Консультация для родителей "Что такое готовность к школьному обучению? "
консультация (подготовительная группа) на тему

Ахмедеева Разия Минтагировна

для успешного обучения в школе важнее не содержательная подготовка по предмету, которая при неумелом ее проведении может привести к перегрузке, нежеланию учиться и таким образом затормозит развитие ребенка. Главное- сформировать его  психологическую готовность к школе, то есть познавательный интерес, определенный уровень развития мышления, внимания, памяти, речи, коммуникативных и творческих способностей, навыков самоконтроля.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Что такое готовность к школьному обучению?

            Готовность к школьному обучению, или школьная зрелость, включает в себя достижение определенного уровня интеллектуального, эмоционального и мотивационного развития.

              Интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребенка  кругозора, запаса конкретных знаний. Сюда же входят интерес к знаниям, процессу их получения за счёт дополнительных усилий, развитие мелкой моторики руки, глазомера, зрительно- двигательной координации.

              Поступление  в 1 класс требует  от ребёнка умения соответственно вести себя на уроках, внимательно слушать учителя, выполнять его просьбы, указания на разнообразные задания, другими словами- принять на себя роль ученика.

           Конечно, этот перечень не исчерпывает всех требований, предъявляемых к понятию « готовность», однако  он является основным.

    Поступление в школу- переломный момент в жизни ребенка. С него начинается новый этап в развитии малыша: ему предстоит осваивать не всегда похожие на прежние формы  деятельности, вырабатывать иной стиль отношения со сверстниками и взрослыми, физиологически перестраиваться. И очень часто причиной неуспеваемости , повышенной тревожности и школьных неврозов является неподготовленность ребенка к систематическому школьному труду..

   В современной школе ребенок должен с первых дней продемонстрировать свои интеллектуальные и личностные  качества. Теперь ему уже мало воспроизвести по памяти тот или иной учебный материал. Он должен уметь анализировать, сравнивать, делать обобщающие выводы, выражать их в речи, он должен видеть определенные закономерности или их нарушение, предлагать  и обосновать свои варианты решения учебных задач, выслушивать, понимать и оценивать варианты  ответов других  детей, осуществлять самоконтроль, самопроверку. Поэтому для успешного обучения в школе важнее не содержательная подготовка по предмету, которая при неумелом ее проведении может привести к перегрузке, нежеланию учиться и таким образом затормозит развитие ребенка. Главное- сформировать его  психологическую готовность к школе, то есть познавательный интерес, определенный уровень развития мышления, внимания, памяти, речи, коммуникативных и творческих способностей, навыков самоконтроля.

      Что же включает в себя психологическая готовность к школе?  

 Ее составными компонентами  являются личностная, волевая и интеллектуальная готовность

   Личностная готовность ребенка к школе.                                                       Подготовка ребенка к школе включает формирование у него готовности к принятию новой « социальной позиции»- положения школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего  иное по сравнению с дошкольниками, особое, положение в обществе.  Личностная готовность  выражается в отношении ребенка к школе. К учебной деятельности, к учителям, к самому себе. Как правило, дети выражают желание идти в школу. Взрослым полезно знать , что привлекает их ребенка к школе: « Мне купят  форму красивую», « У меня будет новенький ранец и пенал», « в школе учится  Боря, он мой друг!». Внешние аксессуары школьной жизни, желание сменить обстановку действительно кажутся заманчивыми старшему дошкольнику. Но оказывается, это еще не самые главные мотивы. Важно, чтобы школа привлекала ребенка и своей главной деятельностью- учением ( «Хочу учиться, чтобы быть, как папа», « Люблю писать», « Научусь читать» . « В школе буду решать задачи». « Я уже вырос и  я хочу учиться в школе ,как взрослые» и т.д. И это стремление естественно. Оно связано с новыми моментами в развитии старшего дошкольника. Ему уже недостаточно лишь в игре приобщаться к жизни взрослых. А вот быть школьником- совсем другое дело. Это уже осознаваемая ребенком ступенька вверх, к взрослости. Да и учеба в школе  воспринимается им как ответственное дело. Не проходит  мимо внимания ребенка и уважительное отношение взрослых к учебе как к серьезной деятельности.

      Если ребенок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии у него необходимого запаса умений и навыков, уровня интеллектуального развития ему трудно в школе. Ведь не всегда высокий уровень интеллектуального развития  совпадает с личностной готовностью ребенка к школе. Такие первоклассники ведут себя в школе, как говорится, по-детски, учатся очень неровно. Их  успехи налицо, если занятия вызывают у них непосредственный интерес. Но если его нет. И дети должны выполнять учебное задание из чувства долга и ответственности. То такой первоклассник делает его небрежно, наспех. Ему трудно достичь нужного результата.

     Еще хуже, если дети не хотят идти в школу. Они вызывают особую тревогу. « Нет, не хочу в школу, там двойки ставят, дома ругать будут», « Хочу, но боюсь», « Не хочу в школу, там программа трудная и играть будет некогда». Причина подобного отношения к школе , как правило, результат ошибок в воспитании детей. Нередко к нему приводит запугивание детей школой, что очень опасно, вредно, особенно по отношению к робким, неуверенным в себе детям. Можно понять боязнь и тревогу этих детей, связанную с предстоящим обучением. Нужно уделить  много внимания, времени, чтобы изменить их отношение к школе, вселить веру в собственные силы!

   Умение ребенка войти в детское общество, действовать совместно с другими, уступать, подчиняться при необходимости, чувство товарищества- качества, которые обеспечивают ему безболезненную адаптацию к новым социальным условиям, способствует созданию благоприятных условий для его дальнейшего развития.

        Волевая готовность ребенка к школе.

  Серьезного внимания требует формирование и волевой готовности  будущего первоклассника. Ведь его ждет напряженный труд. От него понадобится умение делать не только то, что ему хочется, но и то, что от него потребует учитель, школьный режим, программа. А это не так-то просто, когда в портфеле у тебя новенький значок и хочется поделиться  с товарищами по парте последними важными новостями. Но чтобы  делать не только приятное , но и необходимое, нужно волевое усилие, способность управлять своим поведением, своей умственной деятельностью, вниманием, мышлением, памятью.

     Интеллектуальная  готовность ребенка к школе. 

   Важно, чтобы ребенок был умственно развит.Долгое время об умственном уровне развития судили по количеству умений, знаний, по объему « умственного инвентаря», который выявляется в словарном запасе. Еще и теперь некоторые родители  думают, что чем больше слов знает ребенок. Тем больше он развит. Это не совсем так. Следует учесть , что изменились условия жизни.  Дети буквально купаются в потоке информации, как губка, впитывают новые слова и новые выражения. Словарь их резко увеличивается, но это не значит, что такими же темпами развивается и мышление. Конечно -же, определенный кругозор, запас конкретных знаний  о живой и неживой природе  , о людях и их труде, общественной жизни необходимы ребенку, как фундамент, основа того, что будет им в дальнейшем освоено в школе. « Пустая голова не рассуждает, - справедливо замечал психолог П.П. Блонский. Чем больше опыта и знаний  имеет голова, тем больше способна она рассуждать».

 Однако ошибочно думать, что словарный запас , специальные умения и навыки- это определяющее и единственное мерило интеллектуальной готовности ребенка к школе. Существующие программы , их усвоение потребуют от ребенка умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы, потребует достаточно развитых познавательных процессов. Высокого уровня познавательной деятельности дошкольники достигают , только  если обучение в этот период направлено на активное развитие мыслительных процессов, является развивающим, ориентированным на « зону ближайшего развития».

   Если познавательные интересы сформированы недостаточно, то не помогут никакие нотации и поучения. Бессмысленно объяснять ребенку , что без знаний нельзя стать ни матросом, ни поваром. Что все должны учиться и т.п. Лучше всего – интересные и содержательные беседы, занятия, наблюдения. Можно  вместе с ребенком посадить в цветочный горшок семечко и день за днем наблюдать, как увеличивается росток, как появляются первые листочки. Вполне закономерно, что у малыша возникнет вопрос: зачем они нужны растению? Они превращают воздух в еду и кормят весь росток. А как они это делают, ты узнаешь в школе. Нужно стараться всегда отвечать на вопросы , которые задает ребенок. Общение с родителями- огромная ценность для ребенка. Если своим вниманием взрослые поддерживают интерес к познанию, то он будет развиваться, крепнуть. Надо включить ребенка в осмысленную деятельность , в процессе которой он бы сам смог обнаружить все новые и новые свойства  предметов, замечать их сходство и различие. Не отмахиваться от детских вопросов, не пичкать сразу готовыми знаниями . а дать возможность  приобрести их самостоятельно -крайне важно в умственном воспитании первоклассника.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Психологические аспекты готовности к школьному обучению"

Психологическая готовность к школьному обучению. Основные компоненты. Что важно знать перед поступлением в школу....

Консультация для родителей:"Что такое готовность к школьному обучению ? "

Что такое готовность к школьному обучению ? – это школьная зрелость, подразумевающая достаточный уровень развития физиологического, психологического и функционального, которые необходимы для усп...

Консультация для родителей "Критерии коммуникативной готовности к школьному обучению"

Дошкольный возраст в психологии требует к себе особого внимания, а возраст, когда ребенок уже собирается в школу – еще большего внимания. В этом возрасте ребенок имеет массу изменений, не только...

Консультация для родителей. "Что такое готовность к школьному обучению и как помочь ребенку подготовиться к школе"

Что такое готовность к школьному обучению и как помочь ребенку подготовиться к школеВеселые и нарядные, с букетами цветов, 1 сентября дети идут в школу. Каждый из них надеется быть примерным учеником ...

Консультация для родителей «Критерии коммуникативной готовности к школьному обучению: скоро в школу»

. Что же будет отличать наших детей от большинства ребят которые не ходили в сад? А вот что: современные исследования показывают, что 30-40% детей приходят в школу, в первый класс неготовыми к обучени...