малышу предлагается разобрать и собрать матрёшку самому. Взрослый оказывает посильную помощь и сопровождает действия ребёнка эмоциональными словами или потешками, приговорками:

                              Вот матрёшка-мама, дочка где, не знаю.

                               Прячется малютка, вот она какая!

                               Появилась дочка маленького роста

                               С ней матрёшка – мама, загляденье просто!

                                                                                           (С. Рещекова)

                           Кто в каком домике живёт?

Для этой игры будут нужны два домика: сделанные из картона или готовые. Причём на одном из домиков должно быть нарисовано любое животное.  Взрослый предлагает ребёнку рассмотреть и назвать игрушки: собачку, киску, лошадку, куклу, машинку, мяч. Затем объяснить, что в одном домике живут только зверюшки, а в другом все остальные игрушки – не зверюшки.                                                                                              После этого взрослый вместе с ребёнком раскладывает игрушки в тот или иной домик, приговаривая при этом: «Зверюшка, не зверюшка».

                                 Комната для кукол.                                                                                                                                                                                  

Вариант 1. Перед ребёнком ставятся несколько предметов игрушечной мебели: стол, стульчик, кроватка, шкаф (не более четырёх). Взрослый называет каждый предмет, просит ребёнка повторить слова, показывает, кА надо пользоваться тем или другим предметом мебели, обыгрывая свои действия при помощи кукол и других игрушек.

Вариант 2. Взрослый вместе с ребёнком находит такие же предметы мебели в своей квартире. Можно немного усложнить задание, в следующий раз сравнив эти предметы по размеру или цвету; спросить, чем похожа и чем отличается игрушечная и настоящая мебель. Можно сопровождать объяснение иллюстрациями к русской народной сказке «три медведя» (разные по величине стулья, кровати и тд).

                                         Сложи картинку.        

Для этой игры потребуется несколько красочных, ярких картинок с понятным ребёнку изображением знакомых животных или игрушек (не более четырёх), разрезанных на две или четыре части, и соответственно неразрезанные, целые образцы. Сначала взрослый показывает и предлагает рассмотреть ребёнку, называя вместе с ним, что на ней изображено. Затем взрослый собирает одну разрезанную картинку сам и просит ребёнка собрать остальные, показывая, в случае затруднения образец.

                                                   «Одень куклу Машу, одень куклу Сашу…»
Взрослый предлагает ребёнку помочь одеть кукол: мальчика и девочку. В данной игре (серии игр) можно решать сразу несколько задач, познакомив ребёнка:                                                                                                            - с сезонной одеждой;                                                                                                                                                                                                - с одеждой которая подходит мальчику или девочке (хотя на современном этапе это деление довольно-таки условно);                                                                                                                                                                           - с одеждой, которая надевается в зависимости от ситуации (праздничная, спортивная, домашняя);                                                                                                                                                                                                     - со взрослой и детской одеждой;                                                                                                                                           В процессе одевания взрослый акцентирует голосом и интонацией: «Эту рубашку наденем на Сашу, а эту юбку наденем на Машу».                                                                                                                                                      Важно, чтобы в результате повторений ребёнок понял, что кого-то одевают, а что-то надевают.

                                                         Чьи Детки?

Взрослый показывает ребёнку картинки с изображениями животных: кошки, собачки, козлёнка, коровы. Ребёнка называет животных, угадывая какие звуки они издают. Затем взрослый предлагает поиграть в игру: «чьи детки?», когда надо подобрать к картинкам «животных-взрослых» картинки изображающие их детёнышей.

                                                         Катание зверюшек.

Взрослый заранее готовит игрушки – различные виды транспорта (поезд, легковую машинку, велосипед, лодку) и такое же количество игрушечных зверюшек (котика, собачку, мишку, зайчика). Затем взрослый предлагает ребёнку покатать зверюшек и вместе с ним рассаживает их в разные транспортные средства.

                                  Нет, напрасно мы решили                                                                                                                                                          

                    Прокатить кота в машине,

                    Кот кататься не привык,

                    Опрокинул грузовик.   (А. Барто).                                                                                                                                              В процессе игры важно, чтобы ребёнок повторял во время действий фразы: «Мишкаедет на поезде, зайчик катается на лодке, котик едет на машине» и тд.

                Список используемой литературы

  1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников. 2-еизд., испр. – М., Издательский центр «Академия», 1998г.      
  2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду –М., Просвещение, 1991г.
  3. Павлова Л.// В д/саду. Журнал д/в №5 2003г. Сборник.
  4. Михеева Е. И. Развитие речи детей (под ред. Ф. А. Сохина).  Развитие речи детей – М.. Просвещение, 1981г.                                                    

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста на основе приобщения их к культуре разных народов»

«Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста на основе приобщения их к культуре разных народов» Воспитание толерантности – длительный и сложный процесс, начинающийся в дошкольные годы и...

Развитие математических представлений у детей дошкольного возраста на основе дидактического панно "Погода" НОД - "Соотношение двух групп предметов по количеству".

Обучение по данному дидактическому панно носит наглядно-действенный характер и преподносится детям в игровой форме, что способствует лучшему усваиванию учебного материала. Данное панно создано для обо...

«Сенсорное развитие детей младшего возраста как основа умственного воспитания»

Сенсорное развитие человека – одно из условий успешного овладения любой деятельностью. Развитие науки и техники, стирание граней между физическим и умственным трудом требуют гармоничного сенсомо...

РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА ПО ПРОГРАММЕ БАКАЛАВРИАТА Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить особенности экологического воспитания детей старшего дошкольног...

Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста на основе дидактической системы Фридриха Фрёбеля

Учебно-методическое пособие "Дары Фребеля" как средство формрирования умственных и творческих способностей дошкольников....