Родительское собрание в старшей группе детского сада. Тема: "Роль семьи в организации чтения"
учебно-методический материал (старшая группа) по теме

Бреус Валентина Дмитриевна

 

Родительское собрание в старшей группе

детского сада

«Роль семьи в организации чтения»

 

Цель: подведение родителей к выводу о том,  что чтение детских книг в семье играет огромную роль для всестороннего развития детей;

 

Задачи: расширять представления родителей о роли семейного чтения  в воспитании ребёнка;

стимулировать самообразование родителей;

прививать навыки читательской культуры;

воспитывать бережное отношение к книге.

 

Форма проведения: дискуссия.

 

Участники: воспитатели, родители, дети, библиотекарь.

 

Подготовка к собранию:

  1. Изучение читательских интересов семей и выяснение отношения к чтению книг дома.
  2. Подготовка  выставки разножанровой детской литературы.
  3. Совместная деятельность родителей и детей в условиях детского сада по изготовлению самодельной книги. Тема: «У меня есть КНИГА!»
  4. Подготовка фотовыставки « Вечер с книгой».
  5. Оформление папки – раскладушки « Литература и прикладное искусство».

 

План проведения

  1. Вступительная часть.
  2.  Чтение стихов о книгах детьми.
  3. Начало дискуссии «Роль семьи в организации чтения».
  4. Анализ анкет.
  5. Выступление библиотекаря.
  6. Из опыта семейного воспитания.
  7. Фестиваль чтецов (выступление родителей, детей).
  8. Решение собрания.

 

Ход мероприятия

 

Вступительная часть

 

Воспитатель. Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с Вами. Нашу встречу мы  хотим посвятить семейному чтению.

Всем известно, что на Руси семья была почитаема и оберегаема, потому что именно здесь происходило рождение, становление и формирование личности человека. Каждая семья, где есть дети, мечтают о том, что бы они выросли уважаемыми людьми, нашли своё признание, что бы их жизнь была счастливой и успешной. Но где взять ту волшебную палочку, которая поможет превратить эту мечту в  жизнь? Ответ прост: эта волшебная палочка – умение и желание ребёнка читать.

 

(Далее: стихотворения рассказывают двое детей подготовительной группы)

 

  С. Михалков  «Первая книжка».

 

Книгу первую мою

Берегу я и люблю.

Хоть пока и по слогам,

Я её читаю сам –

И с конца, и с серединки,

В ней красивые картинки,

Есть стихи, рассказы, песни,

С книжкой жить мне интересней!

Я к вам обращаюсь, товарищи, дети:

Полезнее книги нет вещи на свете!

Пусть книги друзьями заходят в дома,

Читайте всю жизнь,

Набирайтесь ума!

 

В.Берестов

 

Как хорошо уметь читать!

Не надо к маме приставать,

Не надо бабушку трясти :

«Прочти, пожалуйста!

Прочти!»

Не надо умолять сестрицу:

«Ну почитай ещё страницу!»

Не надо звать,

Не надо ждать,

А можно взять

И почитать.  

 

 Начало дискуссии «Роль семьи в организации чтения»

 

Воспитатель: Чтение вслух  в кругу семьи – очень интересна и полезная форма общения. Предлагаю по очереди высказаться  и обосновать свою точку зрения о пользе чтения в кругу семьи: (предполагаемые мнения родителей.........)

  1. Обсуждение нравственных вопросов;
  2. Заучивание наизусть стихов, перессказ произведений;
  3. Установление взаимопонимания как в кругу семьи так и за ее пределами (сглаживание поколенчаских барьеров);
  4. Воспитывает в ребенке доброе и любящее сердце;
  5. Самое действенное решение проблемы не читающих детей;
  6. Расширяет кругозор детей, учит их мыслить, развивает речь, память, воображение;
  7. Радость познания;
  8. Источник интеллектуального развития;
  9. Духовное сближение (породнение родителей и детей) и т.д.

 

 

Литературная  викторина  для родителей.

Взрослым – предложить стихи по сказке А.Н. Толстого «Золотой ключик».

 

Вот ключ волшебный, золотой.

Он очень даже не простой,

О нём нам сказку рассказал

Писатель Алексей ......(Толстой).

 

Длинный нос, под мышкой книжка –

Вот так странная картина!

А куда идёт мальчишка,

Что зовётся.....(Буратино).

 

Он рукою нам помашет,

Ловко гнуться два колена –

«Польку – птичку» бойко спляшет,

Хоть он сделан из......(полена).

 

Он доктор кукольных наук.

Но, куклы, он не любит вас!

Придумал куклам сотни мук

Злодей противный.....(Карабас)

 

Подручный Алисы всегда тут как тут:

Базилио – ловкий обманщик и.... (плут)

 

Триста лет живёт в пруду.

У лягушек на виду.

Буратино ключ вручила.

А зову её .....(Тортилла).

 

Анализ анкет.

Выступление библиотекаря.

Библиотекарь обращает внимание родителей на то, что книг для детей дошкольного возраста великое  множество. Это рассказы и повести о животных, волшебные сказки и повести, веселые и забавные приключения, поучительные истории, басни и притчи, а также многочисленные стихотворения и сказки в стихах, но в большинстве своем это произведение для детей которые уже приучены слушать и читать книжки. Даже для старших дошкольников, привычных к чтению, лучше брать яркие, красочные издания с качественными иллюстрациями. Сегодня, когда наши дети постигают азы чтения, необходимо помочь им полюбить книгу, т.к. неумение читать не только отрицательно влияет на успеваемость ребёнка, но и на его общее развитие. Пока ребёнок мал, с удовольствием читайте  ему книги. Можно читать по очереди, рассматривая картинки, находить смешные несовпадения, задавайте вопросы. Помните, что чтение является основой всего обучения в  школе.     

 

Рекомендации по правильному обращению с книгой.

Библиотекарь рассказывает о том, что собой представляет книга, формирует основные требования - как  с ней  необходимо обращаться детям и как этому нужно учить.

 

Проходит награждение победителей по изготовлению                                 самодельной  книги.

 

Из опыта семейного воспитания.

Родители выступают  по следующим вопросом:      *** Чтению вслух – привлекательное мероприятие для детей;

                              *** Рисование по следам воспринятого произведения.

                              *** Традиции нашей семьи.

                                        

Аукцион пословиц  о книге и чтении (пословицы, поговорки, стихи о

                               книгах, о чтении). Выступление родителей и детей.

Воспитатель. Наш русский народ издавна ценил меткое слово, находчивый ум. Так до нашего времени и дошла народная мудрость, выраженная в пословицах и поговорках. А т.к. лучший подарок-  книга, то на нашем аукционе разыгрывается вот эта книга. Итак, кто последний назовёт пословицу о книге, чтении, тот и победит.

 

Решение родительского собрания

 

  1. Учитывая важную роль родителей в привитии у детей любви к  книге и развитии интереса к чтению, направить усилия на решение следующей задачи: ежедневно читать с  ребёнком детские книги, обсуждать прочитанное, помогать составлять рассказы по прочитанному.
  2. Каждой семье организовать вечера семейного чтения.
  3. Включить в круг  детского семейного чтения стихи, рассказы, пословицы, поговорки.
  4. Систематически посещать библиотеку.
  5. Объявить конкурс на лучшего чтеца.  В конце года подвести его итоги  и вручить призы победителям.

 

Заключительное слово воспитателя.

 

Уважаемые родители, гости, дети! Закончилась наша встреча. Она рассчитана всего  на час. Но, вы, читающий народ, любите книгу целый год!   Пусть подготовленные нами памятки помогут вам в путешествии по «Стране книг» (раздача родителям памятки).

 

Памятка для родителей.

 

  1. Читайте вслух с ребёнком не менее 10 – 15 мин. в день.
  2. перед чтением уберите со стола отвлекающие предметы, проветрите комнату.
  3. Если ребёнок устал. Проведите физкульминутку.
  4.  Во время чтения книги выясняйте значение трудных слов, рассматривайте иллюстрации.
  5. Беседуйте о прочитанном: о том, чему учит книга, что нового ребёнок узнал.
  6. Предложите ребёнку нарисовать картинку к самому интересному отрывку из книги или выучить его наизусть.
  7. Предлагайте ребёнку для самостоятельного чтения специальную литературу из серии «Читаем сами».

 

Литература

 

 

Смирнова О.Д. «Метод проектирования в детском саду» Образовательная область «Чтение художественной литературы» М., «Скрипторий 2003» 2011.

Чиркова С.В. «Родительские собрания в детском саду».Москва. «ВАКО»         2008.

 

Бреус Валентина Дмитриевна., воспитатель.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение  «Центр развития ребёнка – детский сад №4» «Кроха», г.о. Электросталь, Московская обл.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vodovozova_1.doc28 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема литературного образования детей старшего дошкольного возраста.

 Вопросы приобщения дошкольников к художественной литературе занимает важное место в современной отечественной педагогике. В конце 21 века многочисленные проблемы модернизации общества сказались на возможностях доступа к культуре и образованию, что отразилось как на чтении взрослых и детском чтении. Именно поэтому приобщение дошкольников  к литературе является одним из приоритетных направлений современного образования. Чтение произведений литературы рассматривается сегодня как важнейший элемент культуры, средство повышения интеллектуального потенциала нации, творческой и социальной активности российского общества.

Очевидно, что в решении проблем литературного образования детей дошкольного возраста, существенную роль играет деятельность дошкольных учреждений по приобщению детей к литературе, поскольку процесс формирования читателя в ребёнке начинается в дошкольном детстве, совместными усилиями педагогов и родителей. Не случайно в Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования чтение художественной литературы впервые выделено в самостоятельную образовательную область, содержание которой «должно быть направлено на достижение основной цели: формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач:

- формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;

- развитие литературной речи;

- приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.  

В трудах Л.С. Выгодского, А.В. Запорожца, С.Л, Рубинштейна, Б.М. Теплова, О.И. Никифоровой, Е.А. Флёриной, и других учёных исследуются особенности восприятия художественной литературы ребёнком дошкольного возраста. Влияние эстетического восприятия литературных произведений на творческую деятельность детей  (выразительное чтение стихов и пересказ), изучала Н.С. Карпинская, полагающая, что развитию у детей чувств языка, способности запоминать образные точные выражения и обогащать ими обыденную речь способствуют занятия с использованием художественной литературы, а также чтение книг детям.  

Проблема воспитания детей- дошкольников средствами художественной литературы рассматривались в целом ряде исследований Н.С. Карпинской, Р.И. Жуковской, О.И. Никифоровой. Педагогическое наследие К.Д. Ушинского и Л.Н. Толстого в отечественной педагогике имеют богатые традиции: показывают пути совершенствования руководства детским чтением. О необходимости широкого использования произведений художественной литературы для развития и воспитания художественного вкуса ребёнка писала в своих работах Е.И. Тихеева. Огромную роль в решении проблем литературного образования детей сыграли фундаментальные педагогические исследования Д. Б. Эльконина, А. Н. Гвоздева, А. В. Захарова, посвященные роли художественной литературы в словесной деятельности детей, влиянию восприятия литературных произведений на творческую деятельность.        

       

 

Для педагогов и родителей является естественным желанием  видеть своих детей любознательными, сообразительными, умелыми. Актуальность проблемы литературного образования детей   дошкольного возраста  на современном этапе обусловлена тем, что всё чаще знакомство детей с классической литературой происходит через Интернет и телевизор. Снижается статус литературы, происходит резкое сокращение доли чтения в структуре свободного времени детей, их замедленное  вхождение в книжную культуру. Теряется самоценность детства, исчезает потребность в художественном слове как средстве общения с детьми, естественная жизнь подменяется её конструкцией и, как результат, снижается интерес к чтению.  

Основываясь на данном положении мы в своей работе уделяем роли ДОУ и семьи в воспитании читательских интересов у детей старшего дошкольного возраста, как важному условию их полноценного литературного образования.                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в старшей группе детского сада "Здоровый образ жизни"

Представлен конспект проведения родительского собрания  "Здоровый образ жизни". Целью данного собрания является обеспечение тесного сотрудничества и единых требований детского сада и семьи в...

Родительское собрание в старшей группе детского сада тема: « Роль родного дома и семьи в формировании личности дошкольника.»

Цель:1.выявление особенностей взаимоотношений между ребёнком и родителем;2. разработка основных правил семейного воспитания....

Родительское собрание в средней группе детского сада тема: « Роль родного дома и семьи в формировании личности дошкольника.»

"Характер и нравственное поведение ребёнка - это слепок с характера родителей, он развивается в ответ на их характер и их поведение" Эрих Фромм "Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь ...

Родительское собрание в старшей группе детского сада "Семья - это главное слово на свете"

Данное родительское собрание будет полезно воспитателям ДОУ, работающих в старшей группе (дети 5-6 лет)....

Материал к родительскому собранию в старшей группе детского сада "Семья вместе - душа на месте!"

Форма проведения: Семейная гостиная.Тема: "Семья вместе - душа на месте!"1. Знакомство с обычаями и традициями русского народа;2. "Скучно жить без посиделок - и бы надо возродить!"...

Родительское собрание в старшей группе детского сада «Начало учебного года – начало нового этапа в жизни детского сада»

ПОВЕСТКА ДНЯ:1.О выполнении решения предыдущего родительского собрания.Информация воспитателя Белой Е.А.2. Как прийти к полному взаимопониманию с детьми или помочь детям справиться со своими чувствами...

15.01.23 Родительское собрание в старшей группе детского сада «Роль родного дома и семьи в формировании личности дошкольника»

Родительское собрание в старшей группе детского сада «Роль родного дома и семьи в формировании личности дошкольника»Цель:1. Выявление особенностей взаимоотношений между ребёнком...