Что такое готовность к школьному обучению и как помочь ребенку подготовиться к школе
материал (подготовительная группа) по теме

Консультация проводилась для родителей детей подготовительной к школе группы. Здесь опсианы основные аспекты психологической готовности ребенка к школе, а также с какими трудностями сталкиваются в школе не готовые к обучению дети. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Что такое готовность к школьному обучению и как помочь ребенку подготовиться к школе».

Веселые и нарядные, с букетами цветов, 1 сентября дети идут в школу. Каждый из них надеется быть примерным учеником и получать хорошие отметки, любить своего учителя и школу и вообще рассчитывает на интересную, веселую во всех отношениях жизнь. Не чуждо это радостное настроение и учителям. «Вот мои дети. Какие они все хорошие! Надо только найти к каждому из них свой «золотой ключик». Но вот проходит совсем немного времени, и мы слышим: «Мама, а долго я буду ходить в школу? Я уже устал»; «А когда будут каникулы? Всё учимся, учимся…». И, с другой стороны, можно услышать жалобы учителей на сложности работы. В чем причина недовольства? Каким детям трудно учиться и с какими детьми учителю трудно?

Именно не готовые к школьному обучению дети доставляют учителю больше всего хлопот. Как правило, именно из этой категории «ведут свою родословную» отстающие ученики. Чаще всего эти дети бывают невнимательными на уроке, выпадают из общей работы класса, именно у них быстро пропадает интерес к школьной жизни.

Как можно установить психологическую готовность или неготовность детей к школе? Что же такое в нашем представлении зрелый дошкольник?

«Дошкольную зрелость» можно определить как целостное психическое состояние ребенка дошкольного возраста, характеризующееся высокой степенью развития тех качеств личности и процессов, которые переживают свой расцвет именно в дошкольный период детства. Для 6-летних детей с хорошим психическим развитием наиболее типичен кооперативно-соревновательный уровень общения со сверстниками, произвольность в сфере общения со взрослым и открытие ребенком своих переживаний в сфере самосознания. Кроме того, принципиально важными являются:

 - сформированные приемы игровой деятельности;

 - развитые социальные эмоции и высокий (для данного периода) уровень нравственного развития;

 - развитое воображение;

 - высокий уровень наглядно-образного мышления, памяти, речи.

Принято выделять три основные группы трудностей, с которыми сталкиваются не готовые к школе дети. Первая группа затруднений относится к системе взаимоотношений и взаимодействия со сверстниками (неумение слушать товарища и следить за его работой, содержательно общаться со сверстниками, согласовывать с ними свои действия). Вторая группа – к сфере общения со взрослыми (непонимание вопросов учителя, его особой позиции, специфичности учебных ситуаций и учебного общения). Третья группа – к сфере их собственного самосознания (завышенная оценка своих возможностей и способностей, необъективное отношение к результатам своей деятельности, неверное восприятие оценок учителя).

Эти три группы трудностей отражают основные стороны психологической готовности ребенка к школе и школьному обучению. Соответственно и показатели психологической готовности к школе подразделяются на эти же группы.

Как это ни парадоксально звучит, именно раннее начало школьного обучения создает необходимые условия для практического решения проблемы психологической готовности детей к школе.

Несмотря на то, что среди детей 6-летнего возраста есть дети с полноценной готовностью к школе, их меньшинство, и вполне правильно поэтому считать 6-летних детей не готовыми с психологической точки зрения к обучению школьного типа. Обучение детей 6-летнего возраста должно быть подчинено задаче подготовки к учению школьного типа.

Раннее проявление у ребенка каких-либо способностей ничего не говорит о его готовности или не готовности к школе. Даже несомненные математические способности не могут быть гарантией успехов на школьных уроках математики.

Итак, что же включает в себя психологическая готовность к школе?

Интеллектуальная готовность не сводится к имеющемуся у ребенка словарному запасу, специальным умениям и навыкам. Существующие программы, их усвоение потребуют от него умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы.

Личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителям, к самому себе. Если ребенок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии необходимого запаса умений и навыков, высокого уровня интеллектуального развития ему будет трудно в школе.  Успехи таких первоклассников налицо, если занятия вызывают у них непосредственный интерес. Но если интереса нет, то такой первоклассник делает все небрежно, наспех, ему трудно достичь нужного результата.

К 6 годам происходит оформление основных элементов волевого развития: ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить его, проявить определенные усилия в случае преодоления препятствия, оценить результат своего действия. В 6-летнем возрасте цель достигается успешнее при игровой мотивации и при оценке поведения со стороны сверстников. Важными являются умение подчинять свое поведение новым нормам и правилам, ориентироваться на указания учителя, обращенные к классу в целом, способность и желание внимательно слушать и точно выполнять эти указания.

В этом возрасте необходимо развивать способность действовать по моральным мотивам, при необходимости отказываясь оттого, что непосредственно привлекает, так как 6-летний ребенок способен соподчинять мотивы своего поведения. Первостепенное значение в формировании воли имеет воспитание мотивов достижения цели, а именно стремление не пасовать перед трудностями, не отказываться от намеченной цели при столкновении с препятствиями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Что такое готовность к школьному обучению? "

для успешного обучения в школе важнее не содержательная подготовка по предмету, которая при неумелом ее проведении может привести к перегрузке, нежеланию учиться и таким образом затормозит развитие ре...

Консультация для родителей:"Что такое готовность к школьному обучению ? "

Что такое готовность к школьному обучению ? – это школьная зрелость, подразумевающая достаточный уровень развития физиологического, психологического и функционального, которые необходимы для усп...

Что такое готовность к школьному обучению и как помочь ребенку подготовиться к школе?

Даны рекомендации родителям о том, что такое готовность к школьному обучению, как помочь ребенку подготовиться к школе, что должны знать родители о здоровье 6-летнего ребенка и его физическом развитии...

Что такое готовность к школьному обучению?

консультация для родителей...

Что такое готовность к школьному обучению?

Что такое готовность к школьному обучению?...

Консультация для родителей. "Что такое готовность к школьному обучению и как помочь ребенку подготовиться к школе"

Что такое готовность к школьному обучению и как помочь ребенку подготовиться к школеВеселые и нарядные, с букетами цветов, 1 сентября дети идут в школу. Каждый из них надеется быть примерным учеником ...

Рабочая программа психолого - педагогического сопровождения по формированию психологической готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста "Скоро в школу"

Программа направлена на выравнивание стартовых возможностей воспитанников ОСГБУСОССЗН "ОСРЦдН" старшего дошкольного возраста из разных социальных групп и разным уровнем подготовки к школе, п...