Проектная деятельность "Сенсорное развитие детей младшего возраста, как основа умственного воспитания"
проект (младшая группа) на тему

Сенсорное развитие детей, как основа умственного воспитания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proktnaya_deyatelnost_v_mladshey_gruppe.docx32.46 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность воспитателя Щелоковой О. А.

 «Сенсорное развитие детей младшего возраста как основа умственного воспитания»

                                                                  Москва 2013

Введение

Начальные этапы познания действительности обеспечиваются процессами ощущения и восприятия в психологии. Чувственное восприятие окружающего мира составляет основу представлений. Характер этих представлений, их точность, отчетливость, полнота зависят от степени развития тех сенсорных процессов, которые обеспечивают отражение действительности, то есть от разновидности ощущений и восприятий. В дошкольном детстве особое значение имеет познание чувствительностиСенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельности.

Сенсорное развитие человека – одно из условий успешного овладения любой деятельностью. Развитие науки и техники, стирание граней между физическим и умственным трудом требуют гармоничного сенсомоторного и мыслительного развития человека, а не их противопоставление.

Содержание сенсорного развития представляет собой круг свойств, качеств, отношений предметов и явлений, которые должны быть освоены ребенком дошкольного возраста. Для каждого вида деятельности необходима способность целостного восприятия и представления (предметов, звуков речи, действие). В предметах важно выделять форму, величину, цвет, материал, части , то есть способы обследования.

Сенсорное развитие – одна из значимых задач целостного педагогического процесса. Сенсорное развитие лежит в основе умственного, физического, эстетического развития ребенка.

Цель работы: Определить особенности развития сенсорной сферы у детей младшего дошкольного возраста.

Объект работы: Сенсорная сфера детей в младшем дошкольном возрасте.

Предмет работы: Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста.

Гипотеза работы: Я предполагаю, что детей младшего дошкольного возраста возможно обучить умению правильно выделять в предметах главные признаки (цвет, форму, величину) при помощи педагога с опорой на наглядный материал, что способствует у детей четкого представления о предмете в целом.

Задачи работы:

1.Провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста;

2. Определить особенности развития сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста;

3. Определить эффективность проведенной работы.

Методы работы: теоретический анализ психологической, педагогической и методической литературы; исследование возможности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста; наблюдения за игровой деятельностью детей, методы тестирования. Ведущим комплексным методом проверки достоверности данных явилась опытно-экспериментальная работа с детьми младшего дошкольного возраста.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработана система игр, стимулирующих сенсорное развитие детей, может быть использована в работе с детьми в условиях как общественном, так и семейного воспитания.

Апробация и внедрение результатов исследования в практику осуществлялось путем:

  • Разработки перспективного плана;
  • Подбор картотеки игр по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста;
  • Консультации для родителей;
  • Консультации для воспитателей.
  1. Особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста

На каждом возрастном этапе ребенок оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. Каждая возрастная ступень в этой связи становиться благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Большее значение в жизни ребёнка имеет чувственный опыт.

Большинство ученых считают, что именно младший дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Поэтому, сенсорное воспитание - это одна из основных сторон дошкольного воспитания.

Сенсорное воспитание – это целенаправленное педагогическое воздействие, обеспечивающее формирование чувственного опыта и совершенствование ощущений и восприятия. Сенсорное воспитание – последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества.

Ребенок делает в младшем дошкольном возрасте качественный скачок в своем психическом развитии. К началу этого периода у ребёнка сформировались такие познавательные процессы, как ощущения, непроизвольное внимание, активная речь, предметное восприятие. Ребёнок в процессе действия с предметами накопил опыт словарный запас, он понимает обращенную к нему речь. Младший дошкольник благодаря этим достижениям начинает активно осваивать окружающий его мир, и в процессе этого освоения формируется восприятие.

Восприятие младшего дошкольника носит предметный характер, то есть все свойства предмета, например цвет, форма, вкус, величина – не отделяются у ребенка от предмета. Ребёнок видит их слитно с предметом, он считает их нераздельно принадлежащими предмету. Ребёнок видит при восприятии не все свойства предмета, а только наиболее яркие, а иногда и одно свойство, и по нему отличает предмет от других предметов. Например: лимон кислый и желтый, трава зеленая. Ребенок, действуя с предметами, начинает обнаруживать их отдельные свойства, разнообразие свойств в предмете. У ребёнка развивается способность отделять свойства от самого предмета, замечать похожие свойства в разных предметах и разные в одном предмете.

Сенсорное развитие в младшем дошкольном периоде – это совершенствование ощущений, восприятий, наглядных представлений. В этом возрасте у детей значительно возрастает точность оценок веса предметов, снижаются пороги ощущений, повышаются острота зрения и точность цветоразличения, развивается фонематический и звуковысотный слух. При выполнении предметной деятельности возникает восприятие признаков объекта

У младшего дошкольника обследование предметов подчиняется преимущественно игровым целям. На протяжении дошкольного возраста игровое манипулирование сменяется собственно обследовательскими действиями с предметами, с предметом и превращается в целенаправленное его опробование для уяснения назначения его частей, их подвижности и связи друг с другом.

Л. А. Венгер считает, что в дошкольном возрасте практическое действие с материальным объектом «расщепляется». В нем выделяются ориентировочная и исполнительская части. Ориентировочная часть, предполагающая, в частности, обследование, еще совершается во внешней развернутой форме, но выполняет новую функцию – выделение свойств предметов и предвосхищение последующих исполнительских действий. Постепенно ориентировочное действие становится самостоятельным и выполняется в умственном плане. Меняется характер ориентировочно-исследовательской деятельности у младшего дошкольника. Дети переходят к ознакомлению с предметами на основе зрения и осязания, от внешних практических манипуляций с предметами. Возрастает согласованность осязательно-двигательных и зрительных ориентировок и преодолевается разобщенность между зрительным и осязательным обследованием свойств. Важнейшей особенностью восприятия детей выступает тот факт, что, соединяя в себе опыт других видов ориентировочной деятельности, зрительное восприятие становится одним из ведущих. Оно позволяет уловить их взаимосвязи, охватить все детали и качества. Формируется акт рассматривания.

Урунтаева Г.А, выделяя период младшего дошкольного возраста в сенсомоторном развитии, считала, что это особая познавательная деятельность, имеющая свои цели, задачи, средства и способы осуществления. Полнота и точность образов, совершенство восприятия зависит от того, насколько полной системой способов, необходимых для обследования, владеет дошкольник. В младшем возрасте основное внимание уделяется не изолированным упражнениям органов чувств, а формированию различных сенсорных способностей в процессе различных видов осмысленной деятельности. Поэтому главными линиями развития восприятия младшего дошкольника выступает освоение новых по содержанию, структуре и характеру обследовательских действий, освоение сенсорных эталонов и способы их использования.

Младший дошкольник в результате сенсорного развития овладевает  действиями, основная функция которых заключается в обследовании объектов и вычленении в них наиболее характерных свойств, а также в усвоении сенсорных эталонов, общепринятых образцов чувственных свойств и отношений предметов. Для дошкольника наиболее доступными сенсорными эталонами являются геометрические формы (квадрат, треугольник, круг) и цвета спектра.

Венгер Л.А. для сенсорного воспитания у дошкольников предлагает следующую последовательность введения сенсорных эталонов цвета. Первым этапом ознакомления с цветом детей является формирование у них представлений о цветах. Вслед за этим – подготовительным – этапом начинается ознакомление детей с цветовыми эталонами – образцами хроматических и ахроматических цветов. Применяются все семь цветов спектра, белый и черный.

В младшем дошкольном возрасте дети учатся узнавать все цвета, запоминают их названия. Полученные представления о цветах они применяют при выполнении заданий, требующих определения цвета различных предметов и элементарного обобщения предметов по признаку цвета (группировки одного и того же цвета). Дети впервые знакомятся также и с сочетаниями цветов – с тем, что цвета могут «подходить» или «не подходить» друг к другу.

Включение ребенка в доступные ему виды деятельности способствуют ускорению развития восприятия, но если эта активность не организована целесообразно и не направлена специально на развитие восприятия, то процесс будет формироваться стихийно и к концу дошкольного периода может быть не организован в систему, иметь пробелы в представлениях ребенка о ряде свойства предметов. Незавершенность в развитии процесса восприятия задержит развитие других познавательных процессов.

Таким образом, в младшем дошкольном возрасте у детей должны сформироваться сенсорные этапы – устойчивые, закрепленные в речи представления о цвете, геометрических фигурах, отношениях по величине между несколькими предметами.

2. Возможности развития сенсорной сферы

детей младшего дошкольного возраста

Основа умственного воспитания – сенсорное развитие, то есть формирование ощущений, обогащение ребёнка разнообразными впечатлениями, расширение ориентировки в окружающем. В младшем возрасте мы закрепляем умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов; группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету. В основном в младшем возрасте это происходит через игровую деятельность. Игровая деятельность является самой приемлемой и эффективной в дошкольном возрасте, так как, по мнению большинства психологов, является ведущей деятельностью в этом возрасте. Как доказали исследования Л.А.Венгера, А.Л.Венгера, Н.Б.Венгера, Э.Г.Пилюгина, З.Богуславская, О.Дьяченко, сенсорные способности детей развивают дидактические игры. Процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребёнком окружающей среды. Ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной и другими свойствами предмета побудило учёных и практиков создать систему дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию, направленных на совершенствование восприятия ребёнком характерных признаков предметов. Особую роль дидактической игры А. И. Сорокина подчёркивает в вопросе активизации умственной деятельности детей, систематизации знаний, полученных на занятии, применении знаний детьми в новых условиях, а также для преодоления различных затруднений в умственной деятельности у отдельных детей.

Дидактическая игра может применяться:

1.Как игровая деятельность детей под руководством воспитателя.

2.Как игровой приём обучения.

3.Как самостоятельная игра детей.

С помощью дидактических игр воспитатель приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.

Наиболее интересным и доступным средством сенсорного развития младших дошкольников является дидактическая игра. Многократно участвуя в игре, ребёнок прочно усваивает знания, которыми он оперирует. Решая умственную задачу в игре, малыш упражняется в произвольном запоминании и воспроизведении, в классификации предметов или явлений по общим признакам, в выделении свойств и качества предметов, в определении их по отдельным признакам.

Многие дидактические игры ставят перед детьми задачу рационально использовать имеющиеся знания в мыслительных операциях: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира; сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определённым признакам, делать правильные выводы, обобщения. Активность детского мышления является главной предпосылкой сознательного отношения к приобретению твёрдых, глубоких знаний.

Игры, развивающие сенсорное восприятие, очень нужны ребёнку. Они приносят в его жизнь радость, интерес, уверенность в себе и своих возможностях. В младшем возрасте наглядно – действенный метод является ведущим. Продолжает развиваться наглядно – действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учётом желаемого результата. Младшие дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.

Психологи выделяют младший дошкольный возраст как период, когда в деятельности ребенка главенствующую роль играет предметная деятельность. Среди всех психических процессов в младшем возрасте главная роль принадлежит восприятию: поведение и сознание целиком определяются тем, что ребенок видит здесь и сейчас. Восприятие ребенка непосредственно связано с мышлением – ребёнок мыслит, устанавливает связи между предметами и явлениями. В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно появляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.

Сенсорное развитие очень активно осуществляется именно в младшем дошкольном возрасте (это сенситивный период для сенсорного развития). Ребёнка дошкольного возраста учат различать и называть цвета, формируют представления об их оттенках, о том, что при смешении красок получаются новые цвета или оттенки.

Ознакомительные игры, в основе которых лежит познание свойства предметов, характерные именно для младшего дошкольного возраста. В работе с детьми младшего дошкольного возраста широко используется малые формы фольклора (пословицы, заклички, загадки), как средство сенсорного развития.

3.Этапы опыта работы с детьми младшего дошкольного возраста по сенсорному развитию

- закрепить умение выделять цвет предмета;

- закрепить умение выделять форму предметов;

- закрепить умение выделять величину предметов;

- изучение восприятия цвета;

- раскладывание однородных предметов разной величины на две групп.

Работа по методикам проводились индивидуально с детьми в свободное от образовательной деятельности время, в несколько этапов:

1 этап – мониторинг на начало проекта экспериментальной работы предполагал изучение особенностей использования в работе с дошкольниками сенсорного развития, как основу умственного воспитания; разработку серии усложняющихся дидактических игр и определение вопросов методики их организации.

На основе подобранных диагностических методик определялся исходный уровень сенсорного развития.

2 этап – мониторинг на конец проекта включал подведение итогов опытно-экспериментальной работы посредством определения уровня сенсорного у детей экспериментальной и контрольных групп и сравнения полученных результатов.

Методика № 1

«Закрепить умение выделять цвет предмета»

Я использовала «волшебный мешочек» с комплектом предметов: красного, синего, желтого, зеленого, белого и черного цвета(помидор, слива, лимон, огурец, снеговик, жук). Предметы яркие, их окраска примерно одинаковой насыщенности.

Проведение исследования.

Я показывала ребенку «волшебный мешочек» и предлагала развязать его и посмотреть что там. Затем малыш развязывал мешочек, доставал предметы и раскладывал их на столе так, чтобы они были хорошо видны и не закрывали друг друга. Доставая игрушки ребенок называл их, отмечая при этом какие они красивые. Слева: красный помидор, далее желтый лимон, зеленый огурец, синяя слива, черный жук и белый снеговик. Занятие считается благополучным, если ребенок охотно выполняет (называет цвета) задание, положительно относится к указанию взрослого, проявляет интерес к игрушкам разного цвета.

Высокий уровень: ребенок правильно называет основные цвета, охотно выполняет задание, положительно относится к инструкции взрослого.

Средний уровень: ребенок правильно называет цвета, но не достаточно четко соотносит предметы с цветом. Допустимы 1-2 ошибки

Низкий уровень: ребенок допускает более 3-х ошибок, плохо соотносит предметы с цветом, и не всегда следует инструкции взрослого.

Методика № 2

«Закрепить умение выделять форму предметов »

Я использовала следующий материал: ведерко с крышкой и мелкие, удобные для захватывания предметы разной формы и цвета (пирамидка, кубик, брусок – кирпичик, грибочек, цилиндр, яичко, мячик).

Высота ведерка 10-12 см, размер предметов для выкладывания 3-5 см.

Проведение исследования.

Эксперимент проводился с детьми младшего возраста количестве 11 человек. Я показывала ребенку ведерко, закрытое крышкой, и поясняла, что в нем что-то есть. Снимая крышку демонстрировала предметы, находящиеся в ведерке. Они лежали в такой последовательности, чтобы ребенок мог достать вначале более устойчивые предметы: кубик, брусок – кирпичик, грибочек, пирамидку; затем катающиеся – яичко, цилиндр, мячик. Затем я предлагала ребёнку опустить руку в ведерочко и достать какую-нибудь игрушку. Затем предлагала положить на стол, обращая внимание на то, что он устойчиво стоит. Таким образом, дети узнавали от меня, что круглые и овальные предметы катаются хорошо, а не круглые можно ставить. Когда все игрушки были рассмотрены, то ребенку предлагала сложить их самостоятельно обратно в ведерко. Я учила ребенка выполнять действия с предметами, обращая внимание на сенсорную характеристику.

Высокий уровень: ребенок правильно называет форму и правильно выполняет инструкцию взрослого.

Средний уровень: ребенок правильно называет форму предметов, но не всегда действует по инструкции взрослого. Ошибки 1-2.

Низкий уровень: в определении формы предметов ребенок допускает более трех ошибок и не всегда следует инструкции взрослого.

Методика № 3

«Закрепить умение выделять величину предметов»

Я использовала большое и маленькое ведерочко с комплектом разных кубиков (4 больших и 5 маленьких). Высота большого ведерочка 16 см, маленького – 10 см.

Проведение исследования.

Ребенку показывала большое ведерочко, закрытое крышкой, поясняла, что в нем есть игрушки и предлагала ребенку открыть крышку и достать их. Когда все кубики были рассмотрены, то малышу давала задание сложить их в ведерочко и закрыть крышкой, при этом помогала ребенку выполнить задание. Затем задание усложняла. Перед ребенком ставила большое и маленькое ведерочко. Ребенок раскрывал и вынимал предметы по одному, рассматривал их. Затем я раскладывала рядом с маленькими большие кубики и объясняла, что игрушек много: больших и маленьких. Ребенок сортировал предметы по величине: большие - в большие, маленькие - в маленькие.

Требования: ребенок должен раскладывать игрушки, не нагромождая их друг на друга. Ребенок складывал маленькие кубики в маленькое ведерочко, большие в большое, обращая внимание на их величину. Дети действовали с небольшими предметами, так как их удобно захватывать. Необходимо, чтобы ребенок учился при захватывании игрушек раскрывать свою ладонь соответственно их величине.

Высокий уровень: ребенок правильно определяет величину предметов, соотносит маленькие кубики с маленьким ведерком, а большие кубики с большим ведерком. Верно называет величину: маленький, большой кубик; маленькое, большое ведерочко. Старается следовать инструкции взрослого (раскладывает кубики не нагромождая их друг на друга).

Средний уровень: ребенок правильно определяет величину предметов: маленький, большой кубик; маленькое, большое ведерочко. Но не достаточно четко соотносит и дифференцирует размер кубиков и размер ведерок, допустимы 1-2 ошибки. Не всегда выполняет инструкцию аккуратно раскладывать игрушки – кубики.

Низкий уровень: в определении величины предметов ребенок допускает более трех ошибок, плохо дифференцирует и соотносит величину кубиков и величину ведерок. Не выполняет инструкцию аккуратно раскладывать игрушки-кубики.

По этой методике ребенок должен был сортировать игрушки: большие и маленькие, складывать их в соответствующие ведерки; называть их величину, раскладывать игрушки, не нагромождая, их друг на друга. По результатам данной методики сделала вывод, что дети достаточно хорошо знают величину предметов, однако сомневались при сравнении предметов, а иногда предметы хаотично нагромождали друг на друга, и только потом пытались их дифференцировать.

4.Содержание комплекса игр, направленных на

сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста

В моей работе я проводила игровую деятельность с детьми 3 - 4 года, соответственно разрабатывалась система игр и занятий.

В констатирующем эксперименте мною была условно выделена группа детей для формирующего эксперимента. Учитывая своеобразие работы с детьми (использование в качестве основного метода использовалась дидактическая игра), я работала со всеми заинтересовавшимися детьми, основное внимание уделяла интересующих меня детей. Так как основной задачей моей опытно-экспериментальной работы является сенсорное развитие, то является целесообразным рассмотреть возможности младших дошкольников в овладении сенсорного развития.

В соответствии с особенностями сенсорного развития я разработала серию последовательного включения игр. Некоторые дети выполняют задания быстро, без ошибок. Некоторым детям требуется постоянная помощь в виде поэлементного диктанта. Работа начинается с группой детей 3 года жизни с сентября и до мая ведется систематически. Существенным фактором в планировании и методике проведения занятий по сенсорному воспитанию является взаимосвязь обучения на занятиях с закреплением знаний, умений в повседневной жизни.

Так, используя закрепление знаний, умений на прогулке, во время самостоятельной деятельности и т.д. в играх происходит ознакомление детей с качествами предметов. При умывании дети узнают темп, свойства воды, размещая вкладыши, одевая маленьких и больших кукол дети знакомятся с величиной. Форму предметов дети учитывают в играх со строительным материалом.

5. Заключение.

Как известно, профессиональная деятельность воспитателя ДОУ - это процесс непрерывного ежедневного общения его с детьми.

Ведущими отечественными психологами доказано, что сенсорное развитие – это длительный путь для овладения ребенком сенсорными действиями (Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубенштейн и другие).

Целью моего исследования являлось определение особенности развития сенсорной сферы у детей младшего дошкольного возраста:

1.развитие предметной деятельности.

2.развитие психических процессов.

3.формирование предпосылок сенсорных эталонов.

Я считаю необходимым вначале учить детей называнию основных цветов, величину предметов, форму для точного понимания. Для этого я использовала наглядный материал, который особенно необходим для детей младшего дошкольного возраста, а затем после того как дети поймут, научатся запоминать, тогда необходимо их учить сортировать предметы по величине и т.д. Для этого я с детьми проводила опыты на изучение цвета, формы, величины предметов с использованием дидактического материала.

Научное исследование заключается в том, что были разработаны методики и изучена сенсорная сфера у детей младшего дошкольного возраста. Кроме того мной проведены эксперименты, которые позволили подтвердить гипотезу моего исследования, высказанную в начале исследования. Я пришла к выводу, что сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста, а также его всестороннее развитие очень влияет на взаимодействие педагога с детьми (особенно этого возраста): необходима похвала, поощрение, любовь к детям.

4. Список литературы

1. Венгер Л.А., ПилюгинаЭ.Г., под ред. Венгера Л.А, - М.: Просвещение, 1989г. «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателя детского сада» Венгер Л.А., ПилюгинаЭ.Г.,

2. Войлокова, Е.Ф., Андрухович, Ю.В., Ковалева, Л.Ю. Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью: учебно-методическое пособие. - СПб: КАРО. - 2005. Волкова, Г.А.

3. Запорожца. А.В., Усовой А.П. - М: АПН РСФСР. -1963. Сенсорное воспитание дошкольников: методическое пособие

4. Пилюгина Э. Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста, пособие для воспитателя детского сада - М: просвещение, 1983 г.

5. Поддьякова Н. Н., под ред -М.: Просвещение 1981г.Сенсорное воспитание в детском саду

6. Поддьякова Н.Н., Аванесовой В.Н. / под ред. - М: Просвещение. - 1981. Сенсорное воспитание в детском саду: практическое пособие для воспитателей.





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему "Основы обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста в процессе физчнеского воспитания"

Статья адресована практически работникам дошкольных образовательных организаций.План Двигательные умения и навыки.Принципы обучения.Методы и приёмы обучения физическим упражнениям.Соотношение мет...

Опыт работы. Сенсорное развитие ребенка младшего возраста, как основа его познавательного развития.

Сенсорное развитие ребенка  - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине. С восприятия предметов и явлений окружающего мира ...

«Сенсорное развитие детей младшего возраста как основа умственного воспитания»

Сенсорное развитие человека – одно из условий успешного овладения любой деятельностью. Развитие науки и техники, стирание граней между физическим и умственным трудом требуют гармоничного сенсомо...

Организация проектно- исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в процессе экологического воспитания

Мир, окружающий ребенка - это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума....

Программа саморазвития воспитателя Тема: «Особенности обучения и воспитания детей младшего возраста. Использование дидактических игр и упражнений в сенсорном развитии детей младшего возраста»

Развитие посредством самообразования собственных профессиональных компетенций, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, внедрение их...

Проектная деятельность ДОУ "Сенсорное развитие детей младшего возраста"

Проектная деятельность ДОУ "Сенсорное развитие детей младшего возраста" Ребята группы в настольной игре "Радуга цвета" собирали детали в цветовом соотношении...