Организация проектно- исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в процессе экологического воспитания
проект

 Мир, окружающий ребенка - это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума.
                                                                                                    В. Сухомлинский

 Мир, в котором нам приходится жить, имеет специфические особенности. Всё, что нас окружает является объектами, собранными по принципу конструктора из мельчайших элементарных частичек. Человек, в этом плане, тоже не исключение. Для своего существования людям необходимо постоянно удовлетворять свои базовые потребности в еде, воде, дыхании, защите, размножении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл org._proektno-_issled._deyatelnosti_detey.docx88.9 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

«Профессиональный стандарт «Педагог». Профессионализм воспитателя в контексте организации ведущих видов деятельности как условие реализации ФГОС ДО»

Тема:  

Организация проектно- исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в процессе экологического воспитания

Выполнили слушатели
группы 19/6Кз-ПК ДО бюджет

Фадеева Н.Р

г.  Казань, 2020г

Оглавление

  1. Введение………………………………………………………………3
  2. Актуальность темы…………………………………………………...8
  3. Цели и задачи проекта………………………………………………..9
  4. Реализация проекта…………………………………………………...10
  5. Этапы реализации проекта……………………………………………11
  6. Работа с родителями…………………………………………………..17
  7. Анализ результатов проекта………………………………………......20
  8. Презентация………………………………………………………….
  9. Приложение……………………………………………………………23
  10. Заключение ……………………………………………………………42
  11. Список использованной литературы…………………………………44

Введение

 Мир, окружающий ребенка - это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума.
                                                                                                   В. Сухомлинский

 Мир, в котором нам приходится жить, имеет специфические особенности. Всё, что нас окружает является объектами, собранными по принципу конструктора из мельчайших элементарных частичек. Человек, в этом плане, тоже не исключение. Для своего существования людям необходимо постоянно удовлетворять свои базовые потребности в еде, воде, дыхании, защите, размножении.

Всё то, что необходимо человеку для жизни, для его существования даёт ему окружающая среда. Наша планета  устроена таким образом, что даёт всё благоприятные возможности для появления и существования на ней различных форм жизни. Человек, как разновидность живых существ, также имеет возможность жить и развиваться благодаря имеющимся условиям, которая обеспечивает природа. Значение природы в жизни человека первостепенна, основополагающая, фундаментальна. 

Проще говоря, мы всё с вами живём, потому что этому способствуют природные условия. Но, как известно, окружающая среда может иметь различные состояния, которые могут не подходить для нормального существования живности, и человека в том числе. Парадоксально, но значение природы в жизни человека, самими же людьми, сильно недооценивается, что порождает принцип — «пилю сук, на котором сижу». На сегодняшний день экологическое состояния окружающей среды оставляет желать лучшего. Люди повсеместно начинают  активно ухудшать экологическую обстановку на нашей планете, что, в первую очередь, пагубно сказывается на самом же человеке. 

Взаимодействие общества с природой имеет для человека не только утилитарное, производственное значение, но также и оздоровительное, нравственное, эстетическое, научное. Человек не только «вырастает» из природы, но, производя материальные ценности, одновременно «врастает» в нее. К тому же природа помимо прочего имеет свою удивительную прелесть, очарование, что в немалой степени делает человека художником, творцом. В частности, из этого творческого к ней отношения не в последнюю очередь возникает у того или иного народа чувство Родины, единения со своей землей, патриотизм.

Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.

 Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно  развивать экологическое сознание маленькой личности. 

Дети, которые ощущают природу: дыхание растений, ароматы цветов, шелест трав, пение птиц, уже не смогут уничтожить эту красоту. Наоборот, у них появляется потребность помогать жить этим творением, любить их, общаться с ними. Установление гармонических отношений с живой и неживой природой, развивает органы чувств ребенка.

Программа обучения и воспитания в детском саду предусматривает ознакомление дошкольников с окружающим нас миром, природой и ее закономерностями, начиная с младшей группы. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день во время прогулок. Такое взаимодействие  детей с природой, ее явлениями, разнообразием животного и растительного мира, оказывает  неизгладимое впечатление на ребенка. Роса на траве, аромат цветов, жужжание насекомых или стрекотание кузнечика – обыденность для взрослого, но не для ребенка.

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Следовательно, педагог ДОУ должен быть подготовлен к осуществлению этой работы.

Непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.

В работе по опытно-экспериментальной деятельности детей необходимо использовать разные формы и методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяется возрастными возможностями дошкольников, характером воспитательно-образовательных задач, которые решает педагог. Эффективность решения задач опытно-экспериментальной деятельности зависит от многократного и вариативного их использования. Они способствуют формированию у дошкольников конкретных знаний, умений и навыков об окружающем мире.

Освоение систематизированных поисково-познавательных знаний детей, становление опытно-экспериментальных действий формирует основы логического мышления, обеспечивает максимальную эффективность интеллектуального развития дошкольников и их полноценную готовность к обучению в школе.

Эти результаты хорошо видны во время защиты детьми собственных исследовательских работ. В ходе защиты ребенок учится излагать добытую информацию, убеждать других, доказывая свою точку зрения.

Значение детского экспериментирования для психического развития ребенка

Как доказал Н.Н. Поддъяков, лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьёзным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на интеллектуальном и творческом развитии детей, на способности обучаться в дальнейшем.

Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования».

По сути, такие идеи как:

создание развивающей среды;

личностно-ориентированная модель построения педагогического процесса;

природосообразное обучение;

педагогика сотрудничества;

раскрепощение детей;

Монтессори – педагогика;

детское экспериментирование –

представляют собой различные формы выражения одной и той же мысли: позвольте детям реализовать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять потребность познания эффективным и доступным для них способом – путем самостоятельного исследования мира.

Вводя соответствующие инновации в ДОУ, необходимо понимать, что в процессе самостоятельной деятельности ребенок осуществляет не простой, а многоуровневый эксперимент:

физический: учится управлять своим телом и отдельными органами;

природоведческий: знакомится с реальным окружающим миром, со свойствами объектов и причинно-следственными связями, действующими в мире;

социальный: запоминает индивидуальные особенности каждого человека (сверстника и взрослого), формы взаимодействия людей друг с другом;

познавательный: тренирует мыслительные процессы, осваивает разнообразные мыслительные операции;

лингвистический: занимается словотворчеством, обсуждает итоги эксперимента, играет в словесные игры, т.е. экспериментирует со словами;

личностный: узнает свои личные возможности;

волевой: запоминает, как он сам может влиять на других людей;

поведенческий: моделирует свое поведение в различных жизненных ситуациях.

Метод детского экспериментирования не труден: он просто непривычен и не разработан досконально применительно к условиям дошкольного учреждения. Для этого в подавляющем большинстве случаев даже не требуется специальное оборудование. Исследованию подвергаются растения, животные, человек, объекты неживой природы. Каждый малыш в глубине души своей – исследователь, и те открытия живой  и неживой природы, которые он совершает, постепенно формируют общую картину окружающего нас мира. Но какова же будет эта картина, насколько трепетным будет отношение детей к растениям, животным и природе в целом? Какими вырастут наши дети, если на начальной стадии мы не научим их любить и оберегать нашу мать-природу? Вопрос непростой и может вызвать множество споров и дискуссий. Но ясно одно - именно на наши плечи ложится груз ответственности за экологическое воспитание дошкольников.

Проблема: 
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина - в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста.

Актуальность проекта.

У людей, живущих в современном мире общества, множество проблем, но, пожалуй, одной из самых острых и насущных является проблема сохранения окружающей среды. Общение детей с природой, организованное педагогом, вызывает устойчивый интерес, стимулирует желание заботиться о природе и охранять ее. Поэтому поиск оптимальных путей воспитания у детей любви к природе родного края, на мой взгляд, является актуальным на современном этапе развития экологического воспитания дошкольников.

Важно воспитывать способность у детей позитивно взаимодействовать с природой, руководствоваться гуманным и экологически грамотным отношением к окружающей природе.

Ознакомление детей с природой – способствует сознанию важности окружающего мира. Через общение с природой, возможно, обогатить речь ребенка, сделать ее разнообразной, выразительной. У детей крепнет такое бесценное свойство человека, как любознательность, наблюдательность, что в свою очередь порождает массу вопросов, требующих ответов.

В данном проекте отражены актуальные вопросы, связанные с реализацией регионального компонента образования, начиная с дошкольного возраста. В старшем дошкольном возрасте ребенок сензитивен к восприятию системы знаний о природе. Сложившиеся система ценностей в воспитании подрастающего поколения требует совершенствования.

Проект, направлен, на формирование экологического сознания и обогащения знаний детей старшего дошкольного возраста о природе родного края, города. Знание детей приблизятся к системным. Дети проявят устойчивый, познавательный интерес к познанию природы нашего края. Смогут прогнозировать негативные воздействия человека. Проявят чувства гордости и восхищения малой Родиной. Данная программа поможет решить задачи воспитания маленького гражданина не равнодушного к проблемам региона.

Цель проекта.

Формирование у детей дошкольного возраста и их родителей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы родного города.

Задачи проекта.

1. Формирование системы элементарных экологических знаний доступных пониманию ребенка-дошкольника о природе родного края.

2. Развитие познавательного интереса к миру природы, умение отражать это в художественно продуктивной деятельности.

3.Формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.

4. Воспитание любви к природе, личной ответственности за ее сохранность.

Тип проекта.

Групповой с привлечением родителей.

Участники проекта.

Дети от 4 до 7 лет, воспитатели, музыкальные руководители, родители воспитанников

Сроки реализации проекта.

Долгосрочный, сентябрь 2019г. - май 2020г.

Вид проекта.

Познавательно-исследовательский  проект.

Ресурсное обеспечение проекта.

1.Методическая, художественная и справочная литература.

2. Плакаты, иллюстрации, коллекции, гербарии, шаблоны, уголок природы и уголок родного края в группе детского сада.

  1. Мультимедийный проектор, экран, комплект мультимедийных презентаций, интерактивная доска, ноутбук, фотоаппарат, музыкальный центр.
  2. Зелёная зона, цветники на участке детского сада.
  3. Зоны для проведения опытов в группах: огород на окне, экологический уголок, уголок экспериментирования.
  4. Природное окружение для проведения экскурсий и наблюдений.

Реализация проекта

Методы реализации проекта .

  • наблюдение;
  • познавательная деятельность;
  • выставочная деятельность;
  • чтение художественных произведений, посвящённых природе;
  • беседы;
  • дидактические игры;
  • экскурсии и др.

Этапы реализации проекта.

Первый этап- подготовительный ( Предварительная работа с детьми и родителями, выбор оборудования и материалов. )

Второй этап – организационно-практический(Беседы, знакомство с легендами нашего края, сказками, рассказами, стихами о нашем крае. Аудиозаписи о природе и животном мире – закрепление голосов животных и природных шумов. Подвижные и дидактические игры. Составление экологических сказок.

Третий этап – заключительный (подведение итогов, выводы)

Предполагаемые результаты.

Для детей. - У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы. Умение различать живую природу (растения, грибы, животные, человек) и неживую природу (воздух, почва, вода).

 - Сформируется понимание детьми неразрывной связи человека с природой;

- Сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

- Дети будут уверенно отличать и называть характерные признаки разных времен года. Узнают растения родного края, нуждающиеся в защите и охране, занесенных в красную книгу РТ;

- Узнают значение воды и воздуха, почвы в жизни всех  живых объектов природы, их свойства.

- Сформируется понимание целительной силы природы через ознакомление с лекарственными травами.

- Научатся вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе, выполнять правила поведения и безопасности в природе.

- Научатся проводить простейшие, исследования объектов природы, будут с пользой для себя заниматься поисковой деятельностью.

Для родителей.

- К  экологическому   проекту  будут привлечены родители.

-Экологическое просвещение родителей даст большой плюс в экологическом воспитании детей детского сада. У родителей сформируется желание быть активным соучастником ребенка  в его деятельности и творчестве.

Риски.

1. Низкое познавательное развитие детей.

2. Низкая заинтересованность родителей.

3. Могут быть упущены отдельные направления экологического проекта из-за большого объема изучаемого материала

Предупреждение рисков.1. Для повышения познавательного интереса детей и их родителей провести в консультацию по разъяснению запланированных задач, привлечь родителей к активному участию в проекте совместно со своими детьми.

2. Составить план по реализации проекта, отслеживать выполнение плана с учетом принципа системности

Этапы реализации проекта.

Этапы проекта

Содержание работы

I этап. Подготовительный.

Постановка цели и задачи, определение направлений, объектов и методов исследования.

Предварительная работа с детьми и родителями, выбор оборудования и материалов.

Составление перспективно - творческого плана. По ознакомлению детей с природой родного края .

II этап. Организационно-практический

1. Использование словесных методов:

- Беседы, знакомство с легендами нашего края, сказками, рассказами, стихами о нашем крае.

- Аудиозаписи о природе и животном мире – закрепление голосов животных и природных шумов.

- Подвижные и дидактические игры

- Составление экологических сказок

- Загадки.

- Чтение художественной и познавательной литературы.

2. Использование метода

экспериментирования и моделирования.

- Использование схем, моделей

- Использование карт, составление планов.

- Экспериментирование с природным материалом.

Знакомство со свойствами природного материала.

- Создание макетов – продуктивная деятельность, использование их в игре,

- Пиктограммы (мимическое отражение настроения)

3.Практические методы.

- Проведение акций: «Сдай бумагу – спаси дерево», «Покормите птиц зимой»; конкурсы: «Лучшая кормушка», «Жалобная книга природы» - составление творческих рассказов детей, мотивация отношения к природе.

- Викторины, КВН – закрепление и обобщение знаний.

- Создание гербариев – поисковая деятельность, закрепление знаний о растениях, правила поведения с растениями.

- Поделки из природного и бромового материала – развитие творческих способностей, закрепление знаний (конкурсы «Краски осени», «Вторая жизнь упаковки др.).

4.Наглядные методы.

- Рассматривание иллюстраций, открыток, фотографий – донести детям всю красоту нашего края

- Просмотр видеофильмов – развитие эмоционального отклика.

5.Создание зон экологической среды.

- Уголок познавательной литературы (энциклопедии, познавательная и художественная литература, журналы, легенды, сказки.)

- Экологическая мини – лаборатория

(стаканчики для опытов, бумага для фильтрования, лупы, природный материал: камушки, песок, разная по составу земля, листья, ветки, шишки, мох, спилы разных деревьев; журналы наблюдений).

6.Работа с родителями.

-Анкетирование родителей

- Помощь в составлении гербариев.

- Пополнение художественной и научной литературы.

- Участие в соревнованиях (викторины, КВН).

- Участие в акциях и конкурсах (составление рассказов, фотомонтажи, природные поделки).

III этап.

Заключительный

- Итоговое развлечение «Наш город - чистый город!» /«Земля наш общий дом»/

- Оформление фотовыставки «Природа просит помощи»

-Выставка поделок по художественному творчеству на темы: «Красота вокруг нас», «Вторая жизнь упаковки», «Краски осени»

-Выставка стенгазет на тему: «Наш город - чистый город!»;

Работа с детьми

Месяц

Неделя

Работа с детьми

Работа с родителями

Сентябрь

1

Знакомство с цветами на клумбе. Заучивание названий.

Составление семейных энциклопедий «Цветы на нашей клумбе

2

Сбор семян летних цветов.

3

Занятие по рисованию на тему

«Цветы на нашей клумбе».

4

Уборка оставшихся овощей с огорода.

Уборка цветников.

Сбор урожая.

Октябрь

5

Прогулка по участку. Беседа на тему «Изменения в природе осенью».

Сопровождение детей на прогулке.

6

Рисование на тему

«Природа осенью».

7

Сбор осенних листьев для гербария.

Чтение стихотворений об осени.

Конкурс подделок из природного материала на тему «Осенний вернисаж»

8

Изготовление подделок из природных материалов «Осенний букет».

Ноябрь

9

Целевая прогулка на участок. Наблюдения за птицами.

Изготовление птичьих кормушек

10

Беседа на тему «Жизнь птиц зимой».

11

Развешивание кормушек на участке.

Раскладывание корма в кормушки.

Создание плаката экологической направленности «Покормите птиц зимой»

12

Разучивание стихов о птицах.

Декабрь

13

Целевая прогулка на участок. Наблюдение за елью.

Оформление стенгазеты о пословицах и поговорках о ели.

14

Инсценировка: «Встреча с ёлочкой»

15

Беседа на тему «Кто дружит с елью?»

Создание фотовыставки на тему «Новогодняя елочка».

16

Аппликация на тему «Новогодняя елочка»

Чтение стихотворений о зиме.

Январь

17

Зимние каникулы

18

Занятие на тему

«Защитники природы».

Беседа с детьми тему «Жалобная книга природы».

19

Работа над плакатом

«Берегите природу».

20

Акция «Берегите природу».

Создание листовок.

Сопровождение детей на  акции.

Февраль

21

Знакомство с новым растением в группе – Калатея.

Составление альбомов «Растения в моем доме».

22

Занятие по экологии на тему

«Природа, ты и я  - друзья».

23

Аппликация на тему «Зимний лес».

Выставка альбомов «Растения в моем доме».

24

Итоговое занятие на тему

«Зимушка - зима».

Март

25

Знакомство с новым растением  в группе - Фикус.

Рассказ детям о необходимости солнечного света для роста растений.

26

Занятие на тему

«Забота о растениях».

27

Рисование на тему

«Зеленые листочки».

Проведение опыта

«На свету и в темноте».

28

Демонстрация результатов опыта

«На свету и в темноте».

Апрель

29

Целевая прогулка на участок. Наблюдение за изменениями в природе весной.

Беседа на тему «Растения и животные весной».

30

Беседа на тему «Весне дорогу».

31

Работа над плакатом

«Весенний пейзаж».

Заучивание стихотворений о весне.

32

Аппликация на тему «Подснежники».

Чтение стихотворений о весне.

Май

33

Беседа на тему

«Наш ковер – цветочная поляна».

Беседа на тему «Многообразие цветов».

34

Рисование на тему

«Клумба моей мечты ».

35

Высадка луковиц и семян цветов на клумбы.

Высаживание цветников.

36

Чтение стихотворений о лете.

Июнь

37

Высаживание рассады помидор на огород.

Высаживание овощей на огороде.

38

Занятие на тему «Волшебница вода».

39

Игра – путешествие

«Во саду иль в огороде».

Викторина «Наша дача».

40

Рисование на тему

«Синьор - помидор».

Июль

41

Целевая прогулка в сад.

Наблюдение за плодами деревьев.

Изготовление знаков

«Не рвите», «Не ссорите».

42

Распределение знаков на участке детского сада.

43

Работа на огороде.

Рисование на тему

«Мои плоды».

44

Работа на клумбе.

Август

45

Сбор плодов яблони и груши.

Их сравнение.

Высадка саженцев плодоносных деревьев.

46

Игра-путешествие

«Собери и положи».

47

Распределение знаков на участке детского сада.

Помощь в установке знаков.

48

Занятие на тему «Юный садовод».

Фото- конкурс

«Юный садовод».

Работа с родителями

Месяц

Форма проведения

Содержание

Предполагаемый результат

Сентябрь

Диагностирование детей, анкетирование родителей.

Родительское собрание «Мы природе не враги, ты природу береги!»

Фотовыставка «Отдыхаем не вредя».

Диагностика, анкеты.

Выставка работ из бросового материала «И мусор может быть красивым».

Фотоматериалы об летнем отдыхе.

Заинтересованность родителей в формировании экологической культуры у детей.

Заинтересовать взрослых, вызвать эмоциональный отклик.

Проявление заинтересованности в жизни ДОУ.

Октябрь

Консультация для родителей «НЕ причиняя вреда природе».

Выставка работ «Дары осени».

Консультация.

Выставка детских поделок.

Вызвать интерес к работе педагога по экологическому воспитанию детей. Повышение компетенции родителей.

Повышение активности родителей, заинтересованности в выполнении задания.

Ноябрь

Акция «Поможем птицам!» Изготовление кормушек.

Акция «Снежное одеяло для деревьев».

Информация о птицах родного края. Изготовление кормушек.

Рекомендации для родителей как проводить беседы с детьми, на что обращать внимание.

Заинтересовать родителей в изготовлении совместно с детьми кормушек для птиц. Воспитание сострадательного отношения к пернатым зимой.

Заинтересовать родителей. Привлечь родителей к труду на участке детского сада совместно с детьми.

Декабрь

Создание фотоальбома «Город зимой».

Природоохранная акция «Сохраним ёлочку — красавицу!»

Фотографии любимых мест в родном городе.

Проведение конкурса «Необычная ёлочка!»

Вызвать заинтересованность в формировании экологической культуры у детей и взрослых.

Активное участие родителей в акции.

Январь

Оформление ширмы «Празднование Нового года».

Консультация «Зимние травмы».

Рекомендации по организации и проведению праздника. Знакомство с историей родного края.

Знакомство с мерами предосторожности. Консультация. Изготовление плаката.

Повышение активности родителей. Заинтересовать родителей в выполнении домашних заданий.

Повысить уровень знаний взрослых и детей о том, как вести себя в экстренных случаях.

Февраль

Семинар – практикумв царстве лекарственных трав. «Фитотерапия».

Обмен опытом.

Консультация «Родительские заблуждения о морозной погоде».

Система оздоровления детей в ДОУ.

Лекарственные растения – средство оздоровления.(Фитотерапия.)

Рекомендации для родителей о правилах одевания детей зимой.

Повышение знаний родителей о пользе лекарственных растений через обмен родительским опытом.

Повысить уровень компетентности родителей.

Март

Родительское собрание.

Консультация «Воспитание у детей любви к природе».

Рассказать о природе родного края, о необходимости бережного отношения к природе.

Знакомство с напоминающими знаками.

Научить родителей бережно относиться к природе. Повысить уровень сознательности родителей.

Апрель

Выставка работ «Весна – красна».

«Как провести выходной день с детьми?»

Познакомить детей и родителей с растениями, занесёнными в Красную книгу. Совместные работы детей и родителей на тему «Не рви растения!» Привлечь родителей к посадке растений на участке ДОУ.

Опрос родителей. Предложить родителям несложные игры с природным материалом.

Привлечь родителей к изготовлению плакатов. Активное участие взрослых в акции. Приобретение посадочного материала, высадка растений на участке.

Заинтересовать родителей как можно больше времени проводить с ребёнком.

Май

Анкетирование

Заседание клуба «Друзья природы».

Создание журнала «Экомир моей семьи».

Диагностика.

Анкеты.

Фотоматериалы, статьи из газет и журналов, родительский опыт.

Повышение уровня заинтересованности родителей и согласованности действий родителей и воспитателей.

Повысить уровень сознания родителей, активировать их деятельность совместно с детьми.

Анализ результатов проекта

При разработке проекта были учтены многие аспекты: тип проекта(практико – ориентированный, познавательно – исследовательский, долгосрочный, открытый, коллективный); сроки реализации; методы и формы работы (наглядные, словесные, практические, игровые; экспериментирование (опыты), наблюдениемоделирование, игровые и проблемные ситуации); участники; условия реализации проекта; этапы и их содержание (подготовительный: сбор и анализ литературы по данной теме, выявление проблемы; обсуждение аспектов экологического воспитания на педагогических заседаниях; анкетирование родителей по данной проблеме; выявление знаний детей по экологии (диагностика); определение цели, исходя из интересов и потребностей детей; планирование предстоящей деятельности; обеспечение методического и дидактического комплекса для реализации проекта.. Основной: апробация содержания долгосрочного проекта; проведение мероприятий согласно плана; взаимодействие с родителями, представителями общественных организаций для реализации основных задач; освещение результатов реализации проекта на сайте детского сада. Заключительный: выставки продуктов самостоятельной и совместной со взрослыми детской деятельности; фотомонтажи мероприятий; видеоматериалы; выпуск газеты «Юный эколог»;проведение акций «За небо, за воду, за родную природу!», « Посади дерево дружбы»,создание методического продукта по результатам реализации проекта; обобщение опыта на информационных сайтах).

Большое внимание было уделено ресурсному обеспечению, обратной связи(анкеты для родителей, тестовые задания для детей, консультации по запросу родителей, рефлексия совместной деятельности, творческие работы детей и взрослых);основным принципам успешной реализации проекта:

1.  Принцип дифференциации и индивидуализации предполагает создание условий для полного проявления способностей каждого ребенка и современной воспитательно – образовательной работы.

2. Принцип природосообразности свидетельствует о том, что образовательный процесс соответствует как внутренней природе, так и внешним условиям.

3. Принцип диалогического общения как неотъемлемого условия взаимодействия субъектов, который отражает тесную связь между взаимной и встречной открытостью, искренностью, взаимопонимание взрослого и ребенка, и проецирует установку на разумное усвоение.

4.  Принцип доступности предусматривает осуществление экологической работы с учетом возраста, подготовленности, разумности, а также индивидуальных особенностей и психического развития детей.

5. Принцип системности подразумевает достижение цели решением комплекса задач оздоровительной, образовательной и воспитательной направленности с соответствующим содержанием, что получает получить прогнозируемый результат.

6. Принцип последовательности заключается в постепенном повышении требований в процессе экологической деятельности.

Ожидаемые результаты реализации проекта у детей:

-Созданы необходимые условия для организации деятельности ДОУ по экологическому воспитанию;

-Дети готовы самостоятельно решать задачи экологического значения в разных ситуациях;

-Дети умеют выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь;

-Дети освоили знания об экологии родного края;

-Сформированы первоначальные навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе

-У дошкольников сформировано стремление к исследованию объектов природы, они научились делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

- Узнали значение воды в жизни всех живых объектов природы и ее свойства.

-Узнали значение воздуха в жизни живых объектов природы.

- Исследовали землю, разновидности почвы, их свойства и значение.

- Узнали много интересного о жизни растений (деревьев, кустарников, трав, растений лесов, лугов, полей и сада, комнатных растений, исследуют опытным путем условия, необходимые для роста растений; умеют правильно ухаживать за растениями в уголке природы, в цветнике детского сада.

У родителей повысился уровень экологического сознания, сформировались знания и умения целостного подхода к оздоровлению и воспитанию детей средствами природы.

Перспектива дальнейшего развития проекта:

Все то, что будет достигнуто и создано при реализации данного проекта, будет приведено в систему для активного использования в воспитательно-образовательном процессе и в повседневной жизни детей в детском саду. Для полной реализации проекта необходимо реализовать еще ряд мероприятий, которые требуют в свою очередь и финансовые затраты.

К экологическому проекту будут привлекаться как можно больше родителей. Экологическое просвещение родителей дает большой плюс в экологическом воспитании детей детского сада.

Приложение

Занятие на тему «Защитники природы»

Цель: Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней, желание принимать участие в охране природы.

Материалы и оборудование: Телеграмма от жителей леса, лепестки волшебного цветка(красный, голубой, оранжевый, желтый и фиолетовый ), загадки про зверей, одноразовые тарелки, стаканчики, вилки, ложки,  упаковочные пакеты, ватман, вырезанные из бумаги эскизы деревьев, клей, иллюстрации леса.

Ход занятия:

Наша планета Земля
Очень щедра и богата:
Горы, леса и поля-
Дом наш родимый, ребята!
Давайте будем беречь планету, 
Другой такой на свете нет.
Развеем над нею тучи и дым, 
В обиду её никому не дадим!
Беречь будем птиц, насекомых, зверей.
От этого станем мы только добрей.
Украсим всю Землю садами, цветами.
Такая планета нужна нам с вами!

Воспитатель: Ребята, мне пришла телеграмма от жителей леса! Они очень беспокоятся за свой дом! Их лес захватил злой и страшный Лесоглот. Он вырубает деревья, охотиться на лесных зверей и птиц, безжалостно уничтожает запасы ягод и грибов, а еще никогда не убирает за собой мусор. Победить этого ужасного Лесоглота не смог даже дедушка медведь. Лесоглот согласится покинуть лес в обмен на волшебный цветок. А для того, чтобы вырастить такой цветок, мы с вами должны отправиться в страну «Природознанию» и научиться беречь нашу природу! Ну что, поможем нашим лесным друзьям??? Тогда вперед….

Смотрите, дети, первая остановка: «Красный лепесток».

  Мы получим это лепесток, выполнив первое задание.

1 задание: «Если я приду в лесок…»

Воспитатель: Встанем в круг. Я буду говорить и показывать вам свои действия, а вы отвечать мне. Если я буду поступать хорошо, вы говорите «да» и хлопаете в ладоши, если плохо, то все вместе кричите «нет» и топаете ногами! Ну что, готовы?

  • Если я приду в лесок и сорву ромашку? (нет)
  • Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (нет)
  • Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (да)
  • Если ветку подвяжу, колышек подставлю? (да)
  • Если разведу костер, а тушить не буду? (нет)
  • Если сильно насорю и убирать не буду? (нет)
  • Если мусор уберу, банку закапаю? (да)
  • Я люблю свою природу, я ей помогаю! (да)

Молодцы! Мы справились и за это получаем первый красный лепесток!

Следующая остановка: «Голубой лепесток»

Воспитатель: Мы получим второй лепесток, отгадав загадки про лесных зверей.

2 задание «Отгадай загадку»

Живёт в дупле, живёт - в гнезде,
1. Лесной орех, грибы таскает.
И на немалой высоте
Пушистый хвост, как луч, мелькает.
(Белка)

2. Уши длинные, несмелый.
То он серый, то он белый.
То бежит, а то уж скачет,
Куцый хвост от волка прячет.
(Заяц)

3. Смотри: лежит под ёлками
Подушечка с иголками.
Лежала, лежала
Да вдруг побежала.
(Ежик)

4. Летом ходит без дороги
Возле сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.
(Медведь)

5. Рыжая плутовка
Спряталась под ёлкой.
Зайца ждёт хитрюга та.
Как зовут её?..
(Лиса)

Кто зимой холодной Ходит злой, голодный?(Волк)

Молодцы, ребята! Голубой лепесток наш, отправляемся в путь!

Остановка «Желтый лепесток»

Воспитатель: Чтоб его нам получить нужно лес нам посадить.

3 задание  «Посади лес»

Сейчас я прочту вам пословицу, а вы внимательно ее послушайте!

Много леса – не руби,

Мало леса – береги,

Нет леса – посади!

Чтобы наши леса росли и крепли, мы с вами должны посадить свой лес.

Воспитатель раздает детям заранее вырезанные из бумаги эскизы деревьев. Дети по очереди подходят к заготовленному  ватману и приклеивают свои деревья.

Молодцы, ребята! Вот так лес мы посадили. Желтый лепесток уже у нас!

Следующая остановка «Оранжевый  лепесток»

4 задание «Очисти лес»

Воспитатель: Посмотрите, дети, здесь недавно отдыхал человек. Видите, сколько мусора он после себя оставил! Не порядок! Нужно срочно его убрать! Вы согласны? (Дети собирают разбросанный на полу мусор: листочки, одноразовую посуду, пакеты и различные упаковки).  

Молодцы, ребята! Мы получаем оранжевый лепесток, но нам нужно спешить ведь впереди последний Фиолетовый лепесток.

Последняя остановка «Фиолетовый лепесток»

5 задание «В гостях у сказки»

Воспитатель: Сейчас я буду называть вам название сказки, а вы будете говорить да, если в сказке есть лесные жители, или нет- если лесных жителей в этой сказке нет!

«Заяц и лиса» (да)   «Волк и семеро козлят» (да)

«Гуси-лебеди» (нет)   «По щучьему веленью» (нет)

«Колобок» (да)   «Теремок» (да)

«Морозко» (нет)  «Кот, петух и лиса» (да)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Последний фиолетовый лепесток у нас!

Вы настоящие друзья и знатоки природы! Мы собрали все лепестки нашего волшебного цветка, и теперь наши лесные друзья смогут избавиться от ужасного Лесоглота. А значит наш лес снова будет в безопасности!  

Давайте, ребята, природу охранять!

 О ней ни на минуту не надо забывать.

 Ведь цветы, поля, и речки,

  Это все для нас навечно!!!Воспитатель: Ну, а нам, пора возвращаться в детский сад! Возьмемся за руки, друзья, и по тропе лесной отправимся к себе домой!

Занятие на тему «Забота о растениях»

Цель: Формировать у детей умение  правильно ухаживать за комнатными растениями: поливать, протирать листочки, опрыскивать.

Материал и оборудование: Цветочный горшок с землей, фикус, ведерко для воды, тряпочка, лейка.

Ход занятия.

Дети с воспитателем находятся в уголке природы.

Воспитатель:

У нас на подоконнике

Стоят цветы зеленые.

Стоят цветы зеленые,

Как чудный летний сад.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, в нашем уголке распустился цветок. Какого он цвета?

Ответы детей.

Воспитатель: Давайте рассмотрим цветок и выделим его существенные признаки. Обратите внимание: у него есть стебель, листья, корень (рассказ сопровождается показом).

Воспитатель: Видите, какие цветы красивые, нежные, их нельзя рвать. Ими только любуются. Этот цветочек – высокий. Покажите, какой цветок? (Педагог показывает на цветок). Дети становятся на носочки и поднимают руки вверх. А вот стоит цветок низкий.

(Педагог показывает на цветок). Дети приседают.

Воспитатель: Но посмотрите, растение пыльное. Дети, что надо сделать с ним?

Ответы детей.

Воспитатель:  Верно, его нужно помыть водичкой.

Педагог рассказывает и показывает, как правильно мыть растение. Затем дети по очереди берут тряпочки и самостоятельно моют листики.

Воспитатель: Полюбуйтесь на цветочек каким он стал после того как мы его помыли?

Ответы детей.

Слышится плач.

Воспитатель:

Ребята, кто - то плачет.

Да ведь это кукла Таня –

Золотых волос волна.

Повяжу я кукле бантик –

Улыбнется мне она.

Я в ответ ей улыбнусь

И, как Таня причешусь.(В группу входит девочка, наряженная в куклу)

Воспитатель: Ребята, это же Кукла Таня давайте ее успокоим.

Пальчиковая гимнастика «Кукла»

Дети загибают пальчики, начиная с большого, и произносят слова.

Кукла Таня – это дочка,

Мама Лера – это я,

Котик, пес едят из плошки,

Это вся моя семья.

Хлопают в ладоши.

Ну-ка, Таня, попляши,

Свои ножки покажи!

Кукла Таня: Не хочу я танцевать!

Воспитатель: Что случилось?! Почему ты не хочешь танцевать?

Кукла Таня: Я посадила цветочек, а он не растет, и теперь я не знает, что мне делать.

Кукла показывает горшочек с землей.

Воспитатель: А как ты его сажала?

Кукла Таня: Да очень просто - посадила семечко в землю, вот и все.

Воспитатель: Чтобы всегда улыбались наши цветочки солнышку в окошке нам нужно за ними ухаживать – поливать, вытирать пыль на листочках, опрыскивать, рыхлить почву. Ребята, а как вы думаете, что самое главное забыла сделать Таня?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, Таня забыла полить зернышко водичкой.

Ответы детей.

Воспитатель: А давайте поможем Тане полить цветочек. Обратите внимание, цветы посажены в горшки, а вниз подставляется поддон, для того, чтобы, когда поливаешь цветок, вода не выливалась.

Педагог дает возможность одному ребенку самостоятельно полить растение из лейки.

Воспитатель: Слышите, как капают капельки?

Упражнение на произношение звука – С - «Водичка»

Педагог говорит текст, дети четко произносят звук – с.

Есть у дождика сестричка – с-с-с,

Это быстрая водичка – с-с-с,

С-с-с – она свистит, поет – с-с-с,

И струей из лейки льет – с-с-с,

Эту песенку послушай – с-с-с,

Поливай цветочек душем – с-с-с.

Воспитатель: Детки, а скажите мне, кто поливает растения на улице? Ответы детей.

Правильно, конечно же это дождик.

(Педагог читает стихотворение, а дети выполняют движения под музыку)

Воспитатель: 

Приплыли тучки дождевые:

- Лей, лей, лей!

(Дети подставляют ладошки).

Дождинки пляшут, как живые:

- Пей, пей, пей!  (Дети танцуют).

Растение, склоняясь к земле зеленой

Пьет, пьет, пьет.  (Дети наклоняются вперед).

А теплый дождик неугомонный

Льет, льет, льет.  (Кружатся в танце).

Пока дети играют, педагог незаметно подменяет горшок без цветка на горшок с цветком.

Кукла Таня: Ура! Получилось! Ребята, какие вы молодцы, цветочек вырос.

Воспитатель: Вот видите, дети, какое чудо произошло с помощью простой воды. Поэтому не забывайте поливать растения, иначе они погибнут. А цветок, который мы вырастили, называется – фикус. У него большие, крупные листья и он вырастает очень высоким.

Кукла Таня: Спасибо, ребята, вы научили меня правильно ухаживать за комнатными растениями. И я не буду больше плакать, а фикус украсит группу и будет нас радовать.

Занятие на тему «Волшебница вода»

Цели: 

1. Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни.

 2. Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть).

Материалы и оборудование: Инвентарь для опытов: стаканы с водой (по количеству детей), пустые стаканы, марганцовка, ложечки, тазик, сосуды разной формы, белый лист бумаги, стаканчики с молоком, салфетки.

Ход занятия:

Дети играют. Включается аудиозапись «Ручеек».

Воспитатель: Ребята, слышите? Что это? (ответы детей). Да, правильно это ручеек. Он зовет нас на занятие. Садитесь на стульчики. Вы догадались, о чем будет наше занятие?

Отгадайте загадку:

Она и в озере, она и лужице

Она и в чайнике у нас кипит

Она и в реченьке бежит, шуршит.

Что это? (вода)

Воспитатель: О чем мы сегодня будем говорить на занятии? Да о воде.  Где можно встретить воду? (ответы детей). Зачем нам нужна вода? Кому еще нужна вода? (ответы детей)

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране,

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит.

Паром чайника шипит.

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею я вам доложить

Без неё нам не прожить.

Воспитатель: А что же такое вода? (Ответы детей)

Мы сегодня попробуем немного узнать о воде. Я приглашаю вас в нашу лабораторию воды, где мы будем проводить необычные и очень интересные опыты с водой. Ну что дети, вы  готовы стать исследователями? Тогда вперед.

Опыт 1. «Вода – это жидкость»

Подойдите к тазику, возьмите стаканчики с водой и вылейте в тазик. Что вы сделали сейчас с водой? (вылили, перелили)

Перельём воду в разные бутылочки. У нас это получается легко и просто!  

Вывод: вода - это жидкость. Она течет. Её можно наливать, переливать из одного сосуда в другой. Воду можно наливать в сосуд любой формы. Также мы можем перелить чай, компот или кисель, потому что все это жидкости.

Воспитатель: Как вы считаете, какого цвета вода? (ответы детей) Давайте проверим.

Опыт 2. «Вода бесцветная»

На столе у воспитателя стакан с молоком и стакан с водой. - Какого цвета молоко? (белого). А можно сказать про воду, что она белого цвета? (Ответы детей) Возьмите стакан с молоком и поставьте на картинку. Видно картинку? Почему? Возьмите стакан с водой и тоже поставьте на картинку. А через воду картинку видно? Какая вода? Прозрачная, поэтому через стакан с водой картинку видно?

Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная, прозрачная. 

Воспитатель: Ребята, а я знаю, что вода может изменить свой цвет. Хотите убедиться в этом?

Опыт 3. «Вода может изменить свой цвет»

На столе у воспитателя 2 стакана с водой, зелёнка, марганцовка.

Воспитатель:  Сейчас я добавлю в воду волшебный кристаллик (марганцовку) и мы посмотрим, что произойдет с водой. Изменила вода свой цвет? А теперь вы возьмите ватную палочку и помешайте ею в стаканчике с водой. Какая стала вода у вас в стаканчиках?

Вывод: вода может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили.

Воспитатель:  А теперь, я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус. Какая она? Сладкая? Солёная? Горькая?

Вывод: вода не имеет вкуса, она безвкусная. 

Опыт 4. «Вода не имеет запаха»

Воспитатель:  А теперь, я предлагаю вам, ребята, понюхать воду в этом стакане. Пахнет ли вода чем-нибудь? А теперь понюхайте жидкость в другом стакане? Это подсолнечное масло, оно пахнет!  

Вывод: вода ни чем не пахнет, у неё нет запаха. 

Воспитатель:  Давайте вспомним о чем мы сегодня говорили? (Ответы детей) Расскажите, что вы сегодня узнали о воде?(Ответы детей).

Воспитатель:  Понравилось вам наше занятие. Какое задание было самое интересное? Какое самое трудное. Мы будем ещё много говорить о воде и узнаем ещё больше. Наше занятие закончено. Молодцы!

Занятие на тему: «Юный садовод»

Цели:

1.Познакомить детей с овощами в натуральном виде и на картинках.

2.Формировать у детей представление о том, как нужно выращивать овощи.

Материал и оборудование: Свежие овощи( морковь, огурец, помидор, картофель, лук, капуста, свекла), набор муляжей овощей, набор картинок «Овощи», пластилин.

Ход занятия

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Посмотрите, кто сегодня пришел к нам в гости, это зайчиха и ее зайчата. Да, это наши постоянные друзья. Сегодня Зайчиха приглашает вас в гости на свой огород. На огороде у неё есть грядки.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что растет на грядках (овощи). Зайчиха так намаялась со своими зайчатами, что позабыла, какие овощи растут на ее грядках. Давайте поможем ей вспомнить названия посаженных на грядках овощей.

1 занятие «Угадай овощ»

Раскололся тесный домик 
На две половинки. 
И посыпались оттуда 
Бусинки-дробинки.
(Горох)

Как на нашей грядке 
Выросли загадки 
Сочные да крупные, 
Вот такие круглые. 
Летом зеленеют, 
К осени краснеют.
(Помидоры)

Хотя я сахарной зовусь, 
Но от дождя я не размокла, 
Крупна, кругла, сладка на вкус, 
Узнали вы, кто я? ... 
(Свекла)

Сидит дед, в шубу одет, 
Кто его раздевает, тот слёзы проливает.
(Лук)

Растет она – в земле,
Известна – в целом мире.
Частенько на столе
Красуется в мундире.
(Картошка)

Говорит коза, что козы
Очень любят нюхать розы.
Только почему-то с хрустом
Нюхает она…

(Капусту)

Ее тянут бабка с внучкой,
Кошка, дед и мышка с Жучкой.

(Репка)

Воспитатель: Молодцы ребята! Помогли зайчихе вспомнить все овощи. А теперь давайте поможем нашей гостье собрать все овощи в корзину.

2 задание «Собираем урожай»

(Пока звучит музыка, дети собирают с полу овощи и складывают их в корзины).

Воспитатель: Посмотрите, дети, как много овощей мы нарвали.  А где все они росли? (на грядке в огороде). Молодцы, дети, помогли Зайчихе убрать овощи с грядок.

3 задание «Юный садовод»

Воспитатель: Сейчас мы с вами будем узнавать овощи на ощупь. Педагог достает мешок с овощами. Дети подходят по очереди, опускают в мешок руку и отгадывают овощ.  

Воспитатель: Это маленький Ивашка в коричневой рубашке? Что это? (Картошка).

 Где она выросла? (На огороде). Потрогайте картошку. Какая она? Она круглая, твёрдая, коричневая (обследование картошки) .

Воспитатель: Что это? (Помидор). Какой помидор? Помидор красный, вкусный. Где он растет? (На огороде). (Обследование помидора)

Воспитатель: Что это? (Огурец). Где он вырос? (На огороде). Какой он? Огурец зеленый, гладкий, колючий (обследование огурца) .

Воспитатель: Это что? (Свекла). Какая она? Она круглая, бордовая. Где растёт свекла? (На огороде). (Обследование свеклы) .

Воспитатель: Молодцы, ребята! А теперь давайте,  поможем зайчихе накормить своих зайчат.

Пальчиковая гимнастика: “Засолка капусты”

(Координация речи с движением, развитие тонкой моторики)

Мы капусту рубим, рубим (Движения прямыми ладонями по столу)

Мы морковку трем, трем (Движения кулаков к себе и от себя)

Мы капусту солим, солим, (Имитация посыпки солью пальцами)

Мы капусту жмем, жмем. (Интенсивное сжимание обеих рук в кулачок)

Воспитатель: Молодцы, ребята, зайчата сыты, но чтобы наши лесные друзья нас не позабыли, мы должны оставить им на память что-то необычное, сделанное своими руками. Давай те подарим им овощи, но не обычные овощи с грядки, а волшебные овощи из пластилина.

4 занятие «Подарок для зайки»

   Дети садятся за свои рабочие места, воспитатель раздает детям волшебный пластилин. Дети лепят овощи: помидоры, огурцы, картофель, лук, морковку и т.д.

Воспитатель: Молодцы, ребята!!! Посмотрите, какой необычный урожай мы с вами собрали. (Дети вручают поднос с овощами зайчатам).

Воспитатель: А теперь нам пора прощаться с нашими новыми друзьями!!! До свидания!!!Приходите к нам в гости!!!

Беседа на тему «Жизнь птиц зимой»

Как птицам перезимовать? 
Известно, что у птах 
Нет ни халатов ватных, 
Ни байковых рубах. 
У многих даже нет гнезда: 
Они в грозу, и в град, 
И под дождём, и в холода 
На ветках сидя спят.

Сугробами засыпаны 
Бугры, дворы, дорожки. 
Не могут пташки отыскать 
Ни зёрнышка, ни крошки. 
И вот летают всё слабей 
Ворона, галка, воробей.

Зима навела строгий порядок в лесах и на полях. Все у нее прибрано, подметено, сверкает белизной. Раздала она деревьям теплые шубы, укрыла поля белым теплым одеялом. Но для птиц наступила суровая пора. Сегодня мы с вами поговорим о жизни птиц зимой.

Зима  – тяжелое время для птиц и многие из них улетают в теплые края. Дети а как называют таких птиц? (Ответы детей) Правильно перелетные. Но не все птицы улетают от нас, некоторые остаются! А как называют таких птиц? (Ответы детей) Правильно, зимующие птицы. Сейчас мы с ними поближе познакомимся.  

А у нас игра сейчас. Я прочту стихи для вас. Я начну, а вы кончайте.
Дружно вместе отвечайте. (Дети отгадывают  загадки, воспитатель показывает картинки с изображением птиц.)

Вещунья – белобока,
А зовут её …(Сорока)

Жёлтое брюшко у маленькой птички,
А зовут её …(Синичка)
Чёрная, как вар,
Кричит: «Карр!» (Ворона)
Чик – чирик! К зёрнышкам прыг!
Клюй, не робей! Кто это? (Воробей)
Красногрудый, чернокрылый,
Любит ягоды клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь)

Всю ночь летает. 
Мышей добывает.
А станет светло –
Спать ляжет в дупло. (Сова)
Всё время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит. (Дятел)

Молодцы, ребята! С птицами мы познакомились, а теперь скажите легко ли птицам живется зимой? (Ответы детей). Правильно, им очень не просто пережить зиму, потому что птицам недостаточно корма. При голодании, особенно у мелких птиц, понижается температура и они быстро гибнут. Вот и тянутся птицы поближе к человеческому жилью, рассчитывают на его доброту, сострадание. Они ждут помощи.

А расскажите, как же мы с вами можем помочь птицам зимой? (Ответы детей). Правильно покормить птиц. А как это можно сделать? (Ответы детей). Смастерить кормушки, повесить их и следить за тем, чтобы в них каждый день был корм, построить с мамами и папами скворечники, развешать на кусты и ветви деревьев кусочки ваты и меха.

К тому же, покормить птиц – несложный и приятный способ проявить человечность и стать добрее. Нельзя забывать об огромной работе, которую выполняют пернатые, избавляя деревья и кустарники от множества опасных вредителей. Список врагов, с которыми ведут борьбу птицы, просто огромен: плодожорки, шелкопряды, пяденицы, листовертки, моль, майские жуки, клопы.

Итог

Чем мы занимались сегодня? О чем говорили?

Даже если наша жизнь и профессия не будут связаны с природой и птицами – не забывайте о них. Беречь природу – охранять свою жизнь. Любить животных – значит любить своих близких. Каждая кормушка, каждая горсть зерна поможет спасти от гибели не одного пернатого певуна.

Беседа на тему «Изменения в природе осенью»

В сентябре еще не грустно:

Теплый полдень, все в цветах.

Помидоры и капуста

Поспевают на полях.

По утрам, конечно, зябко,

Но пока морозов нет.

И еще зеленой шапкой

Лес усталый приодет.

Птичий гомон не смолкает,

Но прохладная пора

О себе напоминает

Нудным дождиком с утра.

Воспитатель: Ребята, о каком времени года это стихотворение? Правильно, об осени. О ней мы сегодня и будем говорить. Скажите, а какие изменения в природе мы можем увидеть в это время? (Утро и вечер становятся прохладнее, опадают листья с деревьев, идут дожди, птицы собираются улетать в теплые края, появляются утренние туманы).(Воспитатель выставляет на доску иллюстрации с изображением осени).

Воспитатель: Посмотрите дети, это время называют ранняя осень. (Указывает на картинку). В это время паучки начинают летать на своих паутинках, а днём бывает даже жарко, как летом. Это время ещё называют бабьим летом. Но уже чувствуется по утрам и вечерам приближение холодов. А дальше нас ждет следующий этап осени- золотая осень. (Показывает соответствующую картинку).

Воспитатель: Начинают лить холодные дожди, дуют холодные ветры, небо становится хмурым, туманы становятся густыми и продолжительными, листья на деревьях меняют свой цвет, начинают опадать, трава совсем засыхает, отцветают цветы, вода в реке становится очень холодной, солнце греет очень мало, пропадают насекомые, начинают улетать первые перелётные птицы, люди одеваются теплее, убирают в поле и в саду последний урожай. 

Воспитатель: Как вы думаете, почему насекомые начинают пропадать (большинство насекомых питаются нектаром с цветов, а цветы уже отцвели, становится очень холодно и сыро). Почему птицы начинают улетать? (становится холоднее, пропадают насекомые, и те птицы, которые питаются насекомыми улетают в тёплые края икать себе пропитание и тепло).

Воспитатель: Что же происходит дальше!? Наступает поздняя осень.  Опадают последние листья с деревьев, солнышко показывается очень мало, дожди продолжительные, иногда падают снежинки, становится заметно холоднее, по утрам вместо росы бывает иней, по ночам бывают первые заморозки, на лужицах появляется первый лёд, последние перелётные птицы собираются в стаи и отправляются в тёплые края, звери готовятся к зиме, некоторые уже прячутся в норки, некоторые меняют шубку, люди вспахивают поля, засевают озимые, насекомые пропадают.

Итог

 Давайте назовём, какая бывает осень? (Ответы детей). А какие изменения в природе происходят осенью? (Ответы детей). Куда улетают птицы (Ответы детей). Куда пропадают насекомые? (Ответы детей). Чем осенью заняты животные в лесу? (Ответы детей).

Молодцы, дети! Теперь вы знаете, то красавица-осень бывает разная. Осенью в природе происходит множество изменений. К зиме готовятся все: люди, растения, насекомые,  звери и птицы. Осень – самое волшебное время года.

Дидактические игры по экологическому воспитанию

 «ОТГАДАЙТЕ, ЧТО ЗА РАСТЕНИЕ»

Цель. Учить описывать предмет и узнавать его по описанию; формировать умение выбирать самый яркий признак растения.

Ход игры. Воспитатель предлагает ребёнку назвать один самый характерный признак растения, остальные дети должны угадать само растение. Например, белый ствол (берёза); красная с белыми точками шляпка (мухомор) и т.д.

«КТО ГДЕ ЖИВЁТ».

Цель. Развивать умение группировать растения по их строению (деревья, кустарники).

Ход игры. Дети будут «белочками» и «зайчиками», а один ребёнок – «лисой». «Белочки» и «зайчики» бегают по поляне. По сигналу: «Опасность – лиса!» - «белочки» бегут к дереву, «Зайцы» - к кустам. «Лиса» ловит тех, кто неправильно выполняет задание.

«ПТИЦЫ»

Цель. Закреплять умение классифицировать и называть животных, птиц, рыб.

Ход игры. Дети становятся в круг. Ведущий называет птицу (рыбу, животное, дерево…), например, «воробей» и передаёт мяч соседу, тот называет «ворона» и т.д.  Кто не сможет ответить, тот выходит из круга.

«НАЗОВИ ТРИ ПРЕДМЕТА» (вариант 1).

Цель. Упражнять в классификации предметов.

Ход игры. Дети должны назвать предметы, соответствующие данному понятию. Педагог говорит: «Цветы!» и бросает мяч ребёнку. Он отвечает: «Ромашка, василёк, мак».

(вариант 2)

Воспитатель делит детей на две команды. Первый ребёнок называет цветок и передаёт мяч другой команде. Та должна назвать три названия цветов и передать мяч первой команде, которая, в свою очередь, называет тоже три цветка. Побеждает та команда, которая последней назвала цветы.

 «ОТГАДАЙТЕ, ЧТО ЗА РАСТЕНИЕ»

Цель. Учить описывать предмет и узнавать его по описанию; формировать умение выбирать самый яркий признак растения.

Ход игры. Воспитатель предлагает ребёнку назвать один самый характерный признак растения, остальные дети должны угадать само растение. Например, белый ствол (берёза); красная с белыми точками шляпка (мухомор) и т.д.

 «ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК»

Цель. Закреплять и систематизировать знания детей о том, что сделано руками человека, а что – природой.

Ход игры. «Что сделано человеком? – спрашивает воспитатель и бросает мяч игроку. После нескольких ответов детей он задаёт новый вопрос: «Что создано природой?» Дети отвечают.

Заключение

Дошкольный возраст – период впитывания, накопления знаний. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. И здесь важна роль педагога, который подбирая правильные методы и приемы, вводит ребенка в социальный мир.

Проектирование представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности дошкольников. Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка – дошкольника .

Прежде всего, в ходе проектной деятельности расширяются знания детей об окружающем мире, развиваются общие способности детей – познавательные, коммуникативные и регуляторные, дошкольники приобретают необходимые социальные навыки.

Проектирование заставляет педагога постоянно находиться в пространстве возможностей, что изменяет его мировоззрение и не допускает стандартных, шаблонных действий .

В ходе проектной деятельности развиваются детско-родительские отношения. Ребенок оказывается интересен родителям, поскольку он выдвигает различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях.

         Подводя  итоги проекта, можно отметить, что цели и задачи, решаемые в процессе реализации проекта, были достигнуты.

После завершения проекта воспитателями были проведены беседы с детьми в мини-группах. Основная масса детских ответов продемонстрировала хорошее знание правил поведения в природе,  роли человека в ее охране (более 85% положительных ответов).

Данный проект еще раз проиллюстрировал внутренние творческие резервы педагогов, их организаторские способности. В результате в группе изготовлена дидактическая игра «Экологический светофор», совместно с родителями изготовлена книга своими руками «Правила поведения в лесу», оформлен стенд «Чем мы можем помочь природе?». Проводимые беседы, заучивание стихотворений, отгадывание загадок, кроссвордов открыли перед детьми новые знания, обогатили уже имеющиеся. Новые формы взаимодействия с воспитателями и родителями сформировали у детей творческую речевую активность.

Участие в проекте помогло дошкольникам почувствовать свою значимость, ощутить себя полноправным участником. У ребят появилась возможность внести свою лепту в общее дело, проявить индивидуальность.

В начале проекта для изучения  мнения родителей по заявленной теме была предложена анкета. В опросе приняли участие 18 семей воспитанников старшей группы. Большинство родителей показали низкий и средний уровень заинтересованности в экологическом воспитании детей, а некоторые проявили явное безразличие к данной проблеме.

Блиц-опрос, проведенный по итогам проекта, показал, что родители стали уделять больше внимания экологическому воспитанию детей, а также  способствовать взаимодействию детского сада и семьи.

Это еще раз убедило нас в эффективности и воспитательной значимости данного проекта не только для детей, но и для их родителей.

Список использованной литературы

1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство»;

2. Программа экологического образования «Мы» автор Н.Н. Кондратьева;

3. Программа «Наш дом – природа» автор Н.А. Рыжова;

4. «Экологические занятия в ДОУ» автор Т.М. Бондаренко;

5. «Любовь к природе воспитываем с детства» автор С.Н. Николаева;

6. «Экологические занятия в детском саду» автор О.А. Воронкевич.

7. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений». Иванова А.И.  – М.: ТЦ Сфера, 2003.

8. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада. Николаева С.Н.  – М.: Новая школа, 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательное интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста в процессе экологического воспитания.

Тематические занятия: "Животные наши помощники", "День птиц", День космонавтики"....

Проектная работа на тему :Проектно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста

Проектная деятельность в ДОУ- это своеобразный индикатор профессионализма педагогов, их готовность к инновационным  методам работы....

Проектно- исследовательская деятельность детей дошкольного возраста

Проектно-исследовательская деятельность детей дошкольного возрастаПроектно-исследовательская деятельность — один из самых эффективных видов деятельности детей, который положительно вли...

проектно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста "МАЛЕНЬКИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ"

Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения: экспериментам, проектам, опытам.Содержание...