Проектная деятельность "Сенсорное развитие детей младшего возраста, как основа умственного воспитания"
проект (младшая группа) на тему

Сенсорное развитие детей, как основа умственного воспитания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proktnaya_deyatelnost_v_mladshey_gruppe.docx32.46 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность воспитателя Щелоковой О. А.

 «Сенсорное развитие детей младшего возраста как основа умственного воспитания»

                                                                  Москва 2013

Введение

Начальные этапы познания действительности обеспечиваются процессами ощущения и восприятия в психологии. Чувственное восприятие окружающего мира составляет основу представлений. Характер этих представлений, их точность, отчетливость, полнота зависят от степени развития тех сенсорных процессов, которые обеспечивают отражение действительности, то есть от разновидности ощущений и восприятий. В дошкольном детстве особое значение имеет познание чувствительностиСенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельности.

Сенсорное развитие человека – одно из условий успешного овладения любой деятельностью. Развитие науки и техники, стирание граней между физическим и умственным трудом требуют гармоничного сенсомоторного и мыслительного развития человека, а не их противопоставление.

Содержание сенсорного развития представляет собой круг свойств, качеств, отношений предметов и явлений, которые должны быть освоены ребенком дошкольного возраста. Для каждого вида деятельности необходима способность целостного восприятия и представления (предметов, звуков речи, действие). В предметах важно выделять форму, величину, цвет, материал, части , то есть способы обследования.

Сенсорное развитие – одна из значимых задач целостного педагогического процесса. Сенсорное развитие лежит в основе умственного, физического, эстетического развития ребенка.

Цель работы: Определить особенности развития сенсорной сферы у детей младшего дошкольного возраста.

Объект работы: Сенсорная сфера детей в младшем дошкольном возрасте.

Предмет работы: Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста.

Гипотеза работы: Я предполагаю, что детей младшего дошкольного возраста возможно обучить умению правильно выделять в предметах главные признаки (цвет, форму, величину) при помощи педагога с опорой на наглядный материал, что способствует у детей четкого представления о предмете в целом.

Задачи работы:

1.Провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста;

2. Определить особенности развития сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста;

3. Определить эффективность проведенной работы.

Методы работы: теоретический анализ психологической, педагогической и методической литературы; исследование возможности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста; наблюдения за игровой деятельностью детей, методы тестирования. Ведущим комплексным методом проверки достоверности данных явилась опытно-экспериментальная работа с детьми младшего дошкольного возраста.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработана система игр, стимулирующих сенсорное развитие детей, может быть использована в работе с детьми в условиях как общественном, так и семейного воспитания.

Апробация и внедрение результатов исследования в практику осуществлялось путем:

  • Разработки перспективного плана;
  • Подбор картотеки игр по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста;
  • Консультации для родителей;
  • Консультации для воспитателей.
  1. Особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста

На каждом возрастном этапе ребенок оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. Каждая возрастная ступень в этой связи становиться благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Большее значение в жизни ребёнка имеет чувственный опыт.

Большинство ученых считают, что именно младший дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Поэтому, сенсорное воспитание - это одна из основных сторон дошкольного воспитания.

Сенсорное воспитание – это целенаправленное педагогическое воздействие, обеспечивающее формирование чувственного опыта и совершенствование ощущений и восприятия. Сенсорное воспитание – последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества.

Ребенок делает в младшем дошкольном возрасте качественный скачок в своем психическом развитии. К началу этого периода у ребёнка сформировались такие познавательные процессы, как ощущения, непроизвольное внимание, активная речь, предметное восприятие. Ребёнок в процессе действия с предметами накопил опыт словарный запас, он понимает обращенную к нему речь. Младший дошкольник благодаря этим достижениям начинает активно осваивать окружающий его мир, и в процессе этого освоения формируется восприятие.

Восприятие младшего дошкольника носит предметный характер, то есть все свойства предмета, например цвет, форма, вкус, величина – не отделяются у ребенка от предмета. Ребёнок видит их слитно с предметом, он считает их нераздельно принадлежащими предмету. Ребёнок видит при восприятии не все свойства предмета, а только наиболее яркие, а иногда и одно свойство, и по нему отличает предмет от других предметов. Например: лимон кислый и желтый, трава зеленая. Ребенок, действуя с предметами, начинает обнаруживать их отдельные свойства, разнообразие свойств в предмете. У ребёнка развивается способность отделять свойства от самого предмета, замечать похожие свойства в разных предметах и разные в одном предмете.

Сенсорное развитие в младшем дошкольном периоде – это совершенствование ощущений, восприятий, наглядных представлений. В этом возрасте у детей значительно возрастает точность оценок веса предметов, снижаются пороги ощущений, повышаются острота зрения и точность цветоразличения, развивается фонематический и звуковысотный слух. При выполнении предметной деятельности возникает восприятие признаков объекта

У младшего дошкольника обследование предметов подчиняется преимущественно игровым целям. На протяжении дошкольного возраста игровое манипулирование сменяется собственно обследовательскими действиями с предметами, с предметом и превращается в целенаправленное его опробование для уяснения назначения его частей, их подвижности и связи друг с другом.

Л. А. Венгер считает, что в дошкольном возрасте практическое действие с материальным объектом «расщепляется». В нем выделяются ориентировочная и исполнительская части. Ориентировочная часть, предполагающая, в частности, обследование, еще совершается во внешней развернутой форме, но выполняет новую функцию – выделение свойств предметов и предвосхищение последующих исполнительских действий. Постепенно ориентировочное действие становится самостоятельным и выполняется в умственном плане. Меняется характер ориентировочно-исследовательской деятельности у младшего дошкольника. Дети переходят к ознакомлению с предметами на основе зрения и осязания, от внешних практических манипуляций с предметами. Возрастает согласованность осязательно-двигательных и зрительных ориентировок и преодолевается разобщенность между зрительным и осязательным обследованием свойств. Важнейшей особенностью восприятия детей выступает тот факт, что, соединяя в себе опыт других видов ориентировочной деятельности, зрительное восприятие становится одним из ведущих. Оно позволяет уловить их взаимосвязи, охватить все детали и качества. Формируется акт рассматривания.

Урунтаева Г.А, выделяя период младшего дошкольного возраста в сенсомоторном развитии, считала, что это особая познавательная деятельность, имеющая свои цели, задачи, средства и способы осуществления. Полнота и точность образов, совершенство восприятия зависит от того, насколько полной системой способов, необходимых для обследования, владеет дошкольник. В младшем возрасте основное внимание уделяется не изолированным упражнениям органов чувств, а формированию различных сенсорных способностей в процессе различных видов осмысленной деятельности. Поэтому главными линиями развития восприятия младшего дошкольника выступает освоение новых по содержанию, структуре и характеру обследовательских действий, освоение сенсорных эталонов и способы их использования.

Младший дошкольник в результате сенсорного развития овладевает  действиями, основная функция которых заключается в обследовании объектов и вычленении в них наиболее характерных свойств, а также в усвоении сенсорных эталонов, общепринятых образцов чувственных свойств и отношений предметов. Для дошкольника наиболее доступными сенсорными эталонами являются геометрические формы (квадрат, треугольник, круг) и цвета спектра.

Венгер Л.А. для сенсорного воспитания у дошкольников предлагает следующую последовательность введения сенсорных эталонов цвета. Первым этапом ознакомления с цветом детей является формирование у них представлений о цветах. Вслед за этим – подготовительным – этапом начинается ознакомление детей с цветовыми эталонами – образцами хроматических и ахроматических цветов. Применяются все семь цветов спектра, белый и черный.

В младшем дошкольном возрасте дети учатся узнавать все цвета, запоминают их названия. Полученные представления о цветах они применяют при выполнении заданий, требующих определения цвета различных предметов и элементарного обобщения предметов по признаку цвета (группировки одного и того же цвета). Дети впервые знакомятся также и с сочетаниями цветов – с тем, что цвета могут «подходить» или «не подходить» друг к другу.

Включение ребенка в доступные ему виды деятельности способствуют ускорению развития восприятия, но если эта активность не организована целесообразно и не направлена специально на развитие восприятия, то процесс будет формироваться стихийно и к концу дошкольного периода может быть не организован в систему, иметь пробелы в представлениях ребенка о ряде свойства предметов. Незавершенность в развитии процесса восприятия задержит развитие других познавательных процессов.

Таким образом, в младшем дошкольном возрасте у детей должны сформироваться сенсорные этапы – устойчивые, закрепленные в речи представления о цвете, геометрических фигурах, отношениях по величине между несколькими предметами.

2. Возможности развития сенсорной сферы

детей младшего дошкольного возраста

Основа умственного воспитания – сенсорное развитие, то есть формирование ощущений, обогащение ребёнка разнообразными впечатлениями, расширение ориентировки в окружающем. В младшем возрасте мы закрепляем умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов; группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету. В основном в младшем возрасте это происходит через игровую деятельность. Игровая деятельность является самой приемлемой и эффективной в дошкольном возрасте, так как, по мнению большинства психологов, является ведущей деятельностью в этом возрасте. Как доказали исследования Л.А.Венгера, А.Л.Венгера, Н.Б.Венгера, Э.Г.Пилюгина, З.Богуславская, О.Дьяченко, сенсорные способности детей развивают дидактические игры. Процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребёнком окружающей среды. Ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной и другими свойствами предмета побудило учёных и практиков создать систему дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию, направленных на совершенствование восприятия ребёнком характерных признаков предметов. Особую роль дидактической игры А. И. Сорокина подчёркивает в вопросе активизации умственной деятельности детей, систематизации знаний, полученных на занятии, применении знаний детьми в новых условиях, а также для преодоления различных затруднений в умственной деятельности у отдельных детей.

Дидактическая игра может применяться:

1.Как игровая деятельность детей под руководством воспитателя.

2.Как игровой приём обучения.

3.Как самостоятельная игра детей.

С помощью дидактических игр воспитатель приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.

Наиболее интересным и доступным средством сенсорного развития младших дошкольников является дидактическая игра. Многократно участвуя в игре, ребёнок прочно усваивает знания, которыми он оперирует. Решая умственную задачу в игре, малыш упражняется в произвольном запоминании и воспроизведении, в классификации предметов или явлений по общим признакам, в выделении свойств и качества предметов, в определении их по отдельным признакам.

Многие дидактические игры ставят перед детьми задачу рационально использовать имеющиеся знания в мыслительных операциях: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира; сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определённым признакам, делать правильные выводы, обобщения. Активность детского мышления является главной предпосылкой сознательного отношения к приобретению твёрдых, глубоких знаний.

Игры, развивающие сенсорное восприятие, очень нужны ребёнку. Они приносят в его жизнь радость, интерес, уверенность в себе и своих возможностях. В младшем возрасте наглядно – действенный метод является ведущим. Продолжает развиваться наглядно – действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учётом желаемого результата. Младшие дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.

Психологи выделяют младший дошкольный возраст как период, когда в деятельности ребенка главенствующую роль играет предметная деятельность. Среди всех психических процессов в младшем возрасте главная роль принадлежит восприятию: поведение и сознание целиком определяются тем, что ребенок видит здесь и сейчас. Восприятие ребенка непосредственно связано с мышлением – ребёнок мыслит, устанавливает связи между предметами и явлениями. В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно появляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.

Сенсорное развитие очень активно осуществляется именно в младшем дошкольном возрасте (это сенситивный период для сенсорного развития). Ребёнка дошкольного возраста учат различать и называть цвета, формируют представления об их оттенках, о том, что при смешении красок получаются новые цвета или оттенки.

Ознакомительные игры, в основе которых лежит познание свойства предметов, характерные именно для младшего дошкольного возраста. В работе с детьми младшего дошкольного возраста широко используется малые формы фольклора (пословицы, заклички, загадки), как средство сенсорного развития.

3.Этапы опыта работы с детьми младшего дошкольного возраста по сенсорному развитию

- закрепить умение выделять цвет предмета;

- закрепить умение выделять форму предметов;

- закрепить умение выделять величину предметов;

- изучение восприятия цвета;

- раскладывание однородных предметов разной величины на две групп.

Работа по методикам проводились индивидуально с детьми в свободное от образовательной деятельности время, в несколько этапов:

1 этап – мониторинг на начало проекта экспериментальной работы предполагал изучение особенностей использования в работе с дошкольниками сенсорного развития, как основу умственного воспитания; разработку серии усложняющихся дидактических игр и определение вопросов методики их организации.

На основе подобранных диагностических методик определялся исходный уровень сенсорного развития.

2 этап – мониторинг на конец проекта включал подведение итогов опытно-экспериментальной работы посредством определения уровня сенсорного у детей экспериментальной и контрольных групп и сравнения полученных результатов.

Методика № 1

«Закрепить умение выделять цвет предмета»

Я использовала «волшебный мешочек» с комплектом предметов: красного, синего, желтого, зеленого, белого и черного цвета(помидор, слива, лимон, огурец, снеговик, жук). Предметы яркие, их окраска примерно одинаковой насыщенности.

Проведение исследования.

Я показывала ребенку «волшебный мешочек» и предлагала развязать его и посмотреть что там. Затем малыш развязывал мешочек, доставал предметы и раскладывал их на столе так, чтобы они были хорошо видны и не закрывали друг друга. Доставая игрушки ребенок называл их, отмечая при этом какие они красивые. Слева: красный помидор, далее желтый лимон, зеленый огурец, синяя слива, черный жук и белый снеговик. Занятие считается благополучным, если ребенок охотно выполняет (называет цвета) задание, положительно относится к указанию взрослого, проявляет интерес к игрушкам разного цвета.

Высокий уровень: ребенок правильно называет основные цвета, охотно выполняет задание, положительно относится к инструкции взрослого.

Средний уровень: ребенок правильно называет цвета, но не достаточно четко соотносит предметы с цветом. Допустимы 1-2 ошибки

Низкий уровень: ребенок допускает более 3-х ошибок, плохо соотносит предметы с цветом, и не всегда следует инструкции взрослого.

Методика № 2

«Закрепить умение выделять форму предметов »

Я использовала следующий материал: ведерко с крышкой и мелкие, удобные для захватывания предметы разной формы и цвета (пирамидка, кубик, брусок – кирпичик, грибочек, цилиндр, яичко, мячик).

Высота ведерка 10-12 см, размер предметов для выкладывания 3-5 см.

Проведение исследования.

Эксперимент проводился с детьми младшего возраста количестве 11 человек. Я показывала ребенку ведерко, закрытое крышкой, и поясняла, что в нем что-то есть. Снимая крышку демонстрировала предметы, находящиеся в ведерке. Они лежали в такой последовательности, чтобы ребенок мог достать вначале более устойчивые предметы: кубик, брусок – кирпичик, грибочек, пирамидку; затем катающиеся – яичко, цилиндр, мячик. Затем я предлагала ребёнку опустить руку в ведерочко и достать какую-нибудь игрушку. Затем предлагала положить на стол, обращая внимание на то, что он устойчиво стоит. Таким образом, дети узнавали от меня, что круглые и овальные предметы катаются хорошо, а не круглые можно ставить. Когда все игрушки были рассмотрены, то ребенку предлагала сложить их самостоятельно обратно в ведерко. Я учила ребенка выполнять действия с предметами, обращая внимание на сенсорную характеристику.

Высокий уровень: ребенок правильно называет форму и правильно выполняет инструкцию взрослого.

Средний уровень: ребенок правильно называет форму предметов, но не всегда действует по инструкции взрослого. Ошибки 1-2.

Низкий уровень: в определении формы предметов ребенок допускает более трех ошибок и не всегда следует инструкции взрослого.

Методика № 3

«Закрепить умение выделять величину предметов»

Я использовала большое и маленькое ведерочко с комплектом разных кубиков (4 больших и 5 маленьких). Высота большого ведерочка 16 см, маленького – 10 см.

Проведение исследования.

Ребенку показывала большое ведерочко, закрытое крышкой, поясняла, что в нем есть игрушки и предлагала ребенку открыть крышку и достать их. Когда все кубики были рассмотрены, то малышу давала задание сложить их в ведерочко и закрыть крышкой, при этом помогала ребенку выполнить задание. Затем задание усложняла. Перед ребенком ставила большое и маленькое ведерочко. Ребенок раскрывал и вынимал предметы по одному, рассматривал их. Затем я раскладывала рядом с маленькими большие кубики и объясняла, что игрушек много: больших и маленьких. Ребенок сортировал предметы по величине: большие - в большие, маленькие - в маленькие.

Требования: ребенок должен раскладывать игрушки, не нагромождая их друг на друга. Ребенок складывал маленькие кубики в маленькое ведерочко, большие в большое, обращая внимание на их величину. Дети действовали с небольшими предметами, так как их удобно захватывать. Необходимо, чтобы ребенок учился при захватывании игрушек раскрывать свою ладонь соответственно их величине.

Высокий уровень: ребенок правильно определяет величину предметов, соотносит маленькие кубики с маленьким ведерком, а большие кубики с большим ведерком. Верно называет величину: маленький, большой кубик; маленькое, большое ведерочко. Старается следовать инструкции взрослого (раскладывает кубики не нагромождая их друг на друга).

Средний уровень: ребенок правильно определяет величину предметов: маленький, большой кубик; маленькое, большое ведерочко. Но не достаточно четко соотносит и дифференцирует размер кубиков и размер ведерок, допустимы 1-2 ошибки. Не всегда выполняет инструкцию аккуратно раскладывать игрушки – кубики.

Низкий уровень: в определении величины предметов ребенок допускает более трех ошибок, плохо дифференцирует и соотносит величину кубиков и величину ведерок. Не выполняет инструкцию аккуратно раскладывать игрушки-кубики.

По этой методике ребенок должен был сортировать игрушки: большие и маленькие, складывать их в соответствующие ведерки; называть их величину, раскладывать игрушки, не нагромождая, их друг на друга. По результатам данной методики сделала вывод, что дети достаточно хорошо знают величину предметов, однако сомневались при сравнении предметов, а иногда предметы хаотично нагромождали друг на друга, и только потом пытались их дифференцировать.

4.Содержание комплекса игр, направленных на

сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста

В моей работе я проводила игровую деятельность с детьми 3 - 4 года, соответственно разрабатывалась система игр и занятий.

В констатирующем эксперименте мною была условно выделена группа детей для формирующего эксперимента. Учитывая своеобразие работы с детьми (использование в качестве основного метода использовалась дидактическая игра), я работала со всеми заинтересовавшимися детьми, основное внимание уделяла интересующих меня детей. Так как основной задачей моей опытно-экспериментальной работы является сенсорное развитие, то является целесообразным рассмотреть возможности младших дошкольников в овладении сенсорного развития.

В соответствии с особенностями сенсорного развития я разработала серию последовательного включения игр. Некоторые дети выполняют задания быстро, без ошибок. Некоторым детям требуется постоянная помощь в виде поэлементного диктанта. Работа начинается с группой детей 3 года жизни с сентября и до мая ведется систематически. Существенным фактором в планировании и методике проведения занятий по сенсорному воспитанию является взаимосвязь обучения на занятиях с закреплением знаний, умений в повседневной жизни.

Так, используя закрепление знаний, умений на прогулке, во время самостоятельной деятельности и т.д. в играх происходит ознакомление детей с качествами предметов. При умывании дети узнают темп, свойства воды, размещая вкладыши, одевая маленьких и больших кукол дети знакомятся с величиной. Форму предметов дети учитывают в играх со строительным материалом.

5. Заключение.

Как известно, профессиональная деятельность воспитателя ДОУ - это процесс непрерывного ежедневного общения его с детьми.

Ведущими отечественными психологами доказано, что сенсорное развитие – это длительный путь для овладения ребенком сенсорными действиями (Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубенштейн и другие).

Целью моего исследования являлось определение особенности развития сенсорной сферы у детей младшего дошкольного возраста:

1.развитие предметной деятельности.

2.развитие психических процессов.

3.формирование предпосылок сенсорных эталонов.

Я считаю необходимым вначале учить детей называнию основных цветов, величину предметов, форму для точного понимания. Для этого я использовала наглядный материал, который особенно необходим для детей младшего дошкольного возраста, а затем после того как дети поймут, научатся запоминать, тогда необходимо их учить сортировать предметы по величине и т.д. Для этого я с детьми проводила опыты на изучение цвета, формы, величины предметов с использованием дидактического материала.

Научное исследование заключается в том, что были разработаны методики и изучена сенсорная сфера у детей младшего дошкольного возраста. Кроме того мной проведены эксперименты, которые позволили подтвердить гипотезу моего исследования, высказанную в начале исследования. Я пришла к выводу, что сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста, а также его всестороннее развитие очень влияет на взаимодействие педагога с детьми (особенно этого возраста): необходима похвала, поощрение, любовь к детям.

4. Список литературы

1. Венгер Л.А., ПилюгинаЭ.Г., под ред. Венгера Л.А, - М.: Просвещение, 1989г. «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателя детского сада» Венгер Л.А., ПилюгинаЭ.Г.,

2. Войлокова, Е.Ф., Андрухович, Ю.В., Ковалева, Л.Ю. Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью: учебно-методическое пособие. - СПб: КАРО. - 2005. Волкова, Г.А.

3. Запорожца. А.В., Усовой А.П. - М: АПН РСФСР. -1963. Сенсорное воспитание дошкольников: методическое пособие

4. Пилюгина Э. Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста, пособие для воспитателя детского сада - М: просвещение, 1983 г.

5. Поддьякова Н. Н., под ред -М.: Просвещение 1981г.Сенсорное воспитание в детском саду

6. Поддьякова Н.Н., Аванесовой В.Н. / под ред. - М: Просвещение. - 1981. Сенсорное воспитание в детском саду: практическое пособие для воспитателей.





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему "Основы обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста в процессе физчнеского воспитания"

Статья адресована практически работникам дошкольных образовательных организаций.План Двигательные умения и навыки.Принципы обучения.Методы и приёмы обучения физическим упражнениям.Соотношение мет...

Опыт работы. Сенсорное развитие ребенка младшего возраста, как основа его познавательного развития.

Сенсорное развитие ребенка  - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине. С восприятия предметов и явлений окружающего мира ...

«Сенсорное развитие детей младшего возраста как основа умственного воспитания»

Сенсорное развитие человека – одно из условий успешного овладения любой деятельностью. Развитие науки и техники, стирание граней между физическим и умственным трудом требуют гармоничного сенсомо...

Организация проектно- исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в процессе экологического воспитания

Мир, окружающий ребенка - это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума....

Программа саморазвития воспитателя Тема: «Особенности обучения и воспитания детей младшего возраста. Использование дидактических игр и упражнений в сенсорном развитии детей младшего возраста»

Развитие посредством самообразования собственных профессиональных компетенций, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, внедрение их...